Феодоровская икона божией матери значение

Страница: 1 2 Все
Икона Богородицы – величайшая святыня, издревле почитаемая в христианском мире, поскольку Её дивный образ ещё при земной жизни Заступницы вдохновил евангелиста и иконописца апостола Луку на воплощение Её лика в иконе Божией Матери, и он сохранился в Вечности для тех, кто прибегает к Её помощи, приходит поклониться образу Матери Всех. Эти изначальные изображения канули во временах, но все последующие списки не исчезли для будущего и доныне вдохновляют иконописцев, поколение за поколением, на воссоздание Её чудного светлого, скорбного, всепрощающего и любящего лика.…

Божию Матерь именуют многими именами – Матушка-Заступница, Царица Небесная, Богородица, Богоматерь – все эти Её имена отражены в молитвенных обращениях к Ней, веками складывавшихся в православии. Иконы Божией матери – предмет величайшего почитания. Сама же Заступница зачастую единственная и последняя инстанция, куда мы можем обратиться со своими горестями, неразрешимыми земными способами проблемами. Мы просим Её, главную Ходатаицу за нас перед Богом, о помощи и прощении, ибо наши молитвенные силы невелики, и Она, Богородица, всегда слышит истинно горячую, слезную мольбу за нас самих и наших близких, за чью-то дорогую нам жизнь.

Сколько раз общая молитва к Ней, крепость веры в Бога и в заступничество Царицы Небесной перед Сыном в смутные и тяжкие для нашего Отечества часы спасали Россию! Мольба, возносимая перед иконами Божией Матери, и неслышный уху, но сердцем ощутимый Её ответ придавали русскому народу мужества, где для него почти не оставалось сил, и противник, который, казалось, был близок к победе, обращался в бегство! И тогда оказывалось: правда – за нами, за Русью, Россией, ибо на нашей стороне была Матерь Божия и Её горячая молитва к Господу за Её удел на земле!

Нет у нас ни одного не то что храма Божия – нет ни одного истинно православного дома, где не светил бы с иконы светлый лик Богородицы – Казанской, Владимирской, Иверской, и зачастую не один, поскольку чтимых списков икон Богородицы, перед которыми молятся в самых разных жизненных ситуациях, в православии несколько сотен. У каждого – своя история, сопровождающаяся явлениями чудотворения, чудесного его обретения. Из этих событий и явлений мы видим, что Богородица никогда не оставляет человеческий род, взятый Ею в усыновление, и через Её иконы – иконы Божией Матери Она снова и снова являет миру Своё Материнское внимание и благоволение.

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Все разновидности образа Богородицы имеют не только общее значение, например, Лик Девы Марии, но и уникальный смысл, и особую характеристику. Основное предназначение молитвы Феодоровской иконы Божией Матери помогать людям, которые только скрепили свой союз (или только желают это сделать), молодым парам, а также женщинам при беременности или мужчинам при проблемам в продолжении рода.

Феодоровская икона божией матери значение

Молитва Федоровской Божьей Матери

Икона была создана апостолом Христа — Святым Лукой. Ему принадлежит создание множества ликов Божьей Матери. Самое удивительное, что по сегодняшний день никому не известно, как именно данная икона попала на территорию России.

Есть даже документальные подтверждения, что после Х века икона находилась на территории Киевской Руси в поселении Городец. Но как она попала туда остается великой тайной. Во время войны поселение Городец было сожжено, а икона переместилась в город Кострома, где хранится и по сегодняшний день.

Эта святыня занимает свое почетное место в местном монастыре. По ее подобию было создано огромное количество чудотворных списков, которые распространились по всем православным городам.

Молитвы Богородице Феодоровской — как читать и в чем помогают?

Священнослужители советуют обращаться к Богоматери:

  • людям, которые мечтают о зачатии ребенка;
  • для обретения семейного благополучия;
  • при проблемном вынашивании беременности;
  • одиноким девушкам, имеющим проблемы с противоположным полом;
  • мужчинам при половом бессилии.

Также часто советуют читать молитву Богородице женщинам при родах, особенно трудных или проблемных. Для того, чтобы забеременеть вознесите свое искреннее прошение перед ликом Девы Марии, и она вас обязательно услышит.

Просят Пречистую о помощи такими словами:

«К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небеси и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго.

Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей, и всяких недугов, и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя.

Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надеждо, покров, и помощь, и заступление, радость и утешение, и скорая во всем Помощнице.

О, чудная Владычице! Всяк притекает к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит; сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения.

Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь».

Сейчас, когда практически любую икону можно найти в интернет-поисковике и распечатать, а если хочется – купить в церковной лавке, трудно представить, почему какие-то списки были так значимы для наших предков – и простых людей, ремесленников и крестьян, и священнослужителей, и государственных чиновников и царей. Мы приходим в храм и молимся перед иконой, часто – о помощи в болезнях или даровании чуда. Но в чем само значение иконы, почему целый день в году посвящен определенному образу, почти не задумываемся.

Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,
обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,
якоже древний Израиль к кивоту Завета,
притекает ко изображению лица Твоего
и воплотившагося от Тебе Бога нашего…

Так звучит тропарь сегодняшнего праздника.

Почему же событие местного значения – принесение иконы в Кострому – празднует вся Церковь?

14 марта (23 по новому стилю) 1613 года, после Смутного времени, на царство был избран первый государь из рода Романовых. После неспокойного времени, войны, интервенции, голода и хаоса, когда народ собрал ополчение и выгнал из страны захватчиков, избрание царя означало наступление стабильности, спокойствия, возвращение к нормальной жизни. Государство обрело своего главу, точку опоры.

Будущий государь в то время жил в Костроме в монастыре вместе со своей матерью, которая была монахиней. Будущего царя избрал Земский собор в Москве, и делегация из столицы отправилась в Кострому вместе со списком иконы Божией Матери из Успенского собора, который сделал еще московский митрополит святитель Петр. «Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской», — написал позднее Патриарх Филарет по поводу принесения иконы в Кострому.

Точно не ясно, как именно икона участвовала в событии объявления Михаила Романова новым царем: то ли его мать благословила сына этим образом, то ли архиепископ после того, как будущий царь отказывался признать себя монархом, взял икону в руки и принес к его матери.

Так или иначе, именно эта икона была рядом с первым царем Романовым, когда он согласился стать российским самодержцем.

Уезжая в Москву, царь Михаил взял список с Феодоровской иконы с собой в столицу и поместил ее в придворной церкви, а для иконы, которая была принесена в Кострому и осталась в его родном городе, прислал богатые украшения.

Как известно, российские государи часто женились на немецких принцессах. Чтобы обвенчаться с православными российскими монархами, будущие государыни принимали православие. Но у российской императрицы непременно должно было быть не только русское имя, но и русское отчество. И вот именно в честь Феодоровской иконы принцессы стали принимать отчество «Федоровна». Жена Павла I –Мария Федоровна, супруга Николая I – Александра Федоровна, жена Николая II–Александра Федоровна, наконец, святая Елизавета Федоровна приняли свои отчества в честь Федоровской иконы. А самой первой отчество в честь этого образа приняла первая супруга Петра I Евдокия Лопухина: почему-то «Илларионовна» в те времена казалось менее благозвучным.

А еще перед иконой молились девушки о даровании хорошего жениха и об успешном замужестве.

Одним словом, икона стала популярной, с нее делались многочисленные списки, а сам образ украшали драгоценными камнями.

День наречения нового царя стал днем празднования в честь Феодоровской иконы. Дата праздника первоначально смещалась, зато в тот день, когда высокоторжественная совершалась служба. До конца XVIIвека Патриарх возглавлял литургию в Успенском соборе Московского Кремля и возникла традиция в этот день служить в белых ризах, как на Благовещение. Спустя несколько десятилетий эта традиция прервалась.

В современном богослужебном уставе Русской Православной церкви празднование Феодоровской иконе не имеет какого-либо особого статуса и совершается по великопостному уставу.

Феодоровская икона божией матери значение

Каждая разновидность иконы Богородицы имеет помимо общего значения, как изображения Девы Марии, еще и особый смысл и характеристику. Молитва иконе Божьей Матери Федоровской призвана помогать молодым парам, только скрепившим (или изъявившим такое желание) свой союз, а также женщинам (мужчинам) в решении проблем продолжения рода.

Святыня, хранящаяся в г. Кострома, имеет запутанную и богатую историю, подробности которой малоизвестны. А ведь она заслуживает внимания, подтверждая самим фактом существования божественную волю.

Есть документальные подтверждения, что уже в XIIв. икону, наделенную чудотворной силой, посещали паломники в часовне рядом с маленьким поселением Городец. С этим фактом связана и легенда, что, якобы, икону изготовили на заказ Вышгородского князя Андрея Боголюбского в 1164 г.

После сожжения поселения икона странным образом исчезла и объявилась в г. Кострома лишь спустя полтора столетия: ее увидел висящей над ветвью дерева (просто в воздухе!) охотившийся князь Василий Костромской, слывущий в народе своей набожностью и праведностью. Федоровской святыня стала называться потому, что долгое время хранилась в церкви великомученика Стратилата, звавшегося Федором.

Сейчас образ занимает почетное место средь священных изображений Богоявленско-Анастасьинского монастыря г. Костромы, а множество списков (копий) распространено по городам и весям православной Руси и других славянских государств. Один из таких списков, написанный инокиней Марфой в 19 в., находится в Федоровском Городце (мужском монастыре) Царского села. Славен сей образ на весь православный мир тем, что в 1994 г. (в день предания земле останков убиенного в 1918 г. князя Михаила Романова) он замироточил, и продолжалось сие чудо 4 дня.

Икона Федоровская: кто молится

Читать молитву Божьей Матери Федоровской духовники советуют людям, которые ищут помощи в вопросах обретения семейного благополучия и счастья деторождения. Федоровскую Богоматерь считают покровительницей невест и хранительницей семейного очага.

Помогает она одиноким девушкам и женщинам, имеющим проблемы в общении с противоположным полом; мужчинам, страдающим от полового бессилия; женщинам, имеющим проблемы с зачатием, а также беременным в период вынашивания и при трудных родах.

Правила прочтения молитвы

Федоровская Богоматерь являет чудеса тем, кто с искренней верой возносит молитвы пред ее иконою. Не нужно постов, свечей и богослужений, важно, чтобы человек был настроен получить помощь Пресвятой и верил в благоприятный исход предстоящих событий.

Если молодой женщине пророчат тяжелые роды или ей предстоит кесарево сечение, главное, что требуется, это спокойствие роженицы. В день родов или назначенной операции будущая мать читает молитву в уединении, желательно несколько раз, чтобы все плохие мысли ушли. Хорошо, если близкие сходят в церковь и также помолятся о здравии женщины и ее малыша.

Покровительница Федоровская выступает за крепкие семейные узы и никогда не оставит просящих о помощи в беде.

Молитвы Пресятой Богородице

В христианстве земная мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых.

Одной из важнейших святынь России признана икона феодоровской божьей матери, по преданию написанная самим Лукой, автором одного из Евангелий. С ней до сих пор связана тайна появления ее на Руси, так как еще никто не объяснил когда она привезена на русские земли и кому эта заслуга принадлежит.

Чудотворная Феодоровская икона

Немало интересных случаев и событий, связанных с образом, сохранились в памяти людей. Ниже представлены только некоторые из них.

Легенды и предания

Название свое икона получила уже после находки св. Федора Стратилата. Была обретена на сосне близ городка Городец. Спустя время, на этом месте монахи основали новый монастырь, именуемый Городецкий Феодоровский монастырь.

С того момента стали случаться чудеса: не пострадал лик при нескольких опустошающих пожарах Костромовского собора. А перед тем, как последний русский император отрекся от своего престола, лик потемнел. О том, что у образа две исписанные стороны известно не многим. На обратной стороне — образ муч. Параскевы (Пятницы). По одной из гипотез он имеет связь с супругой св. Александра Невского.

Существует сказание о благословении Ярославом Мудрым молодых: сына Александра с его избранницей Брячиславой. После нападения кочевников на город, образ пропадает. Многие горожане думали, что он погиб в огне, но случилось чудо.

По улицам Костромы вдруг начинает ходить русский воин с образом в руках. Через день на реке Запрудня Василий, брат Невского, находит любимую икону. Признали в солдате Стратилата, а сам образ опознали, как феодоровскую икону божьей матери.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

По другой версии святыня найдена через год как потерялась. Ее обнаружил князь Квашня Василий прикрепленной к стволу дерева. По возвращении в храм икона замироточила и была признана чудотворной. Потянулись к ней люди со своей болью, и многие нашли утешение.

Описание

Почти все исследователи считают, что образ написан в Византии на заказ с Владимирской Божией Матери, так как они очень схожи. Младенец устремлен к Матери, пытаясь прижаться к ней щечкой. Тип написания у обоих – умиление. Несмотря на это имеются существенные отличия:

  • Маленький Христос сидит на руках.
  • Стопы малыша как будто делают шажок, при этом ножки босые, указывают на его страдания.
  • Одежда Марии собрана, словно ножки опущены в чашу.
  • Пурпурный цвет одеяния, как символ царственности, крови и страданий людей.
  • Одежда Младенца играет золотом, что символизировало погребение у знати.
  • Лик скорбный – это прощание.

Значение

Во все времена правители с благоговением относились к феодоровской иконе, молясь и обращаясь в важные для себя и государства моменты. Романовы считали ее своей родовой, начиная с первого представителя — Михаила. Князь Александр Невский без образа не отправлялся в свои походы. После его кончины (1262) святыню вновь поместили в на прежнее место. Есть информация о существовании списка с подлинника, который предоставила инокиня Марфа.

Для Феодоровской иконы не существовало времени без молитвы. Многие земли и города были частью ее паломничества. Вот только малая часть: Москва и Петербург, Екатеринбург и даже Соловки. На протяжении 20-го столетия она побывала в Успенском соборе, в храме св. Иоанна Златоуста, в соборе Воскресения Христова. В Богоявленский – Анастасиин собор.попала в 1991 году.

Точно известно, что образ подлинный, это подтверждено еще в 1919 году. Раньше риза была золотая (10 кг), новая (с 1955 г.) выполнена из серебра и позолоты.

В чем помогает Феодоровская икона

Влияние образа считается чудотворным. Этому подтверждение – многие истории. Обычно просят у Пресвятой Богородицы детей, в семьях, где никак не удается зачать. Молятся ей перед родами, чтобы все прошло спокойно и без проблем. Обращаются и по поводу укрепления семьи и здоровья, счастливого брака.

Чудо дарование детей

Семья, в течении 7 лет не могла родить себе ребенка. Целый год изо дня в день просили у феодоровской иконы помощи, обращались с молитвой, не было дня, чтобы супруги не взывали к ней о помощи. В итоге чудо свершилось и молящиеся обрели себе сына.

Другая женщина, серьезно болевшая, получила от докторов строгий запрет на детей. Ей пророчили неудачи и болезнь, но она читала молитвы и верила, надеясь на чудо. Оно свершилось – она стала мамой здоровенького малыша.

Помогло обращение с просьбой к образу Феодоровской Божией Матери христианке с отнявшейся ногой. С большим трудом из последних сил, добралась до святыни и горячо молилась. Боль стала отступать настолько быстро, что обратная дорога была значительно легче, а через сутки и вовсе улетучилась.

О чем молятся Феодоровской иконе Божией Матери

Образ помогает всем, кто с искренним чувством к нему обращается. Каждый молится о своем тревожном, не только роды облегчает, но и способствует верному воспитанию чада. Надо помнить, что молитва – это не заклинание, а чистосердечное послание Господу и Богородице.

Ультимативная форма для этого не подходит. Если не получается подобрать самому подходящие слова, лучше прочесть с листа и заучить готовую молитву. Лучше попросить сил и здоровья, чем материальные блага.

Где сейчас Феодоровская икона Богоматери

С 17.08.1991 г. старейший чудотворный образ перенесен в Богоявленский собор Костромы. Там она и по сей день, хотя выставлялась на московских выставках в 2013 году.

Магазин на Большой Ордынке, 60/2

(495) 778-37-36, 959-12-88

Отдел продаж, Варшавское ш., 37А

(495) 721-88-58, 971-76-24

Магазин на Чайковского, 22

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо.

Феодоровская икона Божией Матери
Артикул 600713
Размер иконы

Феодоровская икона Божией Матери
Артикул 601306
Размер иконы
Феодоровская икона Божией Матери
Артикул 600714
Размер иконы
Феодоровская икона Божией Матери
Артикул 601323
Размер иконы
Феодоровская икона Божией Матери
Артикул 601242
Размер иконы
Феодоровская икона Божией Матери
Артикул 601343
Размер иконы
Феодоровская икона Божией Матери
Артикул 601256
Размер иконы
Феодоровская икона Божией Матери
Артикул 601284
Размер иконы

Copyright © 1997-2013 Копирование материалов сайта запрещено Купить икону — галерея икон

Иконография Феодоровского образа Божией Матери.

Предание приписывает её авторство евангелисту Луке (В чем сомнений не возникает. )
Именно с первого чудотворного образа и стала распространяться иконография Феодоровской – сначала делались списки, в более позднее время добавлялись или менялись некоторые детали.

Феодоровская икона божией матери значение

Общая иконография Феодоровского образа близка к иконографии Владимирской иконы Богородицы. Но в Феодоровской иконе есть ряд особенностей. Рассмотрим икону подробнее. Обратимся к фотографии иконы отдела Рукописей ГТГ 1919 г., на которой Костромская икона запечетлена до ее раскрытия в 1929 г.

Феодоровская икона относится к иконографическому типу «Умиление». Главной чертой подобных икон является обращенность Младенца Христа к Матери, Который обнимает Ее за шею, приникая щекой к щеке, что мы видим и на этой иконе. Несколько необычным может показаться то, что Младенец как бы восседает на руке Богородицы — «благоволил еси плотию седети на объятиих Чистейшия Отроковицы» — из канона Феодоровской иконе.
Это больше свойственно для икон типа «Одигитрия», где Божия Матерь символизирует Собой Престол.
Воспеваемая Церковью как Божественный Престол, Богородица являет Собой и Престол Царский, и Престол Жертвенный, Литургический. Ножки Христа всегда изображаются в шаге. Таким образом, Он оказывается в символической чаше, которая образуется из опущенной между руками Богородицы тканью Мафория. При этом символическое дно чаши дополнительно очерчено тонкой линей золота – ассиста, также как и сандалии Младенца. Особое значение чаши для верующих не требует дополнительных объяснений. Именно в нее во время Евхаристии опускаются частицы просфоры и вливается вино, являющие Тело и Кровь Христа.

Младенец погружен в недра Материнской фигуры. Мофорий Богородицы пурпурного цвета, что также символично. С глубокой древности этот цвет был принадлежным лишь царской власти. Тема Царственного величия Христа мы видим, как указано ранее, и в символе Богородицы как Царственного Престола. В христианстве пурпурный цвет приобрел и еще один смысл – воплощения и страданий Христа.
Иисус Христос взял начаток человеческой природы только от Богородицы. Во многих службах, посвященных Пречистой, именно тема Боговоплощения является особо значимой. В великом каноне свт. Андрея Критского мы читаем: «Мысленная багряница – плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного: потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу».
В службе Феодоровской иконе также неоднократно прослеживается эта тема. В каноне Богородицы в честь чтимой иконы мы читаем моления Христу: «вселивыйся во чрево смиренномудрыя Матере Девы, явился еси мирови», «Божественнаго Твоего воплощения еже от Девы, да присно славится таинство», «да даси нам присно славити воплощение Твое». Пурпур здесь также и символ страданий Христа.

Ткань, в которую завернут на богородичных иконах Младенец Христос также символизирует его воплощение. Плащ весь покрыт золотыми лучами ассиста – символ Божественной природы Христа, но положены они поверх «земного» цвета – Человеческой природы. Также золото входило в символику царских облачений и покровов. При этом золотые плащи часто являлись погребальным облачением императоров – снова повторение Страстной и жертвенной темы данного образа. «Золотой «погребальный» плащ в иконах Богоматери мог напоминать и о Царственном достоинстве Богомладенца и о Его жертвенной природе» — пишет А. Лидов. К тому же ножка Богомладенца на Феодоровской иконе обнажена до колена, а обнажение плоти в иконе является воспоминанием и дополнительным символом страданий Христа.
Поэтому прижатые друг к другу лики Христа и Богоматери здесь ассоциируются не только с ласканием Матери и Сына, но и с прощальным целованием, как на иконах Оплакивания и Погребения Христа, мы видим такое же соединение ликов Богородицы и Ее Божественного Сына.
К редко встречающимся деталям иконографии также относятся необычайно большие глаза Богоматери; изображение складок мафория Богородицы, покрывающего плечо и спину Младенца, а также положение правой руки Девы Марии, у которой часть пальцев скрыта складками одеяния Христа.
Левая рука Богоматери поднята в молитвенном жесте, обращенном к Богомладенцу и одновременно указующем на Него как Спасителя мира. Мофорий Богородицы украшен тремя золотыми звездами приснодевства, как знак чудесного Рождества.

«Прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребываеши Дева» — воспевает Церковь, Богородичен 7 гласа. На богородичных иконах они изображаются по-разному, но на Феодоровских образах они почти всегда представлены в виде крупных украшенных ромбов. Одна из звезд, скрыта фигурой Младенца.

В качестве вывода приведем общую символическую программу Феодоровского образа, которую авторы выражают так: «Господь Сам, Своею властию Свой Царственный Престол преображает в жертвенный, спускаясь с Престола в жертвенную чашу. Главное действие в иконе говорит о добровольном приношении Господа. Богородица, будучи по рождению обычным человеком, рядом со Христом всегда представляет всех людей. Мы видим, как Царь Небесный нежно обнимает человечество в лице Своей Матери, и понимаем, что Его жертва – это жертва бесконечной любви».

При составлении данной статьи использовалась работа:
Е. А. Виноградовой, О. В. Губаревой, А. В. Федорова «Феодоровская икона Божией Матери» из серии «Русская икона. Образы и символы».

Некоторые чтимые иконы и списки Феодоровской иконы Богоматери.

Феодоровская икона божией матери значение

Феодоровская икона божией матери значение

Феодоровская икона божией матери значение

Феодоровская икона божией матери значение

Феодоровская икона божией матери значение

Благодарю тех читателей и почетателей этой удивительной иконы, кто дочитал эту заметку до конца.

Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.

Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца – Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 – 1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути – военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.

Василий Ярославич был “мизинным”, то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии – Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела – наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272 – 1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.

Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.

Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко – это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только вправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности – восстановление традиций древнерусского “княжеского строения”. Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги – основного канонического кодекса православной церковной жизни.

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал “Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме”. Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.

Феодоровская икона – двухсторонняя. На обратной стороне – образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.

Феодоровская-Костромская икона является работой иконописца святого евангелиста Луки. Его кисти также принадлежат Владимирский и Смоленский образы. Эта одна из многих чудотворных икон, изображающих Марию и младенца Иисуса. Образ очень древний и имеет как историческое, так и религиозное значение.

Владимирская и Феодоровская иконы имеют некоторое сходство, что подтверждает авторство Луки: на обеих иконах Богородица держит на руках младенца Иисуса, обхватывая его правой рукой. Икона была названа в честь христианского имени великого князя Ярослава (8 февраля 1191 г. – 30 сентября 1246 г.). Имя Федор дали князю в честь святого Феодора Стратилата. Феодоровскую икону нашёл брат великого князя Георгий Всеволодович (26 ноября 1188 г. – 4 марта 1246 г.) у населённого пункта Городец, Нижегородской области. Князь Георгий был убит во время сражения на реке Сити в 1239 году. Его мощи были перевезены из Ростова Великого во Владимир-на-Клязьм в Успенский собор, по приказу Ярослава.

Феодоровский образ использовали при благословениях на брак и на царство, перед битвами для поднятия духа воинов. Ярослав Всеволодович благословил брак своего сына и полоцкой княжны Феодоровской иконой в 1239 году. Князь Александр Невский никогда не расставался со святым образом, переданным ему отцом.

Костромской князь Василий Ярославич (11236/1241 – 1276 гг.) получил икону после смерти своего старшего брата Александра. По его распоряжению чудотворный образ был помещён в костромской собор великомученика Ф. Стратилата. Икону пронесли над войском перед сражением с татарами у Костромы в 1272 году, во время монгольского нашествия. По легенде, святой образ начал испускать яркие лучи, как только татары стали приближаться к городу, что вызвало у них ужас. Татарское войско было разгромлено в этой битве, а выжившие воины бежали. После смерти Князь был похоронен в своём городе, а Феодоровскую икону вернули в костромской собор. Это был не последний раз на протяжении нескольких столетий когда святой образ Богородицы и младенца Иисуса спасал жителей города.

Интересно, что окончание эпохи Смутного времени (вторжение шведско-польского войска и захват трона самозванцами Лжедмитрием I и Лжедмитрием II) тоже связано с благословением этой иконой Михаила Романова. Его мать инокиня Марфа передала икону своему сыну – первому царю всея Руси из новой династии. Ипатиевский монастырь в Костроме был выбран местом проведения процедуры избрания на царство, потому что Феодоровский образ именно там и находился. 14 марта 1613 года после благословения Феодоровской иконой Михаил Романов стал царём.

После 50-х годов семнадцатого века Феодоровская икона Божией Матери начала распространяться клеймами. На клеймах были изображены исторические эпизоды связанные с чудотворной иконой. Этот образ оставил свой след и в духовной литературе. Произведение иеродиакона Ипатиевского монастыря Лонгина («Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», 1670 г.).

В 1767 году, когда русская императрица Екатерина Великая посетила Городец был возобновлён и вновь освящён монастырь с храмом, построенный в честь Феодоровской иконы.

По преданию один список Феодоровского-Костромского святого образа помог жителям города Балахна излечиться от холеры в 1830 году.

Феодоровская икона имеет две стороны. На одной стороне изображена Богородица, с младенцем на руках, а на другой – лик святой великомученицы Параскевы в княжеских одеждах. Существует теория, что второй образ взят с супруги великого князя Александра Невского, которая получила христианское имя Параскева, но в других источниках пишут, что ей дали имя Александра, как и супругу.

Ежегодно 28 августа является днём празднования Феодоровской иконы (день её обретения в Городце). Хранится икона в Богоявленско-Анастасиин кафедральном соборе города Костромы.

История появления и значение иконы

Эта икона была написана апостолом Лукой и создавалась по тем же канонам, что Владимирская Богородица. Название свое она приобрела от Феодора Стратилата и была получена святым Юрием (Георгием) Всеволодовичем (его старшим братом).

Ее история началась в 1239 году во время охоты князя Василия Юрьевича в костромском лесу. Князь случайно увидел икону на очень высоком дереве. Он хотел сам взять ее в руки, но лик «не дался». Она только еще выше поднялась по воздуху и достать руками ее стало очень сложно. Будучи пораженным увиденным чудом, Василий Юрьевич позвал людей и священников к месту обнаружения своей необычной находки.

Феодоровская икона божией матери значение

Люди справили возле иконы всеобщую молебну. После этого лик сняли с дерева и с торжеством отнесли в главный костромской собор. Накануне явления чуда местные жители видели, что по улицам Костромы ходил воин и держал в своих руках икону. Воин внешне напоминал великомученика Феодора Стратилата. Поэтому чудотворную находку и прозвали Феодоровской.

Чтобы поклониться новообретенному лику Богородицы в город пришло много людей, включая жителей разрушенного татарами Городца. Именно в этом городе раньше хранился святой лик, который пропал после учиненного татарами пожарища. Раньше он находился в городской часовне.

С приобретенным образом Феодоровской Богоматери костромское духовенство вышло навстречу Московскому посольству, в котором был молодой Михаил Романов. Он хотел просить о вступлении на престол. С иконой крестный ход пошел в монастырь. В нем юный правитель проживал со своей матерью. Ранее она отказывала сыну во вступлении на престол. Но после возвышенной речи архиепископа женщина согласилась и дала сыну свое благословение на царствование. На коленях мать передала сыну образ Девы Марии. С этого момента Феодоровский лик почитался в императорском доме. Все иностранные принцессы, которые становились женами русских князей и императоров, после принятия православной веры приобретали в честь фамильной иконы отчество Феодоровна.

Возраст икона Божией Матери «Феодоровская» насчитывает свыше 8 веков. Она имеет великое значение для страны, так как не раз спасала ее от различных бед. К примеру, благодаря ей, как считается, была одержана победа князя Василия над татарами.

Феодоровская икона божией матери значение

Молитва, произнесенная перед Феодоровской Богородицей, помогает бездетной семье зачать долгожданное чадо, а незамужним девушкам найти суженого. Также она помогает роженицам благополучно родить ребенка.

Чтобы молитва возымела эффект, необходимо совершить следующие действия:

  • посетить церковь, чтобы исповедаться и причаститься;
  • купить свечи и набрать святой воды;
  • день и ночь носить на своем теле крестик;
  • перед молитвой нужно отбросить все плохие мысли;
  • далее зажигается свечка и коленопреклоненно произносится текст молитвы, выученный наизусть. Его можно произносить своими словами или же читать по молитвослову.

Чтение выполняется ежедневно. Также нужно посещать святые места и каждый день возносить хвалу Небесам.

Желание после прочтения не всегда исполняется сразу же. Иногда нужно подождать месяцы, и даже годы.

Феодоровская икона божией матери значение

Главное, верить и выполнять все описание выше действия. В этом случае Пресвятая Матерь и Господь обязательно услышат молитвенное прошение и исполнят его.

Видео «Молитва Феодоровской иконе Божьей Матери»

В виде озвучен сакральный текст обращения к Феодоровской иконе Божьей Матери.

К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небеси и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго.

Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей, и всяких недугов, и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя.

Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надеждо, покров, и помощь, и заступление, радость и утешение, и скорая во всем Помощнице.

О, чудная Владычице! Всяк притекает к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит; сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения.

Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию