Вселенские соборы православной церкви

Вселенские соборы православной церкви
Семь Вселенских Соборов. Икона.

Вселенские соборы — собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Церковь, как Тело Христово, имеет единое соборное сознание, руководимое Духом Святым, получающее свое определенное выражение в решениях церковных соборов. Созыв соборов является древнешей практикой для разрешения возникших церковных вопросов (в Деян. 15, 6 и 37 правило свв. Апп.). Из-за возникновения вопросов общецерковного значения стали созываться Вселенские Соборы, которыми были точно сформулирован и утвержден ряд основных вероучительных истин, ставших, таким образом, частью Священного Предания. Статус собора устанавливается Церковью на основе характера решений собора и их соответствия церковному опыту, носителем которого является церковный народ.

«Почти» Вселенские Соборы

Ряд соборов созывались как Вселенские Соборы, но по каким-то причинам не были признаны Православной Церковью как Вселенские. Чаще всего это происходило из-за того что их решения отказывался подписывать папа Римский. Тем не менее эти соборы пользуются высочайшим авторитетом в Православной Церкви и некоторые православные богословы считают что их надо включить в состав Вселенских Соборов.

С 1920-х годов шла подготовка Всеправославного Собора. Хотя в дискуссиях вокруг этого Собора его нередко называли «(VIII) Вселенским», эта формулировка была многократно официально отвергаема священноначалием различных поместных Церквей. Состоявшийся в итоге Критский Собор (2016 г.) не смог собрать представителей всех поместных Церквей и не получил всеобщего признания в Православной Церкви.

Разбойничьи соборы

Разбойничьими Соборами называются церковные Соборы, которые Церковь отвергла как еретические. Часто такие Соборы проходили под внешним давлением или с нарушениями процедуры. Ниже приведены разбойничьи, Соборы которые организовывались как Вселенские:

Принятие Вселенских Соборов инославными

  • Несториане — признают только Первый и Второй Вселенские Соборы
  • Антихалкидониты — признают только Первый, Второй и Третий Вселенские Соборы
  • Протестанты
    • Многие традиционные деноминации в протестантизме, как англикане и лютеране признают все семь Вселенских Соборов, но не придают им того же вероучительного авторитета как православные или римо-католики.
    • Многие другие протестантские деноминации отвергают Вселенские соборы как идею вообще, на основании убеждения что только Библия является источником вероучения (принцип Sola scriptura)
  • Римо-католики — Признают все Семь Вселенских Соборов, а вдобавок считают Вселенскими ряд Соборов отвергнутых Православной Церковью или же проведенных после отпадения Римской Церкви от Православия. К последним относятся:
    • VIII Вселенский Собор, (т.н. IV) Константинопольский (869-870 гг.)
    • IX Вселенский Собор, I Латеранский (1123 г.)
    • X Вселенский Собор, II Латеранский (1139 г.)
    • XI Вселенский Собор, III Латеранский (1179 г.)
    • XII Вселенский Собор, IV Латеранский (1215 г.)
    • XII Вселенский Собор, I Лионский (1245 г.)
    • XIV Вселенский Собор, II Лионский (1274 г.)
    • XV Вселенский Собор, Вьеннский (1311-1312 гг.)
    • XVI Вселенский Собор, Констанцский (1414 г.)
    • XVII Вселенский Собор, Ферраро-Флорентийский (1438-1445 гг.)
    • XVIII Вселенский Собор, V Латеранский (1512-1517 гг.)
    • XIX Вселенский Собор, Тридентский (1545-1563 гг.)
    • XX Вселенский Собор, I Ватиканский (1869-1870 гг.)
    • XXI Вселенский Собор, II Ватиканский (1962-1965 гг.)

См. также

Литература

  • Слободской, Серафим, свящ., Закон Божий.
  • Давыденков, Олег, свящ., Катехизис, М.: Изд-во ПСТБИ, 2000.

Использованные материалы

[1] Католики называют IV Константинопольским собором и считают вселенским собор, проходивший на десять лет раньше в Константинополе и не признаный Православной Церковью. Собор 879-880 гг. вначале был полностью признан Римом (его делегация присутствовала на Соборе), но позде в XI столетии отказался призновать его и задним числом начал считать собор 869-870 гг. Вселенским.

К дню святых отцов VII Вселенского собора

С апостольских времен Церковь решает все насущные вопросы на собраниях глав общин — соборах. Для решения проблем, имеющих общецерковное значение, византийские императоры созывали Вселенские Соборы, на которые приглашали всех епископов всех поместных церквей.

Вселенские соборы формулировали непреложные истины Православия — догматы, правила церковного управления, общецерковной и частной христианской жизни — каноны.

Догматические и канонические решения Вселенских соборов обязательны для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов.

Первый Вселенский собор

Прошел в Никее в 325 году. Был созван против ереси Ария, считавшего Христа высшим творением Божиим.

Важнейшие решения собора:

  • осуждено арианство;
  • утвержден догмат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении;
  • составлен Никейский Символ веры;
  • установлено время празднования Пасхи.

Второй Вселенский собор

Прошел в Константинополе в 381 году. Был созван против ереси Македония, считавшего Святого Духа творением Божиим.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь Македония;
  • утвержден догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном;
  • Символ веры был дополнен 5 пунктами. С этого момента он оставался неизменным.

Третий Вселенский собор

Прошел в Эфесе в 431 году. Был созван против ереси Нестория, учившего, что Христос изначально был человеком, и только потом в Него вселился Бог.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь несториан;
  • утвержден догмат о соединении во Христе Божественной и человеческой природы.

Четвертый Вселенский собор

Прошел в Халкидоне в 451 году. Был созван против ереси монофизитов, отвергавших человеческую природу во Христе.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь монофизитов;
  • утвержден догмат о том, что при воплощении Божество и человечество соединились во Христе как едином Лице неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

Пятый Вселенский собор

Прошел в Константинополе в 553 году. Был созван из-за споров несториан и монофизитов.

Важнейшие решения собора:

  • подтверждены решения III и IV Вселенских Соборов.

Шестой Вселенский собор

Прошел в Константинополе в 680 году. Был созван против учения монофелитов об одной — Божественной — воле во Христе.

Важнейшие решения собора:

  • утверждено учение о двух волях во Христе по двум природам — Божественной и покорной ей — человеческой.

Седьмой Вселенский собор

Прошел в Никее в 787 году. Был созван против иконоборческой ереси.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь иконоборчества;
  • утвержден догмат об иконопочитании.

Вы можете посмотреть этот текст в виде инфографики и распечатать его в формате А4.

Читайте также:

Сергей Худиев. Собор, Ересь, Символ Веры — что это такое?

На заставке: Первый Вселенский собор. Император Константин, Александр патр. Александрийский, Сильвестр папа Римский, Митрофан патр. Константинопольский, Евстафий патр. Антиохийский; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в. Источник: http://www.ruicon.ru

Почему Православная Церковь не соблюдает Правила Вселенских Соборов сейчас?
Прежде всего, 50-е и 51-е Правила VI Вселенского Собора — как быть с ними?

Что Вы имеете ввиду, говоря что эти правила не соблюдает Церковь? Учитывая, что обращены они к действиям отдельных её членов.

В самом прямом смысле. Например, 50-е Правило VI собора, по толкованию, «запрещает всякое играние», а мы и сами играем, и детям разрешаем играть. 51-е правило начинается: «Сей Собор совершенно запрещает быти смехотворцам», а мы и сами смехотворим (особенно священники), и детям разрешает смеяться. Правила Семи Вселенских Соборов обращены не к частным лицам, а ко ВСЕМ христианам, о чем говорится в 1-м и 2-м Правиле того же VI собора, с анафемой несогласным. Так почему же мы не исполняем этих Правил? ЖДУ ОТВЕТА РЕДАКЦИИ.

50-е правило VI Собора повторяет предписания 42-го и 43-го Апостольских правил, воспрещающих мирянам и священнослужителям предаваться азартным играм, а не играм вообще. А в 51-м правиле «смехотворцами» называются те, кого сейчас мы называем комиками, т.е. те, кто своей профессией имеет смешить людей. То есть тут речь идет не о запрете веселиться, а говорится о недопустимости посещения цирка и театра, но тут опять же надо понимать, что цирк и театр в VII веке и сейчас различаются принципиально.

Правила обращены ко всем, но ответственность за их соблюдение лежит на каждом индивидуально. Это относится к любым видам правил, не только к церковным. Так что спрашивать почему кто-то не соблюдает правила логично у того, кто их не соблюдает, а не у абстрактных людей в интернете.

  • В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 42-43

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ВСЕЛЕ́НСКИЕ СОБО́РЫ, ор­ган выс­шей вла­сти в хри­сти­ан­ской церк­ви; дог­ма­ти­че­ские и иные оп­ре­де­ле­ния и ре­ше­ния В. с. име­ют ста­тус не­по­гре­ши­мых. Пра­во­слав­ная цер­ковь, а так­же ка­то­лич. цер­ковь при­зна­ют Все­лен­ски­ми 7 со­бо­ров: I – Ни­кей­ский (325), II – Кон­стан­ти­но­поль­ский (381), III – Эфес­ский (431), IV – Хал­ки­дон­ский (451), V – Кон­стан­ти­но­поль­ский (553), VI – Кон­стан­ти­но­поль­ский (680–681), VII – Ни­кей­ский (787). Осн. це­лью со­зы­ва В. с. бы­ло пре­ж­де все­го раз­ре­ше­ние спор­ных дог­ма­тич. во­про­сов, что на­хо­ди­лось, как пра­ви­ло, вне ком­пе­тен­ции отд. по­ме­ст­ных со­бо­ров. В си­лу ис­то­рич. об­стоя­тельств все В. с., при­зна­вае­мые пра­во­слав­ной цер­ко­вью, бы­ли со­зва­ны рим. или ви­зант. им­пе­ра­то­ра­ми. Под­пи­си им­пе­ра­то­ров, скре­п­ляв­шие оп­ре­де­ле­ния В. с., со­об­ща­ли оро­сам (греч. мн. ч. ὅ ροι ), оп­ре­де­ле­ни­ям и ка­но­нам В. с. си­лу имп. за­ко­нов. По­сле­дую­щие со­бо­ры (вплоть до Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра), при­зна­вае­мые ка­то­лич. цер­ко­вью все­лен­ски­ми, пра­во­слав­ной цер­ко­вью та­ко­вы­ми не при­зна­ют­ся.

    С давних пор важные церковные вопросы принято решать на специальных собраниях, которые называются «Вселенскими соборами». Всего в истории было семь Вселенских соборов. На них должны присутствовать главы всех поместных церквей. Здесь принимаются различные догматы, законы, каноны.

    1. Первый собор
    2. Второй собор
    3. Третий собор
    4. Четвертый собор
    5. Пятый собор
    6. Шестой собор
    7. Седьмой собор

    Первый собор

    Состоялся в 325 году в городе Никея по поводу возникшей ереси Ария. В результате:

    • ересь была отвергнута, Иисус признан единосущным Отцу;
    • создан Символ веры;
    • оговорено время празднования Светлого Христова воскресения.

    Второй собор

    Проходил в 381 году в столице Византии- Константинополе по поводу ереси Македония, отрицавшего, что Святой Дух – часть Святой Троицы. Результат:

    • ересь отвергнута, Святой Дух признан единосущным Отцу и Сыну;
    • дополнен Символ веры пятью пунктами, с тех пор он не изменялся.

    Третий собор

    Созывался в 431 году в городе Эфес по поводу ереси Нестория, утверждавшего, что Христос изначально был человеком. Результаты собора:

    • ересь была осуждена;
    • Христос признан имеющим человеческую и Божественную природу.

    Четвертый собор

    Проходил в 451 году в Халкидоне по поводу ереси монофизитов, считающих, что человеческой природы нет во Христе. Результаты:

    • ересь была отвергнута;
    • создан догмат о соединении во Христе Божественной и человеческой природы.

    Пятый собор

    Проходил в 553 году в Константинополе по причине столкновения монофизитов с несторианами. Результатом было подтверждение решений Третьего и Четвертого Вселенских соборов.

    Шестой собор

    Состоялся тоже в Константинополе в 680 году по поводу учения монофелитов. Результатом было признано учение о двух волях по двум природам во Христе – Божественной и человеческой.

    Седьмой собор

    Проходил в 787 году в городе Никея по поводу иконоборчества. Решения:

    • ересь отвергнута;
    • создан догмат о почитании святых икон.

    С тех пор Вселенские Соборы больше не проходили, хотя некоторые утверждают, что проходил тайно восьмой собор. Но это не является правдой.

    Вселенские соборы православной церкви

    С эпохи апостольского проповедничества Церковь все важные дела и проблемы решает на заседаниях общинных глав – соборах.

    Чтобы решить задачи, касающиеся христианского устроения, правители Византии учреждали Вселенские соборы, куда созывали всех епископов из храмов.

    На Вселенских соборах формулировались неоспоримые истинные положения христианской жизни, правила церковной жизни, управления, всеми любимые каноны.

    Вселенские соборы в истории христианства

    Догматы и каноны, установленные на созывах, обязательны для всех церквей. Православная Церковь признает 7 Вселенских соборов.

    Традиция проводить заседания для решения важнейших вопросов берет начало с первого века нашей эры.

    Вселенские соборы православной церкви

    Самый первый созыв провели в 49 году, по некоторым источникам в 51 в священном городе Иерусалиме. Назвали его Апостольский. На созыве выдвинули вопрос о соблюдении православными из язычников постулатов закона Моисея.

    Верные ученики Христовы принимали совместные распоряжения. Тогда на место отпавшего Иуды Искариота избрали апостола Матфия.

    Созывы были Поместными с присутствием служителей Церкви, священников, мирских людей. Также существовали Вселенские. Их созывали по делам первой важности, несущих первостепенное значение для всего православного мира. На них являлись все отцы, наставники, проповедники всей земли.

    Вселенские заседания – это наивысшее руководство Церкви, совершавшееся под предводительством Святого Духа.

    Первый Вселенский собор

    Проводился в начале лета 325 года в городе Никея, откуда и пошло наименование – Никейский. В те времена правил Константин Великий.

    Вселенские соборы православной церкви

    Главным вопросом на созыве стало еретическая пропаганда Ария. Александрийский пресвитер отрицал Господа и свершившееся рождество второй сущности Сына Иисуса Христа от Бога Отца. Пропагандировал, что лишь Искупитель является высшим Творением.

    Созыв отрицал лживую пропаганду, постановил положение о Божестве: Искупитель – Настоящий Бог, рожденный от Господа Отца, Он так же вечен как Отец. Он рожден, а не создан. И с Господом един.

    На созыве утвердили начальные 7 предложений Символа веры. Собранием установлено празднование Пасхи в первое воскресное служение с приходом полнолуния, приходившего на весеннее равноденствие.

    Опираясь на 20 постулат Вселенских деяний, запретили земные поклоны по воскресным службам, поскольку этот день – образ человеческого нахождения в Божием Царствии.

    Ⅱ Вселенский собор

    Следующий созыв проводился в 381 году в Царьграде.

    Вселенские соборы православной церкви

    Обсуждали еретическую пропаганду Македония, служившего в Ариане. Он не признавал Божественную природу Святого Духа, считал, что Он – не является Богом, а создан Им и служит Господу Отцу и Господу Сыну.

    Пагубное положение свернули и установили деяние, гласящее, что Дух, Отец и Сын в Божественном лице равны.

    В Символ веры вписали последние 5 предложений. Тогда его и закончили.

    III Вселенский Собор

    Ефес явился территорией следующего собрания в 431 году.

    Вселенские соборы православной церкви

    Направлялось на обсуждение еретической пропаганды Нестория. Архиепископ уверял, что Матерь Божия родила обычного человека. С ним соединился Бог и пребывал в Нем, словно в стенах храма.

    Архиепископ именовал Спасителя богоносец, а Матерь Божию – Христородица. Положение было свергнуто и постановили признание двух естеств во Христе – человеческого и Божеского. Наказали исповедать Спасителя настоящим Господом и Человеком, а Матерь Божию – Богородицей.

    Поставили под запрет внесение любых поправок в написанные положения Символа веры.

    IV Вселенский Собор

    Пунктом стал Халкидон в 451 году.

    Вселенские соборы православной церкви

    Собрание поставило вопрос о еретических пропагандах Евтихия. Он отрицал человеческую сущность в Искупителе. Архимандрит утверждал, что в Иисусе Христе присутствует одна Божественная ипостась.

    Ересь стали называть монофизитство. Созыв свергнул ее и установил деяние — Спаситель является настоящим Господом и истинным человеком, схожим с нами, за исключением грешной природы.

    При вочеловечении Искупитель Бог и человек пребывали в Нем в Одной сущности и стали неразрушимыми, непрекращающимися и нераздельными.

    V Вселенский Собор

    Проводился в Царьграде в 553 году.

    Вселенские соборы православной церкви

    На повестку стало обсуждение творений трех священнослужителей, отошедших к Господу в пятом веке. Феодор Мопсуетский являлся наставником Нестория. Феодорит Кирский выступал рьяным противником учения святого Кирилла.

    Третий, Ива Едесский, написал творение к Марию Персу, где он неуважительно отзывался о решении третьего заседания против Нестория. Написанные послания были свергнуты. Феодорит и Ива раскаялись, отказались от своего лживого учения, почили в мире с Богом. Феодор не принес покаяния, и его осудили.

    VI Вселенский Собор

    Собрание проводили в 680 году в неизменном Царьграде.

    Вселенские соборы православной церкви

    Направлено на осуждение пропаганды монофелитов. Еретики знали, что в Искупителе 2 начала – человеческое и Божественное. Но положение их основывалось на том, что у Господа лишь Божеская воля. Боролся с еретиками известный монах Максим Исповедник.

    Созыв свергнул еретические учения и наставил почитать в Господе обе сущности – Божескую и человеческую. Воля человека в Господе нашем не противится, а покоряется Божеству.

    Через 11 лет стали возобновлять собрания на Соборе. Их назвали Пято-шестые. Они внесли дополнения в деяния Пятого и Шестого созывов. На них разрешались проблемы церковной дисциплины, благодаря им положено управлять Церковью – 85 положений святых апостолов, деяния 13 отцов, правила шести Вселенских и 7 Поместных Соборов.

    Эти положения дополнили на Седьмом Соборе и внесли Номоканон.

    VII Вселенский Собор

    Проводился в Никеи в 787 году для отвержения еретического положения об иконоборчестве.

    Вселенские соборы православной церкви

    60 лет назад возникло императорское лживое учение. Лев Исавр хотел помочь магометанам перейти в христианскую веру быстрее, поэтому приказал отменить иконопочитание. Лжеучение прожило еще 2 поколения.

    Созыв отрицал ересь и признал почитание икон с изображением Распятия Господа. Но гонения продолжались еще на протяжении 25 лет. В 842 году провелся Поместный Собор, где бесповоротно установилось иконопочитание.

    На заседании утвердили день празднования Торжества Православия. Сейчас он отмечается в первое воскресенье Великого поста.

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Tell your friends about Wikiwand!

    Gmail Facebook Twitter Link

    • Home
    • About Us
    • Press
    • Site Map
    • Terms Of Service
    • Privacy Policy
    • Введение
    • Признаки Вселенских соборов
    • Вселенские соборы и поместные церкви
    • Список соборов
      1. Вселенские соборы, признаваемые Православной, Католической, Протестантскими и Древневосточными церквами
      2. Вселенские соборы, признаваемые Православной, Католической и Протестантскими церквами
      3. Вселенские соборы, признаваемые Православной и Католической церквами
      4. Соборы, называемые Вселенскими некоторыми богословами и иерархами Православной церкви
      5. Соборы, признаваемые только Католической церковью
      6. Разбойничьи соборы
    • Подготовка Всеправославного собора Православной церкви
    • Другое значение
    • См. также
    • Примечания
    • Литература

    Suggest as cover photo

    Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

    Thank you for helping!

    Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

    Уж не раз приходилось говорить о том, что Первый Вселенский Собор был созван по поводу ереси Ария, ибо Арий учил, что Сын Божий не рожден от Бога Отца, как равный Ему по природе, как человек родится от человека, будучи той же природы. Нет — он утверждал, что Сын Божий есть только творение Божие, высшее и совершеннейшее из всех, но только творение. А между Творцом и тварью бездна лежит. Осудил его Собор, осудил его лжеучение.

    Второй Вселенский Собор собрался по поводу ереси Македония, который пошел дальше Ария, сделал следующий шаг и уже обрушился на Божество Господа Бога Духа Святаго, утверждая также, что Дух Святый не равен Богу Отцу, а что Он только могучая служебная сила, которою Бог действует.

    Дальше — Третий Вселенский Собор. Собрался-то он, главным образом, из-за ереси Нестория. Причем, характерно, что Несторий-то был высок по церковному положению, был Патриарх Константинопольский, но учил он неверно, и учил он неверно о Божией Матери, ибо он утверждал, что Сын Божий, Господь Иисус Христос, не родился от Нея так, чтобы воспринять от Нея всю человеческую природу, а только утверждал, что Иисус Христос не имел Божественной природы полной, был не Богочеловеком, а просто Богоносцем — в Нем Бог обитал, как в храме. Еретик Несторий пробовал учить народ, что нужно Божию Матерь называть не Богородицею, как Родившую Бога, а «человекородицею», как родившую человека. Но взрыв негодования народного был таков, что он поспешил от этого отказаться и предложил называть Ее «христародицею», то есть, Родившею Христа. Тогда Третий Вселенский Собор собрался. Святитель Кирилл, Патриарх Александрийский, был когда-то другом Несторию (занимали они равные кафедры: Несторий — патриарх Константинополя, Кирилл — патриарх Александрии), он по-дружески много писал писем, вразумляя его, но письма эти становились все строже и строже, по мере того, как Несторий упорствовал, и, в конце концов, собрался Вселенский Собор, который еретика осудил.

    Четвертый Вселенский Собор — самый большой по числу святых Отцов, которые собрались на нем, ибо было 600 епископов на этом соборе. Собор собрался, главным образом, по поводу противоположной ереси Евтихия. Евтихий, опровергая ересь Нестория, впал в противоположную крайность и поэтому утверждал, что в Господе Иисусе Христе было только одно Божественное естество, так как человеческое естество как бы растаяло, исчезло в Божественном, подобно тому, как капля исчезает в воздухе. И это осудил Собор святых Отцов.

    И последующие Соборы собирались также по важным церковным вопросам, а также и по поводу ересей, потому что ересь Евтихия называлась ересью «монофизитской», это значить «одноприродной». Он утверждал, что в Христе Спасителе только одна природа. После того, как ересь эта была осуждена, появилась ересь «монофелитов» — это тех, которые старались как-то перекинуть мост от ереси их к православию. И у монофелитов отмечалось, что у Спасителя было две природы, но воля была одна. Однако же, и эта ересь была осуждена.

    Характерно, что в то время, когда ересь монофелитов смущала православных, когда за защиту православия попал в тюрьму святой Максим Исповедник — и был момент, когда даже патриаршая кафедра согласилась на том, что на монофелитской ереси можно сойтись, согласиться можно с ней, и они решили в знак единения со вершить вместе Божественную литургию. Пришли к Максиму-исповеднику и ему говорят: «Вот уже все патриархи с нами согласились, сговорились и будет общая божественная служба. Ты ли один будешь противник?» И вот тут-то и прозвучал великолепный ответ Максима Исповедника, который Ангелы понесли прямо к Престолу Господню. Максим ответил: «Аще и вся вселенная причастится с ними, аз един никогда не причащусь», то есть, если и вся вселенная с еретиками придет к единомыслию, то я один никогда не приду.

    Шесть Вселенских Соборов разобрали много церковных вопросов. Конечно, был и Седьмой Вселенский Собор, состоявшийся по времени несколько дальше от этих и занявшийся, по преимуществу, ересью иконоборчества. Так или иначе, Вселенские Соборы это — голоса Церкви, поэтому все постановления Вселенских Соборов для всех православных христиан безусловно обязательны. Тот, кто не исполняет постановлений Вселенских Соборов и не считает для себя обязательным их авторитет, того и православным христианином нельзя назвать.

    А вот вам и правило одно, правило Шестого Вселенского Собора. В Библии есть место, где говорится: никакой мужчина не должен надевать женскую одежду, и никакая женщина не должна носить мужскую одежду, ибо делающий это, — мерзость пред Богом!* Так и сказано. Шестой Вселенский Собор определил: «определяем, чтобы никакой мужчина не носил женской одежды, и никакая женщина мужской одежды не носила». Это правило Вселенского Собора обязательное для всех, для чад Православной Церкви, а что сейчас у нас делается? — вы сами знаете.

    Нужно, повторяю, помнить, что Вселенские Соборы это — голос Святаго Духа, Который говорил тут, ибо Первый Собор, который был созван когда-то, еще апостольский Собор, когда Апостолы участвовали, он начал свое определение так: «Изволися Святому Духу и нам»**, то есть, угодно Святому Духу и нам, так как критериями Святого Духа отмечены все постановления Вселенских Соборов и каждый православный христианин должен их и знать и исполнять.

    В. с.: 1-й Никейский, 325 (Гл. вопросы: арианство, символ веры); 1-й Константинопольский, 381 (Аполлинаризм, божественность св. духа): Эфесский, 431 (Несторианство); Халкидонский, 451 (Монофизиты); 2-й Константинопольский, 553 (Осуждение несторианских соч.); 3-й Константинопольский, 680 (Монофелиты); 2-й Никейский, 787 (Иконоборчество); 4-й Константинопольский, 869-870 (Ересь Фотия); 1-й Латеранский, 1123 (Вопрос об инвеституре); 2-й Латеранский, 1139 (Осуждение Арнольда Брешианского); 3-й Латеранский, 1179 (Порядок избрания папы римского); 4-й Латеранский, 1215 (Вальденсы и альбигойцы); 1-й Лионский, 1245 (Отлучение Фридриха II Гогенштауфена); 2-й Лионский, 1274 (Уния с православной церковью); Вьеннский, 1311-1312 (Тамплиеры); Констанцский, 1414-1418 (Великий раскол, казнь Я. Гуса, осуждение Уиклифа); Базельский, 1431-1443 (Флорентийская уния 1439); 5-й Латеранский, 1512-1517 (Церк. реформа); Тридентский, 1545-1563 (Борьба с протестантизмом, контрреформация); Ватиканский, 1869-1870 (Догмат о папской непогрешимости); 21-й В. с, или 2-й Ватиканский, — начал работу в окт. 1962 (первая его сессия закончилась 8 дек. 1962).

    Изд. постановлений В. с: Acta conciliorum oecumenicorum, ed. E. Schwartz, Stras.-В., 1914, neue Aufl., t. 1-3, В.-Lpz., 1933-36; Collectio maxima conciliorum generalium et provincialium, ed. J. Hardouin, t. 1-12, P., 1715-40; Acta et decreta sacrorum conciliorum recentiorum, Collectio Lacensis, publ. a M. Laach., t. 1-7, Freiburg, 1870-90; Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, ed. J. D. Mansi, t. 1-31, Pirenze — Venezia, 1759-98. нов. изд., t. 1-60, P., 1899-1927.

    Лит. см. при ст. Христианство, Католицизм, Папство.

    Территория вежливости

    В свете последних эпохальных событий, восстановивших историческую справедливость и вызвавших небывалый подъем и консолидацию общества, церковному сообществу следует помнить о том, что истинный враг придет тогда, когда его никто не ждет. Данная статья призывает трезвиться и видеть духовный смысл в происходящих вокруг нас событиях и быть готовыми достойно встретить то, о чем свидетельствует святой Иоанн Богослов.

    Оригинал взят у karpets в Моя колонка в «Завтра»

    «Битва за историю»

    «ДА НЕ СМУЩАЕМСЯ»

    Святые прошлого века, прежде всего русские святые, предупреждали, что началом последних дней видимого земного мира будут два события – Третья ( и последняя) мировая война и «Восьмой Вселенский собор». Война, похоже, уже началась. И вот только что объявлено: “Святой и Великий Собор Православной Церкви (Восьмой Вселенский Собор) будет созван Вселенским Патриархом в Константинополе в 2016 г., если не воспрепятствуют тому непредвиденные обстоятельства » ( http://www.sedmitza.ru/text/4551047.html ). Председательствовать на нем будет Вселенский ( Константинопольский) Патриарх Такое решение приняли собравшиеся на встречу (синаксис) на; прошлой седмице в Стамбуле предстоятели; поместных Православных Церквей ( включая Русскую).

    В истории Церкви ни один Патриарх, включая Константинопольского никогда не созывал Вселенских Соборов ( Православная Церковь признает их семь) и не председательствовал на них. Согласно традиции, Вселенские соборы от первого Никейского, 325 г. до последнего, седьмого (Никейского, 787 г) созывались Православными Императорами. Император, задавал епископам вопросы, имел право совещательного голоса и утверждал решения свой подписью, без которой они были недействительны. При этом Собор признавался Вселенским, а его решения включались в Номоканон (Кормчую) не сразу, а порой через десятки лет, когда они были приняты всем православным народом. При этом решения Собора могут касаться только вновь возникающих вопросов и ни каким образом не менять ничего предшествующего.

    Еще одно важнейшее обстоятельство: Вселенские Соборы созывались исключительно в связи с появлением спорных догматических вопросов, о которых Император от лица мирян Церкви запрашивал епископоского суждения.

    В настоящее время нет ни догматических расхождений, ни, что самое главное, инстанции, уполномоченной созвать Собор и председательствовать не нем. Однако подготовка его идет с 1961 года. В ходе ее всегда назывались одни и те же пункты повестки дня. Сегодня они озвучены в приглашениях:
    1.Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.
    2. Процедура признания статуса церковной автокефалии
    3.Процедура признания статуса церковной автономии
    4.Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.
    5. Установление общего календаря праздников.
    6. Правила и препятствия для совершения таинства брака.
    7.Вопрос поста в современном мире.
    8.Связь с другими христианскими конфессиями.
    9. Экуменическое движение.
    10.Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы. Первые четыре вопроса действительно важны, но для их решения не нужен формат Вселенского Собора. Гвоздь программы — последние семь.

    Первый (пятый) из этих последних на данный момент носит прямо подрывной для Православия характер. Юлианский календарь называют «хронологической иконой Церкви». Западный же григорианский дает возможность предшествования христианской Пасхи июдейской и даже совпадение с нею. Календарная реформа породит раскол, больщий, чем в VII веке. Положения о браке и постах навеки закреплены в Номоканоне. Послабления здесь допустимы в порядке личной икономии ( в вопросах брака только для мирян), по человеческой немощи, но не в принципе. Экуменизм — всецерковное нечестие, которое в свое время могло быть оправдано лишь давлением советской власти, и то только в России. Сегодня коммунизм сменился мировой закулисой, которая под понятие «кесаря» не подпадает, Если же под этой формулировкой скрывается та или иная форма унии с Римо-католиками, то Православие просто прекратит свое существование ( да не будет). Ну, а идеалы «мира, братства и свободы» никакого отношения к Христианству вообще не имеют, это лозунги антихристианско французской революции ХVIII века. Сегодня они лежат в основе постхристианского мира (им же и попираемые), о чем в последнее время, в частности, много говорит и Святейший Патриарх Кирилл.

    На самом деле все очевидно. Преподобный Кукша Одесский(+ 1964) говорил: Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «Святой». Но это будет тот самый «восьмой собор», который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Молю вас, стойте в православной вере до конца ваших дней и спасетесь»А вот завещание Святейшего Патриарха Пимена (1910-1990): Первое: Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль. Юлианский календарь, по которому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь. Второе: Россия как зеницу ока призвана хранить Святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками. Третье: Свято хранить церковнославянский язык, святой язык молитвенного обращения к Богу. Четвертое: Церковь зиждется на семи столпах — семи Вселенских Соборах. Грядущий Восьмой Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять.

    IX Вселенских Соборов Православной Церкви 1

    Ο ἱ 9 Οἱκουμενικές Σύνοδοι τῆς Ὀρθοδόξης Ἐκκλησίας

    У христиан имеется несколько различных видов Соборов. Есть Апостольские, Вселенские, Поместные и Межправославные. Все они обладают тем же авторитетом, поскольку Церковь признает их как законные. В этой статье мы ознакомим со Вселенскими Соборами Церкви.

    Церковь Христова высказывается соборно. С самого начала и до сего дня. Однако с того момента, когда Римская империя заключила в свои объятия Церковь, и её соборные определения стали законами государства, они приобрели понимание как «Вселенские Соборы».

    Вселенским Собором является такой, который:

    Был созван императором Римской империи в пределах ойкумены (pax Romana, те. римского мира), но реально имели всехристианский характер.

    Его решения были всецело приняты Православной Церковью во всем мире, она носят вневременной характер.

    Его решения сформулированы богодухновенными мужами.

    Его решения подписаны патриархами римской империи.

    Они занимались важными богословскими вопросами.

    Далее мы в сжатом виде ознакомим со Вселенскими Соборами Церкви Христовой, оставляя аналитические описания соборов для других специальных статей.

    I Вселенский собор: в 325г. состоялся в Никее Вифинской. Он был созван императором Константином Великим. В нем приняло участие 318 епископов. Он занимался богохульным учением пресвитера Ария, что якобы Сын и Бог Слово является творением и не единосущен (ὁμοούσιος) Отцу. Собор установил правило для празднования пасхи. Тогда было начато написание Символа веры.

    II Вселенский собор: 381г. в Константинополе. Он был созван императором Феодосием Великим. В нём приняло участие 150 епсикопов прαвославных и 36 македониан-духоборов. На нём председательствовал свт. Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Вновь был осуждён Арий и ересь Македония, которая учила о том, что Святой Дух является Божьим творением, по этому они и названы «пневмотомахами-духоборами».

    III Вселенский собор: 431г. в Эфесе. Он был созван императором Феодосием II. Этот собор рассматривал вероучение Нестория в храме Богородицы в составе 200 епископов. Собор осудил Нестория, епископа Константинопольского, и принял догмат, что Пречистая Дева может именоваться Богоматерью (Θεοτόκος).

    IV вселенский собор: 451г. в Халкидоне Малоазийском. Заседали 630 епископов. Был созван императором Маркианом и императрицей Пульхерией. На соборе было осуждено монофизитство.

    V Вселенкий собор: проходил с 25 мая по 21 июня 553г. при 165 отцах. Он был созван императором Юстинианом и императрицей Феодорой. Собор осудил Оригена, несторианство, монофизитство, северианство и другие ереси.

    VI Вселенский собор: в 680г. в Константинополе. Он был созван императором Константином Пагонатом. На соборе присутствовало от 150 до 289 епископов. Он осудил ересь монофелитства. Этот собор утвердил, что Христос обладает и Божеской и человеческой волей, которая подчиняется Божественной.

    VII Вселенский собор: 787г. в Никее Вифинской в храме святой Софии. Об был созван императором Константином и его матерью императрицей Ириной Афинской. На нём приняло участие 367 отцов. Он утвердил почитание икон, анафематствуя иконоборчество и осуждая идею изобразимости видимой Троицы. На соборе было изложено богословие об изображении Христа и святых как о том, что мы можем видеть.

    VIII Вселенский собор: 879-880 гг. в Константинополе. Он был созван императором Василием Македонянином. На нём председательствовали тогда православный Римский папа Иоанн VIII (872-882) и патриарх Константинопольский, Нового Рима, свт. Фотий Великий (858-867, 877-886). Собор утвердил решения VII Вселенского собора, осудил Filioque, которое тогда ещё только начинало вводиться. Осудил еретические соборы Карломангов во Франкфурте (794) и Аахене (809) .

    IX вселенский собор: 1341г. Он догматствовал о нетварной сущности и нетварной энергии Бога, и в тоже время об исихазме, осуждая еретика Варлаама Калабрийца. То есть этот Собор занимался богословскими вопросами, был созван императором, (Соборный Томос 1341г.) на котором принял участие богоносный свт. Григорий Палама, и его решения были приняты всей Церковью. Таким образом этот собор имеет достоинство Вселенского собора.

    Э ти вышеназванные девять Вселенских Соборов, были изданы как римские законы и подписаны императором, поскольку прежде их деяния были подписаны пятью римскими Патриархами, их митрополитами и епископами. Император созвал эти Вселенские Соборы при соучастии пяти патриархов Римской империи: а) Старейшего Рима б) Константинопольского и Нового Рима, в) Александрийского, г) Антиохийского, к которым был в 451г. причтен д) Иерусалимский. Достоин внимания IX Вселенский собор 1341г, деяния которого были подписаны только четырьмя римскими-ромейскими патриархами и утверждены римским императором. Сегодня среди пяти патриархов отсутствует патриархия Старейшего Рима, которая была захвачена насильно франками , лонгобардами и германцами при поддержке норманнов. Он испытал сильное нападение, которое началось в 983г и завершилось в 1009-1046гг. После 1045г. Римские папы, кроме Бенедикта X (1058-9), более никогда не были римлянами, но членами франко-латинской аристократии, которая поработила римское население страны.

    После падения Римской империи в 1453г. четыре римских Патриархии: Константинопольской и Нового Рима, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской и далее созывали соборы с помощью которых продолжали традицию Вселенских Соборов. Единственная причина, по которой они не именовались «Вселенскими», является довольно простой, потому что это имя означает «Императорский» (Αὐτοκρατορικές), то есть решения этих Соборов становились частью Римского права. С другой стороны, решения римских Соборов после 1453г. составляют часть церковного права, но не являются более частью императорского права. Не существует более Римской империи, и нет более римских императоров, чтобы издавать римские законы. То есть эти девять Вселенских соборов составляли одновременно и церковное законодательство и римское. Соборы, которые собирались после 1453г. являются частью церковного права и не с меньшим авторитетом нежели Вселенские соборы, несмотря на фантазии современных православных, которые оказались под влиянием русского Православия Петра Великого.

    Итак, сегодня есть ещё православные, которые сами для себя открывают Церковь девяти Вселенских Соборов. Многие не читающие православные христиане не знают ни VIII, ни IX Вселенских соборов. VIII Вселенский собор 879г. осудил тех, кто «добавляет» или «убавляет» что-либо из Символа веры 381г., а также и тех, которые не приемлют учение о святых иконах VII Вселенского собора. Франки, которые им осуждаются, до сих пор не обращаются, не осознавая того, что им дана возможность для пересмотра их взглядов.

    IX Вселенский собор 1341г. осудил платоновский мистицизм Варлаама Калабрийского., который пришёл с Запада в качестве прозелита в Православии. В действительности же отрицание платоновского типа мистицизма было традиционным деянием Святых Отцов.

    31 мая Православная Церковь вспоминает святых отцов 7 Вселенских соборов. Все важнейшие постановления церковной жизни, которыми мы руководствуемся и по сей день, были приняты в разное время в результате общего напряжения духовных сил всей полноты Корабля Спасения.

    Вселенские соборы всегда собирались ересей, то есть искажения нашего вероучения. Традицию таких «встреч» положили апостолы, в 51 году собравшиеся в Иерусалиме. Евангелие, священные книги Ветхого Завета были в распоряжении христиан, Священное Предание было живее живого в устах учеников Христа, ставших свидетелями Его земной жизни и проповеди. Тогда камнем преткновения стал вопрос о необходимости исполнения обратившимся в христианство язычникам исполнять закон Моисеев.

    Христианство быстро распространялось по Римской империи и вскоре подверглось многовековым гонениям с некоторыми «перерывами».

    Однако, по известному выражению, Церковь жива, когда гонима.

    Исповедуй Христа распятого – и держи это убеждение до последнего. Черное явственно отделялось от белого и не вызывало сомнений у христиан. Но с момента, когда наша вера стала в Римской империи государственной, ситуация изменилась.

    Новые вызовы и трактовки христианства заставляли отцов Церкви сообща думать, как избежать искажения учения.

    I и II Соборы утвердили Символ веры, который поется в храмах за каждым богослужением. Их эпоху можно назвать образовательной. На соборах присутствовали такие знаменитые святые Церкви как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Николай Мирликийский и многие другие. Собрания полноты Церкви устанавливали каноны, «рамки» веры, которые позволяли ориентироваться в нашем учении, формировали богословскую мысль.

    Вселенские соборы православной церкви

    Икона 7 Вселенских соборов

    То были не ограничения, но, своего рода, указатели, буйки, заплывать за которые было опасно для спасения своей души.

    • III Вселенский Собор осудил Нестория, считавшего, что у Бога не могло быть матери и закрепил в нашем сознании имя Пречистой Матери – Богородица.
    • На IV Соборе святые отцы закрепили в нашем учении факт двух естеств – Божественного и человеческого в Иисусе Христе, а не единственного, как считали монофизиты.
    • В Константинополе в 553 году вновь был осужден Несторий, а спустя более 100 лет там же Церковь выступила против монофелитов, считавших, что у Христа была лишь одна Богочеловеческая воля, а не две.
    • На VII Вселенском соборе святые отцы защищали иконы, созерцательные творения православного богословия, подвергшиеся гонениям и уничтожению.

    Кроме того, Вселенские соборы метафорически указывают и нам, детям Церкви, на правила не только соблюдения христианских законов, но и принципов решения проблем в нашей семье, приходе, любом обществе верующих. Святые отцы Вселенских соборов решали проблемы своего времени соборно – то есть вместе, исключая единоличие, но соблюдая евангельский принцип «где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них» (Мф. 19:20).

    Общая молитва, тщательное и трепетное изучение Евангелия, заложенных апостолами основ веры, поиск Истины, а не удовлетворения своих внутренних честолюбивых устремлений – вот какой путь указали для нас отцы Вселенских соборов.

    Современный мир часто сбивает нас с толку напором информационного потока, увлекает в свои сети, заставляет сомневаться в вере и даже идти на риск внутреннего самотолкования тех или иных аспектов веры. Пусть святые отцы будут для нас хорошим примером, как люди, уже в свое время обладавшие высоким авторитетом, интеллектуальные и способные даже к дару чудотворения, не превозносились над людьми, но принимали серьезные суждения в совете со своими братьями, бережно храня чистоту Православной веры. Для нас с вами. Чтобы на пути к Богу наш путь подсвечивался маяками Вселенских соборов.

    Ви́ки (англ. wiki ) — веб-сайт, содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки. В частности, на базе этих принципов построена Википедия и другие проекты Фонда Викимедиа [1] .

    Впервые термин «вики» для описания веб-сайта был использован в 1995 году Уордом Каннингемом, разработчиком первой вики-системы WikiWikiWeb, «Портлендского хранилища образцов» программного кода [2] , созданной 25 марта 1995 года, который заимствовал слово гавайского языка, означающее «быстрый» [3] [4] . Каннингем объяснил выбор названия движка тем, что он вспомнил работника международного аэропорта Гонолулу, посоветовавшего ему воспользоваться вики-вики шаттлом — небольшим автобусом, курсировавшим между терминалами аэропорта. Каннингем же планировал сделать движок, позволявший пользователям максимально быстро редактировать и создавать статьи. Каннингем первоначально описал вики как «простейшую онлайн-базу данных, которая может функционировать» [5] . Позже этому слову был придуман английский бэкроним «What I Know Is…» («то, что я знаю, это…») [6] .

    Вселенские соборы православной церкви

    Уорд Каннингем и его соавтор Бо Леуф в их книге The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web описали сущность концепции вики следующим образом:

    • Вики предлагает всем пользователям редактировать любую страницу или создавать новые страницы на вики-сайте, используя обычный веб-браузер без каких-либо его расширений.
    • Вики поддерживает связи между разными страницами за счёт почти интуитивно понятного создания ссылок на другие страницы и отображения того, существуют данные страницы или нет.
    • Вики не является тщательно изготовленным сайтом для случайных посетителей. Напротив, Вики стремится привлечь посетителей к непрерывному процессу создания и сотрудничества, который постоянно меняет вид сайта.

    Вики характеризуется такими признаками:

    • Возможность многократно править текст посредством самой вики-среды (сайта), без применения особых приспособлений на стороне редактора.
      • Особый язык разметки — так называемая вики-разметка, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки; форматировать и оформлять отдельные элементы [7] .
      • Учёт изменений (версий) страниц: возможность сравнения редакций и восстановления ранних.
    • Проявление изменений сразу после их внесения.
    • Разделение содержимого на именованные страницы.
      • Гипертекст: связь страниц и подразделов сайта через контекстные гиперссылки.
    • Множество авторов. Некоторые вики могут править все посетители сайта.

    Вселенские соборы православной церкви

    Для создания вики-среды необходимо особое ПО — движок вики. Это частный вид систем управления сайтом, довольно простой в своём устройстве и функциональности, поскольку почти все действия по структурированию и обработке содержимого делаются пользователями вручную.

    Работа Википедии и других сайтов Фонда Викимедиа основана на движке MediaWiki.

    Язык вики поддерживает гиперссылки для создания ссылок между вики-страницами и является более наглядным, чем HTML, и более безопасным, поскольку использование JavaScript и каскадных таблиц стилей ограничено.

    Многие вики позволяют изменять своё содержимое всем желающим, а не только зарегистрированным пользователям. Подобно тому, как стены зданий и заборы исписывают непристойными надписями и украшают рисунками граффити, в таких вики иногда портят содержимое или добавляют что-то неуместное. Но, в отличие от стен и заборов, в вики легко вернуть содержимое к ранней версии: исправлять легче, чем портить. Если же кто-либо настойчиво и намеренно стремится навредить пользователям вики-сайта, можно закрыть ему возможность вносить правки.

    Ссылка на основную публикацию