Икона покрова божией матери

  • Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы — оглавление.
  • Образ Богородицы в Русской иконографииИконография Богородицы
  • Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся
  • Даты празднования икон БогородицыАкафисты иконам БогородицыАБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

    Покров Пресвятой Богородицы. Галерея икон.

    Икона посвящена одному из великих праздников Русской Православной Церкви – празднику Покров Пресвятой Богородицы.

    Икона покрова божией матери
    Покров Пресвятой Богородицы. Фреска на Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

    Чудесное событие это произошло в Х веке в столице греческой империи Константинополе, когда ей грозило разорение от сарацин (мусульман), большим войском напавших на город. Не видя ниоткуда помощи, жители города собрались во Влахернском храме, где хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и обратились к Богу с искренней молитвой о спасении от врагов. Во время молитвы святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел под самыми сводами храма идущую по воздуху Богородицу в окружении ангелов и святых.

    Икона Покрова Божией Матери, чудесно обновившаяся в Свято-Иоанновском женском монастыре. Со страницы Свято-Иоанновский женский монастырь — чудесное знамение.

    Пресвятая Дева долго со слезами молилась о спасении города и жителей его. Потом, подойдя к престолу, Она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над всеми молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых. Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоящего рядом ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и ужасаюсь».

    Поутру молва об этом видении разнеслась по всей округе. Защитники города, воодушевленные заступничеством Божией Матери, рассеяли неприятеля и город был спасен. В православной Руси под словом «покров» понимается и покрывало и покровительство. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные люди испрашивают у Царицы Небесной защиты и помощи.

    День празднования: 14 октября (1 октября по старому стилю).

    Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Покровский Хотьков женский монастырь.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    «Покров Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

    Чудесным знамением Божественного Покрова над обителью явилось обновление иконы Пресвятой Богородицы. Перед освящением главного монастырского храма в честь Двенадцати Апостолов (июль 1991 год) сестры-монахини обратились к приходам с просьбой пожертвовать иконы. Когда настоятельница и казначея приехали в Никольскую церковь на Большеохтинском кладбище, их провели в помещение, где хранились старые, требующие реставрации образа, и предложили выбрать любые. Матушка Серафима обратила внимание на стоявшую между стеллажами большую икону с полукруглым завершением и подняла ее. На холсте, натянутом на деревянный подрамник, с трудом удалось различить фигуру Божией Матери, держащей Свой Покров. Икону привезли в монастырь и поместили в алтаре храма Собора Двенадцати Апостолов – по своей форме она подходила к одной из алтарных ниш. Вскоре после Пасхи алтарница заметила, что Лик Пречистой Девы на иконе Покрова просветлел. Затем образ стал постепенно обновляться сверху вниз, от Лика к стопочкам Богоматери. Священнослужители видели, как каждый день небольшой участок иконы просветлялся, краски становились яркими и насыщенными, а мелкие трещинки сами собой зарастали. К Пятидесятнице почти все изображение обновилось. Икона из грязно-серой стала небесно-голубой. Сама Матерь Божия засияла неземной красотой.

    Об этом чуде настоятельница монастыря игумения Серафима сообщила Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, который благословил перенести икону в храм для всенародного поклонения и еженедельно петь пред ней акафист Покрову Божией Матери, что и совершается ныне каждую пятницу после вечернего богослужения.

    Дивный образ очень почитается сестрами обители и прихожанами. Пресвятая Богородица изображена стоящей на облаке и простирающей над землей Свой Покров. Вокруг нимба надпись: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», а внизу иконы – строка из акафиста: «Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице». Очи Заступницы наполнены слезами. Архиепископ Серафим (Соболев) в Слове на праздник Покрова говорит: «Как же Божией Матери не скорбеть и не плакать о нас? Ведь Она нас больше любит, чем наша родная мать; ведь Она всегда с нами во время наших болезней, всяких бедствий и скорбей, когда мы обращаемся к Ней, умоляя о помощи».

    Позже открылось еще одно знаменательное обстоятельство. На обратной стороне холста обнаружили надпись: «Писал сию икону священник Иоанн Смирнов. 1908 г. Лесна». Как известно, Леснинский монастырь, расположенный на территории Польши, находился под духовным окормлением святого праведного Иоанна Кронштадтского, который так трогательно отзывался об этой обители: «Она – моя питомица была и есть». Инокиня Леснинского монастыря Параскева рассказывала: «При сооружении Иоанновского монастыря делали пристройки жилого корпуса. Приехавший как-то отец Иоанн посетил пристройку и сказал: «Прибавьте, прибавьте для Леснинских монашенок». Никто тогда ничего не понял, но воля отца Иоанна была выполнена, и пристройка была увеличена.

    И что же, через несколько лет после кончины отца Иоанна, во время Германской войны, после эвакуации западного края, где находился Леснинский монастырь, часть сестер его в числе 40 человек нашли себе приют в пристройке Иоанновского монастыря. Только тогда вспомнили пророческие слова отца Иоанна и поняли, к чему он это сказал».

    Долгое время оставалось тайной, когда именно образ Покрова из Лесны был привезен в Петербург и где находился на протяжении многих десятилетий. Но по дивному Промыслу Божию икона, связанная с памятью батюшки Иоанна, пришла в монастырь его имени, где и совершилось ее чудесное обновление.

    А вскоре обнаружилось еще одно обстоятельство. Оказалось, что в Никольском храме, где хранилась икона Покрова, долгое время служила алтарницей монахиня Агапита, постриженица Иоанновской обители. Видимо, ее стараниями была сохранена икона Покрова Божией Матери. Так, по милости Божией, несмотря на многие годы разорения и забвения не прерывается духовная связь между прошлым и современным поколением Иоанновских сестер.

    Празднование:

    История

    В пер­вой по­ло­вине X ве­ка в Ца­рь­гра­де жил ве­ли­кий по­движ­ник Ан­дрей Юро­ди­вый, спо­доб­ляв­ший­ся чуд­ных ду­хов­ных ви­де­ний и ве­ли­ких от­кро­ве­ний.

    Од­на­жды он при­шел в зна­ме­ни­тый Влахерн­ский храм, где хра­ни­лась ри­за Бо­го­ма­те­ри с Ее омо­фо­ром и ча­стью по­я­са.

    Омо­фор — это по­кры­ва­ло, ко­то­рым иудей­ские жен­щи­ны по­кры­ва­ли го­ло­ву и ко­то­рое спус­ка­лось до ног.

    Бла­жен­ный Ан­дрей при­шел в храм от­сто­ять все­нощ­ную. Его со­про­вож­дал юный по­чи­та­тель его Епи­фа­ний, быв­ший впо­след­ствии, с име­нем По­ли­евк­та, пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским. Бла­жен­ный Ан­дрей обык­но­вен­но по­дол­гу оста­вал­ся в церк­вях и по­сле окон­ча­ния служ­бы. На этот же раз все­нощ­ное бде­ние про­дол­жа­лось дол­го. В чет­вер­том ча­су но­чи Епи­фа­ний уви­дал Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, иду­щую от цар­ских врат в ве­ли­кой сла­ве. Ее под­дер­жи­ва­ли Иоанн Кре­сти­тель и апо­стол Иоанн Бо­го­слов. Окру­жа­ло Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу мно­же­ство свя­тых в бе­лых и си­я­ю­щих одеж­дах, и все они пе­ли ду­хов­ные гим­ны. Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца при­бли­зи­лась к ам­во­ну.

    Ду­мая, не есть ли это ви­де­ние ис­ку­ше­ние для него, бла­жен­ный Ан­дрей спро­сил Епи­фа­ния:

    — Ви­дишь ли Гос­по­жу и Ца­ри­цу ми­ра?

    — Ви­жу и ужа­са­юсь, — от­ве­чал Епи­фа­ний. Меж­ду тем Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца пре­кло­ни­ла ко­ле­на и дол­го мо­ли­лась, и сле­зы сте­ка­ли по ла­ни­там Ее. Бо­го­ма­терь про­шла в ал­тарь и дол­го еще там мо­ли­лась за на­род. За­тем Она вы­шла от­ту­да, сня­ла быв­шее на Ней го­лов­ное по­кры­ва­ло и, тор­же­ствен­но дер­жа его в ру­ках, рас­про­стер­ла над все­ми мо­ля­щи­ми­ся, как бы по­кры­вая им их. За всем этим сле­ди­ли св. Ан­дрей и Епи­фа­ний, по­ка ви­де­ние не ис­чез­ло. Ан­дрей пе­ре­дал о нем на­ро­ду, и рас­сказ его про­из­вел силь­ное впе­чат­ле­ние.

    В Гре­ции празд­ник По­кро­ва не по­лу­чил по­все­мест­но­го рас­про­стра­не­ния. Это мож­но объ­яс­нить сму­та­ми, вол­но­вав­ши­ми в то вре­мя им­пе­ра­тор­ский и пат­ри­ар­ший пре­сто­лы. В гре­че­ских свят­цах празд­ник По­кро­ва да­же не упо­ми­на­ет­ся.

    Но рус­ская ду­ша, чту­щая Бо­го­ма­терь, бы­ла уми­ле­на и по­ра­же­на этим со­бы­ти­ем, в ко­то­ром так яр­ко вы­ра­зи­лось мо­лит­вен­ное пред­ста­тель­ство Вла­ды­чи­цы Небес­ной за лю­дей. В од­ном древ­нем сла­вян­ском Про­ло­ге ка­кой-то князь или епи­скоп пи­шет: «Егда слы­шах, по­мыш­лях: ка­ко страш­ное и ми­ло­серд­ное ви­де­ние и па­че на­де­я­ния и за­ступ­ле­ния на­ше­го бысть без празд­не­ства. Вос­хо­тех, да не без празд­ни­ка оста­нет­ся св. По­кров Твой, Пре­б­ла­гая»! Уста­нов­ле­ние празд­ни­ка в Рос­сии до­ка­зы­ва­ет­ся и сло­ва­ми цер­ков­ной пес­ни на празд­ник По­кро­ва, в ко­то­рой ука­зы­ва­ет­ся как на об­сто­я­тель­ства ви­де­ния во Влахерн­ском хра­ме, так и на по­чи­та­ние это­го со­бы­тия рус­ски­ми: «Вла­ды­чи­це, с чест­ны­ми и слав­ны­ми про­ро­ки, с вер­хов­ны­ми апо­сто­лы, и со свя­щен­но-му­че­ни­ки, и со ар­хи­ереи за ны греш­ныя Бо­гу по­мо­ли­ся, Тво­е­го По­кро­ва празд­ник в Рос­сий­стей зем­ли про­слав­ль­шия».

    В кон­це XIV ве­ка был в Ца­рь­гра­де рус­ский дьяк Алек­сандр, ко­то­рый ви­дел во Влахерн­ской церк­ви ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, «Юж ви­де свя­тый Ан­дрей на воз­ду­се, за мир мо­ля­щу­ю­ся».

    В Рос­сии как празд­ник По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри, так и ико­на По­кро­ва — тро­га­тель­ный сим­вол неустан­но­го пред­ста­тель­ства Вла­ды­чи­цы за род люд­ской — при­шлись осо­бен­но по серд­цу. Празд­ник По­кро­ва, не бу­дучи дву­на­де­ся­тым, че­ству­ет­ся в на­род­ном бы­ту не ме­нее дву­на­де­ся­тых. Есть це­лый уезд­ный го­род Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии — По­кров. В од­ной Москве есть По­кров­ский мо­на­стырь, По­кров­ская об­щи­на се­стер ми­ло­сер­дия, По­кров­ский со­бор, на­зы­ва­е­мый обык­но­вен­но хра­мом Ва­си­лия Бла­жен­но­го. Со­бор этот за­ло­жен ца­рем Иоан­ном Ва­си­лье­ви­чем Гроз­ным по­сле воз­вра­ще­ния из ка­зан­ско­го по­хо­да в па­мять взя­тия Ка­за­ни, так как в празд­ник По­кро­ва про­изо­шел при­ступ и рус­ские овла­де­ли го­ро­дом.

    Ико­на По­кро­ва изо­бра­жа­ет обык­но­вен­но ам­вон Влахерн­ско­го хра­ма, с ко­то­ро­го дья­кон, про­тя­ги­вая ру­ку с ора­рем, про­из­но­сит ек­те­нию. Око­ло ам­во­на мо­ля­щий­ся на­род, а сре­ди него бла­жен­ный Ан­дрей в ру­би­ще ука­зы­ва­ет Епи­фа­нию на сто­я­щую в об­ла­ках Вла­ды­чи­цу, окру­жен­ную свя­ты­ми и ан­ге­ла­ми. Она дер­жит на ши­ро­ко рас­про­стер­тых ру­ках Свой омо­фор. Та­кое изо­бра­же­ние ико­ны По­кро­ва мож­но ви­деть, на­при­мер, на пла­фоне ку­по­ла церк­ви Санкт-Пе­тер­бург­ско­го Пе­да­го­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та.

    Из­дав­на су­ще­ство­ва­ли в Рос­сии хра­мы и це­лые мо­на­сты­ри в честь По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри. Так, по пре­да­нию, бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ан­дрей Бо­го­люб­ский в го­ро­де Бо­го­лю­бо­ве, близ Вла­ди­ми­ра, по­стро­ил храм По­кро­ва. В Нов­го­ро­де в XII ве­ке су­ще­ство­вал Зве­рин­ский мо­на­стырь в честь По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри.

    Вот неко­то­рые из чти­мых икон По­кро­ва в Рос­сии:

    В Москве: в По­кров­ском со­бо­ре Ва­си­лия Бла­жен­но­го; в церк­ви Вос­кре­се­ния, что в Ба­ра­шах, и в церк­ви По­кро­ва в Крас­ном се­ле.

    В Харь­ко­ве, в Хри­сто­рож­де­ствен­ской церк­ви, за ре­кой Ло­па­нью, про­сла­вив­ша­я­ся по­мо­щью жи­те­лям во вре­мя хо­ле­ры.

    В Мин­ской гу­бер­нии: в го­ро­де Но­во­груд­ке, в Ни­ко­ла­ев­ском со­бо­ре, и в се­ле Жу­ко­ве.

    В Яро­слав­ской гу­бер­нии, в трех вер­стах от Уг­ли­ча, на дру­гом бе­ре­гу Вол­ги, в По­кров­ском Па­и­си­е­вом мо­на­сты­ре.

    В Во­ло­год­ской гу­бер­нии, в Ди­о­ни­си­е­во-Глу­шиц­ком мо­на­сты­ре, на­пи­сан­ная са­мим ос­но­ва­те­лем оби­те­ли преп. Ди­о­ни­си­ем Глу­шиц­ким, жив­шим в на­ча­ле XV ве­ка.

    В По­кров­ском Доб­ром мо­на­сты­ре, близ г. Лих­ви­на Ка­луж­ской епар­хии так­же есть чти­мый об­раз По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри. Еже­год­но в кон­це ав­гу­ста ико­ну тор­же­ствен­но при­но­сят в г. Лих­вин, где она оста­ет­ся око­ло ме­ся­ца и по­се­ща­ет до­ма жи­те­лей, а к празд­ни­ку сво­е­му воз­вра­ща­ет­ся об­рат­но в мо­на­стырь.

    Са­мая же из­вест­ная из икон это­го име­ни есть ико­на Пско­во-По­кров­ская, празд­но­ва­ние ко­то­рой со­вер­ша­ет­ся 1 ок­тяб­ря.

    Молитвы

    Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы, глас 4

    Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.

    Перевод: В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».

    Кондак Покрова Пресвятой Богородицы, глас 3

    Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.

    Перевод: Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога.

    Икона покрова божией матери

    Каждый образ Богородицы — предмет особого трепетного почитания среди православного народа. Петровская икона Божией Матери — не исключение. С самой древности она почиталась как чудотворная, а к помощи ее прибегали даже могущественные правители.

    Петровская икона Божией Матери прославилась за счет своего автора — митрополита Киевского и всея Руси Петра. Он жил в XIII веке. Святой образ Богородицы является чудотворным и почитается всем православным народом. У образа Пресвятой Девы возносят молитвы о заступничестве и изменении жизни к лучшему.

    История иконы

    Назвали святыню в честь имени ее создателя — Петра. Митрополит Петр носил еще сан игумена, когда написал данную икону. Он подарил святыню митрополиту Максиму, который отвез ее во Владимир, расписал золотом и украсил драгоценными камнями. Митрополит Максим хранил икону в своих покоях и ежедневно предавался пред ней молитвам.

    Петровская икона Божией Матери сотворила немало чудес. Ее держали при себе во время походов цари. К примеру, патриарх Иов брал святыню, когда благословлял на царствование Бориса Годунова. Икона присутствовала на крестных ходах и стояла у гроба святителя Руси Петра. В летописях об иконе пишут как о «возрождающей». Она много раз спасала Москву от нападок врагов. Вскоре о чудотворных свойствах Петровской иконы Божией Матери узнали во всем мире. Перед святыней стали молиться христиане со всего света, а для православного народа святыня стала одной из самых почитаемых и распространенных икон Богородицы.

    Где находится чудотворный образ

    Петровскую икону Божией Матери можно встретить во многих храмах России. Наиболее почитаемые и известные своими чудесами хранятся в Калуге и монастыре в городе Кириллове в Кирилловском монастыре.

    Описание иконы

    Стиль иконописи относится к одному из излюбленных типов написания богородичных икон, название которому «Умиление». К авторству митрополита Петра относят и другую известную икону — Владимирскую икону Богородицы, что подтверждается заметным сходством в написании.

    Пред взором молящихся Богородица предстает величаво. Изображена Она по пояс. На Ее руках написан Святой Младенец. Дева Мария с Богомладенцем нарисованы в зеркальном отражении, что делает святыню уникальной и отличает ее от Владимирской. На Петровской иконе Богоматерь обнимает Спасителя левой рукой, а другой рукой указывает на него, показывая, что Он — истинный Спаситель.

    В чем помогает Петровский образ

    Петровская икона Божией Матери — это символ возрождения. Она исцелила и помогла многим православным людям. Образ Богородицы не раз спасал города России от врагов. Перед святыней христиане просят у Богоматери счастливой семейной жизни без ссор и неурядиц. Женщины, чьим горем выступает бесплодие, молятся перед иконой о скором рождении детей. Чудотворный образ исцеляет от многих болезней и помогает справиться женщинам с тяжелыми родами.

    Дата празднования

    Празднество святыни приходится на 24 августа (6 сентября по новому стилю).

    Молитва перед чудотворной иконой

    «О, Великая Дева, Царица Небесная, Хранительница всех христиан! Молимся Тебе и помним все Твои дела благочестивые на земле грешной! Услышь нас, Дева Мария! Стань заступницей земли нашей, дома нашего, страны нашей! Убереги нас от нападок врагов, потопа, пожара, войны и голода! Исцели от болезней и прости нам грехи наши! Пред Тобой на коленях мы, Святая Дева! Будь заступницей детей наших, не дай в обиду их. Укрепи наш дух и веру нашу! Избавь нас от соблазнов мирских. Будь рядом с нами в минуты горя и страха. Славим и восхваляем Тебя, Дева Пречистая! Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во Веки Веков. Аминь».

    В каждом доме должно найтись место для Петровской иконы Божией Матери. Ведь эта святыня — подлинная и могущественная заступница семейного счастья, благополучия и процветания. Не стесняйтесь обращаться в трудные минуты к помощи Богородицы. Она услышит каждого и поможет. Главное, чтобы просьбы ваши были искренни и не шли вразрез с заповедями Господними. Мы желаем вам крепкой веры и душевной гармонии. Берегите себя

    Икона покрова божией матери

    Здесь Вы можете заказать молебен к Богородице перед образом Ее «Покров Пресвятой Богородицы»

    О чем молятся и просят в молебнах перед досточтимым образом Пресвятой Божией Матери «Покров»:

    Икона Божией Матери «Покров Пресвятой Богородицы»

    Мало в России людей, которые бы не слышали про праздник под названием Покров. А вот со знанием того, что стоит за этим красивым словом, уже сложнее.

    Икона покрова божией матери

    События, послужившие к установлению праздника, произошли много веков назад в Византии. В X веке, во времена правления императора Льва Мудрого Константинополю угрожала опасность: город мог подвергнуться нападению иноплеменных войск. По одной версии, это были магометане, а по другой – наши предки, русы. Но сохранилась главная подробность.

    В ночь на 14 октября жители города собрались на ночную молитву во Влахернской церкви Богородицы. В этом храме хранились великие святыни, плат, покрывавший голову Пречистой и часть Ее пояса. В 4 часа утра на службе юродивый по имени Андрей, увидел Богородицу, идущую по воздуху. Ее окружали Иоанн Богослов и Иоанн Креститель, а также сонм других святых. Святая Дева остановилась у алтаря, сняла с головы плат (или покров), и развернула его над головами верующих. Покров, по словам юродивого, светился неземным светом. Видение продолжалось некоторое время, после чего Божия Матерь удалилась.

    Но ушла не только Богородица, но и подступавшие к городу войска неприятеля. Событие было воспринято как величайшее проявление милости Небесной Царицы. Греки приняли решение увековечить память о чуде. Так был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. А вскоре крестилась и Русь, и торжество перекочевало в нашу страну.

    Праздник очень почитается в русском народе. Верующие издавна молились перед иконой Божией Матери «Покров Пресвятой Богородицы» о благополучии детей и удачном браке. На Покров часто играли свадьбы. Возможно, это было связано с полным окончанием сельскохозяйственных работ. Но среди многочисленных праздников верующие избрали «свадебным» днем октября именно Покров.

    Наверное, это связано еще и со смыслом праздника. Ведь Божия Матерь на иконе выступает как Защитница, закрывающая верующих Своим покровом от зла, скорбей, бед, неприятностей и врагов. Семейная жизнь требует поддержки свыше, потому как жизнь полная испытаний. Поэтому в молитве перед иконой Божией Матери «Покров Пресвятой Богородицы» христиане и просят защиты и заступления Пречистой. Вы также можете помолиться Святой Деве, и пусть по Ее молитвам Бог поможет Вам.

    Икона Покрова Пресвятой Богородицы: Влахернское чудо пребывает с нами всегда .

    Икона Покрова Пресвятой Богородицы — символ любви Пречистой Девы и неусыпной Ее заботы обо всем православном мире. Образ этот, подобно масштабному живописному полотну, изображает Влахернское чудо, молящийся мир, сонм святых угодников разных времен и славную небесную рать.
    Главный сюжет его — дивное явление Всемилостивой Заступницы, покрывшей Своим омофором жителей Константинополя, взывающих к ней о помощи.

    Икона Покров Пресвятой Богородицы отражает событие, произошедшее в столице Византии приблизительно в X веке, когда царствовал Лев VI Мудрый. Жил тогда там подвизавшийся в благочестии Андрей, по призванию Господа принявший подвиг юродства и часто молившийся ночами в константинопольских храмах.
    Однажды жители города, страшась нападения сарацинов, собрались на всенощное бдение во Влахернском храме, где хранились риза, омофор и пояс Богородицы. Был там и Андрей, увидевший в куполе церкви, как бы раскрывшемся, стоящую на коленях Пресвятую Матерь Божию, молившуюся Своему Сыну. Окружали Ее при этом два Иоанна — Предтеча и Богослов, небесные ангелы, пророки, многочисленные святые. По окончании молитвы Небесная Предстательница взяла в руки свое покрывало, блиставшее нестерпимым светом, и распростерла его над всем миром.
    Великое чудо это сподобился увидеть не только Андрей, сказывавшийся безумным, но и его ученик Епифаний, ставший позднее Константинопольским Патриархом Полиевктом.
    После такого моленного заступничества Святой Девы сарацины, грозившие нападением, отошли от города, не причинив ему ущерба.

    Датой этого события принято считать 14 октября, а по старому летоисчислению — 1 октября. Празднование его совпадает по времени с памятью Романа Сладкопевца — поэта, жившего в этом городе за четыре столетия до свершившегося чуда. Талант стихосложения был подарен святому Небесной Царицей, Которая, явившись во сне, приказала ему проглотить свиток. По преданию, одним из авторов Акафиста Небесной Матери всего мира был именно Роман Сладкопевец. Он оставил в наследство православному миру сотни прекрасных псалмов и молитв, а потому ему нашлось место на иконе, прославляющей Богородицу.

    Сама же Пречистая Божия Матерь изображена как Оранта, то есть Молящаяся. В русском православии уже много столетий существует несколько старинных изводов (вариантов) иконы Покров Пресвятой Богородицы. Два основных вида из них — суздальский (или московский) и новгородский различаются тем, в чьих руках на изображении находится благодатный Покров.
    Так, в суздальском варианте Сама Царица мира держит свой защитный плат, стоя перед храмом. В новгородском — небесные ангелы простирают омофор над головой Богородицы, находящейся внутри Влахернского храма, а сверху на всех взирает Спаситель.
    Благоговейно чтимые списки с обоих образов есть во многих храмах России: в Москве, в Калужской, Ярославской, Вологодской области.

    В русском православии существует еще один тип иконы Покрова Пресвятой Богородицы — Псковский. Образ, почитаемый как чудотворный, был написан по событиям штурма города во время войны 1581 года с Польшей. Явившись во сне старому кузнецу Дорофею, Богородица дала указания, как нужно организовать оборону против войска Стефана Батория и обещала победу. Она велела обойти с образом Покрова, находящимся в Печерском монастыре, все защищаемые стены. У этой православной святыни удивительная судьба: в годы Отечественной войны ее вывезли в Германию, и считалось, что она безвозвратно потеряна. Однако в 2001 году образ, именуемый «Дорофеевым видением» возвратился к радости верующих в Россию — удел Божией Матери во Псков.

    А в самом Влахернском храме еще до свершившегося явления Богородицы был свой не менее чудесный покров. Там имелась большая (предположительно, мозаичная) икона Богоматери, которая наполовину прикрывалась ниспадающей завесой. Каждую неделю с этим образом происходило необъяснимое: в пятницу вечером неведомой силой покров поднимался и удерживался так до субботнего дня.

    Однако примечательно, что ныне в самой Греции память Влахернского события — чудесного явления Божией Матери и простирания защитного Покрова не отмечается. Зато в России, искренне и всей душой принявшей православие, праздник Покрова стал важнейшим уже во времена княжения Андрея Боголюбского. В 1164 году, на берегах Клязьмы и Нерли, он построил Храм Покрова, до сих пор считающийся непревзойденным по красоте.
    А сам праздник Покрова, хоть не относится к двунадесятым (основным, кроме Пасхи, двенадцати праздникам в православии), отмечается всегда с удовольствием. На сегодняшний день он перерос рамки церковного события и примечателен не только торжественной храмовой службой, но и народными традициями, обрядами. Он стал радостным событием не только для верующих — этот праздник Покрова — праздник любви и возможности почувствовать непрекращающееся Небесное попечение.

    Об авторе: Права на данную статью принадлежат Ювелирной мастерской Евгения Бутенко, копирование данной статьи разрешается только полностью, без внесения изменений и правок, с обязательным указанием ссылки на сайт

    Икона покрова божией материВозвращена прихожанкой храма. Эта икона из разрушенного в 1937 году Сергиевского храма. Ныне наш храм возрожден.

    Раздел настоятеля

    • Проповеди
    • Вопрос священнику

    Икона дня

    Православный календарь

    Мчч. Евлампия и Евлампии (303–311). Свт. Иннокентия, еп. Пензенского (1819). Прп. Амвросия Оптинского (1891).

    Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (1122). Собор Волынских святых. Блж. Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673). Мч. Феотекна (III–IV). Прп. Вассиана (V). Прп. Феофила исп. (VIII).

    Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Флп., 245 зач., III, 8–19. Лк., 32 зач., VII, 31–35. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

    Икона покрова божией матери

    • Какое значение имеет икона Покрова Пресвятой Богородицы
    • Праздник Покрова Пресвятой Богородицы: история и современность
    • Толгская икона Богородицы: история явления

    История праздника Покров Пресвятой Богородицы

    В основу православного праздника Покров Пресвятой Богородицы легло событие, произошедшее, согласно преданию, в Константинополе в первой половине X века (в 910 году).

    В житии блаженного Андрея Юродивого рассказывается о явлении Богоматери во Влахернском храме, свидетелем которого был сам Андрей и его ученик Епифаний. В те времена столица Византии была осаждена сарацинами. В Влахернской церкви хранились священные реликвии – риза Пречистой Девы, часть ее пояса и оморф (головной убор).

    Спасаясь от врагов, многие жители города укрылись в храме в надежде на милость и заступничество Царицы Небесной. Во время всенощной блаженному Андрею и его ученику было видение. Сопровождаемая ангелами, Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, Дева Мария подошла к алтарю, помолилась за людей, а потом сняла с себя мафорий (плащ) и, придерживая, распростерла его над всеми собравшимися в храме. Словно хотела заступиться за них перед Спасителем и укрыть от возможных бед. Это чудо положило начало особой церковной службе в честь Богоматери.

    Русская православная церковь отмечает праздник Покрова с 1164 года. А в 1165 году князь Андрей Боголюбский построил на реке Нерли храм, освященный в честь Покрова.

    Значение иконы Покров Пресвятой Богородицы

    В Византии существовал обычай закрывать образ Пресвятой Девы завесой, и, согласно легенде, один раз в неделю эта завеса чудесным образом поднималась на несколько часов, открывая икону.

    Однако в Византии праздника Покрова не было. Соответственно, не сложилось и канонов изображения этого события на иконах. Такие изображения появились только на Руси в XIII веке.

    Одна из самых ранних Покровских икон – изображение на западных воротах суздальского собора. К началу следующего столетия оформилось 2 варианта изображения Покрова Пресвятой Богородицы: либо Дева Мария держит покров в руках, либо он простерт над Богоматерью.

    На этих иконах часто Мария изображается в позе оранты с поднятыми для молитвы руками. Покров как бы парит перед Богоматерью, прикасаясь к ее воздетым рукам.

    На новгородской иконе XIV века ангелы поддерживают парящий покров Богородицы, а над ним, раскинув руки в благословляющем жесте, сияет фигура Спасителя.

    Как правило, оба варианта Покровских икон многофигурны. В обрамлении арок и куполов художники изображают собравшийся в храме народ, блаженного Андрея с учеником, а также святых, апостолов и Иоанна Предтечу. С обеих сторон к Марии, как к недвижному центру мира, устремляются ангелы.

    Строгая симметрия в расположении фигур и архитектурных деталей, присущая Покровским иконам, служит для выражения внутреннего единения, праздничной соборности. Все лица обращены к Богородице в едином светлом порыве. Она и является чудесным покровом, чья защита дарована всему роду человеческому. В этом и заключается главный смысл иконы Покров Пресвятой Богородицы.

    Икона покрова божией матери

    Икона покрова божией материНеоднократно на Русь приходило спасение через Владимирский образ Божией Матери.

    21 мая (3 июня, н. ст.) 1521 года спасение пришло от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Это было время, когда Русь уже освободилась от татарского ига (1480 г.), но периодические набеги еще совершались. Москва всегда была лакомым кусочком для татар. И вот, в очередной раз стремительное нашествие. Враг подошел к Москве.

    В городе одной слепой инокине приходит видение. Святители Московские выносят Владимирскую икону Божией Матери из Спасских ворот Кремля. Но их встречают прп. Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и просят их вернуться. По их молитвам святители возвращаются.

    Подобное видение было и Василию Блаженному. Он говорил народу, что Матерь Божия спасет Москву.

    В это время хану снится сон. Огромное войско под предводительством Божией Матери устремляется на их полки. В страхе их войско покидает пределы Московские.

    Не силой и мечом, но заступничеством Божиим мы побеждаем.

    Милость Божию мы видим и сейчас.

    На праздник Владимирской Божией Матери впервые со времени начала пандемии открываются для прихожан Храм Христа Спасителя в Москве и кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт Петербурге.

    Икона покрова божией матери

    Праздник Покрова Божией Матери имеет особое значение в жизни Православной Церкви Молдовы. В этот день празднуется образ Иконы Божией Матери Гербовецкая — главной национальной святыни. Сам Образ пребывает в кафедральном соборе г. Кишинёва, а один из его чудотворных списков необычайной красоты находится в Ново-Нямецком монастыре.

    История появления Иконы в Молдове восходит к концу 18 века. В то время Бессарабия оказалась ареной борьбы между Российской и Османской империями. Русский воинский отряд квартировал невдалеке от Гербовецкого монастыря, Оргеевского района; начальником отряда был полковник Николай Албадуев. Одним их источников дохода монастыря была выручка от продажи лошадей, которых здесь разводили. И вот, Албадуев вознамерился приобрести у монахов жеребца-трехлетку. После покупки, не откладывая, полковник решил его обуздать, но дикий жеребец оказался с норовом, ударил седока о стену и таким образом тут же его убил. Похоронили полковника здесь же, в монастыре.

    Надо сказать, что в благочестивой семье Албадуевых хранилась передаваемая из рода в род икона Божией Матери, которую семейство всегда имело с собой во всех путешествиях. И вот мать и жена полковника решили расстаться с фамильной святыней и пожертвовать её в монастырь на помин души дорогого сына и супруга. И таким образом сей чудный образ оказался в обители.

    Приведем отрывок из описания Гербовецкой иконы и явленных от неё чудес по брошюре изданной в 30-е годы минувшего века, в те времена, когда Бессарабия принадлежала Королевской Румынии.

    «Пресвятая Богородица, всесильная Заступница за весь человеческий род пред престолом Божиим, изволила чтобы и Бессарабия возрадовалась об особом Её попечении и избрала местом для своей чудотворной иконы Успенский Гербовецкий монастырь, где непрестанно изливает множество чудес и знамений всем с верою к Её святой Иконе притекающим.

    Изначально икона была писана на холсте, а затем, уже в монастыре, холст был наклеен на липовую доску. (размер иконы 65х98 см.) Предание повествует, что эта святая икона со времени появления в монастыре до 1812 г. трижды обреталась нетронутой огнём после великих пожаров, производимых турками, и каждый раз, хранимую Божией силой, её находили среди пепла, лежащей ликом вниз.

    Долгое время тысячи паломников изо всех уголков Бессарабии стекались к Гербовецкому монастырю помолиться перед чудотворным образом Царицы Небесной, получить исцеления от болезней и помощь в житейских нуждах. Свидетелями этого были не только монахи обители, но и жители соседних сел, которые, как и многие другие, часто бывали в монастыре. Много раз и сам Гербовецкий монастырь ощущал особенное попечение Божией Матери, благодаря издавна пребывающему здесь чудесному образу. Во время эпидемий чумы или холеры, не раз случавшихся в Бессарабии, те, кто находился в монастыре под покровом Божией Матери, оставались целы и невредимы.

    В 1858 году благочестивые христиане города Кишинева, сподобившеся на себе испытать знамения и чудеса от Иконы Божией Матери Гербовецкой, направились к архипастырю Бессарабии высокопреосвященнейшему Антонию (Шокотову) с просьбой предстательствовать перед высокопоставленными лицами для получения благословения на то, чтобы ежегодно в день Покрова Божией Матери, Икона крестным ходом доставлялась из Гербовец в Кишинев, и оставалась бы здесь до апреля следующего года. Высокопреосвященнейший Антоний, принявши прошение, тщательно изучил все события связанные с Иконой и передал документы на рассмотрение св. Синода со смиренным ходатайством о просьбе жителей Кишинева.

    Господь внял их мольбам, ибо в день 17 января 1859 года, навечно оставшийся в истории, было получено согласие святейшего Синода о ежегодном перенесении чудотворной иконы Божией Матери 1-го октября из Гербовец в Кишинев, в церковь архиерейского дома, и возвращении Ёе обратно в месяце апреле.

    Итак, с 1859 года Кишинев ежегодно принимает благословенный дар посещения Небесной Гостьи – милостивой Божией Матери — через Её чудотворную Гербовецкую икону. С благочестием, умилением, надеждой и твердой верой христиане молятся, чтобы Её любимый Сын даровал Кишиневу и всей стране Свои Божественные дары».

    Здесь мы дополним, что традиция перенесения Иконы при советской власти по понятным причинам была утрачена, и в настоящее время Гербовецкая икона постоянно пребывает в кафедральном соборе г. Кишинева, находясь на почетном месте – слева от Царских врат — как и подобает национальной святыне Молдовы.

    Обратимся к проповеди Иоанна Крестьянкина, произнесенной им в праздник Покрова в 1990 году, которую мы сочли возможным здесь поместить. Отец Иоанн особо подчеркивает заступничество и покровительство Божией матери, явленные в России в нелегкие периоды ее истории через иконы Владимирскую, Казанскую, Смоленскую, Державную и другие. Гербовецкая икона явилась в Молдове в 1790 году. Это время, когда Молдова ещё оставалась единым цельным княжеством, но жила во враждебном окружении; молдоване вынуждены были нести и турецкое иго, и отражать нашествия татар, валахов, польской шляхты. Но веры своей, христианского благочестия и упования на милость Божию не теряли никогда. Это было и время укрепления православия в здешнем крае: именно тогда своего наивысшего расцвета достигла Нямецкая Лавра под управлением мудрого старца Паисия Величковского. Здесь подвизалось до тысячи монахов, непрестанно возносивших молитвы за свою страну. И Божия Матерь не замедлила в небесном покровительстве верному народу своему явлением чудотворной иконы Гербовецкой.

    1859 год – время начала пребывания иконы в Кишиневе, наверно не случайно совпало с гонениями на Церковь в Румынии, с печальными событиями и в Нямецкой лавре, которые вскоре привели к основанию Ново-Нямецкого монастыря. История появления списка чудотворной Иконы в Кицканах пока остается нам неизвестной. Предположительно это случилось в конце 19 века. Мы можем только привести здесь свидетельство Василия Секриеру — бывшего насельника монастыря, относящееся уже к 1962 году, когда монастырь был закрыт, а святыни его расхищались. Чтобы уберечь сию святую икону от поругания, один из сельских жителей тайно проник в тот храм, где находилась святыня, взял ее и бережно у себя хранил. В 1989 году, при возобновлении богослужений в монастыре, Икона вернулась на свое место, где пребывает и поныне.

    Так, Промыслом Божиим, тесно переплетаются в нашей жизни и праздник Божией Матери, и явление чудотворной Гербовецкой иконы, и события из истории Нямецкой лавры и дочери её – Ново-Нямецкой обители, и судьбы разных людей.

    «История Гербовецкой иконы» — перевод с румынского ирд. Василий (Давид).

    Подготовка материалов мон. Герман (Мудренко)

    Сайт православного Прихода Храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Залесное Новодеревеньковского района Орловской области

    Икона Божией Матери «Избавительница» до 20 июля 1889 года, когда она была принесена в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе, находилась на Святой Горе Афон у насельника Русского Пантелеймонова монастыря схимонаха Мартиниана († 1884). Благочестивый схимник получил эту икону от великого подвижника, иеромонаха Феодула.

    Икона покрова божией матери

    Святая икона прославилась чудотворениями с давних времен. По молитве перед этой иконой в 1841 году жители Спарты (в Греции) избавились от саранчи.

    Из Пантелеймоновой обители, по завещанию схиархимандрита Макария, эта икона была передана Ново-Афонской обители. Когда в Симоно-Кананитской обители впервые было совершено празднование в честь этой иконы, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.

    Празднование иконе «Избавительница» было установлено 17 октября в благодарное воспоминание чудесного спасения императора Александра III со всей семьей во время железнодорожного крушения под станцией Борки Курско-Харьковско-Азовской дороги. Менее чем за месяц до этого происшествия, 24 сентября 1888 года, все семейство государя императора посетило Ново-Афонскую обитель, где Александр III лично заложил собор во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. В этом соборе вплоть до разорения монастыря в 1924 году пребывала чудотворная икона Божией Матери «Избавительница».

    На иконе Пресвятая Богородица изображена держащей на правой руке Богомладенца, благословляющего десницей.

    Дни празднования 30 апреля (17 апреля по ст. ст.) и 30 октября (17 октября по ст. ст.)

    Официальный приходской сайт

    Икона покрова божией матери

    Икона покрова божией матери

    Контактная информация

    • Статус: действующий
    • Состояние: временный
    • Язык богослужений: церковнославянский
    • Расписание богослужений (общее кратко): Первое и второе воскресенье, третья и четвертая суббота месяца,четверг: 8.00 – Исповедь, 8.30 – Литургия
    • Настоятель: прот.Константин Пушкарёв
    • Престольные праздники:
      • Покрова Пресвятой Богородицы — Октябрь 14 [по н.с.]
    • Краткая историческая справка: Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в с. Витка на одно-

      именной реке в 1670 г. усердием дворянина Саввы Боровитина. Церковь была однопрестольной,

      деревянной, теплой, на каменном фундаменте, с колокольней. До 1863 г. она была приписной к

      Иоанно-Богословской и Водской Воскресенской церквям. В 1875 г. на месте деревянного храма

      трудами прихожан и на добровольные пожертвования была построена новая каменная церковь. С Высочайшего разрешения государя Александра II при строительстве храма использовался

      материал от «слома различных зданий упраздненных по закрытии военных поселений». В церкви был устроен трехъярусный иконостас, на его северной стороне находилась Феодоровская

      икона Божией Матери конца XVIII в. в металлической ризе. Слева от царских врат было установлено резное изображение Нила Столобенского – храмовая икона приписной церкви св.

      Нила Столобенского, построенной в 1670 г., а в 1909 г. восстановленной на старой основе с соблюдением прежних архитектурных форм. В 1930-е гг. церковь св. Нила Столобенского была

      полностью разобрана. На Витковском кладбище сохранились фрагменты фундамента храма, в настоящее время на этом месте установлен крест. Рядом с Покровской церковью сохранился единственный в России трехпролетный шоссейный мост конца XVIII в., построенный по распоряжению Екатерины II. Приход Покровской церкви составляли: село Витка (Подъелье), деревни Моторово, Трубичино, Стипенка. При церкви были организованы две школы – в селе Витке и в деревне Трубичино. В церкви находилась библиотека, в которой насчи-

      тывалось 226 книг. Покровская церковь была закрыта постановлением Леноблисполкома от 19 июля 1937 г. Здание использовалось под склад стройматериалов. В 1998 г. церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Витке возвращена Новгородской епархии, а 14 октября 1998 г. освящена архиепископом Новгородским и Старорусским Львом. В настоящее время восстановлены колокольня с колоколами и икона Покрова Пресвятой Богородицы, находящаяся над алтарем. Выполнен косметический ремонт фасада.

  • Ссылка на основную публикацию