Таинства и обряды православной церкви

Христианские таинства — важнейшая составляющая жизни любого верующего православного человека. По канонам православной церкви, таинства установлены Иисусом Христом. Они призваны менять внутреннюю жизнь человека, воздействовать на его душу.

Согласно учениям христианской церкви, во время таинства, на человека снисходит благодать Божия. Таинства иногда называют обрядами. Но, это не совсем верно. Обряды созданы церковными деятелями, а таинства — это действия, которые угодны самому Богу.

Таинства и обряды православной церкви

Таинство Крещения

Таинство Крещения совершается с 14 часов в субботу и воскресенье. Если крещаемые хотят Креститься индивидуально, то день и время проведения Таинства необходимо оговорить со священником.

Таинства и обряды православной церкви

Таинство Венчания

Согласно уставу Церкви таинство Венчания совершается по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям. Кроме дней, когда таинство Венчания совершать не положено (посты, святки, светлая седмица и т.д.).

Таинства и обряды православной церкви

Обряд Отпевания

Обряд Отпевания совершается в любой день. Время Отпевания — по договоренности.Смерть должна быть зарегистрирована в ЗАГСе. Место проживания и смерти усопшего — не имеет значения.

Таинства и обряды православной церкви

Таинство Святого Причащения

Христиане исповедают веру не в абстрактное божество, а в Богочеловека, то есть в Бога, воспринявшего на Себя человеческую природу.

Таинства и обряды православной церкви

Обряд освящения предметов

Освятить предмет, помещение, имущество можно в любой день, когда это будет удобно вам и священнику.

До парка «Богословка» можно доехать

от метро Ломоносовская на автобусе №476 или маршрутном такси №476-М
(в сторону пос. им. Свердлова)
до парка «Богословка».
Остановка автобуса напротив комплекса Покровского погоста.

РЕЖИМ РАБОТЫ

Комплекс Покровского погоста работает:
ежедневно с 10 до 17 часов,
В дни богослужений: с 9 до 17 часов,
Вечерние службы – до их окончания.
Выходные и праздничные дни:
с 10 до 19 часов.

С 1 июня по 30 сентября

комплекс Покровского погоста работает: ежедневно с 10 до 18 часов
Вечерние службы – до их окончания.
Выходные и праздничные дни:
с 10 до 19 часов.

КОНТАКТЫ

8 (911) 906-3030 – Покровская церковь
8 (911) 229-3030 – Экскурсионное бюро
8 (812) 386-3301 – Покровский фонд
[email protected] – Покровский фонд

почтовый адрес:
Россия, Ленинградская область, 193149, а/я 20, Всеволожский район, Усадьба «Богословка», Покровский погост.

Таинства и обряды православной церкви

Церковь на земле — средоточие истинной духовной жизни, святыни, правды Божией, премудрости, силы, мира, свободы. Церковь — общество спасаемых, святое и таинственное соединение душ праведных, отошедших к Богу и уже царствующих на небесах, и людей православно верующих, смиренно и радостно несущих крест свой в земной жизни. Они соединены воедино Главою Церкви — Господом нашим Иисусом Христом, а Дух Святой одушевляет, освящает и укрепляет этот союз. Установления, обряды и обычаи Православной Церкви существуют изволением Главы ее — Господа Иисуса Христа и ее Кормчего — Духа Святого. Спаситель, раскрыв в евангельском учении тайну Своих Страстей и Воскресения, даровал возможность созерцать духовные сокровища Церкви, положив в основание ее семь Таинств. По словам Священного Писания, «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» (Притч. 9, 1).

Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), так говорит о семи Таинствах Церкви Христовой: «Семь даров Святого Духа, — говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: Крещение, Миропома́зание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение».

Церковь принимает человека уже от лона матери, и два Таинства приближаются к самой колыбели — одно возрождающее, другое утверждающее — Крещение и Миропомазание. Они, приняв младенца, возвещают, что новорожденному нужны еще иные родители, иные воспитатели, не только по плоти, но и по духу, не только для мира, но и для Христа. Третье Божественное Таинство — Причащение духовно питает и напояет человека, ибо сказал Господь: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 55, 56).

Но младенец растет, и вместе с годами развиваются страсти от злоупотребления свободой воли, дарованной ему Господом, и козней лукавого. Тогда Церковь призывает опять человека на путь добродетели, предлагая ему четвертое Таинство — Покаяние. Оно, подобно Крещению, омывшему его от греха Адамова, очищает человека перед Богом от грехов, соделанных им в жизни.

Как благословение Бог дал человеку способность умножать род свой, но первородный грех коснулся и ее, замутнив любовь человеческую похотью, неверностью и самолюбием. Поэтому необходимо было дать новое благословение и освящение человеческой семьи. Церковь благословляет супружеский союз мужчины и женщины Таинством Брака, призывая их возлюбить друг друга по образу Христа и Церкви и рождать детей во славу Творца.

Заботясь о чаде своем, Церковь и в тяжелой болезни человека не оставляет его без духовного подкрепления, врачует его тело и душу шестым Таинством Елеосвящения.

А для того, чтобы в человеческом обществе были такие люди, которые могли бы совершать эти спасительные Таинства, Церковь избирает достойнейших из сынов своих и рукоположением, не прерывающимся с апостольских времен, сообщает им Таинство Священства. Через него они получают силу приобщать братьев своих по вере благодати Святого Духа.

Таковы эти семь столпов Дома Премудрости, эти семь ветвей светильника, пророчески поставленного Моисеем в скинии Завета и Соломоном в Иерусалимском храме. Они светят миру и предстоят Церкви, как семь высших духов, всегда блистающих на небесах у Престола Славы.

Совершителями Таинств церковных являются священнослужители, как свидетельствует апостол Павел: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4, 1).

Наиболее верный путь раскрытия духовного смысла каждого Таинства — это глубокое изучение его чина, или чинопоследования, последовательности священнодействий и молитв, которыми сопровождается совершение Таинства.

Чинопоследование Таинств представляет собой законченное религиозно-историческое произведение, плод многовекового соборного творчества боговдохновенных сынов Церкви. Поэтому только в своей полной неискаженной форме, совершаемое священнослужителями с подобающей истовостью, оно оказывает на души верующих возвышенное духовное воздействие. Святые отцы Церкви, просвещенные благодатию Святого Духа, составляя эти чинопоследования, хорошо понимали, что человеку, погруженному в чувственную жизнь, необходимы внешние, видимые знаки, чтобы возвыситься к созерцанию предметов невидимых, стяжать веру и благоговение. Также нужны ему и действия, могущие достойным образом выразить благодарение Богу за Его благодатные дары и благодеяния, явленные в Искуплении.

Обрядовая архитектоника (композиция) всего православного богослужения пронизана символизмом, который, по свидетельству святого Дионисия Ареопагита (9-110), призван «озарить всю природу человеческую светом Божественных истин, сообразно с ее делимостью и вместе неделимостью», ибо «надлежало бесстрастную душу вознести к простому и внутреннему созерцанию Боговидных образов и страстное тело врачевать и возводить к Богу по законам телесности, то есть посредством предустановленных, прообразовательных символов, которые были бы сообразны с понятиями души и в то же время соответствовали истинам неприкровенного богословия».

Вся богослужебная символика воспринимается православным сознанием как путь к богообщению. Освящение и преображение мира через священнодействия чуждо абстрактно-рассудочного аллегоризма. Литургическая символика только тогда благодатно действенна, когда она возникает от полноты церковной жизни, ощущаемой реально как жизнь Тела Христова.

Священнослужитель, сознавая всю высоту и значение совершаемых им Таинств и сопровождающих их обрядов, должен считать для себя наибольшим грехом небрежность, невнимательность, бездушную машинальность и неоправданные сокращения при их исполнении. Ревность о деле Божием, смиренное и благочестивое его совершение и память о том, что «проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48, 10), должны быть у пастыря постоянно неослабными.

Рассмотрение темы настоящего отдела разделяется на две самостоятельные части: чинопоследования семи Таинств Православной Церкви и прочие чинопоследования.

Таинство (греч. мистерион — тайна, таинство) — священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья.

Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений.

  • 1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.
  • 2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.
  • 3. Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом.

В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.

В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством:

«Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. — И даже самое незначительное? — Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом». архим. Иустин (Попович)

Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф: «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для обозначения «таинств» как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле «тайны спасения», и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения.

Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств: КРЕЩЕНИЕ, МИРОПОМАЗАНИЕ, ПРИЧАЩЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, СВЯЩЕНСТВО, БРАК, ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ.

Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:

  • 1) богоучрежденность;
  • 2) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;
  • 3) видимый образ (последование) его совершения.

Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.

Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние). Указания о божественном происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).

В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.

  • 1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.
  • 2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.
  • 3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.
  • 4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.
  • 5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.
  • 6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.
  • 7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Таинства Православной Церкви делятся на:

  • 1) неповторяемые — Крещение, Миропомазание, Священство;
  • 2) повторяемые — Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.

Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:

  • 1) обязательные для всех христиан — Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
  • 2) необязательные для всех — Брак и Священство.

Совершители Таинств. Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1 Кор. 4; 1).

Отличие таинств от обрядов заключается в том, что в обрядах нет такой связи между видимым знаком и невидимой, сверхъестественной стороной, как в таинствах, поэтому с обрядами не соединяется необходимое сообщение благодати, которая если и подается, то только в смысле милости Божией или благословения Божия. В таинствах приемлющие получают определенные дары благодати Божией, освящающей их, и без таинств человек не может наследовать спасения (Ин. 3:5; 6:53). Обряды же совершаются не с целью низведения на верующих спасительной благодати, усвояющей людям плоды искупления, а с целью низведения благословения Божия главным образом на внешнюю деятельность человека и даже внешние предметы (освящение полей, колодцев и проч.). Поэтому обряды, будучи весьма полезными и возможными, как источники благословения Божия или как средства, взгревающие религиозное настроение верующего (напр., путешествие к святым местам), не имеют характера безусловной обязательности для христианина. Таинств семь (Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство, Елеосвящение (Соборование)), а обрядов (освящение воды, жилища и т. д.) много.

Таинства и обряды православной церкви

Православные просветительские курсы.

Цикл «Господь — просвещение мое». Лекция 23

15 апреля 2021 года в Духовно-просветительском центре Сретенского монастыря Сергей Комаров проводит 23-ю лекцию курса «Господь — просвещение мое» Основные вопросы, которые будут рассмотрены на лекции: Что такое таинства? Отличие таинств от обрядов. Библия о таинствах и обрядах. Сколько в Церкви таинств? Крещение. Миропомазание. Покаяние (Исповедь). Причащение (Евхаристия). Елеосвящение (Соборование). Брак. Священство. О крещении детей. Как часто причащаться? Только больным ли можно собороваться?

В Церкви, помимо термина «таинство», используется еще одно важное для нас с вами понятие — «обряд». Слово «обряд» в Православной Церкви обыкновенно используют в двух смыслах. Первое понимание термина «обряд»: обряд — это сам порядок совершения и Таинства, и любой другой церковной службы; обряд — это чинопоследование богослужения, его особенности и отдельные частные моменты, те или иные символические действия священника, молитвословия и т. д.. Второе понимание обряда: обряд — это целостное богослужение, которое не входит в число семи церковных Таинств; в этом смысле обрядами, например, являются водосвятные молебны или панихида.

Принято различать три типа существующих обрядов. Первый тип обрядов — это обряды богослужебные. Они — составляющая литургической жизни Церкви. Например, помазание верующих на утрене освященным маслом, освящение артоса — такого рода обряды именуются богослужебными. Второй тип обрядов — это обряды, освящающие житейские нужды человека, например, освящение жилища, всякой вещи. Третий тип — обряды символические, выражающие различные религиозные идеи: например, совершение крестного знамения. Оно — символ Креста Господня и сила, ограждающая нас от бесов. Это обряды, которые служат для нас путем к богообщению.

Почему же Церковь посчитала необходимым выделить из числа существующих в ней богослужебных чинопоследований именно семь Таинств? И чем же эти Таинства принципиальным образом отличаются от тех священнодействий, чинов, что принято именовать обрядами, — например, от молебнов?

В Таинствах, в отличие от обрядов, человек делается новым человеком, он приобретает иные сущностные, онтологические свойства, особые качества, которыми он до этого не обладал. Благодаря Таинствам он приобретает новое духовное состояние, переходит на иной уровень христианского бытия. Если мы выпьем освященной воды, Господь нам даст силы для жизни в Церкви и, быть может, дарует здоровье; в Таинствах же с христианином происходит иная, куда более значимая перемена — он рождается в Крещении, получает Духа Святого в Миропомазании, мистически делается единой плотью со своей женой в Таинстве Брака. Именно благодаря нашему участию в Таинствах и происходит то, к чему мы призываемся Церковью: освящение, обожение.

