Православный праздник 29 августа

Православный праздник 29 августа

Ореховый Спас или Спас на Холсте: предание, дата, обычаи. Ореховый Спас—праздник веры и спасения. Нерукотворный Образ Иисуса Христа для православной церкви—в первую очередь признание непогрешимого иконопочитания, который завещал сам Христос.

29 августа православные встречают христианский праздник, который имеет несколько наименований: Холщовый, Хлебный, Третий или Ореховый Спас, Холщовый, Досевки, Посевы. А православная церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Спасителя. Поэтому Третий Спас также зовут Спас на полотне или Нерукотворный Спас. Это заключительный праздник, который пожаловал к нам в конце лета.

История возникновения

Как описывает предание, правитель малоазиатского царства Осроены Абгар V (Авгарь) подхватил ужасную болезнь проказу. Кто ни пытался, никто не мог его вылечить, и он попросил помощи у Христа. Иисус заверил что пришлет своего воспитанника для излечения больного, а сам не может покинуть Иерусалим.

Православный праздник 29 августа

Авгарь верил в Христа, хотя с ним никогда не виделся. Он очень захотел вознести молитву образу Спасителя, и отправил художника с тем, чтобы тот нарисовал портрет. Живописец не смог справиться с заданием. Тогда Иисус взял полотенце и воду, умыл лицо, вытер его и на полотне отпечатался его образ.

Фаддей, один из 70-ти апостолов, пришел к немощному, излечил и отдал ему холст с ликом Спасителя. Этот отпечаток послужил образцом для создания первых священных икон. Божественный лик Иисуса Христа закрепили на городских воротах.

Во время осады Эдессы, когда армия византийского императора взяла в окружение город, его обитатели выменяли святой убрус на мир и вызволили невольников. Так святой холст попал в Константинополь и сохранялся в храме Святой Софии. С города полотно было украдено воинами IV Крестового похода и в настоящее время его считают потерянным.

Многовековые обычаи

Праздник насыщен многими традициями и обрядами. Главное событие праздника-уборка урожая орехов. Для крестьянина—это кладезь белков, жиров, витаминов и микроэлементов. Их запасали в больших объемах и использовали уникальный продукт во время поста. Первой в лес за орехами отправляли пожилую женщину.

Православный праздник 29 августа

Сколько орехов она принесет на такое количество ориентировались другие. Когда собирались в лес, брали с собой оберег от лукавого. Ходили по лесу робко, потому как уверовали, что ведьмы в этот день собирают кору лещины для колдовских палочек. Собранные орехи освящались в церкви.

В корзины собирали хлеб из муки нового урожая, мед, фрукты и овощи. Когда приходили домой от освященного каравая отрезали небольшой кусок, обматывали холстом и лощили за иконой в надежде, что в семье будет богатство и благосостояние. Освящали также натканное полотно, из которого потом изготавливали одежду для всех членов семьи.

Древесину и ветки орешника использовали для изготовления амулетов от злых сил, и запасались вязанками веников для бани. Баню посетить в этот день было традицией. Парились свежими вениками, которые исцеляли, придавали силы, укрепляли веру и дух.

Православный праздник 29 августа

На праздничный стол ставили главное угощение-каравай из муки собранного урожая. Также выпекли пироги с начинкой из грибов, мака, орехов, без этого не было Хлебного Спаса.

В поле подходил к концу посев озимой ржи. Женщины провожали мужчин в поле с хлебом и солью, молясь об урожае, а на вечернюю трапезу готовили пирог с кашей.

Пришло время ярмарок. На торжище выносили домотканые холсты и обязательно нужно было что-то купить. Считалось, что нельзя уйти без покупки, а особенно без отреза ткани. Это была прибыльная пора для торговцев. Отсюда и название праздника Холщовый Спас.

  • Православный праздник 29 августа

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

29 августа (16 августа по «старому стилю», церковному юлианскому календарю). Суббота 12-й седмицы по Пятидесятнице (одиннадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господня, а также память пяти известных по именам святых, 33-х мучеников Палестинских и день двух чтимых святынь. Далее коротко расскажем о них.

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господня. Этот православный праздник был установлен в честь события, произошедшего в 944 году от Рождества Христова.

Нерукотворный Образ Спасителя был сотворён Господом ещё в годы Его земной Проповеди. Однажды Он проповедовал в сирийском городе Едессе, и один благочестивый человек Анания пытался издалека (из-за большого числа народа) запечатлеть лик Христа, дабы принести его правителю Авгарю, больному проказой. Однако это ему никак не удавалось.

Сам Господь подозвал Ананию, омыл Своё лицо, отёр убрусом (полотенцем), на котором отобразился Божественный Нерукотворный Образ. Авгарь с благоговением принял эту святыню и исцелился, после чего Образ был установлен на вратах Едессы.

Позднее, как известно, сирийские земли, включая Едессу, отошли к мусульманам, и в 944 году ромейский (византийский) император Константин Багрянородный перенёс Нерукотворный Образ Спасителя в тогдашнюю столицу Православия Константинополь, выкупив его у едесского правителя — эмира.

Сегодняшний праздник в церковном народе нередко именуют «Третьим Спасом» или «Спасом на холсте2. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Образ особенно почитаем, его иконы являются одними из наиболее распространённых.

Православный праздник 29 августа

Икона Спас Нерукотворный. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученик Диомид Тарсянин, Никейский. Святой страдалец конца III века. Врач по профессии, святой Диомид открыто исповедовал свою веру и лечил от душевных и телесных болезней, в том числе и молитвами. Своими многочисленными исцелениями и проповедью Слова Божия он привёл ко Христу многих язычников. Когда святой Диомид пришёл в город Никею, император-язычник Диоклетиан узнал об этом и приказал своим воинам схватить целителя-проповедника. Однако ещё до этого святой мученик отошёл ко Господу во время молитвы, и воины схватили уже бездыханное тело, которому, чтобы доказать выполнение поручение, отсекли голову. И в этот самый момент они ослепли. Император Диоклетиан приказал вернуть голову мученика к телу, после чего воины вновь прозрели, покаялись и обратились ко Христу. Это произошло в 298 году от Рождества Христова.

Православный праздник 29 августа

Мученик Диомид Тарсянин, Никейский. Фото: www.pravoslavie.ru

Память 33-х мучеников Палестинских. Об этих святых страдальцах, погибших за Христа и Его Церковь, мы, к сожалению, практически ничего не знаем (кроме места их подвига и их числа). Тем не менее их память включена в православный календарь, и мы можем совершать им молитвы.

Преподобный Херимон Египетский. Святой, совершавший монашеские подвиги в египетской Скитской пустыне в пещере в конце IV или первых годах V века. Авва Херимон упоминается в «Лавсаике» Палладия, а также в алфавитном Патерике. Согласно житийным источникам, скончался преподобный за рукодельной работой в более чем 100-летнем возрасте.

Священномученик Александр Соколов, пресвитер, преподобномученица Анна (Ежова), инокиня, и мученик Иаков Гортинский. Эти святые страдальцы приняли мученическую кончину за Христа и Его Церковь в период советских богоборческих гонений во времена так называемого Большого террора в 1937 году. В Русской Православной Церкви они были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников.

Православный праздник 29 августа

Феодоровская икона Божией Матери. Фото: www.pravoslavie.ru

Феодоровская (1239) и «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) (1904) иконы Божией Матери. Эти чтимые образа Пресвятой Богородицы, чей день празднуется сегодня, очень отличаются по стилю. Первый издревле сугубо почитается в русском народе, согласно благочестивому преданию, молитвы Божией Матери перед этой древней иконой или её списками помогают в родах. Со второй же связана печальная, но поучительная история времён Русско-японской войны.

В страшные месяцы 1904 года наша страна потеряла в Порт-Артуре десятки тысяч своих воинов. И только когда сопротивление превосходящей японской армии стало бессмысленным, эта русская твердыня пала. Многие верующие решили: поражение связано с тем, что в Порт-Артур так и не доставили чудотворную икону «Торжества Пресвятой Богородицы», образ, написанный по видению старому матросу Фёдору, ветерану обороны Севастополя.

Военные чиновники, прохладные к вере, банально промедлили с отправкой иконы в Порт-Артур, на что праведный Иоанн Кронштадтский после поражения русских войск с горечью воскликнул:

Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим.

Увы, столетие назад во многом именно игнорирование чиновниками гласа Церкви привело к крушению Империи. А потому сегодняшнее почитание иконы «Торжества Пресвятой Богородицы», также получившей имя «Порт-Артурской», как покровительницы русского воинства и дальневосточных рубежей России имеет для нашей страны особое значение.

Поздравляем всех православных христиан с днём этих святынь и святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же людей, кто носит имена в честь сегодняшних угодников Божиих, сердечно поздравляем с именинами. Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Православный праздник 29 августа

Третий Спас завершает череду августовских праздников в честь Спасителя Иисуса Христа. Третий Спас отмечается 29 августа, в 2020 году праздник приходится на субботу. День считается послепразднованием праздника Успение Богородицы (пятница, 28 августа).

Третьему Спасу предшествуют Второй (Яблочный, 19 августа), Первый (Медовый, 14 августа) спасы.

Третий Спас считался важным днем в народной традиции — он завершал значительную часть годового сельскохозяйственного цикла, знаменовал окончание лета и начало осени.

Другие названия праздника — Ореховый, Хлебный, Холщовый, Полотняный, Малый Спас и др. Названия говорят сами за себя — к этому времени в лесах вызревали дикие орехи (лещина), и крестьяне начинали их заготовку. Также к концу августа во многих славянских землях завершалась уборка зерновых, и на Третий Спас было принято освящать зерно нового урожая, а также свежесмолотую муку и испеченный из нее хлеб.

Кроме того, это было время широких ярмарок, на которых торговали произведениями народных ремесел, в первую очередь домоткаными тканями и холстами, а также и изделиями из них.

Название Малый Спас означало, что это так называемый полупраздник, когда разрешена работа.

Поскольку в это время крестьяне сеяли озимые, праздник также называли Посевы или Досевки.

Приближение осени было «зашифровано» в названиях Осенний, или Холодный, Спас.

Православный праздник 29 августа

Третий Спас: история праздника

Праздник посвящен константинопольской святыне, утраченной в 1204 году и носившей название Спас Нерукотворный. Полное название праздника: Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа.

Согласно легенде, дело было еще во время земной жизни Христа. В то время правитель сирийского города Эдесса (Едесса) по имени Авгарь был тяжело болен. Он поверил, что образ Иисуса, которого уже почитали пророком, поможет ему излечиться. Авгарь послал в Иерусалим своего придворного художника Анания с письмом к Иисусу. Из-за большого стечения народа Ананий не смог пробиться к Иисусу. На свою удачу художник увидел полотнище, которым Спаситель вытер лицо и на котором проступили черты Иисуса. Ананий сумел изобразить Спасителя на фоне полотнища (такое изображение называется убрус) и доставил святыню своему господину, после чего правитель чудесным образом излечился.

В 944 году убрус торжественно перевезли из Эдессы в Константинополь, в честь этого события и отмечается Третий Спас.

Народные традиции и приметы на Третий Спас

На Руси, помимо Спаса Нерукотворного, в этот день также почитали Феодоровскую икону Божией Матери. По поверью, молитва у этой иконы особо помогала женщинам: выносить беременность, не потерять ребенка в младенчестве, чтобы хватило грудного молока. Женщины также молились Богоматери о бабьем счастье, ладе и достатке в семье.

Третий Спас, как и Первый (Спас-на-водах), был посвящен воде — люди чистили и подновляли старые колодцы, копали новые, устраивали крестные ходы к водоемам и считающимся целебными источникам.

Много обрядов было связано с хлебом из муки нового урожая — освященные караваи считались важной частью различных обрядов, чтобы привлечь достаток, защититься от голода и неурожая.

Православный праздник 29 августа

Приметы на Третий Спас

Большинство примет в конце августа связаны с наступлением осени и с предстоящей зимой.

На Руси примечали, что ласточки и журавли отлетают на юг тремя волнами — в три спаса.

Если журавли улетели к Третьему Спасу, на Покров (14 октября) жди морозов.

Примета гласила, что, если орехи уродились, на следующий год будет хороший урожай хлеба.

Также примечали, что орехи не могут хорошо родиться два года подряд, поэтому, если собрали много орехов, нужно готовиться, что на будущий год их не будет.

Поговорки гласили:

— Спас (Нерукотворный) на полотне, а хлебушек в гумне.

— Третий Спас — готовь рукавицы про запас.

— Первый Спас — на воде стоят; Второй Спас — яблоки едят; Третий Спас — холсты продают.

Православный праздник 29 августа

Гадания на Третий Спас

На Третий Спас девушки гадали на орехах — кто больше собрал, ту первую и просватают. У кого ядро первого орешка крупное и сладкое, та будет самой удачливой в семейной жизни. Пустой орех — к потере, гнилой — жених бросит.

Девушки зачерпывали из корзины горсть орехов, подбрасывали и ловили. Кто поймал четное число орехов, той скоро под венец; нечетное — свадьбу придется подождать.

Орех во время сбора упал на голову — к деньгам.

Орехи считались отличным приворотным средством: красавицы любым способом старались подсунуть орешек в карман понравившемуся парню. Двойной орех стоило разделить с ухажером, это был залог, что парень скоро зашлет сватов.

Что можно есть на Третий Спас 2020

В 2020 году Третий Спас приходится на субботу, в этот день верующие могут полноценно разговеться после окончания Успенского постаУспение, которое в 2020 году отмечается в постный день — пятницу, — мясная, молочная пища и яйца еще под запретом).

Таким образом, в этом году на Третий Спас можно есть все, что угодно, в том числе мясные блюда. Однако и священники, и диетологи предостерегают от излишеств, в том числе связанных с винопитием. Предпочтение за праздничным столом стоит отдать фруктам и овощам нового урожая, свежему хлебу, а также рыбе.

Крепкие напитки в этот день употреблять не принято, но можно выпить немного вина.

Что нельзя делать 29 августа

Как в любой православный праздник, строго запрещены ссоры, споры, конфликты, скандалы. Особо порицается сквернословие. Богородица, Успение которой отмечается накануне, может осердиться и наслать на сквернослова болезни и даже немоту или безумие.

В этот день на Руси кормящим женщинам запрещали отнимать ребенка от груди, чтобы не огорчить Богородицу. Завершать грудное вскармливание рекомендовалось позже, когда станет прохладнее.

Нельзя жадничать, если попросили поделиться хлебом или собранными орехами, иначе, по примете, впереди будет голодная зима.

Православный праздник 29 августаСамая ранняя из сохранившихся икон Спаса Нерукотворного (12 век)

29 августа по новому стилю православный мир празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа, которое произошло в 944 году.

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в городе Едессе правил Авгарь (Абгар, Авгар). Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.

С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Иисуса Христа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя.

Тогда он встал на высокий камень и попытался издали написать образ Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.

С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление, лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от семидесяти святой Фаддей, который читал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря, а затем и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.

Однако, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу, и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который должен спасти город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. По стенам города был совершен крестный ход с Нерукотворным Образом, и персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912—959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира — правителя города.

С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 29 августа (по новому стилю) Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

Напомним, что 29 августа отмечается Третий Спас, называемый Ореховым.

Другие праздники в разделе «Православные праздники»

29 августа православные верующие чтят день перенесения в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. А в народе этот праздник называют ореховый Спас.

Согласно преданию, в период, когда Иисус жил на земле, в сирийском городе Едесса правил царь, который страдал от проказы.

Узнав о чудесных исцелениях, совершаемых Спасителем, он отправил в Иерусалим писца Ананию с просьбой к Христу прийти в Едессу и излечить его, так как сам он передвигаться не мог. Также он попросил искусного живописца Ананию нарисовать Иисуса Христа.

Однако посланцу царя не удалось перенести на холст черты Спасителя, которые постоянно менялись под действием исходившей от него “невыразимой благодати”.

Православный праздник 29 августа

Иисус, который понял о беде царя, совершил чудо. Он попросил принести сосуд с водой, омыл лицо и отер сложенным вчетверо полотном. В тот же миг его черты перенеслись на ткани.

Анания отвез полотно царю Авгарю, который протерся изображением сына Божьего и исцелился от проказы.

Что можно делать 29 августа:

  • в этот день начинали собирать орехи, что и послужило названием праздника. Еще Спас называют хлебным, так как обычно к этому времени заканчивалась уборка хлеба. Поэтому в этот праздник принято радовать близких и друзей выпечкой с ореховой начинкой;
  • в ореховый Спас стоит заготавливать лечебные настойки, чтобы зимой лечить простуду;
  • согласно одному поверью, если положить в этот день в кошелек сросшиеся между собой орехи, то в будущем году не будет проблем с деньгами.

Что нельзя делать 20 августа:

  • нельзя обижать близких, ругаться и конфликтовать;
  • запрещено отказывать в помощи нуждающимся, так можно навлечь на свой дом беду и трудности;
  • также в этот день было нежелательно покидать свое жилище и проводить время в одиночестве. Девушки издавна в этот день собирались большой компанией и гадали на суженого.

Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа

Перенесение Нерукотворного образа Христа из Эдессы (нынешний город Шанлыурфа в Турции) в Константинополь состоялось в 944 году, и с того дня, когда эту реликвию в праздник Успения Пресвятой Богородицы торжественно внесли в церковь Большого дворца, она стала главной византийской святыней. Чтобы выкупить ее у Эдесского эмира, император гарантировал безопасность городов Эдессы, Харана, Сароци и Самосаты, отпустил 200 пленников и заплатил 12000 серебряных монет.

Согласно православному церковному преданию, нерукотворное изображение лица Иисуса на куске полотна появилось благодаря болезни правителя Эдессы Авгаря V. Наслушавшись рассказов о чудесном израильском целителе, он написал ему письмо с просьбой о помощи. Но посланцам Авгаря никак не удавалось пробиться к Иисусу, вечно круженному толпой. И тогда Он сам подозвал их, передал ответное письмо, в котором обещал прислать в Эдессу одного из своих учеников, а напоследок, умывшись, отер лицо куском полотна, на котором остался отпечаток, и передал эту первую икону (святой Мандилион) в дар Авгарю, к которому потом действительно послал апостола Фаддея.

Описывая это событие в своей Церковной истории, римский историк IV века Евсевий Кесарийский в качестве доказательства приводит два переведенных им документа из архивов Эдессы – письмо Авгаря и ответ Иисуса. Цитируются они и армянским историком V века Моисеем Хоренским. А в VI веке Прокопий Кесарийский в книге «Война с персами. Война с вандалами. Тайная история» описывает посещение Авгаря апостолом Фаддеем.

Однако в X веке существовала и другая версия происхождения Мандилиона. Согласно ей, отпечаток лица Иисуса появился на полотенце, которым он отер кровавый пот после молитвы в Гефсимании пред своими крестными муками – его-то и передал Фаддей Авгарю, чтобы его исцелить.

Как бы там ни было, благодарный правитель Эдессы велел поместить чудесный плат над главными воротами города, и каждый входящий в них должен был поклониться святыне. Продолжалось это до тех пор, пока один из правнуков Авгаря, не разделявший религиозных убеждений своего предка, не повелел заложить ее кирпичами.

Со временем о святыне и вовсе забыли и вспомнили лишь несколько веков спустя, когда Эдессу осадили войска персидского шаха Хозроя I Нуширвана. Антиохийский автор VI века Еваргий Схоластик рассказывает, как, по откровению, бывшему во сне епископу Евлалию, Мандилион был обнаружен, жители Эдессы совершили с ним крестный ход, и персы отступили. Весть о чудесном избавлении города облетела весь Восток, и даже арабы, в 630 году захватившие Эдессу, не мешали христианам поклоняться их знаменитой реликвии.

В 787 году на Седьмом Вселенском соборе само существование Нерукотворного образа стало важнейшим аргументом против иконоборчества.

О судьбе Мандилиона после перенесения его в Константинопль существует несколько преданий. По одному — его похитили крестоносцы во время разграбления города, но их корабль потонул в Мраморном море. По другому — Нерукотворный образ около 1362 года привезли в Геную, где он до сих пор хранится в монастыре апостола Варфоломея. Существует версия, что Мандилион неоднократно давал точные отпечатки: один из них — «на керамии» (черепице) — отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.

Возможно, именно существованием этих отпечатков и объясняются разночтения преданий. На Западе, например, католическая традиция совсем иначе объясняет происхождение Нерукотворного образа Спасителя. Западный вариант предания, возникший позднее восточного (в XIII – XV веках), повествует о некоей благочестивой еврейке Веронике, сопровождавшей Христа в крестном пути на Голгофу и подавшей ему платок – отереть кровь и пот с лица. «Плат Вероники» с отпечатавшимся на нем ликом Христа хранится в соборе святого Петра в Риме (впрочем, некоторые ученые утверждают, что имя Вероники – просто искажение латинского выражения vera icon, истинный образ). Главное его отличие от Мандилиона из Эдессы – терновый венец на голове Спасителя.

Почитание Нерукотворного образа пришло на Русь в XI-XII веках и особенно широко распространилось начиная со второй половины XIV века. В 1355 году новопоставленный Московский митрополит Алексий привез из Константинополя список святого Мандилиона, для которого сразу был заложен храм. По всей стране стали строить церкви, монастыри и приделы храмов, посвященные Нерукотворному образу и получавшие название «Спасских».

Перед иконой Спаса Нерукотворного молился Дмитрий Донской, воспитанник митрополита Алексия, получив известие о нападении Мамая. Хоругвь с этой иконой сопровождала русское войско в походах, начиная с Куликовской битвы вплоть до Первой мировой войны, (со временем эти хоругви стали называть «знамениями» или «знаменами» — так слово «знамя» заменило древнерусское «стяг»).

Иконы Спаса Нерукотворного размещали на крепостных башнях — так же как и в Византии, Спас Нерукотворный стал «оберегом» города и страны и одним из центральных образов русского православия, близким по значению и смыслу к кресту и распятию.

Ну, а в народе он стал еще и «Спасом на полотне» — праздником, завершающим Успенский пост (исторически совпавшее с Успением перенесение Нерукотворного образа в Константинополь было решено вспоминать на следующий день, что бы не смешивать два эти торжества), днем, когда освящали домотканые холсты и полотна и пекли хлеб из зерна нового урожая – главное угощение Третьего Спаса.

По православному церковному календарю 29 августа отмечают день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа

По церковному календарю 29 августа отмечают день памяти Святых Диомида, Херимона и других.

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Нерукотворный Спас

По церковному календарю 29 августа отмечают день перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь.

Нерукотворным, согласно Библии, Спас назвали из-за чуда, произошедшего во времена жизни Иисуса Христа. В сирийском городе Едессе, во времена проповеди Спасителя, правил Авгарь, пораженный проказой. Авгарь, уверовав в Иисуса как в Сына Божья, не видя Спасителя написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.

Православный праздник 29 августа

В Палестину с этим письмом он послал своего живописца Ананию, поручив ему написать портрет Божественного Учителя. По прибытии в Палестину Анания увидел Сына Божья, окруженного большим количеством народа. Подойти к нему не было никакой возможности, поэтому встав в отдалении на высокий камень, он попытался написать портрет Христа. Но у художника не получилось ничего.

Иисус, заметив живописца, назвав его по имени, подозвал к себе и передал для Авгаря письмо. Спаситель правителю сирийского города обещал прислать в скором времени своего ученика, который больного исцелит и наставит в истинной вере.

Затем Спаситель попросил принести воду и полотенце (убрус). Умыв лицо, Он отер его убрусом, и Его Божественный Лик отпечатлелся на нем.

Этот «холст» отвезли Авгарю, вылечившемуся впоследствии от страшного недуга. Образ стал в Едессе очень почитаем. Плат прибили на доску и поместили над городскими вратами. Жители города убрус считали великой святыней.

Православный праздник 29 августа

Едессой в 630 году овладели арабы. Поклонению Образу они не препятствовали, так как слава о Нерукотворном Спасе распространилась по всему Востоку. Пробыв в Едессы до 944 года, Образ стал главной святыней города.

У эмира — правителя города — святыню выкупил император Константин Багрянородный (912-959) в 944-м и перенес его в Константинополь — тогдашнюю столицу православия.

Однако святыня безвозвратно была утеряна во времена крестовых походов. Сегодня мы имеем возможность прикладываться к копиям этого Образа в православных храмах.

Это событие с тех пор отмечается православными христианами всего мира.

Диомид

По церковному календарю 29 августа поминают мученика Диомида, пострадавшего при императоре Диоклетиане (284-305).

Родился будущий Святой в Тарсе Киликийском. Диомид был врачом. Будучи христианином он лечил людей не только от телесных, но и от душевных болезней.

Он просветил и крестил многих язычников. Церковь, которая чтит Диомида как целебника, призывает имя Святого при совершении таинства Елеосвящения.

Диомид много путешествовал, когда он пришел в город Никею, Диоклетиан велел его схватить. По дороге в Никомидию мученик сошел с телеги, чтобы помолиться и умер.

Воины, в доказательство исполненного поручения, отрубили Диомиду голову, но сами ослепли. Император приказал голову отнести обратно к телу. Исполнив приказ, воины прозрели и уверовали в Спасителя.

Херимон Египетский

По церковному календарю 29 августа поминают преподобного Херимона Египетского.

Подвизался будущий Святой в Скитской пустыне в Египте, примерно в конце IV – в начале V века.

Пещера преподобного находилась в 12 верстах от источника воды и в 40 верстах от церкви. Прожив в пустыне богоугодную жизнь, Херимон скончался в возрасте более 100 лет.

Именины

По церковному календарю 29 августа именины отмечают Анна, Аким, Александр, Лаврентий, Нил, Никодим, Степан и Яков.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Ореховый спас, один из важнейших праздников православных верующих, празднуют 29 августа. Какие приметы и запреты связаны с этим днем – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Православный праздник 29 августа

В этот день христиане почитают Нерукотворный образ Христа Спасителя. В народе третий по счету Спас принято считать временем благодарения Богу за щедрый урожай хлеба и орехов. Именно в этот день люди занимались заготовкой орехов нового урожая и делали из них различные лакомства.

Ореховый спас в народе также называли Холщовым, потому что люди в этот праздник выезжали торговать полотнами, ткаными холстами и плодами свежего урожая.

Обязательным ритуалом в Ореховый спас был поход в церковь, где люди освящали орехи и другие продукты, собранные с собственного подворья. Освящали и воду – считалось, что в третий Спас она обладает целебной силой. Этот день, как правило, проводили с семьей: вместе готовили ореховые десерты, читали молитвы.

В праздник запрещалось ругаться, спорить и злиться. Не рекомендовалось заниматься физическими нагрузками.

В народе считали, что, если в Ореховый спас идет дождь, – ждать теплую осень. Хороший урожай орехов предвещал богатый урожай зерна в будущем году.

Смотрите также:

Православный праздник 29 августа

Православные жители Российской Федерации в день 29 августа 2020 года довольно часто задаются вопросами о том, какой церковный праздник, согласно традиции, им нужно отмечать. Известно, что в данную календарную дату христиане празднуют Ореховый Спас, который всегда является завершением двухнедельного поста.

Однако не многие граждане знают о том, что самое празднование в первую очередь связано с памятью о перенесении Нерукотворного Образа Иисуса Христа.

История церковного праздника, отмечаемого 29 августа 2020 года

Православный праздник 29 августа

Согласно давним традициям православных верующих, в день Орехового Спаса представители христианской церкви также должны чтить память святого Нерукотворного Образа Иисуса Христа, который впервые был обнаружен на территории Константинополя в 544 году. Согласно древним приданиям, существует несколько версий происхождения данного образа, однако самой популярной в современности является лишь одна.

В давние времена, в годы правления царя Авгаря на территории Эдессы, правитель стал страдать от тяжёлого и довольно опасного заболевания – лепры. Никакие народные методы лечения не помогали ему спастись от данного недуга. Тогда правитель приказал отправить своего знакомого художника на встречу к Иисусу Христу, чтобы тот помог справиться с заболеванием.

Православный праздник 29 августа

Древние придания гласят, что по прибытии в дом Иисуса Христа, художник несколько раз пытался лично поговорить со святым, однако у него ничего не получалось. Тогда Спаситель сам подозвал художника, и, приложив к своему мокрому лику полотенце, создал Нерукотворный Образ, который и был направлен к царю Авгарю для его исцеления от лепры.

По возвращении на родные земли художник передал святой Образ Иисуса Христа правителю, который тотчас же был исцелён от опасного и мучительного заболевания. Спустя много лет, во времена гонений на христианскую веру, лик Спасителя был спрятан в Константинополе, где его смогли обнаружить спустя годы.

Традиции церковного праздника в честь Нерукотворного Образа Иисуса Христа

Православный праздник 29 августа

На территории Российской Федерации православные граждане испокон веков очень трепетно и чутко относились к соблюдению древних традиций, которые зарождались ещё во времена жизни предков современных христиан. Так, в день 29 августа 2020 года раньше православные верующие занимались подготовкой к холодному времени года – к осени. Они в первую очередь выкапывали и очищали целебные источники, а также, по традиции, сразу же пили из них воду.

Согласно давней православной традиции, в день памяти Нерукотворного Образа Иисуса Христа христиане должны освящать колодцы с питьевой водой. Считалось, что так можно спасти источник от загрязнения, и быть уверенными в том, что он прослужит на протяжении всего холодного времени года.

Православный праздник 29 августа

Граждане Российской Федерации, согласно давней традиции, ежегодно в день 29 августа начинают заниматься осенними и зимними заготовками. В этот день можно и огурцы солить, и закатывать ягоды в виде варенья, а также заниматься приготовлением различных блюд из лесных и других видов орехов.

Новый урожай зерна в день 29 августа 2020 года должен использоваться в качестве сырья для изготовления свежего хлеба. Готовые изделия во время церковного праздника было принято освящать, а также угощать ими всех знакомых, странников, соседей, родственников и друзей.

Приметы и народные поверья 29 августа 2020 года

Православный праздник 29 августа

На территории Российской Федерации испокон веков было принято наблюдать за различными изменениями в окружающей среде, а также в природе. Так, увидев что-то необычное, православные люди начинали связывать это явление с теми или иными событиями, и со временем создавали приметы, которые играют определённую роль в жизни людей до сих пор:

  • если 29 августа было собрано много орехов, то год будет хлебный;
  • зима будет короткой, если 29 августа стоит тёплая погода;
  • зима будет без метелей, если 29 августа совсем не дует ветер;
  • плохо заметные на небе звёзды говорят о сухой погоде;
  • в день 29 августа нельзя наступать на хлебные крошки – можно накликать на себя беду.

Граждане Российской Федерации также должны знать о том, что день 29 августа среди православных людей считается благоприятным для дальних поездок.

Ссылка на основную публикацию