Болгарская православная церковь

  • В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 705-706

    Скопировать библиографическую ссылку:

    БОЛГА́РСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́Р­КОВЬ (БПЦ; болг. – Българ­ска пра­во­слав­на църква), ав­то­ке­фаль­ная По­ме­ст­ная пра­во­слав­ная цер­ковь. Юрис­дик­ция БПЦ рас­про­стра­ня­ет­ся на пра­во­слав­ные об­щи­ны бол­гар на тер­ри­то­рии Бол­га­рии, Зап. Ев­ро­пы, Сев. и Юж. Аме­ри­ки, Ав­ст­ра­лии. Выс­шая ду­хов­ная власть в БПЦ при­над­ле­жит Свя­то­му Си­но­ду в со­ста­ве ми­тро­по­ли­тов во гла­ве с пред­стоя­те­лем, за­ко­но­да­тель­ная – Цер­ков­но-на­род­но­му со­бо­ру, чле­на­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся все ар­хие­реи, пред­ста­ви­те­ли ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян. Ти­тул пред­стоя­те­ля – Свя­тей­ший пат­ри­арх Бол­гар­ский, ми­тро­по­лит Со­фий­ский; с 1971 Мак­сим (Мин­ков). Ре­зи­ден­ция пат­ри­ар­ха на­хо­дит­ся в Со­фии.

    4 декабря
    Св. Иоанн Дамаскин, священник и учитель Церкви
    Св. Варвара, дева и мученица

    • Главная
    • Религиозные учения и секты
    • Христианство
    • Православие
    • Православие в Болгарии
    • Болгарская Православная Церковь

    БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    Автокефальная Православная Церковь Болгарии, признанная другими Православными Церквами.

    Она имеет 12 митрополий (11 в Болгарии и 1 – в Нью-Йорке) и 2 епархии (Акронская и Детройтская), кроме того, у Болгарской Православной Церкви есть по 2 прихода в Венгрии и Румынии и один – в Австрии. На горе Афон действует Зографский болгарский монастырь св. Георгия.

    По официальным данным, общая численность верующих Болгарской Православной Церкви – 8 млн. чел. В середине 1997 г. в епархиях Болгарской Православной Церкви насчитывалось 2600 приходов и 1500 священников. Кроме того, у Церкви есть 120 действующих монастырей, в которых проживает 200 монахов и монахинь. В Болгарии действуют 2 семинарии (в Пловдиве и Софии), а также богословские факультеты в Софийском университете и Свято-Кирилло-Мефодиевском университете в Велико-Тырново. В 1997 году возобновилось преподавание Закона Божьего в школе.

    Печатный орган Болгарской Православной Церкви – журнал «Церковен вестник».

    Предстоятель Болгарской Православной Церкви – Патриарх Максим, имеющий титул митрополита Софийского и Патриарха всея Болгарии. Избран на патриарший престол в 1971 г. Резиденция Патриарха находится в Софии.

    Высшей духовной, юридической и административной властью в Болгарской Православной Церкви обладает Священный Синод, состоящий из Патриарха и епархиальных епископов. Полный Синод собирается два раза в год в июне и ноябре, а также в случае особой необходимости. Малый Синод состоит из Патриарха и 4 епископов (избираемых Полным Синодом на четырехлетний срок) и собирается постоянно для рассмотрения текущих церковных дел. Патриарх возглавляет оба Синода и руководит отношениями Церкви с государством и другими Церквами.

    В июле 1997 г. впервые за последние 40 лет в Софии под руководством Патриарха Максима был проведен церковный Собор, обсудивший новые возможности, открывшиеся перед Церковью в условиях демократического общества. Собор призвал правительство разрешить Церкви действовать в различных сферах общественной жизни, включая масс-медиа, а также обеспечить религиозное образование в школах, учредить институт армейских священников, допустить священников в тюрьмы и больницы и вернуть принадлежавшую Церкви и конфискованную коммунистами собственность.

    Болгария – светское государство. Как и все конституционные республики, она предоставляет свободу вероисповедания, что закреплено в Конституции страны. Религиозные институты и учреждения здесь отделены от государства. В стране представлены разные религии и конфессии. Верующими себя считает около 80% населения страны, хотя всего 13,6% из них регулярно посещает службы.

    Самую большую конфессию составляют христиане – 85% всего населения. Главной религией страны по традиции с IX в. официально считается восточно-православное христианство. Его исповедует 82,6% жителей Болгарии. 0,6% населения (44 000 человек) исповедуют католицизм и 1,12% — протестантизм (греко — католики и протестанты). Есть приверженцы армяно-григорианской православной церкви, последователи различных христианских сект: пятидесятники, методисты, баптисты, адвентисты и др.

    Второй по влиянию и численности приверженцев религией в Болгарии является ислам. Почти 13 % верующих жителей страны (около 1 миллиона человек) – мусульмане.