Однако следует помнить, что в Таинствах совершается не только перемена человеческой природы, не одно лишь освящение души и тела. По слову святителя Григория Паламы, в Таинствах «не просто природа, а ипостась каждого верующего крестится, живет по Божественным заповедям и причащается боготворящего Хлеба и Чаши» — Евхаристических Даров. Тем самым каждый участвующий в Таинствах христианин изменяется не только сущностно, природно, «биологически», но и преображается ипостасно, личностно — освящаясь, делаясь «новой тварью во Христе» (ср. 2 Кор. 5, 17) — именно как неповторимая, единственная в своем роде, личность.

Каждое Таинство — есть Таинство, осуществляющееся во Христе. Этому нас научает святой Николай Кавасила, который говорит о том, что в каждом Таинстве мы как бы «приобретаем» одну из сторон жизни Самого воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, приобщаемся к ней; мы начинаем соучаствовать вместе со Христом в какой-то из сторон Его Искупительной Жертвы, Его земного служения. Именно благодаря тому, что, по мысли Кавасилы, «совершаемые Таинства принадлежат Воплощению Господню», принимая участие в Таинствах, мы живем жизнью Христа и «с Ним всегда общи у нас и тело, и кровь, и члены и все подобное». Отныне в наших телах действуют те силы, те Божественные энергии, что были присущи и земному телу ставшего человеком Бога. Силы эти, подобно Божественному солнечному свету, сиянию Солнца Правды — Христа, проникают в нас благодаря Таинствам из горнего мира, вводя в наши тела святые токи своей бессмертной и боготворящей жизни. Как пишет святой Николай Кавасила, «посредством… священных Таинств, как бы посредством оконцев, в мрачный сей мир проникает Солнце Правды и умерщвляет жизнь сообразную с сим миром, и восстанавливает жизнь премирную, и Свет мира (вы помните, так именует Себя Сам Христос — П. М.) побеждает мир, вводя в смертное и изменяющееся тело постоянную и бессмертную жизнь».

Понятие о Таинствах и обрядах

Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать или спасительная сила Божия.

В Православной Церкви семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия (Причащение), Брак, Священство и Елеосвящение.

Каждое из этих Таинств имеет свою духовную силу, дает человеку особые духовные дарования, качественно преображает его жизнь:

1. в Крещении верующий умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую;

2. в Миропомазании он получает дары Святого Духа (благодать), укрепляющие его в вере и добродетели и содействующие духовному росту;

3. в Евхаристии (Причащении) верующий питается духовно, вкушая под видом хлеба и вина подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа;

4. в Покаянии освобождается от грехов;

5. в Священстве получает дар совершения Таинств и пастырского служения: воспитания и рождения для вечности других верующих посредством учения и Таинств Церкви;

6. в Браке получает благословение супружескому союзу – во образ духовного союза Христа и Церкви, и получает благодать в угодном Богу семейном единодушии рождать и по-христиански воспитывать детей;

7. в Елеосвящении врачуется от душевных немощей (страстей) и телесных болезней.

Помимо Таинств в Православной Церкви существуют обряды. Обряды делятся на богослужебные (освящение воды на молебне, помазание освященным маслом на праздничной утрене), освящающие житейские нужды человека (освящение квартиры, машины) и символические. Примером символических обрядов, выражающих определенные религиозные идеи, является крестное знамение – символ Креста Христова, которым человек был освобожден от власти диавола. Осенение христианина крестным знамением является свидетельством нашей веры и силой, ограждающей нас от действия злых духов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 183. Общее понятие о благодати Божией и еe виды; понятие о благодати, освящающей человека–грешника, и ее подразделения.

§ 183. Общее понятие о благодати Божией и еe виды; понятие о благодати, освящающей человека–грешника, и ее подразделения. I. Под именем благодати Божией вообще разумеется все то, что дарует Господь тварям своим без всякой, с их стороны, заслуги (Рим. 11, 6; 1 Петр. 5, 10). А потому

О таинствах

О таинствах Москва, сентябрь 1978 г.Меня просили сказать несколько слов о таинствах. Очень часто, даже в православной среде, люди воспринимают таинства как обряды, как часть благочестия, и не улавливают той связи необходимости, которая существует между таинствами с одной

Где та грань, за которой заканчивается понятие «праведность», и начинается понятие «святость»?

Где та грань, за которой заканчивается понятие «праведность», и начинается понятие «святость»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряВ Ветхом Завете словами «святость» (евр. кодеш) и «праведность» (евр. цэдэк) выражается духовное явление одного

§ 137. Понятие ο таинствах. Богоустановленность и число таинств.

§ 137. Понятие ? таинствах. Богоустановленность и число таинств. Господь Иисус Христос, основав церковь, как видимое орудие для освящения человека, даровал ей особенные, видимые посредства, через которые сообщается лично и непосредственно <стр. 128>каждому верующему

Понятие «ревность» в буддизме и понятие «зависть» в английском языке

Понятие «ревность» в буддизме и понятие «зависть» в английском языке Буддийские тексты абхидхармы классифицируют «ревность» (тиб. phragdog) как элемент враждебности. Они определяют ее как «беспокоящую эмоцию, фокусирующуюся на достижениях других людей, таких, как их благие

ОБ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ ОБРЯДАХ.

ОБ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ ОБРЯДАХ. Рекут, всякую вещь, доставшуюся тебе от предыдущих хозяев, желательно очистить от прежних влияний: омыть водой, пронести над Огнём или сколько?то подержать под Солнечными лучами… Отсюда же пошла поговорка: «обмыть

Символика нового рождения в индийских обрядах посвящения

Символика нового рождения в индийских обрядах посвящения Начнем с нескольких примеров, иллюстрирующих мирный тип возврата в эмбриональное состояние, «в чрево». Рассмотрим брахманические посвящения, но не целиком, а только тему, относящуюся к зачатию и новому рождению. В

Зороастризм в «христианских» обрядах

Зороастризм в «христианских» обрядах Вернёмся к ритуалам зороастризма, связанным с разнообразными посвящениями, причащениями, очищениями… В начале предыдущей главы мы обратились к параллелям между зороастрийским ритуалом очищения огнём и церковно-библейским

О обрядах, с какими посвящают рыцаря Святого Гроба, когда он лично присутствует

О обрядах, с какими посвящают рыцаря Святого Гроба, когда он лично присутствует Все приготовив, церковник возжигает на Святейшем Гробе четыре свечи, и отец Блюститель Святой Земли, взойдя в придел Ангела, прилегающий к часовне Святого Гроба, облачается в священные одежды,

10. Тертуллиан о Христианских Обрядах

10. Тертуллиан о Христианских Обрядах Тертуллиан в послании «К жене» выразительно описывает эти обряды, рисуя мучения христианки, бывшей замужем за язычником: «Сможешь ли ты тайком крестить постель и свое тело или же сплюнуть [когда попадётся] что-нибудь нечистое? Если ты

5. Понятие о Таинствах как средствах освящения человека

5. Понятие о Таинствах как средствах освящения человека Поскольку о таинствах многое говорилось в курсе Литургического Предания, мы рассмотрим только одно таинство — таинство Евхаристии. Самостоятельно следует изучить следующие разделы:— Богоустановленность

Приложение 1: Избранные свидетельства эпохи двоеверия о Языческих верованиях и обрядах

Приложение 1: Избранные свидетельства эпохи двоеверия о Языческих верованиях и обрядах 1. Ещё летописец Нестор жаловался: «Видим бо игрища утолочена и людий много множество, позоры деюще от беса замышленного дела, а церкви стоят [пусты]; егда же бывает год молитвы, мало их

1. ПОНЯТИЕ О ЦЕРКОВНЫХ ТАИНСТВАХ

1. ПОНЯТИЕ О ЦЕРКОВНЫХ ТАИНСТВАХ В Символе веры говорится о Крещении, «потому что вера запечатлевается Крещением и прочими Таинствами…». «Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила

Избранные свидетельства эпохи двоеверия на Руси о Языческих верованиях и обрядах

Избранные свидетельства эпохи двоеверия на Руси о Языческих верованиях и обрядах 1. Ещё летописец Нестор жаловался: «Видим бо игрища утолочена и людий много множество, позоры деюще от беса замышленного дела, а церкви стоят [пусты]; егда же бывает год молитвы, мало их

Некоторые замечания об обрядах

Некоторые замечания об обрядах 1. СилаОбряд — это движение Силы. И также — наше движение с Силой. Нет Силы — нет и обряда, но одна лишь пустая маята. Сила — это стрела, посланная Вещим Лучником во тьму нашего невежества, пронзающая марево маяты.2. ВоляОбряд — это наша

Церковная иерархия и миряне

Со времён раннего христианства объединение членов Церкви сравнивалось с семейными узами: люди, единые в вере, собираются вокруг главного церковного события – причастия Телу и Крови Христовой на Таинстве Евхаристии. Человек, который возглавляет эту трапезу (Священник), именуется отцом, а все присутствующие – братьями и сёстрами. Отличие от семейных уз только одно: духовное родство в Церкви – не кровное, а результат свободного, добровольного мировоззренческого выбора отдельных личностей. Все они (клир и миряне) знаменуют единство своих частных устремлений и жизненной цели, поэтому они – одна духовная семья.

В православной Церкви с древности существует трехстепенная иерархия священников, а священническое служение требует особого посвящения (Таинство Священства). С апостольских времен к священнослужителям предъявлялись высокие нравственные критерии: «будь образцом для верных в слове, житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим., 4, 12).

По учению Церкви нравственное несовершенство того или иного священнослужителя не влияет на действенность Таинств, так как они совершаются не им, но Богом, а священник – Его служитель и свидетель. Человеческие слабости и грехи любого члена Церкви ( и священника, и мирянина) являются её болезнью и бедой.

Все три иерархические степени – епископ (архиерей), священник (иерей) и диакон – различаются по степени получаемой в таинстве священства благодати и своему служению. Епископы возглавляют церковные области (епархии), священники – отдельные приходы в епархии, диаконы помогают тем и другим при совершении Литургии и в других богослужениях.

Высшим органом власти в церкви является Собор епископов: для Поместной Церкви – её местных епископов, для вселенской – Собор епископов всей Церкви. Главнейшее значение для церковной иерархии имеют её апостольская преемственность и непрерывность епископства (см. выше).

Кроме священнослужителей в Православной Церкви есть церковнослужители – нерукоположенные помощники иереев и диаконов (алтарники, чтецы, регенты и т.д.).

Церковь – это место встречи Бога и человека, и не только встречи, но и по дару благодати, духовного единения, что именуется обожением. Спасительное воздействие на людей Святого Духа, пребывающего в Церкви со дня Пятидесятницы, называется благодатью.Благодать (или благодатные дары) подается Святым Духом. Запредельная (трансцендентная) сущность Божия остается для человека недоступной, но в Своей обращенности к миру Бог имеет особый образ бытия, в котором открывается людям и соприкасается с ними. Невозможно перечислить все пути, которыми подается благодать. Она может излиться в ответ на любой молитвенный и жизненный подвиг человека, взыскавшего Бога. Но через святые Таинства Церкви благодать изливается непреложно. Таинства –это такие священные действия, в которых при произнесении определенных слов на верующего таинственно и невидимо действует благодать Божия. Таинства дарованы Церкви как знак неотлучного пребывания в ней Святого Духа и как свидетельство ее истинности. В каждом Таинстве подается особый благодатный дар, а через все Таинства в совокупности освящается вся жизнь человека. Благодать Святого Духа – это особая сила Божия, необходимая для спасения человека. Под действием благодати человек приобретает способность воспринимать и понимать Слово Божие. Посредством Таинств благодать преображает человека, обновляя его природу и его личность.По учению Церкви, условием для получения благодати в Таинстве является внутренняя настроенность, вера, искреннее желание и полная готовность принять его. Святой преподобный Серафим Саровский говорит, что истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. И вот стяжание Духа Святого и является плодом нашего участия в Таинствах.

Существует семь Церковных Таинств:

Все таинства совершаются внутри Церкви, они неотделимы от Церкви. В преподавании Таинств церковных прослеживается преемство иерархии от апостольской эпохи до настоящего времени. Те же самые Таинства, что преподавались апостолами, преподаются ныне епископами и священниками. Сохранилось и понимание Таинства как «соборного» действия, даже если оно совершается и вне храма, как, например, Таинство Елеосвящение, которое может совершаться на дому. В лице семи священников, Церковь сама приходит в дом к больному, не способному прийти в храм.

Соединяя человека с Богом, Таинства Церкви в то же время помогают человеку реализовать свою «человечность», свой потенциал свободы, свое призвание в Духе Святом: «Таинство – не абстракция, а опыт, в котором человек общается с Богом. В Таинстве человеческая природа, не теряя полноты человеческого естества, участвует в более высокой реальности Духа. Человечество становится еще человечнее и исполняет свою исключительную судьбу. Таинство – путь к истинной жизни, к человеческому спасению. Оно открывает дверь к истинному, неискаженному человечеству, и поэтому Таинство – не магия. Святой Дух не подавляет человеческой свободы, а освобождает человека от уз греха. В новой жизни невозможное становится возможным, если человек свободно пожелает принять то, что дарует ему Бог» (Мейендорф Иоанн,протопресвитер, Брак в православии. Клин.2000 с. 15-16)

Слово «обряд» в Православной Церкви используется в двух смыслах Первое понимание термина:

Обряд – это сам порядок совершения и Таинства, и любой другой церковной службы. Обряд – это чинопоследование богослужения, его особенности и отдельные частные моменты, те или иные символические действия священника, молитвословие и т.д.

Второе понимание обряда: обряд- это целостное богослужение, которое не входит в число семи церковных Таинств; в этом смысле обрядами, например, являются водосвятные молебны или панихиды.

Некоторые современные богословы называют обряды «меньшими Таинствами», тем самым подчеркивая их сакраментальный, таинственный характер. Чем же Таинства принципиальным образом отличаются от обрядов? В Таинствах, в отличие от обрядов, человек делается новым человеком, он приобретает иные сущностные, онтологические свойства, особые качества, которым он не обладал. Благодаря Таинствам он приобретает новое духовное состояние, переходит на иной уровень христианского бытия. Именно благодаря участию в Таинствах происходит то, к чему призывает Церковь – освящение, обожение. В Таинствах совершается не только перемена человеческой природы, не одно лишь освящение души и тела. Каждый участвующий в Таинствах христианин изменяется не только сущностно, природно, биологически, но и преображается ипостастно, личностно – освящаясь, делаясь «новой тварью во Христе» (2 кор. 5,17) – именно как неповторимая, единственная в своем роде, личность.

Таинства и обряды православной церкви

Каждое Таинство – есть Таинство, осуществляющееся во Христе. По слову святого Николая Кавасилы, Христос «и в каждом Таинстве и им самим мы помазуемся, и омываемся, и Он же есть и наша вечеря»

Тем самым участие в каждом из церковных Таинств мы созидаемся Христом и по образу Христа в «нового человека». Именно в Таинствах Церкви мы подлинно становимся во Христе «членами тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Ефес. 5, 80)

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Очень ответственно и ясно,читаю впервые и с благодарностью:

По смыслу Священного Писания, духовный (1 Кор. 14, 37, ср. 1 Кор. 14, 1; 12, 13, 28) — значит озаренный Святым Духом, проникаю­щий в тайны Боговедения (1 Кор. 2, 13—15) и нравственно просветлен­ный (Гал. 6, 1—10). Отсюда духовный отец — это священник, носитель Божественной истины, о которой он свидетельствует своим служением.

Очень и очень. Всегда с искренней благодарностью ..Вопросы остались для последующего обдумывания. Поклон Автору о.Геннадию, и конечно же,Вам,наш духовный просветитель и без преувеличения или лести. Чтобы поверить в искренность этих слов,нужно образной памятью снизойти в сущность паствы. Скорее,это я себе поясняю,пытаясь прослыть эдакой-такой-сякой

Таинства и обряды православной церкви

«Церковь выделяет семь главных таинств, кои отличаются от остальных тем, что в них дается некое особенное, новое качество человеку, некий особенный духовный дар, который изменяет жизнь человека – качественно изменяет.

Поэтому не всякая молитва и не всякий молебен называются таинствами». (Протоиерей Владимир Воробьёв.)

Таинство (греч. misterion – тайна, таинство) – священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья. Этот термин имеет в Писании несколько значений:

  • Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.
  • Божественное домостроительство, спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для ангелов.
  • Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом.

В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает все три понятия.

Протоиерей Иоанн Мейендорф писал: «В эпоху патристики не существовало даже специального термина для обозначения «таинств» как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле «тайны спасения», и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение, т. е. собственно Таинств». Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали всё, что относится и к Божественному домостроительству спасения. Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах с XV века, выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств:

  1. Крещение.
  2. Миропомазание.
  3. Покаяние.
  4. Причащение.
  5. Елеосвящение.
  6. Брак.
  7. Священство.

В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определённый благодатный дар.

Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:

  1. богоучреждённость;
  2. невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;
  3. видимый образ (последование) его совершения.

Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для приступающего к Таинству человека, т. к. по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.

Непосредственно в Евангелии упоминаются только три таинства (крещение, причащение и покаяние). Указания о божественном происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, святой Киприан и др.).

Таинства Православной церкви делятся на:

  1. неповторяемые – Крещение, Миропомазание, Священство;
  2. повторяемые – Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.

Кроме того, Таинства делятся ещё на две категории:

  1. обязательные для всех христиан – Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
  2. необязательные для всех – Брак и Священство.

Совершители Таинств. Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог.

Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих». (1 Кор., 4:1).

«Всё в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. – И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом» (архим. Иустин (Попович)).

По православному учению таинства обретают действенную силу лишь при соединении двух условий. Необходимо правильное совершение их законным иерархически поставленным лицом и внутреннее настроение и расположение христианина к принятию благодати. При отсутствии веры и искреннего желания принять Таинство его совершение служит к осуждению.

Оглавление

1 Профессор Н.Д.Успенский. Византийская литургия. Богословские труды. М., 1982, сб. 23, с 58. 2 Мансветов И. Церковный устав (типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885, с.269. Лебедев Л. Наука о богослужении Православной Церкви. М., 1890, ч.1, с. 148 150. Нестеровский Е.

1. Августин, епископ Иппонийский. Исповедь. М., 1914. 2. Августин, иеромонах. Православное учение о примирении между Богом и человеком. Бого­словские труды. М., 1978, сб.18. 3. Антоний, иеромонах. Духовные наставления кающемуся по учению Священного Писания и Отцов и Учителей Церкви. 2-е изд. М., 1901. 4. Алмазов А.

1. История формирования чина Святая Церковь с глубокой древности установила особые священно­действенные обряды на освящение новосозданного храма, в котором воздвигаются жертвенник и престол Бога Живого. Посвящение храма Богу и освящение его совершалось еще в ветхозаветный период.

1. Виды молебных пений Молебные пения входят в состав любого богослужения. Но, по сло­жившейся традиции, молебным пением (или молебном) в собствен­ном смысле слова называется особое Богослужение, при котором Церковь обращается с молитвенным призывом ко Господу, Его Пречистой Матери или святым угодникам Божиим о ниспослании милости, либо благодарит Бога за получение благ.

Молитвенное «последование по исходе души от тела» 1. Понятие о смерти и молитвенном последовании об умершем Смерть — это «великое таинство» рождения человека из земной вре­менной жизни в вечность.

1. История возникновения чинов посвящения Звание священства, по апостольскому учению, носят все христиане. Называя верующих во Христа «родом избранным, царственным свя­щенством, народом

1. Символика Таинства Елеосвящением называют Таинство, в котором при помазании тела ос­вященным елеем на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи. Таинство Елеосвящения предлагается членам Христовой Церкви

1. Союз брачный Христианское учение брак признает союзом, в котором мужчина и Л женщина принимают на себя обязанность неразрывно жить вместе всю жизнь как муж и жена, взаимно восполняя себя при решении рели­гиозно-нравственных запросов и помогая друг другу в житейских нуждах.

Многих людей из «нехристиан» — иудеев, магометан и язычников, а также из христиан, не принадлежащих Православной Церкви и же­лающих в нее вступить, Святая Церковь приемлет по испытании искрен­ности их веры и особого оглашения. 1.

1. Символика Таинства В Таинстве Покаяния человек поставляется перед реальностью жизни Царства Божия, близкой его душе, но которую он утрачивает через грехи, совершаемые после Крещения. Основанием для совершения Таин­ства является призыв Христа Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).

1. Молитва матери по рождении ребенка Совершению Таинства Крещения предшествуют молитвословия, отно­сящиеся к матери и рожденному ею младенцу. Матери они читаются в первый и сороковой день, а младенцу —· в восьмой и сороковой дни.

Богослужение общественное охватывает круг служб, совершаемых в течение суток, седмицы, месяца и года. В нем участвует вся полнота членов Церкви, приходя в многочисленные храмы. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Все другие службы

Предметом Литургики является богослужение Русской Православной Церкви. Богослужение через священнодействия вводит человека в особую, духовную суть жизни Церкви, низводя на человека благодать Божию и давая средства к освящению людей. Церковь Христова есть «Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 23).

Ссылка на основную публикацию