Победа сергия радонежского

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Подвиг преподобного Сергия Радонежского

Так, подвиг преподобного Сергия Радонежского состоит не только в том, что он был страстным молельником и поборником православия, а более в его нехарактерных для инока действиях, направленных на собирание нации. Благодаря его подвигу и подвигу его учеников (элиты) возникли не только монастырские братства, но и вся закабаленная Русь прониклась братской любовью (чувственное, совестливое сознание), которая и положила начало освобождению от ига.
Победа сергия радонежского
Опыт самоорганизации этноса и вытекающее отсюда следствие – вскармливание элиты («кормить» – это не значит давать пищу, как сейчас понимается в обществе потребления; «кормить» – править кормовым веслом) можно рассматривать не только на основе казачества; есть еще один ярчайший, но почти неизвестный пример – подвиг Сергия Радонежского, которого принято видеть лишь святым угодником и страстным молельником. Ситуация в раздробленной и покоренной Руси была ничуть не лучше нынешней: обложенная данью, терзаемая нескончаемыми набегами Золотой Орды с юга, крестоносцами с севера, а также внутренними междоусобицами страна, казалось бы, вообще была не в состоянии выкормить элиту, способную поднять и совокупить духовно-волевой потенциал.
Но что произошло? Никому тогда не ведомый монах уходит в леса и создает там первый на Руси монастырь, куда стекаются некие люди, в том числе и высокородного, боярского происхождения. Никто на Руси, а тем паче в Орде, тщательно контролирующей огромные пространства, не знает, что делается в Сергиевой обители. Вскоре оттуда по Русскому Северу, будто рои из улья, разлетаются ученики Радонежского и тоже основывают десяток монастырей, куда также собираются некие отроки-послушники. А в свой срок уже ученики учеников разбредаются по лесам и закладывают новый «духовный рубеж» потаенных монастырей.
Таким образом на протяжении примерно тридцати лет было создано около тридцати (!) монастырей – рекордное, никем никогда в истории христианства не повторенное деяние, которым бы Церкви гордиться надо. А она почему-то стыдливо умалчивает или не придает должного значения этой стороне подвига Сергия Радонежского.
Что за монахи сидели в этих тайных обителях, мир того времени узнал лишь на Куликовом поле. Или чуть раньше, когда прославленный полководец, однажды уже разгромивший войска Мамая на р. Вожа, Великий князь Дмитрий Иванович, будущий Донской, вдруг ни с того ни с сего просит благословения не у официального иерарха, а у малоизвестного монаха Сергия. И почему-то берет у него двух странных черноризных иноков, неприемлемых для христианства вообще и православия в частности: иноков-воинов с языческими именами Ослябя и Пересвет, хотя известно, что такого быть не может по определению, ибо монах – живой мертвец, не имеет права брать в руки оружия, тем паче носить нехристианское имя после пострига. Кроме того, они – настоящие богатыри, а не полузаморенные аскетичные постники и способны сражаться с богатырем противной стороны – Челубеем, такой же исторической личностью, как и сами Ослябя и Пересвет (есть их реальные могилы).
И еще, невесть откуда у Дмитрия оказывается Засадный Полк – неизвестное, прекрасно обученное и экипированное «спецподразделение», почему-то не имеющее своего командира, что вообще невозможно для той эпохи. (У каждого полка, пришедшего на Куликово поле, был свой воевода.
– чужому никто не станет подчиняться, таковы правила времени.) Командовать засадниками Дмитрий назначает своего боярина, князя Боброк-Волынского, или Бренка, передав ему свои одежды и броню, – имя звучит на немецкий манер, но на самом деле это прозвище и абсолютно русского происхождения: «бренк», или «бренка», означает тощего человека, буквально скелет, бренчащий костями.
В критический момент он выводит Засадный Полк из дубравы и решает исход битвы. Можно себе представить, что творили на бранном поле эти четыреста – семьсот человек, сражаясь с силами примерно со стократным перевесом. Воины в буквальном смысле купались в крови, ибо когда одна плотная масса проникает в другую, начинается давка похлеще, чем в метро в час пик; там богатырским своим мечом не размахнешься, а орудовать приходится засапожником, колычем, а чаще всего оружием для рукопашного боя – наручами. Представляют они собой стальную пластину с полуобхватом запястья и тремя ремешками, которыми наручи плотно пристегивают к внешней стороне обеих рук до локтевого сгиба поверх кольчуги. Для удержания их в ладонях есть рукоятки, а на них сверху и снизу, а также спереди и сзади наручей имеются короткие, до пяти-шести сантиметров, острые конусные зубья – жала, для того чтобы пробивать любую кольчугу или панцирь. Подготовленный, натренированный боец с одними только наручами, как нож в масло, проникает сквозь любую вражескую массу, в том числе и вооруженную мечами и саблями, собственно откуда и возникали легенды о заговоренных, ни мечом, ни стрелою не уязвимых воинах. Это особый, сейчас практически забытый вид рукопашной борьбы в толчее сражения. Засадный Полк был подготовлен в Сергиевых обителях прежде всего психологически – именно для такого многочасового боя, когда надо разить супостата, когда с ним лицо в лицо, когда надо плавать в крови его и ходить по горячим еще трупам. Подобной подготовки невозможно достичь, используя христианские нормы морали и нравственности.

Сергию Радонежскому удалось, казалось бы, невероятное: используя двойную маскировку – от официальной Церкви и неоднородного, зачастую предательского общества, на основе древних традиций, обычаев и верований (христианские догмы не годились для воспитания этого «спецназа»), воссоздать духовно-волевой потенциал и вскормить элиту внутри этноса, которую составляли не только ученики преподобного Сергия, но в большей мере представители светского, княжеско-боярского сословия. Образ Радонежского, словно незримый стяг, реял над головами многих потомков, благодаря чему элита просуществовала целый исторический виток и только с реформами Петра была заменена на новую.

19 января 2018

Самый обычный с виду монах, не патриарх, не митрополит, а как он сам себя называл – чернец. Ведь даже сан священства он принял с большим трудом, только проявляя смирение и послушание перед епископом Афанасием. За что же его так почитают на Руси?

Победа сергия радонежского

М. В. Нестеров. Труды преподобного Сергия

Биография бывает у обычных людей. Если человека почитают в лике святых, то у него появляется житие. Это не набор дат, а описание пути к святости. Но и изучать такого человека необходимо через призму его убеждений, его жизненных установок. Житие св. Сергия Радонежского полно чудес и светлых историй, биография же сводится к следующим датам:

май 1322 года – рождение в Ростове;

1342 год – уход в монашество;

25 сентября 1392 года – дата преставления.

Вот за эти 70 лет, урождённый Варфоломеем, святой Сергий Радонежский достиг высочайших ступеней духовного развития.

Тот факт, что он организовал Троицкий монастырь, даже не смотря на то, что затем он преобразовался в Троице-Сергиеву лавру, не открывает причины такого почитания. Ведь монастыри основывали и до, и после него. А между тем, прожив всю жизнь в дремучем лесу, он заслужил эпитет «Собиратель земель Русских».

Так что же выделяет преподобного Сергия Радонежского из всего сонма святых?

Грани невидимого подвига

«На миру и смерть красна» – всем знакома эта исконно русская поговорка. Ещё бы, когда человека поддерживают и вдохновляют окружающие, можно исхитриться и прыгнуть выше головы. Отчасти и уникальные спортивные достижения возможны благодаря выставлению своей удали напоказ. Принципиально другое значение имеет невидимый подвиг. Чистейшей степени такой подвиг проявляется в юродивых и монахах-отшельниках. Но если первые из них – это гении в религиозной сфере, то монахи, ушедшие от мира, – это как бойцы невидимого фронта. Их работа не видна, их сражения непонятны, их победы не обладают материальными формами.

Вот в такой борьбе проводил свою жизнь святой Сергий Радонежский. И главным условием считал незаметность этой битвы! Ибо делал он это не из желания прославиться среди людей, а из любви к Богу. Он не искал славы у Бога! Он просто любил Его всем сердцем, то есть буквально исполнял первую заповедь.

Как проявлялось в подвижнике такое прославление от Бога

Существуют такие категории явлений, которые можно приблизительно понять только по описательным характеристикам. В языке не существует слов для описания того, что невозможно воспринять одним из органов чувств. Например, душа. Видели её избранные святые, которых за 2000 лет христианства наберётся не более нескольких десятков. Но любой здравомыслящий человек уверен, что у него есть душа.

Вот так же проявляется и Благодать от Бога. Её никто не видит, но все ощущают. И не только люди, но и животные. И если дикий медведь выходил из леса и ластился к преподобному Сергию, то что говорить о людях…

Победа сергия радонежского

Н. К. Рерих. Сергий Строитель

Потупив в землю взор, увещевал он надменных и своевольных князей тихим голосом, и они отступали от своей гордыни. Сначала князья Ростовский и Новгородский, а незадолго до Куликовской битвы и могущественный Олег, князь Рязанский, признали главенство московского князя Дмитрия.

Наследие Радонежского

Ещё более любопытная особенность метафизической категории: если подвижник был исполнен Божественной Благодати при жизни, то она остаётся в его мощах и после исхода души из тела.

Те, кто приступают с верою, получают просимое. Главное, чтобы проситель желал получить что-то действительно нужное для своей души, для вечности. И обязательное условие – вера. Искренняя и непритворная. Это окружающих можно обмануть и приписать себе благообразные стремления. А с Богом шутить нельзя. Это гораздо опаснее, нежели играть с государством в азартные игры.

Известны случаи, когда паломники ходили по Троице-Сергиевой лавре и за компанию со всеми целовали иконы. Приступая без веры и благоговения, а просто совершая некий ритуал. А на следующий день у таких проявлялся сильный ожог лица. Будто бы их лицо целый день было под жарким июньским солнцем. Так что учтите, если в Троице-Сергиевой лавре (или в любом православном храме) прилагаться к иконам, то делать это нужно благоговейно, если не с почитанием, то хотя бы с уважением.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Победа сергия радонежского

Экcпозиция «Великие учителя человечества» расположена в выставочных залах апарт-отеля «Гималайский дом», а также на втором этаже Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Победа сергия радонежского

Сергий Радонежский родился в сложное время, когда русские люди пребывали в страхе

Православный святой Сергий Радонежский (Варфоломей при крещении) родился в 1314 году. Эту эпоху следует считать одной из самых тревожных в истории Руси. Тогда население постоянно жило в страхе лишиться своего имущества или не пережить очередное вторжение татаро-монгольских воинов. Ситуация усугублялась тем, что среди княжеской элиты не было единства, владельцы вотчин боролись за власть, проливая кровь соплеменников, наиболее жестоким это противостояние стало в начале XIV века.

Победа сергия радонежского

Защитой от жестокой действительности Варфоломею служила горячая вера в Бога, а также христианские книги. Евангелие стало главной темой для размышлений отрока. Заповеди Иисуса Христа являлись для Сергия Радонежского не утопичным красивым учением, а каждодневной работой над собой — в этом состояло различие между юным подвижником и его современниками.

Победа сергия радонежского

Варфоломей с детства был отмечен благодатью

Первое чудесное знамение случилось еще до рождения святого. Когда его мать Мария, будучи на позднем сроке беременности, присутствовала на воскресном богослужении, младенец трижды заплакал во чреве во время литургии.

Придерживаться поста Варфоломей начал с первых недель жизни — он отказывался от материнского молока в среду и пятницу. А в возрасте 7 лет ему явился ангел в облике старца-монаха, который предсказал, что отныне грамота будет даваться ребенку легко, и он превзойдет своих сверстников в обучении.

Победа сергия радонежского

Признание Варфоломея о желании уйти в монастырь его отец встретил холодно. Кирилл ожидал от среднего сына продолжения рода и возрождения его славы, поэтому отказался благословить постриг будущего сподвижника. И Варфоломей, не решившись идти против воли отца, смиренно остался жить в его доме и отдался воле Божьей. Лишь после смерти родителей в возрасте 23 лет Варфоломей стал монахом.

Смиренный инок Сергий — реформатор духовной жизни Руси

Варфоломей со старшим братом в лесу построили келью и часовню — так началась отшельническая жизнь монахов. Суровый климат, поиски пропитания, тяжелый ежедневный труд — такими были будни братьев. Стефан через непродолжительное время покинул это место, отправившись в Москву на поиски иного призвания. Сергий же продолжил жизнь монаха-отшельника, отрекаясь от борьбы за место в иерархии.

Победа сергия радонежского

Монах отрёкся от мирского, но не смог достичь полного уединения в радонежских лесах. О Сергии пошла молва в монашеской среде. Вокруг него начало формироваться сообщество единомышленников, готовых поселиться рядом с ним и служить Господу. Когда число поселенцев достигло 12, желающим присоединиться к общине отказывали, если только один из поселенцев не умирал или не решался покинуть монастырь.

Принципиальным решением Сергия был отказ от принятия подаяний — монахи сами заботились о своем пропитании. Следует признать, что скудная лесная нива не позволяла обеспечить даже самое необходимое для поддержания существования. Когда запасы истощались, происходило необъяснимое — кто-то привозил значимое количество крупы, хлеба и других нехитрых продуктов и поспешно устранялся. Братья считали это чудом и благодарили в молитвах Бога за заботу.

Пустынный монастырь, основанный Варфоломеем, послужил образцом для создания аналогичных в других городах. Преподобный популяризировал аскетичное монашество, без стяжательства и иерархических устремлений.

Как кроткий монах-исихаст спас русский народ

Преподобный Сергий Радонежский имел кроткий нрав. Но этот духовный человек стал влиятельной личностью в обществе помимо своей воли. Одно из важнейших событий в биографии Сергия Радонежского — явление монаху Богоматери в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Это произошло в его скромной келье на Маковце приблизительно в начале 1380 года, незадолго до Куликовской битвы, решающего события в истории Руси.

Победа сергия радонежского

Богородица сказала, что обитель Сергия будет под защитой. Также исследователи биографии святого утверждают, что Царица Небесная обещала покровительствовать и всей Русской земле. Сергий Радонежский стал проводником и толкователем воли небесной, а также значимой фигурой, объединившей русских князей.

Мамай обстоятельно готовился к битве. Известие о том, что войско Орды движется на русские города спровоцировало большое волнение и всплеск религиозного воодушевления. Московский и владимирский князь Дмитрий Иванович, принимая во внимая численное превосходство татарских войск, просит старца Сергия объявить войну против Мамая священной и призвать на помощь русскому войску всех, кто может держать оружие — крестьян, кожевников, гончаров, кузнецов и прочий люд.

В результате встречи со старцем Сергием Дмитрий получил благословение. Также с разрешения Преподобного к войску присоединились два брата из Маковецкого монастыря. Отправив своих учеников на бой, Сергий нарушил строгие церковные правила. Но это событие сплотило русский народ, продемонстрировав, что сражение с Мамаем — дело каждого человека, даже далекого от военного искусства. В грамотах от Сергия Радонежского русским воеводам говорилось, что они одержат победу над татарами, выживших воинов ждет слава, а погибших — венцы мучеников.

Победа сергия радонежского

Так и произошло, Мамаево побоище завершилось разгромом татар, многие из русского воинства погибли в героическом сражении. Мамай бежал, союзное литовское войско было в пути к месту сражения, но после известия о разгроме татар повернуло обратно. Убитых в ходе Мамаевого побоища хоронили на протяжении 8 суток. Это была самая значимая победа, с которой началось освобождение от ига и рост самосознания русского народа.

18 июля православные христиане празднуют день обретения мощей Сергия Радонежского. Преподобного Сергия называют Игуменом земли Русской. Каким должен быть человек, чтобы огромная страна восприняла его как человека, слово которого имеет значение для всех и каждого? Как достичь того, чтобы и современники, и потомки называли тебя своим отцом?

Победа сергия радонежского

Будущий великий святой родился в селе Варницы под Ростовом 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. В «Житии Преподобного Сергия» повествуется о том, что еще до рождения мальчика люди слышали его троекратный крик во время ключевых моментов литургии: перед чтением Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святых». Родители восприняли это чудо как указание на то, что их будущий ребенок будет служить Пресвятой Троице.

И действительно, с юных лет Варфоломей желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако родители долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они незадолго до своей кончины удалились в монастырь, Варфоломей со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы.

Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного Сергия, Стефану, и он вскоре ушел в московский Богоявленский монастырь. Преподобный остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши — игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество с именем Сергий.

Единственным желанием преподобного Сергия было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Но постепенно выдающийся подвижник стал известен другим монахам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре вокруг него образовалось братство из 12 иноков. По настоятельному желанию учеников преподобный Сергий стал священником и игуменом основанного им монастыря. Это произошло в 1354 году.

В идеале игумен монастыря должен быть не начальником, а отцом для монахов. Он должен помнить слова Христа: «Кто хочет быть первым, тот пусть будет всем слугой». Но в реальной жизни достичь этого идеала получается далеко не у всех. Преподобный Сергий Радонежский сумел стать игуменом и отцом не только для основанного им монастыря, но и для всей Руси. Как это у него получилось?

Преподобный Сергий был исключительно смиренным человеком. Он не считал себя кем-то великим и заслуживающим особого отношения. А в каждом из окружающих видел образ Божий — человека, к которому нужно относиться с уважением и любовью. В его жизнеописании есть такой случай. Однажды в обитель пришел крестьянин, слышавший о подвигах и славе ее знаменитого настоятеля. Он попросил братию показать ему игумена Сергия. Монахи указали на старичка в бедной, залатанной одежде, который работал в огороде за монастырской оградой. Крестьянин не поверил и оскорбился: «Вы смеетесь надо мной! Я шел сюда, чтобы увидеть прославленного игумена, богато одетого и окруженного слугами, а вы показываете мне какого-то огородника, наверное, последнего в монастыре человека…» Игумен, услышав сетования гостя, оставил свои труды, поприветствовал его и усадил с собой за стол. «Не скорби, брат, — утешал крестьянина преподобный Сергий, — Бог так милостив к этому месту, что никто отсюда не уходит печальным. И тебе Он скоро покажет того, кого ты ищешь». Во время их беседы в обитель прибыл князь, окруженный многочисленной свитой. Князь бросился к ногам Преподобного, попросив у него благословения. Тогда-то крестьянин понял, кем был смиренный огородник. После отъезда князя он со слезами умолял преподобного Сергия простить его невежество и неверие. «Не скорби, чадо! — ответил ему игумен. — Ты один справедливо рассудил обо мне, ведь все они ошибаются».

Управление монастырем не привлекало, а тяготило преподобного Сергия. Когда в Троицкой обители возникла смута и некоторые монахи возмутились против строгого устава, преподобный покинул монастырь и поселился в глухой лесной чаще на реке Киржач. Только через несколько лет, после вмешательства святителя Московского Алексия, преподобный Сергий вернулся в основанную им обитель. Незадолго до кончины, в 1378 году, святитель Алексий пожелал видеть преподобного Сергия своим преемником. Он хотел возложить на него золотой крест — символ митрополитского сана. Преподобный отказался от столь великой чести: «Прости, Владыко, я в юности своей не носил золота, а тем более, под старость желаю быть в нищете». Святитель Алексий, видя, что дальнейшие уговоры ни к чему не приведут, отпустил смиренного старца.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители — схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета) — и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией молился Богу о даровании победы русскому воинству.

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Перед кончиной он завещал братии, прежде всего, строго хранить чистоту православной веры, хранить единомыслие, душевную чистоту, иметь нелицемерную любовь друг к другу, не следовать злым желаниям, а быть добрыми и смиренными людьми. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия называют игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Победа сергия радонежского Processed with VSCO with c1 preset

8 октября (25 сентября по старому стилю) 1392 года преставился великий подвижник земли Русской, основатель Троице-Сергиева монастыря преподобный Сергий игумен Радонежский. Сама жизнь праведного Сергия Радонежского была необычайным чудом. По своему великому дерзновению к Богу и любви к ближним преподобный Сергий имел дар творить чудеса.

В день кончины преподобного Сергия портал “Веро и дело” предлагает читателям подборку из пяти чудес, которые совершил Сергий Радонежский при жизни. Здесь приведены лишь некоторые из чудес преподобного, ставшие известными и дошедшие до нас.

Исцеления

Благодаря необычайной вере в Бога, любви к ближним и усердным молитвам святой Сергий получил дар исцелять больных людей, которые приходили к нему за помощью. При этом святой, наделенный высшей скромностью, просил исцеленных никому не рассказывать о своем даре. По преданию, святой Сергий умел одним касанием руки исцелять слепоту и дарить зрение незрячим, исцелял немощных, хромых и немых. Также известен случай, когда он излечил больного, который не мог есть, окропив его святой водой и совершив молитву Господу. Точное число таких исцелений, совершенных преподобным, не известно. Как утверждает житие, однажды святой воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда тот нес ребенка к святому для исцеления.

Чудесное обретение святого источника

Из жития святого Сергия Радонежского известен случай, подтверждающий силу веры, любви и молитвы, обращенных от него к Богу. Однажды в монастыре, где пребывал Сергий, кончилась вода. Именно тогда Сергий начал молиться Богу, нашел место, окрестил его крестом и стал читать молитву и горячо просить Бога, чтобы появилась вода. Тогда произошло настоящее чудо — на этом месте пробился родник, который теперь называется Сергиевым. Известно, что родник этот источал чудеса — тот, кто с верой пил воду из этого родника, тот исцелялся.

Явление Пресвятой Богородицы

Однажды ночью святой Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею, что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Предсказание великой победы Руси

подобный Сергий Радонежский был одарен от Бога даром провидения. Он благословлял князя Дмитрия Донского на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовым поле. Тогда Сергий предсказал великую победу русскому войску. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Так и случилось — русское войско победило, а эта победа положила начало возмужанию Московской Руси, а вдохновителем ее стал великий святой Сергий Радонежский. Также, достигнув глубокой старости, преподобный за полгода предсказал свою кончину.

Изгнание бесов

В начале своего уединенного подвижничества преподобный Сергий подвергался страшным искушениям и нападениям бесов, но при этом совершал чудеса, каждый раз отгоняя бесов, усердно молясь и осеняя себя крестным знамением. Так, молитвой, верой и смирением преподобный Сергий Радонежский боролся с искушениями лукавого.

Победа сергия радонежскогоСергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский почитается величайшим подвижником земли русской. Он – Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя Дмитрия Донского. Благословил его и его войско на победу в Куликовской битве. Воспитал плеяду учеников и последователей.

Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в семье боярина. Русская Церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года. В возрасте 10 лет Варфоломей обучался грамоте вместе с братьями: он существенно отставал в обучении, несмотря на то, что много и усердно занимался, в отличие от своих успешных в учебе братьев. И тем не менее, несмотря на недовольство учителей и родителей, а также насмешки сверстников, Варфоломей, благодаря терпению и труду, смог ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Позже, после смерти родителей, стремясь к «строжайшему монашеству», он убеждает своего брата Стефана, основать пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель.

В 1330-х годах на этом месте им была построена небольшая деревянная церковь во имя Святой Троицы. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь вскоре обратилась в богатый монастырь.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных Преподобным, быстро распространилась, и к нему приводили больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне со святыми. Но слава не прельщала подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона.

Преподобный Сергий Радонежский преставился к Богу (25 сентября) 3 октября 1392 года в Свято-Троицком монастыре, но по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины считается 8 октября. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную. ».

Дни памяти святого по новому стилю: 18 июля (обретение мощей) и 8 октября (преставление).

Победа сергия радонежского

После смерти родителей (около 1337 года) Варфоломей направился в Покровский Хотьков монастырь, где уже был монахом его старший брат Стефан. Варфоломей уговорил брата стать пустынниками и поселиться в лесах. Они устроили пустынь на берегу реки Кончуры, недалеко от Радонежа. Позднее Стефан отправился в Москву, где стал игуменом Богоявленского монастыря, Варфоломей же продолжил отшельничество и в возрасте 23 лет постригся в монахи, приняв имя Сергий.

Слава о молодом отшельнике быстро распространилась, и к Сергию стали приходить паломники. Некоторые из них поселялись неподалеку от его лесной избушки. Так постепенно возникала монашеская обитель. Иноки не без труда уговорили Сергия стать их настоятелем. В 1354 году он был рукоположен в священники. Монастырь был посвящен Святой Троице. С 1360-х годов Сергий начинает вводить новый монастырский устав. Ранее монахи жили в своих кельях поодиночке, собираясь вместе лишь для богослужения. Такой обычай монастырской жизни называется особножительным. Новый уклад монастырского обихода носил название общинножительного, среди обитателей монастыря вводился общий распорядок жизни и строгая внутримонастырская дисциплина. Вводимые Сергием изменения были приняты не всеми монахами. Через некоторое время в монастырь возвратился из Москвы старший брат Стефан и стал претендовать на лидерство в общине, критикуя нововведения Сергия. Чтобы не соперничать с братом, Сергий решил удалиться из монастыря. Он отправился на реку Киржач, где благодаря ему возник Благовещенский монастырь (ныне – на территории города Киржач Владимирской области). Многие иноки из Свято-Троицкого монастыря переселились к своему настоятелю. Через четыре года по просьбе московского митрополита Алексия Сергий вернулся в свой прежний монастырь. Он возглавлял монастырскую общину до своей кончины 25 сентября 1392 года.

Чем знаменит

Победа сергия радонежского

Сергий Радонежский стал одним из самых почитаемых русских святых, а основанный им Троицкий монастырь – важнейшим центром православия. Поклонение Сергию началось еще до его общепринятой канонизации, произошедшей в середине XV века. Первое изображение Сергия на покрове, хранящемся сейчас в ризнице Троице-Сергиевой лавры, относится к 1420 годам. Большой авторитет Сергия при жизни часто помогал прекращению распрей среди русских князей. Во многом его деятельность послужила укреплению авторитета Московского княжества. Московский митрополит Алексий предлагал Сергию стать его преемником, но Сергий отказался, сказав: «Я от юности не носил золота, а в старости тем более подобает мне пребывать в нищете». Широко известно сообщение жития святого Сергия Радонежского о том, что незадолго до Куликовской битвы князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь и получил благословение Сергия. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», Сергий отправил на битву двух иноков Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

Память преподобного Сергия отмечается православными 25 сентября (8 октября) в день смерти святого, 5 (18) июля в день обретение мощей, а также 6 (19) июля, в день Собора Радонежских святых.

О чем надо знать

Не сохранилось никаких сочинений или документов, написанных Сергием Радонежским. Основным источником информации о нем служит житие, составленное учеником Сергия Епифанием Премудрым. Этот труд признан одним из выдающихся памятников древнерусской литературы и ценным историческим источником. В середине XV века это житие переработал Пахомий Логофет, сократив текст Епифания и пополнив его описаниями посмертных чудес Сергия. В XVII веке по поручению царя Алексея Михайловича новую версию жития составил церковный писатель и келарь Троицкого монастыря Симон Азарьин.

Прямая речь

«Преподобный трудился на всех монастырских послушаниях: носил на плечах дрова и, наколов и разрубив на поленья, разносил по кельям. Но зачем я вспоминаю о дровах? Поистине удивителен был вид обители в то время: лес стоял от нее недалеко – не так, как теперь, но над строящимися и уже поставленными кельями, осеняя их, шумели деревья. Вокруг церкви повсюду были видны колоды и пни, здесь же сажали различные семена и выращивали огородные овощи. Но вернемся к прерванному повествованию о подвиге Преподобного Сергия, о том, как он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова, как было сказано, толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у кельи каждого брата», — из жития, написанного Епифанием Премудрым.

«Уважение к Сергию побуждало великого князя Димитрия несколько раз обращаться к нему. В 1365 году, по поводу спора Димитрия Константиновича суздальского с его братом Борисом за Нижний Новгород, по повелению Димитрия московского и митрополита Алексия, Сергий ездил в Нижний Новгород, затворил в нем все церкви и тем принудил Бориса уступить брату. В 1385 году Сергий, уже престарелый, устроил вечный мир между непримиримыми до того врагами: Димитрием московским и Олегом рязанским», — Николай Костомаров.

«Преподобный Сергий Радонежский справедливо почитается отцом истинного монашества в северной, или Московской, Руси времен монгольских, как преподобные Антоний и Феодосий Печерские были отцами такового же монашества в южной, или Киевской, Руси времени домонгольского. Настоящий монастырь должен находиться если не в совершенной пустыне, то вне мирских человеческих жилищ и в большем или меньшем от них отдалении; в настоящем монастыре жизнь монахов должна быть не особножитною, а строго общежитною. Этот тип, или образец, монастырей, как монастырей настоящих, и утвердил преподобный Сергий в Московской Руси на более или менее продолжительное время», — Евгений Голубинский.

Победа сергия радонежского

В прошедшую пятницу прошел очередной день воинской славы России — годовщина Куликовской битвы. Все мы из школьных учебников помним имена Дмитрия Донского, монахов Пересвета и Ослябю, Сергия Радонежского, благословившего войско на победу. Помним, как объединенное войско погнало Мамая от Москвы, и эта победа стала началом освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Многие читали летописное «Сказание о Мамаевом побоище», написанное очевидцем тех событий. Кто-то слышал, что ополчение из Ярославля и Курбы внесло весомый вклад в эту победу. Вроде все — познания и кончаются на этом.

Но мало кто подозревает, что в стенах Митрополичьих палат в нашем городе есть уникальная икона — «Сергий Радонежский с житиями», которая единственная в мире повествует о Куликовской битве. Больше таких нет.

Все историки икону расценивают как шедевр не только ярославской живописи, но и всего русского искусства XVII столетия. В центре иконы изображен Сергей Радонежский, а внизу икону дополняет «Сказание о Мамаевом побоище», написанное на длинной и сравнительно узкой (30 см) доске. Неизвестный художник создал единственную в русской иконописи по обилию фигур и сложности композицию, снабженную поясняющими надписями.

Написан шедевр был по заказу горожан иконописцем-монахом Троице-Сергиевой лавры в начале ХVII века и доставлен в Ярославль в Сергиев придел Власьевской церкви (сейчас на этом месте — сквер за памятником Волкову). Но через полвека ярославские художники дополняют икону своими сценами из «Жития», показывающими Сергия не только как поборника веры и чудотворца, но и как государственного деятеля.

А в конце века образ подвергся еще одной реконструкции — видимо, икону хотели вписать в новый иконостас и требовалось ее увеличение — так появилась эта 30-сантиметровая накладка, на которой еще один ярославский мастер изобразил сцены не из религиозного памятника, а из шедевра светской литературы — «Сказания о Мамаевом побоище». Для икон — явление уникальное.

В 1959 году сняли темный слой олифы и расшифровали надписи.

Русские против русских?

Ярославскую икону заметили и знаменитые наши «реформаторы исторической науки» Носовский и Фоменко (эти математики выпустили немало книг, в которых утверждают, что существующая хронология исторических событий в целом неверна), которые пишут:

«На иконе мы видим много подробностей, подтверждающих нашу гипотезу, что Куликовская битва произошла в Москве на Кулишах, и что здесь сражались русские с русскими, а не русские с «татарами». Икона датируется серединой XVII века. Вооружение и тип лиц «татар» точно такие же, как и русских. И то, и другое войско изображены совершенно одинаково. Оба вражеских войска — русское и "татарское" — идут в бой, навстречу друг другу под одними и теми же знаменами. Нас долго и упорно убеждали, что на Куликовом поле сошлись в смертном бою православное русское Дмитрия Донского воинство с иноверцами — татарами Мамая. Следовательно, над войсками должны были бы развеваться совершенно разные знамена, с совершенно разной символикой. Мы видим, что и у русских, и у «татар» на знамени изображен один и тот же образ Нерукотворного Спаса… Напомним, что этот образ, как известно, был старым русским военным знаменем. Оказывается, что под этим же знаменем в бой шли и «татарские» войска Мамая. Это означает только одно. Что на Куликовом поле сошлись в смертном бою русские войска Дмитрия Донского и русские войска темника Мамая, то есть тысяцкого Ивана Вельяминова».

Это позволило «академикам» утверждать, что это явное подтверждение их гипотезы о том, что не было никакого монголо-татарского нашествия. А только княжеские междоусобные войны.

— Это просто смешно, — улыбается научный сотрудник Музея древнерусского искусства Виктория Горшкова. — В иконописи не принято прописывать национальные черты, исторические детали и подробности. В греческих иконах тоже нет различия между греками, римлянами, арабами, евреями — их тоже не было? Это же не батальное полотно, а фрагмент литературного жития.

Но Носовский и Фоменко идут дальше: «Обратим внимание на то, что войско Дмитрия Донского имеет пушки. Не просто пушки, а целую батарею пушек. На иконе мы видим изображение этой батареи, ведущей огонь в направлении войска Мамая.

Формально ничего удивительно в этом нет. Поскольку, согласно скалигеровской истории, пушки появились на полях сражений как раз в середине XIV века. Потому что именно в это время в Европе открыли порох. Но историки уверяют нас, будто все это происходило исключительно на просвещенном Западе. А на Руси в то время якобы никаких пушек не было и в помине. Стреляли из луков, воевали тяжелыми булавами, дубинами».

— Ярославский мастер писал аллегорический образ сражения, и кто изображен на знаменах — не установлено. Да и писал он в конце XII века, когда пушки были вовсю распространены, — уверена Виктория Викторовна. — Не надо требовать с поэта исторических достоверностей. У Лермонтова в «Бородино» и у Толстого в «Войне и мире» тоже есть фактологические ошибки, но мы на основе этого не пересматриваем историю.

Но каждый из нас склонен к скептицизму и падок на сенсации. А кто прав — убедитесь сами. Загляните в Митрополичьи палаты и внимательно рассмотрите уникальный шедевр.

Победа сергия радонежского

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Победа сергия радонежского

Этого святого любят и почитают православные христиане за кротость, аскетизм и непоколебимое желание служить Богу. Из жития преподобного мы знаем, что он родился в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии в 1314 году. В миру преподобный Сергий носил имя Варфоломей.

Преобразовал монашество

Победа сергия радонежского

Когда Варфоломею было семь лет, родители отдали его обучаться грамоте. К сожалению, учеба плохо давалась мальчику. Будущий святой, сильно переживая, начал усиленно молиться. Он просил Бога даровать ему разум. Молитвы Варфоломея были услышаны… Так, он встретил однажды старца. По всей видимости, в таком образе Варфоломею явился Ангел Господень. Он благословил мальчика, пообещав, что отныне учеба пойдет легко. С тех пор книжное учение, действительно, стало даваться отроку с небывалой легкостью.

Позже, когда родители Варфоломея умерли, они с братом Стефаном приняли решение уйти в лес и жить отшельниками. Построив келлию и небольшой храм, братья вели аскетический образ жизни. Стефан через какое-то время все же перешел в Богоявленский монастырь, не выдержав суровых условий в лесу. Варфоломей же принял монашеский постриг с именем Сергий.

Постепенно вокруг преподобного Сергия собрались иноки. Их было 12 человек. Общими усилиями была возведена Свято-Троицкая Сергиева лавра, о которой теперь знают во всем мире.

Интересные факты о преподобном Сергии Радонежском:

Святой отправил в свое время князю Дмитрию Донскому благословение и двух монахов для борьбы с татарским игом. Иноки ободряли воинов, и победа не заставила себя долго ждать.

Преподобный не оставил после себя письменных трудов, но оставил множество благочестивых учеников, ставших впоследствии просветителями и основателями монастырей.

Он совершал миротворческие походы, стараясь примирить враждующих князей. Известно, например, что он пешком шел в Нижний Новгород из Троице-Сергиевой лавры.

Преподобный всячески избегал любой власти, не желая даже становиться игуменом для братии. А когда иноки восстали против него, Сергий безропотно удалился, не желая участвовать в распрях. Позже, покаявшись, монахи уговорили его вернуться.

После смерти Сергия Радонежского, его обитель стала центром просвещения. В XV–XVII столетиях Троице-Сергиева лавра являлась средоточием «книжности». Отсюда вышли многие подвижники, ученые мужи и просветители.

Духовное наставление

Победа сергия радонежского

Как отметил в одной из своих проповедей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Несмотря на то что преподобный Сергий не оставил никаких письменных трудов, весь его образ жизни свидетельствует о преемственности исихастской традиции.

И сам Сергий, и его ученики прежде всего обращают внимание на сосредоточенную молитву, безмолвие и трудолюбие.

Полный сознательный уход от всего, что ценится этим миром, — денег, власти, влияния, почета. Неоднократные явления Божественного света описаны в житии преподобного Сергия. Но в отличие от греческой традиции преподобный Сергий расширяет границы исихазма. Освященный нетварными энергиями, он несет в мир это примиряющее действие Божественной благодати.

В Византии греческий исихазм противостоял западному гуманизму: на Руси деятельный исихазм преподобного Сергия и его учеников стал источником собирания народа в единую духовную целостность, которая впоследствии получила наименование Святая Русь. Святость, состояние преображенности действием Святого Духа стали для наших предков главной ценностью. И в этом прежде всего заслуга преподобного Сергия».

Фото из открытых источников

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Ссылка на основную публикацию