Возникновение раскола в русской православной церкви

Что привело к церковному расколу?

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

  1. Стремление патриарха к власти.
  2. Необходимость централизации государства.
  3. Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

  1. Введение крестного знамения тремя перстами.
  2. Введение поясных поклонов вместо земных.
  3. Иконы допускались только греческого образца.
  4. Запрещение шатровых церквей.
  5. Имя Иисуса стало писаться с двумя буквами «и».

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

Церковный собор

В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:

  1. Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
  2. Но реформы Никона все же были приняты.

Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Последствия

Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.

Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.

Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.

Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.

Возникновение раскола в русской православной церкви

В 1653 г. Великий Пост начался в последнюю декаду февраля. Стартовал он с большого сюрприза от главы Русской православной церкви – патриарха Никона. 22 февраля московские храмы получили его распоряжение об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так начался знаменитый и до сих пор не изжитый церковный раскол.

Не изжитый, хотя кое-какие шаги к сближению и предпринимаются, причём с обеих сторон. Но уж слишком серьёзен был накал страстей, слишком много было крови, клятвопреступлений и прямого предательства, чтобы разом всё отбросить и забыть. А начиналось всё, как нам кажется, с мелочей.

Возникновение раскола в русской православной церкви

Дьявол в мелочах

Как известно, изменения, вводимые патриархом Никоном, касались обрядовой стороны: «Не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились». Изменили также написание имени Христа – вместо Исус теперь полагалось писать Iисус. Это то, что на виду у всех и каждого. Остальное нынче заметит лишь тот, кто часто ходит в церковь. Например, то, что алтарь обходят не «посолонь» — вслед за движением Солнца, а «противосолонь» — наоборот. Или то, что возглас «аллилуйя» произносится во время службы трижды, а не дважды, как было раньше. Возникает логичный вопрос – а стоило ли вообще устраивать безобразную свару с тяжкими последствиями из-за этих вот мелочей?

Возникновение раскола в русской православной церкви

Люди середины XVII столетия решили, что стоило. Дело даже не в мелочах как таковых. А в политической и национальной подоплёке. Согласно замыслу Никона, русские богослужебные книги следовало исправлять по греческим образцам. Это воспринималось как прямое оскорбление, которое снести никак нельзя.

К тому моменту греческая православная церковь уже лет двести влачила существование не просто жалкое, а предельно униженное. После завоевания Византии турками и падения Константинополя она могла бы сгинуть вообще, если бы не постоянная русская финансовая подпитка. Кроме того, на Руси сроднились с идеей, что Москва – Третий Рим. Первый Рим пал за грехи. Второй Рим – Константинополь – поплатился опять-таки за грехи. Москва – Третий Рим – новая столица Православия. Именно из Москвы исходит свет истинной веры. Всё логично, патриотично и чётко.

А тут вдруг велят сделать «налево кругом» и менять русское богослужение по греческому образцу. Братцы, да ведь это прямая измена!

Возникновение раскола в русской православной церкви

Возникновение раскола в русской православной церкви

Никон и Аввакум

Интересно, что вождями двух церковных группировок, можно сказать, олицетворением церковного мейнстрима и церковного раскола стали люди очень похожие. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Причём похожи они были во всём. Вплоть до того, что родились, хоть и с разницей в 15 лет, но, практически, в одном и том же месте. Вот что писал Аввакум о своём старшем коллеге: «Мы с Никоном ис тех мест… Я от попа родился, а Никон – в деревне между Мурашкина и Лыскова, я его знаю, отец у него черемисин, а мать – русалка (русская). Минка да Манька родители его».

Такое внимание к происхождению и национальности Никона было оправданным. Многие раскольники считали его Антихристом. И честный Аввакум, хоть и был идейным противником патриарха, своих единоверцев поправлял: «Антихрист – от Галилеи, от колена Данова, от жены-жидовки». То есть Никон, будучи наполовину русским, наполовину черемисином (марийцем) на роль настоящего Антихриста, по мнению Аввакума, никак не тянет.

