Духовные песнопения православной церкви

Зайдя в православный храм, каждый открывает для себя новый мир богослужебного искусства. Это и архитектура храма, и искусство иконописи, поэзия и наконец – песнопение. Как же называется церковное песнопение? Рассмотрим подробнее.

Богослужебное искусство — что это?

Чтобы понять суть церковного пения, необходимо воспринимать его целостно. Богослужебное искусство соединяет в себе несоединимое, а строгие правила, разработанные веками, вовсе не ограничивают свободу самовыражения. Известные православные произведения (как называется церковное песнопение мы узнаем чуть позже) таких известных авторов, как Космы Маиумского, Андрея Критского, Романа Сладкопевца и других церковных деятелей поражают свободой и смелостью. Мозаики, фрески, иконы Андрея Рублева, Дионисия и других иконописцев помогают возвысить ум и сердце к первоисточнику красоты и гармонии.

Духовные песнопения православной церкви

Храм — это место, где идет богослужение, где люди причащаются Бескровной жертве, поэтому песнопение должно соответствовать всему тому, что происходит вокруг. Только тогда оно может по праву называться церковным.

Единая, святая, соборная и апостольская Церковь — это собрание братьев и сестер по вере. Следовательно, церковные православные песнопения — это прикладное соборное художество. Другими словами — коллективное искусство, направленное на служение целям и задачам Церкви.

Хоровое пение

Неудивительно, что клиросное пение большей частью является хоровым: все голоса равномерно распределены, каждая партия поется бесстрастно, не громко и не тихо, на удивление деликатно и мягко. Либо исполняется в один голос (унисон) с исоном (когда несколько голосов держат одну басовую ноту) — это либо византийский распев, либо знаменный.

Духовные песнопения православной церкви

Если у звучащей музыки есть все вышеперечисленные достоинства, тогда ее по праву можно называть богослужебным искусством.

Как называется церковное песнопение?

Песнопения в православной церкви имеют свои названия и делятся на несколько видов:

  • Тропари.
  • Кондаки.
  • Стихиры.
  • Ирмосы.
  • Икосы.
  • Степенны.
  • Ипакои.
  • Богородичные.
  • Псалмы.

Кроме них, на Божественной литургии и всенощном бдении поются особые песнопения, такие как Херувимская, Милость мира, Великая ектения, Великое и Малое славословие и так далее.

Условно церковное песнопение можно разделить на две группы: богослужебные (храмовые) и на небогослужебные (внехрамовые). Богослужебные песнопения исполняются непосредственно во время Литургии, Всенощного Бдения и во время будничных служб. К ним относятся тропари, кондаки, стихиры, ирмосы, ипакои, икосы, степенны. Богородичное пение, пение псалмов, акафисты, величания можно услышать и вне богослужения. Они не входят и не освящены уставной традицией. По-другому их называют паралитургическим (от слова «пара» здесь означает «около») пением.

К ним относятся колядки, стихи о святых, покаянные, брачные, венчальные песнопения, народные песни и так далее.

Как называются негритянские церковные песнопения?

В семидесятых годах девятнадцатого столетия появились первые сборники народных и духовных негритянских песен.

Духовные песнопения православной церкви

Их собрал и выпустил первый афроамериканский композитор Гарри Берли. Интересно, что все произведения были исполнены многоголосым хором без аккомпанемента. Чернокожие певцы легко гармонизировали мелодию, иногда лидировал солист.

Зачастую негритянские церковные песнопения называют госпелом. Слово берет корни от английского Gospel music, то есть евангельская музыка. Афроамериканский госпел отличается от евроамериканского, но объединяет их то, что они зародились в одной и той же среде — методисткой церкви южной части Соединенных Штатов Америки.

В отличие от православных и григорианских песнопений, негритянский госпел поется быстро, весело и с танцевальными нотками. Основателем госпела стал методистский священник Чарльз Тиндли, который сам писал музыку и слова к ней.

Множество современных исполнителей включали и включают в свою концертную программу госпел. Рей Чарльз, Элвис Пресли, Уитни Хьюстон и множество не менее известных певцов с удовольствием пели народные негритянские духовные песнопения.

В чем особенность православных песнопений?

Суть церковных православных песнопений — молитвы. Молитва славит Творца, радость общения с Ним, говорит о просьбах, прощении грехов. Нет ничего лучше, чем служить Богу. Любой человек, имеющий горячее желание петь на клиросе, с помощью Господа обязательно добьется своей цели.

Духовные песнопения православной церкви

Из истории Древней Руси мы знаем, что послы князя Владимира, побывав Константинополе, были восхищены церковной службой. Они слышали хоровое пение, видели архиерейскую службу и не могли понять, на земле они или на небе, так как никогда не видели и не слышали ничего подобного, даже не могли подобрать нужных слов, чтобы пересказать всю красоту и гармонию богослужения. Особенность православного богослужения в том, что Бог с людьми пребывает.

В статье был рассмотрен вопрос о том, как называются церковные песнопения, но одной трактовки мало — эти произведения нужно слушать.

Песнопения братии Оптиной Пустыни Благословенная Оптина

01:04:00 84.23 MB 639.3K

Сборник музыка православные песнопения

Красивые Православные песни Сборник музыка православные песнопения AMEN

01:24:24 111.08 MB 58.4K

Красивые Православные песни Сборник музыка православные песнопения AMEN

01:24:11 110.79 MB 26.7K

Песнопения Великий пост Хор Московского Сретенского монастыря

Хор братии Спасо Преображенского Валаамского монастыря Северны

Просительная ектения До мурашек Братский хор Почаевской Лавры

Песни православных паломников Царица Небесная

01:02:01 81.62 MB 320.5K

Хор Валаамского монастыря Благодатное духовное пение

01:08:49 90.57 MB 648.7K

Сборник православные песнопения для души 1 часть

01:45:16 138.54 MB 88.6K

Песнопения Великого Поста Сестры Свято Елисаветинского Монастыря

01:04:10 84.45 MB 142K

Мужской Византийский хор под управлением Панагиотиса Каламбакаса

Святая Пасха Пасхальные песнопения Сестры Свято Елисаветинского монастыря

Юлия Славянская сборник христианских песен православие лоо

Сборник православные песнопения для души красивый музыкальный альбом 2020 духовные песни

01:30:11 118.69 MB 18.9K

Православные песни Большой сборник

01:10:39 92.98 MB 153.1K

Благодатное духовное пение сестёр Свято Алексеевского Акатова монастыря

Греческое Византийское Православное Песнопение

новые Православные Песни песнопения для души 2021 Красивые Христианские Мелодии Музыка

Грузинские Монахи поют чудесно Грузия Православие Церковь

Хор братии Валаамского монастыря Северный Афон

Хор Покрово Тервенического женского монастыря Песнопения и духовные стихи

1 час Песни затрагивающие душу Красивые Православные песни

Милосердный отец Песня до слез

Сборник православные песнопения для души красивый музыкальный альбом 2020 духовные песни

Пасхальные песнопения братии Почаевской Лавры

01:14:41 98.29 MB 228K

Прикосновение к вечности Классическая музыка Православные песнопения стихи и проза

Царица небесная самая красивая песня

Благословенная Оптина Песнопения

Православные Песнопения Оптиной пустыни

Сборник музыка православные песнопения Creativecommons

Мужской хор Свято Троицкой Александро Невской Лавры Духовное песнопение

Мелодичные Православные Песни затрагивающие душу церковные песни музыка православные песнопения

Песнопения иеромонаха Романа Всё истинное вечное не здесь

01:18:38 103.49 MB 396.2K

Батюшка Серафим Песня Валерий Малышев

Скачать церковные православные песнопения

Песнопения Армянской Апостольской Церкви

Церковные песнопения МОЖНО ЗАПЛАКАТЬ

Учимся понимать богослужение Избранные песнопения Божественной литургии с пояснениями

ТВОЯ МОЛИТВА Песни Православных Паломников Царица Небесная

Сборник православные песнопения для души песни всех времен

Церковные песнопения До мурашек

Песнопения Страстной Седмицы Хор храма Успения Пресвятой Богородицы г Екатеринбург

Лучшие Православные Песни 2021 божественные песни молитвы всех времен

Хор монахов монастыря Симонапетра Святая Гора Афон

Благословенная Оптина Песнопения братии Оптиной Пустыни

Здесь Вы можете скачать Православные Песнопения. Также рекомендуем скачать бесплатно mp3 песню Песнопения братии Оптиной Пустыни Благословенная Оптина размером 84.23 MB. Слушайте онлайн и скачивайте mp3 в высоком качестве.

Слушают

Вокальная Группа Бэйс

Express Egyuttes 2079

Аркадий Кобяков Сборник

Теще От Зятя С Днем Рождения

Baby Crying Sound Effect

Еркем Ай Халық Әні

Горький Вкус Султан Лагучев

В Кузьмин Сборник

Запоют Акафист Соловьи Минус

Алтынбек Қоразбаев Бал Балалық Күндер Ай

تحميل مقاطع سكس

Музыка Про Варфейс

Sara Jgh Khnda Tmu Mera Mera Qwali

Swahili Catholic Songs

Gambare Gambare Senpai

Небо Небо Высоко

Сергей Маслов 70 Е

South African 80S Remix 2021

Индийский Сборник Песен 70 80 Х

Romantico Se Fosse Um Dia O Teu Olhar

Music Abracadabra Boum Chaka Dae

Şiyar Û Dijwar Teyrıkê Xurbetê Yeni Nu New 2018 Akustik

Svg Class Audio Msg Track Wave

Скачивают

Si Te Sabes El Tiktok Baila 2021

Гостиничный Бизнес Коротко Бизнес На Посуточной Аренде

Fs17 Timelapse Rattlesnake Valley 13 Silage For The Cows

Сказка Про Теремок

03 Godzilla 2014 Ost Inside The Mines Janjira

Что Купит Школьник На 3000 Алмазов Прокачал Школьника В Фри Фаер Выбил Кучу Доната В Free Fire

Joshlia At The Pintados De Pasi Festival 2019

Going Up The Country

Juice Wrld Edit Through My Head

Speedrun Mit Carson Virus 4 1 4S Lipo 45C 5200 Mah Rtr

Alien Shooter World Boss

Boyle Kamera Sakalari Turkiyede Yok

Get On The Floor Bts Suga Min Yoongi

Faze Tari De Ras 2016

Во Поле Берёзка Стояла На Языке Тверских Карел

Heto Na Bumira Na Sila Buhangin Ng Pag Asa Mas Pinahaba Na May 10 2021

Между католиками и православными есть важное отличие — церковное богослужение в нашей традиции является полностью вокальным. Никаких музыкальных инструментов в православной церкви быть не должно. Самая распространенная разновидность песнопения — это псалмы. Но встречаются и другие варианты:

  • тропари;
  • величания;
  • стихиры;
  • литургии;
  • всенощные;
  • кондаки.
  1. Что такое церковные песнопения
  2. Антифонный вид
  3. Эпифонный и ипофонный вид
  4. Респонсорный вид
  5. Канонарх
  6. Гимнический песенный вид

Что такое церковные песнопения

Что же представляло собой (и представляет) песнопение церковного характера? Это христианское вокальное искусство, применяемое в богослужении. Древнейшей разновидностью этого искусства историки признают псалом — хвалебную песнь, встречающуюся в Псалтири. Простейшим чтением молитвы считается литургический речитатив. Исполнение кондака относится к категории широких распевов, перемежающихся мелодичными инсталляциями.

Занимаются храмовым песнопением как отдельные исполнители, так и большие коллективы (хоры). В старину проходили даже состязания хоров, так называемые духовные концерты. Со временем религиозная музыка превратилась в сложное искусство, вышедшее за рамки чтения тропаря. Сейчас это искусство стало предметом, изучаемым в духовных семинариях.

Духовные песнопения православной церкви

Антифонный вид

«Антифон» в переводе с греческого означает «противогласие». Хор условно разделяется на две части — левую и правую. Исполнители усаживаются по разные стороны иконостаса и начинают петь. Вокальные партии исполняются по очереди. Антифонный вид религиозного вокала отлично подходит для исполнения стихиры. Таким образом, получается диалог певческих групп, направленный на максимально качественное исполнение длинных произведений.

Духовные песнопения православной церкви

Сейчас принцип двухорности встречается крайне редко. Эта разновидность храмового пения почти исчезла после 1917 года. Если хотите услышать, как люди поют антифонно, поезжайте в Грецию.

Эпифонный и ипофонный вид

Первый тип церковного песнопения означает вступление, запев. Второй — припев. Эти разновидности применяются в тех случаях, когда необходимо исполнить псалом. Ипофон используется, когда к псалму нужно что-то присоединить в финале. Тут возможны два варианта:

  1. Стихи псалмодируются одним исполнителем, остальные представители хора подпевают.
  2. Стих и припев исполняются всем хором (либо хор делится на две части).

Респонсорный вид

Если перевести термин «responsum» на русский язык, получится слово «ответ». Святой текст здесь также может озвучиваться двумя способами:

  1. Текст прошения сопровождается ответом либо воззванием священника.
  2. Стихи произносятся певцом по порядку, а хор отвечает дублированием первых возглашенных строчек.

Повторение может дублироваться двумя хорами попеременно. В финале начало первого стиха псалмодируется, а хор отвечает главному исполнителю произнесением второй половины. Прокимны поются именно таким способом. Суммируем: данный тип хорового творчества является комбинацией ипофонического и антифонного пения с вкраплениями псалмодирующего чтения.

Канонарх

Этот церковный вокал практикуется преимущественно в монастырях. Функцию канонарха можно сравнить с действиями суфлера — возглашается текст, выбирается один тон и происходит псалмодирование. Канонарх объявляет номер возгласа — в песнопении это становится своеобразной подсказкой другим исполнителям. Отметим ключевые особенности канонарха:

  • это оптимальный способ исполнения для монастырских хоров, разделенных надвое;
  • канонарх применяется не во всех песнопениях, а только в стихирах;
  • допускается воссоединение хора в центре монастыря;
  • при объединении певцы формируют полукруг;
  • певца-канонарха нельзя путать с головщиком.

Гимнический песенный вид

Если песнопенье необходимо исполнить без перерывов, на едином дыхании, лучшим решением будет гимнический вид. С применением данной техники исполняются такие произведения, как «Свете тихий» и «Херувимская песнь». Этот тип подходит и для литургических песнопений, а также для утрени и вечерни. Когда священник хочет провести церемониальное действие, он тоже выбирает гимническую разновидность церковного вокала. Примером могут служить:

  1. Торжественный проход служителя сквозь царские двери.
  2. Облачение архиерея.

Помимо кондака, литургий и стихиров в православных храмах нередко исполняется акафист. Название имеет древние корни — греческое слово «кафизо» переводится как «сажусь». Это песнь, носящая благодарственно-хвалебный характер. Акафисты славят Иисуса Христа и Богородицу и состоят из 25 строф. А вот сидеть при исполнении этих произведений запрещается.

Сайт создан по благословению Преосвященного Филарета, Епископа Канского и Богучанского

Духовные песнопения православной церкви

Духовные песнопения православной церкви

Дорогие друзья! Мы предлагаем вам еще один сборник духовных песнопений на стихи протоиерея Николая Гурьянова. Сборник называется «СТРАННИК».

СТРАННИК

  • previous
  • play
  • pause
  • next
  • stop
  • mute
  • unmute
  • max volume
  • shuffle
  • shuffle off
  • repeat
  • repeat off

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Google

Духовные песнопения о. Николая Гурьянова. Сборник «СТРАННИК» : 2 комментария

Спасибо! С большим удовольствие послушал! Жаль, что с вашего сайта нельзя скачать эти аудиозаписи к себе! Очень захотелось иметь их у себя, слушать чаще в машине или на работе, а не только дома у компьютера! 🙁 Постараюсь найти эти записи в интернете! Спасибо, что познакомили с такой замечательной музыкой!

Молодой Давид играет на гуслях царю Саулу

Вообще, песнопение в православии зародилось примерно 3000 лет тому назад с легкой и крепкой руки царя Давида – он пел и возносил Бога, сочиняя хвалебные песни, которые называются псалмы. После прихода Бога не землю, о чём пророчествовали пророки и от Кого отказались иудеи, церковь преобразилась – хотя сам православный храм имеет строение ровно такое, какое было у храма Соломона, хвала и возношение к Богу стали другими. Если в те старые времена до прихода Христа-Бога, у иудеев служба сводилось в приношение в кровную жертву агнца («непорочного» однолетнего ягнёнка или козлёнка), смысл чего они так и до конца не поняли, то после прихода Миссии – стала приносится бескровная жертва на алтаре – литургия – праздник счастья и великого дара, повлекшая за собой изменение самого церковного богослужения, а значит появления огромного количества новых песнопений и их авторов (жалко, что большинство их не известно).

Многое пришло нам с Византии. Их называют «византийские распевы»:

Но есть и более древние распевы, относящиеся к 9 веку:

(перевод песнопения с древнерусского языка) Воскресение Христа увидев, поклонимся Святому Господу Иисусу, единственному безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твоё воспеваем и славим, ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя другого не знаем, имя Твоё призываем. Придите, все верные (христиане), поклонимся святому Христову воскресению, ибо вот, пришла через Крест радость всему миру. Всегда благословляя Господа, воспеваем воскресение Его, ибо Он, распятие претерпев, смертию смерть сокрушил.

Вот, к примеру, тоже песнопение под авторством православного композитора П. Г. Чесноков и исполненного хором Свято Троице-Сергиевой лавры:

Конечно, лично мне нравится древнее исполнение, но самым лучшим я считаю то, которые исполняется в Богоявленском храме нашего города (Вышний Волочёк) – будете проезжать мимо на пасхальной седмице, обязательно зайдите!

Вообще, музыка в церкви постоянно и бурно кипит, можно услышать множество других авторских интересных распевов, к примеру хора братии Валаамского Монастыря:


Так же довольно интересно звучит Херувимская песнь в музыкально изложении игумена Силуана с использованием староболгарского распева:

Первая часть: И́же Херуви́мы та́йно образу́юще и Животворя́щей Тро́ице Трисвяту́ю песнь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние.

Перевод: [Мы,] таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу…

Вторая часть: Я́ко да Царя́ всех поды́мем, а́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а.

Перевод: …чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.

В России есть и свои древние распевы этой же херувимской песни, которые назывались знамёнными (чисто из-за «нотного» писания того времени на Руси – там использовались крючки вместо нот, которые были похожи на знамя):

Очень интересная вариация распева «Христос Воскресе» архиерейского хора:

А это уже более «канонический» распев:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» под музыку, написанную Георгием Свиридовым:

Вообще, конечно, музыка в церкви настолько богата, что невозможно в одну статью вместить все красивые песнопения, тем более, что православная церковь включает в себя греческие, грузинские, сербские, болгарские и т.д., распевы. Это просто невероятный кладезь. Я лишь хотел привлечь вас к нему, именно, с музыкальной точки зрения: показать огромную культуру композицирования в этой древней музыкальной области, которая обогатила как русскую культуру, так и многие другие. Русских православных авторов в области церковного песнопения очень много: Н. П. Дилецкий (XVII век); А.Ведель, М.Березовский, Д.Бортнянский (XVIII век); П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Гречанинов, А.Архангельский, П.Чесноков (XIX век); А.Кастальский, Г.Свиридов, В.Гаврилин (XX век) и т.д. И если покопаться даже не глубоко в этом источнике можно найти просто огромные богатства как для слуха, так и для души.

Духовные песнопения православной церкви

Православные и католики отличаются в церковном богослужении. Церковные песнопения полностью вокальные. Самый распространённый вид — псалмы.

Что такое церковное пение?

Что такое пение? Это вокал, используемый для богослужения. Самым старым видом признают псалом. Это хвалебная песня, которую можно найти в Псалтири. Песнопение может исполнять как один человек, так и целый хор.

Духовные песнопения православной церкви

Раньше были целые сражения хоров, концерты. Позже это переросло в трудное творчество. Сегодня его проходят в духовных семинариях.

История появления церковного песнопения

Первые 2 века с начала творчества полны импровизации. Поводом её послужила поэзия гимнов и псалмов.

Духовные песнопения православной церкви

Раньше музыки не существовало, только пение. Сам Христос вместе с учениками завершил Тайную Вечерю песнопением. Разнося христианство, апостолы позаботились о песнопении. В их наставлениях принудительность и способы песнопения были прописаны.

Во время молитвенных собраний 1-ые христиане исполняли не только псалмы Давида, но и гимны.

Разновидности церковного песнопения

Можно выделить два вида песнопения:

  • Литургическое (Богослужебное). Его можно разделить на уставное и неуставное
  • Паралитургическое. Не богослужебное, внехрамовое.

Виды литургического (богослужебного) пения

Литургическое песнопение можно разделить на 2 типа:

  • Уставное. Такие песнопения устанавливает Типикон. С греческого «литургия» переводится как «служба», из-за этого песни прочих служб называют литургическими;
  • Внехрамовое. Их поют, когда проходит богослужение, но они не утверждены Типиконом. Их разделяют на 9 видов (акафисты, величания, каноны, на молебнах, духовные канты, заупокойные, венчальные, колядки, щедровки). Ещё к этому типа относятся стихи, исполняющиеся во время причащения верующих на Литургии;

Виды паралитургических песнопений

Паралитургическое песнопение разделяют на 7 видов:

  • Покаянные. Их обычно поют, когда проходит Великий пост. Такие мелодии медленны и грустны. Можно отнести, например, «Се Жених придёт в полуночи»;
  • Постные. Они похожи на покаянные, поются в пост. Их темп медленный, а мотив серьезный и грустный;
  • Венчальные. Они поются, когда проходит венчание. Мотив весёлый. К таким можно отнести, например, «Слава Тебе, Боже, слава Тебе»;
  • Поминальные. Их поют во время поминания. Звучат они скорбно, трагично, темп неторопливый. К таким можно отнести, например, «Вечная память»;
  • Пасхальные. Их поют службы Пасхальной седмицы. Они звучат празднично. Как пример, «Воскресения день»;
  • Колядки. Название от слова колядовать. Их поют тогда, когда проходит Рождество, после Святок. Представляют собой короткие стишки, за которые дают награду в виде сладостей;
  • Щедровки. Похожи на колядки, поются под старый Новый год. За них тоже можно получить сладкое вознаграждение;

Духовные песнопения православной церкви

Виды религиозного вокала

Религиозное пение разделяют на 6 основных типов:

  • Антифонный. Состоит из двух хоров, которые находятся по бокам иконостаса. Хоры поют по очереди, сначала правый целое песнопение, а затем левый другое. Бывает, что когда песнопение длинное, то его разделяют на несколько частей, а затем оно исполняется по очереди. Стихи исполняются также. Название «антифон» происходит от «противогласие», диалог 2 групп. На сегодняшний день такого почти не бывает, поёт только 1 хор, однако до 1917 г. в Москве и др. городах исполняли так;
  • Эпифонный. Присоединение к стиху псалма ещё одного стиха перед псалмовским. То есть эпифонный означает припевпредходящий;
  • Ипофонный. Аналогично эпифонному, только стих вставляется после;
  • Респонсорный (от лат. — responsum — ответ). Можно выделить разные способы исполнения. 1) Исполнители говорят пением 1 и того же текста на каждое прошение священнослужителя. 2) Человек прочитывает все стихи псалма, а певцы отвечают говорят первого сказанного стиха. Так, например, исполняют прокимны;
  • Канонарх. Он был принят в русских монастырях. Канонарх в некоторой степени похож на респонсорный. Можно его назвать «пением под суфлёра», так как функция канонарха похожа на функцию суфлёра. Он говорит текст, псалмодируя на одном тоне. Другие повторяют его текст, уже пропевая его;
  • Гимнистический. Поётся полностью без перерыва. Так исполняют, например, «Свете тихий».

Видео: Хор братии Спасо Преображенского Валаамского монастыря Северны

Видео: Песнопения хора сестер св Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря

Ссылка на основную публикацию