Чудотворная икона Божией Матери “Знамение”

Молятся молятся об исцелении от слепоты, холеры. Также молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об умирении враждующих и избавлении от междоусобной брани.

Образ Богоматери, имя которому «Знамение», представляет собой портрет Небесной Царицы, которая сидит и молитвенно вздымает руки Свои, а на груди у Божией Матери, на фоне овального щита можно увидеть благословляющего Божественного Младенца, именуемого как Спас-Эммануил. Данный образ Божией Матери приписывается к одним из первых Её иконописных изображений. В гробнице святой Агнии в Риме имеется образ Матери Божией, которая молитвенно вздымает руки к небесам, а на коленях Её сидит Младенец. Данное изображение датируют четвертым веком. Помимо этого, также существует древнейшая икона Матери Божией «Никопеи» из Византии, датируемая шестым веков, изображающая Богородицу восседающей на троне и держащей двумя руками круглый щит, на котором можно увидеть Спаса-Эммануила. Образы Богоматери, которые люди помнят под названием «Знамение», появились на территории Руси на протяжении 10-12 столетиях, а такое имя им был дано после того, как в 1170 году произошло дивное знамение от Новгородского образа.

В этот год объединенные силы удельных князей русских, во главе с сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, сконцентрировали свою мощь у стен города Великого Новгорода. Все, что оставалось жителям Новгорода, так это склониться в молитве и надеяться на Божию благодать. Днями и ночами они напролёт сидели, склонившись в молитве, взывая к Господу не покидать их. Как-то однажды на третью ночь услыхал архиепископ Новгородский Илия чудный голос, который велел ему отправиться к Церкви Спаса Преображения, которая находилась на Ильиной улице, и принести оттуда икону Пресвятой Богоматери и отнести его к стенам городским. Однако когда образ переносили, то случилось так, что вражеские стрелки пустили в крестный ход волну стрел, и одной из них было суждено вонзиться в иконописный лик Божией Матери. Глаза её начали источать слёзы, и образ повернулся ликом к городу. После сего знамения Божьего врагов охватил немыслимый ужас, они стали атаковать друг друга, после чего ободренные Божьим благословлением жители Новгорода отважно бросились в бой и одержали победу.

Во имя сего дивного покровительства Царицы Небесной, архиепископ Илия тот час же решил учредить новый праздник в честь Знамения Богоматери, который и по сей день отмечает вся Русская церковная община. Иеромонах Пахомий Логофет из Афона, который пребывал на торжественном празднестве в честь иконы в России, создал на данный праздник 2 канона. Некоторые образы Знамения из Новгорода, за исключением Матери Божией с Предвечным Младенцем, описывают и дивные события, имевшие место быть в 1170 году. Чудодейственный образ на протяжении 186 лет после знамения хранился всё в той же неизменной церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году преднамеренно для иконы было учреждено строительство собора Знамения пресвятой Богоматери, который был расположен в Новгороде, и который позднее стал собором Знаменского монастыря.
Неисчислимые копии образа Знамения пользуются известностью по всей территории России. Многие из них явили свои чудеса в местных церквях, и они были названы территориально по месту явления див. К подобным копиям образа могут быть отнесены образы Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и прочие.

Термин «Знамение Пресвятой Богоматери» используется в церковном языке для обозначения двух случаев: как установленный тип образа Богоматери и как православный праздник данного образа, отмечаемый 10 декабря на территории России. Именно отсюда и пошло двойное название празднества в русском православном календаре современного стиля: «[Чествование] образа Богоматери, которая именуется «Знамение». Знамение Пресвятой Богоматери случившееся в городе Новгороде в 1170 году».

Таким образом, празднество было учреждено во имя одного из моментов кровавой и братоубийственной междоусобицы в разделенной Киевской Руси, когда один князь воевал с другим, и все они взывали к помощи Христа и Богородицы! Данные беспрерывные войны продолжали истощать государство, и были крайне выгодны для войск монголо-татар, которые одни за другими разбивали полки несмышленых князей-полуязычников, которые не желали идти на уступки местническими амбициями и сплотиться даже ради общей цели, чтобы победить сию опасность. Основав данное празднество, в ходе празднования которого вспоминается то, как ни в коем случае не должны вести себя христиане, Церковь сделала его предупреждением всем будущим поколениям. Увы, данного урока людям оказалось недостаточно, и Матерь Божия понуждена была попустить в первой половине 17-го, и особенно в двадцатом веке столько ужасные «знамения», коих ещё не доводилось видеть глазам человека.

Чудотворная икона Божией Матери “Знамение”

Курская икона Знамение Божией Матери — одна из древнейших икон Русской Церкви.

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение» изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение» появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная .

Чудотворная икона Божией Матери “Знамение”

Во время нашествия на Россию хана Батыя город Курск был настолько разорён, что зарос лесом, в котором часто охотились жители соседнего городка Рыльска. Однажды, 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, один охотник увидел у корня дерева обращённую ликом к земле икону. Он поднял образ, и оказалось, что это была икона Пресвятой Богородицы «ЗНАМЕНИЕ». В ту же минуту на том месте, где она лежала, из земли забил источник родниковой воды.

Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести её в город. Народ встретил икону Богоматери с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день её явления. Икону Богородицы от места явления при корне дерева стали называть Коренною.

Но икона Божией матери пробыла в храме недолго: чудесным образом она исчезла и была обнаружена на том месте, где была обретена охотником. Жители Рыльска неоднократно брали её и относили в город, но икона Божией матери каждый раз исчезала из храма, и её вновь находили на месте явления при корне дерева. Тогда все поняли, что Божия Матерь благоволит к месту явления Её образа, и на этом месте была построена часовня.

В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую – в сторону. Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет, выполняя тяжёлые работы. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.

На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись. С того времени икона Богородицы оставалась на своём месте во вновь отстроенной часовне, и все время от неё не прекращались чудотворения. Впоследствии на месте часовни был устроен монастырь – Коренная пустынь. Известно, что преподобный Серафим Саровский в детстве излечился перед этим образом.

В 1898 году злоумышленники пытались уничтожить русскую святыню. Взрыв от подложенной бомбы был настолько силён, что разрушился храм, но икона Божией Матери осталась невредимой. Ко всеобщему изумлению, осталось целым даже стекло на киоте. В память о чудесном сохранении иконы при взрыве был установлен ещё один день празднования Курской-Коренной иконе Божией Матери «Знамение» – 8 марта (21 марта по новому стилю).

После октябрьского переворота икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Розыски не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней, около 10 часов утра. Одна женщина, возвращаясь домой, проходила мимо колодца (по преданию выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на обрубке колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями.

В XX веке Курская Коренная икона, разделив судьбу России, стала спутницей русских людей за границей. В конце октября 1919 года чудотворный образ покинул пределы курского края. Из Афонского подворья икону перенесли в Константинополь, потом в греческий город Салоники, затем в древнюю столицу Сербии город Ниш, в пригород Белграда – Земун. Так начался крестный путь иконы за пределами Отечества. В настоящее время икона находится в США. Святыня посещает приходы США и других стран, где живут русские люди. Она поистине считается Одигитрией Русской Православной Церкви Заграницей.

Память 8 марта празднуется в память спасения иконы от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курском соборе в 1898 году, 11 июня и 8 сентября — в день обретения, 27 ноября — в день празднования иконы "Знамение", в 9-ю пятницу по Пасхе .

Описание иконы

На верхней части иконы — изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных сторонах — изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.

Лики пророков обращены к изображению Богородицы, имеющей в недрах Своих Эммануила. На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон; в правой руке его свиток с изречением: «Премудрость созда себе дом,» а за ним книзу следует пророк Даниил; в левой руке у него свиток с изречением: «Аз видех гору каменную». За сим — пророк Иеремия со свитком в левой руке, на котором изречение: «Се, дние грядут, глаголет Господь». Внизу — пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение: «Ревнуя поревновах о Господе». На левой стороне вверху царь и пророк Давид со свитком в левой руке, на котором изречение: «Воскресни Господи в покой Твой». Ниже — пророк Моисей со свитком в обеих руках, на нем изречение: «Аз видех купину огни….». За ним — пророк Исаия со свитком в правой руке с изречением: «Се дева во чреве приимет». За сим — пророк Гедеон со свитком в левой руке, на котором изречение: «Сниде яко дождь на руно». На нижней части иконы изображен пророк Аввакум со свитком в обеих руках, содержащим изречение: «Бог от юга приидет».

Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением». На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении от слепоты и болезней глаз, холеры, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих.

10 декабря Православная Церковь чтит икону Божьей матери, именуемую «Знамение».

Такие иконы «Знамение» стали известны на Руси в XI – XII веках. Обычно Христос изображается на них в круглом медальоне, либо чуть видимо, полупрозрачно на уровне груди Матери, а Богородица – в рост (на Ярославской Оранте или Мирожской иконе), либо по пояс (на Новгородском Знамении или Курской Коренной иконе).

Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери к Боговоплощению Христа.

«Знамение» – это Образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

Обоснованием иконографического типа или ком- позиции икон «Знамение» являются слова пророка Исаии:

«Итак, Сам Господь даст вам знамение. Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил»
(гл. 7, ст. 14).

Чудотворная икона Божией Матери “Знамение”

Этот образ Божьей Матери и списки с него известны не только своими чудесами, но и исторически значимыми событиями, связанными с ними. Его еще называют «Оранта» или «Молящаяся». Богородица изображена на нем с поднятыми руками, раскинутыми в стороны, с открытыми ладонями. Это символизирует образ молящейся. Наименование «Знамение» икона получила после 1170 года, когда от нее было действительно получено знамение в Новгороде. В 1170 году новгородцы были осаждены объединенными войсками русских князей под предводительством сына суздальского правителя Андрея Боголюбского. Великий Новгород осадили за его самостоятельность, обособленность и неповиновение. Силы новгородцев и объединенных дружин были неравны. Горожанам оставалось только молиться. На третий день общих молитв архиепископу был голос, который повели взять икону Божьей Матери из собора и обойти с нею город вдоль крепостных стен.

Во время этого крестного хода осаждающие город выпустили множество стрел. И одна из них, согласно преданию, поразила светлый лик Божьей Матери на иконе. Из глаз Богородицы показались слезы. И Она обратила лик свой к осаждающим крепость. В ужасе враги новгородцев побросали все оружие и бежали с поля боя. С тех пор этот день чтится православными как день образа Божьей Матери «Знамение».

С тех пор икона явила множество чудотворений:

  • Перед ней молятся о мире, спасении от войн и защите от недоброжелателей.
  • Она считается покровительницей всех людей, страдающих от душевных мук и физических травм. Считается, что молитва перед этим образом помогает от тяжелых хронических заболеваний.
  • Еще ей молятся об укреплении семейных уз и умирении противоречий между родственниками.
  • Особое значение икона Божьей Матери «Знамение» имеет для женщин, желающих узнать счастье материнства.

Особых обрядов в этот день не предусмотрено. Можно посетить храм, отстоять молебен, зажечь свечу. И, конечно, искренне помолиться.

  • Не рекомендовалось в этот день заниматься физической работой, да и домашними женскими делами. Поэтому на Знамение не шили, не ткали, не пряли и не стирали.
  • Рыбалка в этот день считалась бесполезной. Потому что по поверью, вся рыба к этому дню уже попряталась в глубокие омуты на зимнюю спячку.
  • Зато считалось, что в этот день надо ходить по лесу и искать лосиные рога, которые сохатые как раз сбрасывали.

Обращали в этот день внимание на знаки природы. Крестьяне наблюдали за облаками и звездами, как птицы летают, слушали ветер:

10 декабря Православной Церковь отмечает день памяти иконы Божией Матери «Знамение — Корчемная». Эта рязанская святыня почти 30 лет хранится в стенах Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупово.

В России икона Пресвятой Богородицы «Знамение» почитается с давних времен. На ней обычно изображается Дева-Богоматерь с воздетыми к небу руками и с Предвечным Младенцем Иисусом, сидящим на Ее груди без всякой поддержки. Этот образ появился на Руси в XI – XII веках, а называться так стал после чудесного знамения, случившегося в 1170 году в Великом Новгороде, когда город был осажден войсками князя Андрея Боголюбского. Тогда благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы новгородцам удалось победить в неравной борьбе. Позднее списки с чудотворной иконы стали распространяться по всей стране. Так одной из врачующих святынь и стал образ Пресвятой Богородицы «Знамение-Корчемная».

Изначально икона была известна только в Рязани, но вскоре слава о ней распространилась по всем уголкам России. В 1851 году «по повести пожилых людей», было составлено Повествование, где были описаны сведения об истории образа, обстоятельствах его прославления и чудесных знамениях, явленных через него. В нем рассказывается, что в Рязани жила вдова, одержимая недугом пьянства. Когда она растратила всё, что имела, на выпивку, то вынесла из дома икону Божией Матери «Знамение» и отнесла в корчемницу, где продавалось вино.

Богобоязненный корчемник стал укорять женщину в том, что та решила продать благословленную икону, но все же взял образ в свою божницу, при условии, что вдова ее выкупит.

На следующий день, протрезвев и раскаявшись, она вернулась и выкупила икону Божией Матери. Поставив ее дома на прежнее место, на утро вдова ее там не обнаружила. Оказалось, что ночью икона чудесным образом вернулась в божницу корчемника. Увидев это чудо, женщина глубоко раскаялась за свои грехи, и больше никогда не пила до конца жизни. А образ Богородицы «Знамение» «пожелал» остаться в корчемнице – куда бы его не пытались перенести, он всегда возвращался назад.

Горожане, прослышав об этом чуде, стали приходить поклониться иконе, совершая молебны, а перед образом постоянно горела неугасаемая лампада. С тех пор икона эта стала именоваться в народе «Явленною Корчемною», так как стала постоянным достоянием корчемницы до самого ее закрытия. Со временем чествование этого образа так сильно увеличилось, что многим во сне стали приходить видения, в которых давались наставления помолиться перед святыней.

Много исцелений и чудес произошло со страждущими жителями как Рязани, так и других отдаленных городов. Например, в 1845 году некий чиновник, проезжавший через Рязань, усомнился в чудесной силе иконы, но, увидев ее в корчемнице, так уверовал, что стал на праведной путь жизни, и в благодарность сделал список с образа. Также, одна женщина с отнявшимися ногами непрестанно молилась Богородице, после чего стала ходить. Описания этих и других чудес сохранились до наших дней.

До революционных событий 1917 года и спустя еще несколько лет чудотворная икона находилась в часовне при храме преподобного Симеона Столпника (ранее он находился недалеко от кремля, но сейчас полностью разрушен). Образ был украшен золотой ризой с драгоценными камнями, и каждый вторник перед ним совершались молебны с акафистом, на которые собиралось множество людей разных сословий.

В 20-е годы XX века часовню закрыли, а икона была перенесена в близлежащий храм. Во время конфискации церковного имущества была назначена комиссия из комсомольцев. Ее возглавил юноша по имени Дмитрий Серебряков. Увидев чудотворный образ, он вспомнил годы детства, когда родители водили его в часовню, и показывая эту икону, наставляли жить по заповедям Божиим. Тогда юноша решил спасти святыню от поругания и уничтожения. Своим товарищам Дмитрий сказал, что хочет взять икону с собой, чтобы неторопливо снять с нее все драгоценности. На следующий день, он действительно вернул и золотую ризу, и драгоценные камни, а об иконе сказал, что та рассыпалась от ветхости.

Некоторое время образ тайно пребывал в его доме, а потом хранительницей святыни стала служанка семьи Александра Ивановна. После ее смерти, икону хранила благочестивая христианка Софья Злобина – известный в Рязани зубной врач.

Перед образом Пречистой все время горела неугасимая лампада, но в потемневшей, расколотой на две части доске, трудно было узнать одну из главных святынь прежней Рязани.

Софья Васильевна завещала, чтобы после ее смерти икона была передана на хранение игумену Авелю (Македонову). Так, чудотворная икона и оказалась в стенах Иоанно-Богословской обители, где она находится и по сей день.

Одно только вызывало скорбь отца Авеля: годы испытаний не пощадили святой образ, и он раскололся – трещина проходила по самому лику Божией Матери. Нужна была помощь опытного мастера, и тогда отец Авель вспомнил об Андрее Ивановиче Шибаеве, талантливом художнике-иконописце, получившем благословление у самого Иоанна Кронштадтского. Но оказалось, что иконописец ослеп и не мог восстановить образ. Однако, спустя некоторое время Андрей Иванович прозрел и восстановил икону, а также сделал с нее список. Эта копия постоянно пребывает на монастырском подворье в Николо-Ямском храме города Рязани. А благодаря архимандриту Авелю списки с иконы «Знамение-Корчемная» направлены почти во все храмы Рязанской епархии.

Кроме того, с 3 по 9 декабря образ пребывал в храмах Рязани, где ему смогли поклониться все желающие. Ключарь Николо-Ямского храма, иерей Дмитрий Фетисов, сказал, что теперь принесение иконы из Иоанно-Богословской обители станет традицией.

Отрадно видеть, что до сих пор не уменьшается поток верующих, стремящихся посетить чудотворный образ Божией Матери. Нуждающиеся молят Ее об избавлении от недугов пьянства и наркомании, страсти и блуда и многих других грехов, которые, к сожалению, в наше время не являются редкостью. И просьбы эти не остаются без ответа: многих взяла под свое покровительство и помогла исцелиться от тяжких болезней Божья Матерь.

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец .

Мы молимся, конечно, не конкретной иконе, а Божией Матери, и не важно через какой Ее образ. Сама история иконы «Знамение» подсказывает то, что перед этим образом нужно молиться при разных болезнях, недугах, войнах, при обвинении в клевете и других бедствиях.

И, хотя, Божией Матери молятся в таких или подобных случаях через Ее икону Знамение, нельзя забывать, что мир наступает в первую очередь в наших сердцах, а потом уже это проявляется во внешнем: в семье, в доме, в государстве.

Богоматерь- наша молитвенница и заступница за нас, грешных людей, перед Своим Сыном. Любые молитвы перед любым Ее образом могут помочь в избавлении и очищении нас от грехов. Именно об этом, в первую очередь, и надо молится Ее светлому образу.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ НОВГОРОДСКАЯ

Знамение Пресвятой Богородицы, которое произошло в Новгороде Великом в 1170 году и после этого события новгородская икона и получила русское название «Знамение».

В тот год сын Суздальского князя Андрея Боголюбского во главе объединенного войска подошел к стенам Великого Новгорода, горожанам осталось уповать только на Божию помощь и они дни и ночи молились Господу.

На третью ночь архиепископ Новгородский Иоанн услышал дивный голос, который сказал ему взять из новгородской Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Икону переносили под обстрелом осаждавших, и одна стрела вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание такого чуда Царицы Небесной, архиепископ Иоанн установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и до сих пор празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЗЛАТОУСТОВСКАЯ

В 1848 году в Москве бушевала холера и этой болезнью заболел шестидесятилетний купец Иродион Воробьев. Однажды ему во сне приснилось, что он находится в Златоустовской обители возле паперти, и будто бы монах с послушником готовятся что-то освящать. Затем он увидел на стене образ «Знамение» Богоматери и подошел к нему приложиться. На иконе Богомладенец улыбался, а Богоматерь, произнеся имя Иродиона, дала ему из Своих рук хрустальный сосуд для передачи послушнику.

17 февраля он отправился в Златоустовский монастырь к вечерне, где и увидел над аркой паперти Троицкого храма икону «Знамение» Богоматери. Иродион узнал в ней ту самую, которую он видел во сне. По просьбе исцеленного, эта икона 16 марта (по новому стилю) была снята с арки и перенесена в Троицкую церковь. Перед образом был совершен молебен с водоосвящением и чтением акафиста Богородице. Затем образ поместили на аналое в приделе святителя Иннокентия Иркутского.

Благодарный купец украсил образ драгоценной ризой, а одна женщина, получившая у иконы исцеление, сделала список с нее и поставила в той же Троицкой церкви, где находилась и подлинная чудотворная икона, перенесенная в 1865 году в соборную монастырскую церковь во имя св. Иоанна Златоуста.

В монастырской летописи за один только 1848 годом описано восемь чудесных исцелений от этой иконы.

Икона Златоустовская написана на липовой доске и имеет 53 см в вышину и 44 в ширину. По сторонам Богоматери находятся изображения св. Николая Чудотворца и Иоанна, архиепископа Новгородского.

Ежедневно в Златоустовском монастыре совершаются молебные пения перед иконой «Знамение» Божией Матери: после ранней литургии в Троицком храме, а после поздней — в соборной Златоустовской церкви. Каждую пятницу в этой обители перед чудотворной иконой читается также акафист Божией Матери.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ

В ХIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство подверглось нападению хана Батыя, город Курск был разорен и пришел в запустение. Однажды в окрестностях города один охотник заметил необычную вещь, лежащую на земле. Когда он поднял ее, то увидел, что это была икона, похожая на икону «Знамение» Новгородскую. Одновременно с явлением этой иконы совершилось и первое чудо- на месте, где лежала икона, с силой забил источник чистой воды. Это произошло 21 сентября (по новому стилю) 1295 года. Не решившись оставить икону в лесу, этот охотник построил на месте обретения небольшую деревянную часовню, где и оставил новоявленный образ Богоматери.

Вскоре об этом узнали жители города Рыльска, расположенного неподалеку, и стали посещать место явления для поклонения новой святыне.

Потом этот образ перенесли в Рыльск и поставили в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но икона пробыла там недолго, чудесным образом она исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали ее и относили в город, но икона непостижимым образом возвращалась на прежнее место. Тогда все поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своего образа.

Ежегодно в пятницу девятой недели после Пасхи икона «Знамение» торжественно с крестным ходом переносилась из курского Знаменского собора на место ее явления в Коренную пустынь, где она и оставалась до 12 сентября (по старому стилю), а затем снова торжественно возвращалась в Курск. Этот крестный ход был установлен в 1618 году в память перенесения иконы из Москвы в Курск и в воспоминание ее первоначального явления.

Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года.

Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная в последний раз пребывала на русской земле 14 сентября 1920 года в Крыму, в войсках, сражавшихся против большевиков. Покинув Россию в 1920 г., святая икона стала «Одигитрией» (Путеводительницей) Русского рассеяния, неотлучно пребывая со всеми первоиерархами Русской Православной Церкви заграницей. Ныне она пребывает в одном из храмов Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком (США). В курском Знаменском соборе хранится список с чудотворного образа.

В Русском православии существуют несколько икон Божией Матери«Знамение»:

«Знамение»Владимирская; «Знамение» Верхнетагильская (1753); Знамение Серафимо-Понетаевская (1879); «Знамение» Корчемная (XVIII); «Знамение» Абалацкая (1637); «Знамение» Златоустовская (1848); «Знамение» Московская; «Знамение» Соловецкая; Знамение Вологодская; Знамение Царскосельская (1879); «Зна́мение» Курская-Коренная (1295); «Знамение» Новгородская (XII).

ВЕЛИЧАНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПЕРЕД ЕЕ ИКОНОЙ ЗНАМЕНИЕ КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим о́браз Твой честны́й, и́мже показа́ла еси́ пресла́вное зна́мение.

Чудотворная икона Божией Матери “Знамение”

Такой иконографический тип восходит к римским изображениям Богоматери IV века. В Византии это изображение называлось «Оранта», или «Великая Панагия». «Оранта» (от лат. – «молящаяся») – один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Ее с поднятыми, и разведенными в стороны руками. Это традиционный жест заступнической молитвы.

Такие иконы «Знамение» стали известны на Руси в XI – XII веках. Обычно Христос изображается на них в круглом медальоне, либо чуть видимо, полупрозрачно на уровне груди Матери, а Богородица – в рост (на Ярославской Оранте или Мирожской иконе), либо по пояс (на Новгородском Знамении или Курской Коренной иконе).

Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери к Боговоплощению Христа.

«Знамение» – это Образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

Обоснованием иконографического типа или ком- позиции икон «Знамение» являются слова пророка Исаии:

«Итак, Сам Господь даст вам знамение. Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил»
(гл. 7, ст. 14).

Чудотворная икона Божией Матери “Знамение”Икона Богородицы-заступницы – одна из самых важных в православной традиции. Именно к матери Иисуса Христа обращаются за утешением, также считается, что Богоматерь защищает близкого человека, за которого просишь искренне и со всей душой.

Икона Богородицы убережет от хвори и может исцелить даже безнадежного больного. Образ девы Марии, один из центральных в христианстве, воплощали в иконах с самого зарождения иконописи. Сегодня существует около 800 наименований образов Богородицы.

Каноны иконописи

Православные иконы Богородицы можно разделить на четыре основных вида:

  • Знамение Богородицы (дева Мария изображается молящейся, у нее на груди образок с Христом. Символизирует непорочное зачатие)
  • Одигитрия (направление к вере, наверное, самый известный пример христианской живописи вообще. Дева Мария изображается с младенцем Иисусом на руках, его перст благословляет мать и всех истинно верующих)
  • Елеуса (тоже образ девы Марии с младенцем Иисусом, но без направляющего перста. Икона является символом материнства и единения чада и его матери)
  • Акафистные иконы Богородицы (изображения Богородицы без ребенка)

Несмотря на систематизацию, большинство ликов Богородицы в православном христианстве знают не по ней, а по наиболее известным чудотворным иконам. Считается, что каждая из них может защитить от того или иного недуга, уберечь от беды и направить на нужный путь.

Казанская икона Богоматери

Пожалуй, самая известная православная икона вообще. По крайней мере, точно самая медийная. Тем не менее, большинство невоцерквленных православных христиан слабо себе представляют, почему икона именно «Казанская».

Она явилась девочке Матроне на пепелище сгоревшей Казани в 1579 году. На месте явления построили Богородицкий женский монастырь. Именно с этой иконой позже отбивали польско-литовские войска воины ополчения Минина и Пожарского.

После данная икона помогла одолеть Наполеона, гитлеровскую Германию, а один образ Казанской Богоматери даже побывал в космосе. Икона до сих пор покровительствует воинам, ей молятся о защите военнослужащих. Кроме того, Казанская Богоматерь исцеляет немощных, избавляет от слепоты и утешает в любой конфликтной ситуации.

Владимирская икона Богоматери

Менее «медийная», но очень почитаемая чудотворная икона. Это одна из самых старых икон, попавших на Русь. Православные верят, что образ написал апостол Лука, после чего он попал в Иерусалим, а затем в Константинополь.

Впоследствии икона обрела свое место в Киеве, где получила название Вышгородской Богородицы. После того как князь Андрей Боголюбский перевез ее во Владимир, она и получила свое нынешнее имя.

Владимирская икона спасала Русь от нашествия ордынцев. Большинство связанных с ней чудес так или иначе происходили в непростое время, требующее крепости в вере и принятия сложных решений. Поэтому Владимирской Богоматери молятся для укрепления веры и просят у нее мудрости в неоднозначных ситуациях.

Смоленская икона Богоматери

Также написана евангелистом Лукой и тоже прибыла на русскую землю из первого центра православия – Константинополя. По преданию, икона прибыла на Русь вместе с царевной Анной, будущей женой князя Всеволода. Его сын, Владимир Мономах, основавший в Смоленске храм Успения Пресвятой Богородицы, перевез лик в Смоленск. Там икона, считающаяся символом защиты Русской земли с запада, находилась до 1943 года (в польско-литовского период сохранялась в Москве). После захвата Смоленска гитлеровцами икона пропала. Но гитлеровцы все-таки были повержены.

Молятся Смоленской иконе Богоматери, прося защитить Русь и близких от страшных эпидемий, кровопролитных войн и всех невзгод. Лик Смоленской Богоматери предостерегает и от семейных невзгод, обращение к ней может уладить семейные конфликты.

Тихвинская икона Богоматери

Чудотворная икона Божией Матери “Знамение”Также написана Лукой. Следует понимать, что в православной традиции все ранние иконы по канону одигитрия считаются написанными Лукой, который и заложил основы этого стиля. Икона являлась в разных местах верующим 7 раз, шествуя по воздуху. В седьмой раз она явилась у реки Тихвинки. В данный момент на этом месте расположен Тихвинский Успенский монастырь, где икона находится и по сей день.

Особо почитаема женщинами, так как способна лечить бесплодие и оберегает при родах, молитва ей может исцелить женские хвори. Защищает от бед маленьких детей.

Феодоровская икона Богоматери

Найдена святым Феодором Стратилатом на сосне в городе Городце. Несмотря на то, что собор, в котором она находилась – Костромовский, дважды уничтожался пожаром, не сгорела. Очевидцы говорят, что икона потемнела незадолго до отречения страстотерпца Николая Второго.

Молитву Феодоровской иконе Богоматери читают о здравии детей своих, а также о всем, от чего тяжко на душе. Молитва может помочь верующему в воспитании богобоязненного ребенка, к ней обращаются за советом родители подростков с мечущимися душами.

Икона Богородицы Неувядаемый Свет

Одна из самых прекрасных православных икон. Считается покровительницей молодых девиц и новобрачных. Именно ей молятся о ниспослании хорошего жениха, защите и укреплении семьи. Матушка Богородица помогает молящимся избежать плотских искушений и предостерегает от них супругов.

Икона Богородицы Всецарица

Целительница Всецарица была завещана афонским старцем Иосифом Исихастом своим ученикам. Есть неоднократные свидетельства исцеления безнадежно больных при помощи этой иконы.

Молятся Всецарице о здравии больных, которые близки к смерти, и об их покое. Считается, что такая молитва может облегчить страдания безнадежно больных.

Страстная икона Богородицы

По преданию, именно ей молилась одержимая бесами крестьянка Екатерина. После чего ей во сне явилась сама дева Мария и исцелила ее.

Молятся Страстной иконе Богородицы о душевном здравии и изгнании бесов. Утешение в молитве также находят люди, чьи близкие больны алкоголизмом или наркоманией, а также сами зависимые, решившие покончить с бесовским недугом.

Жировицкая икона Богородицы

Находится в Жировицком монастыре (Белоруссия), вырезана на яшме. Найдена в лесу, причем после того, как ее переместили в город, опять вернулась в лес. Князь, посчитав такое происшествие святым знамением, воздвиг на этом месте храм.

Молятся иконе о здравии, она может избавить от мучительных головных болей. Кроме того, очевидцы говорят, что образ исцеляет находящихся при смерти людей. Говорят, именно Жировицкая Богородица спасла от аневризмы иеромонаха Николая.

Калужская икона Богоматери

Найдена под Калугой служанками местного помещика. Одна из служанок была нрава строптивого – подумав, что на холсте изображена игумения местного монастыря, плюнула на нее, от чего тут же упала полумертвой.

Но матери дерзкой женщины явилась Богородица, сказав, что на холсте изображена мать Иисуса. И, как мать матери, посоветовала провести молебен перед холстом и окропить полумертвую святой водой. После чего девушка исцелилась.

Молятся иконе, прося защиту парализованным, травмированным, слепым, глухим и страдающим хроническими болезнями.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта. Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон. Празднование в честь иконы совершается 27 ноября (10 декабря).

Содержание

Описание

Икона показывает образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками (Оранта) и с изображением Божественного младенца на груди. Изображается Богородица как сидящей, так и стоящей.

Икона имеет размеры 59 на 52,7 см. Образ является двухсторонним (на обороте — изображения праведных Иоакима и Анны, стоящих в молении перед Иисусом Христом), имеет древко то есть представляет собой выносную икону. [1] В XVI века живопись иконы была поновлена (возможным мастером называют архиепископа Макария, будущего митрополита Московского [1] ). От первоначальной древней живописи сохранились только фрагменты мафория и платья Богородицы и медальона вокруг образа младенца Иисуса. Изображение на обороте иконы полностью сохранилось в древней живописи.

История

Сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену.

Чудотворная икона Божией Матери “Знамение”

Во время крестного хода осаждающие выпустили тучу стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик свой к народу новгородскому. В это время враги стали объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Новгородцы преследовали противника и одержали полную победу (см. Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)).

В память об этом чуде архиепископ Новгородский Илья ещё в XII веке установил празднование в честь иконы Знамение Богородицы, совершаемое в Русской церкви по настоящее время. В 1354 году икона была перенесена в Церковь Знамения Богородицы (Знамения Божией Матери), сооружённую по велению архиепископа Моисея. В 1560 году икона вновь находится в церкви Спаса Преображения, а затем переносится в Знаменский собор. Находившийся на Руси в день празднования иконы Знамение Богородицы Афонский иеромонах Пахомий Логофет написал на этот праздник два канона.

После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны икона была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей.

15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы РПЦ из Новгородского музея-заповедника.

Списки

На Руси были известны многочисленные списки с этой иконы. Некоторые из них почитаются как чудотворные, и названы по месту, где свершилось чудо: Абалакская, Курская, Серафимо-Понетаевская, Дионисиево-Глушицкая.

30 сентября — 11 октября 2009 года список иконы «Знамение» сделал 176 витков вокруг Земли на российском космическом корабле «Союз ТМА-16» [2] . Облёт проходил в рамках проекта «Православная экспедиция» по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла как крестный ход [2] .

Подобные иконы

Изображения Богоматери, сходные с иконой Знамение, встречаются ещё на заре христианской эры. К наиболее ранним относится изображение Богородицы из катакомбы Святой Агнии в Риме, относящееся к IV веку, где изображена Богородица с Божественным младенцем на коленях. Далее традиция развивается в византийской иконописи. В Греции подобный образ обычно связан с Рождеством Христовым, и только в русском православии он стал также Знамением, знаком милости Богоматери к людям.

Ссылка на основную публикацию