Кроме общей малой родины вожди церковных группировок имели и общие взгляды. Скажем, оба ненавидели пьянство и искореняли его в священнической среде. Никон – с опорой на административный ресурс: «Патриаршие стрельцы постоянно обходят город, и как только встретят священника или монаха нетрезвого, немедленно берут его в тюрьму и подвергают всякому поношению…». Аввакум – пламенной проповедью: «Мудрецы, дрожжами прокисшие, книги пишут трясущимися руками, ползая пьяны по земле, яко гады… Проспалися с похмелья, и самим себя соромно и стыдно: борода и ус в блевотине, а от гузна весь и до ног в говнех, с заздравных чаш голова кругом идёт».

Более того. Поначалу они были соратниками и даже друзьями. Оба искренне считали, что церковная реформа необходима, и что без неё Церкви в ближайшее время придётся худо от нестроения. Оба считали, что для исправления ситуации надо прежде всего исправить устав богослужения и церковные книги.

Возникновение раскола в русской православной церкви

Шпионы и изменники?

Единственное расхождение – в образцах, по которым книги следует править. Позицию Никона мы уже знаем. Став патриархом в 1652 году, он разогнал русский штат «Книжной справы» и заменил его поляками во главе с Арсением Греком. Среди отставленных «справщиков» был Аввакум, который считал, что образцом должны стать древнерусские рукописи.

Возникновение раскола в русской православной церкви

Результат был плачевен – все последующие крупные бунты и народные выступления опирались именно на последователей Аввакума. Власть же до такой степени боялась радикально настроенных старообрядцев, что давила и уничтожала их и без малого триста лет спустя. Собственно, всем известный писатель Михаил Салтыков-Щедрин свою карьеру по линии Министерства внутренних дел сделал как «чиновник особых поручений», расследующий дело сарапульских раскольников, которых подозревали чуть ли не в шпионаже в пользу враждебных России держав.

Возникновение раскола в русской православной церкви

Церковный раскол – разделение в Церкви или в религиозной организации из-за внутренних разногласий. Такой раскол называется «схизма» от греческого σχίσμα – «раскол, распря, разделение».

В России церковный раскол произошел в XVII веке из-за реформ московского патриарха Никона, которые были приняты не всеми. Противники реформы стали называться раскольниками, старообрядцами или староверами.

Причины церковной реформы

Основатель династии Романовых царь Михаил и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, пережившее разорение в период Смутного времени, и укрепить его международное положение.

Возникновение раскола в русской православной церквиПортрет Алексея Михайловича, неизвестный художник. Конец 1670 – начало 1680 гг. Википедия

В тот период наблюдались расхождения между обрядами и богослужебными книгами в русской православной и греческой церквях. У русских укрепилась совокупность одних обычаев, которые впоследствии назовут старым обрядом, а у греков – совокупность других обычаев, которые на Руси стали называть новым обрядом.

В 1650-е годы московский патриарх Никон, собиравший греческие и византийские религиозные тексты, начал настаивать на приведении русской церкви к единообразию с греческой.

Возникновение раскола в русской православной церквиПатриарх Никон на памятнике «1000-летие России». Википедия

Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, поскольку унификация церковных обрядов и книг с греческим каноном позволила бы России упрочить авторитет на международной арене, а Москва подтвердила бы статус центра всего православия.

Кроме того, в 1654 году состоялось присоединение Малороссии (Украины), где богослужения проводились по греческим правилам. Это должно было способствовать сближению двух народов.

Церковная реформа Никона: что изменилось

Изменения Никона затронули обрядовую сторону богослужения. Кроме того, переводы текстов Священного Писания были отредактированы. Это событие получило название «книжная справа».

