Тропарь и кондак николаю чудотворцу

Тропарь, глас 4

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче священноначальниче Николае, / моли Христа Бога, / спастися душам нашим.

Кондак, глас 3:

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, / Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, / положил еси душу твою о людех твоих / и спасл еси неповинныя от смерти. / Сего ради освятился еси, / яко великий таинник Божия благодати.

Тропарь на рождество святителя Николая, глас 4

Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, / Церковь днесь православных светло празднует, / ибо стоянием ногу твоею / яви тя Господь и провозвести быти светильника и учителя миряном, / весь мир обогащающа и просвещающа чудесы. / Тем вопием ти: / моли Христа Бога спастися душам нашим

Тропарь на перенесение мощей, глас 4

Присне день светлаго торжества, / град Барский радуется, / и с ним вселенная вся ликовствует / песньми и пеньми духовными: / днесь бо священное торжество / в пренесение честных и многоцелебных мощей / святителя и чудотворца Николая, / якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами, / разгоняя тьму искушений же и бед / от вопиющих верно: / спасай нас, яко предстатель наш великий, Николае.

Кондак на перенесение мощей, глас 3

Взыде яко звезда от востока до запада / твоя мощи святителю Николае, / море же освятися шествием твоим,/ и град Барский приемля тобою благодать: / нас бо деля явился еси чудотворец изящный, / предивный и милостивый.

Величание

Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Человек обращается к Богу через молитву напрямую или через посредников-молитвенников: Богородицу, святых угодников, ангелов. Господу важен не прочитанный текст, а сердце православного человека, открытое для добрых дел согласно его заповедей. Тропарь святому Николаю Чудотворцу посвящен его житию. Обращаясь к Угоднику Божьему, верующий перечисляет его добродетели, которым надо следовать и в современном мире.

Понятие про тропарь и кондак

Кондак и тропарь относятся к жанрам церковного песнопения. Самым известным автором кондаков был Роман Сладкопевец, сириец по происхождению, преподобный Софийского собора в Константинополе (VI век). До VIII века стихотворные произведения служили главной формой проповеди в музыкальной форме.

Стихотворный объем включал от 20 до 30 строф, в которых имелись вступление, припев и заключение. Основную часть музыкального стиха исполнял канонарх, припев – миряне, присутствующие на богослужении.

В настоящее время молитва состоит из 2 строф, в которых раскрывается суть празднования или обращения к Небесному Покровителю:

  • Господу;
  • Богородице;
  • ангелу;
  • святому угоднику.

Кондак является составной частью канона и акафиста. В каноне он поется после 3-й и 6-й песни. Отдельно кондак читают на утренней литургии, повечерии. В многострофном виде читают при отпевании священнослужителя (священника, архиерея).

Акафист (хвалебный гимн) состоит из 13 кондаков и 12 икосов. В заключении каждого кондака поется «Аллилуйя» (что означает «хвалите Бога»). Последний (13-й) кондак читается трижды, после чего исполняется первый икос.

Тропарь – краткий и емкий по содержанию припев, в котором раскрывается суть библейского празднования или особенность духовного подвига святого. Время введения в литургическое богослужение – IV век.

Тропарь служит основой православных песнопений:

  • канона;
  • акафиста;
  • кондака.

Если тропарь употребляется в первой строфе канона, задавая мелодику и ритм последующим песнопениям (икосам), то он называется ирмосом.

Название «тропарь» в церковной гимнографии меняется в зависимости от назначения стихотворной формы.

  • стихира (повтор строк псалма);
  • кондак (3-й, 6-й в каноне);
  • седален (разделение между икосами);
  • богородичен (9-я песнь в каноне или любой тропарь Богородице);
  • катавасия (ирмос, исполняемый 2-мя хорами).

Краткая молитва может употребляться как в рифмованной, так и в нерифмованной форме. Тропари составляют основу «Минеи» (годичного оборота постоянных богослужений), входят в сборник «Тропарион» для исполнения церковными хорами.

Значение тропаря и кондака святителю Николаю в православии

Николай Чудотворец на протяжении 17 столетий молится за страждущих перед Богом. Жизнь святого – пример милосердного отношения к людям, кроткого благочестия. По велению Господа он оставил служение в храме города Ликии и отправился в город Мир, чтобы добрыми делами прославлять имя Божье.

Тропарь и кондак – письменные свидетельства, подтверждающие роль Николая Угодника в утверждении заветов Спасителя среди людей.

В чем помогают

Тропарь, кондак следует завершать молитвой, в которой можно просить святого об исцелении себя и родных, помощи при финансовых затруднениях, семейных конфликтах, при поиске пропавших вещей. Николай Чудотворец благоволит к путешественникам и дарителям.

Как и когда правильно читать

Специального ритуала для молитвенного обращения к Николаю чудотворцу не существует. Следует придерживаться общих правил для чтения молитв. В храме перед иконой зажигают свечу и произносят про себя слова, обращенные к святому. В домашних условиях икону святого располагают в восточном углу или над входной дверью.

Рядом с полкой не должно быть бытовых предметов. Молятся в тишине, когда на душе воцаряется покой, все мысли сосредоточены на произнесении молитвы. Читают краткие молитвословия утром и вечером, когда нет возможности по времени прочесть акафист. Священнослужители рекомендуют читать молитвы на церковнославянском языке, «чистом» от современных искажений, с соблюдением ударений.

Полный текст на русском языке

В Русской Православной Церкви Николая Чудотворца чтут в день поминовения (19 декабря) и перенесения мощей (22 мая), поэтому в практике богослужений применяют два разных по содержанию кратких молитвенных обращения.

Кондак

В (городе) Мирах (Ликийских) ты, святой, явился совершителем священнодействий: Евангелие Христово исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

Восплыли, как звезда, с востока на запад твои мощи, святитель Николай, море же освятилось твои шествием, и град Бари принимает через тебя благодать: ибо ради нас ты явился, чудотворец особенный, удивительнейший и милостивый.

Тропарь

Правилом веры, образцом кротости, учителем воздержания показал тебя пастве твоей Тот, Кто есть Истина всех вещей (т.е. Христос Бог). И потому смирением ты приобрел величие, нищетой – богатство: отче священноначальник Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Настал день светлого торжества, радуется град Бари, и с ним весь мир воспевает гимнами и песнями духовными: ибо сегодня священное торжество перенесения почитаемых и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, которое как незаходящее солнце воссияло светозарными лучами, отгоняя тьму искушений и бед от всех взывающих с верою: «Спасай нас, как ходатайствующий (пред Богом) за нас, великий Николай!».

Николай Чудотворец тропарь кондак величание

тропарь и кондак Николаю Чудотворцу текст

тропарь и кондак святителю Николаю Чудотворцу

тропарь и кондак свт Николаю Чудотворцу

Вот тексты тропаря, кондака и величания святому:

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу Мирликийскому, глас 4-й:

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу Мирликийскому, глас 3-й:

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Всё это имеется в любом православном молитвослове, а также на многих сайтах в интернете.

Ссылка на основную публикацию