    В Болгарии живет и небольшое число представителей иудаизма.

    В стране действуют также русская, румынская и евангелистская церкви.

    На территории современной Болгарии много исторических языческих культовых объектов: древние фракийские святилища и гробницы — долмены, датируемые II-I тысячелетиями до н.э. Они находятся недалеко от сёл Свештари м Мезек, а также городов Стрелча и Казанлык.

    Православие

    Христианство пришло в Болгарию в І веке н. э. Согласно преданиям, Амплий, ученик апостола Павла, основал первую епископскую кафедру в г. Одес (нынешняя Варна). По свидетельству Евсевия Кесарийского, во II веке епископские кафедры существовали уже и в болгарских городах Дебелт и Анхиал. Епископ Сардики (теперешняя София) Протогон был участником Первого вселенского собора в 325 году.

    В середине IX в., в 865 году, царь Болгарии святой князь Борис I первым принимает христианство. Его крестил греческий миссионер. Вслед за этим событием произошло массовое крещение болгарского народа. Умный и острожный Борис понимал, что христианство поможет ему объединить народ Болгарии, укрепить болгарское государство, свою власть и влияние. К тому же к концу первого тысячелетия сложились политические, экономические и социальные условия для быстрого распространения христианства. Народ принимает православие, оно становится частью его культуры и жизни. В следующем десятилетии болгарская христианская церковь становится автокефальной (независимой) под юрисдикцией Константинопольского патриархата. С тех пор православие несколько раз теряло свою независимость. С 1953 года она снова стала автокефальной, т.е. управляет своей внутренней жизнью сама, и занимает в диптихе (списке церквей, упоминаемых во время торжественных литургий) 6 место. Возглавляет болгарскую ортодоксальную церковь Патриарх Болгарии, который совместно с Синодом митрополитов представляет и осуществляет верховную религиозную власть. Службы в церквях Болгарии ведутся на болгарском языке. Болгарская православная церковь делится на епархии, а те, в свою очередь, на энории, которые возглавляют священники (обычно женатые).

    Православие сыграло важную роль в формировании болгарской нации. Во времена владычества иноземцев оно помогло сохранить родной язык и , во многом, и культуру. Первые христианские церкви начинают строиться в конце 1-го тысячелетия.

    Католицизм

    Католицизм — третья по числу приверженцев после православия и ислама религия в Болгарии. Принадлежит к греко-католической церкви. Первые представители католицизма появились в стране в XIV в.во время господства турок. Это были купцы и рудокопы из стран Западной Европы, исповедующие римо-католичество. В XVI — XVII вв. в католичество перешли павликиане – потомки одного из самых крупных по размаху и влиятельных еретических движений средневековья, зародившегося в Армении в VII веке . Из-за религиозных преследований турками в XVIII в. павликиане вынуждены были бежать с территории бывшей Византийской империи за Дунай и обосновались в районе Банат. Они стали называться банатскими болгарами. И сегодня на границе с Сербией и Румынией живет 10-15 тысяч потомков павликиан (банатских болгар), которые исповедуют теперь римо — католичество. Часть их приняла ислам (помаки) и живет в Греции, Турции и Македонии ( бывшая Югославия). В начале XX в., во время геноцида армян в Турции, в Болгарию бежали армяне, представители армянской православной церкви. В стране есть католические церкви и соборы: в Софии, Пловдиве и других городах.

    Ислам

    Это вторая по числу последователей религия в Болгарии. Ислам пришел после завоевания страны турками в ХIV веке и насаждался, практически насильно, большей частью среди горожан. Мусульмане Болгарии различаются этнически. Самую большую группу представляют мусульмане турецкого происхождения — этнические турки, которых в стране более 713 000 человек. Они компактно живут на северо-востоке страны и на границе с Турцией: в Шумене, Разграде, Кырджали, Хасково. Ислам исповедуют также около 130 000 этнических болгар – помаков, в XV — XVII в. насильно обращенных в ислам. Они живут в основном в Родопах. Третьими по численности считаются цыгане (103 000 человек), живущие по всей стране небольшими группами. Мусульманство в Болгарии исповедуют также татары, арабы, черкесы (20000 человек), попавшие в Болгарию в XIX в., албанцы и боснийцы.

    Мусульмане Болгарии в большинстве своем сунниты (0,03%). Шиитов в стране около 80000 человек.

    В стране много мечетей. В столице Болгарии Софии находится одна из старейших в Европе, интерес представляют мечети Бююк и Баня Баши. Самый большой мусульманский комплекс, включающий мечеть, медресе, кладбище, библиотеку и павильон с минеральными источниками, «Томбул Джамия» находится в г. Шумен. Построен он в 1774 году. Мечети есть в Пловдиве (Имарет и Джумая), в Разграде (мечети Ахмед Бея и Ибрагима Паши), в Самокове (Байракли). Интересно, что некоторые из культовых объектов — Демир Баба и развалины села Оброчище (недалеко от Варны), одновременно почитаются и мусульманами, и христианами.

