Николай чудотворец морской

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284 — 305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и противостоял со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретику Арию.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане.

Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя.

Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345 — 351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне.

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени.

Образ святителя Николая, находящийся в соборе, по времени написания относится к середине XVII века. Икона была подарена греческими моряками. Позже были написаны клейма вокруг иконы в стиле интерьера собора.

В медальоне в центре образа находится частица мощей Святителя Николая, которая была подарена митрополитом Гор Ливанских Илией. Он посетил Никольский собор в ноябре 1947 года.

Митрополит Илия всю войну просил Господа укрепить народ России, который нес очень тяжелые потери и страдания. И когда ему представилась возможность приехать в непокоренный город, то он привез частицу святых мощей для их духовного укрепления.

День памяти: 22 мая нов. стиля/ 9 мая ст. стиля; 19 декабря нов. стиля/ 6 декабря ст. стиля.

Расположение: южная часть верхнего храма.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284 — 305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солию премудрости. Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345 — 351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне.

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени.

Николай чудотворец морской

22 мая, в день Николы Вешнего, поморы открывали навигацию на «морях Студеного океана». В это же время печорские промысловики отправлялись на Новую Землю (Матку): «Николин день подойдет на ту пору — бежать пора на Матку».

Интересно, что поморские лоции представляли собой разновидность фольклорного предания, дополненного текстами Священного Писания, и что «водителем» («вожем») поморов в их скитаниях по волнам Студеного моря являлся Николай Угодник — «Морской бог».

Значимость Николы Морского для северорусских моряков отметил в 1653 году французский путешественник де Ламартиньер, посетивший Поморье. Местных жителей он назвал «николаистами», так как в каждом жилище он видел икону Николая Угодника.

Николай чудотворец морской

Именование поморов «николаистами» обусловлено чужеземным восприятием святого Николая как «русского бога», собственное имя которого становится нарицательным и обозначает русского человека вообще. «Почитание икон связано было и с Богом старого Севера. Понятие об этом дает «Стих о Николае Морском»:

Мы пишем Николу// Разноцветные вапы// Украшаем Николу// Скатными жемчугами// Мы ставим Николу// В киноваренную божницу// Мы теплим Николе// Воскояровы свечи// Кадим мы Николе// Ладаном-темьяном// Творим мы Николе// Земные поклоны.

Абсолютно все поморские ладьи были названы именем святого Николая и украшены его резным образом. Северные русские мореходы были уверены, что святой, во имя которого построен храм, сам является этим храмом и пребывает в нем. А корабль для них являлся своего рода церковью.

Николай Чудотворец на Северной Руси почитался не только, как водитель по водам «житейского моря», усмирителем и утешителем бурь и напастей, но и «скорым помощником».

Поморы говорили, «когда молишься Богоматери и разным святым, они твою молитву понесут Богу, и уже от Бога ты получишь милость». Но Николе «вперед милость дана», то есть Николе отпущен от Бога как бы лимит».
В этом смысле Николай Угодник, в отличие от других святых, уподобляется самому Спасителю. Поморы были, наверно, самыми отважными моряками в мировой истории. Их не пугало ни Студеное море, ни ледники, ни суровые северные штормы. Русский мореход знал, что у него всегда есть спасительная молитва к Николе Морскому, которая лучше самого точного компаса, самой подробной лоции.

Николай чудотворец морской

Николай Угодник один из самых почитаемых святых на Руси. Но никто из русских так не почитал святого Николая, как поморы.

22 мая, в день Николы Вешнего, поморы открывали навигацию на «морях Студеного океана». В это же время печорские промысловики отправлялись на Новую Землю (Матку): «Николин день подойдет на ту пору — бежать пора на Матку».

Николай чудотворец морской

Интересно, что поморские лоции представляли собой разновидность фольклорного предания, дополненного текстами Священного Писания, и что «водителем» («вожем») поморов в их скитаниях по волнам Студеного моря являлся Николай Угодник — «Морской бог».

