Женский монастырь во имя мученика Феодора Стратилата г. Переславля-Залесского Епархиальные монастыри РПЦ

Женский монастырь во имя мученика Феодора Стратилата г. Переславля-Залесского Епархиальные монастыри РПЦ

Первое известное нам документальное упоминание о монастыре относится к 1511 году (тарханная грамота Феодоровскому монастырю князя Василия III), однако из царской грамоты 1552 года открывается, что монастырь уже существовал и был достаточно развит во времена деда царя Иоанна Грозного, Ивана III Великого.

О настоятелях времен основания монастыря сведений не сохранилось. Первый известный настоятель – игумен Геронтий, 1511.

В 1551 – 1552 гг. царь Иоанн IV Грозный жалует Феодоровскому монастырю несколько сел, а в 1557 году, благодарный Богу за рождение сына Феодора, повелевает возвести в обители каменный собор в честь Вмч. Феодора Стратилата на месте бывшего ранее деревянного, построить кельи, обнести монастырь оградой. В 1667 году, после эпидемии моровой язвы, Феодоровский монастырь был преобразован из мужского в женский. В начале XVIII века обитель пользуется особым попечением молодого Императора Петра I, его матери Натальи Кирилловны и сестры Натальи Алексеевны. На средства двух последних были построены каменная Введенская церковь и Казанская церковь при больничных кельях. В 1722 году Император Петр I прислал в Феодоровский монастырь мастериц-прях и станки для обучения послушниц прядению. С этого времени обитель становится известна своими художественно-ремесленными мастерскими.

В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться, и особенного расцвета достигает при игумениях Максимилле и Евгении. К 1916 году в монастыре и в трех его пустынях проживали до 500 монахинь и послушниц, имелись 4 церковно-приходские школы, приют для девочек-сирот. С 1910 по 1916 годы прихожанином монастыря был В.Ф.Войно-Ясенецкий, будущий Святитель и исповедник Лука Крымский. Будучи главврачом переславской земской больницы, он в течение нескольких лет безвозмездно лечил сестер монастыря. С 1901 по 1923 год штатным священником служил здесь прот. Николай Дунаев, впоследствии прославленный как священномученик в сонме Новомучеников и исповедников земли Русской

В обители подвизались: Наталья Ивановна Взимкова, «дочь дьяка царицыной мастерской, оружейной палаты, Иоанна Дмитриевича Взимкова» и сверстница Петра I (предполагается, что самые ранние годы детства были проведены ими вместе), Анна (Агафия) Фёдоровна Ягужинская (Хитрово), жена генерал-прокурора при дворе Императора Петра I — П.И.Ягужинского,, Мария Николаевна Тончи, дочь знаменитого художника Николая Ивановича (Сальваторе) Тончи.

В 1923 году монастырь был закрыт, а в начале 1930-х годов была разобрана монастырская колокольня, бывшая в то время самым высоким строением в г.Переславле-Залесском. В течение последующих 75-ти лет здесь располагались стройтрест, воинская часть, турбаза, Институт программных систем РАН. Во время Великой Отечественной войны в Феодоровском монастыре был сборный пункт народного ополчения.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1998 году Феодоровский монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Сначала он был приписным к Никольскому женскому монастырю г.Переславля, обязанности первой настоятельницы исполняла игумения Никольского монастыря Евстолия (Афонина). 19 апреля того же года, в день Святой Пасхи, состоялась первая Божественная Литургия во Введенском храме. В 2001 году монастырь становится самостоятельным, обязанности настоятельницы исполняет старшая монахиня Феодоровского монастыря Михаила (Лободаева). В 2004 году широко празднуется 700-летие Феодоровского женского монастыря. В 2005 году на должность настоятельницы монастыря назначается монахиня Свято-Введенского Толгского монастыря Елисея (Суслова). 2005 год был ознаменован стечением паломников к чудотворному образу Андрониковской иконы Божией Матери, через которую многие получили помощь и исцеление.

В 2006 году, 1 мая, монахиня Варвара (Чекоткова) (с 2011 года – игумения) была назначена исполняющей обязанности настоятельницы Феодоровского женского монастыря. За эти годы обитель возродилась: были восстановлены Казанский храм с трапезным корпусом, часовня-колодец со звонницей, игуменский корпус, трапезный корпус, один из келейных корпусов, установлен новый иконостас во Введенском храме, воссоздана живопись и иконостас в приделе свв. мчч. Адриана и Натальи (Введенский храм). Главная святыня монастыря – Собор Великомученика Феодора Стратилата — был спасен от разрушения: укреплен фундамент, отреставрированы кровля, купола с крестами, северный (Феодоровской Матери Божией) и южный (Прп. Серафима Саровского) приделы, проведено отопление. В настоящее время продолжается реставрация фресок работы иконописной артели Тимофея Медведева и сыновей (1835 – 1836 гг.) и воссоздание барóчного иконостаса в главном приделе собора.

Начиная с 2010 года восстановлению и благоустройству монастыря помогает Федеральная служба судебных приставов, поскольку, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, Вмч. Феодор Стратилат является небесным покровителем Службы. Стараниями судебных приставов, возглавляемых до недавнего времени Артуром Олеговичем Парфенчиковым, а теперь Дмитрием Васильевичем Аристовым, отреставрирован собор вмч. Феодора Стратилата, придел свв. мчч. Адриана и Натальи во Введенском храме, заложен фруктовый сад, высажены саженцы кедров. Каждое лето приставы из разных регионов России собираются в монастыре для празднования дня памяти вмч. Феодора Стратилата, а также помогают сестрам в их ежедневных трудах по благоустройству монастыря.

В Феодоровском женском монастыре ежегодно 21 февраля и 21 июня совершаются празднования, посвященные памяти вмч. Феодора Стратилата, на которые съезжается со всей России большое число прихожан и паломников, особенно из числа судебных приставов. После Божественной Литургии, которую, как правило, возглавляет правящий Архиерей, бывает большой Крестный ход и праздничная трапеза. Каждое воскресенье на вечернем богослужении читается акафист вмч. Феодору Стратилату.

С начала 2016 года на территории Феодоровского женского монастыря располагается Переславское Епархиальное управление.

О правилах монастыря.

Полуночница с чтением трех канонов – 06.00 – 07.50.

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Ее Андрониковской – 07.50 – 08.15.

Часы, Божественная Литургия – 08.15 – 10.15.

Первая трапеза – 10.30 – 11.00.

Послушания – 12.00 – 15.00.

Вторая трапеза – 15.30 – 16.00.

Вечернее богослужение – 17.00 – 20.15.

Вечернее правило — 20.15 – 21.00.

С поступающими в монастырь проводится собеседование, также им дается испытательный срок.

Собор Вмч. Феодора Стратилата – пятикупольная церковь середины XVI в. Трехкупольная Введенская церковь (1710 г.), храм в честь Казанской иконы Божией Матери (1714 г.), Старые кельи (XVII – XVIII вв.), Новые кельи (середина XIX в.), построенные в псевдорусском стиле, Настоятельский корпус (XVIII — XIX вв.), Часовня-колодец (XVIII — XIX вв.), Святые ворота (XVIII в.), Кузница (XIX в.), Новый трапезный корпус (2-я пол. XIX в.), монастырские стены и башни.

В обители находятся частицы мощей Свт. Николая Мирликийского, Вмч. Феодора Стратилата, Прп. Серафима Саровского, Свт. Луки Крымского и частицы мощей многих угодников Божиих. Андрониковская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Нечаянная радость», икона вмч. Феодора Стратилата из янтаря и жемчуга, иконы с частицами мощей святых угодников Божиих. Также в монастыре хранится Служебник и напрестольное Евангелие Сщмч. Николая Переславского (Дунаева).

Женский монастырь во имя мученика Феодора Стратилата г. Переславля-Залесского Епархиальные монастыри РПЦ

Действующий женский монастырь. Основан в 1304 г.
Сохранившиеся постройки монастыря ХVI – нач. XX вв. – объекты культурного наследия.

Адрес: г. Переславль-Залесский, ул. Московская, 85
тел.: +7 (48535) 3-80-22
web-сайт: www.feodor.orthodox.ru
e-mail: [email protected]

Режим посещения монастыря: ежедневно 07.00-21.00
Расписание богослужений:
утренняя служба: ежедневно 08.00
вечерняя служба: ежедневно 16.00
Монастырское кафе: 12 мест (выпечка, чай)

Состояние: Некоторые постройки монастыря находятся на реставрации, благоустраивается территория. Службы проходят в Феодоровском соборе, Введенской церкви и в храме Казанской иконы Божьей Матери.
Состав: Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделами иконы Божьей Матери «Знамение» и мучеников Андриана и Наталии, Храм Казанской иконы Божьей Матери, Храм великомученика Феодора Стратилата с приделами Феодоровской иконы Божьей Матери и Серафима Саровского

Особо чтимые образы: Икона Андрониковской Божьей Матери (Введенский храм)

Храмовые и престольные праздники:

  • 21 февраля и 21 июня – Дни памяти Вмч. Феодора Стратилата;
  • 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы;
  • 8 сентября – День памяти Мчн. Адриана и Наталии;
  • 10 декабря – День памяти иконы Божией Матери «Знамение»;
  • 4 ноября – День памяти иконы Божией Матери «Казанская»;
  • 1 августа и 15 января – Дни памяти прп. Серафима Саровского;
  • 27 марта и 29 августа – Дни памяти Феодоровской иконы Божией Матери;
  • 14 мая и 4 ноября – Дни памяти Андрониковской иконы Божией Матери и иконы Божией Матери «Нечаянная радость»

Правила посещения монастыря: вход на территорию монастыря свободный, при посещении монастыря предусмотреть соответствующую одежду, на территории монастыря разрешена бесплатная любительская фото- и видеосъемка, кроме съемок насельников/насельниц монастыря и службы в храме

Описание:
Самый южный переславский монастырь был заложен в 1304 году на месте битвы москвичей с тверичами, некогда претендовавшими на главенство над Русью. Однако первоначальные деревянные постройки тех лет в обители не сохранились. Старейший монастырский пятиглавый храм – Феодоровский собор – заложил Иван Грозный во второй половине ХVI столетия в честь рождения своего сына Федора.
Основные вехи дальнейшей истории обители – это обращение его в женский монастырь в начале ХVII века, обучение по велению Петра I монахинь прядению немецкой пряжи и превращение обители по царскому указу в своеобразную женскую политическую тюрьму. Важным моментом явилось и строительство на территории монастыря в начале ХVIII века Казанской и Введенской церквей на средства царевны Натальи Алексеевны. Обитель считалась процветающей вплоть до событий Октября 1917 года.
После семидесятилетнего небытия монастырь вновь открылся и, как прежде, имеет своих сестер. Усилия монахинь направлены, прежде всего, на молитвенный труд и восстановление множества старинных монастырских построек.

При использовании материалов интернет-портала «Туристический Переславль»
обязательно указание источника со ссылкой на портал.

День празднования Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы27 марта и 29 августа по новому стилю. Ей молятся женщины, ожидающие появления на свет младенца. Она помогает во время беременности и родов. Этой же иконой был благословлен в Ипатьевском монастыре Костромы первый правитель Руси из рода Романовых. Это было после долгих лет междуцарствия.

Местонахождение иконы

Где хранится эта чудотворная Феодоровская икона Божией Матери? Сейчас она находится в Богоявленско-Анастасьинском монастыре города Костромы. И является охранительницей древнего города. С этим праздником связана история её появления в этой местности.

История появления Феодоровской иконы

Это было в 1239 году. Князь Василий (брат святого Александра Невского) ехал на охоту и вдруг в глухом лесу на дереве увидел висящую икону Пресвятой Богородицы. Он захотел снять ее с дерева, но не смог. Тогда он рассказал всё епископу. Множество духовенства прибыло крестным ходом к указанному месту, и только тогда смогли снять её с дерева.

Женский монастырь во имя мученика Феодора Стратилата г. Переславля-Залесского Епархиальные монастыри РПЦ

Жители утверждают, что незадолго до этого события все видели, как святой мученик воин Феодор Стратилат вез эту икону на коне. А раньше она пребывала в Нижегородской области в Городце. Видимо в наказание за греховную жизнь икона была отнята у жителей этого города и перенесена в Кострому.

Икону поместили в храме св. Феодора Стратилата, поэтому она и стала носить его имя. На месте явления чудотворного образа построили храм во имя Нерукотворного Спаса. Сейчас церковь эта называется «Спасо-Запрудненская» в честь реки Запрудни, протекающей неподалеку.

Описание иконы

По преданию этот образ написал святой евангелист Лука. Поэтому изображенная на нем Богоматерь так похожа на Владимирскую. Богомладенец, находящийся справа, тоже обнимает нежно и прижимается ко Своей Матери щёчкой. Разница только в положении стоп Младенца Иисуса. Икона относится к типу «умиление».

Младенец Иисус одет в золотые одежды, а Его Матерь – в коричневые. На голове у неё – покров со звездой посередине.

Случаи чудесного заступничества Феодоровской иконы

Самое важное событие, связанное с этой иконой, произошло в 1613 году. В то время было междуцарствие. Народ страшно мучился и голодал после нескольких кровопролитных войн. Убивши наследника престола и тем самым прекратив царскую династию, все поняли, как тяжело жить на Руси без государя. Тогда стали думать, кто же займет царский престол. Выбор пал на сына патриарха Филарета (в миру Фёдора Романова) и инокини Марфы (в миру Ксении).

Михаил Романов (он был двоюродным племянником последнего царя из рода Рюриковичей – Феодора) вместе с матерью и родственниками скрывались в Ипатьевском монастыре города Костромы. Народ решил, что он должен унаследовать престол и положить начало новой царской династии.

Феодоровская икона — покровительница престола

23 марта послы Земского собора пришли, неся торжественно Покровительницу Костромской земли – Феодоровскую икону Божией Матери, к стенам Ипатьевского монастыря и стали просить согласиться Михаила стать русским царем. Тот долго не соглашался, но речь архиепископа Феодорита вдохновила его и преклонила на милость. Тогда мать Михаила, инокиня Марфа, спустя несколько часов уговоров, благословила сына на престол, сказав: «Владычица, Тебе предаю сына моего!».

С тех пор Феодоровская икона стала покровительницей царского престола, а многие царицы иностранного происхождения в честь неё стали брать себе отчество «Фёдоровна».

Первый случай заступничества

Женский монастырь во имя мученика Феодора Стратилата г. Переславля-Залесского Епархиальные монастыри РПЦ

Когда татарское войско подошло к стенам города Костромы, навстречу им вышли русские воины, неся перед собой главную святыню города – Феодорвскую икону. В тот момент, когда оба войска уже были готовы вступить в бой, между ними проскакал неизвестный всадник в красном плаще и огненным щитом в руках.

Русские узнали в нём святого Феодора Стратилата, а татары в ужасе бросились наутёк. Так Кострома была спасена опять же заступничеством Феодоровской иконы Божией Матери.

Долгое время икона находилась в Нижегородской губернии в городе Городец. Но после того как татары сожгли город в 1239 году, образ бесследно пропал, а затем был найден в Костромском лесу.

В том же году князь Ярослав благословил этим чудотворным образом своего сына – князя Александра Невского на брак с Брячиславой (дочерью полоцкого царя). На другой стороне иконы оказалось изображение святой мученицы Параскевы – покровительницы браков.

Второй случай заступничества

В 1260 году икона снова спасла жителей Костромы от татарского нашествия. Русское войско, выступившее навстречу врагу, было очень немногочисленно. И единственной надеждой была чудотворная икона Феодоровская, которую несли впереди. Вдруг произошло чудо: от изображения Пречистой стали исходить ослепительные лучи, которые напугали врагов. Они бросились бежать, а город был спасен.

Князь поставил на этом месте крест, а позже там была выстроена часовня. Озеро, находившееся неподалеку, стало называться «святым». Люди купаются в нём и получают исцеления от болезней.

Икона дважды находилась в пожаре, но всегда оставалась невредимой, даже в сгоревшем храме.

Феодоровская икона: от чего помогает, о чём ей молятся

  • при бесплодии;
  • в трудной беременности и родах;
  • семейных неурядицах.

Со всей страны приезжают женщины в Кострому, чтобы приложиться к чудотворному образу и получают исполнение просимого.

В 1889 монастырь устроен как женская обитель из общины, основанной по инициативе и на средства А. Н. Шубиной. Закрыт в 1929, на территории размещалась колония для несовершеннолетних преступников. В 1998 возрожден как мужской монастырь.

Женский монастырь во имя мученика Феодора Стратилата г. Переславля-Залесского Епархиальные монастыри РПЦ

Основан в 1881 г. богатой помещицей А.Н.Шубиной на месте усадьбы, которую она купила у своего дяди – помещика Н.М.Маркова. А.Н.Шубина имела обширные связи в Петербурге с царским двором и высшим духовенством. Благословение на открытие монастыря она получила у прославленного ныне о. Иоанна Кронштадского.

В свое село, которое называлось тогда Воскресенское — Сергиево она пригласила общину из Нижегородской губернии. Вначале был построен дом с храмом Федоровской иконы Божьей матери, поэтому и община стала называться Воскресенско-Федоровской по названию села и храма. В 1889 г. община преобразована в монастырь. В 1897 г. А.Н.Шубина умерла, сохранилась ее могила. Старый усадебный дом был приспособлен под игуменский корпус, а расположенный неподалеку сельский бывший храм Михаила Архангела стал монастырским. Обитель стала называться Свято-Воскресенской (от названия села) Феодоровской (от названия храма). С 1889 г. — женский монастырь. Сначала к нему отошел храм Михаила Архангела (в селе Воскресенско-Сергиеве), а в 1897-1905 был воздвигнут по проекту архитектора Бегена большой собор в честь Успения Божией Матери с двумя пределами: правым в честь иконы Божией Матери « Знамение » Серафимо-Понетаевской и левым — в честь святой мученицы царицы Александры, небесной покровительницы Александры Шубиной.

Были построены каменная ограда, колокольня, трапезная, жилые корпуса, хозяйственные помещения. В монастыре существовал детский приют. Многие монахини занимались живописью, для чего выстроили обширный «живописный» корпус. Здесь не только писали и иконы и чеканили клады, но занимались и светским искусством, — писали портреты, пейзажи, выходили на этюды в окрестности монастыря. Некоторые обучались живописи в Петербурге, в Серафимо-Дивеевском монастыре. К своему юбилею в 1914 г. это была процветающая обитель, число монахинь и послушниц превышало три сотни человек. С 1915 г. игуменьей стала монахиня Арсения. В советский период ей удалось на время спасти храм, преобразовав его в земледельческую артель. В течение трех лет здесь жил известный митрополит Серафим, причисленный к лику святых.

Женский монастырь во имя мученика Феодора Стратилата г. Переславля-Залесского Епархиальные монастыри РПЦ

В декабре 1929 г. монастырь был закрыт. В нем разместили колонию для несовершеннолетних преступников. Воскресенский храм разрушен. Воскресенско-Сергиево переименовано в Сергеево. В 1953 г. помещение монастыря передали Шуйскому сельскохозяйственному техникуму. В Успенском храме разместили ремонтную мастерскую, в Архангельском — столовую, трапезную превратили в клуб, просфорную — в магазин.

24.08.1994 г. храмы переданы Русской Православной Церкви. Началась расчистка монастыря и храмов. В Архангельском храме стали проводить регулярные богослужения, с 1997 — 1998 г. службы совершаются и в Успенском храме. Восстановление и реставрация храмов продолжаются. 9.04.1998г. монашеская община получила статус мужского монастыря.

В настоящее время Воскресенско-Феодоровский монастырь является действующим, ведутся Богослужения. Относится к Шуйской епархии Русской Православной церкви (учреждена 7 июня 2012 года). Монастырь ежегодно посещает большое число паломников.

Есть несколько чудотворных святынь, особенно помогающих в деторождении. Самая почитаемая из них – Феодоровская икона Божией Матери, по молитвам перед которой Пресвятая Богородица наиболее часто отвечала просящим. Образ древний, явленный ещё в 1239 году от Рождества Христова и на протяжении уже без малого восьми столетий сугубо почитающийся в русском народе.

Иконографически Феодоровский образ близок Владимирской иконе Пресвятой Богородицы, а своё имя он получил в честь одного из русских великих князей. Вот как об этом повествует история Феодоровской иконы:

Название своё икона получила от Великого Князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца, позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия Великим Князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира. Оставшейся же от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Таким образом, Феодоровская икона Божией Матери символично связана с укреплением не только традиционной семейственности, но и самой русской государственности. И это подтверждается тем, что наиболее широко этот чудотворный образ стал почитаться в XVII столетии, после прекращения Смуты и начала царствования Дома Романовых. Так, царь Михаил Феодорович был благословлён на правление именно Феодоровской иконой, в память об этом событии и было установлено празднование в честь этого святого образа. И именно поэтому Феодоровскую икону вполне можно назвать «Святыней царей и матерей».

Ссылка на основную публикацию