Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

Из века в век почитает Иверскую икону Пресвятой Богородицы православный народ. Давно известна она своими чудесами. История ее обретения само по себе Божественное чудо.

История обретения чудотворного образа Иверской Божией Матери

В тринадцатом веке из Византийской империи пришла новая ересь – иконоборчество. В то время в Никеи жила благочестивая христианка, вдова с сыном имела домовую церковь. В ней и находился образ Царицы Небесной, по преданию написанный еще Евангелистом Лукой. И именно его проткнул копьем еретик, посланный уничтожать все иконы. Каков был ужас, когда пронзенная ланита Пресвятой Богородицы закровоточила.

Солдаты убрались, но обещали вернуться и завершить задуманное. Тогда вдова стала истово молиться Господу, чтобы Он указал ей возможность сберечь драгоценный образ. По внушению от Господа, она в ту же ночь принесла икону Пресвятой Богородицы на берег Средиземного моря и пустила ее по волнам. И неожиданно икона не утонула, а, напротив, встала вертикально и в столпе огненном поплыла вдаль по морю.

Так образ доплыл до Афонской горы, и остановилась недалеко от берега. Монахи пытались достать его, но икона сразу отдалялась от них. Монахи и игумен Иверского монастыря начали молиться Божией Матери, чтобы Она позволила забрать икону. Тогда услышали повеление Пресвятой Богородицы: разыскать отшельника Гавриила прозванного Святогорцем, и чтобы он ни сколько не сомневаясь, с верою пошел по воде. Только так можно получить святой образ. Гавриил Святогорец, уповая на милость Божию, без страха пошел по воде и взяв икону, принес ее в монастырь.

Образ Богородицы сразу установили в алтаре и провели молебны Царице Небесной. Но на утро ее на месте не оказалось – монахи нашли ее на вратах в монастырь. Они опять занесли ее в алтарь, но и на следующий день увидели ее на вратах, и игумену Матерь Божия сказала: «не вы меня будете охранять, а Я вас». После этого Иверский образ Матери Божией стали так же называть и «Вратарницей».

Значение Иверской иконы Божией матери

Иверский образ Божией Матери сейчас находится в специальном храме, построенном над воротами для нее. И Божия Матерь предупреждает монахов о грядущих несчастьях и глобальных катаклизмах. Неугасимая лампада, висящая перед иконой, начинает раскачиваться сама собой, и чем сильнее колебания – тем серьезнее беда.

К Иверской иконе Божией Матери православные христиане прибегают при необходимости защиты от разных бед и напастей.

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

От чего помогает икона Иверской Божией Матери?

  • Людям, искренне раскаявшимся в своих грехах, Иверская икона помогает вымолить прощение, и встать путь исправления.
  • Часто люди молятся за заблудших родственников, и очень часто Пресвятая Богородица помогает вернуть родных, они начинают ходить в храм, причащаются и бросают прежнюю греховную жизнь.
  • Второе название иконы «Вратарница» говорит о том, что она защищает жилище и в нем живущих от нападений разбойников, грабителей, людей, занимающихся магией, колдовством и другими богопротивными делами.
  • Защищает Иверская икона Божией матери и от пожаров.
  • Может сильно наказать за сребролюбие и жадность, и немилосердие к нищим.

Где находятся чудотворные списки Иверской иконы Божией Матери в России?

В семнадцатом веке архимандрит Никон попросил архимандрита Иверского монастыря сделать список с иконы. Тогда, отслужив Божественную литургию, омыли водой Иверскую икону Пресвятой Богородицы, собрав всю воду в емкость, которую отдали иконописцам разводить краски. Монахи, при полном воздержании от пищи, написали точную копию и отправили в Россию.

  • Этот список с Иверской иконы Пресвятой Богородице хранится в данный момент в Государственном Историческом музее. А список уже с этой иконы передали в восстановленный храм Воскресения Христова в Сокольниках.
  • Другой список заказал Патриарх Никон уже в 1656 году для строящегося Иверского Богородицкого Святоезерского монастыря на Валдае, он исчез во время революции.

Дни празднования иконы Иверской Божией Матери

Празднуют почитание Иверской иконы трижды в год: 17 апреля, 26 октября, 25 февраля.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ее иконою Иверская

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак , глас 8

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Молитва первая

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати, всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва вторая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.

Недорого и с доставкой купить икону Пресвятой Богородицы Иверская можно в интернет-магазине православных товаров ПравЖизнь.

Один из иконописных образов Богоматери, почитаемых в православии и католицизме, – «Коронование Девы Марии». Истоки сюжета взяты из Псалтыри и Песни Песней царя Соломона. Атрибуты композиции западноевропейские художники позаимствовали из популярного в Средневековье литературного сочинения «Золотая легенда». В православной иконографии эта тема появилась на четыре столетия позднее и имела впоследствии свою интерпретацию.

Значение термина в православии

Коронование (синоним коронация) означает совершение религиозного церемониала посвящения в верховную власть, с возложением короны. В переводе с латинского «корона» означает «венок». Ритуальная форма, материалы, из которого изготовлена, и способ ношения короны имеют символическое значение.

Что означает корона:

  • бессмертие и вечность;
  • божественность;
  • величие;
  • царственность.

Римско-католическое вероисповедание делит Вознесение Божьей Матери на 4 цикла:

  • Успение при апостолах;
  • погребение;
  • Вознесение;
  • Коронация после Вознесения.

Царицей Небесной Мария может называться только после коронования. Вместе с тем, нигде в Священном Писании не говорится конкретно о том, что Дева Мария была коронована после Вознесения. Об этом факте имеются косвенные свидетельства из текста псалма 44:10-15 (о Царице, ставшей справа от Бога в золотом убранстве); видения Иоанна Богослова («явилась жена… и на голове у нее венец из двенадцати звезд»).

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

Иконы про коронование пресвятой Богородицы

Сюжет иконографии относится к XII-XIII веку. В этот период в западноевропейском искусстве появился большой интерес к теме коронования Богородицы. В 1260 году увидело свет и обрело огромную популярность литературное произведение доминиканского монаха Иакова Ворагинского «Золотая легенда». В книге были собраны христианские легенды и жития святых, написанные в занимательном ключе.

Фрагменты описаний из «Золотой легенды» были использованы средневековыми живописцами и иконописцами при написании изображений с коронованием Девы Марии. Главное отличие этой иконы от прочих заключается в том, что на голове Богородицы корона отсутствует.

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

В иконографии встречается несколько вариантов изображений:

  • Иисус Христос и Дева Мария сидят рядом на тронах. Сын держит над головой Матери корону.
  • На иконе изображена Святая Троица. Между Богом-Отцом и Иисусом Христом находится Дева Мария. Над ее головой в виде белого голубя парит Святой Дух и держит корону.
  • Мария стоит на коленях перед Богом-Отцом, сложив руки на груди. Бог-Отец возлагает на Ее голову корону.
  • Рядом с Богородицей стоят два ангела (или парят над головой). Над Ее головой они держат венец.
  • Количество действующих персонажей может быть расширено. Кроме Марии и ангелов с венцом в руках на образе присутствуют музицирующие ангелы, Бог-Отец, Иисус Христос.
  • Плоскость иконы разделена на две части: небесную и земную сферу. В нижней части показан момент Успения Божьей матери и присутствующие при этом апостолы. В центральной части верующие видят Вознесение и в верхней – Коронование.

В русской иконописи композиция появилась в конце XVII века, благодаря гравюрам из Западной Европы.

В переводе с церковнославянского «вертоград» означает «сад». Основанием для названия и композиционного построения послужили слова из Библии, описывающие сад Царствия Небесного (Небесный Иерусалим), и выдержка из Песни Песней царя Соломона. Автор иконы «Вертоград заключенный» – Никита Павловец, иконописец Оружейной палаты. Дата написания – 1670 год. В настоящее время известен только авторский экземпляр, переданный в Третьяковскую галерею в 1940 году из частной коллекции.

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

Смысл этой иконы более широкий, чем образа «Коронование Богородицы». В «Вертограде заключенном» Богородица в царственном одеянии стоит на переднем плане с Младенцем Иисусом и красной гвоздикой в руках. Перед ней – узкая полоска воды, отделяющая мир земной от мира небесного. Позади и по бокам – деревья и цветы Райского Сада. Богородица в данном сюжете олицетворяет дверь Царских Врат и одновременно Царицу с Царственным Младенцем. Красная гвоздика отождествляется с крестными муками Спасителя.

В православии икона «Вертоград заключенный» почитается чудотворной, день празднования – 14/27 марта (по старому/новому стилю). В православном молитвослове есть молитва, посвященная иконе «Вертоград заключенный».

Дни почитания в православии

В православных храмах Успение, Вознесение и Коронование отмечаются в один день – 28 августа. Праздник называется «Успение Богородицы». В этот же день почитают икону «Коронование Богородицы». В католических храмах 15 августа празднуют Вознесение, а 22 августа – Коронование Девы Марии.

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

Тексты молитв

Дева Мария, Коронованная Триединым Господом. К Тебе обращаемся в молитвах смиренных. Спаси и сохрани, Богородица, во здравии, наставь на путь истинный да не дай мыслям неугодным войти в головы наши. Молим Тебя, Царица Небесная, приумножь ума наших чад, убереги их от лиха любого, возьми себе под покров. Не дай нечестивцам испортить жизни наши да сохрани в домах да семьях лад. Спаси от зла любого да от болезней лютых, что нашу плоть снедают. Дай нам после смерти предстать перед Господом и ответить по чести за все свои деяния. Аминь.

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

Очень похожа на икону «Скоропослушница».
Либо на Иверскую.

В связи с тем, что похожа на Скоропослушницу, однако положение ног и наклон головы у Богомладенца отличается, можно также предположить о том, что это икона «Всех скорбящих Радость» Решневская. (однако, это только предположение!)

24 июня
Икона «Всех скорбящих Радость» Решневская

Икона эта представляет собой копию с Иверской иконы Богоматери и именуется Решневской по той причине, что находится в селе Решневке Волынской губернии, Кременецкого уезда. Местные же жители называют ее «Всех скорбящих Радость». Празднование ей совершается три раза в году: 24 и 29 июня и 6 августа. Существует следующее местное предание о сей иконе.

К одной из местных жительниц, благочестивой вдове Марии Савич, зашел однажды странствующий монах. Поблагодарив ее за гостеприимство, инок благословил ее иконой Богородицы. Через несколько времени вдова убедилась, что эта икона чудотворная: по молитвам перед ней она получила помощь и утешение от Богоматери в одном своем деле.

Вследствие этого Мария обратилась к Львовскому епископу за разрешением построить для иконы небольшую церковь. Архиерей дал просимое разрешение, и в скором времени Мария Савич на свои средства выстроила небольшой храм, куда и был перенесен чудотворный образ Богоматери. Ко дню освящения храма в село Решневку собралось много богомольцев. В числе их пришла одна крестьянка с своим малолетним ребенком, разбитым параличом. Когда она помолилась усердно перед образом Богоматери, ребенок ее сразу выздоровел. Это событие совершилось в 1650 году. В память этого чудесного исцеления и доселе сохраняется на сей иконе привеска с изображением младенца в пеленах.

Источник:

Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон — Поселянин Е.Н.
Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Июнь. 24 июня.

Сергей Калайда

24.11.1959 — 02.02.2022

Елена.-

Так и есть, это Икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница».
https://azbyka.ru/days/ikona-skoroposlushnica

+++ Василий +++

Да, вероятно, «Скоропослушница».

Еще подобные из современных.

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия

Обратите внимание на ножки Младенца. В иконе Скоропослушница видна пята Младенца, что тоже имеет свое символическое значение.
Явно, что эта икона типа Одигитрия (Путеводительница). Скорее всего, Смоленская.
Не Иверская, на Иверской принято изображать раны Богородицы.

Елена.-

Обратите внимание на ножки Младенца. В иконе Скоропослушница видна пята Младенца, что тоже имеет свое символическое значение.
Явно, что эта икона типа Одигитрия (Путеводительница). Скорее всего, Смоленская.
Не Иверская, на Иверской принято изображать раны Богородицы.

Вот именно, что пята Младенца и обозначает икону «Скоропослушница») Но вот не пойму какой из списков.
Иконография:
Образ иконы Божией Матери Скоропослушница относится к типу Одигитрии – «Путеводительницы». Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Для иконы характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся. Позднее Богоматерь на иконе подобного типа стала писаться в короне.

Зоин Харисаменоновна

Думаю, что это Решневская всё же, список Иверской. Положение ножек Младенца совершенно другое нежели у Скоропослушницы. А иконы подписывают в современных образцах иногда не корректно, я с этим сталкивалась.
Во всяком случае, изображение Решневской БМ в энциклопедии Богородица ( 2011 г) очень походит на наше

Елена.-

Да нет, как раз положение ножек такое же) Можете ознакомится со списками, их там много. Да и выше Василий показал современный список иконы, где как раз точная копия той, что Вы ищете.

+++ Василий +++

Современные воспроизведения данной иконы встречаются и под именем «Скоропослушница», и под именем «Иверская», и под именем «Одигитрия» (Путеводительница), и под именем «Всех скорбящих Радость Решневская».

На двух греческих сайтах встретилась также под именем «Григоруса» (Grigorousa):

Также взгляните на данный источник:

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

Neoclassical icons — Virgin Mary [Неоклассические иконы — Дева Мария]

VIRGIN AND CHILD, HODEGETRIA [KM-N20035]

Icon: [Икона]
VIRGIN AND CHILD, HODEGETRIA [Дева с Младенцем, Одигитрия]
Hagiographer: [Иконописец]
STEFANOS, BISHOP OF ARSINOE [Вероятно: Стефан, епископ Арсинойский]

Арсиноя [Арсиное], в древности город великий и славный, ныне — небольшой городок Хрисохус епархии Пафской.

ПАФСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Правящий архиерей: Митрополит: митрополит Пафский, экзарх Арсинойский и Ромейский Георгий.

Епископ Нектарий Спиру (греч. Επίσκοπος Νεκτάριος Σπύρου[1]; 15 января 1969, Ларнака) — епископ Кипрской православной церкви, хорепископ Арсинойский, викарий Пафской митрополии.

Информации о епископе Стефане Арсинойском обнаружить не удалось. Возможно это титулярный или викарный епископ. Или некто писал под псевдонимом. Иные иконы, подписанные именем епископа Стефана Арсинойского имеют такой же стиль написания.

В дополнение к Решневской иконе.

24.10. РАДОСТЬ СКОРБЯЩИХ — В СЕЛЕ РЕШНЕВКЕ

В церкви села Решневки Кременецкого уезда Волынской епархии находится свято чтимая икона Божией Матери, по-видимому, копия с Иверской, но на месте называемая Радостью Скорбящих. Икона эта помещается в иконостасе над царскими вратами. По преданию, икона Радость скорбящих в давние времена была подарена каким-то странствующим иноком помещице с. Решневки Марии Савич в благодарность за ее гостеприимство. Савич свято чтила эту икону и, молясь пред нею, просила Царицу Небесную указать место для строения церкви, которую ей хотелось построить. Молитва ее была услышана: в одну ночь она получила вразумление построить церковь в честь Преображения Господня на скале, на том месте, где пещера. По освящении церкви икона Радость скорбящих была перенесена из дома помещицы в храм, и при этом событии чудесно был исцелен разбитый параличом крестьянин. Построение храма относится к 1650 году. В Решневке сохранилась благодарная память о чудесном спасении жителей от моровой язвы.

Источник:

Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон / Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — [стр. 505, 506].

26 октября — день празднования в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы

Приблизительное время чтения: 2 мин.

В IX веке икона, которая известна ныне как Иверская и хранится на Афоне, находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места тотчас потекла кровь.

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) для сохранения святой иконы опустила ее в море.
Через два века икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Монахи грузинского Иверского монастыря на Святой Горе, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу. Они нашли святой образ, который стоял на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

Святая Гора Афон. Фото Horia Varlan

Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу Свою волю: Она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами.

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

Иверский монастырь в XVIII веке.
Зарисовка грузинского путешественника и писателя Тимоти Габашвили

Поэтому святая икона называется Портаитиссою, то есть Вратарницей. А от имени обители – Иверский монастырь – она получила наименование Иверская.

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

Монастырь Ивирон на Афонском полустрове. Фото Michalis Famelis

Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.
По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы. Каждый год братия крестным ходом идет на берег моря, где принял икону инок Гавриил.

24 мая 2012 года в Москве состоялся молебен перед возвращенным Русской Православной Церкви чудотворным списком Иверской иконы Божией Матери. Журнал «Фома» решил рассказать подробнее об этой святыни, ее значении и истории.

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

По Преданию, которое хранят монахи Святой Горы Афон, Иверская икона Божией Матери впервые явила себя в IX веке византийскому императору Феофилу во время иконоборческих гонений на православных.

Однако явление иконы Божией Матери «Иверская» непосредственно монахам Афона произошло позднее – в XI веке. Икона была явлена на море, над ней возвышался огненный столп, который достигал самого неба. Монахи пытались принять икону с поверхности морских вод, но она постоянно от них отдалялась. Однако Сама Матерь Божия явилась во сне иноку Гавриилу, который был насельником Иверского монастыря на Афоне и повелела ему, пройдя по волнам, взять Свой явленный образ. Гавриил исполнил повеление Божией Матери и забрал икону. По месту явления образ и получил свое прозвание «Иверская» (Иверия – древнее название Восточной Грузии).

От Иверской иконы происходили неоднократные чудеса и исцеления,как следствие с иконы стали делать чтимые списки.

В 1648 году один из таких списков был преподнесен тремя монахами с Афона царю Алексею Михайловичу. Этот образ был написан по просьбе архимандрита Московского Новоспасского монастыря, будущего Патриарха Московского Никона, обращенного к игумену Афонского Иверского монастыря архимандриту Пахомию. Чтимый список был торжественно встречен в Москве 13 (26) октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города. Торжественную встречу списка возглавляли царь Алексей Михайлович и Патриарх Иосиф. Этот день стал отмечаться как праздник в честь принесения Иверской иконы в Москву.

Первоначально чтимый список был поставлен в Успенском соборе Московского Кремля, а позднее — в домовой церкви царицы Марии Милославской.

В 1654 году чтимый список Иверской иконы царь Алексей Михайлович взял с собой на войну с поляками, которая охватила 1654-1667 года. Знаковым событием стал разгром польских войск под городом Вязьма. В честь этого события, по своем возвращении в Москву, царь Алексей Михайлович поместил чтимый список Иверской иконы в Смоленском соборе Новодевичьего женского монастыря Москвы.

В стенах Новодевичьей обители этот чтимый список и хранился на протяжении последующих трех с половиной столетий. Однажды, в 1913 году, его временно перенесли в Митрополичьи палаты Чудова монастыря Московского Кремля. Это было связано с тем, что в этот год Россия праздновала 300-летие правления Дома Романовых, и образ был вынесен для всеобщего поклонения.

В 1922 году Новодевичий монастырь был закрыт, а в 1934 году он становится филиалом Государственного Исторического музея. В это время чтимый список Иверской иконы вместе с другими ценностями и реликвиями попадает в фонды филиала музея. Все последующие годы Иверская икона была недоступна для широкого поклонения верующих. Ситуация изменилась уже в наше время.

В 2008-2010 годах икону несколько раз приносили в Смоленский собор для поклонения, однако когда филиал Государственного Исторического музея был выведен с территории монастыря вместе с ним покинул обитель и чтимый список Иверской иконы. Сам Новодевичий монастырь был окончательно передан Русской Православной Церкви 22 марта 2010 года.

6 мая 2012 года чтимый список Иверской иконы Божией Матери был торжественно возвращен Новодевичьей обители и помещен на прежнем месте – в Смоленском соборе монастыря.

Ивер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­дя­ща­я­ся на Афоне, про­сла­ви­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми. Слух о чу­до­твор­ном об­ра­зе через па­лом­ни­ков рас­про­стра­нил­ся по Рос­сии. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ни­кон (то­гда еще Но­воспас­ский ар­хи­манд­рит) об­ра­тил­ся к ар­хи­манд­ри­ту Ивер­ско­го Афон­ско­го мо­на­сты­ря Па­хо­мию (ко­то­рый при­был в Моск­ву за ми­ло­сты­ней для афон­ских оби­те­лей) с прось­бой при­слать спи­сок с чу­до­твор­ной Ивер­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Афон­ский инок Иам­влих на­пи­сал ко­пию с Ивер­ско­го об­ра­за, и через год ико­на, в со­про­вож­де­нии афон­ских мо­на­хов, при­бы­ла в Моск­ву. 13 ок­тяб­ря 1648 го­да она бы­ла тор­же­ствен­но встре­че­на жи­те­ля­ми сто­ли­цы. Ве­ли­кая свя­ты­ня Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Мос­ков­ская Ивер­ская ико­на про­слав­ле­на от Гос­по­да мно­ги­ми чу­де­са­ми.

Ивер­ская ико­на (ко­то­рая сей­час хра­нит­ся на Афоне) в IX ве­ке на­хо­ди­лась у од­ной бла­го­че­сти­вой вдо­вы, жив­шей близ го­ро­да Ни­кеи. При им­пе­ра­то­ре Фе­о­фи­ле (829–842) ико­но­бор­цы, уни­что­жав­шие свя­тые ико­ны, при­шли в дом этой хри­сти­ан­ки, и один во­ин ко­пьем уда­рил по об­ра­зу Бо­го­ро­ди­цы. Тот­час из по­ра­жен­но­го ме­ста по­тек­ла кровь. Вдо­ва, бо­ясь уни­что­же­ния свя­ты­ни, по­обе­ща­ла им­пе­ра­тор­ским во­и­нам день­ги и про­си­ла их до утра не тро­гать ико­ну. Ко­гда они ушли, жен­щи­на вме­сте с сы­ном (впо­след­ствии афон­ским ино­ком), для со­хра­не­ния свя­той ико­ны опу­сти­ла ее в мо­ре. Ико­на, стоя на во­де, при­плы­ла к Афо­ну. Афон­ские ино­ки, несколь­ко дней ви­дя в мо­ре ог­нен­ный столп, вос­хо­дя­щий до неба, при­шли к бе­ре­гу и на­шли свя­той об­раз, сто­я­щий на во­де. По­сле мо­леб­на о да­ро­ва­нии мо­на­сты­рю явив­шей­ся свя­ты­ни бла­го­че­сти­вый инок Ивер­ско­го мо­на­сты­ря свя­той Гав­ри­ил Гру­зин (па­мять 25 июля), по по­ве­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, явив­шей­ся ему во сне, по­шел по во­де, при­нял свя­тую ико­ну и по­ста­вил в хра­ме. Од­на­ко на сле­ду­ю­щий день ико­на бы­ла об­ре­те­на не в хра­ме, а над во­ро­та­ми оби­те­ли. Так по­вто­ря­лось несколь­ко раз, по­ка Пре­свя­тая Де­ва не от­кры­ла свя­то­му Гав­ри­и­лу Свою во­лю во сне, ска­зав, что не же­ла­ет быть хра­ни­мой ино­ка­ми, а хо­чет быть их Хра­ни­тель­ни­цей. По­сле это­го об­раз был по­став­лен над мо­на­стыр­ски­ми во­ро­та­ми, где находится и по сей день. По­это­му свя­тая ико­на на­зы­ва­ет­ся Пор­та­и­тис­сою, Вра­тар­ни­цею.

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской», глас 1

От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

Перевод: От святой иконы Твоей, о Владычица Богородица, излечения и лекарства в изобилии подаются всем с верой и любовью приходящим к ней. Также и мою болезнь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело излечи благодатью Твоей, Пречистая.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской», глас 1

Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день,/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тере, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́, // сла́ва правоше́ствию Твоему́, Еди́на Нетле́нная.

Перевод: Наглость ненавидящих образ Господа, власть нечестивых (иконоборческая ересь) безбожно наступила в Никее, и посланные бесчеловечно мучают вдову, благочестиво почитающую икону Богоматери, но вдова с сыном ночью отпустили икону в море взывая: «Слава Тебе, Чистая, так как непроходимое море подставило Тебе (как) плечи (свои волны), слава прямому пути Твоему, Единственно Нетленная».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской», глас 8

А́ще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая/ и в Правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.

Перевод: Хотя и в море была погружена святая икона Твоя, Богородица, вдовой, которая не могла спасти икону от врагов, но была обретена и стала Хранительницей Афона и Вратарницей обители Иверской, устрашающей врагов, и в Православной Российской стране, почитающих Тебя, от всех бед и несчастий избавляющая.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской», глас 4

Совозсия́ днесь Све́ту Воскресе́ния свет чи́стыя ико́ны Твоея́,/ обоя́ ве́село торжеству́юще вопие́м:// сохрани́ раб Твои́х благода́тию, Влады́чице.

Перевод: Сегодня воссиял вместе со Светом Воскресения свет почитаемой иконы Твоей, оба света с радостью празднуя, взываем: «Сохрани рабов Твоих благодатью, Владычица».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»

О Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода, Цари́це Небесе́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию душ на́ших, при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию поклоня́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́. Се бо, грехми́ погружа́емии и скорбьми́ обурева́емии, взира́юще на Твой о́браз, я́ко живе́й Ти су́щей с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша. Не и́мамы бо ни ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о, Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных! Помози́ нам, не́мощным, утоли́ скорбь на́шу, наста́ви на путь пра́вый нас, заблужда́ющих, уврачу́й и спаси́ безнаде́жных, да́руй нам про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и тишине́ проводи́ти, пода́ждь христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ яви́ся нам милосе́рдая Засту́пница, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, я́ко благу́ю Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, со все́ми угоди́вшими Бо́гу. Ами́нь.

Один из иконописных образов Богоматери, почитаемых в православии и католицизме, – «Коронование Девы Марии». Истоки сюжета взяты из Псалтыри и Песни Песней царя Соломона. Атрибуты композиции западноевропейские художники позаимствовали из популярного в Средневековье литературного сочинения «Золотая легенда». В православной иконографии эта тема появилась на четыре столетия позднее и имела впоследствии свою интерпретацию.

Значение термина в православии

Коронование (синоним коронация) означает совершение религиозного церемониала посвящения в верховную власть, с возложением короны. В переводе с латинского «корона» означает «венок». Ритуальная форма, материалы, из которого изготовлена, и способ ношения короны имеют символическое значение.

Что означает корона:

  • бессмертие и вечность;
  • божественность;
  • величие;
  • царственность.

Римско-католическое вероисповедание делит Вознесение Божьей Матери на 4 цикла:

  • Успение при апостолах;
  • погребение;
  • Вознесение;
  • Коронация после Вознесения.

Царицей Небесной Мария может называться только после коронования. Вместе с тем, нигде в Священном Писании не говорится конкретно о том, что Дева Мария была коронована после Вознесения. Об этом факте имеются косвенные свидетельства из текста псалма 44:10-15 (о Царице, ставшей справа от Бога в золотом убранстве); видения Иоанна Богослова («явилась жена… и на голове у нее венец из двенадцати звезд»).

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

Иконы про коронование пресвятой Богородицы

Сюжет иконографии относится к XII-XIII веку. В этот период в западноевропейском искусстве появился большой интерес к теме коронования Богородицы. В 1260 году увидело свет и обрело огромную популярность литературное произведение доминиканского монаха Иакова Ворагинского «Золотая легенда». В книге были собраны христианские легенды и жития святых, написанные в занимательном ключе.

Фрагменты описаний из «Золотой легенды» были использованы средневековыми живописцами и иконописцами при написании изображений с коронованием Девы Марии. Главное отличие этой иконы от прочих заключается в том, что на голове Богородицы корона отсутствует.

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

В иконографии встречается несколько вариантов изображений:

  • Иисус Христос и Дева Мария сидят рядом на тронах. Сын держит над головой Матери корону.
  • На иконе изображена Святая Троица. Между Богом-Отцом и Иисусом Христом находится Дева Мария. Над ее головой в виде белого голубя парит Святой Дух и держит корону.
  • Мария стоит на коленях перед Богом-Отцом, сложив руки на груди. Бог-Отец возлагает на Ее голову корону.
  • Рядом с Богородицей стоят два ангела (или парят над головой). Над Ее головой они держат венец.
  • Количество действующих персонажей может быть расширено. Кроме Марии и ангелов с венцом в руках на образе присутствуют музицирующие ангелы, Бог-Отец, Иисус Христос.
  • Плоскость иконы разделена на две части: небесную и земную сферу. В нижней части показан момент Успения Божьей матери и присутствующие при этом апостолы. В центральной части верующие видят Вознесение и в верхней – Коронование.

В русской иконописи композиция появилась в конце XVII века, благодаря гравюрам из Западной Европы.

В переводе с церковнославянского «вертоград» означает «сад». Основанием для названия и композиционного построения послужили слова из Библии, описывающие сад Царствия Небесного (Небесный Иерусалим), и выдержка из Песни Песней царя Соломона. Автор иконы «Вертоград заключенный» – Никита Павловец, иконописец Оружейной палаты. Дата написания – 1670 год. В настоящее время известен только авторский экземпляр, переданный в Третьяковскую галерею в 1940 году из частной коллекции.

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

Смысл этой иконы более широкий, чем образа «Коронование Богородицы». В «Вертограде заключенном» Богородица в царственном одеянии стоит на переднем плане с Младенцем Иисусом и красной гвоздикой в руках. Перед ней – узкая полоска воды, отделяющая мир земной от мира небесного. Позади и по бокам – деревья и цветы Райского Сада. Богородица в данном сюжете олицетворяет дверь Царских Врат и одновременно Царицу с Царственным Младенцем. Красная гвоздика отождествляется с крестными муками Спасителя.

В православии икона «Вертоград заключенный» почитается чудотворной, день празднования – 14/27 марта (по старому/новому стилю). В православном молитвослове есть молитва, посвященная иконе «Вертоград заключенный».

Дни почитания в православии

В православных храмах Успение, Вознесение и Коронование отмечаются в один день – 28 августа. Праздник называется «Успение Богородицы». В этот же день почитают икону «Коронование Богородицы». В католических храмах 15 августа празднуют Вознесение, а 22 августа – Коронование Девы Марии.

Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

Тексты молитв

Дева Мария, Коронованная Триединым Господом. К Тебе обращаемся в молитвах смиренных. Спаси и сохрани, Богородица, во здравии, наставь на путь истинный да не дай мыслям неугодным войти в головы наши. Молим Тебя, Царица Небесная, приумножь ума наших чад, убереги их от лиха любого, возьми себе под покров. Не дай нечестивцам испортить жизни наши да сохрани в домах да семьях лад. Спаси от зла любого да от болезней лютых, что нашу плоть снедают. Дай нам после смерти предстать перед Господом и ответить по чести за все свои деяния. Аминь.

В православном мире Иверская икона Божьей Матери — одна из наиболее известных и почитаемых.

Иверскую икону Богородицы, по преданию, написал евангелист Лука с благословения Божьей Матери в дни Ее земной жизни.

Святыня, которая долгое время находилась в малоазийской Никее, с начала XI века пребывает неотлучно в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, в честь которого и была названа.

Sputnik Грузия рассказывает, почему день иконы Иверской Божьей Матери празднуют 26 октября, а также о значении святого образа и от чего он помогает.

Икона Божьей Матери

Первые сведения об этой иконе относятся к IX веку — к временам иконоборчества, когда Святые иконы в домах и церквях уничтожали и предавали поруганию.

Неподалеку от города Никеи, в царствование императора-иконоборца Феофила (829-842) жила благочестивая вдова с сыном. У нее в доме хранилась древняя икона Божьей Матери, перед которой она тайно молилась по ночам.

Однажды к ней нагрянули в дом воины и хотели икону изрубить мечами. Первый удар пришелся на изображение правой ланиты Божьей Матери, и из раны выступила кровь. С тех пор Богородица на всех списках с этого образа изображалась с небольшой ранкой на лике.

Вдова на коленях умоляла стражников пощадить икону, взамен обещая большой выкуп, если они подождут до утра. Жадные воины, смущенные выступившей на иконе кровью, согласились.

Когда они ушли, вдова, взяв икону, направилась с сыном на берег моря и долго молилась. Затем она опустила икону на воду и с радостью заметила, что та не упала, а, встав вертикально, ликом к берегу, стала удаляться, скользя по водам, пока не скрылась из вида.

Что стало с вдовой в дальнейшем – неизвестно, а ее сын благополучно добрался на Святую гору Афон и принял постриг в Иверском монастыре. Историю древней иконы, ставшей священным преданием Иверской обители, монахи Святой Горы узнали именно от него.

Почему Иверская

Монахи грузинского Иверского монастыря на горе Афон через два века в море увидели икону, поддерживаемую огненным столбом. После молебна о даровании обители явившейся святыни благочестивый инок Гавриил Грузин, по повелению Божьей Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и, приняв икону, поставил в храме.

Однако на следующее утро икону обрели не в храме, а над воротами, и так повторялось несколько раз, пока Божья Матерь Свою волю не открыла Святому Гавриилу во сне, сказав, что хочет быть Хранительницей монахов, а не хранимой ими. Поэтому для чудотворной иконы Божьей Матери построили надвратную церковь, в которой она пребывает и поныне.

Икону Богородицы назвали Иверской по имени обители, а «Вратарницей» или «Портаитиссою» — по месту ее нахождения над монастырскими воротами.

Икону Божьей Матери украсили чеканным серебряным окладом работы грузинских мастеров в XVI веке, который открытым оставляет только лики Богородицы и Богомладенца.

Пределов Ивирона «Вратарница» никогда не покидала — монахи в ответ на просьбы мирян посылали списки чудотворного образа. Икону из параклиса, где она пребывает постоянно, выносят лишь трижды в год — накануне Рождества Христова, во вторник Светлой седмицы — в день, когда монахи Иверского монастыря обрели чудотворный образ, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Согласно афонскому преданию, Иверская икона покинет Афон незадолго до Второго пришествия. Об этом преподобный Нил Мироточивый возвестил монаху Феофану, неоднократно являвшийся ему в 1813-1819-х.

День перенесения Иверской в Москву

На Руси весть о чудотворной Иверской иконе Божьей Матери распространилась в XVII веке. Архимандрит Новоспасской обители — Никон, будущий Патриарх, попросил архимандрита Иверского Афонского монастыря Пахомия прислать в Москву список чудотворный иконы Божьей Матери.

Благословение написать икону Божьей Матери для России было дано священнику Иамвлиху Романову. По преданию, когда афонские монахи этот список везли в Москву, денег у них на переправу через Дунай не хватило. Им помогла Сама Матерь Божья — явившись богатому греку Мануилу Константиеву, Она велела заплатить ему за монахов перевозчикам-мусульманам.

Навстречу иконе Божьей Матери к Воскресенским воротам Китай-города 26 октября по новому стилю в 1648-м вышла торжественная процессия, которую возглавлял царь Алексей Михайлович и Патриарх Иосифом. И в память о принесении в Москву Иверской иконы установили ежегодное торжество в этот день.

Ссылка на основную публикацию