Николай чудотворец морской

Значимость Николы Морского для северорусских моряков отметил в 1653 году французский путешественник де Ламартиньер, посетивший Поморье. Местных жителей он назвал «николаистами», так как в каждом жилище он видел икону Николая Угодника. Именование поморов «николаистами» обусловлено чужеземным восприятием святого Николая как «русского бога», собственное имя которого становится нарицательным и обозначает русского человека вообще. «Почитание икон связано было и с Богом старого Севера. Понятие об этом дает «Стих о Николае Морском»:

Мы пишем Николу

Мы ставим Николу

В киноваренную божницу

Мы теплим Николе

Кадим мы Николе

Творим мы Николе

Абсолютно все поморские ладьи были названы именем святого Николая и украшены его резным образом. Северные русские мореходы были уверены, что святой, во имя которого построен храм, сам является этим храмом и пребывает в нем. А корабль для них являлся своего рода церковью.

Николай чудотворец морской

Николай Чудотворец на Северной Руси почитался не только, как водитель по водам «житейского моря», усмирителем и утешителем бурь и напастей, но и «скорым помощником».

Поморы говорили, «когда молишься Богоматери и разным святым, они твою молитву понесут Богу, и уже от Бога ты получишь милость». Но Николе «вперед милость дана», то есть Николе отпущен от Бога как бы лимит».

В этом смысле Николай Угодник, в отличие от других святых, уподобляется самому Спасителю. Поморы были, наверно, самыми отважными моряками в мировой истории. Их не пугало ни Студеное море, ни ледники, ни суровые северные штормы. Русский мореход знал, что у него всегда есть спасительная молитва к Николе Морскому, которая лучше самого точного компаса, самой подробной лоции.

Николай чудотворец морской

Картина мира у русских поморов была необычная, но даже в наше время не лишенная смысла. Они жили наверху, торговать ходили в шведскую землю – вниз. Там живет всякая нехристь – французы, немцы, англичане: о них, не имеющих истиной веры, и прояснять нюансы не стоит. А на востоке – они, православные, южнее живут вроде тоже относительные братья, но поскольку они не поморы, то о них тоже говорить не стоит. Уже позже, в конце XVIII – начале XIX века связь поморов с внутренней Россией, отчасти насильственно, укрепилась, и тогда у них даже появилась серия судов со славянскими именами.

Колдуны

Что касается остального мира, то дальше на юго-востоке жили арабы, а еще восточнее – карлики, одноногие, одноглазые и песьеголовые. При этом все, кто находился на этнической периферии русского Севера, считались колдунами. Колдовскими чарами обладали, например, самоеды-ненцы, которые напускали на «Русь» порчу-икоту. Есть записи о том, что крестьяне Пинежского и Мезенского уездов заразились икотой от своих соседей-самоедов. (Н.М. Теребихин, «Метафизика севера», Архангельск, 2004)

Николай чудотворец морской

Зырянский край, иначе говоря, земля народа коми, также считался темной страной чародеев и кудесниц. Своих ближайших соседей – карел, поморы уважали и боялись. Считалось, если какая напасть – карелы наслали по ветру.

«Всякую они тяготу с Карелы своей на наше Поморье пущают» – говорили поморы.

Карелы их не разубеждали, сами уверенные в том (причем до сих пор), что обладают магическими способностями. Правда, поморы считали, что если лихой человек из Карелии наслал болезнь, то и излечить могут только его соотечественники, поэтому частенько звали карельских колдунов к своим больным, чтобы они прочитали лечебный заговор «на ветры и на четыре стороны». Карел часто звали и на похороны, и на свадьбы – для того, чтоб все было отмечено и магической печатью.

Могущественнее карелов считались только лапландцы. Возможно, потому что именно они были первыми в освоении северных земель. Широко известна история, как царь Иван Грозный выписал из Лапландии 60 колдунов, чтобы те объяснили ему, что означает комета, которую мнительный царь посчитал предвестницей скорой смерти. Лопарские ведуны объявили – именно так, царь скончается 18 марта. Иван Грозный, не поверив, что жить ему осталось так мало, велел 18 марта сжечь всех колдунов. Но не успел, вечером этого дня Иван Грозный внезапно упал в обморок и к ночи скончался.

Опять вспомнили у нас о лопарских волшебниках, когда был убит самозванец Григорий Отрепьев. Его тело с множеством ран несколько дней лежало на Красной площади, выставленное на всеобщее обозрение. Пошел слух, что «Гришка был колдун, научившийся колдовству у лопарей: когда они дадут себя убить, могут и воскрешать себя». Об этом можно прочитать у историка Н. М. Карамзина. В «Истории государства Российского» он приводит отрывок из «Московской хроники»:

«Вокруг Лжедмитриева тела, лежащего на площади, ночью сиял свет: когда часовые приближались к нему, свет исчезал и снова являлся, как скоро они удалялись. Когда его тело повезли в убогий дом, сделалась ужасная буря, сорвало кровлю башни на Кулишке и повалило деревянную стену у Калужских ворот. В убогом доме сие тело невидимою силою переносилось с места на место, и видели сидящего на нем голубя. Произошла великая тревога. Одни считали Лжедмитрия необыкновенным человеком, другие — дьяволом, по крайней мере, ведуном, наученным сему адскому искусству лапландскими волшебниками, которые велят убивать себя и после оживляют».

Батюшка море и Ветер-полуношник

Таинственнее чужеродных земель, населенных карелами и лапландцами, для помора – только море. Царство смерти. И путешествие по нему – испытание смертью на «судах» – семантически напрямую связанных со страшным судом. Человек вступает в поединок со стихией, показывая, на что способен. Настоящие герои-мореплаватели возвращаются домой «преображенными», а самозванцы погибают в морской пучине.

При этом поморы относились к морю с большим уважением. Они никогда не говорили «погиб» или «утонул», а «море взяло», и осуждать его не людское дело. Море справедливо и его решение следует принимать – взяло, значит, так надо было.

Души взятых морем людей уходят в царство поморского бога северного ветра Борея. Поморы знали, что неприятностей можно ждать не только от моря, но и от ветра. И больше других следует опасаться северо-восточного ветра – полуношника. «Смертоносного, шалого, темного, ярого, буйного». (Н.М. Теребихин, «Метафизика севера», Архангельск, 2004). Такими эпитетами его награждают поморы в народном творчестве. Усмирить его может только крест. Всегда после того как его вкапывали в землю – ветер стихал. Поморские кресты – это всегда дань Богу за то, что сохранил после выхода в море.

Николай – скорый помощник

Никола — Морской бог. Так называли и называют поморы св. Николая Чудотворца, которого во всем мире признают покровителем мореплавателей. О том, на сколько был почитаем этот святой, свидетельствуют записи французского врача и путешественника де Ламартиньера, который в 1653 году посетил Русскую Лапландию. Жителей Колы он назвал «николаистами», поскольку «в каждом жилище видел икону Николая Угодника».

«От Холмогор до Колы – тридцать три Николы», — поморская пословица.

Что не удивительно – Николая считали скорым помощником. Оказывается, когда молишься Богоматери и разным святым, они твою молитву понесут Богу, и уже от Бога получишь милость. Но Николе «вперед милость дана». Так что если дело срочное – лучше просить у Николая. Однако хоть святой исцелитель и освободитель, однако в поморском представлении он мстителен и обидчив будто языческий бог.

