Раскол церкви на католическую и православную год

Первая в истории встреча Папы Римского и Патриарха Московского произошла только в феврале 2016 года на нейтральной кубинской территории. Феноменальному событию предшествовали неудачи, взаимные подозрения, столетия вражды и попыток свести всё к миру. Разделение христианской церкви на католическую и православную ветви произошло из-за разногласий в трактовке «Символа Веры». Так из-за единственного слова, согласно которому Сын Божий становился ещё одним источником Духа Святого, разделилась церковь на две части. Предшествовали Великой Схизме менее масштабные события, приведшие в итоге к современному положению дел.

Раскол церкви в 1054 году: причины разделения христиан

Обрядовые традиции и взгляды на догматические принципы в Риме и Константинополе начали постепенно различаться задолго до окончательного разделения. В прошлом сообщение между государствами было не столь активным, и каждая церковь развивалась в собственном направлении.

Раскол церкви на католическую и православную год

  1. Первые предпосылки к расколу начались в 863 году. В течение нескольких лет православные и католики находились в противостоянии. События вошли в историю как Фотиева Схизма. Две правящие церковные верхушки хотели поделить земли, но не сошлись во мнениях. Официальным поводом стали сомнения в законности избрания Патриарха Фотия.
  2. В конечном итоге, оба религиозных лидера подвергли друг друга анафеме. Общение между главами католиков и православных возобновилось только в 879 году на Четвёртом Константинопольском соборе, который ныне не признан Ватиканом.
  3. В 1053 году ярко выделилась ещё одна формальная причина будущей Великой Схизмы – спор об опресноках. Православные использовали для таинства евхарастии квасной хлеб, а католики – пресный.
  4. В 1054 году Папа Лев XI отправил в Константинополь кардинала Гумберта. Поводом послужило произошедшее годом ранее закрытие латинских церквей в столице православия. Святые Дары выбрасывались и топтались ногами из-за пресного способа приготовления хлеба.
  5. Обосновывались папские притязания на земли поддельным документом. Ватикан был заинтересован в получении военной поддержки от Константинополя, и это было главной причиной оказываемого на Патриарха давления.
  6. После смерти Папы Льва XI его легаты все же приняли решение об отлучении и низложении лидера православных. Ответные меры не заставили себя ждать: спустя четыре дня они сами были преданы анафеме Патриархом Константинополя.

Раскол христианства на православие и католицизм: итоги

Казалось, нельзя предать анафеме половину христиан, но тогдашним религиозным деятелям подобное виделось приемлемым. Только в 1965 году Папа Римский Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор отменили взаимное отлучение церквей.

Раскол церкви на католическую и православную год

Спустя ещё 51 год лидеры разделившихся церквей впервые встретились лично. Укоренившиеся разногласия оказались не настолько сильны, чтобы религиозные деятели не смогли находиться под одной крышей.

  • Тысячелетнее существование без привязки к Ватикану укрепило разделение двух подходов к христианской истории и поклонению Богу.
  • Православная церковь так и не стала единой: существует много организаций в разных странах, возглавляемых своими Патриархами.
  • Католические лидеры осознали, что ни подчинить, ни уничтожить ответвление не получится. Они признали неохватные масштабы новой религии, равной их собственной.

Раскол христианства на православие и католицизм не помешал верующим славить Создателя. Пусть представители одной конфессии отлично произносят молитвы и признают догматы, неприемлемые для другой. Искренняя любовь к Богу не имеет религиозных границ. Пусть католики окунают младенцев при крещении один раз, а православные – трижды. Мелочи такого рода имеют значение только в смертной жизни. Представ перед Господом, каждый будет отвечать за свои поступки, а не за оформление посещаемого им ранее храма. Существует много вещей, которые объединяют католиков и православных. В первую очередь, это Христово Слово, за которым следуют со смирением в душе. Отыскать ересь просто, сложнее понять и простить, увидеть в каждом – создание Божье и ближнего своего. Главное назначение Церкви – быть пастырем для народа и приютом для обездоленных.

Установление Патриаршества в Византии

Официальной датой Раскола (Великой схизмы) принято считать 1054 год. Но события, предшествующие отделению Церквей, начали развиваться гораздо раньше. Истоками конфликта можно назвать отделение от Римской Империи в 395 году Византии со столицей в Константинополе. Закономерно в новой столице было установлено Патриаршества. В 472-489 годах титул “Вселенского” окончательно закрепился за Константинопольским Патриархом Акакием. Уже в то время появились существенные обрядовые расхождения в совершении Таинств и богослужений между Латинским Западом и Греческим Востоком. Так начался раскол Церкви.

Раскол церкви на католическую и православную год

Встреча Патриарха Московского Кирилла и Папы Римского Франциска (2016)

Раскол Церкви

Впервые разделение на “Православие” и “Католицизм” наметилось в IX веке. Формальной причиной тому послужило недовольство Папы Николая I избранием Патриарха Фотия. Он утверждал, что Фотий был избран незаконно. На самом деле Николай I хотел стать главой над епархией Балканского полуострова. Это закономерно возмутило Константинопольскую Патриархию. Также Папа Римский (Папа — титул римского епископа) желал воплотить в жизнь концепцию римского господства во Вселенской Церкви.

Первая волна разделения продлилась до 867 года. X век был веком перемирия и установления доверительных отношений между Западной и Восточной Церковью. Но в XI веке при правлении Папы Льва IX и Патриарха Михаила Керулария произошел окончательный раскол Церкви на Католическую и Православную. Поводом для того послужило закрытие Латинских церквей в Константинополе. Папа направил Патриарху послание, в котором обозначил свое желание стать во главе всей Церкви. Результатом конфликта были взаимные анафемы на уровне церковных иерархов. Эти анафемы были личными и не распространялись на Церкви. Но они закрепили раскол двух христианских конфессий на долгие столетия вплоть до наших дней.

Причины раскола Христианской Церкви

Почему произошел в 1054 году раскол в Христианской Церкви? В основе раскола лежали главным образом вероучительные факторы. Они касались представлений о тайне Святой Троицы и о структуре Церкви. К ним добавились также расхождения в менее важных вопросах, относящихся к церковным обычаям и обрядам. Также большую роль сыграло стремление Папы Римского стать общепризнанным главой всех христианских Церквей.

Особое место заняли богословские расхождения о Филиокве (догмата о Троице). Православная Церковь, опираясь на евангельскую цитату: “Дух истины…от Отца исходит” (Ин., 15,26) утверждала, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. Католическая Церковь отстаивала свою точку зрения об исхождении Духа от Отца и Сына.

Кроме того, Католическая Церковь использовала в Таинстве Причастия пресный хлеб. Это противоречило Евангельским событиям: на Тайной Вечере Иисус Христос преломлял именно квасной хлеб.

Константинопольский собор 1583 года постановил: “Тот кто говорит, что Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере имел пресный хлеб (без дрожжей) как и у евреев; а не имел квасной хлеб, то есть, хлеб с дрожжами; пусть он далеко отстоит от нас и пусть будет ему анафема…”.

Окончательное разделение Церкви на Католическую и Православную

В течение еще несколько веков происходили попытки как сближения, так и события, усиливающие раскол Церкви. В результате требования Папы Римского признать его догматы привела к жестким мерам со стороны Константинопольского Патриархата. Вся Католическая Церковь была признана еретической.

В течение Средних веков латинский Запад продолжал развитие в направлении, которое еще более отдалило его от православного мира. С другой стороны, произошли серьезные события, которые еще больше затруднили понимание между православными народами и латинским Западом. Самым трагичным из них был IV крестовый поход, завершившийся разорением Константинополя. Многие православные монахи были изгнаны из своих монастырей и заменены монахами латинскими.

Возможно, это происходило непреднамеренно. Но такой поворот событий был логическим следствием создания Западной империи и эволюции латинской Церкви с начала Средневековья. Вплоть до 50-х годов ХХ века православные и католики считали друг друга раскольниками. Соответственно, общения между Церквями не было.

Отношения между Православием и Католичеством

Во время проведения II Ватиканского Собора (1962 -1965) католики признали Православную Церковь апостольской. Совершаемые православными Таинства стали считаться действительными. Между Церквями в 1980 году возобновилось официальное общение.

Что касается взаимоотношений между Церквями, то из информации на официальном сайте Московской Патриархии следует:

“Прежде всего, надо отметить, что официально Православная Церковь не признавала никаким документом, декретом или определением действенность и спасительность Таинств Католической Церкви. Но фактически на протяжении веков в Православии практиковался такой же чин приема католиков, который сегодня употребляется католиками в отношении православных. Это значит, что если мы принимаем в лоно Православной Церкви крещенного в Католической Церкви мирянина, мы его не крестим заново; если он прошел у католиков конфирмацию, мы его не миропомазуем; если он был католическим священником, мы его не рукополагаем в священный сан, а принимаем в сущем сане.”

В настоящее время обе Церкви отказались от взаимного употребления определения “ересь” в отношении друг друга. Каждая из сторон стремится к диалогу, что можно считать новым этапом в общении между Церквями.

Раскол церкви на католическую и православную год

Священный Синод Константинопольской церкви отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. Не за горами предоставление автокефалии Украинской православной церкви.

Расколов в истории христианства было множество. Началось все даже не с Великой схизмы 1054 года, когда христианская церковь разделилась на православную и католическую, а гораздо раньше.

Все изображения в публикации: wikipedia.org

Раскол церкви на католическую и православную год

Напряжение между Константинополем и Римом возрастало и возрастало. Вылилось взаимное недовольство в Великий раскол 1054 года. Христианская церковь тогда окончательно разделилась на православную и католическую. Произошло это при константинопольском патриархе Михаиле I Керуларии и папе Льве IX. Доходило до того, что в Константинополе выбрасывали и затаптывали просфоры, приготовленные на западный манер – без закваски.

Многие века католическая и православная церкви формально оставались непримиримыми врагами. Лишь в 1965 году обоюдные анафемы были сняты, однако противоречия и расхождения остаются и по сию пору.

Первым расколом в христианстве принято считать Акакианскую схизму. Начался раскол в 484 году и длился 35 лет. Споры разгорелись вокруг «Энотикона» – религиозного послания византийского императора Зенона. Работал над этим посланием не столько сам император, сколько константинопольский патриарх Акакий.

В догматических вопросах Акакий не сошелся с папой Феликсом III. Феликс низложил Акакия, Акакий же приказал вычеркнуть имя Феликса из поминальных диптихов.

Папский раскол в истории также именуют Великим западным. Произошел он из-за того, что практически в одно и то же время папами были объявлены сразу два человека. Один – в Риме, другой – в Авиньоне, месте семидесятилетнего пленения пап. Собственно, окончание Авиньонского пленения и привело к разногласиям.

В 1378 году умер папа Григорий XI, прервавший пленение, и после его смерти сторонники возвращения избрали папу в Риме – Урбана VI. Французские кардиналы же, выступавшие против ухода из Авиньона, сделали папой Климента VII. Разделилась и вся Европа. Часть стран поддержала Рим, часть – Авиньон. Длился этот период до 1417 года. Папы, правившие в это время в Авиньоне, сейчас относятся католической церковью к числу антипап.

Распад христианской церкви на католическую с центром в Риме и православную с центром в Константинополе назревал еще задолго до окончательного разделения в 1054 года. Предвестником событий XI века стала так называемая Фотиева схизма. Этот раскол, датируемый 863 – 867 гг., был назван именем Фотия I – тогдашнего патриарха Константинополя.

Отношения Фотия с римским папой Николаем I были, мягко скажем, натянутыми. Папа намеревался усилить влияние Рима на Балканском полуострове, со стороны же константинопольского патриарха это вызвало сопротивление. Николай также апеллировал к тому, что Фотий стал патриархом незаконно. Закончилось все тем, что церковные лидеры предали друг друга анафеме.

В середине XVII века произошел раскол в Русской церкви. Те, кто отказался принять реформы нового патриарха Никона, нацеленные на сближение с Византией, были впоследствии названы старообрядцами. Приверженцы старых обрядов в 1656 году и в 1666-м оказались преданы анафеме.

Противникам Никона не поздоровилось: действовали сторонники патриарха крайне жестоко. Одних ссылали в Сибирь, других сжигали в срубах, третьи же «удостоились» и того, и другого – как, например, знаменитый раскольник протопоп Аввакум. Только в XX веке было признано, что и те, и другие обряды равнозначны и имеют право на существование.

16 июля 1054 года произошел окончательный раскол Христианской Церкви — на римско-католическую и православную.

Раскол церкви на католическую и православную год

В 1054 году римский папа Лев IX послал в Константинополь своих послов-легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Константинопольского патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папу и его легатов. Это послужило расколу Христианской Церкви, в результате которого окончательно обособились: римско-католическая церковь на Западе и православная на Востоке.

Раскол церкви на католическую и православную год

Раскол имел множество предпосылок и причин, коренившихся в обрядовых, догматических и этических различия между западной и восточной Церквями.

Разными были языки богослужения: латынь в западной церкви и греческий – в восточной. Кроме того, имели место имущественные споры, а также прямая борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди других христианских первосвященников. Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путем, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных патриархов.

Раскол церкви на католическую и православную год

Среди прочих городов они посетили Киев, где встретились с древнерусскими клириками и были приняты при княжеском дворе. При этом русская Церковь сохранила приверженность православию. Церковный раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 году по решению римского папы и константинопольского патриарха взаимные проклятия были сняты.

Раскол церкви на католическую и православную год

12 февраля 2016 года в здании международного аэропорта имени Хосе Марти столицы Кубы — Гаваны состоялась встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска. Встреча такого уровня стала первой за всю историю Русской православной и Католической церквей, ряд экспертов и СМИ называли её исторической.

Первая в истории встреча Папы Римского и Патриарха Московского произошла только в феврале 2016 года на нейтральной кубинской территории. Феноменальному событию предшествовали неудачи, взаимные подозрения, столетия вражды и попыток свести всё к миру. Разделение христианской церкви на католическую и православную ветви произошло из-за разногласий в трактовке «Символа Веры». Так из-за единственного слова, согласно которому Сын Божий становился ещё одним источником Духа Святого, разделилась церковь на две части. Предшествовали Великой Схизме менее масштабные события, приведшие в итоге к современному положению дел.

Раскол церкви в 1054 году: причины разделения христиан

Обрядовые традиции и взгляды на догматические принципы в Риме и Константинополе начали постепенно различаться задолго до окончательного разделения. В прошлом сообщение между государствами было не столь активным, и каждая церковь развивалась в собственном направлении.

Раскол церкви на католическую и православную год

  1. Первые предпосылки к расколу начались в 863 году. В течение нескольких лет православные и католики находились в противостоянии. События вошли в историю как Фотиева Схизма. Две правящие церковные верхушки хотели поделить земли, но не сошлись во мнениях. Официальным поводом стали сомнения в законности избрания Патриарха Фотия.
  2. В конечном итоге, оба религиозных лидера подвергли друг друга анафеме. Общение между главами католиков и православных возобновилось только в 879 году на Четвёртом Константинопольском соборе, который ныне не признан Ватиканом.
  3. В 1053 году ярко выделилась ещё одна формальная причина будущей Великой Схизмы – спор об опресноках. Православные использовали для таинства евхарастии квасной хлеб, а католики – пресный.
  4. В 1054 году Папа Лев XI отправил в Константинополь кардинала Гумберта. Поводом послужило произошедшее годом ранее закрытие латинских церквей в столице православия. Святые Дары выбрасывались и топтались ногами из-за пресного способа приготовления хлеба.
  5. Обосновывались папские притязания на земли поддельным документом. Ватикан был заинтересован в получении военной поддержки от Константинополя, и это было главной причиной оказываемого на Патриарха давления.
  6. После смерти Папы Льва XI его легаты все же приняли решение об отлучении и низложении лидера православных. Ответные меры не заставили себя ждать: спустя четыре дня они сами были преданы анафеме Патриархом Константинополя.

Раскол христианства на православие и католицизм: итоги

Казалось, нельзя предать анафеме половину христиан, но тогдашним религиозным деятелям подобное виделось приемлемым. Только в 1965 году Папа Римский Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор отменили взаимное отлучение церквей.

Раскол церкви на католическую и православную год

Спустя ещё 51 год лидеры разделившихся церквей впервые встретились лично. Укоренившиеся разногласия оказались не настолько сильны, чтобы религиозные деятели не смогли находиться под одной крышей.

  • Тысячелетнее существование без привязки к Ватикану укрепило разделение двух подходов к христианской истории и поклонению Богу.
  • Православная церковь так и не стала единой: существует много организаций в разных странах, возглавляемых своими Патриархами.
  • Католические лидеры осознали, что ни подчинить, ни уничтожить ответвление не получится. Они признали неохватные масштабы новой религии, равной их собственной.

Раскол христианства на православие и католицизм не помешал верующим славить Создателя. Пусть представители одной конфессии отлично произносят молитвы и признают догматы, неприемлемые для другой. Искренняя любовь к Богу не имеет религиозных границ. Пусть католики окунают младенцев при крещении один раз, а православные – трижды. Мелочи такого рода имеют значение только в смертной жизни. Представ перед Господом, каждый будет отвечать за свои поступки, а не за оформление посещаемого им ранее храма. Существует много вещей, которые объединяют католиков и православных. В первую очередь, это Христово Слово, за которым следуют со смирением в душе. Отыскать ересь просто, сложнее понять и простить, увидеть в каждом – создание Божье и ближнего своего. Главное назначение Церкви – быть пастырем для народа и приютом для обездоленных.

Разделение церквей (Великая схизма), Великое разделение христианской церкви — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение не преодолено до настоящего времени.

Начало раскола

В IX веке произошел раскол между константинопольской патриархией и папством, который длился с 863 по 867 год. Константинопольскую патриархию в это время возглавлял патриарх Фотий (858—867, 877—886), во главе Римской курии был Николай I (858—867). Считается, что хотя формальным поводом к расколу стал вопрос о законности избрания Фотия на патриарший престол, глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Византийской империи. Также с течением времени усиливался личный конфликт между двумя иерархами.

В X веке острота конфликта снизилась, споры сменяли длительные периоды сотрудничества.

Конец XI века ознаменовался началом активной экспансии выходцев из Нормандского герцогства в Южной Италии. Борьба за влияние в Италии вскоре привела к конфликту константинопольского патриарха и римского папы.

Приходы в Южной Италии исторически относились к юрисдикции Константинополя, однако по мере завоевания земель нормандцами ситуация стала меняться. В 1053 году патриарх Михаил Керуларий узнал, что греческий обряд на нормандских землях вытесняется латинским. В ответ Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе и поручил архиепископу болгарскому Льву Охридскому составить послание против латинян, в котором порицались бы различные элементы латинского обряда : служение литургии на хлебе из пресного теста; пост в субботу во время Великого поста; отсутствие пения «Аллилуйя» во время Великого поста; употребление в пищу удавленины и другое. Послание было отправлено «самому почтеннейшему папе».

Отлучителная грамота. Взаимная анафема

В 1054 году папа Лев направил Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора.

16 июля 1054 года, уже после смерти самого папы Льва IX, три папских легата вошли в собор Святой Софии и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и двух его помощников. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Усиление раскола

События 1054 года ещё не означали полного разрыва между восточной и западной Церквями, Первый крестовый поход вначале сблизил церкви, но при продвижении к Иерусалиму обострились разногласия. Когда предводитель крестоносцев Боэмунд захватил бывший византийский город Антиохию (1098 год), он изгнал греческого патриарха и заменил его латинским; захватив Иерусалим в 1099 году, крестоносцы также поставили во главе местной Церкви латинского патриарха. Византийский император Алексей, в свою очередь, назначил собственных патриархов обоих городов, но проживали они в Константинополе. Существование параллельных иерархий означало, что восточная и западная церкви фактически пребывали в состоянии раскола.

Другим событием, усилившим раскол, стал погром латинского квартала в Константинополе при императоре Андронике I (1182 год). Доказательств того, что погром латинян был санкционирован сверху нет, однако репутации Византии на христианском Западе был нанесён серьёзный урон.

Существует альтернативная точка зрения, согласно которой действительной причиной раскола стали притязания Рима на политическое влияние и денежные сборы на территориях, подконтрольных Константинополю. Однако в качестве публичного обоснования конфликта обе стороны называли богословские разногласия.

Раскол церкви на католическую и православную год

Это конспект по теме «Разделение христианской церкви». Выберите дальнейшие действия:

Единая христианская церковь разделилась в 1054 г. Это событие еще назвали Великим расколом. С того времени и по сегодняшний день существуют восточная православная церковь под управлением константинопольского патриарха и западная римско-католическая церковь, которую возглавляет римский папа.

Как произошел раскол?

Главы христианских церквей Востока и Запада давно не находили общего языка, но только в 1054 г. кардинал Гумберт с легатами по заданию папы римского Льва IX отправился к константинопольскому патриарху, чтобы разрешить конфликт. Он начался после того, как Михаил Кируларий распорядился закрыть латинские церкви на территории Константинополя. Также в Риме были возмущены поведением сакеллария Константина, который вошел в дарохранительницы со Святыми Дарами, приготовленными по западной традиции из пресных хлебов, и выбросил их оттуда, а затем растоптал.

Примирения папы римского с патриархом так и не произошло. 16 июля Кируларий был низложен легатами и отлучен от церкви в Софийском соборе. Через четыре дня он наложил анафему на папских гонцов. С тех пор христианство разделено на православие и католичество, а снятие взаимных проклятий состоялось только в 1965 г.

Раскол церкви на католическую и православную год

Почему христианская церковь разделилась?

Разделение единой христианской церкви произошло по нескольким причинам, которые имеют этический, догматический и обрядовый характер. Восточная и западная церкви различались по этим вопросам. Кроме того, раскол произошел из-за имущественных споров. Константинопольский патриарх и римский папа хотели единолично возглавлять христианскую церковь. Также во время богослужений по восточному и западному обрядам священники читали молитвы на разных языках, в первом случае на греческом, а во втором – на латыни.

В чем папа римский обвинял восточную церковь?

Вручение отлучительной грамоты константинопольскому патриарху состоялось в соборе Святой Софии 16 июля 1054 г. Богослужение проводил кардинал Гумберт. В этом документе было несколько обвинений:

  1. Константинополь не хочет признавать, что Святая Римская церковь – это первая апостольская кафедра и главный попечитель всех церквей.
  2. Михаил не может иметь патриарший чин.
  3. Как симониане представители Константинополя торгуют даром Божьим.
  4. Как у валезиан у них оскопляются пришельцы, которых возводят в клирики и даже епископы.
  5. Как арианы восточные священники занимаются перекрещиванием крещеных, включая латинян, во имя Св. Троицы.
  6. Как донатисты они говорят о погибели крещения, истинной Евхаристии и церкви Христовой на Западе, а признают только церковь Греческую.
  7. Как у николаитов в Константинополе разрешают священникам вступать в брак.
  8. Как севериане там занимаются злословием над законом Моисеевым.
  9. Как духоборцы восточные священники не признают символом веры исхождение Духа Святого от Сына.
  10. Как манихеи они думают о квасном, как об одушевленном.
  11. Как назореи константинопольские церковники смотрят за иудейскими телесными очищениями, новорожденные дети проходят у них обряд крещения еще до 8 дней после появления на свет, матери не причащаются, а язычниц не крестят.

Раскол церкви на католическую и православную год

Как на отлучительную грамоту отреагировала восточная (православная) церковь?

В Константинополе не признали решение римского папы и посчитали его оскорбительным. Патриарх осудил действия Ватикана. 20 июля на собранном Михаилом соборе состоялся суд над зачинщиками раздора между церквями, которых приняли за нечестивых людей, пришедших из западной тьмы в благочестивое царство. Патриарх назвал Константинополь источником с водами чистого учения, а легатов сравнил с приходом глада, бури и грома, а также дикими кабанами, пришедшими для низвержения истины. На папских послов и их сторонников была наложена анафема.

Как на Руси восприняли раскол церкви?

После отъезда из Константинополя группа папских легатов направилась в Ватикан. По дороге они сделали небольшой крюк для того, чтобы встретиться с другими восточными иерархами и рассказать им, что Михаил Кируларий отлучен от церкви. Папские легаты побывали в Киеве, где их торжественно принял великий князь и духовенство.

У Русской церкви не было однозначного решения по поводу поддержки определенной стороны, участвующей в конфликте, но на Руси сохранилось православие. При этом греки вели антилатинскую полемику без участия русских священников, которые не могли понять их претензии к Ватикану, имевшие обрядовый и догматический характер.

Русское духовенство продолжало общаться с константинопольским патриархом и с папой римским. Во время принятия своих решений оно ставило во главу угла политическую целесообразность.

В 1074 г. великий князь Киевский Изяслав-Димитрий Ярославич обратился к папе святому Григорию VII за поддержкой. Его младшие братья претендовали на киевский престол, поэтому князь вначале скрывался от их преследований в Польше, а затем в Германии. Княжеским посольством в Риме было доверено управлять сыну Изяслава – Ярополку-Петру, которому отец поручил передать русские земли под покровительство Ватикана. Григорий VII оказал поддержку Изяславу и тот в 1077 г. снова занял киевский престол. Впоследствии его вместе сыном Ярополком канонизировала Русская православная церковь.

Примерно в 1089 г. русский митрополит Иоанн встретился с послами, которых прислал антипапа Гиберт (Климент III) с целью укрепления своих позиций на Руси. Киевский митрополит имел греческое происхождение. Он почтительно отклонил предложение Гиберта и назвал его действия «заблуждением». Но приемнику Иоанна, митрополиту Ефрему, который по национальности был русским, захотелось еще раз обсудить с антипапой все вопросы. С этой целью он отправил в Ватикан посла, который вернулся домой в 1091 г. и привез из Рима святые мощи.

Представители папы посетили Киев в 1169 г. и побывали в латинских монастырях. В те времена на русской территории часто можно было встретить папских миссионеров. В 1181 г. от князей Полоцких бременские монахи-августинцы получили разрешение на крещение ливского и латышского населения, проживавшего в районе Западной Двины. Представители высших русских сословий неоднократно заключали браки с латинянами, что очень не нравилось грекам. Церковная жизнь на Руси в то время находилась под западным влиянием. Это продолжалось до тех пор, пока на русские территории не напали татаро-монголы.

Снятие взаимных анафем

В 1964 г. на святой земле в городе Иерусалим во время встречи папы римского Павла VI и константинопольского патриарха Афинагора состоялось снятие взаимных анафем, а через год они подписали Совместную Декларацию. Но это было лишь формальным «жестом доброй воли».

Раскол церкви на католическую и православную год

В католицизме существует точка зрения о невозможности отмены анафем I Ватиканского Собора на отрицающих первенство пары римского и его суждения по нравственным и религиозным вопросам.

Киевский Владимирский собор принял Иоанна Павла II, которого сопровождали главы православных церквей непризнанной УПЦ КП. В 2005 г. первый раз в истории православия там же на заупокойном богослужении молились за скончавшегося папу римского.

Идейные расхождения между разными авторитетными лидерами христианства стали появляться буквально сразу после зарождения учения. После его превращения в государственную религию эти разногласия стали напрямую влиять на политику – внутреннюю и внешнюю. Однако почти 1000 лет христианская церковь считалась единой организацией. Первый официальный раскол произошел в 1054 году. Затем последовала борьба пап и антипап, а потом глобальное явление Реформации. Но прозвания «Великий» удостоился только первый раскол.

Предыстория и причины раскола

После превращения христианства в государственную религию оно стало очень быстро распространяться, количество прихожан росло, и управлять сложным церковным хозяйством централизованно становилось практически невозможно. Это и привело к появлению двух христианских центров – в Риме и Константинополе.

Таким образом идеологические разногласия (а разные версии находили поддержку в разных центрах) были закреплены борьбой за реальную власть. Римские епископы (папы) претендовали на признание их безусловного права руководить всеми христианами в мире. Однако ряд восточных церковных иерархов (патриархов) не считали это право столь уж бесспорным.

Тем не менее, до XI века острота конфликта была не слишком значительным. Между представителями Востока и Запада постоянно шли богословские споры. Временами случались и попытки открытого разрыва, но быстро наступало примирение. В Х веке восточная и западная церкви вообще сосуществовали мирно, а константинопольский патриарх признавал официальное главенство римского папы.

Раскол церкви на католическую и православную год

Обострение конфликта было вызвано не вопросами веры, а политикой. Нормандские герцоги захватили территории в Южной Италии. Исторически эти приходы относились к Константинополю. Но герцоги Нормандские принадлежали к западной церкви и стали устанавливать на завоеванных землях ее обряд. Это был вопрос власти, влияния и доходов. Поэтому продвижение нормандцев в Южную Италию вызвало немедленный открытый конфликт между восточной и западной церквями.

Взаимные претензии и оформление раскола

В 1053 году патриарх Константинопольский Михаил Керуларий узнал о массовом переводе церквей Южной Италии на латинский обряд. Его реакция имела как экономическую, так и идеологическую составляющую. По его поручению архиепископ Болгарский составил послание, в котором критиковал латинские церковные обряды. Патриарх тем временем закрыл и перевел на восточный обряд все западные церкви Константинополя (в городе были и такие).

Далее последовал обмен посланиями между иерархами двух церквей – в оскорбительно-критическом тоне. В 1054 году папа отправил личное послание Михаилу Керуларию, в котором обосновывал права пап на верховную власть над всеми христианами. Патриарх эти претензии отверг – они действительно обосновывались ссылками на заведомо подложные документы.

Раскол церкви на католическую и православную год

Папа, желая как-то уладить разногласия (идея крестового похода уже начала формироваться, и папе также требовалась помощь против норманнов) отправил в Константинополь своих полномочных представителей – легатов. Однако примирения не вышло. 16 июля 1054 года легаты официально предали патриарха Керулария анафеме (церковному проклятию). Тот в ответ проклял их (а фактически, и римских пап в их лице). восточная и западная церкви стали нелигитимными в глазах друг друга. Таким образом, с июля 1054 года начинается отсчет истории двух христианских церквей – римско-католической и православной.

Попытки преодоления раскола

Первое время две церкви сосуществовали относительно мирно. В некоторой степени их сблизило крестоносное движение; делались попытки преодоления раскола. Однако когда интересы западных крестоносцев вступили в противоречие с византийскими, рыцари немедленно вспомнили, что византийцы являются раскольниками и с ними можно не считаться. В захваченных у мусульман землях образовывались параллельные церковные структуры – восточная и западная. В Византии также случались погромы западных приходов и церквей.

В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами. Случай был показателен – «рыцари креста», уничтожая византийцев, не считали, что отрекаются от поставленной цели, ибо уничтожение еретиков-схизматиков (раскольников) есть богоугодное дело.

В 1274 году император Михаил VIII согласился на объединение церквей на условиях Рима – ему требовалась обезопасить свою страну от новых визитов крестоносцев. Была подписана так называемая Лионская уния. Однако националистически настроенные круги в Византии возражали, и вскоре империя вернулась к православию. Затем согласился на переход в католичество император Иоанн V в 1369 году – в обмен на помощь против османов. Но помощь опоздала, и объединение снова не стало фактом.

Раскол церкви на католическую и православную год

Дальнейшая судьба разделенных церквей

В дальнейшем до нового времени отношения церквей оставались очень напряженными. Большое значение имел тот факт, что между странами Западной и Восточной и Южной Европы нередко вспыхивали конфликты. Поэтому враждебность между представителями разных конфессий усугублялась национальной враждой.

Обе основные церкви не остались в дальнейшем неделимыми. Если гуситские войны закончились восстановлением доминирования католичества во всей Западной Европе, то после выступления в 1517 году Мартина Лютера реформация захватила целые европейские регионы – возникла группа церквей протестантского направления.

В православии имелись церкви относительно самостоятельные, но в целом не отвергаемые – например, армянская. В середине XVII века произошел крупный раскол православия как следствие реформ патриарха Никона. Старообрядческая православная церковь существует и ныне.

Раскол церкви на католическую и православную год

Противоречия между разными направлениями в христианстве не сняты до сих пор. Хотя ныне церкви не конфликтуют остро, о примирении и объединении речь также не идет.

Раскол церкви на католическую и православную год

Разделение христианской церкви на католическую и православную вошло в историю как “великая схизма”. Это событие произошло в 1054 году. С тех пор в христианстве существует два направления, восточное (патриархи) и западное (Папа Римский).

Предыстория раскола

Рим еще со времен античности представлял собой один из основных центров христианства, так называемую “кафедру апостола Петра”. Религиозная жизнь Западной Европы имела свою специфику, государства там создавались на территории бывшей Западной Римской империи.

Раскол церкви на католическую и православную год

Рис. 1. Раскол церквей 1054.

Первый раскол между Папой Римским Николаем I и Вселенским патриархом Фотием произошел в 863-867. Он вошел в историю под названием “Фотиева схизма”.

  • Вопрос о законности избрания Фотия патриархом.
  • Желание Папы Римского распространить влияние на Балканы. Это не нравилось Византии, так как после раздела Римской империи, с 395 года, Балканский полуостров был в ее сфере влияния.

В X веке конфликт был сглажен. Новые проблемы начались в XI веке, когда Византия утратила свои владения в Южной Италии из-за столкновений с норманнами. Церковные приходы на юге Апеннинского полуострова контролировал патриарх в Константинополе. К середине XI века в этом регионе латинский обряд стал вытеснять греческий. В 1053 году патриарх Михаил I среагировал на это закрытием все церквей латинского обряда в Константинополе. Он вступил в полемику с католическими епископами и с Папой Римским Львом IX.

Полемика 1053 года вошла в историю под названием “Спор об опресноках”. Она относится к формальным причинам церковного раскола. Богословы спорили о том, какой хлеб использовать в причастии, пресный или квасной. В латинском обряде литургию совершали на бездрожжевом хлебе.

Раскол церкви на католическую и православную год

Рис. 2. 1054 Раскол церквей.

Великая схизма и ее последствия

Раскол христианской церкви на православных и католиков произошел в 1054 году. В полемике с Папой Римским принял участие Вселенский патриарх и четыре восточных патриарха единой Церкви. В Константинополе церкви латинского обряда были не просто закрыты. В них были выброшены и растоптаны Святые Дары, которые символизировали Тело и Кровь Христа. Папа Римский стал требовать всю полноту власти в христианской церкви. Для этого он использовал поддельный документ – “Константинов Дар”.

В середине июля 1054 года папские легаты отлучили от церкви, то есть предали анафеме патриарха, а спустя четыре дня сами легаты были подвергнуты такой же процедуре. Однако, анафему наложили только на них, а не на Римскую церковь.

В ходе Первого крестового похода 1096-1099 годов обе церкви сблизились. Окончательный раздел произошел в период между 1182 и 1453 годами. Сначала в Константинополе был разгромлен латинский квартал, затем западноевропейцы рыцари разгромили Византию и создали Латинскую империю, которая существовала с 1204 по 1261 год. В XIV-первой половине XV века обе стороны пытались заключить унию, в результате, в 1453 году османский султан выслал из Константинополя униатского патриарха.

Суть поддельного “Константинова Дара” заключалась в том, что император Константин Великий в IV веке якобы назначал Папу Римского господином над восточным патриархами.

Раскол церкви на католическую и православную год

Рис. 3. Великая схизма.

Что мы узнали?

Разделение единой христианской церкви на западную и восточную произошло в 1054 году из-за разногласий патриарха Византии и Папы Римского. Предметом разногласий стали не только вопросы литургии, но и борьба за сферы влияния в Южной Европе.

Ссылка на основную публикацию