Возникновение раскола в русской православной церкви«Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», Сергей Милорадович, 1885 г. Википедия

В процессе реформы произошли следующие изменения:

креститься отныне следовало не двумя, а тремя перстами;

вместо 16 поклонов теперь нужно было совершать четыре;

крестные ходы Никон повелел проводить по солнцу, а не против;

вместо «Исус» теперь нужно было писать «Иисус»;

во время богослужений возглас «аллилуйя» следовало произносить трижды, а не два раза, как раньше;

о Царствии Божием стали говорить «не будет конца», а не «несть конца»

литургию начали служить на пяти вместо семи просфор.

Раскол церкви: последствия

Изменения были восприняты многими верующими и некоторыми представителями духовенства как посягательство на чистоту русской церкви. По их мнению, реформа уничтожила истинное православие и концепцию «Москва – третий Рим». В обществе установились апокалиптические настроения.

Однако патриарх не сдавался и прибегал к жестким методам: иконы и книги, не соответствующие новому канону, изымались и уничтожались. Приверженцев старых обрядов стали называть «старообрядцами» и «раскольниками», подвергать преследованиям вплоть до отлучения от церкви.

Так, один из видных деятелей старообрядчества протопоп Аввакум за религиозную деятельность был отправлен в ссылку, посажен в тюрьму и в итоге заживо сожжен.

Возникновение раскола в русской православной церкви«Сожжение протопопа Аввакума», Петр Мясоедов, 1897 г. Википедия

В знак протеста некоторые старообрядцы и последователи Аввакума в ответ на гонения властей совершали самосожжение. Другие же, спасаясь от преследования, были вынуждены бежать на окраины государства и жить в изоляции.

Еще одним деятелем старообрядчества стала боярыня Феодосия Морозова – сподвижница Аввакума, арестованная и уморенная голодом за свою приверженность «старой вере».

Возникновение раскола в русской православной церкви«Боярыня Морозова», Василий Суриков, 1884–1887 гг. Википедия

Опала и ссылка: судьба патриарха Никона

Историки описывают Никона как человека властного и жесткого. Патриарх пользовался большим доверием Алексея Михайловича, который прислушивался к его советам в государственных вопросах и даже оставлял его фактическим правителем во время долгих военных походов.

Бояр и часть духовенства не устраивала укрепившаяся власть патриарха, и они попытались настроить царя против Никона. Алексей Михайлович и сам не планировал делиться властью. Постепенно отношения между государем и патриархом охладились. В знак протеста Никон демонстративно оставил патриарший титул и уехал в Новоиерусалимский монастырь, который до этого сам же и основал.

За это он был низложен до простого монаха и сослан в отдаленный монастырь под строгий надзор.

Возникновение раскола в русской православной церквиГробница патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре. Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Tell your friends about Wikiwand!

Gmail Facebook Twitter Link

  • Home
  • About Us
  • Press
  • Site Map
  • Terms Of Service
  • Privacy Policy
  • Введение
  • Предыстория: греческие и русские богослужебные обычаи
  • Культурно-исторический и геополитический контекст реформы
  • Основные черты реформы
  • Реакция на реформу и соборные решения
  • Оценка реформы
  • Хронология
  • Взгляды старообрядцев на реформу
  • Эволюция отношения РПЦ к старообрядцам
  • В культуре
  • Примечания
  • Ссылки

Suggest as cover photo

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

В 1652 году патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича Тишайшего занялся реформированием церкви. Нововведения вызвали негодование как среди священнослужителей, так и среди прихожан. Реформы привели к массовым гонениям по всей стране.

Причины реформирования церкви

На протяжении веков духовенство играло важную роль в жизни русского народа. Патриархи стояли на одной ступени с царями. Важно, чтобы церковь вкладывала правильные мысли в головы прихожан. А для этого было нужно провести жесткие реформы. Главные причины изменений внутри церкви:

  • Превращение Москвы в центр православия. Правительство планировало поставить Русь на один уровень с Римом. Для этого важно было русскую богословскую систему, церковную практику подкорректировать под стандарты восточного православия.
  • Объединение украинских и русских церквей. На Украине практиковали греческую обрядность. Поэтому нужно было богослужебные книги, службы привести к единообразной системе.
  • Борьба с язычеством, падением нравов. В XVII веке народ верил суевериям, проводил языческие обряды. Среди священнослужителей преобладала распущенность, леность, пьянство. Все это негативно сказывалось на авторитете церкви.
  • Пересмотр толкования священных канонов. Богослужебные книги содержали много ошибок, описок. Из-за этого церковные обряды стали противоречивыми.

Возникновение раскола в русской православной церкви

Суть церковной реформы

Реформы патриарха Никона проводились в период с 1652 по 1667 год. В конце 1653 года они были приняты Церковным собором. Важные изменения:

  • Переписывание богослужебных книг в соответствии с греческими образцами.
  • Изменение многих обрядов Русской церкви.
  • Утверждение поясных поклонов при богослужении вместо земных.
  • Совершение крестного знамения тремя перстами.
  • Переписывание икон по греческому образцу.
  • Запрет шатровых церквей.

Реформы Никона спровоцировали церковный раскол. Собор 1666 – 1667 гг. поддержал все нововведения патриарха. Старообрядцы были прокляты. Началось их преследование на государственном уровне. На этом же соборе Никон лишился патриаршего сана. Причина – стремление поставить себя выше государя.

На Руси сформировалась официальная православная церковь и старообрядчество. Первую возглавляли одобренные царем патриархи. Во главе второго стоял протопоп Аввакум. В 1682 году он был заживо сожжен в Пустозерске. Противники реформ стремились доказать, что важно сохранить старину. А также не допустить изменений церковных обрядов, которых приравнивали к неприкосновенным святыням.

Последствия церковного раскола

В старообрядчестве выделилось несколько течений, преследующих разные цели. Главные идеи и требования:

  • Отмена крепостного права, порицание угнетения личности.
  • Демократизация церкви.
  • Отрицание светских наук.
  • Сохранение национальной замкнутости.

В старообрядчестве верили в исторический путь «святой Руси». Это учение в дальнейшем повлияло на идеологию народников, славянофилов. Благодаря расколу в культуре сформировалось направление, поощряющее приверженность обрядам, догмам, постоянное самосовершенствование. Люди ставили духовную жизнь выше плотской.

Возникновение раскола в русской православной церкви

Реформы Никона не привели к усилению русского православия. Этому мешало старообрядчество. Официальная церковь не смогла усилить авторитет, доказать внутреннюю силу, влияние на массы. Старообрядчество косвенно поспособствовало внедрению западной культуры. В будущем русская православная церковь все силы направила на борьбу с влиянием Европы.

Историки сравнивают церковный раскол в России с зарождением протестантизма на Западе в XVI веке. Но если в Европе противоречия вызвали догмы, то на Руси православные разделились из-за расхождений во взглядах на обряды.

Именно церковная реформа патриарха Никона стала причиной раскола Русской Церкви в XVII веке, отголоски которого чувствуются даже сейчас, так как старообрядцы существуют и в наши дни, не являясь при этом частью РПЦ. В результате реформы все, кто её не принял, были объявлены еретиками и преданы анафеме, и их даже начали преследовать в уголовном порядке. Репрессии и казни старообрядцев стали обыденным делом при царе Алексее Михайловиче, и они порой выливались даже в масштабные бунты, вроде Соловецкого восстания, когда осада монастыря с мятежными монахами продлилась около 8 лет. Интересно то, что сам патриарх Никон, сформировавший положения церковной реформы и добивавшийся главенства над самим царём, в итоге впал в опалу, разжалован в простые монахи и отправлен в пожизненную ссылку в отдалённый монастырь, где впоследствии и скончался. Но, несмотря на это, начало церковному расколу было положено, а противники церковной реформы потерпели поражение.

Возникновение раскола в русской православной церкви

Читайте также:
25 интересных фактов об Алексее Михайловиче
Соловецкое восстание. Причины, события, итоги.
Церковная реформа Петра I

Причины церковной реформы и раскола 17 века

  • Борьба за власть. Патриарх Никон стремился получить как можно больше влияния, и, судя по всему, хотел стать кем-то вроде Папы Римского, только для православных. Он даже выдвинул тезис о том, что “священство выше царя”, что в итоге и привело к его конфликту с самодержцем Алексеем Михайловичем. Вероятно, именно жажда власти патриарха Никона стала основной причиной церковной реформы.
  • Необходимость централизации церкви. В XVII веке успешно шли процессы централизации власти и укрепления абсолютизма, и Никон желал аналогичным образом добиться централизации духовной власти в одних руках, чтобы не позволить царю стать единоличным правителем страны. Его амбиции и стали причиной церковного раскола.
  • Унификация. К тому моменту давно уже назрела необходимость навести порядок в обрядах и ритуалах. С целью их унификации с современными греческими Никон и задумал провести свою реформу.

Суть церковной реформы патриарха Никона

С чисто технической стороны патриарх решил всего лишь изменить некоторые обряды и тексты богослужебных книг, но этого “всего лишь” оказалось достаточно, чтобы вызвать настоящий церковный раскол. Многие люди не признали церковную реформу Никона, посчитав её неправомерной – именно их стали называть старообрядцами. По сути, церковная реформа патриарха Никона не предлагала никаких значительных изменений, просто обряды и богослужения делались более похожими на таковые в Греции, наследнице Византии, откуда православие и пришло на Русь. Возможно, в будущем Никон планировал объединить русскую и греческую церкви, став главой их всех, но это лишь предположение историков, не имеющее под собой твёрдых доказательств. Как бы то ни было, церковный раскол спровоцировали относительно небольшие изменения в обрядах с ритуалами и текстах религиозных книг. Этого оказалось достаточно, чтобы в результате церковной реформы её сторонники начали беспощадно истреблять её противников.

Задачи и цели церковной реформы 17 века

Начались преобразования после того, как патриарх Никон обнаружил расхождения в некоторых церковных книгах. Сам факт расхождений был не удивителен, так как они многократно правились с греческих и церковнославянских оригиналов, но их необходимо было устранить, чтобы в будущем они не стали причиной раскола. Правда, несмотря на то, что целью церковной реформы была её централизация, именно она и вызвала этот самый раскол, которого Никон хотел избежать. Для закрепления реформы патриарх провёл ряд соборов (собраний), на которых продолжал гнуть свою линию. Современные исследователи полагают, что во многом именно быстрота и резкость церковной реформы в и привела в итоге к расколу. Если бы преобразования проводились не столь поспешно и не так агрессивно, вполне вероятно, таких последствий был не было, так как основная масса населения приняла бы реформу гораздо спокойнее. Так что добиться основной цели церковной реформы патриарху Никону не удалось – вместо того, чтобы централизовать духовную власть, он вызвал раскол в её среде.

Возникновение раскола в русской православной церкви

Церковная реформа Никона, приведшая к расколу церкви, является важнейшим событием в России 17 века, в результате которого произошли изменения мировоззрения всего общества страны.

По мнению исследователей, главной причиной этого события являлись не разногласия в церкви, а сложившаяся ситуация в политической жизни страны.

Кратко о церковном расколе 17 века

События, приведшие к церковному расколу, произошли во времена царствования Алексея Михайловича, считавшего себя верующим православным человеком. Деятельному правителю ещё в юные годы понравился игумен Никон, который по его велению стал архимандритом при Московском Новоспасском монастыре, затем митрополитом Новгородским.

Возникновение раскола в русской православной церкви

Со временем Никон принял высший церковный сан, заменив патриарха Иосифа. Назревала ситуация, когда необходимость в реформе церкви была видна всем. Реформа была разработана патриархом Никоном и поддерживающим его государем Алексеем Михайловичем, основными инициаторами нововведений.

При проведении реформы церковь раскололась, появились «староверы», не принявшие нововведения, которые подвергались гонениям. Последствия раскола проявились в народных волнениях и трагических событиях.

Причины церковного раскола

Раскол церкви произошёл из-за того, что никоновская реформа не была принята большинством верующих.

Возникновение раскола в русской православной церкви

Произошло это из-за:

  1. Применения способов реализации реформы, которые проводились насильственно; духовенством и прихожанами не было принято изъятие и уничтожение церковных святынь и старинных книг, которые чтили с древних времён, это отталкивало многих от никонианства.
  2. Непродуманного быстрого перехода к проведению богослужений согласно новым правилам. При этом реформы сопровождались гонениями, а у людей появлялись убеждения в том, что навязывается иная, не православная вера.
  3. Безграмотности и малообразованности со стороны духовенства, не способного понять и объяснить прихожанам суть изменений; среди малограмотных священнослужителей были такие, которые не могли работать с новыми текстами книг, они и со старыми разбирались с большим трудом.
  4. Неточного перевода текстов книг с греческого на русский, изменяющий смысл написанного.
  5. Разногласий по сути реформы среди священнослужителей, приведших к появлению среди духовенства представителей старообрядчества.

Основные положения церковной реформы

Изменения, согласно церковной реформе, включали следующее:

  • замену крестного знамения с двупёрстного на троепёрстное; противники реформы называли троепёрстие «кукишем Богу», оскорблением Господа;
  • изменение написания имени Господа с «Исус» на «Иисус»;
  • уменьшение количества просфир, необходимых для проведения литургии;
  • замена земных поклонов на поясные при проведении служб;
  • направление крестных ходов должно быть против солнца;
  • во время пения в церкви двухразовое произношение «Аллилуйя» заменено на трёхразовое.

Какие цели преследовали реформы Патриарха Никона

Появление реформы вызвано необходимостью навести порядок при проведении церковных обрядов, что сказалось бы на поддержании статуса России как центра православной веры и укрепило внутриполитическую обстановку.

Возникновение раскола в русской православной церкви

При государе Алексее Михайловиче сложилась политическая обстановка, требующая поддержки греческой церкви. Обряды богослужения на Руси того времени не соответствовали греческим правилам, что и послужило основной причиной появления церковной реформы.

Этому же способствовало присоединение к России в 1654 году Малороссии, бывшей территории польской Украины, где соблюдались греческие каноны во время проведений православных литургий.

Возникновение церковной реформы связано с надеждой правительства на то, что единообразие правил церковных обрядов поддержит национальное единство страны, будет способствовать стабильности политической обстановки внутри страны.

Кто выступил против церковных реформ

Противники реформ осуждали методы их проведения, возмущались жестокостью и непримиримостью Никона, их раздражало его высокомерие. Среди участников волнений историками называются имена боярыни Феодосии Морозовой, Евдокии Урусовой и многих других, которые были жестоко казнены.

Возникновение раскола в русской православной церкви

Протопопу Аввакуму Петрову, одному из лидеров участников раскола церкви, Церковным Собором было назначено наказание в виде ссылки в Сибирь, в которой он провёл 11 лет. За упорство и несогласие с нововведениями, он был заточён в земляную тюрьму, а затем сожжен.

Центром раскола стал Соловецкий монастырь, который был осаждён царскими полками, где было казнено более 400 старообрядцев.

Возникновение раскола в русской православной церкви

Понятие «староверы» относится к идейным противникам реформы. Это определение многочисленного количества защитников старой веры, бежавших от гонений на север, и живших в изоляции от мира.

Живущие в общинах (скитах) раскольники не просто создали церковную организацию, они жили по особой морали, основой которой служило почитание старших, труд, честность и скромность.

К чему привела церковная реформа середины XVII века

Возникновение религиозных разногласий — основной результат проведения реформ 1964 года. Раскол церкви создал условия для начала установления верховенства власти царя над священнослужителями.

Возникновение раскола в русской православной церкви

Положительной стороной раскола является роль старообрядческого движения для развития русского искусства в направлениях иконописной школы, сохранение традиций особого пения и древнерусского книгописания.

Несмотря на то, что реформа не затрагивала канонов Русской церкви, изменяла лишь обряды, и что её поддерживали и высшее духовенство и царь, она была не принята многими верующими. Раскол привел страну к национальной трагедии.

Противники Никона — «старообрядцы» — отказались признавать проведенные им реформы. На церковных соборах 1654 и 1656 гг. противники Никона были обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы.

Наиболее видным сторонником раскола был протопоп Аввакум, талантливый публицист и проповедник. Бывший придворный священник, участник кружка «ревнителей древнего благочестия» пережил тяжелую ссылку, страдания, смерть детей, но не отказался от фанатического противостояния «никонианству» и его защитнику — царю. После 14-летнего заключения в «земляной тюрьме» Аввакум был заживо сожжен за «хулу на царский дом». Самым знаменитым произведением старообрядческой литературы стало «Житие» Аввакума, написанное им самим.

Церковный собор 1666/1667 г. проклял старообрядчество. Начались жестокие преследования раскольников. Сторонники раскола скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала. Здесь они создавали скиты, продолжая молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских карательных отрядов они устраивали «гарь» — самосожжение.

Не приняли реформ Никона монахи Соловецкого монастыря. Вплоть до 1676 г. мятежный монастырь выдерживал осаду царских войск. Восставшие, считая, что Алексей Михайлович стал слугой Антихриста, отказались от традиционной для православия молитвы за царя.

Причины фанатического упорства раскольников коренились, прежде всего, в их уверенности, что никонианство — порождение сатаны. Однако сама эта уверенность питалась определенными социальными причинами.

Среди раскольников было много духовных лиц. Для рядового священника нововведения означали, что всю свою жизнь он прожил неверно. К тому же многие священнослужители были малограмотны и не подготовлены к освоению новых книг и обычаев. Посадские люди и купечество также широко участвовали в расколе. Никон давно конфликтовал с посадами, возражая против ликвидации принадлежавших церкви «белых слобод». Монастыри и патриаршая кафедра занимались торговлей и промыслами, что раздражало купцов, считавших, что духовенство незаконно вторгается в их сферу деятельности. Поэтому посад с готовностью воспринимал все, шедшее от патриарха, как зло.

Среди старообрядцев были и представители господствующих слоев, например боярыня Морозова и княгиня Урусова. Однако это все же единичные примеры.

Основную же массу раскольников составляли крестьяне, уходившие в скиты не только за правой верой, но и за волей, от барских и монастырских поборов.

Естественно, что субъективно каждый старообрядец видел причины своего ухода в раскол исключительно в неприятии «никоновской ереси».

Среди раскольников не было архиереев. Некому было рукополагать новых священников. В этой ситуации часть старообрядцев прибегла к «перекрещиванию» ушедших в раскол никонианских священников, а другие вообще отказались от духовенства. Общиной таких раскольников — «беспоповцев» руководили «наставники» или «начетчики» — наиболее сведущие в Писании верующие. Внешне «беспоповское» направление в расколе напоминало протестантизм. Однако это сходство иллюзорно. Протестанты отвергали священство принципиально, считая, что человеку не нужен посредник в общении с Богом. Раскольники же отвергли священство и церковную иерархию вынужденно, в случайно возникшей ситуации.

Идеология раскола, строившаяся на неприятии всего нового, принципиальном отвержении любого иноземного влияния, светского образования, была крайне консервативна.

Церковный раскол — тема, достаточно актуальная для российского государства т.к. история России неразрывно связана с историей русской Церкви. Любые социальные и политические события так или иначе отражались на событиях происходивших в Церкви.

Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников.

Любое кризисное время так или иначе сказывалось на положении Церкви. Одно из самых тяжёлых времён в истории России — Смутное время — также не могло не сказаться на её положении. Волнение в обществе привело к его расколу, далее последовал раскол Церкви.

Событиям, связанным с церковной реформой Никона, в историографии придаётся большое значение. Н.М. Никольский охарактеризовал патриарха Никона, его реформаторскую деятельность и отношение к противникам церковных реформ совершенно в строгом соответствии с исторической правдой. И с данной им характеристикой полностью солидаризировались другие советские ученые, исследующие старообрядчество и русское сектантство. Как отмечал Н.Ф. Каптерев, действия Никона по изменению церковных обрядов вызвали смятения умов в русском обществе. Эта точка зрения, сформулированная ещё в конце XIX в. была принята практически всеми историками. А.В. Карташев, например, писал о «широкой гласной протопопской оппозиции» патриарху. С. Зеньковский полагал, что изменения обрядов потрясло современников. Оно «было чем-то неслыханным в анналах не только Русской, но и вообще Христианской церкви».

Совсем недавно была предложена иная трактовка начального периода раскола. Американский историк Георг Михельс, проанализировав ранние источники старообрядчества, пришёл к выводу, что церковная реформа поначалу не вызвала широкого протеста в народной среде и что русское общество в массе своей оставалось равнодушным к изменениям в богослужебном чине и к правке литургических книг. Против Никона выступала только небольшая группа лиц, не оказавшая заметного влияния на современников.

Цель данной работы: раскрыть суть церковного раскола.

Задачи: определить предпосылки, причины и последствия раскола РПЦ.

Массовый характер движение Раскола приобрело после церковного собора 1666-1667 гг., предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъемом в стране антифеодальной борьбы; движение Раскола достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами раскола стали представители низшего духовенства, порвавшие с господствующей церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Раскола. Главной стороной идеологии Раскола и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и спасения души) от зла, порожденного «антихристом».

Церковный раскол был одним из основных событий для России семнадцатого века. Данный процесс довольно серьёзно повлиял на будущее формирование мировоззрение русского общества. В качестве основной причины церковного раскола исследователи называют политическую ситуацию, которая сложилась в семнадцатом веке. А сами разногласия церковного характера относят ко второстепенным.

Царь Михаил, являющийся основателем династии Романовых и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, подвергшееся разорению в так называемое Смутное время. Благодаря им укреплялась государственная власть, восстанавливалась внешняя торговля и появлялись первые мануфактуры. В данный период происходит также законодательное оформление крепостного права.

Невзирая на то, что в начале правления Романовы вели довольно осторожную политику, в планах царя Алексея входило народов, проживающих на Балканах и на территории Восточной Европы.

По утверждениям историков, именно это создало барьер между царём и патриархом. К примеру, в России по традиции было принято креститься двумя перстами, а большинство других православных народов крестилось тремя, согласно греческим нововведениям.

Было лишь два выхода: навязать остальным собственные традиции или подчиниться канону. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович пошли по первому пути. Общая идеология была нужна в силу идущей в то время централизации власти, а также концепции Третьего Рима. Это и стало предпосылкой к внедрению реформы, расколовшей российский народ на долгое время. Огромное количество разночтений, различные трактовки обрядов – всё это нужно было привести к единообразию. Необходимо также отметить, что о такой необходимости говорили и светские власти.

Церковный раскол тесно связан с именем патриарха Никона, который обладал большим умом и любовью к богатствам и власти.

Церковная реформа от 1652 года стала началом раскола в церкви. Все изложенные изменения были полностью одобрены на соборе 1654 года, но слишком резкий переход повлёк за собой много его противников.

Вскоре Никон попадает в опалу, но сохраняет за собой все почести и богатства. В 1666 году с него снимают клобук, после чего его ссылают на Белое озеро в монастырь.

Этот же собор ещё раз одобряет все нововведения.

Ссылка на основную публикацию