Николай Теребихин: «На Северной Двине, немного ниже Березника, «есть тоже прославленное чудесами резное изображение св. Николая. Все суда, благополучно прошедшие порог, жертвуют «на масло» угоднику. Нам рассказывали несколько слу­чаев неминуемой мести святого не желавшим жертвовать». В почитании резного образа св. Николая — «хозяина» порогов отчетливо прослеживаются реликты языче­ства. Прежде всего это относится к мести святого, в которой нельзя не усмотреть архаичные идеи договора человека с Богом, основанного на обмене ценностями («на дар ждут ответа»). Подобный же архаичный пласт представлений был связан с другим резным деревянным образом св. Николая Чудотворца, находившимся у исто­ков реки Пинеги: «Несколько тамошних жителей рассказывали нам предание, что в старые времена Святой изнашивал пару сапог в год, но с тех пор как один священник, поскупившись на новые сапоги, подшил только подошвы к старым — чудо перестало совершаться». Никола — «хозяин» реки Пинеги, совершавший ежегодные обходы своих владений, исцелявший людей, усмирявший врагов, отказался творить чудеса, после того как люди обманули его, подсунув старую обувь».

По всему миру возведено множество церквей и часовен, построенных по обету, данному по случаю спасения на море. Опасные морские путешествия подталкивали к. РИА Новости, 02.05.2021

МОСКВА, 2 мая — РИА Новости. По всему миру возведено множество церквей и часовен, построенных по обету, данному по случаю спасения на море. Опасные морские путешествия подталкивали к обретению веры многих скептиков. На российских кораблях, как и везде, были и священнослужители, и иконы, и особо почитаемые святые.К таким особо почитаемым моряками святым в первую очередь относится святой Николай Мирликийский. Николай Чудотворец – святой покровитель моряков и других путешественников. Он жил в Римской империи в III–IV веках. На Руси почитаем с XI века, причем с самого начала это был «народный святой».Во многих портовых городах мира церкви для моряков посвящены именно Николаю. В России наиболее известны Николо-Богоявленский морской собор в Санкт-Петербурге, Морской собор святителя Николая Чудотворца в Кронштадте, Никольский собор во Владивостоке и Свято-Никольский кафедральный собор в Мурманске. В честь святого Николая в XVIII–XХ веках были названы несколько фрегатов и линейных кораблей.Другой почитаемый у моряков святой – апостол Андрей Первозванный. Вместе с братом Петром Андрей до призвания в апостолы был рыбаком, и с распространением христианства рыбаки стали считать его своим покровителем. Кроме этого на Руси была распространена легенда о посещении апостолом Андреем Киева и Новгорода, что и предопределило использование андреевского креста Петром при создании военно-морского флага России.Первый орден, учрежденный Петром, также был посвящен святому апостолу Андрею Первозванному. Первым кавалером этого ордена стал один из создателей российского флота Федор Головин. Первый линейный корабль «Святой Андрей» был спущен на воду в феврале 1721 году на Адмиралтейской верфи прямо в прорубь и успел принять участие в Северной войне, завершившейся осенью того же года. Посвящена этому святому и главная икона ВМФ.Также моряки чтут святого Владимира. Как креститель Руси он почитаем и на суше, и на море, однако в годы русско-турецких войн тот факт, что его крещение состоялось в крымском Херсонесе, сделал его одним из особо почитаемых флотом святых. Линейный корабль «Святой Владимир» был построен на херсонской верфи в 1787 году и неоднократно участвовал в сражениях в составе эскадры Федора Ушакова.Посвященные святому Владимиру храмы расположены во многих городах России, среди них два собора в Крыму (в Херсонесе на месте крещения князя и в Севастополе – там расположена усыпальница адмиралов, погибших во время осады города в ходе Крымской войны). В 2020 году построенная на «Севмаше» атомная подводная лодка К-549 «Князь Владимир» была передана в боевой состав ВМФ.Еще один почитаемый среди мореплавателей святой – Александр Невский. Победитель шведов в Невской битве 1240 года, князь Александр Ярославич был канонизирован в 1547 году. Петр I в годы Северной войны основал на месте Невской битвы монастырь в память об Александре Невском (в настоящее время – Александро-Невская лавра).Святой Александр Невский считается небесным покровителем Санкт-Петербурга и морской пехоты. Именем святого были названы несколько кораблей XVIII и XIX века, а также атомная подводная лодка проекта 955, построенная на «Севмаше» и принятая флотом в 2013 году. Примечательно, что на К-55 «Александр Невский» в 2011-м был доставлен и установлен походный храм, освященный в Троице-Сергиевой лавре.Российские моряки обращаются за покровительством к святому Пантелеймону и святому Сысою Великому. Покровитель врачей и воинов святой великомученик Пантелеймон был достаточно популярен на Руси, но к морю отношения не имел до событий Северной войны. Но из-за того, что победы при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720) произошли в день святого Пантелеймона, рядом с Партикулярной верфью Санкт-Петербурга в 1722 году была построена церковь Адмиралтейств-коллегии, посвященная этому святому. Верфи давно нет, а вот церковь стоит.Похожим образом возникла традиция наименования кораблей в честь Сысоя Великого – коптского святого V века. В его день – 6 июля по юлианскому календарю – была одержана победа над шведами при Гогланде (1788). Результат – в честь Сысоя была названы три парусных линейных корабля, а также броненосец, погибший при Цусиме.В списке почитаемых есть даже римский святой Климент Папа Римский. Появление в череде православных святых Папы Римского выглядит странным, но это дораскольный Папа, имеющий самое прямое отношение к Крыму. Там он работал в каменоломнях неподалеку от Херсонеса, а после был казнен. Поскольку существует традиция изображения святого вместе с символом мученичества, святого Климента изображали с якорем – именно к этому предмету его привязали палачи, после чего утопили. Святой особенно почитался в Киевской Руси, покровителем которой он считался, и моряками во время русско-турецких войн. Линейный корабль «Святой Климент Папа Римский» одно время был флагманом Балтийского флота, а в Москве в XVIII веке в честь этого святого по проекту Трезини был построен храм – самый крупный в Замоскворечье.Святой Исаакий Далматский был священником IV века и стал известен полемикой с константинопольским императором, погрязшим в арианской ереси. В день святого Исаакия (30 мая по юлианскому календарю) родился Петр I. Для работников Адмиралтейской верфи в 1706 году царь построил храм, который был наречен в честь святого Исаакия. Именно в нем произошло венчание Петра I и Екатерины. Нынешний Исаакиевский собор Огюста Монферрана, крупнейшая церковь Санкт-Петербурга – четвертая церковь, посвященная Исаакию. Линейный корабль «Святой Исаакий» был построен в 1740 году на Соломбальской верфи в Архангельске.Святой Иоанн (Кронштадтской) — один из святых, канонизированных РПЦ в 1990 году. Он был священником и настоятелем Андреевского собора в Кронштадте. К концу жизни возник культ, благодаря которому Кронштадт стал местом паломничества. Он пользовался большим авторитетом на флоте, верующие почитали его как чудотворца еще при жизни, однако вовлеченность в политическую жизнь России конца XIX – начала XX века создала ему неоднозначную репутацию. В годы СССР его имя стало одним из символов реакции. Сейчас в честь Иоанна Кронштадтского назван один из катеров связи проекта 21270. На катерах именно такого типа принимают парады кораблей в день ВМФ.Святой праведный воин Феодор (Ушаков) – еще один святой, о котором нельзя не сказать. В 2001 году великий флотоводец, адмирал Федор Федорович Ушаков был канонизирован РПЦ и стал одним из покровителей военно-морского флота. В его честь в 2006 году был возведен кафедральный собор в Саранске. В 2004 году именем адмирала назвали эсминец проекта 956, построенный ранее на Северной верфи в Санкт-Петербурге. В настоящее время он находится на ремонте на ЦС «Звездочка». Это уже четвертый корабль, названный в честь Федора Ушакова.Этот список, конечно, не полон, ведь в нашем флоте очень часто нарекали корабли именами святых. Традиция жива и сегодня, поскольку морская стихия, как и много веков назад, порой заставляет задуматься о вечном.Историк Сергей Минаев специально для проекта «Морская держава»

Николай чудотворец морской

Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей. И является одним из самых почитаемых святых в православном мире. Не случайно церковь Николая Чудотворца в столице Поморья — Архангельске в прошлые векабыла поставлена на набережной Северной Двины. Сюда перед выходом в море на промысел морского зверя и за уловом трески и палтуса поморы заходили помолится и попросить защиты у святого.

