Собор успения божией матери

Здесь венчали на царство и отлучали от церкви

Это главный храм Кремля. В Успенском соборе венчали на царство всех русских царей. Здесь проходили обряды бракосочетания и крещения. Сюда приходили молиться, собираясь в военный поход. Здесь избирали митрополитов и патриархов. Здесь же их хоронили. И среди фресок есть работа, канонизирующая строительство самого собора.

Собор успения божией матери

Первый храм с посвящением Успению Богоматери построили в Кремле еще при Иване Калите на том месте, где в XII веке стояла деревянная церковь.

За 100 лет собор обветшал, и в 1472 году, при Иване III, решили возвести новый Успенский собор. Сначала его строили русские зодчие, но через 2 года почти законченный храм рухнул. Поговаривали, что известь была не клеевита, и белый камень не прочен. Тогда по совету жены Ивана III, византийской принцессы Софии Палеолог, пригласили итальянского архитектора Фиорованти.

Первым делом он отправился снимать мерки с Успенского собора во Владимире, так как не был знаком с традиционной русской архитектурой и крестово-купольной системой, когда все пространство храма представляет собой крест с куполом в центре. Вернувшись, архитектор сразу приступил к строительству. И уже через 4 года, 12 августа 1479 года, Успенский собор освятили.

Собор успения божией матери

Фиорованти использовал множество архитектурных новшеств: фундамент углубили, в землю вбили дубовые сваи, стены из кирпича снаружи облицовывали блоками из белого камня, а апсиды «спрятали» за пилонами.

Успенский собор получился необычным: внешне похож на русский храм, но конструктивно выстроен иначе — словно русский пирог с итальянской начинкой. Внутри это различие сразу заметно: вместо привычных квадратных столпов — круглые столпы делят пространство на 12 одинаковых квадратов. А высота сводов 40 метров делает храм похожим на парадный зал.

Внешний вид храма поражал москвичей: он казался огромным, но смотрелся «яко един камень». Все линии его были четкие, а закомары будто вычерчены по циркулю.

По указу Михаила Федоровича артель из 150 иконописцев расписала Успенский собор, создав 250 сюжетных композиций и более 2 000 отдельных фигур. А иконостас создали в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его 69 иконах проиллюстрирована вся история человечества в соответствии с Библией.

Последний раз купола собора позолотили при Иване IV по технологии, которую больше не используют. Это золочение на отлив, или ртутное, при котором золото соединяют в сплаве со ртутью. При нагревании ртуть испаряется, а золото закрепляется на поверхности и приобретает теплый оттенок. Но мастера-золотильщики после нескольких лет работы со ртутью умирали.

Собор успения божией матери

В Успенском соборе Московского Кремля возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов, крестили и отлучали от церкви православных, в числе которых был писатель Лев Толстой.

Здесь же Иван III разорвал ханскую грамоту, покончив с ордынским игом. Также в Успенском соборе с 1498 года проходила церемония венчания на царство, а до этого «венчали на царство» в Успенском соборе Владимира.

Этот пышный церемониал как бы утверждал обожествление лица, взошедшего на престол. Главным его элементом стала шапка Мономаха, которую подносили как символ мудрости и власти каждому русскому царю вплоть до Петра I (в 1721 году он принял уже императорский титул).

А первая в России императорская коронация и первая коронация женщины (Екатерины I) состоялась 7 мая 1724 года тоже в Успенском соборе Московского Кремля. При коронации использовали корону, скипетр, державу, мантию, императорскую цепь, меч, знамя, печать и щит. Многие из этих атрибутов изготовили специально для церемонии.

Собор успения божией матери

В 1812 году французы превратили Успенский собор в конюшню. Они грабили и рушили все, что могли достать, раздирали иконостасы, снимали оклады и вывезли из храма около 300 кг золота. Серебро удалось отбить, а после окончания войны из него отлили центральную люстру церкви.

Собор успения божией матери

В советское время службу в соборах Московского Кремля запретили, но в 1990 их вернули православной церкви. Сейчас в Успенской соборе музей, а по престольным праздникам проходят богослужения. При этом каждый раз перед службой собор освящают заново.

В музее Успенского собора можно увидеть, например, деревянное Царское место, или Мономахов трон. Его сделали в 1551 году для Ивана IV. Вероятно, создали это чудо новгородские резчики, так как трон богато украшен затейливой резьбой. А 12 барельефов на стенках Царского места иллюстрируют «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов. Отсюда и второе название трона. Да и шатровая сень Царского места по форме напоминает шапку Мономаха.

А вдоль стен Успенского собора стоят гробницы русских митрополитов и патриархов. Храм начал служить усыпальницей с 1326 года, когда в нем погребли митрополита Петра. Всего в соборе 19 захоронений.

Собор успения божией матери

Главный храм Русского государства — именно таким официальным статусом на протяжении почти четырёх веков обладал Успенский собор, располагающийся на нынешней территории Московского кремля. Не преуменьшилось его значение для духовной жизни нашей страны и после того, как страна стала Российской империей, а столицу перенесли в Санкт-Петербург. Успенский собор продолжал оставаться местом коронации абсолютно всех российских императоров, начиная с Петра II.

Собор успения божией матери

30 апреля 2015 года Успенский собор, такой, каким мы его знаем сегодня, отмечает своё 544-летие с момента закладки первого камня в 1471 году. Однако первые храмы на этом самом месте появились задолго до того, как Успенский собор приобрёл свой нынешний вид.

От дерева к белому камню

Храм стоял на нынешнем месте Успенского собора едва ли не с момента основания. Но лишь в XIV веке, при княжении Ивана I, на смену деревянному собору пришёл каменный, ставший первым каменным храмом во всей Москве.

Стены собора Успения Пресвятой Богородицы, сооружённого в 1326–1327 годах, были выполнены из белого камня. Этот четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм был выполнен по образцу Георгиевского собора, расположенного в городе Юрьеве-Польском, что во Владимирской области. Увенчанный характерными для архитектуры того времени кокошниками храм был выложен грубой кладкой из квадр белого камня, перемежающихся с гладкотёсанными элементами архитектурного декора.

Собор успения божией матери

Однако ближе к концу XV века храм обветшал и требовал реконструкции — своды приходилось подпирать лесами, а крыша то и дело грозила обвалиться. Да и по своей архитектуре, и по своим размерам храм перестал соответствовать статусу главного кафедрального собора растущего государства Московского.

«Метрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми», — говорится в летописи, датированной примерно 1471 годом.

«Быть трус во граде Москве»

В том же 1471 году, 30 апреля по новому стилю, и заложили первый камень нового главного собора государства. Строительство было доверено двум русским зодчим Кривцову и Мышкину. По их задумке, храм должен был поражать своими размерами — ничего подобного на Руси до этого не видывали.

Собор успения божией матери

Одна только кладка стен продолжалась порядка пяти лет и даже не была завершена к 1475 году. Однако завершиться строительству под руководством двух известных зодчих было не суждено. Причиной срыва послужило одно из немногих землетрясений, зафиксированных на территории нынешней Москвы, обычно не подверженной колебаниям земли.

«Быть трус во граде Москве и церковь Святой Богородицы, сделанная бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися», — говорится в записи летописца о том времени.

Это землетрясение стало первым из немногих, задокументированным на территории современной Москвы. Но оно оказалось настолько сильным, что стены возводившегося на протяжении четырёх лет храма не выдержали и разрушились практически до основания.

Храму быть

После природного катаклизма Иван III принял решение сменить архитектора и пригласил из Италии известного зодчего того времени Аристотеля Фиорованти, который полностью разобрал остатки существовавшего здания и начал строительство нового храма — по образу и подобию уже существовавшего Успенского собора во Владимире.

Строительство завершилось в 1479 году, когда собор и был освящён митрополитом Георгием. Храм получился поистине огромным для Москвы, доселе не видывавшей таких масштабных каменных сооружений. С тех пор практически в неизменном виде храм и дошёл до наших дней — шестистолпным, пятиглавым, пятиабсидным собором.

Основная роспись храма проходила в конце XV – начале XVI веков. В ней принимал участие известный иконописец Дионисий. Однако спустя почти полтора века собор был расписан заново. Правда, в отдельных местах всё же остались фрагменты первоначальной росписи, которые сегодня являются уникальными памятниками древней фресковой живописи на территории Московского кремля.

Собор успения божией матери

Первое венчание на царство в этом соборе произошло почти полвека спустя после закладки первого камня — в 1547 году на царствие был повенчан Иван IV, впоследствии прозванный Грозным. Здесь же проходил и Земский собор, на котором в 1613 году государем всея Руси был избран Михаил Фёдорович — именно здесь зарождалась история царского рода Романовых, правящих Россией вплоть до революции 1917 года, когда к власти пришли большевики.

За это время храм пережил множество несчастий — часто страдал от пожаров, после каждого из которых его ждало обновление или полная реставрация. В 1547 году после одного из таких пожаров были обновлены купола собора — вызолоченными медными листами. Так Москва стала златоглавой.

Наибольший урон храм понёс в 1812 году, когда его стены были осквернены солдатами армии Наполеона. Само здание было в очередной раз подожжено, а все сокровища, в том числе и православные реликвии, были вынесены французами. Правда, многие ценности ещё ранее удалось спасти, эвакуировав их в Вологду.

Собор успения божией матери

Сегодня

На грани XIX и XX веков храм несколько раз подряд реставрировался, продолжая оставаться главным собором в Российской империи. Здесь же в 1917 году на Всероссийском поместном соборе Православной церкви было принято решение о восстановлении патриаршества в российской церкви и чуть позже — интронизация патриарха Тихона.

Однако в том же году грянула революция. Вскоре богослужения в храме были прекращены, а весь Московский кремль закрыт для посещения простым народом — в кремлёвские дворцы переехал Владимир Ленин с остальным руководством государства. Последняя перед закрытием служба прошла 5 мая 1918 года — на Пасху.

Долгое время судьба собора оставалась неясной, пока в 1955 году в его стенах не был открыт музей. Фактически, частью экспозиции храм остаётся и по сей день, являясь частью Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский кремль». Но отдельные службы с благословения патриарха всё же в храме проводятся.

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира
  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Александро-Невском скиту

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя

В понедельник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Собор успения божией материЦентральное благочиние Московской городской епархии

История

Первое каменное здание Успенского собора Московского Кремля было заложено 4 августа 1326 г. первым московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой. По данным раскопок, новый собор — первый каменный храм Москвы — был построен на месте существовавшего ранее деревянного храма. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.

В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 г. до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

В августе 1479 г. митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный храм. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом : из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем.

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1481 по 1515 г. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-1643 гг. собор был расписан заново группой из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым, но также сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Иконостас создан в 1653 г. по заказу Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV в.); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

С 1326 г., когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 г. собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора.

В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 г., на котором царем был избран Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

Во время Отечественной войны 1812 г. Успенский собор был разграблен наполеоновскими войсками.

Собор получил незначительные повреждения при артобстреле Кремля в ноябре 1917 г. и в следующем году был полностью восстановлен. В 1918 г. здесь состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. В том же году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба здесь прошла на Пасху 1918 г.

В 1922 г. Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам к середине 50-х годов ХХ в. практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей, и с 1954 г. Успенский собор открывают для посетителей. Реставрационные работы продолжались, что потребовало временного закрытия собора, и окончательное завершение экспозиция получила в 1995 г.

Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 г. Богослужения проводятся по большим церковным праздникам, вход — только по пригласительным билетам.

Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.

Престолы

Главный престол освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, приделы — в честь вмч. Димитрия Солунского, Похвалы Пресвятой Богородицы, свв. первоверховных апп. Петра и Павла.

Святыни

Двусторонняя икона Божией Матери «Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и др. Мощи святителей Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена, посох святителя Петра.

Собор успения божией матери

Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3×3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток. Строители монастырского храма не стали воспроизводить форму цилиндрических столбов кремлевского образца, а вернулись к традиционным русским опорам — пилонам прямоугольного сечения.

Собор был расписан фресками за три с небольшим летних месяца 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Григорьевича Плеханова. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.

Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких.

По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в.

Собор успения божией матери
Тайная вечеря, 1685 г.

Собор успения божией матери
Успение Пресвятой Богородицы. 1585 г.

В середине XIX веке, после засыпки Писаревского пруда в академическом саду северо-восточнее собора, в последнем стала наблюдаться сырость на стенах, появились трещины.

Собор успения божией матери

Первая после революции реставрация Успенского собора проводилась в 1940-67 гг., тогда были произведены промывки фресок от поздних клеевых записей, отремонтирован поврежденный сыростью цоколь собора, восстановлены растесанные оконные проемы нижнего яруса, восстановлено первоначальное позакомарное покрытие.

Собор успения божией матери

Масштабные реставрационные работы, проводимые к 700-летнему юбилею рождения Игумена земли Русской силами ЗАО «БАЛТСТРОЙ» позволили во всем первозданном блеске возродить Успенский собор — эту настоящую жемчужину обители преподобного Сергия.

Красивый и величественный. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Ярославле, стоящий на берегу Волги и впадающей в нее реки Которосль, сейчас проживает свою четвертую жизнь. Дважды его уничтожал пожар, на третий раз то, что не закончил огонь, завершили люди — в советское время храм просто взорвали.

Новый пришлось строить с нуля, это сделали к тысячелетию Ярославля. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы возвели в центре парка культуры и отдыха, который в свое время разбили на месте взорванной церкви. В собор перенесли мощи святых, чудом уцелевшие во время всех перипетий.

После освящения кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Ярославле стал значимым местом для православных всей России.

Каждый год теплоходы «ВодоходЪ» доставляют к собору тысячи туристов и паломников, отправившихся в круизы по Волге.

Адрес: Ярославль, Которосльная набережная, 2/1

Координаты: 57.622413, 39.902069

Режим работы: ежедневно, 8:00-20:00

Круизы по святым местам

История

Этот собор изначально в 1215 году (только вчитайтесь в дату!) задумывалась как главная святыня Ярославля. Заложил князь Константин Всеволодович «церковь камену на Ярославли на дворе своем во имя Богородицы Успения». И строили ее единственной каменной среди прочих деревянных. Летописцы фиксировали: «Устроен собор благолепно и богато». Двери, украшенные золоченой медью. Пол, выстланный майоликой. Резьба по белому камню на фасадах.

Благолепия хватило на пару десятилетий. В 1237 году собор разорил хан Батый, забрал не только убранство, но и многие святыни. Но храм постепенно восстановили, и он простоял вплоть до начала 16 века, когда в Ярославле бушевал такой пожар, что даже колокола «расплавились, как вода».

Снова восстановили собор и снова перестроили, уже из-за ветхости. Затем, полтора века спустя, он еще раз пострадал в пожаре. И вновь, как птица Феникс, возродился из пепла.

В годы революции собор сильно пострадал. Позднее разобрали колокольню, перестроенную незадолго до этого. А в 1937-м самовольно снесли весь храм.

Новый построили только к 2010 году. Работы по оформлению убранства собора идут до сих пор.

Интересные факты

  • Братьев Всеволодовичей — основателя храма Константина и его брата Василия — народ любил. Именно они стали небесными покровителями Ярославля. Когда спустя два года после первого пожара под фундаментом обнаружили два целых гроба с их нетленными останками, к мощам потянулись паломники. Останки решили захоронить, но над городом две недели бушевала буря, которая утихла, лишь когда мощи в гробах поставили на берегу реки. Это посчитали знамением и чудом, братьев причислили к лику святых.
  • К середине 17 века кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы был единственным в Ярославле шестипрестольным храмом. Его колокола стали главными в городе, они начинали все звоны — и праздничные, и повседневные. Главный колокол храма, благовестник, весил более 11 тонн.
  • Когда собор решили восстанавливать, то выбирали между несколькими проектами. Один из них предлагал в точности воссоздать утерянный храм, но тот был бы скромнее, не таким пышным, как сейчас. Предпочтение отдали другому варианту, и до сих пор не утихают споры о правильности такого решения.

Что посмотреть на территории собора

Статуя Троицы. Установлена около собора со стороны Стрелки на месте разрушенного алтаря. Это единственное в России скульптурное изображение Святой Троицы, созданное с благословения патриарха Алексия II. Именно с этой статуи началось восстановление храма.

Собор успения божией материВысота воссозданного собора достигает 50 м.
Фото: Алекс ФЕДОРОВ, commons.wikimedia.org

Рассмотрите внешний вид церкви. Тем, кто был в Новодевичьем монастыре в Москве, кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Ярославле напомнит его Смоленский храм.

Какие святыни хранятся

Мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора и чад его Давида и Константина. В 2011 году они торжественным крестным ходом были перенесены во вновь отстроенный кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. У мощей верующие просят исцеления от болезней и защиты от врагов. Известно, что когда мощи хотели предать земле и омывали их, от этой воды тут же у раки прозрели две слепые женщины.

Мощи святых благоверных князей Василия и Константина. Главная соборная реликвия. Молятся им об избавлении от пьянства, от душевных болезней, о возвращении зрения. Чудеса у святых мощей начали происходить, по свидетельству летописца, сразу же после нахождения их под полом сгоревшего собора. О них можно узнать, рассмотрев иконографию святых.

В соборе есть икона Божией Матери «Ярославская». По преданию, святыня принадлежала князьям.

В храм возвращены древние иконы «Спас Вседержитель», Божией Матери «Смоленская» в серебряных ризах и многие другие.

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в кинематографе

Ярославль давно стал благодатным местом для киносъемок. Его виды украшают множество фильмов. Но сам собор стал попадать в кадр лишь в последние годы. Так, в фильме «Гроза», снятом в 2019 году, можно увидеть и собор, и парк, в котором он стоит, и место, где Которосль впадает в Волгу.

Наших гидов объединяет настоящий профессионализм, горячая увлеченность своим делом и искренняя любовь к Москве. Экскурсоводы клуба «Шагаю по Москве» участвуют в городских программах, посвященных москвоведению. Их приглашают читать лекции по истории Москвы, проводить семинары и мастер-классы по организации экскурсий. Наши гиды являются консультантами и авторами красочных двуязычных альбомов, посвященных московским достопримечательностям. Они – частые гости телевизионных и радиопередач. Зайдите в раздел «Новости», и Вы в этом убедитесь

Клуб «Шагаю по Москве» – экскурсионный партнер престижнейшего Ежегодного Делового Форума Гостиничного Комплекса, который организуется Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы.

Загляните в раздел «Отзывы» и прочитайте мнение о клубе «Шагаю по Москве» простых москвичей и гостей столицы.

Стоимость участия в любой экскурсии – 400 рублей. Взамен Вы получаете настоящее путешествие во времени, интеллектуальное обогащение и общение с настоящими профессионалами своего дела. Трудно отказаться от такого предложения!

И не забывайте про систему скидок. Пенсионерам, студентам и школьникам – 300 рублей. Детям до 14 лет – бесплатно! (кроме детских экскурсий)

Мы избавили Вас от необходимости звонить и записываться на прогулку и, что важнее всего, заранее оплачивать экскурсию. Вам всего лишь необходимо выбрать удобные для Вас день и время и прийти к началу экскурсии в указанное место. Таким образом, в случае форс-мажорных обстоятельств Вы не теряете свое время и деньги.

Ближайшие экскурсии

Собор успения божией матери

Детская экскурсия по Ивановской горке

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 21 МАР в 12:30

Собор успения божией матери

Волшебный модерн. Патриаршие

Продолжительность: 2 часа

Гид: Александра Гурьянова

Дата: 21 МАР в 13:00

Собор успения божией матери

Ах, Кузнецы! Ах, Монетчики!

Продолжительность: 2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 21 МАР в 15:00

Собор успения божией матери

Детская экскурсия «Загадки башен Московского Кремля»

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 22 МАР в 14:00

Последние новости

Денис Дроздов расскажет, как подготовить и провести пешеходную экскурсию по Замоскворечью

Наш экскурсовод Денис Дроздов проведет мастер-класс на тему «Замоскворечье» в центре подготовки туристических кадров

Денис Дроздов написал статью в авторитетный журнал о вехе в биографии знаменитого поэта

Денис Дроздов написал статью для «Московского журнала» о пребывании Есенина в санатории на Полянке

Диггер Даниил Давыдов и писатель Денис Дроздов погуляли по подвалам Бадаевского завода

Видеоролик на Ютуб-канале Даниила Давыдова с участием нашего экскурсовода Дениса Дроздова

01 Февраль 2021

Поступила в продажу книга Дениса Дроздова, посвященная периодам становления Москвы

Вышла в свет новая книга нашего экскурсовода Дениса Дроздова «Как строилась Москва»

Последние статьи в блоге о Москве

Москва в кино. «Служебный роман»

Москва в этом фильме показана замечательно. Красивые ракурсы привычных и знакомых мест. Кремль, Красная и Манежная площади, Александровский сад

Храм Христа Спасителя. Часть II

Если не считать попытки, предпринятой Витбергом при Александре I, храм возводился на протяжении трех царствований

15 Февраль 2021

Храм Христа Спасителя. Часть I

Вряд ли существует другой памятник архитектуры, олицетворяющий Россию более точно, чем храм Христа Спасителя

Дом Козицкой или магазин Елисеева на Тверской. Часть II

Родоначальник фамилии Елисеевых – выходец из крестьян Ярославской губернии Петр Елисеевич Елисеев

Последние фото- и видеоотчеты

Фотоотчет об экскурсии «По Никитскому до Бронной»

04 Февраль 2021

Фоторепортаж об экскурсии «Тайны хитровских двориков»

Фотографии с экскурсии «Новинский бульвар и окрестности»

16 Декабрь 2020

Фотоотчет о детской экскурсии по Ивановской горке

Красивый и величественный. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Ярославле, стоящий на берегу Волги и впадающей в нее реки Которосль, сейчас проживает свою четвертую жизнь. Дважды его уничтожал пожар, на третий раз то, что не закончил огонь, завершили люди — в советское время храм просто взорвали.

Новый пришлось строить с нуля, это сделали к тысячелетию Ярославля. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы возвели в центре парка культуры и отдыха, который в свое время разбили на месте взорванной церкви. В собор перенесли мощи святых, чудом уцелевшие во время всех перипетий.

После освящения кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Ярославле стал значимым местом для православных всей России.

Каждый год теплоходы «ВодоходЪ» доставляют к собору тысячи туристов и паломников, отправившихся в круизы по Волге.

Адрес: Ярославль, Которосльная набережная, 2/1

Координаты: 57.622413, 39.902069

Режим работы: ежедневно, 8:00-20:00

Круизы по святым местам

История

Этот собор изначально в 1215 году (только вчитайтесь в дату!) задумывалась как главная святыня Ярославля. Заложил князь Константин Всеволодович «церковь камену на Ярославли на дворе своем во имя Богородицы Успения». И строили ее единственной каменной среди прочих деревянных. Летописцы фиксировали: «Устроен собор благолепно и богато». Двери, украшенные золоченой медью. Пол, выстланный майоликой. Резьба по белому камню на фасадах.

Благолепия хватило на пару десятилетий. В 1237 году собор разорил хан Батый, забрал не только убранство, но и многие святыни. Но храм постепенно восстановили, и он простоял вплоть до начала 16 века, когда в Ярославле бушевал такой пожар, что даже колокола «расплавились, как вода».

Снова восстановили собор и снова перестроили, уже из-за ветхости. Затем, полтора века спустя, он еще раз пострадал в пожаре. И вновь, как птица Феникс, возродился из пепла.

В годы революции собор сильно пострадал. Позднее разобрали колокольню, перестроенную незадолго до этого. А в 1937-м самовольно снесли весь храм.

Новый построили только к 2010 году. Работы по оформлению убранства собора идут до сих пор.

Интересные факты

  • Братьев Всеволодовичей — основателя храма Константина и его брата Василия — народ любил. Именно они стали небесными покровителями Ярославля. Когда спустя два года после первого пожара под фундаментом обнаружили два целых гроба с их нетленными останками, к мощам потянулись паломники. Останки решили захоронить, но над городом две недели бушевала буря, которая утихла, лишь когда мощи в гробах поставили на берегу реки. Это посчитали знамением и чудом, братьев причислили к лику святых.
  • К середине 17 века кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы был единственным в Ярославле шестипрестольным храмом. Его колокола стали главными в городе, они начинали все звоны — и праздничные, и повседневные. Главный колокол храма, благовестник, весил более 11 тонн.
  • Когда собор решили восстанавливать, то выбирали между несколькими проектами. Один из них предлагал в точности воссоздать утерянный храм, но тот был бы скромнее, не таким пышным, как сейчас. Предпочтение отдали другому варианту, и до сих пор не утихают споры о правильности такого решения.

Что посмотреть на территории собора

Статуя Троицы. Установлена около собора со стороны Стрелки на месте разрушенного алтаря. Это единственное в России скульптурное изображение Святой Троицы, созданное с благословения патриарха Алексия II. Именно с этой статуи началось восстановление храма.

Собор успения божией материВысота воссозданного собора достигает 50 м.
Фото: Алекс ФЕДОРОВ, commons.wikimedia.org

Рассмотрите внешний вид церкви. Тем, кто был в Новодевичьем монастыре в Москве, кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Ярославле напомнит его Смоленский храм.

Какие святыни хранятся

Мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора и чад его Давида и Константина. В 2011 году они торжественным крестным ходом были перенесены во вновь отстроенный кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. У мощей верующие просят исцеления от болезней и защиты от врагов. Известно, что когда мощи хотели предать земле и омывали их, от этой воды тут же у раки прозрели две слепые женщины.

Мощи святых благоверных князей Василия и Константина. Главная соборная реликвия. Молятся им об избавлении от пьянства, от душевных болезней, о возвращении зрения. Чудеса у святых мощей начали происходить, по свидетельству летописца, сразу же после нахождения их под полом сгоревшего собора. О них можно узнать, рассмотрев иконографию святых.

В соборе есть икона Божией Матери «Ярославская». По преданию, святыня принадлежала князьям.

В храм возвращены древние иконы «Спас Вседержитель», Божией Матери «Смоленская» в серебряных ризах и многие другие.

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в кинематографе

Ярославль давно стал благодатным местом для киносъемок. Его виды украшают множество фильмов. Но сам собор стал попадать в кадр лишь в последние годы. Так, в фильме «Гроза», снятом в 2019 году, можно увидеть и собор, и парк, в котором он стоит, и место, где Которосль впадает в Волгу.

Собор успения божией матери

К началу XX века подворье имело храмовый комплекс построек с отдельными входами для прихожан, церковной братии и митрополита. Кроме того, с начала Первой мировой войны в подвалах Успенской церкви хранились фонды большой библиотеки митрополита Владимира (Богоявленского), утраченной в годы советской власти.

Собор успения божией матери

Успенский храм в советское время

Октябрьская революция разрушила привычный уклад жизни обители, ее служителей и прихожан. 1919 год стал началом выселения из обители священнослужителей.

В 1920-е годы власти уже открыто задались целью во что бы то ни стало закрыть Успенскую церковь. Начались массовые аресты братии и прихожан, которые продолжались до 1932 года. Успенский храм подворья лишили высокого статуса ставропигиального, однако богослужения продолжались здесь вплоть до конца 1933 года.

В 1934 году было принято решение о ликвидации храма и дальнейшей организации на его территории физкультурного зала. Двери церкви закрылись для прихожан на долгие годы. Из нее вывезли практически все, от икон и иконостаса до паникадила и прочей церковной утвари. Лишь кресты еще продолжали осенять осиротевший храм, покуда их не спилили перед самой войной. Почитаемую икону Успения Божией Матери, «изображение и меру» древнего лаврского образа, успели передать из разоренного подворья в Князь-Владимирский собор.

На первое время помещения церкви были переоборудованы под склад Ленинградского военного порта. Митрополичьи покои разделили, преобразовав в общежитие, а затем в коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны храмовый купол скрывал наблюдательный пункт ПВО, а в церковном подвале оборудовали бомбоубежище.

1956 году в главном здании церкви началось строительство ледового катка с искусственным покрытием. Уже в 1961 году на его льду приступили к тренировкам большинство спортивных обществ Ленинграда.

Собор успения божией матери

Существование в храме катка нанесло зданию огромный ущерб: в алтаре размещалось машинное отделение для холодильных установок и гардеробы, на хорах организовали буфеты и кладовые спортивного и технического инвентаря. Всю центральную часть бывшей церкви занимало обширное ледовое поле, а зрительный зал пестрел портретами Ленина и других советских партийных деятелей; на стенах были развернуты транспаранты патриотического содержания. Все эти «новшества» практически уничтожили дорогую метлахскую плитку на полах и живопись на стенах и потолке.

Лед порождал холод и сырость, от которой стены ветшали, крошились и разрушались грибком. Содержать здесь каток со временем стало попросту нерентабельно. Однако и после закрытия ледовой арены в Успенском храме некоторое время функционировали бани, а позднее были разбиты плантации для выращивания цветов на продажу, что продолжало поддерживать в здании влажность на недопустимых уровнях.

Реставрация и возрождение

Собор успения божией матери

Только в 1991 году здание Успенского храма по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возвратили Русской православной церкви в качестве подворья Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

Восстановление здания потребовало больших затрат, технических и людских ресурсов, огромного напряжения сил. За дело взялись все, кто мечтал вновь увидеть Успенский храм в первозданном виде и во всем его великолепии. Восстанавливались полы и росписи на стенах, вывозились горы строительного мусора. В 1998-м главный купол здания обрел крест, а в 2005-м купол был позолочен. К 2003 году по архивным фото восстановили иконостас. И лишь спустя 10 лет завершилась реставрация настенных росписей.

15 сентября 2013 года произошло великое событие — чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни на Васильевском острове.

Сегодня весь комплекс подворья — объект культурного наследия федерального значения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector