Русская православная церковь в 17 в

Начало XVII века вошло в историю России как «Смутное время». Отличительной особенностью Смутного времени является то, что в него были втянуты все классы русского общества. Во время Смуты Церковь стала символом национального сопротивления и победы. Патриарх Иов предал Лжедмитрия I анафеме. В 1605 г. Иов был заточен в Успенском монастыре. Лжедмитрий I возводит грека Игнатия на патриаршество, но тот не имел авторитета. В 1606 г. его сместили, возвели Гермогена. При Лжедмитрии II появляется патриарх Филарет Никитич. В 1616 г. Гермогена арестовали и уморили голодом. В 1613 г. на выборах царя большую роль сыграл Филарет (отец Романова). В 1619 – 1633 годах патриарх Филарет расширил монастырские землевладения, учредил патриарший двор, передал в ведения патриарха судебную власть над духовенством и монастырскими крестьянами.

Церковь после Смуты. Патриарх располагал своим управленческим аппаратом, сходным с государственным. Населявшие церковные земли не подчинялись светским властям. В 1633 г. патриархом стал Иосиф, выбранный Филаретом. Церковь сохранила могущество, но влияние на гос-во ослабло. Изменение в социо-культурной ситуации порождали конфликты с Церковью. Смута показала отставание страны в технике. Влияние Запада коснулось и церкви. Одни увидели в них угрозу Латынянства, т. е. поглощения православной церкви Католической, другие поняли, что необходима церковная реформа. Это было связано с тем, что из-за отсутствия тесных связей местных церквей с центром, накопилось много различий в понимании религиозной литературы, осуществления религиозных обрядов. Появились воинствующие религиозные деятели из духовенства, которые яростнозащищали патриархальный быт народа, его религиозные взгляды и стремились сохранить незыблемыми церковные обряды, старинные духовные книги. ОниКонтакты с западом воспринимались как неизбежное, но зло. Многие считали необходимым реформировать образование, чтобы укрепить Церковные устои. Когда в России царем стал Михаил, то на православном Востоке это считалось знамением, т.к. в предании говорилось, что Антихриста победит Михаил.

Соборное положение 1649 г. Многое в Уложении касалось Церкви, восстановлен запрет на увеличение церковных владений, ликвидировались белые слободы. Сокращалась православная юрисдикция Церкви. Право суда имел только патриарх – и то только над своими непосредственными приближенными. Всех остальных судил Монастырский приказ.

Роль церкви в жизнь российского общества всегда была очень высока. Влияние церкви проявлялось на все стороны духовной жизни общества, семьи, уклада и быта русского народа. В XVII веке церковь тесно срастается с монархическим строем России. Она становится опорой самодержавия, верной слугой и выразителем его интересов. Церковь в XVII веке является не только выразителем духовной, религиозной идеологии во всех слоях общества, но так же крупным собственником. Монастыри, приходы крупные церковные деятели владели обширными земельными

угодьями, накопили большие материальные ценности.

Патриарший период – 111 – лет, с учреждения патриаршества в 1589 г. до смерти патриарха Адриана в 1700 г. Инициатором учреждения патриаршества был Борис Годунов. Послание Филофея о «Москве – Третьем Риме» было использовано для идейного обоснования учреждения патриаршества в России.

Церковь в Смутное время. Прологом XVII в. выступила Смута. Церковь стала символом национального сопротивления и победы. Первый русский патриарх Иов (1589 — 1605) проявил твердую позицию в отношении Лжедмитрия I и предал его анафеме. В 1605 г., после избиения, Иов был заточен в Успенском монастыре. Грек Игнатий был возведен Лжедмитрием I на патриаршество, но авторитета не имел. В 1606 г. его сместили и возвели Гермогена. Иов был возвращен из ссылки и Гермоген с Василием Шуйским провели акцию покаяния народа в совершенных грехах. Публично, во главе с царем, патриархом и боярами, москвичи покаялись. В Тушино, при Лжедмитрии II, появляется патриарх Филарет Никитич. Гермоген совместно с Филаретом ведет переговоры с поляками о призвании на московское царство королевича Владислава, с условием принятия им православия, иметь православную жену и не иметь сношений с Римом.

От Гермогена поляки требовали анафемы 1-му ополчению, но он благословил его. В 1611 г. его арестовали и уморили голодом. Когда в 1613 г. шли выборы нового царя, не последнюю роль сыграло то, что отец Михаила Романова был патриархом.

Рост экономического могущества и политического влияния церкви после Смуты. В 1619 г. Филарет возвращается из польского плена в Россию. «Симфония властей» — гармония светской и духовной власти. по своему складу мыслей Филарет (1619 — 1633) оставался светским человеком, боярином, единственный из патриархов звался по отчеству – Никитич. Носил титул великого государя и патриарха. Отменил запрет на расширение земельных владений церкви и оно стало стремительно расти. В 1670 г. – 148 тыс. крестьянских дворов, 700 тыс. душ мужского пола. Это 21% всех частновладельческих крестьян или 16% населения страны.

Патриарх располагал своим управленческим аппаратом, сходным с государственным. Населявшие церковные земли не подчинялись светским властям.

В 1633 г. патриархом стал Иосиф (1633 — 1652), выбранный Филаретом. Церковь сохранила свое могущество, но влияние на государство ослабло. Изменения в социокультурной ситуации порождали конфликты с церковью. Смута показала отставание страны в техническом отношении. Контакты с западом воспринимались как неизбежное, но зло. Многие считали необходимым реформировать образование, чтобы укрепить церковные устои. Это заставляло обращаться к заграничным единоверцам, прежде всего с Западной Русью. В 40-е гг. XVII в. начинается массовая миграция украинцев в Россию – слободская Украина.

Когда в России царем стал Михаил Федорович, то на православном Востоке это было воспринято как знамение, т.к. в сочинении одного авторитетного богослова говорилась, что антихриста победит Михаил. Это совпадало с политикой России на Балканах. Алексей Михайлович вынашивал очень амбициозные планы, видел возвращение Константинополя.

Филарет с большим подозрением смотрел на выходцев из Западной Руси, видел что там сильно униатство. Чтобы иметь возможность получить образование в Польше, многим из числа интеллектуальной элиты Западной Руси приходилось принимать унию. В Польше они знакомились с католицизмом. В 1620 г. было принято решение о перекрещивании всех прибывающих из польских пределов.

Соборное уложение 1649 г. Земскому собору 1649 предшествовали серьезные волнения. Многое в Соборном уложении касалось церкви. Был восстановлен запрет на увеличение земельных церковных владений, ликвидировались белые слободы, сокращалась правовая юрисдикция церкви. Право суда имел только патриарх, и то только над своими непосредственными приближенными. Всех остальных церковных людей судил Монастырский приказ.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

u0446u0435u0440u043au043eu0432u043du044bu0439 u0440u0430u0441u043au043eu043b u0432 17 u0432u0435u043au0435 u0431u044bu043b u0432u044bu0437u0432u0430u043d u0441u0438u043bu044cu043du043e u043fu0440u043eu0433u0440u0435u043cu0435u0432u0448u0435u0439 u0446u0435u0440u043au043eu0432u043du043eu0439 u0440u0435u0444u043eu0440u043cu043eu0439. u042du0442u0430 u0440u0435u0444u043eu0440u043cu0430 u0431u044bu043bu0430 u043fu0440u0435u0434u043fu0440u0438u043du044fu0442u0430 u043fu0430u0442u0440u0438u0430u0440u0445u043eu043c u041du0438u043au043eu043du043eu043c, u043du043e u0433u043eu0432u043eu0440u044fu0442, u0447u0442u043e u0446u0430u0440u044c u0410u043bu0435u043au0441u0435u0439 u041cu0438u0445u0430u0439u043bu043eu0432u0438u0447 u0442u0430u043au0436u0435 u043du0435u043cu0430u043bu043e u044du0442u043eu043cu0443 u0441u043fu043eu0441u043eu0431u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043b. u0420u0435u0444u043eu0440u043cu0430 u043fu0440u043eu0432u043eu0434u0438u043bu0430u0441u044c u043fu043e u0433u0440u0435u0447u0435u0441u043au0438u043c u043eu0431u0440u0430u0437u043eu043c, u0447u0442u043e u043eu0442u0442u0430u043bu043au0438u0432u0430u043bu043e u043cu043du043eu0433u0438u0445 u0432u0435u0440u0443u044eu0449u0438u0445, u0438 u043au0430u043a u043eu0434u0438u043d u0438u0437 u0438u0442u043eu0433u043eu0432, — u00a0u043fu0440u043eu0438u0437u043eu0448u0435u043b u0440u0430u0441u043au043eu043b u043du0430 u043du0438u043au043eu043du043eu0432u0446u0435u0432 u0438 u0441u0442u0430u0440u043eu043eu0431u0440u044fu0434u0446u0435u0432. u041eu0441u043du043eu0432u043du044bu043cu0438 u0443u0447u0430u0441u0442u043du0438u043au0430u043cu0438 u0441u0442u0430u0440u043eu043eu0431u0440u044fu0434u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0434u0432u0438u0436u0435u043du0438u044f u0431u044bu043bu0438 u043au0443u043fu0446u044b, u0434u0443u0445u043eu0432u043du044bu0435 u043bu0438u0446u0430, u043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043du0435.

u0415u0449u0435 u0438u0442u043eu0433u043eu043c u0440u0435u0444u043eu0440u043cu044b u0441u0447u0438u0442u0430u0435u0442u0441u044f u0438u0441u043fu0440u0430u0432u043bu0435u043du0438u0435 u0432u0441u0435u0445 u0446u0435u0440u043au043eu0432u043du044bu0445 u043au043du0438u0433 u043fu043e u0433u0440u0435u0447u0435u0441u043au0438u043c u043eu0431u0440u0430u0437u0446u0430u043c u0438 u0432 u043eu0431u0449u0435u043c u0441u0442u0430u043du043eu0432u043bu0435u043du0438u0435 u0440u0443u0441u0441u043au043eu0439 u0446u0435u0440u043au0432u0438 u043fu043eu0434u043eu0431u043du043eu0439 u0433u0440u0435u0447u0435u0441u043au043eu0439. u00a0

u041du0430u0447u0430u043bu044cu043du043eu0439 u0434u0430u0442u043eu0439 u0446u0435u0440u043au043eu0432u043du043eu0433u043e u0440u0430u0441u043au043eu043bu0430 17 u0432u0435u043au0430 u0441u0447u0438u0442u0430u0435u0442u0441u044f 1653

Ответ:

Объяснение:

церковный раскол в 17 веке был вызван сильно прогремевшей церковной реформой. Эта реформа была предпринята патриархом Никоном, но говорят, что царь Алексей Михайлович также немало этому способствовал. Реформа проводилась по греческим образом, что отталкивало многих верующих, и как один из итогов, — произошел раскол на никоновцев и старообрядцев. Основными участниками старообрядческого движения были купцы, духовные лица, крестьяне.

Еще итогом реформы считается исправление всех церковных книг по греческим образцам и в общем становление русской церкви подобной греческой.

Начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653

Русская православная церковь в 17 в

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская православная церковь в 17 веке.

История русской православной церкви Крещение Руси Владимиром Святым 988 1051 Ярослав Мудрый избрал 1-го русского митрополита — Иллариона Избрание 1-го патриарха — Иова 1589 1653-1667 Церковная реформа Патриарха Никона

ПАТРИАРХ НИКОН Имя при рождении: Никита Минин (Минов) Патриарх Московский: 1649-1652 Церковная реформа — Смерть:17 (27) августа 1681 Похоронен: Новоиерусалимский монастырь, Истра

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА НИКОНА Единый культ богослужения. Образец – греческий богослужебный чин. Единогласие (понятность текста). Обрядовые изменения (трехперстное крещение, поясные поклоны вместо земных, крестный ход навстречу солнцу Иконы греческого письма, литургия на 5 просфорах Все иконы, книги старого образца подлежали сожжению

Последствия церковной реформы 1. Централизация Церкви. 2. Установление единства Русской православной церкви с остальным православным миром. 3. Установление контроля над священниками и усиление дисциплины. 4. Контроль над верующими. 5. Развитие церковного образования. 6. Усиление личной власти Никона. 7. Церковный раскол.

Протопоп АВВАКУМ Сподвижник Никона, Входил в кружок «Ревнители благочестия»; Противник церковной реформы; Идеолог старообрядчества; Заточен и казнен за свои убеждения; Причислен к лику святых в 1917году.

Раскол — Никониане – приверженцы реформы Никона Протопоп — Старообрядчество – противники реформы Никона, Анафема – церковное проклятие. Основные понятия

653—1655 гг. — церковная реформа. 1666—1667 гг. — Церковный собор. 1668—1676 гг. — Соловецкое восстание Основные даты

Русская православная церковь в 17 в

Русская православная церковь в 17 в

Русская православная церковь в 17 в

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • КОВАЛЁВА ЕЛИЗАВЕТА НИКОЛАЕВНАНаписать 1042 28.01.2018

Номер материала: ДБ-1094893

  • История России
  • 7 класс
  • Презентации
    28.01.2018 4780
    28.01.2018 2991
    28.01.2018 3666
    28.01.2018 686
    28.01.2018 531
    27.01.2018 2337
    27.01.2018 786
    27.01.2018 2112

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

✅ На балансе занятий — 1

Русская православная церковь в 17 в

Чиновникам в сфере образования предложили изучать молодёжный сленг и ведение.

Русская православная церковь в 17 в

В Алтайском крае предложили создать кодекс поведения в родительских чатах

Русская православная церковь в 17 в

Как долго можно использовать компьютеры на уроках в школе

Русская православная церковь в 17 в

Ученые обнаружили два вида любопытства

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русская церковь по-прежнему играла немалую роль в жизни страны. Она, с одной стороны, поддерживала светскую, царскую власть, с другой нередко противостояла ей, и по немаловажным причинам. Церковные иерархи скопили в течение столетий немалые богатства земли, деньги и прочие ценности. На них зарились и казна, и дворяне. Со времени принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: что выше — «священство» или «царство», т. е. духовная или светская власть?

Правда, с началом новой династии этот вопрос временно потерял актуальность по весьма простой причине — царь и патриарх были сыном и отцом. Патриарх Филарет в миру звался Федором Никитичем Романовым.

Филарет занимает патриаршее место в 1618. Филарет сразу включается в дела и по церковному ведомству, и по управлению государством. По его инициативе принимают важные решения. Проводят учет земельного фонда, чтобы упорядочить взимание налогов. Налаживают судопроизводство с целью уменьшить произвол властей в центре и на местах. Уменьшают податные привилегии монастырей. В церковной жизни Филарет выступал против насилия и мздоимания, нравственной распущенности и вольнодумства, в ней стало больше порядка и спокойствия.

Церковная реформа. К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались и» столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений.

То же происходило в церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб. Одновременное чтение и пение наполняли церковь шумом, разноголосицей. Обычай креститься двумя перстами, шедший от отцов и дедов, согласно утверждению многих прихожан, тоже был ошибочным, греховным: нужно-де класть крест тремя перстами.

В конце 40-х гг. XVII в. из Киева прибыли в столицу ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий, они посмотрели русские книги и засели за исправление книг.

Тогда же сложился в Москве кружок «ревнителей древлего благочестия». Они тоже кручинились по поводу неисправностей книг и обрядов, а также разгульной жизни монашеской братии. Возмущали их и сохранившиеся от древности языческие суеверия.

Кружок «ревнителей» возглавил Стефан Вонифатьев. В кружок входили окольничий Федор Михайлович Ртищев; архимандрит Никон; протопоп Иван Неронов, дьякон Благовещенского собора Федор; протопоп Аввакум, а также провинциальные пастыри.

При изучении русских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок, исправлений, малопонятных слов, терминов. Власти решили обратиться к греческим оригиналам и ученым монахам.

Всю работу возглавил Никон. На него обратил внимание Алексей Михайлович. В 1646 г. Никон приехал в Москву. Состоялась его встреча с царем, после чего началось быстрое возвышение: уже через 4 года он стал патриархом московским и всея Руси.

Алексей Михайлович поручил Никону проведение реформы в церкви. Никон быстро забыл своих друзей из кружка «ревнителей», их, и свое в том числе, недоверие к ученым грекам и киевлянам и перешел на грекофильские позиции. Новый патриарх в 1653 г. разослал память по всем церквам: отныне земные поклоны заменить поясными, а двоеперстие — троеперстием.

Тем временем ученые-богословы заново перевели с греческого богослужебные книги. От старых книг они отличались немногими уточнениями, исправлениями.

Проведение реформы началось, и Никон вложил в это свои недюженные способности, железную волю, фанатизм, нетерпимость к инакомыслящим. Основные пункты реформы: незначительные изменения в церковных книгах, изменения в службах, церковной и монашеской одеждах. Против Никона выступили бывшие соратники. Возглавил их протопоп Аввакум.

Своих оппонентов — Аввакума, Неронова, Федора и прочих Никон он отправил в ссылку или отдал «под начал» в монастыри.

В 1656 г. на очередном соборе всех сторонников старых русских обрядов отлучили от церкви.

Сторону «ревнителей» принимали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. В Москве происходили волнения противников реформ Никона. Одно время «ревнители» надеялись, что их поддержит Алексей Михайлович. Он поначалу стоял в стороне от церковной реформы. Но сочувствовал ей, поддерживал патриарха.

Через некоторое время поведение Никона вызвало недовольство царя. Царь перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец. Обидчивый и гневливый Никон отказался от патриаршества, покинул столицу. Никон ждал, что царь будет умолять его вернуться в Кремль. Царь отдал приказание подыскать нового кандидата в патриархи, более сговорчивого. Никон не спешил давать согласие на уход.

Только в 1666 г. состоялся суд, на который под охраной стрельцов привезли Никона. Его свели с патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, потом перевели в Кирилло-Белозерскую обитель, где он и скончался в 1681 г. Аввакума и других подвижников «древлего благочестия» сожгли на костре в 1681 г.

Радикальные позиции раскольников выявились в ходе восстаний второй половины столетия. Восстали монахи прославленного монастыря на Соловках. Они отказались принять новонапечатанные «никонианские» книги. В конце 1667 г. правительство приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все имущество. Со следующего года подошедшие сюда царские полки приступили к осаде монастыря. Осада продолжалась долгие восемь лет.

После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников. Наряду с активной борьбой, расколоучители и рядовые раскольники все больше становились на путь пассивного непротивления злу, христианского послушания, ухода из мира и жизни.

Цели и задачи:
-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени
-объяснить причины и последствия церковной реформы
-развивать умение работать с информацией, анализировать адаптированные исторические источники , делать выводы, видеть причинно-следственные связи
-развивать интерес к прошлому своей страны.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные: указывать даты церковной реформы, церковного раскола, называть причины реформы, знать позицию патриарха Никона, царя Алексея Михайловича, протопопа Аввакума по ключевым вопросам реформы, описывать результаты реформы и раскола, основные идеи старообрядцев.

Метапредметные: группировать, систематизировать факты по заданному признаку, составлять таблицы, схемы определять смысл, главную идею высказывания, изображения, давать оценку событиям и личностям.

Личностные: уважительно относиться к историческому наследию, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Скачать:

Вложение Размер
tserkovnyy_raskol.docx 24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол

Цели и задачи:
-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени
-объяснить причины и последствия церковной реформы
-развивать умение работать с информацией, анализировать адаптированные исторические источники , делать выводы, видеть причинно-следственные связи
-развивать интерес к прошлому своей страны.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Предметные: указывать даты церковной реформы, церковного раскола, называть причины реформы, знать позицию патриарха Никона, царя Алексея Михайловича, протопопа Аввакума по ключевым вопросам реформы, описывать результаты реформы и раскола, основные идеи старообрядцев.

Метапредметные : группировать, систематизировать факты по заданному признаку, составлять таблицы, схемы определять смысл, главную идею высказывания, изображения, давать оценку событиям и личностям.

Личностные: уважительно относиться к историческому наследию, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование : учебник «История России» для 7 класса под ред.А.В.Торкунова , дополнительный материал –фрагменты из исторических источников, репродукции картин.

2. Мотивационный этап. Демонстрация картины С.Д.Милорадовича «Суд над патриархом Никоном».

Учащиеся отмечают на картине присутствие высших церковных иерархов, детали интерьера, обращают внимание на эмоциональную фигуру в центре картины, делают предположение о теме урока, пытаются сформулировать цели при помощи учителя, например: изучить положение Русской православной церкви.

3.Актуализация опорных знаний.
Учитель говорит о связи картины с содержанием понятия «бунташный век», предлагает ответить на вопросы:.Что такое Смутное время? Почему оно так называется? Как называется время правления Алексея Михайловича? (бунташный век). Что такое бунт? (восстание, недовольство).Как картина связана с проявлениями бунтащного века. Учащиеся делают предположения, в конце урока подтверждают свои догадки либо опровергают их.

4. Введение в новый материал.

-актуализация связи российской истории с европейской (падение Византийской империи – появление теорий «Москва-Третий Рим»

— сложное положение церкви в Смутное время ( двойственная позиция по отношению к самозванцам, роль патриарха Филарета в жизни государства, т.е.влияние церковной власти на светскую)

-деятельность кружка ревнителей благочестия (Стефан Вонифатьев, Федор Ртищев, патриарх Никон). Задачи кружка: искоренить беспорядки в церковной жизни, борьба с общественными пороками. Проблема исправления ошибок и искажений в церковной литературе.

Учитель предлагает рассмотреть картину «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги» . Худ. А.Кившенко.

Будущий патриарх родился в мае 1605 года в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом в крестьянской семье. Отец отдал мальчика учиться грамоте и Священному Писанию. Но после возвращения домой он стал забывать грамоту, поэтому решил поселиться в каком-нибудь монастыре, чтобы продолжить учёбу, там он каждый день изучал Писание и проявил необыкновенный интерес к церковному пению. По настоянию родителей Никита Минов женился и принял сан священника. Около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей. Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг , а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон.

2. (фрагмент из Костомарова Н.И.)

Историк Н.И.Костомаров о личности и деятельности патриарха Никона.

Никон никому не становился на дороге, но вместе с тем он …подвиги, такие, которые тогда уже навлекли на него врагов: по царскому приказанию он посещал тюрьмы, расспрашивал обвиненных, принимал жалобы, доносил царю, вмешивался в управление, давал советы, и царь всегда слушал его. В письмах своих к Никону царь величал его «великим солнцем сияющим», «избранным крепкостоятельным пастырем», «наставником душ и телес», «милостивым, кротким, милосердым», «возлюбленником своим и содружебником» и т. п.; царь поверял ему тайное свое мнение о том или другом боярине. От этого уже тогда в Москве бояре не терпели Никона, как царского временщика, и некоторые говорили, что лучше им погибать в Новой Земле за Сибирью, чем быть с новгородским митрополитом.

Будучи новгородским митрополитом, Никон начал совершать богослужение с большею точностью, правильностью и торжественностью… В те времена, по старому заведенному обычаю, богослужение отправлялось нелепо: боялись греха пропустить что-нибудь, но для скорости, разом читали и пели разное, так что слушающим ничего нельзя было понять. Никон старался прекратить этот обычай,

но его распоряжения не нравились ни духовным, ни мирянам. ( ), но многим — и в том числе патриарху Иосифу — не понравились эти нововведения…

При избрании на патриарший престол «Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховнейшего, и дадут ли мне устроить церковь?» — спросил Никон. Царь, а за ним власти духовные и бояре поклялись в этом. 25 июля 1652 года Никон сделался патриархом…

Вопросы к учащимся: о каких личностных качествах патриарха можно сделать вывод на основании этих текстов?

В 1653-1655 была проведена церковная реформа. Учащиеся составляют по ходу рассказа таблицу: изменения обрядов

Бонус №2. Статьи по теме:

1) Богданов А. П. Патриарх Никон // Вопросы истории. 2004. № 1. С. 51-117. http://itexts.net/avtor-andrey-petrovich-bogdanov/514..

2) Шмидт В. В. Никоноведение: библиография, историография и историософия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2008. № 3/4. http://www.ferapontovo.ru/index.php3?id=1018

По теме раскола в РПЦ в середине XVII в. рекомендуем телесериал «Раскол» (Россия, 2011).

Основная тема фильма – реформы, проводимые патриархом Никоном, и сопротивление, которое возглавил протопоп Аввакум.
Работа над сценарием велась более двух лет, при этом использовались работы историков Каптерева, Карташева, Ключевского, Соловьева, писателя Бахревского.
Показать полностью.
Cъемки проходили в павильонах «Мосфильма», в усадьбе Коломенское, в Ростове Великом, Кандалакше, в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях в Вологодской области, в Кеми, на Соловках, в Суздале. Для работы над фильмом были созданы масштабные исторически достоверные декорации.

Режиссер: Николай Досталь.
Автор сценария: Михаил Кураев, Николай Досталь.
В ролях:
Дмитрий Тихонов — царь Алексей Михайлович.
Юлия Назаренко — царица Мария Ильинична.
Валерий Гришко — патриарх Никон.
Александр Коротков — протопоп Аввакум.
Дарья Екамасова — Марковна, жена Аввакума.
Юлия Мельникова — боярыня Морозова.
Александр Баширов — юродивый Васька Босой.
Роман Мадянов — боярин Борис Иванович Морозов.

Александр Пыжиков — Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года.

Мало кто знает, что в середине XIX века Россия по сути уже была расколота пополам. Когда в конце 1840-х годов правительство отправило по стране несколько исследовательских комиссий, выяснилась ужасающая картина: миллионы русских людей не считали себя приверженцами официальной церкви и крайне враждебно относились к действующей власти.Целые губернии были охвачены раскольничьей фрондой.
Показать полностью. Существовали бесчисленные сёла, контролировавшиеся представителями старообрядческого движения, где в домах были двойные стены и крыши, чтобы прятать беглых раскольников. В руках весьма успешных купцов-староверов концентрировались огромные финансовые и промышленные ресурсы. По сути, была выстроена вторая, параллельная Россия.Молодой славянофил Иван Аксаков, участник одной из государственных комиссий, писал тогда обречённо: «Право, Россия скоро разделится на две половины: православие будет на стороне Казны, Правительства. а все прочие обратятся к расколу. Кажется, нам суждено только понять болезнь и созерцать, как она пожирает постепенно ещё не вполне заражённые члены». Собственно, это и случилось позднее в виде двух русских революций, для которых староверы подготовили щедрую почву.В этой книге впервые показана полная картина последствий духовного раскола русского общества и подлинная роль старообрядчества в истории России.

• Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой — часто конфликтовала с ней: казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства; церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела. Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше — «священство или царство», т. е. духовная или светская власть.

• При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.

• Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей, выявлялось искажение обрядов.

• Церковь не представляла собой единую силу. Истоки расхождений в церковной среде восходят к 40-м годам XVII в., когда в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, а входили и Никон, и Аввакум, и другие светские и церковные деятели. Их стремления сводились к назревшему «исправлению» церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Их поддержал и царь.

• Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. Одни считали, что за основу нужно положить древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие — греческие оригиналы (Никон).

• В 1652 году Никон стал патриархом. Он сразу же начал проводить церковную реформу (1653-1655) которая привела к расколу церкви. Наиболее существенные изменения коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, в богослужебные книги вписывали слова, по сути равнозначные, но по форме другие, произошла замена и других ритуалов.

• Против никоновских реформ резко выступил протопоп Аввакум. Он и его сторонники – «старообрядцы» подверглись репрессиям.

• Одновременно Никон, некогда бывший личным другом царя Алексея Михайловича, поставленный патриархом при его содействии, стал претендовать на государственную власть. Он демонстративно подчеркивал превосходство духовной власти над светской. По сути он становился соправителем царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича занимал его место.

• Всё это привело к конфликту между царем и патриархом. На церковном Соборе в 1666 г. Никон был низложен и сослан простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Вместе с тем, церковный собор объявил проклятие всем противникам реформы. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви.

• Преследования вынудили старообрядцев уйти в глухие места — на север, в Заволжье, где их не коснулась цивилизация ни в XVIII, ни в XIX, ни даже, иной раз в XX в. Вместе с тем, старообрядцы, благодаря своей удаленности, остались хранителями многих древних рукописей. История и историки благодарны им.

• Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. Собор 1667 г. подтвердил независимость духовной власти от светской. По решению этого же собора был упразднен Монастырский приказ, а также отменялась практика суда светского учреждения над духовенством.

• Причинами неприятия частью российского общества церковных реформ являлись социальные проблемы: рост государственных налогов, крепостничества, протест, прежде всего, против греческого и украинского влияния на русское православие, что, по мнению раскольников, вело к утрате духовной самобытности России.

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

История России, 7 класс

В. Суриков « Боярыня Морозова»

прочитайте материал п. 1 стр. 75 и приведите факты, подтверждающие, что Смута, действительно, стала серьёзным испытанием для церкви.

  • прочитайте материал п. 1 стр. 75 и приведите факты, подтверждающие, что Смута, действительно, стала серьёзным испытанием для церкви.

1. Церковь после Смуты.

    • Часть духовенства во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I.
    • Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству.
    • Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки разграбили церковную утварь, осквернили мощи святых, уничтожили 450 московских церквей.
    • Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники.

1. Церковь после Смуты.

После 8-летнего пребывания в польском плену митрополит Филарет в 1619 г. возвратился в Москву. Участники Церковного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нём роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. После 8-летнего пребывания в польском плену митрополит Филарет в 1619 г. возвратился в Москву. Участники Церковного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нём роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли.

1. Церковь после Смуты.

Ознакомьтесь с п.2 ( 1 абзац) на стр. 75 и выделите причины возникших в церкви противоречий. Ознакомьтесь с п.2 ( 1 абзац) на стр. 75 и выделите причины возникших в церкви противоречий.

2. Реформа патриарха Никона

2. Реформа патриарха Никона

    • в русских церковных книгах, переписывавшихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами.
    • обычай многоголосия во время церковной службы
    • Крещение двумя перстами

Исправить церковные книги

  • Исправить церковные книги
  • вернуться к древним образцам
  • нужно обратиться к греческим источникам

Мнения верующих разделились

2. Реформа патриарха Никона

Патриарх Никон, один из самых крупных, могучих деятелей русской истории, родился в мае 1605 года, в селе Вельеманове, близ Нижнего Новгорода, и наречен в крещении Никитою. Патриарх Никон, один из самых крупных, могучих деятелей русской истории, родился в мае 1605 года, в селе Вельеманове, близ Нижнего Новгорода, и наречен в крещении Никитою. Когда мальчик подрос, отец отдал его учиться грамоте. Книги увлекли Никиту. Выучившись читать, он захотел изведать всю мудрость божественного писания. Он взял из дома отца несколько денег, удалился в монастырь Макария Желтоводского, нашел какого-то ученого старца и прилежно занялся чтением священных книг.

2. Реформа патриарха Никона

2. Реформа патриарха Никона

3. Усиление разногласий между церковной и светской властью

Почему между Алексеем Михайловичем и Никоном возникли разногласия?

Для суда над Никоном в 1666 г. был созван Церковный собор. На него под охраной привезли подсудимого. Присутствовавшие на соборе церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Одновременно собор поддержал церковную реформу и предал проклятию всех её противников

Лишение на соборе патриарха Никона его сана

Для суда над Никоном в 1666 г. был созван Церковный собор. На него под охраной привезли подсудимого. Присутствовавшие на соборе церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Одновременно собор поддержал церковную реформу и предал проклятию всех её противников ( старообрядцев)

4. Церковный собор 1666 – 1667 гг.

5. Протопоп Аввакум

Как вы понимаете слова Как вы понимаете слова В. Гаршина: «Дайте Аввакуму власть, — повсюду зажглись бы костры, воздвиглись бы виселицы и плахи, рекою бы полилась кровь, и бездушные призраки приняли бы многую жертву».

5. Протопоп Аввакум

6. Протесты старообрядцев

Особенно жестоко было подавлено восстание монахов Соловецкого монастыря. Кровавая расправа, учинённая воеводами над его защитниками, стала последним событием царствования Алексея Михайловича. Однако выступления раскольников продолжались вплоть до конца XVII столетия Особенно жестоко было подавлено восстание монахов Соловецкого монастыря. Кровавая расправа, учинённая воеводами над его защитниками, стала последним событием царствования Алексея Михайловича. Однако выступления раскольников продолжались вплоть до конца XVII столетия

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами – это десятинная церковь. В середине 11в. был сооружен софийский собор (1037). Так же были воздвигнуты золотые ворота в Киеве. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Алтарная часть отделялась от церковного зала. В зап части располагался балкон – хоры, где во время богослужения находился князь с семьей и его приближенными. Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Необходимыми украшениями были иконы. Самой почитаемой на Руси иконой считалась Богоматерь с младенцем на руках. В 16 в. начинается развитие храмового строительства, иконописи и усиление влияния церкви на все слои населения. Наиболее известными были Успенский собор, Смоленский собор, соборы в Туле, Дмитрове. Одним из первых шатровых храмов является церковь вознесения. Самым известным памятником явл. Храм Василия Блаженного. В иконописи господствовала московская школа. Церковные реформы XVII диктовались необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Распространение книгопечатания открывало возможность переписи церковных книг. В 1652г. Никон избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, Никон начал реформы по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. Но многие боялись переем и поэтому произошел раскол русской церкви. Приверженцы старых обрядов – старообрядцы – не приняли реформы Никона. Внешние разногласия сводились к тому по каким образцам – греческим или русским – унифицировать церковные книги, как следует крестится – двумя или тремя пальцами, как совершать крестный поход. Наиболее мощный протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании (1668-1676). Идеологический кризис, охвативший религиозную жизнь, непрекращающееся недовольство народа в «бунташный» XVIIв., перемены в мире требовали от России ответа на вызов времени. Этим ответом явились петровские преобразования в первой четверти XVIIIв.

17. Русская культура 15-17в.

В первой половине 15. центральной темой становится борьба русского народа за свержение монголо-татарского ига. Победе Донского над Мамаем было посвещено реальное произведение: «Задонщина», этой же теме посвящается произведение «Сказание о Мамаевом побоище». Во 2-й половине 15в. в русской литературе продолжается развитие жанра «хождений» — описания путешествий, напр. «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Во второй половине 16в. в Москве открывается первый печатный двор, в котором издается православная литература. Большой литературный и исторический интерес представляют послания полит противников – И. Грозного и А. Курбского, в которых царь дает обоснование самодержавию, а Курбский в «История о великом князе Московском» обвиняет царя в тирании и жестокости. В 60е годы 16в. продолжает развиваться зарожденный на Руси в 11в. жанр летописаний. Значительным явлением стал «Домострой» — обобщение культурно-бытового уклада жизни русского народа. Этот период ознаменовался работами Ф. Грека и А. Рублева. Иван III начинает интенсивное строительство в Москве: начинается перестройка Кремля, вокруг него возводятся кирпичные стены, строятся Благовещенский и Архангельские соборы, заканчивается строительство храма Василия Блаженного. В 1553г. начинается русское книгопечатание. В 1634г. издан первый печатный русский букварь. В 1687г. создается Славянско-греко-латинское училще. В 17в. появляются новые литературные жанры: сатирические бытовые повести. Во второй половине 17в. зарождается светская портретная живопись. Русские умельцы осваивают науку и технику, для них характерны обширные теоретические познания. Активно развивалась географическая наука.

Ссылка на основную публикацию