Божья матерь греческая

Чудотворную Греческую икону Богородицы называют ещё Андрониковской и Монемвасийской. Предание гласит, что написана эта икона святым евангелистом и апостолом Лукой. К сожалению, нынешнее местонахождение Греческой Иконы Божьей матери неизвестно, поскольку в 1984 году она была украдена из монастыря Казанской иконы Божьей Матери, где хранилась больше ста лет. Икона до сих пор не найдена, однако в различных российских храмах существует множество почитаемых копий, одна из них находится в Феодоровском женском монастыре в Переяславле- Залесском и считается чудотворной. Богородица изображена на иконе оплечно (то есть по плечи), без Младенца Христа. На шее у Нее – глубокая рана с запекшейся кровью. Сохранилось предание о том, что рана эта была нанесена иконоборцем с помощью ножа, после чего икона и начала кровоточить. Поверх иконы был закреплен богатый, серебряный с позолотой, оклад. К украденной Греческой иконе Богородицы был приделан футляр, в котором хранился этот самый нож.

Одна из самых почитаемых икон из Греции

Греческая святая икона – одна из самых любимых и почитаемых. Чудотворная ее копия, которая находится в Переяславле-Залесском, славится многими исцелениями. Особенно много чудес происходило в 2005 году, когда после молитвы перед Греческой иконой Божьей Матери произошло чудо – от рака 4-й степени вылечилась постоянная прихожанка храма. Вторым чудом было исцеления раба Божия Сергия, который страдал серьезной болезнью ног. Он долго молился на коленях перед Греческой иконой Богородицы, после чего смог самостоятельно подняться, и вскоре был полностью здоров. Прихожане храма свидетельствуют, что молитва перед чудотворным образом помогала им в решении различных житейских проблем – от квартирных вопросов и до излечения от бесплодия.

Где купить святую Греческую икону Божьей Матери?

Несмотря на то, что эта чудотворная икона из Греции очень почитаема, найти ее изображение в иконных лавках может быть затруднительно. Между тем, у многих, кто наслышан о ней, хотят приобрести ее для домашней молитвы. Как же быть, если Вы не имеете возможность посетить Переяслав-Залесский и помолиться перед иконой, а в храмах своего города не можете найти копию? В таком случае можно, не выходя из дома, купить Греческую икону Божьей матери в интернет-магазине, который специализируется на продаже икон и прочей церковной утвари. Кроме того, Вы можете вышить православную икону Богородицы Греческая бисером или крестом.

Греческие иконы отличаются особым способом написания, стилистикой и техникой. Большинство этих черт было унаследовано мастерами восточно-христианских церквей. Но созданные столетия назад образы и в наши дни впечатляют своей самобытностью, красотой и величием. Эти реликвии имеют свою классификацию и типологию. Наиболее обширна иконография Богородицы.

Греческие иконы – понятие и особенности

Иконы – это изображения Бога, Девы Марии, пророков, святых и праведников, почитаемые верующими людьми. Традиция поклонения им возникла вместе с христианством. Согласно преданию, первый образ Богоматери был написан евангелистом Лукой на доске от обеденного стола.

Крупнейшим центром иконописи была Византия. Созданные здесь святыни называют греческими, потому что в империи преобладала греческая православная культура. Важный фактор для византийской традиции – это строгая каноничность. Мастер, изображающий Божественные образы, подчиняет свое творчество ряду правил и законов. Несмотря на это, с течением времени искусство эволюционировало.

Исследователи разделяют историю религиозной художественной традиции Византии на разные периоды. В зависимости от политической ситуации в государстве менялось и отношение к иконам – от полного запрета до расцвета духовной живописи. Если выделять самые главные особенности греческой традиции, то можно перечислить следующие черты:

  • строгий подбор красок, фона (чаще всего, фон был золотым), и сюжета, в соответствии с каноном;
  • стремление передать духовный мир, условность в изображении ликов, одежд, пропорций;
  • санкирный способ письма, то есть сложное моделирование перспективы, благодаря которому достигается ощущение объема;
  • упрощение стиля написания в афонской школе – смягчение линий, большая условность рисунка.

Несмотря на периоды политических запретов и турецкого владычества, когда образа святых были запрещены, греческим мастерам удалось сохранить уникальное искусство до наших дней. Сейчас это очень востребованная сфера. Многие паломники и верующие стремятся приобрести иконы, созданные на святой земле Афона.

Классификация

В источниках можно найти разные способы классификации. Но, в большинстве случаев, по назначению выделяют шесть типов:

  • именные иконы, с изображением небесного заступника человека;
  • мерные образа, которые соответствуют росту ребенка, дарятся на крестины;
  • семейные иконы запечатлевают святых, покровительствующих членам фамилии;
  • венчальные образа Иисуса Христа и Богородицы нужны для благословения на брак;
  • праздничные иконы посвящают торжественным датам христианского календаря;
  • обетные образа создают в благодарность Богу, по обещанию.

По технике выделяют два основных направления: это каноничный и академический стиль написания. Для первого характерно строгое следование канону, поэтому велика роль символики, особенностей мимики святых ликов, цветовой гаммы, элементов одежды. Второй стиль отличается более современным прочтением христианских сюжетов, в этом проявилось влияние западноевропейской художественной традиции.

Масштаб изображения может быть оглавным (пишется только лик), оплечным (например, «Спас Ярое Око»), поясным (изображения Божьей Матери с Младенцем Христом типа Одигитрия), тронным (например, «Святая Троица» Андрея Рублева).

На одном образе может быть запечатлен один сюжет, например, «Крещение Иисуса», или несколько историй, как на житийных иконах с клеммами. К последним, многосюжетным изображениям можно отнести и Иерусалимии, повествующие о святых местах города.

Божья матерь греческая

Список греческих икон Богородицы

Очень важной составляющей греческой традиции является изображение Богоматери. В разных источниках обнаруживается от четырех до шести типов написания облика Девы Марии:

Посмотреть весь каталог православных икон можно здесь.

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Божья матерь греческая

Настоящий православный интернет-магазин «Главикона»

© 2011 — 2022 гг. Все права защищены.

Мы в социальных сетях

г. Москва , Варшавское шоссе, 37А

+7 (495) 973-15-88 | +7 (977) 744-15-88

[email protected]

Мы работаем с 10:00 до 18:00 в рабочие дни.
Заказы принимаются ежедневно в любое время.

Как известно, каждая православная икона создана для того, чтобы помочь, защитить, утешить в определенной жизненной ситуации.

Кроме того, иконы различаются по сюжету, стилистическим особенностям, технике исполнения.

Впрочем, обо всем по порядку.

Что такое икона

С искусствоведческой точки зрения икона — это изображение, выполненное в большинстве случаев на твердой поверхности, дополненное религиозными знаками и надписями. Преимущественно ее пишут на липовой доске, покрытой левкасом (жидкий клей и алебастр). К иконам также могут относится скульптурные, мозаичные изображения, живопись.

Божья матерь греческая

В христианстве икона (греч. «изображение», «образ») — творение, изображающее лица или события из священной истории, которые являются объектом почитания верующих — православных, католиков, относящихся к древневосточным церквям. Список таких объектов почитания утвержден на Седьмом Вселенском соборе в 787 году.

Разновидности икон

Греческие иконы по значению разделяются на шесть типов:

  1. Мерные — дарятся на крещение ребенка, их высота равна росту малыша.
  2. Семейные — изображение покровителей всех членов семьи.
  3. Именные — покровитель-святой, в честь которого назван человек (определяется по дате рождения и православному календарю именин святых).
  4. Венчальные — такими иконами с изображением Иисуса Христа и девы Марии благословляют новобрачных.
  5. Праздничные — история того или иного христианского праздника.
  6. Обетные — написанные по обещанию.

Все греческие иконы, изображающие Спасителя, стремятся донести один сюжет — явление Сына Господа во плоти в мир людей. Самое известное изображение — «Спас Нерукотворный» — отпечаток Божественного лика на плате. Популярны и следующие образы:

  • «Вседержатель» — одной рукой Христос благословляет, в другой держит книгу;
  • «Господь на престоле» — величие, символ Вселенной;
  • «Спас в силах»;
  • младенец Иисус на руках у Богородицы.

Божья матерь греческая

Греческие иконы Богородицы, защитницы Русской земли, самые разнообразные по сюжету, поэтому им следует выделить отдельный, следующий раздел.

По технике изображения иконы делятся на две категории:

  1. Каноничный — самый древний, первоначальный, традиционный стиль. Символичное двухмерное изображение, где большая роль отводится деталям — оттенкам, элементам одежды.
  2. Академический — его прообразом служит западноевропейский тип живописи. Такие иконы появились в России в петровское время.

Греческие иконы Божьей Матери

Божья матерь греческая

Иконы раскрывают Образ Святой Заступницы с нескольких граней:

  1. «Знамение» (Оранта, Воплощение). На иконе мы видим изображение молящейся Девы Марии (Оранты). На уровне сердца у нее написана сфера, медальон, где изображен Спас Эммануил, еще находящийся во чреве матери. Руки Богородицы подняты в молитвенном порыве, а руки Спасителя благословляют зрителя, держат свиток. Одежды Марии традиционны — синее нижнее одеяние и красная накидка. По двум сторонам от них написаны силы небесные — ангелы и архангелы.
  2. «Путеводительница» (Одигитрия). Богородица ведет верующего из тьмы к свету, ко Христу, она — мост на пути к Спасению. Здесь изображена Мария с Иисусом на руках, одной рукой она указывает на Младенца, направляя зрителя к нему. Христос благословляет на изображении Мать.
  3. «Умиление» (Елеуса) — самое лиричная греческая икона Божьей Матери. Головы Богородицы и Спасителя склонены друг к другу, Иисус обнимает Мать за шею. Мария здесь — не только мать, но и душа, склоненная к общению с Богом.
  4. «Заступница» — Мария изображена без Младенца, в полный рост, в ее руках свиток.
  5. Акафистные греческие иконы — отражают Богоматерь такой, какой она была описана в акафистах. К каждому из изображений обращаются с определенной молитвой в тяжелый период жизни — к «Неопалимой Купине», «Неупиваемой Чаше», «О Тебе радуется обрадованная вся тварь», «Богоматери Боголюбской» и др.

Классификации икон

Греческие иконы по сюжету:

  • изображающие Христа;
  • Святая Троица;
  • Богоматерь;
  • святые;
  • праздники и церковные события;
  • аллегорические, символические изображения.

По количеству самостоятельных сюжетов:

  • одна, две и более части;
  • основной сюжет и клеммы (небольшие второстепенные рисунки) — житийные, акафистные, иконы с деянием;
  • Иерусалимии — многосюжетные композиции, изображающие святые места города.

По месту нахождения:

  • храмовые;
  • дорожные (путные);
  • домовые.

Техника исполнения иконы:

  • живописная;
  • вышивка;
  • литая;
  • резная;
  • типографская (печатная);
  • складная (сводчатый алтарь).

Божья матерь греческая

Для верующего икона — это не просто прекрасное живописное творение. Это оконце, через которое он обращается к Богу, Небесной Заступнице. Сюжетное разнообразие икон связано с той ролью, что они имеют в жизни православного.

Как известно, каждая православная икона создана для того, чтобы помочь, защитить, утешить в определенной жизненной ситуации. Кроме того, иконы различаются по сюжету, стилистическим особенностям, технике исполнения. Впрочем, обо всем по порядку.

Что такое икона

С искусствоведческой точки зрения икона — это изображение, выполненное в большинстве случаев на твердой поверхности, дополненное религиозными знаками и надписями. Преимущественно ее пишут на липовой доске, покрытой левкасом (жидкий клей и алебастр). К иконам также могут относится скульптурные, мозаичные изображения, живопись.

Божья матерь греческая

В христианстве икона (греч. «изображение», «образ») — творение, изображающее лица или события из священной истории, которые являются объектом почитания верующих — православных, католиков, относящихся к древневосточным церквям. Список таких объектов почитания утвержден на Седьмом Вселенском соборе в 787 году.

Разновидности икон

Греческие иконы по значению разделяются на шесть типов:

  1. Мерные — дарятся на крещение ребенка, их высота равна росту малыша.
  2. Семейные — изображение покровителей всех членов семьи.
  3. Именные — покровитель-святой, в честь которого назван человек (определяется по дате рождения и православному календарю именин святых).
  4. Венчальные — такими иконами с изображением Иисуса Христа и девы Марии благословляют новобрачных.
  5. Праздничные — история того или иного христианского праздника.
  6. Обетные — написанные по обещанию.

Все греческие иконы, изображающие Спасителя, стремятся донести один сюжет — явление Сына Господа во плоти в мир людей. Самое известное изображение — «Спас Нерукотворный» — отпечаток Божественного лика на плате. Популярны и следующие образы:

  • «Вседержатель» — одной рукой Христос благословляет, в другой держит книгу;
  • «Господь на престоле» — величие, символ Вселенной;
  • «Спас в силах»;
  • младенец Иисус на руках у Богородицы.

Божья матерь греческая

Греческие иконы Богородицы, защитницы Русской земли, самые разнообразные по сюжету, поэтому им следует выделить отдельный, следующий раздел.

По технике изображения иконы делятся на две категории:

  1. Каноничный — самый древний, первоначальный, традиционный стиль. Символичное двухмерное изображение, где большая роль отводится деталям — оттенкам, элементам одежды.
  2. Академический — его прообразом служит западноевропейский тип живописи. Такие иконы появились в России в петровское время.

Греческие иконы Божьей Матери

Божья матерь греческая

Иконы раскрывают Образ Святой Заступницы с нескольких граней:

  1. «Знамение» (Оранта, Воплощение). На иконе мы видим изображение молящейся Девы Марии (Оранты). На уровне сердца у нее написана сфера, медальон, где изображен Спас Эммануил, еще находящийся во чреве матери. Руки Богородицы подняты в молитвенном порыве, а руки Спасителя благословляют зрителя, держат свиток. Одежды Марии традиционны — синее нижнее одеяние и красная накидка. По двум сторонам от них написаны силы небесные — ангелы и архангелы.
  2. «Путеводительница» (Одигитрия). Богородица ведет верующего из тьмы к свету, ко Христу, она — мост на пути к Спасению. Здесь изображена Мария с Иисусом на руках, одной рукой она указывает на Младенца, направляя зрителя к нему. Христос благословляет на изображении Мать.
  3. «Умиление» (Елеуса) — самое лиричная греческая икона Божьей Матери. Головы Богородицы и Спасителя склонены друг к другу, Иисус обнимает Мать за шею. Мария здесь — не только мать, но и душа, склоненная к общению с Богом.
  4. «Заступница» — Мария изображена без Младенца, в полный рост, в ее руках свиток.
  5. Акафистные греческие иконы — отражают Богоматерь такой, какой она была описана в акафистах. К каждому из изображений обращаются с определенной молитвой в тяжелый период жизни — к «Неопалимой Купине», «Неупиваемой Чаше», «О Тебе радуется обрадованная вся тварь», «Богоматери Боголюбской» и др.

Классификации икон

Греческие иконы по сюжету:

  • изображающие Христа;
  • Святая Троица;
  • Богоматерь;
  • святые;
  • праздники и церковные события;
  • аллегорические, символические изображения.

По количеству самостоятельных сюжетов:

  • одна, две и более части;
  • основной сюжет и клеммы (небольшие второстепенные рисунки) — житийные, акафистные, иконы с деянием;
  • Иерусалимии — многосюжетные композиции, изображающие святые места города.

По месту нахождения:

  • храмовые;
  • дорожные (путные);
  • домовые.

Техника исполнения иконы:

  • живописная;
  • вышивка;
  • литая;
  • резная;
  • типографская (печатная);
  • складная (сводчатый алтарь).

Божья матерь греческая

Для верующего икона — это не просто прекрасное живописное творение. Это оконце, через которое он обращается к Богу, Небесной Заступнице. Сюжетное разнообразие икон связано с той ролью, что они имеют в жизни православного.

Как известно, каждая православная икона создана для того, чтобы помочь, защитить, утешить в определенной жизненной ситуации. Кроме того, иконы различаются по сюжету, стилистическим особенностям, технике исполнения. Впрочем, обо всем по порядку.

Что такое икона

С искусствоведческой точки зрения икона — это изображение, выполненное в большинстве случаев на твердой поверхности, дополненное религиозными знаками и надписями. Преимущественно ее пишут на липовой доске, покрытой левкасом (жидкий клей и алебастр). К иконам также могут относится скульптурные, мозаичные изображения, живопись.

Божья матерь греческая

В христианстве икона (греч. «изображение», «образ») — творение, изображающее лица или события из священной истории, которые являются объектом почитания верующих — православных, католиков, относящихся к древневосточным церквям. Список таких объектов почитания утвержден на Седьмом Вселенском соборе в 787 году.

Разновидности икон

Греческие иконы по значению разделяются на шесть типов:

  1. Мерные — дарятся на крещение ребенка, их высота равна росту малыша.
  2. Семейные — изображение покровителей всех членов семьи.
  3. Именные — покровитель-святой, в честь которого назван человек (определяется по дате рождения и православному календарю именин святых).
  4. Венчальные — такими иконами с изображением Иисуса Христа и девы Марии благословляют новобрачных.
  5. Праздничные — история того или иного христианского праздника.
  6. Обетные — написанные по обещанию.

Все греческие иконы, изображающие Спасителя, стремятся донести один сюжет — явление Сына Господа во плоти в мир людей. Самое известное изображение — «Спас Нерукотворный» — отпечаток Божественного лика на плате. Популярны и следующие образы:

  • «Вседержатель» — одной рукой Христос благословляет, в другой держит книгу;
  • «Господь на престоле» — величие, символ Вселенной;
  • «Спас в силах»;
  • младенец Иисус на руках у Богородицы.

Божья матерь греческая

Греческие иконы Богородицы, защитницы Русской земли, самые разнообразные по сюжету, поэтому им следует выделить отдельный, следующий раздел.

По технике изображения иконы делятся на две категории:

  1. Каноничный — самый древний, первоначальный, традиционный стиль. Символичное двухмерное изображение, где большая роль отводится деталям — оттенкам, элементам одежды.
  2. Академический — его прообразом служит западноевропейский тип живописи. Такие иконы появились в России в петровское время.

Греческие иконы Божьей Матери

Божья матерь греческая

Иконы раскрывают Образ Святой Заступницы с нескольких граней:

  1. «Знамение» (Оранта, Воплощение). На иконе мы видим изображение молящейся Девы Марии (Оранты). На уровне сердца у нее написана сфера, медальон, где изображен Спас Эммануил, еще находящийся во чреве матери. Руки Богородицы подняты в молитвенном порыве, а руки Спасителя благословляют зрителя, держат свиток. Одежды Марии традиционны — синее нижнее одеяние и красная накидка. По двум сторонам от них написаны силы небесные — ангелы и архангелы.
  2. «Путеводительница» (Одигитрия). Богородица ведет верующего из тьмы к свету, ко Христу, она — мост на пути к Спасению. Здесь изображена Мария с Иисусом на руках, одной рукой она указывает на Младенца, направляя зрителя к нему. Христос благословляет на изображении Мать.
  3. «Умиление» (Елеуса) — самое лиричная греческая икона Божьей Матери. Головы Богородицы и Спасителя склонены друг к другу, Иисус обнимает Мать за шею. Мария здесь — не только мать, но и душа, склоненная к общению с Богом.
  4. «Заступница» — Мария изображена без Младенца, в полный рост, в ее руках свиток.
  5. Акафистные греческие иконы — отражают Богоматерь такой, какой она была описана в акафистах. К каждому из изображений обращаются с определенной молитвой в тяжелый период жизни — к «Неопалимой Купине», «Неупиваемой Чаше», «О Тебе радуется обрадованная вся тварь», «Богоматери Боголюбской» и др.

Классификации икон

Греческие иконы по сюжету:

  • изображающие Христа;
  • Святая Троица;
  • Богоматерь;
  • святые;
  • праздники и церковные события;
  • аллегорические, символические изображения.

По количеству самостоятельных сюжетов:

  • одна, две и более части;
  • основной сюжет и клеммы (небольшие второстепенные рисунки) — житийные, акафистные, иконы с деянием;
  • Иерусалимии — многосюжетные композиции, изображающие святые места города.

По месту нахождения:

  • храмовые;
  • дорожные (путные);
  • домовые.

Техника исполнения иконы:

Для верующего икона — это не просто прекрасное живописное творение. Это оконце, через которое он обращается к Богу, Небесной Заступнице. Сюжетное разнообразие икон связано с той ролью, что они имеют в жизни православного.

Иконография образа (0,40×0,32 м) относится к многочисленным изображениям Богородицы Одигитрии типа Врефократусы — с Богомладенцем на левой руке. Датировка иконы затруднена — предположительно образ относится к XV веку.

Икона была принесена в дар монастырю Григориат на Афоне невесткой благоверного молдавского господаря Стефана Великого, Марией Асениной, родственницей Палеологов. Случилось это вероятно около 1500 года, когда монастырь воссоздавался из руин. Дар засвидетельствован надписью по-гречески на серебряной пластине в низу иконы: + Ϫέησις τῆς εὐσεβεστάτης κυρᾶς Μαρίας ᾿Ασανήνας Παλαιολοϒίνας κυρᾶς τῆς Μολδοβλαχίας (Моление благочестивейшей госпожи Марии Асенины Палеологины, госпожи Молдовлахийской). В память о дарительнице первоначальное именование образа — Одигитрия-Всецарица — было впоследствии дополнено названием «Палеологиня», которое служило для различения этого образа от других одноимённых иконы Божией Матери [1].

Икона также прославилась тем, что осталась невредимой после двух пожаров — 1500 (?) и 1761 годов [2]. Особенно разрушительным был пожар 30 ноября 1761 года, уничтоживший монастырь практически до основания, но не тронувший святой образ. Именно в этот день в воспоминание о чудесном спасении иконы ей стала совершаться особая торжественная служба. В этой же связи закрепилось и ещё одно название иконы — «Не сгоревшая в огне».

Благодаря записям В. Г. Григоровича-Барского, посетившего Григориатский монастырь в 1725 и 1744 годах, икона стала известна в России, где за ней закрепилось название по месту происхождения — Григориатская. В описании иконы, сделанном Григоровичем-Барским, зафиксировано ее состояние до пожара 1761 г.:

Тамо (т. е. в соборном храме Григориатского монастыря) на столпе десном от предних обретох икону древнюю Пресвятыя Богородицы, невелику, яко на аршин, с венцом и руками златопозлащенными и с сребным кандилом, пред него, неугасимо горящим, и с подписанием сицевым греческим… си есть: Молитва благочестивейшей Марии Палеологины, господины Молдавоволосской.

В настоящее время чтимая икона находится в монастырском соборе, у левого клироса, при северо-восточной колонне. Икона не переносится в другие место храма в воспоминание о том, что именно здесь она осталась невредимой в огне.

(празд. 1 мая, 22 окт.), по преданию, была вложена в 1347 г. визант. имп. Андроником III Палеологом в Монемвасийский мон-рь в Морее (сведениям о пребывании иконы в Монемвасии с 1347 противоречат как дата смерти Андроника III Палеолога — 1341, так и отсутствие упоминаний о ней среди святынь обители). В 1821 г., во время греч. восстания, настоятелем Монемвасийского мон-ря еп. Агапием А. и. была перенесена в Патры и завещана российскому генеральному консулу в Греции И. Н. Влассопуло, от сына к-рого А. И. Влассопуло в 1839 г. доставлена из Афин в С.-Петербург на Высочайшее имя имп. Николая I. 30 окт. 1839 г. А. и. была помещена в придворную ризницу и до 1868 г. хранилась в Большой ц. Зимнего дворца. С 1868 по 1877 г. находилась в Троицком соборе на Петербургской стороне. После тяжбы, затеянной конкурсным управлением по делам несостоятельного должника А. Влассопуло, икона перешла во владение петербургского жителя М. А. Фёдорова, к-рый в 1885 г. продал ее петербургскому купцу Е. Н. Сивохину. 1 мая 1885 г. Сивохин перенес икону в Вышневолоцкий в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы жен. мон-рь. После закрытия мон-ря в 1924 г. икона находилась в Богоявленском соборе Вышнего Волочка, откуда была похищена в 1983 г.

Предание, переданное, по-видимому, еп. Агапием, называло А. и. одним из 3 образов, писанных евангелистом Лукой (сомнения в достоверности этих данных высказал в 1866 духовник Их Императорских Величеств прот. П. Бажанов). По сведениям, доставленным имп. Николаю I А. Влассопуло, А. и. была выполнена в технике воско-мастики; ее размер ок. 33 ´ 24 см. Иконография характерна для икон, входивших в оглавные деисусные чины,- Богородица изображена без Младенца Христа, в трехчетвертном повороте вправо, со слегка склоненной головой, в короне поверх мафория. Отличительной особенностью образа является изображение раны на шее Богоматери.

Сохранились свидетельства о раме и ризе на икону, изготовленных еп. Агапием, и работах по украшению иконы, предпринятых в 1825 г. И. Влассопуло и в 70-е гг. XIX в. М. Фёдоровым. На нижнем поле иконы на серебряной пластинке находилась чеканная (?) надпись: «῾Η Κυρία τοῦ ̓Ανδρονίκου Αὐτοκράτορος Κ. Γ. Π. Σ.» (Владычица Андроника самодержца). 2-я надпись была помещена на серебряной золоченой раме образа: «Αὐτὴ ἡ παντίμιος ἁγία εἴκων ὑπάρχει δώρημα τοῦ εὐσεβοῦς βασιλέως ̓Ανδρονίκου Παλαιολόγου εἰς Μονεμβασίαν» (Эта всечестная святая икона есть дар благочестивого царя Андроника Палеолога в Монемвасию). Икона была украшена изображением герба Византийской империи, шитого золотом по зеленому бархату, также к ней был приложен нож, к-рым, согласно преданию, была ранена икона. В годы пребывания А. и. в Троицком соборе иждивением петербургского гражданина И. Ф. Громова и его жены для иконы был изготовлен киот с изображениями по сторонам святых Александра Невского и Марии Магдалины; при перенесении в Вышневолоцкий мон-рь образ был вставлен в раму (размер 103 ´ 90 см) с образами прп. Ефрема Сирина и мц. Неониллы (патронов Е. Сивохина и его супруги). Копия А. и. в 1885 г. хранилась в Троицком соборе на Петербургской стороне. Сохранились списки с иконы кон. XIX в. небольшого размера (ЦМиАР, ЦАК МДА), надписи на к-рых не соответствуют подлиннику.

Празднование образу 1 мая было установлено в 1885 г. в воспоминание его перенесения из С.-Петербурга в Вышний Волочёк.

Лит.: Принесение древней греческой иконы Богоматери из Зимнего дворца в Троицкий собор, что на Петербургской стороне 12 мая 1868 г. СПб., 1868, 1875; Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1873. Вып. 3. С. 371, № 488; Торжество принесения древней греч. иконы Божией Матери, именуемой «Андроникова», из С.-Петербурга в Казанский Вышневолочский жен. мон-рь, 1 мая 1885 г. СПб., 1885; Снессорева . Земная жизнь Пресвятой Богородицы. С. 468-470; Димитрий (Самбикин) . Месяцеслов. Тверь, 1899. Вып. 9. Ч. 1. Май. С. 19-20; Бухарев И . Иконы. С. 133-134; Поселянин Е . Богоматерь. С. 678-679; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI — нач. XX в.: Кат. выст. из фондов Музея им. Андрея Рублева. М., 1995. С. 71, № 66.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector