Матерь божья взыскание погибших

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» имеет величайшее значение для православного мира и помогает всем, кто с искренней верой, надеждой и любовью взывает к Царице Небесной. Память иконы совершается ежегодно 18 февраля.

История образа

Этот образ имеет запутанную историю своего происхождения, потому что мировые православные историки так и не обрели единого мнения о том, как и откуда получило распространение чудотворное изображение.

В одном из архиерейских домов прислуживал в должности эконома знатный и благочестивый горожанин Феофил. Но случилось так, что его оклеветали и признали вором. За что он был с позором выпровожен из дома. В нем очень сильно взыграла обида, и мужчина стал сильно роптать на Бога и Его Пресвятую Матерь. Позже он заключил сделку с диаволом и продал ему свою душу.

Вскоре, находясь на грани своей погибели, к нему пришло осознание того, что он содеял. Мужчина опомнился и стал раздумывать о том, как ему исправить тяжелую ситуацию. Он закрылся в святой обители и приказал никого не впускать в ее стены.

Интересно о православии:

Феофил отчаянно и слезно молился пред иконой Богородицы, называя ее «Взыскание погибших». Его отчаяние было настоящим, искренним и слезным, поэтому Дева Мария вняла раскаянию мужчины и объявила ему о прощении грехов.

После этого события Феофил принял иноческий постриг, а свой земной путь он закончил, прославившись в лике преподобных.

Прославление лика

Прославление иконы случилось в XVII веке. В селении Бор проживал крестьянин Федот Обухов. Он очень любил Бога и часто жертвовал свои сбережения на благолепное украшение сельской церкви.

Однажды в праздник Крещения Господня он отправился в путь на телеге, запряженной лошадью, но в дороге его настигла лютая буря. Дорога была заметена снегом, зверствовал сильнейший мороз, а скотина совсем выбилась из сил и недвижимая остановилась у края оврага.

Федот предвидел свою скорую смерть от переохлаждения и отсутствия любой помощи со стороны, поэтому он укутался в тулуп, лег в сани и замерзая, стал засыпать. Но перед сном он успел помолиться Богоматери и дал обет написать Ее Лик «Взыскание погибших».

В соседнем селении проживал друг Обухова. В страшных завываниях морозной вьюги ему чудился чей-то голос и слово «Возьмите». Он вышел из дома и обнаружил в санях под окном своего друга Федота. Осталось тайной на века то, каким образом попал Обухов к дому своего приятеля.

Оправившись от болезни, Федот принялся за исполнение своего обета. Он обратился за помощью к художнику Гурову. Тот принялся за написание иконы, но объявил слишком высокую цену. Внезапно художника настигла полная слепота, но тот уяснил причину ее происхождения. Он был согласен написать образ за любые, предложенные ему деньги. И тут же вновь обрел зрение.

Получив икону, Федот привез ее в дом своих родителей, а позже перенес в родную сельскую церковь, после чего лик прославился чудесами, исцелениями и знамениями.

Списки иконы

Позже христианам России стали известны другие образы иконы.

Один из них был написан итальянским иконописцем и принадлежал дворянской семье из Москвы.

Предание гласит, что у владельца иконы скончалась супруга, и он один воспитывал троих дочерей.

Он часто молился Деве Марии об их благополучии в жизни. Вскоре девицы обрели любящих мужей и семейное счастье. Благодарный молитвенник передал икону «Взыскание погибших» в храм Рождества Христова в Палашах. Но во время нападения французов на Москву в 1812 году враги разбили чудотворный Лик, но позже икона была восстановлена художником Мягковым.

Интересно. Считается, что именно перед этой иконой великий Лермонтов сложил свою «Молитву странника».

Иконографические особенности

На иконе изображена восседающая Богоматерь. На Ее коленях стоит маленький Богомладенец, Он обнимает Мать за шею и прижимается к Ней левой щечкой. Матушка кольцеобразно обнимает Сына.

На некоторых вариантах икон Матушка изображена с покрытой главой, на других с не покрытой, на третьих Ее окружает сонм святых. Верхнюю часть образа украшает картина Крещения Господня.

Помощь с Небес

К Лику Царицы Небесной православные христиане обращаются:

  • если близкие люди отвернулись от Бога, потеряли веру в Него;
  • во времена военных действий для защиты себя и своих родных;
  • для исцеления от болезней глаз, мигрени, прочих тяжелых заболеваний, в том числе онкологических;
  • ради избавления от никотиновой зависимости, алкоголизма, наркомании;
  • ради помощи в обретении семейного счастья и примирении враждующих между собой супругов;
  • незамужние девушки молят пред Богородицей о помощи во встрече достойного спутника жизни;
  • молят о даровании прощения за совершенные грехопадения;
  • испрашивают здравия и счастья для детей;
  • путешественники умоляют о благополучном возвращении домой.

Моление пред иконой

Обращаться к Богородице «Взыскание погибших» можно как в церкви — Доме Божием, так и дома, у иконостаса.

Обычно молитвенник использует текст канона, но потом из его души вырываются на волю искренние слова, идущие из глубины сердца. Если же так случилось, то не нужно сдерживать в душе молитвенный порыв, ведь чтение канона можно продолжить после моления.

О других иконах Богородицы:

Пречистая Дева испытывает безграничную любовь к каждому человеку, будь то грешник или праведник. Она готова дарить Свою любовь и всепрощение тем, кто близок к духовной погибели. Она постоянно молится о человечестве, спасает и возвращает к вере.

Важно! Образ «Взыскание погибших» — это великая и единственная надежда тех людей, кто отчаялся и не в силах помочь себе самостоятельно.

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» по преданию прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане.

В России наиболее ранним считается образ, некогда находившийся в Георгиевском храме г.Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году.

Прославилась же икона позднее, в середине XVIII века. В селе Бор жил один благочестивый крестьянин Федот Алексеевич Обухов, любивший жертвовать деньги на украшение родного храма. Однажды, в день Крещения Господня, его настигла в пути страшная вьюга с сильным морозом. Вскоре до­рогу совсем замело. Лошадь выбилась из сил и остановилась у непроходимого оврага. Не видя средств к спасению, он выпряг лошадь, укутался, лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что замерзает. Но и в эти страшные минуты он успел помолиться Богородице, мыс­ленно дав обет написать Ее икону «Взыскание погибших». В соседнем селении жил один крестьянин, приятель Обухова. И вот в завываниях вьюги он вдруг расслышал чей-то голос под окном: «Возьмите». Выйдя из дома, он увидел в санях своего старого друга Федота Обухова. Кто и как его привез – осталось тайною. По выздоровлении Обухов немедленно приступил к вы­полнению своего обета, С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Особенностью этой иконы было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Обухова в этот праздник. Когда икона была готова, Обухов привез ее сначала в свой родительский дом, а оттуда «на голове своей перенес в родной храм. Борская икона прославилась благодатными знамениями и чудесами.

Через некоторое время в России стали известны и другие образы «Взыскание погибших». Один из них был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресвятой Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с другим церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями художника Т. Г. Мягкова. После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы — они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. В настоящее время икона находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке. Однажды от этой иконы чудесно получила помощь жена арестованного священника, оставшаяся с тремя малолетними детьми. И ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.

Особенность московского образа в том, что волосы Богома­тери не прикрыты ни платом, ни мафорием в нарушение иконописного канона. Не исключено, что именно перед этим образом Лермонтов сложил свою гениальную «Молитву странника».

Известны и другие списки иконы, например: в Санкт-Петербурге в Покровском храме в Мариенбурге, в Самаре в Покровском кафедральном соборе.

«Взыскание погибших» — это икона отцов и матерей, мо­лящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби. Ее еще называют «Избавление от бед страждущих».

Перед образом «Взыскание погибших» молятся обо всех погибающих и заблудших, о путешествующих, о близких, раз­лука с которыми неминуема.

Тропарь глас 7
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая. Проси Его дати миру умирение и душам нашим спасение. Сын бо Тебе, Богомати, вещает, яко вся прошения Твоя во благое исполнит. Сего ради и мы припадающе, молим Тя и надеющийся на Тя, да не погибнем, имя Твое именуем: Ты бо еси, Владычице, Взыскание погибших.

Кондак глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва
О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе, воздвигни нас из глубины греховный, просвети ум наш, омраченный страстьмй, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем, притекающим к Тебе, и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего, мирен и непостыден, и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

Матерь божья взыскание погибших

Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери.

«В. п.» из ц. св. Георгия г. Болхова Орловской губ.,

по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210 ´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается.

«В. п.» из с. Бор Тарусского у.

Калужской губ. (ныне Жуковский р-н Калужской обл.) прославилась в 1-й пол. XVIII в. Крестьянин Федот Алексеевич Обухов из дер. Вязовны в приходе с. Бор, занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени, был застигнут по пути в с. Голдаево вьюгой и сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, он выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Почувствовав, что замерзает, он взмолился о помощи к Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы, находящейся в Георгиевской ц. Болхова, для храма своего села. Необъяснимым образом лошадь и сани с лежавшим в них без сознания Федотом оказались у ворот крестьянина Рыданских постоялых дворов Генеральчикова, к-рый, находясь в избе, услышал голос: «Возьмите». Федота нашли и, обогрев, вернули к жизни. С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Написанную им икону Обухов, исполнив обет, пожертвовал в ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. В 1798 г. на средства паломников, приходивших к иконе, был воздвигнут каменный храм. Место его постройки было указано Богородицей в тонком сне старосте церкви. Один из приделов был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих р адость», ок. 1780 г. туда была перенесена «В. п.». В 1849-1853 гг. в благодарность за избавление от холеры возвели новый каменный храм и освятили его во имя иконы Божией Матери «В. п.» (не сохр., последний настоятель свящ. Михаил Виноградов арестован в 1937).

Особенностью этой иконы (размер ок. 200 ´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории.

В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой. В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью.

Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна.

Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX — нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210 ´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно).

К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям ( Богословский . С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964).

«В. п.» из Раковского во имя Св. Троицы мон-ря

почитается в Самарском крае и Поволжье с нач. 60-х гг. XIX в. Основным источником сведений о ней является очерк самарского свящ. Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению еп. Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского). Свящ. П. Альбицким были использованы рукописные материалы, присланные в 1893 г. настоятельницей Раковского во имя Св. Троицы жен. мон-ря. игум. Анатолией (Тейс), на протяжении 23 лет являвшейся очевидицей мн. чудес от иконы. Среди 5 рукописей, посвященных «В. п.», одна была записана со слов владелицы иконы Анны Ивановны Кадышевой «первым священником Раковской общины», др. переписана дочерью Кадышевой «с рукописной тетради ея матери». Еще одна рукопись озаглавлена «Дело по ходатайству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского. Началось 9-го ноября 1862 г.». Рукописи содержат сказания о чудесах от иконы, происшедших в 1861-1895 гг. (описано 37 чудотворений: исцеления от болезней, избавления от засухи и саранчи).

«В. п.» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 г. ( Альбицкий . С. 123) или во 2-й пол. XVIII в. («Поездка в Раковскую жен. пустынь. ». С. 441). Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и чудесным обличением похитителей церковного имущества. После смерти мужа А. И. Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу. С 1859 г. она стала устроительницей и настоятельницей жен. монашеской общины близ с. Раковка Самарской губ., куда принесла с собой чудотворную икону. По свидетельству одной из сестер Раковской обители М. В. Тихановой, сопровождавшей Кадышеву во время ее пребывания в С.-Петербурге, после водосвятного молебна перед иконой «В. п.» исцелился 11-летний сын гр. Шереметева. Известие об этом дошло до митр. Московского Филарета (Дроздова), пожелавшего увидеть икону. На средства гр. Шереметева, решившего в благодарность за исцеление сына украсить икону, по рисунку свт. Филарета был создан серебряный позолоченный киот в виде сияния, с литыми по сторонам ангелами и венцами из драгоценных камней над главами Богородицы и Младенца. В 1866 г. была сделана серебряная риза с украшениями из эмали, бриллиантов, бирюзы и жемчуга. Вероятно, именно этот драгоценный убор украшает икону в наст. время.

Матерь божья взыскание погибших

Дорогие братья и сестры! Перед Вами очередной рассказ нашей юной писательницы Софии Романовой (12 лет), под названием — История иконы Взыскание погибших.

Дорогие друзья! Вы видели икону Божией Матери «Взыскание погибших»? Пресвятая Владычица прижимает маленькую ручку Богомладенца к Своей щеке. Еще икона необычна тем, что на голове Богородицы нет покрывала. Длинные каштановые волосы рассыпаются по плечам и по спине Владычицы.

А вы знаете, что блаженная Матронушка очень любила и очень чтила эту икону? По её настоянию была написана икона «Взыскание погибших» для церкви Успения Божией Матери.

История иконы Взыскание погибших

Матронушка сидела на диване, гладила большого рыжего кота, примостившегося у нее на коленках, и серьезно о чем-то думала. Потом она перевела свой взор на маленькую лампадку, теплившуюся перед Святыми Образами, и тихо сказала маме:

— Мамочка, передай батюшке, что у него в церковной библиотеке на полке лежит синяя книга. На книге есть изображение иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

— Доченька, да зачем же это? — удивилась мама.

— Надо, мамочка, — серьезно проговорила Матронушка.

— Ну хорошо, хорошо, Матрюшенька, идём, посмотрим. — Наталия накинула платок, взяла за руку Матрону и пошла к церкви.

В церкви Наталия подошла к отцу Василию. Батюшка радушно их встретил:

— Здравствуйте, здравствуйте! Всегда рады гостям! Что же у вас случилось?

— Да вот, — развела руками Наталия, — Матронушка тут о какой-то книге говорит, сама в толк не возьму, о чем она?

Батюшка вопросительно поднял свои брови:

— Какая книга, Матронушка? — спросил он.

— У вас в церковной библиотеке на полке лежит синяя книга с изображением иконы «Взыскание погибших». Мне на нее посмотреть надо, — тихо ответила девочка.

Батюшка очень удивился, но отказывать Матроне не стал.

Матерь божья взыскание погибших

Заветная книга

Когда они пришли в церковную библиотеку, на полке и впрямь лежала синяя книга с иконой. Матронушка прижала книгу к сердцу, а у самой личико все так и сияет неземным светом. Батюшка с Наталией удивленно переглянулись.

— Да откуда же ты об этом узнала, доченька? – спросила Наталия. – Ведь ты же у меня слепенькая!

— Мне Господь в видении открыл, — ответила Матрона. — А еще мне Боженька сказал, что Пресвятая Владычица к нам в церковь просится.

— Как это, просится? — не понял батюшка.

— Нам надо написать икону Богородицы «Взыскание погибших», — пояснила девочка.

Мать Матроны всплеснула руками:

— Да как же, доченька, икону-то написать, у нас ведь денег таких нет, мы же бедно живем!

— Ничего, мамочка! Господь нас не оставит, мы по деревеньке пройдемся, добрые люди нам и подадут нужную сумму.

— А на эти пожертвования мы и напишем икону! — обрадовался отец Василий. — Видно и правда Богородца через Матрюшеньку нам поручение дает.

—Ну хорошо, раз Бог нам велел, значит исполнять Божью волюл нужно, — согласилась Наталия.

— Ну вот и ладно! Идите с миром! — благословляя маму и дочь, ласково проговорил батюшка.

На обратном пути Матронушка благодарила Бога и Богоматерь за то, что Они помогли ей убедить маму и батюшку собирать деньги на написание иконы.

Сбор пожертвований на икону

Придя домой, Матронушка сразу же достала корзину для того, чтобы туда клали деньги, и оповестила маму о том, что она готова. Мама улыбнулась, и они отправились собирать нужную сумму. Как только деревня узнала, что Наталия и Матрона собирают деньги на написание иконы, потянулись люди со всех концов деревни, кто-то подавал много денег, кто поменьше. Но каждый дал столько, сколько смог. Только один нахальный юноша подал одну копейку не с благоговением и не с молитвой в сердце, а со смехом. А его брат подал рубль скрипя сердцем.

— Вот еще чего выдумали. Ну ладно уж, куда деваться, придется дать, — пробурчал он, бросая монетку в общую корзину.

Как только Матронушка вернулась домой, она стала перебирать деньги. Вскоре она нашла этот неприятный рубль и копейку.

— Мамочка, возьми, верни это им, а то они мне все деньги портят, — попросила девочка.

Мама очень удивилась, но все-таки вернула рубль и копейку двум наглым братьям. Когда Матронушка перебрала все деньги и сосчитала их сумму, то убедилась в том, что денег хватает. После этого радостная девочка почитала акафист к иконе «Взыскание погибших» и сердечно поблагодарила Бога за Его помощь в сборе пожертвований!

Вторая часть рассказа рассказа история иконы Взыскание погибших — выйдет в следующую субботу.

Матерь божья взыскание погибших

Икона «Взыскание погибших» несет сильное духовное значение для Русской Церкви. Узнайте, как правильно молиться чудотворному образу и какой благоприятный эффект можно получить от богослужения. Коротко о главном в этой статье.

«Взыскание погибших» является образом Богоматери, также икона имеет альтернативное название «Избавление от бед страждущих». К чудотворному образу обращаются за помощью все нуждающиеся, которые стали на границы между мирной жизнью и серьезным испытанием.

История иконы

Чудотворный образ «Взыскание погибших» известен православным христианам еще издревле. Согласно легендам, впервые икону обнаружили в VI веке в городе Адане. В доме священника жил эконом, заведующий хозяйством человек по имени Феофил. Мужчина праведно и честно служил несколько лет, однако после его обвинили в краже и уволили. Феофил сильно разгневался и стал винить в этом Бога. Мужчина решил отомстить священнику и подписал с дьяволом сделку.

Тем не менее в последний момент, перед подписью договора, Феофил одумался и отменил свое решение. Чтобы избавиться от своего греха мужчина отправился в храм, где несколько дней просил прощение перед иконой Богоматери, называя ее «Взыскание погибших»
Истинная молитва и горячее покаяние заставили Богородицу помочь Феофилу – грех мужчины был прощен, а договор с дьяволом полностью уничтожен. С тех пор Феофил жил только праведно и всем показывал, как нужно молиться Господу да так, что перед смертью был причислен к лику святых.

Первой иконой «Взыскание погибших», известной России, является чудотворный образ монахов, датируемый 1707 годом. Найти икону в небольшом городе Болхове, что в Орловской губернии. Та икона была забрана в один монастырь, после чего на протяжении XVIII века начала странствовать по всей территории страны.

Однажды, во время странствования иконы, один из паломников отбился от остальных и решил возвратиться домой после долгой дороги. Случилось это в День Крещения Господня – поднялась сильная вьюга и крестьянин сбился с пути. Решив остановиться около оврага, паломник пал в него и стал неистово молиться Богоматери, сказав, что если спасется, то сам нарисует еще одну икону. Когда мужчина отмолился, то увидел своего друга, который несмотря на вой ветра услышал приказ свыше прийти на помощь. Таким образом паломник был спасен.

После того, как пара вернулась к храму, паломник перерисовал икону и подарил ее Борскому храму. Та самая икона приобрела чудотворную силу и прославилась на всю Россию своими знамениями. К примеру, в 1871 году в городе Серпухове вспыхнула мощная эпидемия холеры. Локализировать и уничтожить хворь удалось только после появления в городе иконы «Взыскание погибших».

Где можно встретить икону

На сегодняшний день древних икон осталось всего несколько. Найти старинные версии «Взыскание погибших» можно в:

  • Храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, стоящим в Москве;
  • Покровском храме в Мариенбурге, который расположен в Питере;
  • Покровском кафедральном соборе, что в Самаре.

Среди христиан по всей России идет сильная вела в заступничество Пресвятой Девы Марии. Известно масса случаев оказания Царицей Небесной помощи и покровительства людям – сквозь икону Богоматерь помогает людям даже в различных трудноразрешимых ситуациях. Богоматерь никого не оставляет равнодушным – достаточно лишь искренне помолиться и помощь не заставит долго ждать.

В чем помогает?

Наиболее популярным вопросом у христиан, увидевших «Взыскание погибших» является ее истинное назначение. Чудотворный образ Матери Господа Бога способен помочь в следующих случаях:

Матерь божья взыскание погибших

Молитвы Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Главная цель нашей земной жизни, это стяжание (приобретение) жизни Вечной в Царствии Христовом! К этой цели должен стремиться каждый человек. Но, увы, большинство людей задаются земными целями, совершенно не думая о своей душе.

К сожалению, среди этих людей находятся и наши близкие, которые видят смысл своей жизни лишь в удовольствиях и развлечениях мира сего. За них мы должны возносить особые горячие молитвы Заступнице рода человеческого, Пресвятой Богородице, чтобы она умолила Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа постучаться в дверь их погибающей души и прикоснутся к сердцу небесной благодатью.

Ниже мы приводим молитвы Божией Матери, которые возносятся пред Ея иконой Взыскание погибших. Если же у Вас нет сего образа, можно ниже размещенные молитвы перед любым другим образом Пресвятой Богородицы.

Тропарь

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая. Проси Его дати миру умирение и душам нашим спасение. Сын бо Тебе, Богомати, вещает, яко вся прошения Твоя во благое исполнит. Сего ради и мы припадающе, молим Тя и надеющийся на Тя, да не погибнем, имя Твое именуем: Ты бо еси, Владычице, Взыскание погибших.

Кондак

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва 1-я

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе, воздвигни нас из глубины греховный, просвети ум наш, омраченный страстьмй, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем, притекающим к Тебе, и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего, мирен и непостыден, и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я

Заступнице усердная, Благоутробная Господа Мати, к Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший, вонми гласу моления моего, вопль мой и стенания усльппи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающего; помилуй мя, кающагося в злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 3-я

О Пресвятая Владычице и Богородице, высшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте, подаждь утешение и нам, в погибели и скорби сущим, разве бо Тебе, иного прибежища и помощи не имамы. Ты Едина еси радости нашея Ходатаица и яко Матерь Божия и Мати Милосердия, предстоя у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо, притекаяй к Тебе, посрамлен отходит. Услыши убо и нас ныне, в день погибели и печали, пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и беды в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. Аминь.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Узнайте все самое интересное и полезное об иконе «Взыскание погибших», прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

История иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Точная информация, когда и где появилась икона «Взыскание погибших», отсутствует. Историю появления чудотворного образа в России связывают с широким распространением в 17 веке нравственно-поучительной повести «О покаянии Феофила», \\. Это произведение приведено в «Четьях-Минеях» святителя Димитрия Ростовского.

Живший в 6 веке эконом (заведующий хозяйством) Феофил был безвинно оклеветан и изгнан с позором из дома епископа города Адан (Турция). Феофил не смог перенести унижения, возроптал на Господа и заключил союз с дьяволом. В результате он подписал хартию (договор). Когда бывший эконом осознал пагубность своего поступка, он с покаянной молитвой припал к образу Пресвятой Девы Марии, называя Ее «Взысканием погибших». Феофил в молитве и посте провел 40 дней. Богоматерь в знак его прощения вернула ему подписанную хартию, разорвав тем самым соглашение с сатаной.

Икона «Взыскание погибших»: чудотворные списки

В настоящее время существует несколько чудотворных старинных образов Матери Божией с названием «Взыскание погибших».

В 18 веке стала особо почитаться икона Богоматери «Взыскание погибших» в селе Бор (Калужская область). Написание этого образа связано с историей чудесного спасения крестьянина Федота в праздник Крещения Господня. Федот чуть не замерз насмерть во время сильной вьюги. Местные жители обращались за помощью к образу Божией Матери во время холеры. Живописная особенность именно этой иконы — изображение в верхнем углу иконы праздника Крещения Иисуса Христа (в память спасения крестьянина Федота). По молитвам перед образом зафиксированы чудесные избавления от засухи, нашествия сельско-хозяйственных вредителей, прекращение эпидемии холеры. К сожалению, после 1917 года местонахождение этой иконы неизвестно.

В Свято-Троицком монастыре в селе Раковка (Самарской области) до середины 20-го века хранилась чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших». Известно, что она была семейной святыней дворян Кадышевых. По преданию, икону обрели плывущей по Волге, после чего заболевший воевода Кадышев исцелился. Через несколько лет воевода отошел ко Господу. Его жена стала настоятельницей Раковской женской обители, взяв с собой в монастырь семейную реликвию. Через икону Пресвятая Богородица явила много чудес. Граф Шереметьев после исцеления своего сына пожертвовал для украшения иконы «Взыскание погибших» серебряный позолоченный киот с драгоценными камнями. Сейчас эта икона — одна из главных святынь в Покровском кафедральном соборе города Самара.

В Мариенбурге (Ленинградская область) в Покровской церкви имеется чудотворный список иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В феврале 1994 года этот образ замироточил (чудо продолжалось на протяжении двух месяцев).

День празднования в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» — 18 февраля (5 февраля по старому стилю).

Иконография образа

Единого иконографического канона у этой иконы не существует. Это связано с тем, что в первоисточнике никак не описано, как выглядела икона, перед которой молился Феофил. В русской иконографии сохранился только эпитет «Взыскание погибших».

Существует преимущественно два варианта стиля иконы Богоматери «Взыскание погибших», описанные выше образцы из с. Бор Калужской области и Раковского монастыря Самарской области. Единственное сходство икон — это стоящий в полный рост Богомладенец Иисус. Господь, обхватив левой рукой шею Богоматери, правой касается горловины ее одеяния.

В двух вариантах написания иконы существенно отличаются расположение голов Пресвятой Девы Марии и Иисуса, нахождение Богомладенца с правой и левой стороны. Также по-разному расположены руки у Богородицы. В одном варианте головы не соприкасаются, руки Богоматери, обнимая Богомладенца, не смыкаются друг с другом, Ее голова покрыта омофором. В другом варианте иконы младенец Иисус приникает к щеке Богородицы. Руки Богоматери плотно обнимают Сына, так что пальцы даже сцеплены между собой. Голову Девы покрывает плат, из-под которого выглядывают прядями волос. На первом типе икон Иисус изображен стоящим на постаменте. На втором иконописном образе ножки Богомладенца опираются о колени (или колено) Богоматери.

Икона «Взыскание погибших»: о чем молятся

Название «Взыскание погибших» икона Божией Матери обрела в результате признания верующими Богородицы как последней надежды погибающих. Перед этим чудотворным образом молятся об оказании помощи в тяжелых жизненных ситуациях. О прекращении эпидемий, стихийных бедствий, природных катаклизмов, при тяжелых телесных и душевных недугах, а также о семейном благополучии.

Молитва перед иконой

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати!

К Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший, вонми гласу моления моего и вопль мой и стенание услыши.

Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго, помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою.

На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Матерь божья взыскание погибших

Впервые имя «Взыскание погибших» по отношению к Богородице появляется на Руси в XVII в. вместе с повестью «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане». История, произошедшая в малайзийском Адане в VII в., достойна пересказа. Некий Феофил служил экономом у епископа. Служил верой и правдой, завоевав почет и уважение. Но епископ умер, назначили нового, и кто-то, желая занять завидное место эконома, оклеветал Феофила, его выгнали. Обида жгла бедолагу, казалось, что все вокруг над ним насмехаются, и он решил восторжествовать над гонителями. Но как? Нашелся советчик, подсказавший: проси помощи у дьявола, тот все устроит. Желание поквитаться с обидчиками было так сильно, что Феофил совершил непоправимое: он не просто обратился к дьяволу, отрекшись от Бога, он добровольно подписал с дьяволом договор — хартию. Только не надо считать, будто несчастный Феофил был единственным волонтером за всю историю рода человеческого.

Матерь божья взыскание погибших

Матерь божья взыскание погибших

Подписал Феофил хартию, а через некоторое время новый епископ, разобравшись, в чем дело, позвал его назад. И вот тут-то весь ужас содеянного и предстал перед Феофилом, он понял, какой непоправимый шаг совершил. Он не мог ни есть, ни спать, он удалился в храм — каяться. Но понимая, что сам, добровольно отрекся от Создателя, Феофил уже не смел обращаться к Богу. И тогда он обратился к Божией Матери, умоляя Ее, Заступницу, взыскать его, погибшего. Эти слова кающегося Феофила и легли потом в основу молитвы, обращенной к иконе «Взыскание погибших». «Заступнице усердная, Господа Мати! К Тебе прибегаю окаянный и паче всех человек грешнейший: вонми гласу моления моего, вопль и стенания мои услыши!» Богородица услышала и спасла Феофила. Больше того, Она вернула эконому подписанную им хартию. Поскольку «нет греха, побеждающего человеколюбие Божие».

Следующее зафиксированное чудо, связанное с образом «Взыскание погибших», произошло в первой половине XVIII века. В деревне Вязовка Калужской губернии жил крестьянин Федот Обухов, занимавшийся скупкой пеньки. Как-то зимой по пути в село Голдаево Обухова застигла вьюга, он сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, Федот выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Чувствуя, что замерзает, крестьянин взмолился к Богородице и дал обет написать список с Ее иконы «Взыскание погибших», находящейся в Георгиевской церкви Болхова. Очнулся Федот в чужом доме. Крестьянин Рыданских постоялых дворов позже поведал, что «сидя в избе и услышав голос: «Возьмите», выскочил посмотреть, кто это, и увидел сани». Обухов исполнил свой обет, а икона «Взыскание погибших» Борская прославилась еще многими чудесами.

С Московским списком образа, датируемым 1802 годом, связан иной сюжет. Владелец иконы, дворянин, сначала разорился, потом овдовел. С тремя дочками он оказался в полной нищете, беда шла за бедой, и однажды в полном отчаянии он взмолился Богородице перед образом «Взыскание погибших». И произошло чудо: и денежная помощь пришла, и бедствия прекратились, а дочки-бесприданницы счастливо вышли замуж. Именно после этого случая к иконе и стали обращаться те, кто просил у Богородицы счастливого замужества. И хотя из-за пожаров Москвы 1812 года до нас не дошли ни имя отчаявшегося отца, ни имена его счастливо выданных замуж дочек, несомненно: история, произошедшая до нашествия французов, в Москве была широко известна. Как и сама икона.

Поэтому не будет натяжкой предположить: стих Лермонтова «Молитва», в котором он просит Богородицу «окружить счастьем» любимую и послать ей «сопутников, полных внимания», навеян именно этим образом. Посвящен стих предположительно юной Варваре Лопухиной, а дальше, внимание! Нас ждет открытие!

Матерь божья взыскание погибших

Итак, берем стихотворение Лермонтова «Молитва». То, что двадцатидвухлетний (!) поэт выслал сестре Варвары Марии Лопухиной письмом от 15.02.1838 года, застенчиво сопроводив его словами: «Посылаю вам стихотворение, которое нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл, но это вовсе ничего не доказывает». И дальше — мольба о счастье любимой.

Ссылка на основную публикацию