Как проходит венчание в церкви

«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:24). Эти слова хрестоматийно отражают всю сущность взаимоотношений между мужчиной и женщиной на все времена. Совершая обряд Венчания супругов, священник свидетельствует перед Богом серьезность их намерений и желание быть вместе друг с другом не только на земле, но и в Вечности.

Вступать в церковный брак могут люди, которые глубоко укоренены в вере, не имеют канонических препятствий, осознающих, какой ответственный шаг они совершают в своей жизни. Предпочтительнее всего жениться на единоверцах. Западная церковь допускает смешанные браки. Русская Православная Церковь позволяет вступать в брак с католиками, протестантами, верующими в Триединого Бога.

Невозможно вступить людям в церковный брак, если они не заключили брак, зарегистрированный в органах государственной власти. Такой союз никак не может быть благословлен церковью. Так же невозможен церковный брак между христианином и атеистом, кровными родственниками, представителями разных религий (в то же время, если такие люди заключили зарегистрированный государством брак, церковь не считает это блудным сожительством).

Венчание не совершается в дни постов (Великого, Рождественского, Успенского, Апостольского), в Сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). Так же браки не совершаются в субботу и накануне постных дней (среда и пятница).

К столь ответственному шагу как Венчание следует надлежащим образом готовится. Желательно, чтобы жених и невеста подготовились к Исповеди и Причастию и приступили к этим таинствам до Венчания. Так же необходимо приобрести иконы Спасителя и Богородицы. Разумеется, покупаются венчальные кольца. Когда — то обручение и венчание были совершенно не связанными между собою обрядами. Например, во время венчания использовались венчальные кольца, а при гражданской регистрации — обручальные. Кольцо – символ вечности, внешний признак нерасторжимости брака, того, что брачующиеся каким – то образом будут вместе и в посмертном бытии. Еще нужно белое полотенце (рушник) для постилания под ноги.

Иерей вводит жениха и невесту в храм, тем самым они начинают новую совместную жизнь, чистую и непорочную. Священник трижды кадит храм по примеру Товии, который разжигал печень рыбы, чтобы отогнать демона, противящегося браку. Потом он трижды благословляет жениха и невесту, те же крестятся и берут в руки свечи.

Всякое священнодействие в церкви начинается со славословия Бога, но во время обряда Венчания это акцентируется особенно, потому что самим актом заключения брака жених и невеста прославляют Бога. Между традиционными прощениями дьякон от лица всех молящихся в храме просит Господа, чтобы Он благословил брак и исполнял любое прошение супругов, относящиеся к их спасению.

Далее священник просит жениха и невесту преклонить голову, сам же молится Господу о том, чтобы Он самолично ниспослал благословение на этот брак. Затем священник берет со Святого Престола кольца и надевает сначала жениху, троекратно крестя его со словами: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», затем невесте: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Кольца не случайно лежат на Святом Престоле по правую сторону, как бы перед лицом Господа. Мы верим, что через прикосновение к Престолу они получают от Бога силу низвести благодать на вступающих в брак. Кольца лежат рядом, символизируя взаимную любовь будущих супругов друг к другу. Священник благословляет жениха и невесту, жених надевает невесте на руку кольцо в знак заботы о ней. Невеста же принимает кольцо, принимая вместе с тем его готовность всю жизнь заботится о ней. Этот жест совершается трижды по числу лиц в Боге. После чего священник молится, чтобы сам Господь освятил этот брак, даровал свою благодать на брачующихся и скрепил их союз.

Жених и невеста выводятся на середину храма, становятся на плат, специально расстеленный на полу, что символизирует начало новой непорочной жизни. Священник читает три пространные молитвы, в которых просит Господа, чтобы он дал брачующимся мирное житие, возможность увидеть сыновей сынов своих, сочетал жениха и невесту в единую плоть и даровал им плод чрева.

В самый торжественный и важный момент священник от лица Божия троекратно благословляет жениха и невесту, которые стоят перед Царскими вратами с венцами на голове, со словами: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!». Затем читается отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам (1 Кор. 7, 4—5), в котором говорится о союзе Христа и Церкви наподобие брачного, а после отрывок из Евангелия от Иоанна о чуде в Канне Галилейской (2, 1—11). Это глубоко символичный отрывок, в котором Господь претворяет воду в вино, тем самым освещает брак.

После исполнения молитвы «Отче наш» священник освещает вино и троекратно дает молодой паре испить из нее. Затем соединяет правую руку жениха с правой невесты и накрывает их епитрахилью, тем самым муж получает жену от самой Церкви. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. По окончанию шествия священник снимает венцы и возносит еще две молитвы Господу, прося именем Пресвятой Троицы навсегда скрепит их союз. Супруги подводятся к Царским Вратам, целуют крест, им вручаются иконы Спасителя и Богородицы. Сдержанным поцелуем супруги выражают друг другу свои чувства.

Трапеза по случаю вступления в брак должна быть скромной и выдержанной. Невоздержанные пляски и вульгарные тосты здесь абсолютно неуместны. Всё должно происходить в той же атмосфере, в какой совершалось Таинство: благообразно, радостно и пристойно.

Как проходит венчание в церкви

Как проходит венчание в церкви

Как проходит венчание в церкви

Когда Адам был единственным человеком во вселенной, в нем одном соединялось и мужское, и женское начало. Но, увидев, что у всех зверей, которые населяли Эдемский сад, есть два пола и все они держатся парами, Адам затосковал в одиночестве. И тогда Господь сотворил из его ребра Еву, таким образом разделив свое творение на мужчину и женщину. Однако оба они были плоть от плоти друг друга, каждый видел в другом отражение самого себя как разделенное на две половины единое целое.

Но потом свершилось грехопадение, одним из роковых последствий которого стала утрата Адамом и Евой своей целостности. Разделившись окончательно, они низверглись из рая в материальный мир.

Миновали эпохи, цивилизация возродилась после Всемирного потопа, приходили на землю великие пророки, а затем свершилось величайшее событие в истории — Сын Божий Иисус Христос своей жертвой искупил тот самый первородный грех, что некогда лишил людей рая. У человечества посредством венчания снова появилась надежда обрести ту целостность, которую они когда-то потеряли.

Так в одной из своих последних проповедей говорил митрополит Антоний Сурожский (1914 — 2003 гг.).

Кому и для чего необходимо венчаться в церкви?

Как и в ветхозаветные времена, так и сейчас у всех нехристианских народов смысл брака заключался в одном — продолжении рода.

Новый Завет смотрит на это совершенно иначе. Венчание в православной церкви ставит своей целью прежде всего объединение душ для того, чтобы они вошли в вечную жизнь как единое целое. «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6). Некоторые святые отцы даже говорили, что во время таинства венчания души супругов соединяются друг с другом таким же образом, как наша душа сочетается со Христом во время святого причастия.

Венчание в православной церкви возможно для всех крещенных православных христиан, достигших брачного возраста. А вот атеистов, которые решили повенчаться просто ради красивой церемонии, церковь не приветствует, также как не одобряет и венчание кровных и духовных родственников, а также тех, кто вступает в брак в четвертый раз.

Раньше молодые, решившие обвенчаться, всегда просили родительского благословения, однако оно не является обязательным, достаточно получить благословение духовника.

Венчание проводится не в любой день, а только 4 раза в неделю: в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Также не венчают во время Рождественского, Великого, Петрова и Успенского постов.

Ну и, конечно, молодожены должны осознавать, что венчание в Православной Церкви — это не дань моде, а одно из главных событий в духовной жизни каждого человека, к которому нужно подходить осознанно. Ведь это не так называемый гражданский брак, который не накладывает никаких обязательств, это соединение душ в вечности.

Что нужно сделать до венчания в церкви?

Если пара решила повенчаться, ей необходимо выполнить некоторые условия, как, собственно, и перед любым церковным таинством. Для начала стоит определиться с храмом, где будет проходить обряд, найти именно тот, к которому лежит душа. Немаловажно предварительно познакомиться и пообщаться со священником — так молодожены будут чувствовать себя комфортнее и спокойнее.

За несколько недель до намеченной даты необходимо записаться на венчание, сделать это можно в церковной лавке, где заказываются все службы. За это время предстоит также найти поручителей или, иначе говоря, свидетелей. Как правило, на их роль приглашают близких или знакомых, главное, чтобы они являлись крещеными православными христианами, не были в разводе между собой и не состояли друг с другом во внебрачных отношениях.

Молодым же необходимо за три дня до венчания соблюдать пост (не есть животную пищу), исповедаться и причаститься, не вступать друг с другом в плотские отношения (даже если речь идет о людях, которые уже давно состоят в светском браке), а также читать соответствующее молитвенное правило.

Правила венчания в церкви

Перед венчанием происходит обряд обручения, кольца для которого должны быть освящены в алтаре храма. Вынеся кольца на подносе, священник надевает одно на безымянный палец правой руки жениха, после чего обручающиеся должны поменяться кольцами троекратно.

Следующее правило — это зажженные свечи в руках венчающихся, которые символизируют скоротечность земной жизни: как воск свечей оплывает от огня, так и людской век тает день за днем, приближая нас к вечной жизни. Но пламя свечей — это еще и огонь человеческих душ. Как сказано в Писании, «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:14-16).

Что нужно брать с собой?

Что нельзя брать с собой?

Можно ли надеть платье?

Как проходит венчание в церкви

Церемония венчания в церкви

После обряда обручения священник вводит венчающихся в храм, ведя их к новой совместной вечной жизни. Там он три раза благословляет их, после чего молодожены крестятся и берут каждый по свече. Жених и невеста должны преклонить голову, пока священник молит Бога благословить свершающийся брак. Молодожены во время обряда стоят на расстеленном на полу храма плате, который символизирует их новый статус.

После чтения «Отче наш» они троекратно пьют освященное вино из общей чаши, после чего батюшка накрывает епитрахилью соединенные руки молодых и трижды обводит их вокруг аналоя.

На самом же аналое лежит Евангелие как символ того, что Бог присутствует при исполнении таинства и является свидетелем заключения духовного союза. А рядом с Евангелием находится крест — знак великой Божьей любви и великой же жертвы ради того, чтобы эти двое смогли соединиться в вечности.

Далее священник вопрошает обоих: «Имеешь ли, (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, взять себе в жену сию (имя), ее же здесь пред тобою видишь?» Что говорит о том, что венчание действо сугубо добровольное и не должно совершаться по принуждению. Также иерей спрашивает, не обещал ли каждый из венчающихся свое сердце кому-то еще и не станет ли заключающийся брак обманом.

На голову каждого из будущих супругов священник надевает венец, напоминающий царскую корону, ведь им в этот день открывается общий путь в Царствие Божие (в другом случае венцы держат над головами молодых свидетели — этот вопрос оговаривается заранее). Кроме того, корона является и символом тернового венца, ведь супругам предстоит вместе вкусить не только радости совместной жизни, но и все ее тяготы.

Таинство завершают слова «Господи Боже наш, славою и честию венчай их».

Ссылка на основную публикацию