Федоровская икона божьей матери: Царица Царствующих

27 марта Церковь чтит Феодоровскую икону Богородицы. Этот день установлен 405 лет назад в честь призвания на царство первого царя из рода Романовых – Михаила Феодоровича. Известно, что при избрании на царство Михаила, его мать, инокиня Марфа, благословила сына этим старинным образом Пресвятой Богородицы. С тех пор икона стала покровительницей царственного дома Романовых.

История создания Образа и появления его на Руси

Святой евангелист Лука – первый автор этого образа. Согласно преданию икона была написана им в одно время с Владимирской иконой Богородицы, хотя существует мнение что Феодоровская икона является одной из более поздних вариаций Владимирского образа.

О том, каким образом икона попала на Русь – история умалчивает. Известно, что в ХII веке икона оказывается в деревянной часовне небольшого города Городец, но вскоре, после пожара, устроенного монголо-татарами в 1239 году, икона была утрачена. Через некоторое время икона была обретена уже в Костроме князем Василием. Сказание повествует о том, что во время охоты князь увидел на верхушке дерева икону Богородицы. При попытке снятия иконы – чудесный образ подымался на воздух. Изумленный этим чудом князь, поспешил в город, где обратился к духовенству. И тогда, народ во главе со священниками совершили крестный ход к этому чудесному месту. После усердной молитвы икону удалось снять с дерева. А затем образ Богоматери был торжественно перенесен в главный храм города, в честь воина-великомученика Феодора Стратилата. Люди, прибывшие из Городца, засвидетельствовали, что это именно та, утраченная из их города икона.

Многие костромчане, видевшие это чудо, поведали о том, что накануне этого события, некий воин пронес на руках ту самую икону Богородицы через весь город. По всем признакам стало понятно, что это был святой воин Феодор Стратилат. С тех пор, икона Богородицы стала носить название «Феодоровская». А на месте её чудесного обретения был основан Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Далее, история повествует о том, что великий князь Ярослав Всеволодович этой иконой благословляет своего сына Александра (будущего великого полководца, получившего прозвище Невский) на брак с полоцкой княжной, Александрой. Об этом свидетельствует характерная особенность этой иконы — на оборотной стороне ее изображена святая Параскева, именуемая Пятницей, которой молятся о благополучном браке.

Чудесная помощь иконы

Неоднократно Небесная Заступница Богородица являла свою чудесную помощь на костромской земле. Так во время пожаров в Феодоровском соборе Костромы икона оставалась невредимой, а в 1260 году икона спасла город от татарского разорения. Благодаря молитвам костромчан перед святой иконой, произошло чудо. Во время битвы на Святом озере, где находилась в тот момент икона, образ Богородицы засиял словно солнце. Ослепленные этими яркими лучами враги бежали прочь от этого места. В ознаменование этого чудесного события, жители на том месте установили памятный деревянный крест, где в последствии воздвигли часовню уже из камня.

Заступница царственного дома Романовых

Свою, значимую роль, Феодоровская икона Божией Матери сыграла при избрании на царство Михаила Феодоровича Романова, первого русского царя из этой знаменитой династии.

Так, в 1613 году состоялся Земский собор, на котором было принято решение воздвигнуть на престол Михаила Романова. Но он сам и его мать, инокиня Марфа, наотрез отказывались принять на себя такое тяжкое бремя. Ведь Михаилу на тот момент было всего 15 лет.

Его мать, памятуя о недавних страшных событиях Смутного времени, хотела оградить и сына от подобных бед. И лишь пламенное слово архиепископа Феодорита смогло переубедить Романовых.

Тогда Марфа обращается к Феодоровской иконе Богородицы со словами «Да будет воля твоя, Владычице!» и преподносит сыну своё благословение. Так началась история царственного дома Романовых.

Примечательно, что в последствии многие из русских княгинь и цариц при вступлении в брак меняли своё родное отчество на «Феодоровна», тем самым памятуя о благословении на царство Михаила Феодоровича, как родоначальника их династии и заручаясь заступничеством самой Богородицы. Принимая это отчество, русские царицы как бы отказывались от своей прежней родины в пользу своей нового дома – богоизбранного удела Пресвятой Богородицы.

Федоровская икона божьей матери: Царица Царствующих

Иконография образа

Иконография образа Пресвятой Богородицы Феодоровская относится к типу — «Умиление». Это прямолинейное опоясное изображение Божией Матери, на правой руке Которой в умиленной позе сидит младенец Христос.

Их лики прижаты «щека к щеке», что создает сходство с Владимирской иконой Богородицы и других подобных икон иконографического типа Елеуса, что в переводе с греческого обозначает «Умиление».

Левая ножка младенца Христа обнажена до колена, что делает её схожим с иконописным изводом «Гликофилуса» — «сладкое лобзание» из за как бы шагающих ножек Младенца. Левой рукой Богоматерь указывает на своего Пречистого Сына. Христос левой рукой обнимает шею Матери, а правой держится за Её одежды.

Дни памяти и местонахождение чудотворного образа

В настоящее время чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская» хранится в соборе Богоявления Господня в городе Кострома.

Церковь дважды отмечает празднование этой чудесной иконы 29 августа в память о ее чудесном явлении и 27 марта – в день избрания Михаила Федоровича на царство.

На Руси издревле люди молятся перед Федоровской иконой Богородицы, прося Ее заступничества в семейных нуждах, спорах, неурядицах, а так же о благополучном вступлении в брак, о даровании детей и легких родах.

Интересные факты о Феодоровской иконе Богородицы

Федоровская икона божьей матери: Царица Царствующих

С именем Феодоровской иконы Богородицы связано не только имя родоначальника династии Романовых, Михаила Феодоровича, не только святое имя великомученика Феодора Стратилата, но и множество храмов, престолов и монастырей нашей необъятной Родины.

  1. В 1911-14 годах в память о трехсотлетней годовщине царствования Романовых в Санкт-Петербурге был построен собор в честь Феодоровской иконы Богородицы.
  2. Вскоре после чудесного обретения чудотворного образа Богоматери Феодоровская в городе Городец был основан Богородице-Феодоровский монастырь (в настоящее время восстановлен только Феодоровский собор монастыря)
  3. Приходским храмом царственных особ Романовых считается так же Феодоровский Государев собор Царского Села, который был основан 1909г.
  4. В 1680х годах в городе Ярославль также была основана церковь в честь Феодоровской иконы Богородицы.
  5. На Святой Земле существует часовня, посвященная этому чудесному образу Богородицы. Основана в 2008 году Императорским Православным Палестинским Обществом.
  6. Отец первого царя рода Романовых носил имя Феодор и впоследствии стал патриархом Филаретом.
  7. Первой женщиной царственного дома, получившей отчество «Феодоровна» была супруга Петра I, Евдокия Лопухина.

Источник: http://media.elitsy.ru/istorii/carica-carstvujushhih-feodorovskaja-ikona-bozhiej-materi/

Феодоровская икона Богоматери

Ниже цитируются:

  • = Словарь русских иконописцев XI-XVII веков.
  • = Государственный Исторический музей : Альбом.

Богоматерь Федоровская. 1702 г. ГИМ. Инв. VIII 3740/58271. 64,6×49,6 см. Пост. в 1926 г. из ГМФ (Инв. 1056). Находилась в Музее фарфора (колл. А. В. Морозова). Реставрирована в 1980 г. А. И. Гоголевой.

По нижнему полю летопись белилами в три столбца: «Сей святый образ списан с чюдотворнаго образа пресвятыя владычицы нашея, нарицаемого Феодоровския, еже на Костроме. А явление того целбоноснаго образа бысть в лето 6747 го году месяца августа в 16 день. Празднование тому чюдотворному образу. И о явлении того чудотворнаго образа в прологе предложено месяца марта 14 го дня».

«Явися той святый образ благоверному князю Василию Георгиевичу рекомому Квашне Костромскому и Галицкому, сыну благовернаго и великаго князя Георгия Ярослава. Правнука преподобнаго и великаго князя Александра Невскаго».

«Написася сей святый образ на Костроме — в лето от мироздания 7211 году месяца октября в 4 день добрым о господе намерением. Рачительным же и неотложным коея милости тщателством, богоспасаемого града Костромы посацкаго человека Илеи Емельянова трудися же в сем святом деле за помочью пресвятыя Богородицы многогрешный изограф Еор[гий] Авраамов Полянскияй слободы». (Аналогичная надпись на иконе Федоровской письма Миронова Якова Васильева, 1719 г.)

27. Георгий Авраамов. Богоматерь Федоровская

Кострома. 1702. Дерево, левкас, темпера. 64,6 × 49,6.

Список «в меру и подобие» чудотворного образа XIII в. Икона написана по заказу костромского посадского человека Ильи Емельянова.

Источник: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=5142

Празднование в честь иконы Божьей Матери Феодоровской

Федоровская икона божьей матери: Царица ЦарствующихФеодоровская (Костромская) икона Божией Матери

Этот православный праздник отмечается в честь иконы Божией Матери Феодоровской (Костромской). Считается, что она написана евангелистом Лукой.

Свое название икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор. По преданию, она была обретена его старшим братом Юрием Всеволодовичем в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца (позже на этом месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь).

Став после гибели брата великим князем Владимирским, князь Ярослав-Феодор в 1239 году благословил оставшейся от брата иконой своего сына Александра, вступившего в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Сам Ярослав-Феодор оставил значимый след в истории Руси первой половины 13 века. Он поднял из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами доставшуюся ему в наследство Русь, сожженную и разграбленную татарами в 1237–1238 годах. Восстановил опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострому, Городец. Всего за восемь лет князь сумел направить страну по единственно верному в то время пути, установив военно-политическое равновесие с Золотой Ордой на востоке и активно противостоя католической Европе на западе.

Сын Ярослава-Феодора — будущий Александр Невский — был ближайшим его сподвижником. Чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери — благословение отца — постоянно находилась при нем. После смерти Александра икону в память о нем взял его младший брат Василий.

Став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме. В 1272 году, защищая страну от очередного татарского набега, русское войско под предводительством князя выступило из Костромы с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, опаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны. После смерти князя Василия икона осталась в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Еще большее почитание на России Феодоровская икона Божей Матери получила в начале 17 века. Именно ею инокиня Марфа (в миру Ксения Романова) в 1613 году благословила на царство своего сына Михаила Романова, основателя династии, которая будет править страной долгие 300 лет. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконы также и 27 марта (по новому стилю). А 29 августа отмечается ее обретение в день Спаса Нерукотворного.

Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне запечатлен образ святой великомученицы Параскевы в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление этого образа связано с супругой Александра Невского.

Другие праздники в разделе «Православные праздники»

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1430/

Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская»

Дни почитания – 27 марта и 29 августа.

Молитва перед иконой Божьей Матери «Феодоровская» помогает в случаях длительной бездетности семьи, перед ней молятся невесты об удачном браке, будущие мамы, а также молятся за рожениц при трудных родах. Если в семье не все благополучно, то молитва перед ней поможет наладить пошатнувшиеся отношения между супругами. Также эта икона почитается как чудотворная и помогает исцелению болезней, особенно женских.

Феодоровский образ Богоматери является одной из чудодейственных православных икон, которые глубоко почитаются на территории Руси, и которая, как гласит предание, была создана рукой святого евангелиста Луки, точно так же, как и Владимирский образ. Два раза в год, а конкретнее 27 марта и 29 августа, проводится празднование в честь великой святыни дома Романовых – Федоровский образ Богоматери.
По преданию имеется 2 версии, согласно которым появился Феодоровский образ.

Первая из версий гласит, что Феодоровский образ был создан в 1164 году для Городецкого монастыря. Однако, в период частных набегов полков монголо-татар в 1238 году на город Городецк, хан Батый поджег и разорил монастырь, после чего образ был потерян, однако спустя несколько лет икону снова обрели в городе Кострома. Согласно второй версии Феодоровский образ Богоматери создали в 1239 году по указанию князя Ярослава Всеволодовича в качестве подарка на свадьбу своему сыну Александру. «Свадебный характер образа описывается историками присутствием на обороте образа святой великомученицы Параскевы, считавшейся на Руси покровительницей свадеб и будущих жен, а также покровительницей рода Полоцких». Третья версия гласит, что когда-то князь Юрий Всеволодович в первой четверти тринадцатого века, проезжал мимо города Городецк. На пути своего следования он обнаружил старую заброшенную часовню из дерева, возле которой он решил остановиться и где вскоре обнаружил древний образ, который был написан на доске. После этого князь забрал икону с собой.

После кончины князя, образ Богоматери был передан по наследству его брату Ярославу Всеволодовичу. Вскоре он был передан Александру Невскому, а после его кончины икона досталась его младшему брату, которого именовали, как Василий Невский.

Шестнадцатого августа (29 по новому стилю) 1263 года образ перевозится в город Кострома Василием Невским, где она была установлена в храме великомученика Феодора Стратилата, являвшегося небесным покровителем князя Ярослава Всеволодовича, а также многих других князей из рода Мстиславичей. Отец Василия, именовавшегося как князь Ярослав, был женат на Феодосии, которая в свою очередь являлась дочерью Мстислава Удатного.
От имени святого Феодора Стратилата и идет название образа «Феодоровский образ» и данный день (29 августа) считается первым днем памяти сего образа.

Первое диво от Федоровского образа Богоматери

Конкретной даты никто назвать не может, где-то примерно в 1263 г. войска крымских татар совершили набег на величественный город Кострома. Всю территорию города подвергли пожарам и разорениям. Предания повествуют о 2 крупных пожарах, в которых были разрушены 2 церкви.

Полки русских воинов, спасая Феодоровский образ Богородицы, приняли решение взять его с собой в сражение. К вечеру им удалось отвоевать город Кострому, и загнать татар в озеро. Христианские войска русских солдат разместили свои немногочисленные отряды круг озера. Татары же в своих попытках оборониться принялись стрелять в русских солдат стрелами. Однако внезапно произошло чудо. Феодоровский образ Богоматери начал источать божественные лучи, которые начали ослеплять. Ужасаясь и пребывая в смятении от данного явления, татары приняли пускать ещё больше стрел, которые к ним же и возвращались. В тот день на озере, которое позднее стали именовать Святым, сыскала своей смерти неисчислимая масса татар. Немногочисленные войска русские смогли победить в бою, не прикладывая к этому особых усилий, а также возвратили русских пленных.

Бытует также «Предание о явлениях и дивах Феодоровского образа Богоматери», подтверждающие сей факт. На месте, где была расположена икона, был установлен поклонный крест, а позднее, во второй половине семнадцатого века была возведена Феодоровскую часовня из камня.
Династия Романовых и её связь с Феодоровским образом Богоматери.

Случилось это в 1613 г., когда Земский собор вызвал на царство Михаила Федоровича Романова. После того, как была подписана Соборная клятва, назначили посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь. В данном монастыре проживал будущий царь России Михаил Федорович Романов вместе со своей матерью, инокиней Марфой.

Прибытие посольства в монастырь состоялось 14 марта 1613 г. И оповестило Михаила Федоровича о его призыве на престол. Но произошло так, что Михаил и его мать сначала отреклись от престола, однако позднее согласились, и мать дала ему своё благословение Феодоровским образом Богородицы.
Никто конкретно не может сказать, что же произошло и заставило будущего царя сменить своё решение и принять престол, а также какую роль во всём этом сыграл Феодоровский образ. Однако, с того самого дня, 14 (27) марта считаю вторым памятным днем Феодоровского образа Богородицы.

Источник: http://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/chudotvornye-ikony/245-chudotvornaya-ikona-bozhiej-materi-feodorovskaya

Феодоровская икона Божией Матери, значение и фото

Федоровская икона божьей матери: Царица Царствующих

Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.

Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца – Всеволода III Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины ХIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237-1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути – военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.

Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии – Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела – наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272-1276) наполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.

Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.

Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона († 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III († 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко – это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только оправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности – восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кромчей книги – основного канонического кодекса православной церковной жизни.

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала ХVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила – инокиней Марфой. Со второй половины ХVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти – своя хронология, свои законы.

Феодоровская икона – двухсторонняя. На обратной стороне – образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.

Источник: http://xn--80ancrr3a.xn--p1ai/feodorovskay_ikona

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector