Монастыри основанные сергием радонежским

Монастыри основанные сергием радонежским

Во время войны с Наполеоном останки одного из самых почитаемых в России святых были тайно переправлены в Кирилло-Белозерский монастырь, основанный одним из его учеников.

Мощи Сергия Радонежского лишь четырежды покидали созданную им Троице-Сергиеву лавру: дважды из-за пожара и дважды их спасали от поругания. Монахи Кирилло-Белозерского монастыря могут гордиться: когда Сергий был укрыт за его стенами, враги даже не подозревали, где его искать.

По данным сайта «Храмы России», в честь преподобного Сергия Радонежского в нашей стране возведено более 590 храмов и часовен, в одной только Москве таковых 67. Есть церковь Сергия Радонежского и в ансамбле Кирилло-Белозерского монастыря.

На Вологодчине особое отношение к Сергию Радонежскому, лично основавшему десять обителей: у истоков создания всех крупнейших наших монастырей стояли его последователи.

Всего по России ученики Сергия Радонежского основали более 40 оби­телей, и в XV веке Московская Русь сделалась страной монастырей.

Праведник

Монастыри основанные сергием радонежским

Величайшим подвижник земли Русской Сергий Радонежский почитается как святой и чудотворец с XV века, но о его жизни известно не так уж много. Да, его житие стало памятником литературы, но точные даты там не приводятся или зашифрованы витиеватыми формулировками.

В 2014 году с подачи Правительства РФ широко отмечалось 700-летие святого, и с тех пор была как бы «узаконена» дата его рождения — 3 мая 1314 года, хотя не все специалисты поддерживают эту точку зрения. Также принято считать, что родился преподобный (при рождении его нарек­ли Варфоломеем) в селе Варницы под Ростовом. Кстати сказать, в ту пору Ростовское княжество было весьма влиятельным и охватывало большую территорию, в том числе ряд земель, относящихся ныне к Вологодской области.

Согласно житию, когда Варфоломею исполнилось семь лет, «родители его отдали учиться грамоте», но старания учителя не приносили плодов: «отрок не слушал его и не мог научиться». Тогда-то и случилось первое чудо: случайно встретив старца в чёрном (эту встречу в 1890 году воспроизведёт на своей известной картине «Видение отроку Варфоломею» художник Михаил Нестеров), мальчик попросил того помолиться, дабы учёба пошла лучше, и вскоре действительно стал первым учеником.

Между тем из-за частых набегов татар на Русь семья его обеднела и была вынуждена перебраться в город Радонеж. Впечатлённый «чудом обучения» Варфоломей захотел посвятить себя монашеской жизни. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти. Исполнив сыновний долг, Варфоломей с братом Стефаном отправились в уединённую местность — пустынь. Жили в кельи, много молились. Вскоре брат, тоже решивший посвятить себя служению Богу, перебрался поближе к Москве, а Варфоломей принял монашеский постриг под именем Сергий. Постепенно вокруг Сергия Радонежского (величали его теперь так) стала собираться монашеская братия.

А в 1342 году была основана оби­тель, позже названная Троице-Сергиевой лаврой. Сергий стал игуменом монастыря и первым делом запретил инокам просить по­даяние: считал, что монахи могут и должны прожить собственными трудами. Ещё одним нововведением стало появление при монастыре устоев общежития вместо существовавшего «устава скитского».

Монастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежскимМонастыри основанные сергием радонежским

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 1

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 2

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 3

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 4

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 5

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 6

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 7

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 8

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 9

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 10

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 11

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 12

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 13

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 14

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 15

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 16

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 17

Монастыри основанные сергием радонежским

Слайд 18

В 2014 году исполнилось 700 лет со дня рождения величайшего подвижника земли русской: Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России Чудотворца.

С его рождением связан расцвет русского православия.

Деятельность великого подвижника распространялась по всей Руси. На Севере, Северо-Западе, Центральной части появлялись новые обители и храмы, основанные Преподобным и его учениками – десятки монастырей и сотни храмов.

Одним из таких мест на земле Угличского княжества, явилась обитель в честь Рождества Христова, что на Прилуке, по преданию основанная самим Преподобным Сергием, игуменом Радонежским.

Толковый словарь русского языка говорит нам о том, что «прилукой» называют место при речной луке, т.е. берег на изгибе реки. А вот местность обычно называли в те времена «прилуками» или кратко «прилук».

Место это, в районе нынешнего села Прилуки Угличского муниципального района, как и сейчас, так и во времена существования Угличского княжества было весьма примечательным.

Расположенное на высоком, левом берегу Волги, на изгибе реки, оно, словно маяк, просматривается еще задолго до приближения к нему. При подходе судов и повороте у Прилук практически на 45º, открывается дальнейший путь к Угличу. Вот и закрепилось в те времена за монастырем, который называли воротами Угличского княжества, примечание «на Прилуке».

Предположительно около 1338 года в стенах монастыря принял постриг преподобный Павел Обнорский.

Согласно завещанию князя Владимира Андреевича Серпуховского (Храброго), двоюродного брата князя Димитрия Донского, героя Куликовской битвы, в 1414 году село Прилуки с пятнадцатью близлежащими деревнями было пожаловано Троице — Сергиеву монастырю.

С этого времени небольшой Христо-Рождественский мужской монастырь на Прилуке полностью вливается в состав Троице-Сергиевой обители и становится духовным центром Святой Троицы на Угличской земле.

Впоследствии многие земли вокруг монастыря отошли в собственность обители Святой Троицы, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней дарственные грамоты владельцев, сделавших пожертвования в пользу монастыря.

Одной из таких грамот является данная подведомственному Троицкому небольшому «монастырю Рождества Христова в Прилуце» грамота Ивана Владимировича Кулударя на ряд земель у реки Корожечны. В заключительных словах документа говорится: «А грамоту писал игумен Ефросин, а подписал Кулударь он же своею рукою».

Анализ почерка грамоты позволил исследователю общерусских летописей, профессору Ленинградского Государственного Университета (ныне СПбГУ) Якову Соломоновичу Лурье сделать вывод о том, что в 1477-1478 гг. игуменом Христо-Рождественского монастыря на Прилуке состоял известный старец Кирилло-Белозерского монастыря Евфросин, выдающийся книжник Древней Руси.

В начале XVII века, в период смуты и осады самой Троицкой обители, эта местность подверглась сильнейшему опустошительному разорению. По преданию, монастырь Рождества Христова, как и монастыри самого Углича, был полностью уничтожен во время русско-польской войны.

На месте сожженного монастыря была построена деревянная церковь Рождества Христова.

В 1764 году монастырь был упразднен, земли переданы государству.

На месте древней деревянной церкви на средства прихожан в 1768 году был построен существующий храм Рождества Христова.

Официальные упоминания о существовавшей на этом месте обители дошли до наших дней в трудах церковных историков, филологов, историков культуры.

Также убеждён отец Димитрий и в том, что пример святых может быть востребован исключительно на основании православной веры: «Как для кого-то музыка — скучнейший из шумов, так для людей, далёких от Бога, пример преподобного — как нафталин. Такое отношение возможно изменить. Например, мощью государства, с помощью медиаресурсов жителей самой глубинной глубинки можно поднять на огромную высоту духовно-нравственного образования! Только никто этим не занимается, а мы вместо этого используем телевидение для того, чтобы бесконечно развлекать и оглуплять людей. В итоге сегодня в России приходится сталкиваться с людьми, которые даже не слышали имени преподобного Сергия».

Умнее вечных истин?

Усугубляет ситуацию на Украине и то, что страна давно страдает от церковного раскола. Как отметил Сергей Михеев, отречение от собственной веры ради личной выгоды, сию­минутной «политической целесообразности» стало одним из корней тех болезней, которые сегодня терзают Украину. «В этой ситуации обращение к опыту Сергия Радонежского было бы целительным, но не уверен, что многие из украинских политиков этого хотят. Обращение к святому мешает, например, «делать деньги» на войне и не чувствовать себя подонком», — отметил политолог.

Правда и право

Сенатор отметил, что духовные начала необходимо учитывать и в работе законодателя. По словам Андрея Клишаса, право — как отражение добра и справедливости в виде закона — должно соответствовать измерению той правды, которая присутствует в народе. Иначе люди не будут считать необходимым исполнять законы. Поэтому такие документы должны быть максимально приближены к традициям, в том числе и духовным, которые существуют в обществе, к духовно-культурной и национальной идентичности народа.

Участники Сергиевских бесед также обратили внимание на то, что право теряет нравственную основу, когда понятия «цель» и «средство» дезориентируются. Когда цель не защита ребёнка, а построение механизма его защиты, возникает ювенальная юстиция — «самая большая беда», по мнению Андрея Клишаса, западной правовой культуры.

Путешествия преподобного Сергия Радонежского

© 2014 Курская областная научная библиотека им. Н. Н. Асеева

Русский церковный деятель, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, в котором он ввёл общежитийный устав.

«В своём монастыре он впервые на Руси ввёл «общежительный» устав, по которому всё имущество в монастыре становилось общим и каждый монах должен был трудиться. Введённая Сергием дисциплина требовала от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками, создавала из обители воспитательную школу, в которой росли мужественные, бесстрашные люди. Они готовы были отказаться от всего личного и работать на общее благо. Величайший смысл жизни Сергия Радонежского в том, что он создал новый тип личности, укоренившийся в народном сознании как идеал человека. Его подвижническая жизнь осветила русскую историю на много столетий вперёд».

Ерёмина О.А., Смирнов Н.Н., Иван Ефремов, М., «Молодая гвардия», 2013 г., с.524.

Сергий Радонежский «… создал традицию общежительных монастырей, где отсутствие личной монашеской собственности разрушало социальные перегородки: то есть в этой важнейшей области культуры (средневековый монастырь — это тогдашний университет) открывалась дорога для выдвижения на руководящие духовные посты представителям всех классов и групп тогдашнего кастового общества».

Балашов Д.М., И нужна любовь, в Сб.: Личное мнение. Сборник писательской публицистики, М., «Советский писатель», 1990 г., с. 71.

Сергий Радонежский обладал высочайшим моральным авторитетом. За советом к нему шли как простолюдины, так и представители власти. Именно Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на борьбу с татаро-монгольским игом, разрешил монахам Троице-Сергиева монастыря Пересвету и Ослябе идти на бой с Мамаевой ордой.

«Пробуждение этой потребности и было началом нравственного, а потом и политического возрождения русского народа. Пятьдесят лет делал своё тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне: целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими. Никто тогда не считал гостей пустынника и тех, кого они делали причастниками приносимой ими благодатной росы, — никто не думал считать этого, как человек, пробуждающийся с ощущением здоровья, не думать о своём пульсе. Но к концу жизни Сергия едва ли вырывался из какой-либо православной груди на Руси скорбный вздох, который бы не облегчался молитвенным призывом имени св. старца».

Ключевский В.О., Исторические портреты. Деятели исторической мысли, М., «Правда», 1990 г., с. 71.

«Сергий сам плотничал, ставил кельи, таскал брёвна, носил воду в двух водоносах, пёк хлебы, сам шил одежду и тачал обувь — делал всю чёрную работу и даже нанимался плотничать за гнилые хлебы. Когда слава его прошла уже по всей Руси, он всё же не изменял своего трудового образа жизни. Именно поэтому он получил в народе огромную славу и непререкаемый авторитет, с которым вынуждены были считаться самые верхи московского государства и русской церкви. Приходившие к нему на поклонение люди принимали его за простого работника и не хотели верить, что перед ними сам прославленный по всей Руси игумен. К нему приезжает сам великий князь Дмитрий Донской за советом и помощью. И помощь его действенна. Когда нижегородский князь Борис не покорился Москве, по слову Сергия были затворены в Нижнем все церкви, и Борис, опасаясь народа, вынужден был покориться. Дмитрию Донскому перед выступлением в поход против Мамая Сергий даёт в войско двух иноков, веля им сражаться. Это было против церковных обычаев, запрещавших инокам воевать. Тем самым Сергий освятил поход против Мамая как святое дело и способствовал подъёму духа в войске Дмитрия»,.

Лихачёв Д.С., Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет, Л., «Советский писатель», 1989 г., с. 509-510.

Сергий Радонежский стал фактическим основателем на Руси культа святой Троицы, первообраза любви и согласия. Он воспитал множество учеников.

«Преподобный Сергий со своею обителью и своими учениками был образцом и начинателем в этом оживлении монастырской жизни, «начальником и учителем всем монастырям, иже в Руси», как называет его летописец. Колонии Сергиевской обители, монастыри, основанные учениками преподобного или учениками его учеников, считались десятками, составляли почти четвёртую часть всего числа новых монастырей во втором веке татарского ига, и почти все эти колонии были пустынные монастыри подобно своей митрополии».

Ключевский В.О., Исторические портреты. Деятели исторической мысли, М., «Правда», 1990 г., с. 73.

Он похоронен в основанном им монастыре и канонизирован русской православной церковью.

Древнейшее житие Сергея Радонежского написано Епифанием Премудрым.

Преподобный Сергий Радонежский почитается как заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном обучении…

«Романовы. Царское богомолье» – очередной совместный проект двух музеев: Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея и Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.

Как отметила, выступая на открытии выставки, заместитель генерального директора Сергиево-Посадского музея-заповедника С.В. Николаева, Звенигородский и Сергиево-Посадский музеи многое связывает. Обоим музеям в этом году исполняется 95 лет, и оба они до сих пор располагаются на территории самых известных и самых значимых подмосковных обителей – Троице-Сергиевой лавры и Саввино-Сторожевского монастыря. Основанные учителем и учеником – Сергием Радонежским и Саввой Сторожевским, эти монастыри всегда пользовались особым вниманием российских монархов и членов их семей, сюда приезжали на богомолье практически все русские цари.

Выставка «Романовы. Царское богомолье» представляет живописные и графические портреты членов царского дома Романовых, а также издания, посвященные русским императорам. Во время открытия выставки заместитель директора музея по научной работе Д.А. Седов провёл замечательную экскурсию, представив гостям многочисленные материалы, касающиеся истории богомольных выходов царей в Троице-Сергиев и Саввин монастыри: старинные книги, иконы, фотографии и другие артефакты. Среди почетных гостей выставки были настоятель храма Успения Божией Матери на Городке отец Иероним и директор Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва Г.В. Попов.

Увы, сейчас, накануне 95-летнего юбилея, будущее Звенигородского музея, как и многих других российских музеев, расположенных на территории действующих монастырей, неопределённо. Надеясь на то, что в современной России хоть что-то решается без вмешательства «царей», заинтересованная общественность продолжает собирать подписи за сохранение самостоятельности Звенигородского музея. Музей, который в течение практически века был хранителем истории края за десятки предыдущих веков, отмечает юбилей… в городском парке – другого места, к сожалению, нет… Безусловно, проводимый музеем и ставший уже традиционным «Чеховский день в Звенигороде» 18 июля в очередной раз порадует звенигородцев и гостей города интересной программой. Но, конечно же, не от хорошей жизни пришлось объединить это мероприятие в парке с празднованием 95-летия одного из старейших музеев России…

Будем надеяться на лучшее и пожелаем коллективу музея, возглавляемому Г.А. Стоенко, новых творческих успехов – таких, как выставка «Романовы. Царское богомолье».

Монастыри основанные сергием радонежским17 марта 2014 года начался цикл поездок по монастырям, основанным преподобным Сергием Радонежским и его ближайшими учениками для школ Северного благочиния города Рязани, принимавших участие в конкурсе чтецов Православной поэзии.

Высоцкий мужской монастырь в городе Серпухов Московской области и Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь, основанные преподобным Сергием Радонежским, посетили учащиеся школы № 66 и лицея № 52 17 марта 2014 года.

Учащихся, их родителей и преподавателей духовно окормлял в поездке иерей Сергий Думанов, который совершил молебен о путешествующих в Преображенском храме города Рязани перед выездом.

Так как данное мероприятие посвящено празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, то во время пути педагог-катехизатор благочиния Николаева Марина Алексеевна показала видеофильм и рассказала о преподобном Сергии и монастырях, основанных им.

В Высоцком Серпуховском монастыре для ребят была проведена интересная экскурсия игуменом монастыря по храмам, который рассказал об истории их создания.

Отец Сергий провел беседу со старшеклассниками о поведении в храме и ответил на их вопросы. Батюшка раздал ребятам иконки Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и святого Афанасия Серпуховского, как благословение Серпуховского мужского монастыря.

У памятника преподобному Сергию Радонежскому дети прочитали стихи, ему посвященные и сфотографировались на память.

Поездка была организована совместно катехизаторским и социальным отделами Северного благочиния.

Монастыри основанные сергием радонежским

Ко дню рождения Сергия Радонежского Главархив представил материалы, посвященные жизни святого. Это документы о деятельности братства преподобного Сергия, фотографии праздничных мероприятий на территории Троице-Сергиевой лавры, а также материалы о храмах во имя Сергия Радонежского в Москве.

На протяжении столетий преподобный Сергий Радонежский был одной из ключевых фигур Русской православной церкви и отечественной истории. Он сыграл значительную роль в объединении русских княжеств в борьбе против ордынского ига.

К началу XIV века раздробленность древнерусских княжеств достигла предела. Многие русские князья зависели от Золотой Орды и соперничали за ханскую грамоту на великое княжение. Сергий Радонежский стал духовным главой сопротивления завоевателям.

Со временем вокруг преподобного Сергия образовалось монашеское братство. Архивное ведомство хранит документы о благотворительной деятельности братства, которое в дальнейшем оказывало в том числе материальную поддержку нуждающимся преподавателям, студентам и выпускникам Московской духовной академии.

В фондах Главархива также хранятся изображения Троице-Сергиевой лавры начала XX века, которую священник и энциклопедист Павел Флоренский называл «сердцем России». По легенде, именно здесь в 1380 году он благословил войско Дмитрия Донского на битву с Мамаем на Куликовом поле. Эта победа положила начало освобождению русских земель от ордынского ига.

В Главархиве столицы есть литографии с изображением чудес Сергия Радонежского. Одним из них было видение о птицах. Множество птиц символизировало учеников Сергия, разлетевшихся по Руси, а также основанные им монастыри, ставшие оплотами веры, просвещения и патриотизма для людей.

Более подробно с архивными документами, связанными с именем Сергия Радонежского, можно ознакомиться, посетив виртуальную выставку «Звезда незаходящая».

Во второй половине XIV века Русь оживала после губительного столетия монголо-татарского ига. Заново выстраивались политические, экономические и социальные связи. Духовная жизнь была главной скрепой восстановления русской государственности. В то время, исключительное влияние на процессы ренессанса северо-восточной Руси оказывал игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский.

Его духовное наставничество над князем Дмитрием Московским и поддержка ревнителей освобождения русской земли от иноземного засилья, имеет непреходящее значение. Оценить значение его влияния на успешное становление русской государственности можно по двум факторам:

Его главным «деянием» в истории Отечества было и остается благословление московского князя Дмитрия Ивановича на битву с полчищами Мамая. Его поддержка не только молитвами, но и направлением двух своих монахов Пересвета и Ослябю в княжеское войско.

Немалое значение имела его миротворческая миссия. «Тихими и кроткими речами» и «благоуветливыми глаголами» отец Сергий удерживал русских князей от междоусобной вражды. Так В. О. Ключевский подчеркивал, что Сергий Радонежский сумел отговорить от войны с Москвой «самого упрямого человека XIV в.», князя Олега – «суровейшего Рязанца».

Сергий Радонежский ускорил процесс умножения монастырей, ставших очагами и оплотами русской культуры. Основанные его сподвижниками монастыри способствовали практическому и культурному освоению гигантских пространств русского Севера и Заволжья.

Для современников Сергий Радонежский являл собой олицетворение наиважнейших нравственных качеств:

  • трудолюбия;
  • патриотизма;
  • гражданственности;
  • скромности;
  • милосердия и незлобивости.

Духовное наследие преподобного старца несет в себе идею всеобщего единства, имеющую в основе: жертвенность, милость и любовь. Такое согласие символизирует Святая Троица, имя которой отец Сергий взял для названия основанного им монастыря. Сегодня Троице-Сергиева лавра – это православное сердце России, а игумен Сергий Радонежский символ ее единства.

Таким образом, личность Сергия Радонежского особенно ярко проявляется на фоне величайшего национального бедствия – монголо-татарского ига. Его мистический образ и достигнутое им духовное величие, при глубоком смирении дали импульс для развития и расширения и единства Русского государства.

Юрьев-Польский всего на 5 лет моложе Москвы, но благодаря своей географии мало изменился за прошедшие века. Шедевр белокаменного зодчества — Георгиевский собор, монастыри, основанные Сергием Радонежским, удивительные выставки мастеров, в том числе уникальная технология позолоты в Кольчугино.

Экскурсия: В город Святого Георгия (Юрьев-Польский — Киржач — Кольчугино) Код экскурсии: 65

Небольшой городок Юрьев-Польский , который всего на пять лет моложе Москвы, упоминается в летописи в 1152 году. Было ему суждено стать одним из детищ неутомимого воителя и основателя городов – князя Юрия Долгорукого. Памятники города хранят не одну страницу истории России. Польский почти не изменился за последние годы или столетия. Хорошо сохранились земляные валы, прогуливаясь по гребню внутри которых можно увидеть деревянные домики со своим традиционным хозяйством. Внутри земляного вала — Георгиевский собор, главная достопримечательность города, жемчужина белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской земли.

В самом центре Юрьев-Польского, в кольце древних земляных валов располагается комплекс памятников архитектуры Михайло-Архангельского монастыря. Удивительным памятником деревянного зодчества XVIII в. является расположенная на территории Михаило-Архангельского монастыря Георгиевская церковь. Построенная одним топором, она привлекает своей очаровательной простотой и прославляет талант русских умельцев. В постройках монастыря находятся экспозиции Историко-архитектурного и художественного музея, которые рассказывают об истории края, жизни и деятельности П.И.Багратиона, выставка деревянной скульптуры, церковной утвари и живописи XV-XVII вв. В городе снимали эпизоды фильма «Золотой теленок», в память о чем существует одноименное кафе, расположенное недалеко от Кремля.

Двигаясь в сторону Юрьев-Польского, мы проезжаем еще один старинный городок — Киржач . Его главной достопримечательностью является Свято-Благовещенский женский монастырь, который был основан Сергием Радонежским, здесь он провел четыре года. По дороге к Киржачу вы увидите самую высокую колокольню Подмосковья в Николо-Берлюковском монастыре высотой 102 м., увидите одно из самых богатых сел этой местности Стромынь, в котором тоже был монастырь, основанный Сергием Радонежским.

В городе Кольчугино , который встретится нам на пути, производят металлическую посуду с серебряным и золотым покрытием. Город Кольчугино образовался с заводского поселка, заложенного купцом А.Г. Кольчугиным, вместе с медеплавильным заводом близ села Васильевского. На Кольчугинском предприятии впервые в стране была разработана технология нанесения золота на нержавеющую сталь. В программе тура посещение фирменного магазина предприятия.

Киржач:
— Свято-Благовещенский женский монастырь.
Кольчугино:
— Посещение фирменного магазина металлической посуды с серебряным и золотым покрытием.
Юрьев-Польский:
— обзорная экскурсия по Юрьев-Польскому;
— Георгиевский собор;
— Историко-архитектурный музей.

Обед (за доп. плату 300 руб. в кафе ? Золотой теленок ? ) и свободное время.

транспортное обслуживание (автобусы туристического класса), экскурсионное обслуживание по программе, услуги гида-сопровождающего, мастер-класс по набойке (в летнее время).

Обед (за доп. плату 300 руб. в кафе ? Золотой теленок ?)

В Юрьеве Польском можно приобрести великолепные качественные махровые полотенца местного производства, множество сувениров. В Кольчугино можно приобрести столовые приборы заводского производства! Это станет отличным подарком Вашим друзьям и близким!

Монастыри основанные сергием радонежским

Сергий Радонежский родился в боярской семье, близ города Ростов. Дата рождения точно неизвестна, и три разных года считаются его годом рождения – 1314, 1319 или 1322. Днем рождения святого традиционно принято считать 3 мая. Во время крещения ему дали имя Варфоломей. Для его родителей, Кирилла и Марии, он был вторым из трех сыновей. Стефан старший брат, а Петр младший. В Ростове мальчик посещал школу и изучал греческий язык. Во времена правления князя Ивана Даниловича, около 1334 года, семья Кирилла бедствовала.

Чтобы спастись от слуг Калиты, отец вынужден перевезти семью в село Радонеж. Когда Варфоломей вырос, отрока начали обучать грамоте, но по сравнению с братьями, его способности были очень слабыми, и учеба продвигалась медленно. От этого он сильно расстраивался и часто плакал. Однажды мальчик встретил старца, который после рассказа о его трудностях в учебе, дал Варфоломею кусок просфоры для причастия с благословением: «Возьми и съешь его, это дано тебе как знак Божьей благодати и для понимания Писания».

С той встречи Варфоломей нашел, что уроки стали даваться легче. Эта чудесная история послужила основой для написания картины М.В. Нестерева «Видение отроку Варфоломею» и создания памятника скульптором В.М. Клыковым. Памятник установлен в Радонеже. Мальчик рос тихим, задумчивым и скромным, и постепенно принимает решение посвятить свою жизнь служению Богу.

Преподобный Сергий Радонежский

Когда родители умерли, Варфоломей переехал в Хотьково под Москву, присоединившись к старшему брату Стефану. В поисках более уединенного места, он и его брат, нашли такое место в глухом лесу возле холма, построили келью и простую часовню, посвященную Святой Троице. Братья жили в лесу уединенно. Со временем Стефана стала тяготить жизнь без людей, и он покинул Сергия, чтобы жить в Богоявленском монастыре, в Москве. С отъездом брата Сергий жил аскетично в течение ряда лет. Дикие животные, казалось, узнавали его. Стаи серых волков и медведи приходили к его хижине, но не причиняли ему вреда. Этот скромный человек жил в ладу с природой и с собой.

Он неустанно молился. Постепенно люди узнали о Сергии и стали обращаться к нему за мудрыми советами, духовными напутствиями. Вскоре келья превратилась в маленький скит с двенадцатью монахами, учениками Варфоломея. В день принятия монашества он получает имя Сергий. Дата пострига разнится из-за отсутствия информации о точном годе рождения. При дате рождения в 1314 году он был пострижен в монахи в 1337 году, а при дате рождения в 1322 году постриг произошел в 1342 году. Монастырь, где служил Сергий, позже стала называться Троице-Сергиева Лавра. Первым игуменом в обители был Митрофан, а вторым Сергий.

По мере роста монастыря среди монахов росла разница во мнениях относительно того, продолжать ли жить по уставу скита или ввести общежитие, которое предпочитал Сергий. Принимая постриг монахи, как и ранее, имели личное имущество. Среди них были бедные и богатые. Это привело к тому, что более состоятельные брали в услужение тех, кто не обладал имуществом. Сергий считал, что при таком положении вещей священнослужители не могут быть равными и полностью отказаться от земных благ.

На территории монастыря он запретил владеть имуществом. Все богатство было коллективной собственностью и позволяло инокам молиться, а не думать о пропитании. Разногласия росли, Сергий решил основать другие монастыри, а не ссориться из-за этого вопроса. После его отъезда монастырь начал постепенно приходить в упадок, и через четыре года монахи в Святой Троице умоляли Сергия вернуться.

Монастыри основанные сергием радонежским

По мере роста Свято-Троицкого монастыря, Сергий начал отправлять своих учеников по всей центральной и северной России, чтобы распространять Евангелие среди местных жителей. То было время правления Дмитрия Ивановича, называемого Донским. Количество монастырей, основанных этими учениками, приблизилось к 400.

К ним относятся известные монастыри Борисоглебский под Ростовом, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Покровский под Боровском. По мере того, как увеличивалось влияние Свято-Троицкого монастыря, у его ворот образовалось поселение, которое переросло в город Сергиев Посад. Сергий Радонежский прославился совершенными им чудесами. Воскрешение отрока – молитвой над телом умершего Сергий вернул к жизни ребенка. Исцеление греческого епископа, который не верил в то, что рассказывали о преподобном Сергии, и встретив игумена ослеп. Несчастному пришлось признаться в неверии, и зрение вновь вернулось к нему. Это самые известные рассказы, которые передавались из уст в уста.

Весть о чудесах, происходивших в стенах монастыря, распространялась повсюду. Паломники шли с разных сторон света, кто-то чтобы излечиться или просто увидеть Сергия, а кто-то, чтобы просто прикоснуться к святому.

Константинопольский Патриарх Филофей прислал ему хартию, подтверждающую новые правила жизни обители, установленные отцом Сергием в Свято-Троицком монастыре. Митрополит Алексий Московский почитал Сергия как друга и доверил ему задачу примирения разногласий между князьями Московскими и Русскими. Он хотел почтить Сергия орденом золотого креста и даже предложил в 1378 году сделать Сергия своим преемником в качестве митрополита Московского. Но эти почести не соответствовали аскетической жизни Сергия, и он отказался от них.

Во время русской борьбы с татарским ханом Мамаем, Сергий благословил Дмитрия Ивановича Донского, отправившегося одолеть хана в 1380 году, словами: «Иди бесстрашным князем и верь в Божью помощь». Победа Дмитрия в Куликовской битве была судьбоносной для нашего отечества.

Икона Сергия Радонежского

Создано бесчисленное количество изображений святого Сергия Радонежского. Всемирно известна икона «Икона Преподобного Сергия Радонежского с 17 клеймами жития» находится в коллекции музея имени Андрея Рублева. Среди работ художника В.Васнецова икона «Сергий Радонежский, написанная Виктором Васнецовым для Абрамцевской церкви в 1882 году.

Преподобный Сергий был глубоко смиренным и твердо верил в Божью помощь. Взял на себя обязательство оказывать помощь всем страждущим, кто обратился к нему с любовью, и кто верил в божественную силу. Был настоящим лидером, подавая пример во всем. Основал ряд монастырских школ и научил фермеров эффективным методам ведения сельского хозяйства.

Достигнув глубокой старости Сергий сообщил о скорой смерти братии монастыря и дал им последние наставления. На игуменство он благословил своего последователя, преподобного Никона. Спустя пол года, 25 сентября 1392 года, Сергий Радонежский предстал пред Богом. В 1452 году его причислили к святым. 5 июля 1422 года обнаружены его нетленные мощи. 11 апреля 1919 года мощи святого подверглись эксгумации. За этим наблюдает созданная комиссия, среди членов которой и представители от церкви. Их взорам предстали кости, волосы и остатки ткани скромной одежды, в которой похоронили святого. Павел Флоренский узнал о вскрытии заранее, и опасаясь, что мощи уничтожат, предпринял опасные шаги к их сохранению.

Голову преподобного отделили от его тела, заменили на голову покойного князя Трубецкого. С 1920 по 1946 год мощи хранились в музее. И лишь 20 апреля 1946 года мощи святого вернули Церкви. В наши дни мощи бережно хранятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

(† кон. XIV в.), прп. (пам. 6 июля — в Соборе Радонежских святых), ученик прп. Сергия Радонежского. Л. С. был 1-м игуменом Стромынского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Эта обитель, как свидетельствуют летописи т. н. троицкой группы, была основана прп. Сергием Радонежским по поручению Владимирского и Московского блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского к юго-востоку от Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра). Мон-рь был обетным ( Приселков. 1950. С. 418). В кон. 1379 г. (после 11 сент.) он был устроен к северу от с. Коровицина (ныне Стромынь Ногинского р-на Московской обл.), в пределах великокняжеской вол. Шерна, в память о победе рус. рати над войсками улусного кн. Бегича из Мамаевой Орды, состоявшейся 11 авг. 1378 г. на берегах р. Вожи ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский // ВИ. 1992. № 10. 1992. С. 85-87). Стромынская обитель позднее характеризовалась как «манастырь присныи великого князя» (ПСРЛ. Т. 25. С. 200), а в писцовых актах — как «государево богомолье» (ПКМГ. Ч. 1. С. 264, 275). Его главный храм был освящен во имя прор. Наума в воскресенье, 1 дек. 1379 г.; «игумен Сергии, преподобныи старець, постави церковь въ имя святыя Богородиця, честнаго ея Успениа, и украси ю иконами и книгами, и монастырь устрои, и келии возгради на реце на Дубенке, на Стромыне, и мнихы совокупи» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 137). По мнению Б. М. Клосса, такие важные события происходили именно в воскресные дни, в то время как летописная дата приходится на четверг; поэтому реальное освящение храма было не в 1379 г., а в воскресенье, 1 дек. 1381 г. ( Клосс. 1998. С. 58-59). Однако поездка московских князей в Троице-Сергиев монастырь, вероятнее всего, состоялась летом 1378 г. Основание Стромынской обители в 1379 г., после битвы на Воже, было символично, тем более что 9 дек. 1379 г. рус. князья начали военный поход на земли Литовского великого княжества под предводительством главного ктитора Троице-Сергиева мон-ря и участника победы на р. Воже — блгв. кн. Боровско-Серпуховского Владимира Андреевича Храброго.

Стромынский мон-рь находился в 50 верстах на северо-восток от Москвы, к югу от Шернского леса, на высоком левом берегу р. Дубенки, впадающей в р. Шерну (левый приток р. Клязьмы). К западу от новопостроенной обители находилась одна из 3 Переяславских дорог, по которой через Киржач и городок Шерна шел путь в Москву. В летописях Л. С. упоминается как пресвитер «от болшаго монастыря от великыя лавры», которого прп. Сергий Радонежский «изведе… и нарече и поставити, и быти игуменом в том монастыри» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 137-138). Судя по поздним актам, Л. С. или его ближайшим преемникам удалось добиться передачи в пользование обители территории вплоть до устья р. Дубенки. Косвенно это подтверждают данные Никоновской летописи 20-х гг. XVI в., в к-рой отмечено, что Л. С. происходил из «манастыря от святыя Троицы», блгв. вел. кн. Димитрий Иоаннович «обогати же» новый мон-рь «и удоволи» его «всеми потребами в славу Христу Богу и пречистей Его матерее Богородице, на спасение душа своея и на сохранение дръжавы своеа» (Там же. Т. 11. С. 44-45).

Подробных сведений о Л. С. в ранних источниках не сохранилось, т. к. из-за пожара 1603 г. сильно пострадали монастырский архив и б-ка. По-видимому, Л. С. недолго был настоятелем обители ( Абрамов. 2001. С. 24). Не исключено, что он погиб в кон. авг. 1382 г., когда одна из ордынских ратей хана Тохтамыша после взятия Москвы атаковала Переяславль (ныне Переславль-Залесский). Об учреждении мон-ря Л. С. быстро забыли из-за более активной деятельности прп. Саввы Стромынского, 1-го настоятеля Стромынского, или Дубенского, Успенского Шавыкина мон-ря (см. Шавыкина Дубенская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская пустынь), основанного к северо-западу от Троице-Сергиева монастыря. Историческая и археологическая реальность последнего бесспорна ( Чернов С. З. Успенский Дубенский Шавыкин монастырь в свете археологических данных // Культура средневек. Москвы XIV-XVII вв. М., 1995. С. 123-182). В XVII в. при поминании святых нередко путали Стромынские монастыри, объединяя их в один и полагая, что их «начальницы быша» прп. Савва Стромынский и Л. С. (РГБ. Ф. 173. № 201. Л. 306; Леонид (Кавелин). Св. Русь. № 562. С. 144-145; ср.: Абрамов. 2001).

По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) и архиеп. Сергия (Спасского), в кон. XIX в. Л. С. еще не был канонизирован и почитался местно ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 144-145; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. № 3. С. 65). Канонизация Л. С. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена.

Голутвин и Бобренев монастыри, основанные при Дмитрии Донском, к настоящему времени вошли в черту города. В древности же они являлись «сторожами» на подступах к Коломне и играли значительную роль в обороне Москвы как звенья заградительной линии на юго-востоке. Богоявленский Голутвин монастырь запирал вход с Оки в Москву-реку, в устье которой он расположен. «Житие» Сергия Радонежского повествует о том, что место для постройки монастыря он «выбрал вместе с князем Дмитрием Ивановичем» и поставил деревянную церковь. Вскоре его учеником Григорием был возведен каменный собор «по времени създана бысть камена еже есть и доныне».

Монастыри основанные сергием радонежским

Старо-Голутвин монастырь. Общий вид

Общий вид ансамбля особенно живописен, если смотреть на него с противоположного берега Оки. Стройные башни ограды с сравнительно низким нижним ярусом, высокими конусами шатров и иглами шпилей очень выразительны на фоне равнинного пейзажа. Красочное сочетание кирпичных стен башен и белокаменных декоративных элементов придает всему комплексу праздничную торжественность.

Эта оригинальная имитация крепостных башен в стиле своеобразно трактованного московского барокко создана по проекту М.Ф. Казакова в 70-х годах XVIII в. Г.Ф. Миллер упоминает о существовании этой ограды вокруг всего монастыря (Rundmauer) в 1778 г. (ЦГАДА).

Учитывая местоположение монастыря и обозреваемость его с далекого расстояния, зодчий придал голутвинским башням большую монументальность и более крупный масштаб, чем сходным с ними башням Брусенского монастыря в кремле.

Монастыри основанные сергием радонежским

Старо-Голутвин монастырь. Юго-восточная башня ограды

Перестройки позднейшего времени сильно исказили изначальный облик одноглавого четырехстолпного собора на подклете, которым восхищался Павел Алеппский. «Всход в эту церковь чудный, высокий с трех сторон; кругом галерея с тремя дверями; церковь весьма древняя».

Сергиевская трапезная церковь впервые упоминается в писцовых книгах 70-х годов XVI в. Но состояние ее во время составления описи «трапезная ветха, всход оболился, а под ними подклеты камены» не позволяет считать ее построенной в XVI в. Очевидно, она была возведена в последние годы XIV или начале XV в. Павел Алеппский назвал ее «весьма древняя и красивая, в честь одного из новых святых, по имени Сергий». Любопытно и рассказанное ему предание, что трапезная церковь, якобы построена самим Сергием Радонежским при основании монастыря. Хотя церковь возведена после смерти Сергия, рассказ монахов, переданный антиохийцем, подтверждает ее древность.

К настоящему времени после неоднократных переделок трапезная церковь имеет вид культового здания XVIII в. Возможно, что при детальном исследовании обоих храмов удастся обнаружить части древних зданий.

Колокольня, стоявшая при посещении монастыря патриархом Макарием со свитой между собором и трапезной церковью, не сохранилась. Нижние ярусы ныне существующей колокольни с надвратной Введенской церковью относятся к XVIII в. К 1811 г. было закопчено возведение двух верхних ее ярусов, которые придали колокольне стройные пропорции.

Из описания 1800 г. (ЦГВИА) следует, что к этому времени единственным каменным жилым зданием монастыря был келейный корпус «и внутри строение братское кельи каменные архимандритские деревянные».

С 1802 г. после перевода штата монастыря, согласно указу от 1799 г., в бывший архиерейский дом монастырь, превратившийся в заштатную обитель, стал называться Старо-Голутвиным Богоявленским монастырем в отличие от Ново-Голутвина в кремле.

Бобренев монастырь, основанный вскоре после Голутвина, стоит на левом берегу Москвы-реки. Народное предание связывает его наименование с именем одного из героев битвы на Куликовом поле,— волынцем Дмитрием Михайловичем Боброком. Г.Ф. Миллер сообщает, что название монастыря происходит от наименования рядом расположенной деревни Бобрухиной, принадлежавшей до 1764 г. монастырю (ЦГАДА). В документе 70-х годов XIX в. мы читаем «в Бобреневой деревне Боборихи тож».

О каменном храме в монастыре впервые упоминают источники 70-х годов XVI в. Но, по-видимому, он был сооружен как оборонное сооружение значительно раньше, возможно еще при Дмитрии Донском.

Монастыри основанные сергием радонежским

Бобренев монастырь. Северо-восточная башня ограды

Из кремля, особенно с высоко расположенного сквера «Блюдечко», хорошо виден монастырский комплекс, стоящий на холме за лугами Заречья. Вероятно, еще до возведения в конце XVIII в. стены с башнями вокруг монастыря он уже имел каменную ограду. Павел Алеппский, любовавшийся монастырем из кремля, посвятил ему в своем описании Коломны несколько восторженных строк: «по ту сторону реки, насупротив города, стоит великолепный монастырь, весь выбеленный, с высокими куполами во имя Рождества Богородицы, а трапезная церковь в честь входа в Иерусалим».

Существующее здание собора заново возведено] в 1790 г. и полностью перестроено в 1830 г. Теплая Федоровская церковь (в конце XVII в. бывшая на ее месте Входоиерусалимская церковь именуется старой) выстроена в 1861 г.

Монастыри основанные сергием радонежским

Бобренев монастырь. Колокольня

Интересна колокольня с поставленным па низеньком четверике трехъярусным восьмериком, увенчанным шатром с тремя рядами необычно маленьких оконцев — слухов. Ее можно датировать началом XVIII в.

Судя по аркам, прорезающим четверик, колокольня изначально была отдельно стоящей. Пилястры-лопатки на углах восьмигранника и гурты шатра подчеркивают конструктивную схему сооружения.

Ограда с четырьмя башнями и воротами — еще один коломенский вариант композиции «крепостной стены» XVIII в. со своеобразным использованием мотивов и декоративных элементов древнерусского зодчества. Ограда с башенками вокруг конюшенного двора, примыкающая к монастырю с западной и северной сторон, относится уже к XIX в.

Монастыри основанные сергием радонежским

Бобренев монастырь. Главные ворота

В облике одноэтажных келейных корпусов и хозяйственных строений с оригинальной формой оконных и дверных проемов сказалось распространенное в те годы увлечение ложноготическим стилем.

По описанию монастыря от 1800 г. «в нем кельи о дву этажах каменные».

Деревянным «на каменных жилых покоях» в начале XIX в. был архиерейский дом, служивший епископу для летнего пребывания, хотя он располагал еще и загородной усадьбой «Подлипки» на левом берегу Коломенки.

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку «g+1».

Монастыри основанные сергием радонежским

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

«Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решения правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа», – писал всемирно известный художник, философ, путешественник и общественный деятель Н.К.Рерих.

Ярославцы с особым чувством хранят память о Преподобном. Святой Сергий родился в 1314 году в семье именитых бояр Кирилла и Марии в местечке Варницы, которое расположено под Ростовом Великим. С.В.Скородумов познакомил зрителей с историй Троице-Варницкого монастыря, который основан в 1437 году на месте рождения Преподобного Сергия.

Именно в Варницах произошла удивительная встреча отрока Варфоломея (будущего Преподобного Сергия) со Старцем. Этот сюжет отобразили в своем творчестве многие мастера искусств. Картина русского художника М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» стала первой из цикла его работ, посвящённых Сергию Радонежскому. Скульптор В.М.Клыков воплотил этот сюжет в памятнике, который установлен в Радонеже. Ярославский художник В.А.Бутусов написал картину «Варфоломей и Старец».

Дивный облик Сергия, его деяния во все времена привлекали к себе сердца писателей, художников, поэтов. «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная линия, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному Сергию», – утверждал священник и ученый о. Павел (Флоренский). О Сергии с любовью и восхищением писали В.О.Ключевский, Е.Н.Трубецкой, Н.М.Карамзин, П.А.Флоренский, В.Г.Распутин, Д.С.Лихачев и многие другие представители передовой русской интеллигенции.

Духовная деятельность Сергия Радонежского относится к тяжелому времени раздробленности Руси и нашествия монголо-татарских завоевателей. Почувствовав неповторимость и важность исторического момента, Преподобный благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву с полчищами Мамая и предсказал князю победу. Этот сюжет показан в работах многих художников. Его отобразили в своих картинах А.Д.Кившенко, В.А.Челышев, Ю.М.Ракша и многие другие художники.

Монастыри, основанные самим Сергием и его учениками, более точно можно было бы назвать не только религиозными, но и трудовыми общинами, где выковывался дух русского народа. Сколько таких духовных магнитов, связанных с именем и памятью Преподобного Сергия, находится на Руси! До сих пор эти места притягивают людей, стремящихся к Высшему смыслу жизни.

Святой Сергий был высоко почитаем в семье Рерихов, которые видели в нем своего Учителя и свою жизнь строили по его заветам. Елена Ивановна Рерих под псевдонимом Н.Яровская написала прекрасный очерк «Преподобный Сергий Радонежский». Многие картины Николая Константиновича Рериха связаны с именем и образом Преподобного. «И мы не боимся», «Церковь Сергия», «Святой Сергий», «Сергиева пустынь», «Сергий-строитель», «Часовня Святого Сергия на перепутье», «Сам вышел», «Мост славы» – вот названия только некоторых из них. Николай Рерих впервые показал на своих полотнах Сергия как труженика, общинника, строителя русской духовной культуры.

«Через многие тяжкие испытания прошла Земля Русская, но все они лишь послужили к ее очищению и возвеличению – так было, так будет. Сильна Россия мощью Светоносного Вождя и Хранителя своего. », – писала Елена Ивановна Рерих в 1934 году в очерке «Преподобный Сергий Радонежский».

«Одним из отличительных признаков великого народа, – говорил академик В.О.Ключевский в 1892 году, – служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им, временно, прямую историческую дорогу». Именно таким человеком и стал для России Преподобный Сергий. Его образ на протяжении многих веков вдохновляет русский народ на защиту Родины и является путеводным на нелегких исторических перекрестках, через которые проходит Россия.

Святых мест в России много. Монастыри, основанные теми, кто по делам своим был признан святым, прежде всего. Макарские на канале «Спас» сняли серию фильмов о путешествии по святым местам России. Они посетили Владимирскую, Новгородскую, Ленинградскую области, Карелию. Были в Девеево. Всего порядка 16 районов России. У нас на Урале это ВерхоТурье. Это Алапаевск, где построен монастырь на месте гибели Елизаветы Романовой.

Что касается меня, то для меня самая значимая святыня России — Лавра в городе Сергиев Посад. Основанная Сергием Радонежским, который благословил князя Дмитрия Донского на битву. В монастыре укрывали малолетнего Петра Первого. Была много раз и каждый раз охватывала меня радость, когда открывался вид на купола, на стены. А ещё я выделяю Девеево. Пока не была, но посещу.

Монастыри основанные сергием радонежскимТроице-Сергиева лавра (Фото: ProfStocker, Shutterstock)

Троице-Сергиева лавра – крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей. Расположен в центре города Сергиева Посада Московской области, на реке Кончуре. Это крупнейший центр образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. В Свято-Троицком соборе лавры находятся мощи основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.

Именно он и его брат Стефан 11 августа 1337 года, согласно летописям, основали монастырь недалеко от города Радонежа (хотя ряд исследователей считают годом основания монастыря – 1342-й). Еще при жизни святого обитель сильно преобразилась благодаря стараниям смоленского архимандрита Симона. Монахи возвели просторную церковь, построили кельи, трапезную и другие здания.

В 14-17 веках монастырь становится крупнейшим культурным центром Руси. Здесь жили и работали писатели Епифаний Премудрый – автор Жития Сергия Радонежского, Максим Грек, Авраамий Палицын, живописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, резчик Амвросий.

Монастырь играл важную роль и в политической жизни страны: поддерживал объединительную политику московских великих князей, участвовал в борьбе с татаро-монгольским игом, а в 1608-1610 годах – с польской интервенцией. Также он способствовал организации первого земского ополчения, а затем народного ополчения Минина и князя Пожарского.

Со временем на территории монастыря сложился живописный ансамбль построек, включающий более 50 зданий и сооружений, в том числе Троицкий и Успенский соборы.

После Октябрьской революции 1917 года Троице-Сергиева лавра была закрыта, в ее зданиях был создан историко-художественный музей, с 1940 года – музей-заповедник.

Однако, после Великой Отечественной войны в 1946 году началось возрождение обители. Ныне Троице-Сергиева лавра занимает выдающееся место в жизни Русской церкви и является крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector