Загадки иконы «Неопалимая Купина»: какое послание скрыто в ее символах

Магазин на Большой Ордынке, 60/2

(495) 778-37-36, 959-12-88

Отдел продаж, Варшавское ш., 37А

(495) 721-88-58, 971-76-24

Магазин на Чайковского, 22

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо.

17 сентября — день иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Приблизительное время чтения: 2 мин.

В огромной популярности на Руси этого перенасыщенного сложнейшей символикой образа, возможно, лежит ключ к пониманию самой сути религиозного сознания наших предков, которое мы упорно пытаемся втиснуть в прокрустово ложе собственных, сильно уплощенных представлений.

«Иже во огни купины неопалимыя…»

«Неопалимая Купина» — образ, символически отражающий ветхозаветное событие, описанное в книге Исход. Недалеко от Синая, близ горы Хорив, пророк Моисей, пасший овец, увидел горящий куст, подошел посмотреть, отчего куст не сгорает (Исх 3:2), и Бог, воззвав к нему из пламени, повелел вывести народ Израиля из Египта в обетованную землю. Для христиан этот куст, не сгоравший в огне, стал прообразом Божией Матери, которую не опалил огонь Божества при Непорочном Зачатии.

Загадки иконы «Неопалимая Купина»: какое послание скрыто в ее символах

Икона Богородицы Неопалимая Купина из Соловецкого монастыря. Конец XVI века

Объяснение этой символики давали святые Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Патриарх Константинопольский Никифор, отцы VII Вселенского Собора. И самым популярным из них стало толкование иконы как «книги для неграмотных» — по выражению Василия Великого. Но что это такое в переводе на современный язык? Неужели просто иллюстрация, своего рода благочестивый «комикс»? Но в том-то и дело, что святые создатели православного иконописного канона, похоже, имели в виду нечто иное.

Вне времени и пространства

Символически показывая духовные, «неизобразимые феномены горнего мира», икона влечет туда, в этот мир, ум и дух созерцающего ее человека. На ней одновременно и прошлое, и настоящее, и будущее мира. Она принципиально вне времени и вне пространства. Она соединяет земное и небесное, являет верующему человеку вечный духовный космос, приобщение к которому составляет цель его жизни.

«Неопалимая Купина» — это «концентрат» символов и персонажей Священного Писания: архангелы, апокалиптический тетраморф (четыре крылатых апокалиптических существа, символизирующие еще и четырех евангелистов), ангелы — покровители стихий, видения ветхозаветных пророков окружают центральный образ Богоматери, держащей на руках младенца Христа. Небесный и земной мир, объединяясь по замыслу Всевышнего, рождают Спасителя от Приснодевы Марии.

Изображение Богородицы заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (цвета куста и объявшего его пламени). Причем сам символ восьмиконечной звезды также тесно связан с Богородицей, ее тайной: это символ вечности, полной устойчивости, выхода за пределы дольнего мира. Это знак рая, конечного преображения, Небесного Иерусалима. Иными словами, икона изображает духовный, «богородичный» космос: Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и небесные.

Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог, именно ею должны быть побеждены хаотичные центробежные силы смерти и распада.

Следующая остановка «Неопалимовский переулок»

На Русь икона «Неопалимая Купина» попала еще в 1390 году — ее привезли в Москву палестинские монахи — и хранилась в Благовещенском соборе московского Кремля. А начиная с XVI века, по стране стали расходиться ее многочисленные списки, многие из которых почитались чудотворными, избавляющими от «огненного запаления». Да и как могло быть иначе в «деревянной» стране с бесконечными пожарами?

Следы народного почитания этого образа остались даже в городской топонимике: список «Неопалимой Купины» из Святых сеней Грановитой палаты Кремля вплоть до XX века хранился в московской церкви в честь иконы «Неопалимая Купина», которую в 1930 году снесли, но осталось название — Неопалимовский переулок.

Образ Богородицы в христианской иконографической традиции — наиболее почитаемый. Популярность культа Божией Матери связана в том числе с разнообразными чудесами, которые ей приписываются, — от излечения смертельно больных людей до спасения целых городов от иноземных захватчиков.

Образ Богородицы в христианской иконографической традиции — наиболее почитаемый. Популярность культа Божией Матери связана в том числе с разнообразными чудесами, которые ей приписываются, — от излечения смертельно больных людей до спасения целых городов от иноземных захватчиков.

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице, Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь.

В православной традиции насчитывается более 300 иконографических сюжетов изображения Богоматери — «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец» и многие другие. Все они имеют свою историю и связаны с первообразами, которые приписывают апостолу Луке. Тем не менее, в этом многообразии можно выделить несколько канонических типов изображений Пресвятой Богородицы — в зависимости от ее позы, жестов и одеяний. Они получение распространение после Третьего Вселенского Собора 431 года — тогда утвердилось почитание матери Иисуса Христа как Богородицы. С византийских икон делали списки (копии), которые, попав в новую среду, обрастали своими национальными чертами и легендами. К ним восходят наиболее почитаемые на Руси образы.

Самый древний из них — «Оранта», что в переводе с латинского означает «молящаяся». Первые изображения Богоматери в этом образе, которые находят в римских катакомбах II–III веков, обычно приписывают евангелисту Луке. Иконы этого типа изображают Богородицу в молитвенной позе, известной с библейских времен: в полный рост, с поднятыми и раскинутыми в сторону руками, раскрытыми ладонями наружу.

Самая ранняя Оранта на Руси появилась в киевском Софийском соборе в XI веке. Это мозаичное панно высотой в 5,45 метра. На нем Богоматерь предстает в синей тунике и золотом мафории — длинной накидке-платке. У золотого нимба над ней записаны греческие буквы ΜΡ ΘΥΜητερ Θεου — «Матерь Божия». Величественная и монументальная фигура получила название «Нерушимая стена» — от слов из 12-го икоса Акафиста к Пресвятой Богородице «Радуйся, отечеству нашему неизменный Покрове и Стено Нерушимая». Приписываемые ей заступничество и покровительство городам позднее проявились еще в одной известной Оранте — иконе «Покров Пресвятой Богородицы».

Казанская, Владимирская, Умиление, Тихвинская, Серафимо-Дивеевская — это только малая часть названий икон Божией Матери, которые почитает Церковь. В чем разница между ними и как отличить одну от другой в храме? Разбираемся вместе с «Фомой».

Сколько всего икон Богородицы?

Точную цифру назвать сложно. Приблизительно — около 700, и их количество увеличивается — появляются новые образы и названия, которые почитаются Церковью наравне с другими. Не нужно путать название и тип иконы: к одному типу может относиться несколько сотен образов.

Сколько типов икон Богородицы?

Единого мнения на этот счет нет, богословы и иконописцы называют до 9 типов икон. Среди них есть три основных: Оранта, Елеуса и Одигитрия. Выделяют еще Акафистный тип, но он не считается самостоятельным.

Раз Два Три

Оранта

Еще одно название — Знамение. На этом типе икон Богородица изображается с воздетыми к небу руками в молитвенной позе (в переводе с греческого «оранта» значит «молящаяся»), на Ее груди — образ Младенца Христа: мы видим, как Божия Матерь молится за весь мир перед Спасителем. Самые известные иконы этого типа: «Неупиваемая Чаша», Курская-Коренная, «Знамение», Мирожская.

Мирожская Курская-Коренная Великая Панагия Неумиваемая Чаша

Одигитрия

В переводе с греческого — «путеводительница». На этом типе икон Богородица держит одной рукой Спасителя, а другой указывает на Него. Таким образом Божия Матерь переводит внимание молящегося на своего Сына, Который есть Путь, Истина и Жизнь — так говорил о Себе Сам Господь. Христос одной рукой благословляет Свою Мать, а в другой держит свиток — образ Евангелия. Самые известные иконы этого типа: Смоленская, Грузинская, Иверская, «Троеручица», Казанская, «Страстная», Ченстоховская

Страстная Ченстоховская Смоленская Троеручица Казанская Иверская Грузинская

Елеуса

Еще одно название — Умиление (с греческого языка «елеуса» значит «милующая»). На этом типе икон Богородица, предчувствуя, что Младенцу Спасителю предстоит умереть на Кресте за всех людей, обнимает Его, их лики соприкасаются. Елеуса — самый поздний тип икон Богородицы. Известные иконы этого типа: Владимирская, Федоровская, Почаевская, «Взыскание погибших», Донская, Корсунская.

Феодоровская Почаевская Корсунская Владимирская Взыскание погибших Донская

Акафистный тип

Несамостоятельный тип Богородичных икон. В его основе может лежать любой их трех основных типов с добавлениями различных элементов из гимнографии (чаще всего из акафистов — отсюда и название). Например, икона Божией Матери «Неопалимая Купина» базово относится к типу Одигитрия, но в обрамление центрального образа добавлены ангелы. Самые известные иконы этого типа: «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость», «Живоносный Источник».

Нечаянная радость Неопалимая купина Живоносный источник

Все равно сложно. Как понять, перед какой иконой я стою?

Проще всего прочитать название — как правило, оно написано на самой иконе слева и справа. Это касается вообще всех образов, а не только Богородичных. Но для этого нужно знать основы церковно-славянского языка. При этом важно понимать, что «мы молимся не той или другой иконе. Мы в каждом образе видим одну и ту же Богородицу. И обращаемся к Ней, молясь перед Ее различными образами» (митрополит Рязанский и Михайловский Марк).

Благодарим за помощь в подготовке материала заведующую кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ) и преподавателя Коломенской духовной семинарии Ирину Константиновну Языкову.

21 августа 1903 года во время раздачи милостыни убогим монахам у великих монастырских ворот Свято-Пантелеимонова монастыря инок Гавриил сделал фотоснимок и, когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери в монашеском одеянии, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба.

Монастырские архивы свидетельствуют, что в период с конца XIX по начало XX века русские монахи еженедельно раздавали милостыню нуждающимся. Еженедельно из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани большие и малые корабли с продуктами питания и жизненно необходимыми материалами. Они предназначались для 3 000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4 000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных скитах, метохах, келлиях и каливах Святой Горы.

У великих ворот обители собиралась толпа бедных монахов-сиромахов и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600-800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки — череки . В урочные дни за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. 14 августа 1903 года в монастырь поступило письмо из Кинота, в котором выражалось недовольство относительно «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни [1]. Высшее священное управление Святой Горы потребовало от священноначалия Свято-Пантелеимонова монастыря отменить раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи. В послании, в частности, говорилось:

«Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме — людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда.»

Загадки иконы «Неопалимая Купина»: какое послание скрыто в ее символах
Фотография чуда явления Божией Матери

21 августа 1903 года, ровно через неделю после получения кинотского письма, монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил сделал фотоснимок, на котором проявился образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.

Богородица неизменно промышляла о подвизающихся в Своем земном жребии. По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.

История почитания

Загадки иконы «Неопалимая Купина»: какое послание скрыто в ее символах
Увеличенная копия снимка с образом Богоматери ныне помещена у врат русского святогорского монастыря святого Пантелеимона

В конце 1980-х годов, с началом восстановления обители, чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события и распространялась среди паломников. Для нового поколения русских людей, пострадавших от атеистической пропаганды, фотография послужила фактором уверения в бытии духовного мира, о чем многократно удостоверяли обитель паломники.

Празднование в честь Светописанного образа было установлено Собором старцев монастыря в 2003 году с благословения игумена архимандрита Иеремии в 100-летнюю годовщину явления для богослужебного увековечивания памяти чудесного события. Наименование «Светописанный образ» родилось в ходе составления богослужебного последования (слово «светописание» представляет собой буквальный перевод греческого слона «фотография»). Тогда же было создано иконописное изображение для богослужебного использования. На основании летописных записей и дошедших устных воспоминаний была воссоздана историческая канва события.

В 2011 году на месте явления Божией Матери была сооружена памятная часовня, в которую был подведен источник воды для совершения водосвятных молебнов. Зафиксированы случаи облегчения телесных и душевных недугов от употребления воды этого источника.

В том же году в первом этаже братского Покровского корпуса был устроен и освящен храм-параклис в честь Светописанной иконы.

В 2011 году изображение исторической фотографии на мраморной доске было установлено в монастыре Афонской иконы Божией Матери в селе Чоповичи Житомирской области.

Подобная мраморная доска с изображением фотографического образа была установлена в 2012 году на приходе Феодоровского собора в Царском Селе.

27 июля 2013 года на очередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре было принято решение включить в месяцеслов Русской Православной Церкви празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903-м году [2].

Тропарь явлению Пресвятыя Богородицы Лика Светописанного

Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

Кондак явлению Пресвятыя Богородицы Лика Светописанного

Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.

Использованные материалы

  • Явление Светописанного образа Божией Матери в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/3128740.html

    [1] По другим сведениям «черек» — название мелкой турецкой монеты, которое созвучно со словом «чурек», обозначающим хлеб. Именно раздача денег возмутила Кинот Святой Горы, т.к. по его мнению полученные деньги могли быть использованы для пьянства. См.: Монах Каллиопий (Сидорчук) О Светописанном образе Божией Матери ( http://cyrillitsa.ru/pravoslavie/9628-o-svetopisannom-obraze. tml )

    [2] Журнал № 97, Журналы заседания Священного Синода от 27 июля 2013 года — http://www.patriarchia.ru/db/text/3128565.html

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

    «СВЕТОПИСАННЫЙ ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ» еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Google
    в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
    в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

    Загадки иконы «Неопалимая Купина»: какое послание скрыто в ее символах

    Загадки иконы «Неопалимая Купина»: какое послание скрыто в ее символах

    Скачать

    Загадки иконы «Неопалимая Купина»: какое послание скрыто в ее символах

    Загадки иконы «Неопалимая Купина»: какое послание скрыто в ее символах

    Скачать

    Загадки иконы «Неопалимая Купина»: какое послание скрыто в ее символах

    Загадки иконы «Неопалимая Купина»: какое послание скрыто в ее символах

    Скачать

    Загадки иконы «Неопалимая Купина»: какое послание скрыто в ее символах

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Загадки иконы «Неопалимая Купина»: какое послание скрыто в ее символах

    Подборка из 76 красивых картинок по теме — Картинки иконы божией матери. Смотрите онлайн или можете скачать на телефон или компьютер в хорошем качестве совешенно бесплатно. Не забывайте оставить комментарий и посмотреть другие фотографии и изображения высокого качества, например Картинки знак радиации, Картинки спасибо мужчине в разделе Картинки!

    Загадки иконы «Неопалимая Купина»: какое послание скрыто в ее символах

    Подборка из 78 красивых картинок по теме — Картинки с иконами. Смотрите онлайн или можете скачать на телефон или компьютер в хорошем качестве совешенно бесплатно. Не забывайте оставить комментарий и посмотреть другие фотографии и изображения высокого качества, например Картинки дорога в даль, Счастливая старость картинки в разделе Картинки!

Ссылка на основную публикацию