В какую сторону молитвы читать

Жизнь правоверного мусульманина строго регламентирована. В течение дня необходимо совершить 5 обязательных молитв, причем важно соблюдать не только установленные для каждой из них четкие временные промежутки, но и правильное положение тела. Считается, что Аллах услышит молящегося только в том случае, когда его лицо направлено в сторону Мекки. Поэтому у многих людей, только начинающих свой религиозный путь или переехавших в новое место, часто возникает вопрос, в какую сторону делать намаз.

В какую сторону молитвы читать

Как узнать, в какой стороне находится Мекка

В Мекке находится крупнейшая в мире мечеть, а в ней установлена главная святыня всех мусульман — Кааба. Именно к ней должно быть обращено лицо во время каждого намаза. Направление на Каабу называется киблой, причем распространенное мнение о том, что все мусульмане молятся на восток, ошибочно, потому что кибла указывает на восток только для некоторых африканских стран. Например, для жителей европейской территории России Мекка расположена на юге, а для американцев — на северо-востоке или даже на севере.

Если вы примерно представляете себе ваше расположение относительно Мекки на карте, сориентироваться поможет компас — обычный или в виде приложения для мобильного телефона. Для удобства можно воспользоваться специальными сервисами, которые показывают угол киблы относительно севера. Например, для Уфы он составляет 193,66°, для Москвы — 165,95°. Чтобы узнать, какой угол по компасу соответствует вашему региону, зайдите на сайт https://www.qiblafinder.org/ и введите его название в окне поиска.

Как определить киблу без компаса

Есть и другие способы определения направления, в котором нужно проводить намаз:

  • попробуйте узнать у знакомых мусульман, которым вы доверяете. Если они живут в этой местности постоянно, то наверняка покажут вам, куда нужно повернуться, совершая намаз;
  • найдите ближайшую мечеть. В каждой мечети есть углубление, называемое михрабом, где во время молитвы находится имам. Обычно оно расположено строго по направлению киблы относительно вас;
  • возьмите карту, установите свое местоположение и сориентируйтесь по сторонам света. Определить их можно по солнцу. В полдень оно располагается на юге (если вы живете в северном полушарии). Значит, тень от любого предмета будет направлена на север. Можно использовать наручные часы: если часовая стрелка направлена на солнце, то биссектриса угла между ней и цифрой 1 (в зимнее время) или 2 (в летнее время) укажет на юг. Ночью найдите Полярную звезду (она ярче других, расположена в созвездии Малая Медведица), которая укажет направление на север;
  • если вы находитесь дома, включите компьютер и загрузите эту страницу нашего сайта (добавьте ее в закладки, чтобы иметь возможность сделать это максимально быстро). Здесь есть интерактивная карта, которая автоматически построит линию, указывающую нужное направление, когда вы введете свой адрес. Увеличьте масштаб карты и постарайтесь понять, в какой стороне находится Мекка, по расположенным рядом домам;
  • загрузите мобильное приложение для смартфона. В Google Play и App Store таких приложений сейчас десятки. Почитайте отзывы пользователей и найдите то, которое они рекомендуют больше других.

Правильно определить направление киблы важно для каждого мусульманина. Помните, что намаз будет считаться недействительным, если вы сделали его не в ту сторону и не использовали при этом все существующие возможности для ориентации на местности. А их, как показывает эта статья, довольно много, особенно в наше время торжества цифровых технологий.

Как быть, если вы не можете определить, в какую сторону совершается намаз?

В какую сторону молитвы читать

Как быть, если вы не можете определить, в какую сторону совершается намаз?

  1. Если человек не способен определить направление, где находится кибла, и нет возможности спросить об этом кого-то, то в этом случае человеку следует обратиться в ту сторону, куда ему подсказывает его сердце . Если человек совершит намаз, не пытаясь определить направление на киблу, то его намаз будет недействительным.

Однако если человек пытался определить направление на киблу, совершил намаз в том направлении, которое, по его мнению, являлось правильным, а затем выяснилось, что это направление действительно было правильным, то совершенный им намаз будет действительным. Если рядом был кто-то, у кого можно было спросить о том, где находится кибла, но человек, постеснявшись, не спросил, то его намаз будет недействительным.

  1. В том случае, если человеку не у кого было спросить о направлении на киблу, и он совершил намаз, повернувшись в ту сторону, куда подсказывало ему сердце, а после намаза он узнал о том, что совершал намаз в неверном направлении, то, несмотря на это, совершенный им намаз будет считаться достоверным .
  2. Если человек начал совершать намаз, повернувшись в неправильном направлении, а затем, находясь в намазе, понял, что кибла находится в другой стороне, то он должен не прерывая намаза, повернуться в ту сторону, которая правильно указывает на киблу. Если же человек во время намаза поймет, что кибла находится в другой стороне, но не повернется к ней, то его намаз будет недействительным.
  3. С точки зрения религии является разрешенным совершение намаза непосредственно внутри Каабы. В этом случае человек на свое усмотрение принимает решение о том, в какую сторону ему повернуться во время намаза.
  4. Внутри Каабы разрешено совершение как обязательных намазов, так и необязательных.
  5. Если направление на киблу неизвестно, а совершаемый намаз является коллективным, то в этом случае и имам, и те, кто следует за ним, должны исходить из своих собственных предположений. Если мнение человека, следующего за имамом, не совпадает с мнением имама, то в этом случае намаз, совершенный этим человеком за имамом, будет недействительным. Так как, по мнению этого человека, имам допускает ошибку, а следовать в намазе за тем, кто ошибается, запрещено. Поэтому в данном случае этому человеку следует совершить намаз в одиночестве, следуя собственному мнению.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!

Смотрите также:

Читайте также:

Как должен вести себя человек, молящийся позади имама (муктади)

1. Молящийся должен читать тот намаз, который читает имам. 2. Не должно быть так, что имам читает нафиль (добровольную молитву), а читающий за ним – фарз (обязательную молитву). 3. Молящийся должен во всем следовать за имамом, не опережать и не слишком отставать (вознамерившись следовать за имамом). Передает Абу Хурайра радыяллаху анху, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Имама поставили для того, чтобы за ним следовали. Когда он произнесет "Аллаху Акбар", вы тоже произнесите "Аллаху Акбар", а когда он читает Коран, то молчите". (Ибн Маджа)

Нужно ли сообщать первой жене о намерении взять в жены вторую? (Видео)

Женщина в Коране

Согласно Корану мусульманская женщина занимает в обществе почетное и возвышенное положение: «Благородный почитает женщину, а подлец унижает ее». Ислам предоставляет женщине большие возможности, что бы прожить содержательную и благочестивую жизнь, пользуясь поддержкой мужа реализовать стремление к познанию Аллаха.

Кто такие мутазилиты?

Мугтазилиты (المعتزلة‎‎ — обособившиеся, отделившиеся) – последователи религиозно-философского течения, берущего свое начало от учеников величайшего ученого Ислама Хасана аль-Басри Васила ибн Ата и Амра ибн Убайда.

В какие дни запрещено держать уразу?

Следующим после Священного месяца Рамазан по лунной хиджре следует месяц Шауваль. Именно в этот месяц шесть дней поста считаются мустахабом.

20 качеств истинного мусульманина

Какими качествами должен обладать каждый верующий без исключения в разных сферах жизни можно обобщить следующим образом

ИНФОГРАФИКА: 16 аятов Корана на случай жизненных трудностей

Поистине, всё это блаженство — воздаяние за ваши деяния, а ваше усердие в земной жизни — похвально, одобрено и принято Аллахом.

Определение времени ифтара и сухура по солнцу

Окончание сухура в лексическом значении означающий «препятствование» и «воздержание», в терминологии религии означает «отказ от еды, питья и сексуальных отношений с момента начала рассвета и до захода солнца».

Данный инструмент представляет собой компас на карте мира, с помощью которого можно определить Киблу, т.е. точное направление к священной Каабе, из любой точки земного шара. Для этого необходимо найти текущее местоположение и установить туда компас, а ориентиры близлежащих сооружений дадут точное определение, в какой стороне находится Кааба. В какую сторону молитвы читатьПомимо направления указывается угол Киблы и расстояние в километрах до Каабы.

Онлайн поиск Киблы

Если Ваше текущее местоположение автоматически определено некорректно, введите в строку поиска на карте населенный пункт и адрес, либо выполните поиск вручную с помощью навигации и масштабирования на карте. Проложенный вектор указывает точное направление к Каабе относительно Вашего местоположения.

В какую сторону молитвы читать

Намаз, как известно, совершают, повернувшись в сторону Каабы, что находится в Мекке. Поэтому, прежде всего, следует знать, в какой стороне от данной местности находится Мекка.

Например, в Дагестане во время совершения намаза поворачиваются на юг (с небольшим отклонением на запад), в Индии – на запад, в Ливии — на восток, в Эфиопии — на север. Современному человеку нетрудно определить свое местонахождение и сверить его с Меккой.

Так что, если вы поедете за границу, то возьмите карту мира (лучше глобус) и определите, в какую сторону от данной страны находится Мекка (а это можно определить и до поездки за границу): в ту сторону и совершайте намаз.

Если нет возможности узнать направление Киблы хотя бы предположительно, то нужно помолиться в любую сторону, а потом возместить.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Передают со слов ‘Амира ибн Раби‘а: «Однажды темной ночью, когда мы находились рядом с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, мы не смогли точно определить киблу. Мы совершили намаз, а после восхода солнца увидели, что во время намаза мы не обратились лицом в сторону Мекки. Тогда был ниспослан аят: «Куда бы вы ни повернулись, там будет лик Аллаха» (сура 2 «Корова», аят 115) ». Этот хадис передал ат-Тирмизи, и он же назвал его слабым.

Комментарий

Этот хадис слабый, потому что одним из его рассказчиков был Аш‘ас ибн Са‘ид ас-Саман, признанный слабым. В нем сообщается, что причиной ниспослания аята «Куда бы вы ни повернулись, там будет лик Аллаха» (сура 2 «Корова», аят 115) было событие, произошедшее темной ночью, когда сподвижники совершили намаз не в направлении киблы. Однако это утверждение является сомнительным и не подтверждается другими свидетельствами. Из достоверных же хадисов известно, что этот аят был ниспослан по поводу добровольных намазов, совершаемых в пути. Передают, что Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, по дороге из Мекки в Медину совершал намаз верхом на своей верблюдице, и его лицо было обращено в направлении движения животного. По этому поводу был ниспослан аят: «Куда бы вы ни повернулись, там будет лик Аллаха» (сура 2 «Корова», аят 115) . Этот хадис передали Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ахмад и др., причем ат-Тирмизи назвал его хорошим и достоверным.

Из хадиса ‘Амира также следует, что если мусульмане, по какой-либо причине не сумев определить направление киблы, обратились лицом в другую сторону, то их намаз является действительным. Это утверждение справедливо, потому что подтверждается целым рядом других хадисов.

Ат-Табарани передал со слов Му‘аза ибн Джабала: «Однажды в облачный день, когда мы находились в поездке вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы совершили намаз не в направлении киблы. Когда он завершил молитву, выглянуло солнце, и мы сказали: «О Посланник Аллаха! Мы совершили намаз не в направлении киблы». Он ответил: «Ваш намаз по праву был вознесен к Аллаху»». Одним из рассказчиков этого хадиса был Абу ‘Айла, относительно которого знатоки хадисов высказывали разные мнения. Ибн Хиббан считал его заслуживающим доверия рассказчиком.

Аль-Бейхаки передал со слов Джабира: «Однажды облачной ночью мы не сумели определить направление киблы и совершили намаз. После того, как мы завершили молитву, нам стало ясно, что мы молились не в направлении киблы. Мы рассказали об этом Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: «Вы поступили правильно». Он не велел нам повторить тот намаз». В одной из версий этого хадиса сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ваш намаз был засчитан». Однако от имени ‘Аты его рассказывали слабые рассказчики — Мухаммад ибн Салим и Мухаммад ибн ‘Убейдуллах аль-Арзами. Достоверных сообщений на эту тему нет, однако приведенные выше хадисы усиливают друг друга. Поэтому аль-Албани назвал хадис ‘Амира хорошим. См. «Ирва аль-Галиль», т. 1, с. 323.

Таким образом, если мусульманин, не сумев определить направление киблы, совершил намаз в другую сторону, то его намаз засчитывается, независимо от того, на каких приметах он основывался при определении ее направления. Такой намаз не нужно повторять даже в том случае, если молящийся узнал о своей ошибке до того, как истек срок намаза. Этот вывод следует из хадиса Му‘аза ибн Джабала.

Тем не менее, ученые разошлись во мнениях относительно данного положения шариата. Аш-Ша‘би, Абу Ханифа и куфийские богословы считали такой намаз правильным, если человек пытался определить направление киблы и не был уверен в своей ошибке. Если же он не пытался определить направление киблы или был уверен в собственной ошибке, то они полагали, что он обязан совершить намаз заново. В книге «аль-Бахр ар-Раик» даже упоминается единодушное мнение ученых по этому вопросу.

По мнению других ученых, если человек пытался найти киблу, но ошибся, то он не должен совершать намаз заново, при условии, что он узнал о своей ошибке после истечения срока намаза. Если же он узнал об этом до того, как время намаза истекло, то он обязан совершить намаз заново, так как предписание шариата обращено к нему до тех пор, пока время не истечет. Если же он не уверен в ошибке, то он не должен совершать намаз заново, так как он не может быть уверен в том, что не ошибется еще раз.

Ученые, придерживающиеся этого мнения, считают, что человек должен попытаться приблизительно установить направление киблы. Если же он проявил халатность и не пытался установить направление киблы, то он не освобождается от ответственности, если только ему не станет ясно, что он совершил намаз в правильном направлении.

Имам аш-Шафи‘и полагал, что намаз нужно повторить, независимо от того, истек его срок или нет. Он не опирался на упомянутые выше сообщения, потому что считал их слабыми.

Ас-Сан‘ани в комментарии к этому хадису писал: «Предпочтительнее всего руководствоваться им, так как он подтверждается хадисом Му‘аза и сам по себе тоже является веским доводом. Многие ссылаются в этом вопросе на единое мнение ученых, однако единодушия по этому поводу не было». См. «Субуль ас-Салам», т. 1, с. 206-207; «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 463-464.

Да, согласно древнейшей христианской традиции, мы молимся, обращаясь лицом на восток, и наши храмы строятся алтарём на восток потому, что на востоке находился первозданный рай: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8); и Христос именуется «Востоком свыше» (Лк.1:78). Хотя, если в силу особенности интерьере дома, или квартиры, там не получается устроить Красный угол на восточной стороне, можно молиться, обращаясь в любую другую сторону.

Кибла в исламе (в переводе с арабского значит – направление, то, что расположено напротив) – точный указатель ориентира к Священной Каабе (Аравия, г. Мекка), со всех точек Земли. В жизни мусульман Кибла имеет огромное значение и является символом духовного единомыслия. Совершая намаз, во время традиционных религиозных ритуалов, а так же при строительстве мечетей и культовых сооружений, направление Киблы помогает сориентироваться.

В какую сторону молитвы читать

Священная Кааба. Ориентир в направлении молитвы (Кибла) для мусульман

История происхождения Киблы

В первые года пророчеств Мухаммада ﷺ мусульмане Киблой считали гору Мория, которая в Иерусалиме. В то время, Пророк ﷺ часто взывал с мольбами к Аллаху ﷻ, чтобы Он показал, где находится Кибла для мусульман. Благодаря суре Священного Корана и хадисам, известно, что во время полуденной молитвы, Пророк ﷺ получил откровение от Аллаха ﷻ. В нем говорилось, что следует изменить Киблу. Совершая намаз в «Мечети двух Кибл», которая в Медине, Пророк ﷺ с остальными верующими, не прерываясь изменил направление. Новая ориентация всколыхнула тогдашний религиозный мир. Данный факт выставил мусульман реформаторами. Их стали называть общиной «людей Киблы и согласия». Они представили миру новую религию с аравийской спецификой.

Интересные факты о Каабе

Значение Киблы для совершения намаза

В момент зарождения религии ислам и в современном обществе, нередко возникают вопросы по поводу стороны обращения при совершении намаза. Данный факт в своё время послужил стимулом для изучения математики, географии и астрономии, а так же стал мотивацией для развития данных наук. Согласно мусульманской традиции, лицо человека, совершающего молитву, должно быть направлено в сторону Каабы.

Методики и популярные способы определения Киблы

В какую сторону молитвы читать

Михраб в мечети, показывающий Киблу

Благодаря современным технологиям, вопрос, как определить Киблу, сегодня у мусульман возникает реже, чем несколько столетий назад. Вполне естественно, что на начальном этапе развития религии, её приверженцы, не проживающие на территории Мекки, имели трудности с нахождением направления для совершения молитвы. Именно в то время были изобретены первые методики:

  1. Согласно историческим предписаниям, первые представители ислама, ориентировались по мечети. Такие религиозные сооружения имеют михраб – место на котором стоит имам во время проведения молитвы. Согласно традиции, мечети строились таким образом, что человек, обращающийся к Михрабу, молится по направлению к Каабе.
  2. В случае, когда мечети поблизости не было, люди ориентировались с помощью географии. Брали карту, определяли своё местоположение по отношению к Мекке и сторону света. Однако, показать Киблу в верной точке не всегда удавалось необученным людям. Тогда помогала природа: в полдень становились спиной к солнцу и получалось, что тень, которую отбрасывает человек указывала на север, спина — на юг, правая рука – на восток, левая — на запад. Ночью в ориентировании помогали позволяли звёзды.
  3. Ещё один популярный способ, как найти Киблу – спросить у человека, который заслуживает доверия, и имеет знания в данном вопросе.
  4. Позднее, определением ориентира для намаза занялись математики. Они изобретали тригонометрические формулы, которые не были признаны простым населением, но использовались, вероятнее, как исключение из правил.
  5. На основе математических методов стали составлять таблицы нахождения Киблы для различных населенных пунктов. Такие материалы были доступны практически всем мусульманам и их активно использовали.
  6. Во время технологического прогресса, ситуация кардинально изменилась. Наручные часы со встроенным компасом стали определять направление к Каабе за считанные мгновения. Сегодня, чтобы определить Киблу онлайн, достаточно иметь сенсорный гаджет с приложением.

Как найти Киблу онлайн?

На данной странице можно найти направление Киблы введя название своего населённого пункта. После того, как на карте появится стрелка с направлением, можно сориентироваться более тщательно, увеличивая масштаб карты. Если у вас не получилось найти Киблу для своего города — напишите нам в комментариях ниже и мы постараемся вам помочь найти точный угол для ориентации по компасу.

Мусульмане совершают намаз в определенном направлении, которое называется киблой. Еще находясь в Мекке, посланник Аллаха и его сподвижники молились в сторону Иерусалима, также как молятся и по сей день иудеи. Христианские храмы, в свою очередь, ориентированы на восток. После переселения в Медину, посланник Аллаха получил откровение, предписывающее ему выбрать направлением для молитвы Мекку. Необходимо отметить, что этот поступок пророка Мухаммада критиковался. Одной из причин называли популизм посланника Аллаха: якобы он поменял направление молитвы ради обращения в ислам новых последователей.

Вопросы о смене киблы

Как правило, резкие изменения привлекают внимание, поднимают вопросы и могут вызвать спекуляцию. После того, как направление в молитве было изменено, большое количество людей стали задавать в отношении этого вопросы. Верующие переживали относительно их прошлых молитв. Были ли они приняты или им необходимо теперь их повторить? С другой стороны, критики ислама встретили смену направления в молитве с подозрением. Они стали утверждать, что Всевышний Аллах, установив направлением для молитвы Иерусалим, совершил ошибку и теперь исправляет ее. Современные критики ислама добавляют к этим размышлениям и тот факт, что смена направления была неискренней. Критики утверждают, что пророк Мухаммад стремился привлечь в свои ряды евреев и христиан, демонстрируя, что ислам — религия, происходящая из одного авраамического корня. А когда акценты пророка сменились, направление на Иерусалим утратило свою актуальность.

В начале Аллах Всевышний успокаивает верующих, переживающих, что со сменой киблы награда за их намазы будет потеряна: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям» (Сура аль-Бакара, аят 143). В этом аяте верующие убеждаются, что награда за их прошлые молитвы не исчезнет, а их благодеяния дойдут до Аллаха. Но враги религии продолжали смущать верующих, утверждая, что смена направления для молитвы является демонстрацией слабости и непоследовательности ислама. Изменение постановления Аллаха Коран говорит нам, что в исламе могут быть изменения постановлений Аллаха: «Когда Мы заменяем один аят другим, они говорят: «Воистину, ты — лжец». Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает. Но большая часть их не знает этого» (Сура ан-Нахль, аят 101). Заменяющие аяты могут изменять, заменять или полностью удалять уже существующие предписания. Ислам учит нас тому, что наша жизнь на земле — это испытание. «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (Сура аль-Мульк, аят 2). Подобные изменения предписаний Аллаха — это часть испытания нашей веры. Коран разъясняет, что смена направления в молитве была испытанием веры мусульман: «Мы назначили кыблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто повернется вспять» (Сура аль-Бакара, аят 143).

Как изменение предписаний Аллаха может быть испытанием для человека?

Внесение изменений — эффективный метод изучения человеческого доверия к Аллаху. Преданность определяется в момент перемен. Если верующие по приказу Аллаха проявляют свою готовность изменить свой привычный уклад — это признак их веры. Разворот в молитве от Иерусалима к Мекке не является самоцелью. В смене киблы в действительности отражен только один смысл — праведность. Аллах говорит в Коране: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договоры после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (Сура аль-Бакара, аят 177). В результате, Аллах называет глупцами тех, кто излишне привязывается к поиску глубокого смысла в предписаниях Аллаха: «Глупые люди скажут: “Что заставило их отвернуться от киблы, к которой они поворачивались лицом прежде?”. Скажи: “Восток и запад принадлежат Аллаху. Он наставляет, кого пожелает, на прямой путь”» (Сура аль-Бакара, аят 142). Безосновательным также является возражение тех людей, кто считал смену киблы способом привлечения к исламу новых последователей. Если судить с точки зрения логики, то смысла менять направление в молитве в сторону Мекки для обращения в ислам язычников нет, поскольку живя в самой Мекке среди язычников, пророк Мухаммад молился в сторону Иерусалима.

После переселения в Медину

Поселившись рядом с иудеями и христианами, пророк меняет направление, хотя логичным кажется, наоборот, сохранение старого направления. Критики ислама часто предъявляют претензии против ислама, не предоставляя доказательств. Они ищут взаимосвязи и ошибочно рассматривают их как причинность или представляют косвенные доказательства, неуместно считая их прямыми доказательствами. Как показано выше, возражение критиков по поводу изменения киблы необоснованно с философской точки зрения, поскольку изменения в приказах Аллаха являются частью ислама. Еще одним логическим доказательством неуместности аргументов критиков ислама является то, что ни одно из направлений в молитве не удовлетворяло врагов ислама в принципе. Ислам был фактором раздражения неверующих вне зависимости от направления в молитве.

Ссылка на основную публикацию