    Иудаизм

    Иудеи живут в Болгарии уже 2000 лет. В средние века на ее землях поселились евреи из Центральной Европы. Здесь нашли убежище также целые общины евреев, изгнанные из Испании католическими королями. В начале Второй мировой войны в стране было около 60000 представителей иудаизма. Они смогли избежать участи, которая постигла евреев в других странах, окуппированных нацистами. 90% болгарских евреев эмигрировали в Израиль, когда было создано государство. Сегодня еврейская община в Болгарии немногочисленна. Во многих городах есть синагоги: Софии, Пловдиве, Самокове, Русе, Видине и др.

    Религиозные общины Болгарии существуют официально и живут дружно.

    29 ноября, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, Божественную литургию на Патриаршем Подворье возглавил настоятель архимандрит Вассиан (Змеев) в сослужении секретаря Подворья протоиерея Евгения Павельчука, клирика храма святого великомученика Пантелеимона иерея Христо Пашова и диакона Алесанрдра Морозова. На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также прошения […]

    22 ноября, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Божественную литургию на Патриаршем Подворье возглавил настоятель архимандрит Вассиан (Змеев) в сослужении секретаря Подворья протоиерея Евгения Павельчука. На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также прошения против распространения вредоносного поветрия. После сугубой ектении были вознесены молитва о мире […]

    21 ноября, в праздник собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Божественную литургию на Патриаршем Подворье совершил секретарь Подворья протоиерей Евгений Павельчук. На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также прошения против распространения вредоносного поветрия. После сугубой ектении были вознесены молитва о мире на […]

    20 ноября настоятель Патриаршего Подворья архимандрит Вассиан (Змеев) по приглашению митрополита Доростольского Иакова принял участие в праздновании памяти святого мученика Дасия Доростольского, который пострадал в начале IV века в городе Доростоле (современная Силистра) при императоре Диоклетиане. Божественную литургию в кафедральном соборе в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла возглавил митрополит Доростольский Иаков в сослужении […]

    15 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Божественную литургию на Патриаршем Подворье возглавил настоятель архимандрит Вассиан (Змеев) в сослужении секретаря Подворья протоиерея Евгения Павельчука. На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также прошения против распространения вредоносного поветрия. После сугубой ектении были вознесены молитва о мире […]

    8 ноября, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, Божественную литургию на Патриаршем Подворье возглавил настоятель архимандрит Вассиан (Змеев) в сослужении диакона Александра Морозова. На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также прошения против распространения вредоносного поветрия. После сугубой ектении были вознесены молитва о мире на Украине […]

    В субботу вечером 7 ноября на Патриаршем Подворье было совершено Всенощное бдение, которое возглавил протосингел Западноевропейской митрополии Болгарской Православной Церкви архимандрит Афанасий Султанов. Отцу Афанасию сослужили настоятель Подворья архимандрит Вассиан (Змеев), клирики храма святого Пантелеимона иерей Димитрий Тухчиев ии иерей Христо Пашов, диакон Александр Морозов. Фото Владимира Бонько

    Республика Болгария в современном мире является светским государством. Право человека на свободу в выборе религии закреплено в конституции страны. Традиционно большинство жителей (около 75 процентов) считают себя приверженцами православия. Также в Болгарии распространены протестантизм, католицизм, иудаизм и ислам.

    Болгарская православная церковь

    Из истории

    О христианской религии на территории Болгарии узнали в I веке н. э. В Варну прибыл ученик Павла, одного из апостолов. Его звали Амплий, и он основал первую в стране епископскую кафедру. С этих пор начали появляться христианские храмы, художники стали писать иконы. В IV веке в столице Софии прошло собрание епископов в целях укрепления согласия между церквями Запада и Востока. Распространение христианства по территории государства началось только в IX веке. Царь Борис I принял решение о том, что страна должна принять крещение, и это произошло.

    Болгарская православная церковь

    Сейчас в столице можно увидеть в непосредственной близости друг от друга храмы разных религий и конфессий. До наших времен сохранилось не так много религиозных сооружений Средневековья. Среди них есть храм святой Параскеве-Петке Тырновской, датируемый XIII в. А известный памятник – собор Святого Александра Невского – был построен лишь в 1908 г.

    Ислам

    Во времена турецких завоеваний местных жителей заставляли насильно принимать ислам, ставший еще одной религией Болгарии. Многие мусульмане переселялись на территорию страны из других государств. Постепенно численность приверженцев этой религии возросла. Ислам приняли цыгане, греки, некоторые болгары – для того, чтобы избавить семьи от необходимости платить налог туркам.

    В XVIII-XIX веках численность мусульман среди жителей страны стала сокращаться. Многие покинули страну. Остались лишь отдельные поселения исповедующих ислам в юго-восточной части страны. В основном это цыгане, турки, помаки (так называют исламизированных болгар), есть и некоторые другие народности: арабы, боснийцы. По стране действуют несколько мечетей. Главная находится в столице, там же, где и собор Святого Александра Невского. Мечеть Баня Баши была выстроена в XVI веке, она одна из старейших во всей Европе. Уникальный исторический памятник выполнен из кирпича и камня, имеет в своей конструкции множество башенок, колонн, арок, изящный минарет. Мечеть была построена Синаном, известным инженером времен Османской империи.

    Иудаизм

    Иудеи издавна встречались на территории Республики Болгария. Еврейский народ жил во Фракии еще во времена существования Римской империи. Об этом свидетельствуют найденные археологами руины синагог в некоторых провинциальных городах и поселках. Особенно массовое переселение евреев в Болгарское царство началось с VII века. Народ, терпевший гонения в Византии, искал более спокойных мест для жизни. Определенные права пообещал иудеям султан Османской империи, надеясь, что они помогут обогатить государство. В то время возникли три крупные еврейские общины: Ашкеназы, Сефарды и Романиты. Со временем права евреев сравнялись с правами обычных граждан Болгарии. Они служили в рядах армии, принимали участие в войнах.

    После Второй мировой иудеи стали массово переселяться в Израиль. Уехали более 40 тысяч человек. На сегодня численность приверженцев иудаизма составляет всего одну сотую долю процента. При этом синагоги сохранились во многих городах Болгарии, действующих – только две. Величественная Софийская синагога была открыта в 1909 г.

    Болгарская православная церковь

    Христианство в Болгарии

    Христианская религия в стране представлена тремя направлениями. Кроме людей православных, есть также приверженцы протестантизма (чуть более одного процента) и католицизма (0,8 процентов). Церковь не зависит от власти государства и других церковных организаций. Начало распространения католической веры приходится на XIV век.

    В отличие от нынешнего положения, при коммунистическом режиме верующие люди испытывали строгое порицание и нападки со стороны власти. Запрещено было издавать и иметь дома религиозную литературу. Такое положение продлилось до 70-х годов.

    Болгарская православная церковь

    Протестантизм

    Во второй половине XIX в. в болгарском городке Банско впервые появилась община протестантов. Предполагают, что это стало результатом деятельности миссионеров, прибывших из Америки. В северной части страны распространяется методистская конфессия, идет возведение первых церквей. На юге стали появляться последователи конгрегационализма. А в конце века организуются общины баптистов и адвентистов. Спустя еще несколько десятилетий состав групп протестантов пополняется прибывшими из России пятидесятниками.

    Сейчас разные конфессии взаимодействуют между собой. Продолжает расти численность пятидесятников, эту веру принимают многие цыгане. Некоторые общины серьезно занимаются образовательной деятельностью, устраивают собственные институты, курсы. Все эти многочисленные организации разных конфессий не только сосредоточены в столице, но присутствуют также в Плевне, Ставерцах и некоторых других городах.

    Армянский апостолизм

    Апостольская церковь армян также является ответвлением христианства и одной из религий Болгарии. Армянская община переселилась в эту страну во времена геноцида 1915 г. Численность народа выросла в последние 20-30 лет, и теперь община насчитывает более 10 тысяч человек (а по некоторым данным, более 50 тыс.). Армяне проживают в Софии, Бургасе, Пловдиве и других населенных пунктах.

    Болгарская православная церковь

    В период коммунизма, как и другие религиозные объединения, община испытывала серьезные трудности. Возрождение произошло после 1989 г. С распадом Советского Союза и налаживанием отношений Армении и Болгарии в страну вновь стали прибывать новые члены диаспоры. Армяне заботятся о сохранении традиций и культурного наследия, стараются облагораживать храмы. В их числе – церковь святого Георгия в Пловдиве, церковь в Бургасе, построенная в память о событиях геноцида.

    Комиссия по церковному вопросу в Украине продолжает изучение документов.

    Болгарская православная церковь

    Синод Болгарской Православной Церкви пока не принимал никаких решений по ситуации в Украине. Об этом заявил председатель Синодальной комиссии по церковному вопросу в Украине митрополит Старозагорский Киприан, сообщает Tass.ru.

    «В связи с распространением на украинских интернет-сайтах информации о том, что БПЦ поддержала автокефалию Православной церкви Украины от 26 января, в качестве председателя комиссии, связанной с украинским вопросом, категорически заявляю, что Синод БПЦ не занимался вопросом Украины и нет никакого решения верховного органа БПЦ о созданном каноническом казусе», – сказано в сообщении иерарха на официальном сайте Старозагорской митрополии.

    Митрополит Киприан также отметил, что комиссия пока не готова вынести решения по спорному украинскому вопросу. Изучение документов по создавшейся ситуации продолжается.

    Топ достопримечательностей (657)

    Болгарская православная церковь

    Парк танцующих медведей – уникальное явление не только для Болгарии, это место единственное в своем роде. Находится на юге гор Рила, в 20 километрах от города Банско, рядом с городом Белица. Этот парк можно назвать центром реабилитации медведей, которых выкупили у цыган.

    Болгарская православная церковь

    Природный национальный парк «Золотые пески» (Златни пясыци) окружает одноименный курортный комплекс. Он охватывает северо-восток Франгенского плато, тянется по морскому берегу. От Варны – морской болгарской столицы – находится всего в 17 километрах.

    Болгарская православная церковь

    Строительство дворца Евксиноград по проекту германского архитектора Лерса началось в 1861 году. Первым названием дворца было Сандрово – по имени его основателя, Александра, но позднее дворец стали называть Евксиноград, по древнему греческому названию Черного моря («Понт Эвксинийский» – «гостеприимное море»).

    Болгарская православная церковь

    Берекетска могила – это старейшее доисторическое поселение в Болгарии. Курган имеет 17,5 метров высоту, в диаметре у основания он достигает 250 метров. В 1970-1971 годах здесь были проведены масштабные археологические раскопки, в результате которых около кургана, на расстоянии от 300 до 600 метров, был обнаружен культурный пласт толщиной 1-3 метра.

    Болгарская православная церковь

    Варненский некрополь представляет собой древнее захоронение, случайно обнаруженное в промышленной зоне города Варна. Что характерно, обнаружен некрополь был совершенно случайно, в ходе работ по прокладке кабеля в 1972 году: один из экскаваторщиков заметил в чаше ковша части керамики и золотые украшения.

    Болгарская православная церковь

    Исторический музей города Поморие располагается в здании бывшей Женской гимназии. В экспозиции музея можно увидеть керамику 5-4 тыс. до н.э., археологические находки античного и средневекового периодов, коллекции римских, фракийских, византийских монет.

    Болгарская православная церковь

    Каварна – болгарский город на черноморском побережье, имеющий богатую историю. Как и другие города Болгарии, его не обошла участь быть порабощенным османскими завоевателями, которые обосновались здесь в 15 веке.

    Болгарская православная церковь

    Акваполис – парк водных аттракционов, красивейший в Восточной Европе, располагается на главной дороге из курортного комплекса Ривьера в комплекс Албена, в северо-западной части Золотых Песков. Дизайном парка и его сооружением занималась испанская фирма Action Park Multiforma Group.

    Болгарская православная церковь

    Архитектурный комплекс в районе Райково и старинные дома в городе Смолян, составляющие его, находятся в Чешитском квартале – старейшем в этих окрестностях. Многие здания были выстроены в 1835 году. Все дома в этом квартале представляют собой достаточно интересные и оригинальные архитектурные решения.

    Болгарская православная церковь

    Боянский водопад находится на одноимённой реке неподалёку от столицы Болгарии Софии, примерно в пяти километрах от центра софийского квартала Бояна. Боянский водопад является самым большим на территории горного массива Витоша.

    Болгарская православная церковь

    Приморский парк, созданный в конце XIX века чешским архитектором парков Антоном Новаком, располагается на морском побережье неподалеку от центра города Варна и представляет собой прекрасный райский уголок, где можно отдохнуть от суеты современного города.

    Болгарская православная церковь

    Национальный природный парк Русенски Лом раскинулся недалеко от Русе – всего в 20 километрах от этого болгарского города в южном направлении. Свое название парк получил от одноименной реки, которая является последним правым притоком Дуная.

    Болгарская православная церковь

    Римские термы города Варна являются одним из ценнейших памятников культуры города. Найти их можно на пересечении улиц Хан Крум и Сан-Стефано. В 1968 году они были объявлены архитектурно-строительным памятником национальной культуры.

    Болгарская православная церковь

    Доходное здание в Русе – архитектурный памятник, расположенный прямо в центре города, рядом с монументом Свободы. Изначально здание строилось для сдачи комнат и залов в наем для приезжих театральных труп, возвели его в период с 1898 по 1902 годы.

    Болгарская православная церковь

    Крепостная стена Несебра на западе города – в прошлом часть монументальной городской укрепительной системы. К нынешнему столетию большая честь крепостной стены и всех прочих укрепительных сооружений оказались под водой.

    Болгарская православная церковь

    Собор Святой Софии располагается в центре столицы Болгарии, недалеко от церкви Святого Александра Невского. Это один из древнейших софийских храмов и его история непосредственно связана с историей города.

    Болгарская православная церковь

    Церковь в честь Святых Архангелов Гавриила и Михаила – это недействующая православная церковь, расположенная в городе Несебр. Сегодня она в полуразрушенном состоянии и охраняется ЮНЕСКО. Также храм включен в число сотни национальных туристических объектов Болгарии.

    Болгарская православная церковь

    Археологический музей расположен в старой части болгарского г. Созополь. Священный Синод в 1961 году принял решение предоставить в распоряжение музея здание храма Святых Кирилла и Мефодия. Сегодня он также занимает площади здания городской библиотеки, находящейся в северной части Созополя.

    Болгарская православная церковь

    Болото Алепу входит в число природных достопримечательностей Болгарии. Расположенное в семи километрах на юг от Созополя, болото представляет собой лиман, который занимает площадь почти 170 гектар. Длина его чуть более трех километров, а ширина составляет почти 320 метров.

    Болгарская православная церковь

    Создание регионального исторического музея в Смоляне относится к 1935 году, когда общественный деятель Стою Неделчев Шишков решил объединить собственноручно собранные коллекции под одной крышей. Шишков был этнографом, знаменитым исследователем фольклора, автором многочисленных статей о традициях, культуре и быте Родопского края.

    Вместе мы — сила!

    Болгарская православная церковь

    • Поблагодарили 1375 раз
    • Поблагодарил 472 раз

    & E6 L2 O# T6 J( l# ?# L И вот мне пишет сестра, что. когда пришла в церковь, ей батюшка выговор сделал — почему вы так долго не крестили ребенка! Это раз. А два — нет, нельзя крестить ребенка без крестного, должен присутствовать и всё. Да, пусть у вас будет крестный не тот, кого вы хотели, а кто-нибудь совершенно посторонний, но главное — чтобы он был тут. $ >$ Z% <7 e X: `5 _

    » Y0 z+ e# >1 X9 o% & q И тут я вспомнил про разницу между российской и болгарской православной церковью. В России без платка на голове у женщин не пустят, штаны или юбка в пол — обязательно. Сколько мы не посещали церкви в Болгарии — нигде такого не было. Только заходите! Конечно я не знаю, какие правила здесь по крещению, но я очень надеюсь, что нет такого, как в России. Если кто-то знает точно — подскажите-расскажите! % q4 e5 D0 J. D: I/ m- r- |

    5 b2 ]% l3 _; _5 Z3 E3 u Про крещение в Болгарии мы обсуждали здесь и здесь на форуме. А можете ли вы еще как-то сравнить болгарскую и российскую церкви? Есть ли еще какие-то отличия и почему они существуют, если по идее подход должен быть одинаковым?
    . U8 e9 G$ H+ D2 w8 O) F
    & A5 k/ $ r6 |8

    7 w

    Болгарская православная церковь

    Болгария, согласно Основному закону страны, является светским государством, в котором распространение получили несколько мировых религий. К ним относятся православие, католицизм, мусульманство, иудаизм. Увидеть всю религиозную палитру Болгарии можно по столице страны – городу Софии. Здесь сосредоточено большое количество православных соборов и храмов, протестантских церквей, католических костелов, мечетей, синагог.

    Религиозная структура населения

    Большая часть болгар – около 83% – исповедуют православие. Другие христианские конфессии представлены католицизмом – около 1% верующих, к протестантам себя относят чуть более 1% верующих. Существуют и другие последователи христианства, среди которых стоит отметить:

    • Сторонников армяно-григорианской православной церкви;
    • Пятидесятников;
    • Методистов;
    • Адвентистов;
    • Баптистов.

    Около 13% населения (1 миллион мусульман) Болгарии исповедуют ислам. Их количество с каждым годом увеличивается, что связано с наплывом сирийских беженцев, переездом жителей Турции и Арабского Востока в Болгарию на постоянное место жительство.

    Есть в стране и представители иудаизма, о чем свидетельствует большое количество синагог в разных регионах Болгарии.

    Малочисленными являются общины верующих, которые посещают румынскую, евангелистскую и русскую церкви.

    Православие в Болгарии

    По устным преданиям, в 1 в. нашей эры в городе Одес (современная Варна) ученик апостола Павла по имени Амплий, создал епископскую кафедру. Через столетие такие кафедры были открыты в соседних городах Болгарии.

    Официальное крещение населения Болгарского царства произошло в 865 году, когда царь Борис решил принят христианство. Целью перехода под власть Константинополя заключалась в том, чтобы объединить население государства. Одновременно с этим Борис стремился усилить позиции Болгарии в мире, укрепить единство страны, свой авторитет, власть и влияние.

    Болгарская церковь быстро стала независимой, т.е. автокефальной, признавая формально юрисдикцию Константинопольского патриарха. Этот статус несколько раз оспаривался и отменялся, и был окончательно закреплен в 1953 г. Болгарская православная церковь самостоятельно управляет своей структурой, церемониями и ритуалами. Ее название упоминается во время официальных литургий. Во главе церкви стоит патриарх Болгарии, богослужения ведутся только на болгарском языке, священники (имеют право жениться) возглавляют энории.

    Православие в Болгарии оказывало влияние на формирование нации и национального самосознания, культуры, языка.

    На территории страны можно найти множество старинных церквей и храмов, построенных в конце 1 тысячелетия нашей эры. Центральным храмом Болгарской православной церкви является кафедральный собор святого Александра Невского (имеет статус патриаршего).

    В Болгарии распространение получило православие и армянской церкви, количество сторонников которой увеличилось в начале 20 в.

    Распространение католицизма

    Точная дата появления приверженцев этой конфессии в древнем Болгарском царстве неизвестна. Это произошло до крещения Бориса Первого и всего населения государства. После того, как это произошло, царь поссорился сильно с константинопольским патриархом Фотием. В ответ на это Борис подчинил новую церковь папе Николаю Первого, следствием чего стало заключение унии. Она просуществовала до 870 года, и болгарская церковь перешла в омофор к новому патриарху Константинополя (Игнатию). Именно он предоставил епархии права широкой автономии.

    Через несколько столетий Болгарская православная церковь снова пошла на подписание унии с Римом, когда страной управлял царь Калоян.

    В 14 в. Болгария попадает под влияние Османской империи, из-за чего связь с Ватиканом ослабевает. Но проникновение католицизма в страну это не остановило, в результате чего сторонники еретического движения павликиане приняли католичество. Из-за преследований они убежали за Дунай, где осели в регионе Банат. Католические костелы, соборы и другие храмы существуют в Софии, Варне, Пловдиве.

    Мусульманство

    Ислам принесли турки в 14 в., когда Османская империя стала постепенно захватывать территорию Балканского полуострова. Жители Болгарии принимали мусульманство двумя способами – добровольно и насильно, что очень было распространено в городах.

    Сторонники ислама в Болгарии отличаются по этническому признаку:

    • Есть этнические турки, проживающие в северо-восточных регионах страны и в приграничных регионах Болгарии, недалеко от Турции;
    • Отдельно выделяют помаков. Это этнические болгары, которые были обращены насильно в ислам в течение 15-17 вв. Локализуются, в основном, в Родопах и около них;
    • Цыгане, которые проживают в разных регионах страны, создавая небольшие общины;
    • Татары;
    • Черкесы;
    • Арабы;
    • Албанцы;
    • Боснийцы.

    Приверженцы ислама делятся на суннитов – меньшая часть верующих, и шиитов – большинство. В столице страны расположена самая старая в Европе мечеть. В Софии также находятся красивые мечети Юаня Баши и Бююк; в Шумене расположен целый мусульманский комплекс, который называется «Томбул Джамия»; в Пловдиве, Разграде, Самокове, Варне, многочисленных поселках и селах есть старинные мечети.

    Иудаизм

    Евреи стали заселять Болгарию 2 тысячи лет назад, которых изгнали их Испании короли-католики. Перед Второй мировой войной в стране проживало почти 60 тыс. евреев, больше 90% из них мигрировали в Израиль, поскольку они и их родные становились жертвами преследований нацистов. Несмотря на немногочисленность, еврейская болгарская община играет активную роль в болгарском обществе. Самые крупные синагоги построены в Видине, Русе, Софии, Пловдиве.

    Москва. 28 ноября. INTERFAX.RU — Имя главы новой Православной церкви Украины (ПЦУ) Епифания Думенко впервые помянуто на литургии, которую совершил иерарх Болгарской православной церкви.

    Как сообщает греческий сайт Romalewfronimati, в храме Святого Афанасия и Святых Акакия и Дамаскина Студита в Лангаде (Греция) митрополит Пловдивский Николай, приехавший из Болгарии, в среду, 27 ноября, возглавил утреннюю службу. Во время литургии диакон зачитал местный диптих (богослужебный порядок упоминания предстоятелей), в который был включен глава ПЦУ.

    Болгарская православная церковь

    Болгарскому митрополиту сослужили трое иерархов Элладской церкви — два митрополита и епископ.

    Лангадская епархия входит в список епархий Греции, которые нежелательны для посещения паломниками Московского патриархата: их правящие архиереи вступили в литургическое или молитвенное общение с представителями ПЦУ.

    До сих пор Болгарская православная церковь не давала окончательного ответа, признает ли она неканоническую церковь Украины, созданную год назад при поддержке Константинополя и тогдашней украинской администрации.

    В начале ноября патриарх Александрийский Феодор признал неканоническую ПЦУ. Сразу после этого в Московском патриархате заявили о невозможности дальнейшего поминовения имени патриарха Феодора, что на языке церковной дипломатии означает фактический разрыв общения. 25 ноября стало известно, что патриарх Кирилл приостановил работу подворья Александрийской церкви в Москве.

    В конце октября ПЦУ признал глава Элладской православной церкви архиепископ Иероним II, несмотря на противодействие со стороны собственного епископата.

    Исключительно важно, чтобы Поместные Православные Церкви в это время сказали правду о неканоничности действий Фанара в Украине, отметил митрополит Видинский Даниил.

    Церковный вопрос в Украине состоит не в том, кто кого поддержит – Константинопольский или Московский Патриархат; вопрос здесь сводится к самому существованию Православной Церкви, поделился член Синода Болгарской Православной Церкви, митрополит Видинский Даниил (Николов) в интервью «Аналитическому центру свт. Василия Великого».

    Владыка подчеркнул, что нынешнее поведение патриарха Варфоломея и его Церкви бросает вызов всем Поместным Церквям, поскольку Фанар сейчас очевидно претендует на право руководства каждой из них. Митрополит Даниил отметил, что подобные попытки верховенства противоречат и апостольским правилам и правилам Вселенских Соборов.

    «В так называемом Томосе, который Константинопольский патриархат издал 6 января текущего года, открыто постановлено, что новообразованная церковная структура в Украине признаёт своим главой Константинопольского Патриарха и делается попытка установить эту позицию также в отношении других поместных Церквей, с выражением, что эти церкви также признают Патриарха Константинопольского в качестве их главы, – отмечает владыка. – Эти претензии вступают в прямое противоречие с 34 апостольским правилом, которое постановило о церковном управлении в поместной Церкви и, с другой стороны, со 2 правилом III Второго Вселенского собора и 8 правилом 3 Вселенского собора, которые, как мы говорили, запрещают главам поместных Церквей распространять свою власть на территории других поместных Церквей».

    По мнению архиерея Болгарской Церкви, таким образом происходит выхолащивание самого понятия «Автокефальная Церковь», поскольку речь идет о попытке Фанара присвоить себе руководящие функции над другими Церквями: «Говорят об автокефалии, самоуправлении поместных Церквей, но фактически полномочия на управление этими Церквями передаются престолу Константинополя».

    Архиерей подчеркивает, что для Фанара текст Томоса для ПЦУ стал предлогом навязать Поместным Церквям свою власть: «Такое присвоение полномочий содержится и в условиях, которые предусматривает так называемый Томос. В нём написано, что епископы и священнослужители новоучреждённой церкви имеют право прибегать к апелляции к Константинопольскому патриарху, также как такие претензии Патриарх Варфоломей прямо заявляет ко всем другим поместным Церквям. Это само по себе является попыткой прямого вмешательства в дела каждой поместной Церкви, в то время как такие требования находятся в прямом противоречии с правилами 28 (37) и 125 (139) Карфагенского собора, которые по 2-му правилу Пято-Шестого Вселенского собора».

    Кроме того, митрополит Даниил подчеркивает, что глава Фанара позволил себе изменить свое мнение по поводу украинских раскольников на прямо противоположное.

    «Патриарх Варфоломей многократно подтверждал, что принимает и признаёт церковное наказание, низложение бывшего киевского митрополита Филарета Денисенко (а после извержения из сана Денисенко был отлучён от Церкви), решение о котором было принято архиерейским собором РПЦ, также и окончательность этого решения. Т.е. что это решение полностью в компетенции РПЦ и не подлежит апелляции. После всего этого в октябре прошлого года Константинопольский патриарх принял от него и от так называемого „митрополита“ Макария Малетича апелляционные просьбы, и в нарушение церковных правил и элементарных принципов церковного судопроизводства „восстановил“ их в сане, и сверх того вступил в евхаристическое общение с этими раскольническими группами. Так слово „да“ патриарха Варфоломея стало „нет“».

    Кроме того, владыка подчеркнул, что практика отмены исторических решений недопустима: «Б олее 330 лет ни одна из Поместных Православных Церквей не ставила вопрос о законности выборов Киевского митрополита и законности епископских хиротоний в епархиях современной УПЦ. Теперь же Константинопольский патриарх Варфоломей в нарушение церковных правил и элементарных принципов церковного судопроизводства «восстановил» в сане глав раскольничьих УПЦ КП и УАПЦ и отменил подписанный Константинопольским патриархом Дионисием документ, согласно которому для всех православных Церквей Киевская митрополия стала в 1686 г. органической частью автокефальной РПЦ.

    Член Синода Болгарской Церкви уверен, что патриарх Варфоломей не оставит попыток получить власть над всей полнотой Православия.

    «Сегодня, чтобы достичь своих амбиций, он не постеснялся совершить вероломство, вторгнувшись на чужую территорию и оказав содействие государственной власти на Украине в гонении двух третей православных украинцев. Какой врач, чтобы вылечить рану, разрезает две трети здорового организма, ставя ему диагноз «больной» и оставляя одну треть, которой при серьёзной болезни поставлен диагноз «здоров»?», – заключил митрополит Дионисий.

    Другой архиерей Болгарской Православной Церкви, митрополит Старозагорский Киприан (Казанджиев), надеется, что «украинский вопрос» будет разрешен в каноническом русле. Он выразил поддержку УПЦ и ее Предстоятелю, Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию.

    Ссылка на основную публикацию