Святитель Николай, живший в 3-4 веках, прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником, сообщает Calend.ru. Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.

Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, — его вера, удивительная, сильная, ревностная.

Святитель Николай скончался в середине 4 века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне. Русская Православная Церковь чествует память святителя Николая 19 декабря и 22 мая (по новому стилю), а также и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями. В России существует большое количество храмов и церквей, посвященных Святому, в том числе и на Севере.

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

22 мая православные отмечают день памяти Николая Чудотворца, или Николая Угодника — так любовно называют святителя в народе, а в Церкви торжественно — святителя и чудотворца Николая Мирликийского, особо почитаемого в России. Если открыть православный молитвослов на разделе под названием «Молитвы об исцелении», то там мы обязательно найдем обращение к святителю Николаю Чудотворцу. Так же как в главах «Молитвы, читаемые в тревоге за будущее», «Молитвы о путешествующих», «Молитвы, читаемые в нужде», «Молитвы в бедности, или при потере имущества, денег», и это еще не все. Русские молились Николаю Угоднику Божьему в минуты, когда совсем край, уповая на его скорую помощь и заступничество.

Николай чудотворец морской

Среди эмигрантов первой волны ходила удивительная история, связанная с Николаем Чудотворцем, известна она со слов знаменитого певца, поэта, композитора Александра Вертинского. Дело было в Харбине, в 20-х годах прошлого века. В Харбине тогда было много русских, и кто-то прямо на вокзале повесил икону одного из самых почитаемых в России святых — Николая Чудотворца, покровителя путешествующих и гонимых. И вот однажды пестрая привокзальная публика стала свидетельницей того, как к иконе подбежал пожилой китаец, упал перед ней ниц, причитая: «Старика вокзала, старика вокзала!» Как выяснилось, китаец вышел в лодке порыбачить и не заметил, как поднялся шторм. Его лодчонку швыряло о волны с такой силой, что рыбак уже прощался с жизнью, помощи ждать было неоткуда. И вдруг, как во сне, он увидел перед собой образ седого старичка, которому русские молились на вокзале. Не зная, как обратиться к святому, он по-своему, коверкая чужой язык, взмолился о помощи: «Старика вокзала! Старика вокзала!» Что было дальше, китаец и сам не мог объяснить: очнулся он целым и невредимым, с хорошим уловом рыбы. Свое чудесное спасение он приписал помощи «святого русских» — «старика вокзала», которого и бросился тут же благодарить.

Как написано в житиях Николая Чудотворца, составленных в XVI веке: «Прииди в Русь и виждь, что нет града и села, в котором не было бы чудес Святого Николы, которых по множеству их невозможно и записать». Никогда при жизни не связанный с Россией, святой Николай Чудотворец был всегда первым, самым любимым покровителем и заступником каждого, с верой и молитвой прибегающего к его помощи. Вот что можно прочитать в одной из книг начала XVIII века, зафиксировавшей чудеса, явленные по молитве к угоднику Божьему Николаю: «…он является скорым, без промедления, защитником всех, находящихся в бедах, спасает от потопления и из глубины морской переносит на сушу, избавляет от смертной казни мечом и иных родов смерти на войне, подает исцеление слепым, хромым — хождение, глухим — слышание, немым — глаголание. Премногих он обогатил, когда те находились в крайней нищете, спасая от лютой смерти, голодным давал пищу, а невинно оклеветанным спасение. Во все концы земные известны его чудотворения».

Само житие святого по объему гораздо скромнее, чем тома, посвященные свидетельствам бесчисленных чудес, произошедших по молитве к святителю уже после его смерти и вплоть до наших дней. И это не случайно. Безусловно, при жизни святитель следовал заповеди Божьей о том, что творить добро надо, не просто скрывая это от людского глаза и уха, но так, чтобы даже твоя правая рука не ведала, что делает левая. Поэтому только малая часть прижизненных чудотворений святителя дошла до нас, немногое известно и о его земной жизни. Тем не менее, мы знаем, что он был единственным, поздним и желанным ребенком в благочестивой семье. Его родители, прося Бога о сыне, обещали посвятить его Богу, и их молитва была услышана. Предположительно, в 260 г., в городе Патары области Ликии в Малой Азии (сейчас Турция) у Феофана и Нонны родился мальчик, получивший при крещении имя Николай, что по-гречески означает «победивший народ». С раннего детства Николай отличался не просто необычайной мудростью, но и тягой к добру, к служению другим людям. Например, все деньги, перешедшие к нему по наследству от родителей, он раздал бедным, причем старался делать это так, чтобы те не узнали, кто же был их благодетелем. Известен случай, когда Николай, уже будучи в священном сане, с риском для жизни заступился за невинно оклеветанных и осужденных на смерть.

Конечно, некоторые из чудотворений, произошедших по молитве святого, не могли оставаться в тайне. Например, жизнеописание святого рассказывает о том, как во время морского путешествия в Иерусалим, на глазах многих свидетелей святитель силой своей молитвы усмирил бурю и воскресил молодого матроса, упавшего с мачты на палубу и разбившегося насмерть. Множество больных и бесноватых исцелялись после того, как обращались к святому Николаю за помощью. Став епископом ликийского города Миры — отсюда еще одно имя святителя, Николай Мирликийский, — он все силы направил на служение людям. Сохранились свидетельства того, как в трудные годы голода он чудесным образом спас свой город от неминуемого вымирания. Причем почитали святого не только христиане, но и мусульмане — в Турции до сих пор с необычайным благоговением относятся к святителю, сохранилась башня и темница, в которую был заточен епископ Николай Мирликийский во времена гонения на христиан.

Святому выпала долгая и непростая жизнь, скончался он в 334 или 335 году, а уже после смерти его прославление вышло за пределы Малой Азии. Уже в V веке Николая Мирликийского начали чтить как святого греки, а первый храм, посвященный Николаю Чудотворцу, появился в России задолго до Крещения Руси и образования Древнерусского государства. Летописец Нестор свидетельствует, что в 882 году на могиле воеводы Аскольда, в Святом Крещении Николая, в Киеве была построена первая церковь во имя Святителя Николая. Так началась история почитания и прославления Николая Угодника в России. 22 мая в храмах будут звучать слова, обращенные к святому: «Правилом веры, образцом кротости, воздержания учителем показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрел величие, нищетой — богатство: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога о спасении душ наших».

Почему моряки всей планеты поклоняются Николаю Чудотворцу

«Кто в море не бывал, тот богу не молился», «на флоте атеистов нет» — пословицы не врут на всех языках мира. Когда жизнь твоя висит на волоске, а паруса порваны в клочья — кого звать на помощь?

Николай чудотворец морской

Моряки знают ответ. Святого Николая.

В трудный момент к нему обращаются, как к самому близкому: «Спаси и сохрани!».

Пощечина Арию

В любом порту планеты можно зайти в храм, построенный в его честь.

Вот Никола Мокрый в Ярославле — XVII век, уникальные росписи и пестрые изразцы.

Вот величественное бело-синее барокко Никольского Богоявленского морского собора в Санкт-Петербурге — здесь впервые стали окормлять моряков российского флота.

Вот Николаевский собор в Ницце — самый большой из православных храмов в Западной Европе.

Вот скромные греческие и болгарские часовни по всему побережью Черного, Средиземного и прочих морей вплоть до суровой Балтики.

Корабельные священники появились на русском флоте в 1719 году по указу Петра I. До того моряки справлялись с молитвами сами. А икону Николая Чудотворца поднимали на полотнище над мачтами.

Чем заслужил святой Николай любовь людей, знающих, что такое смертельная опасность и риск?

В священных книгах у него богатый «послужной список». Терпит корабль бедствие — Николай усмиряет бурю. Человека поднимают на борт бездыханным — молитвой Св. Николая утопленник возвращается к жизни. Падает с высокой мачты корабельщик — святой, одетый в скромные одежды, возносит к небу молитву, и несчастный оживает. Испокон веку святой Николай — покровитель людей энергичных, независимых и азартных. Моряков, путешественников, торговцев. Но и «невинно осужденным и заточенным в темницу» , девушкам-бесприданницам, вдовам и сиротам он помогал тоже.

И это Николай дал пощечину на Никейском соборе, собранном императором Константином в 325 году, некоему Арию, который пренебрежительно высказывался о божественной природе Иисуса.

«Наш человек»

Так говорят о Св. Николае люди разных конфессий, а порой и неверующие. Он вызывает стойкую симпатию: искренний, скромный, но полный энергии и активно, без лишних проповедей творящий добро. В православии Николай Чудотворец — один из самых любимых святых. Католическая церковь, правда, в 1969 году на II Ватиканском соборе его официально деканонизировала — исключила из церковного календаря из-за «неясности происхождения». Но почета это ему не убавило. Чуть ли не половину рассказов о жизни и чудесах Св. Николая церковь не признает, а молва все равно передает жития вперемешку с апокрифами из уст в уста.

Мощи святого покоятся сейчас в итальянском городе Бари и частично — в Венеции, и тропа народная туда не зарастает. Правда, Турция по сей день утверждает, что «настоящие» мощи — в Демре, где археологи раскопали из-под наслоений песка храм Св. Николая; храм планируют со временем восстановить. А пока вокруг шумит туристический бизнес — сувениры, лотки, статуя (2000 год, скульптор Потоцкий) с отполированной ступней святого, к которой каждый норовит приложиться.

Сам Святитель наверняка счел бы все это глупой суетой, лишь пожав плечами: как хотите, мне неважно. Я спасатель. Будете в море — обращайтесь.

И личное

Для своего третьего сына я заранее придумала красивое имя. Но все пошло не вовремя и не так. «Смотрите-ка, мальчик родился с огромным желанием жить!» — удивилась врач, указывая на какой-то сосуд, который мог в любую минуту отслоиться и порваться. Мальчик стал Николаем в тот же самый миг! Имя пришлось как влитое. Я вижу в этом теперь уже 13-летнем человеке и волю, и доброту, и умение договариваться, и тягу к справедливости. покровитель, по-моему, не дремлет.

Хотя наш Колька, как и я, некрещеный и от религии далек.

Со Св. Николаем по Северному морскому пути

Капитан дальнего плавания, писатель Виктор Конецкий не расставался с заветной иконой.

Любовь Дмитриевна — матушка Виктора Викторовича, которую он очень почитал, была верующим человеком. Она сохранила портрет великой княгини Елизаветы Федоровны, и Виктор Викторович никогда его не прятал ни от кого. Во время блокады Любовь Дмитриевна водила Витю с братом Олегом на службы в Никольский Богоявленский морской собор, а потом они шли на Смоленское кладбище, на могилу бабушки. Представьте, в блокаду дистрофики преодолевали такую дальнюю дорогу! Виктор Викторович завещал похоронить себя на Смоленском кладбище рядом с бабушкой в память о том, как любовь в те страшные годы помогла преодолеть смерть.

Когда Виктор уходил в свое первое плавание, мама зашила ему в китель медальон-ладанку святителя Николая Чудотворца. Эта металлическая ладанка путешествовала с Виктором Конецким через все моря и океаны. Когда он, после службы на Северном флоте стал плавать на торговых и научных судах, образок занял свое место среди семейных икон. Уже после смерти мужа я передала ладанку в Центральный Военно-морской музей.

Татьяна Акулова-Конецкая

МОЛИТВА НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!
Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector