Владимир головин молитва по соглашению

Не собирался еще раз писать про о. Владимира Головина и «молитву по соглашению», но тут его защитники завалили меня указаниями, что я, мол, ошибся или даже слукавил, когда сказал, что непонятно на что идут деньги при инициированной о. Владимиром молитве по соглашению (если люди сами молятся). Что, мол, везде говорится, что это плата/пожертвование за то, что год имя поминается на акафисте в храме г. Болгар. Так вот, ЭТО НЕПРАВДА. Я проверял дважды. Во-первых, я проверял тексты писем, которые массированно рассылают сторонники о. Владимира с призывом поучаствовать в «соборной молитве по соглашению». В этих текстах НЕТ НИКАКОГО УКАЗАНИЯ НА ТО, что предлагается оплатить поминовение на акафисте в храме г. Болгар. И вообще нет упоминания этого храма. Но есть ссылка на сайт «Соборная молитва по соглашению» (https://молитва-по-соглашению.рф), сделанный чадами о. Владимира и по его благословению. На заглавной странице много информации, но нигде нет явных слов о том, что речь идет о присоединении к чтению акафистов в храме г. Болгар. Написано просто: «Сотни тысяч молящихся вместе во всем мире». Среди многих картинок и ссылок внизу есть одна ссылка на видео о. Владимира, если кликнуть на которую, то можно из этого видео сделать вывод, что речь идет о некой «молитве вместе с Болгаром», но если человек не кликнет на это видео, то само содержание заглавной страницы никак не дает ему это понять. Есть расписание акафистов по времени, но нигде не упоминается, что читаются эти акафисты в храме г. Болгар. Неужели просто случайность?

Далее. Человек видит кнопку «Присоединиться к соборной молитве». Нажимает и попадает на соответствующую страницу (https://молитва-по-соглашению.рф/prisoedinitsia). На всей этой странице также НЕТ НИ ОДНОГО УКАЗАНИЯ на то, что речь идет об ОПЛАТЕ поминовения на чтении акафистов в храме г. Болгар. Даже намека нет на это, нет вообще упоминания этого храма. Неужто и здесь случайность? Как бы то ни было, человек, зашедший на этот сайт, нигде не видит тех слов, на которые ссылаются защитники о. Владимира. Единственный вывод, какой здесь можно сделать — именно тот, который я сделал в своем видео. Так что если кто-то здесь и лукавит, то не я.

Далее. Многие защитники писали, что, мол, сумма на сайте по желанию, а другие признавали, что сумма на сайте фиксированная, но в одном из своих видео о. Владимир говорил, как можно добиться, чтобы тебя включили в эту молитву за меньшую сумму или даже бесплатно — для этого нужно позвонить в Болгар.

Отвечу, что лишь в последние дни, после того как разгорелся скандал, на сайте убрали минимальную сумму в 700 рублей, заменив ее «0 рублей». И хорошо, что убрали, я тоже им предлагал это сделать в письме. Но раньше невозможно было на сайте записаться в число молящихся по соглашению, если ты не оплатишь МИНИМУМ 700 рублей за ОДНО имя (а максимум, со всеми опциями — более 31 000 рублей за ОДНО имя). Система просто не принимала тебя в «соборно молящиеся» без 700 рублей, и я это проверил лично прежде чем написать. Во-вторых, на этом сайте мне не удалось найти видео, где о. Владимир говорит, как записаться бесплатно. Вероятно, где-то в интернете оно есть, но вот на сайте «молитвы по соглашению» и в разделе «присоединиться к молитве» ссылок или каких-либо упоминаний этого видео нет. Наверное, тоже случайность?

И еще один момент меня очень насторожил. Если речь действительно идет о поминовении в храме г. Болгар, то почему предлагается оплатить поминовение некими мирянками на акафисте, а не поминовение на проскомидии? И некоторые защитники мне писали в комментариях на ютубе, что, мол, отчего это Вы, в отличие от о. Владимира, молчите о такой самой сильной молитве как молитве по соглашению? Почему скрываете это?

Еще раз скажу, что в самой по себе молитве по соглашению нет ничего плохого, но она отнюдь не является самой сильной молитвой. Самое «сильное» поминовение, если уж употреблять это слово — это поминовение на проскомидии, которая является первой (приготовительной) частью Божественной Литургии. Участников «молитвы по соглашению» как будто завораживают большие числа — мол, тысячи молятся с нами! Но даже миллион людей, читающих в одно время акафист, не сравнится с божественной Литургией, поскольку выше Литургии нет ничего. И евангельские слова «если двое или трое из вас. » — это именно про церковную службу, прежде всего про Литургию, которая дословно переводится как «общее дело» и во время которой мы все, присутствующие, согласно молимся о том, что произносится на ектениях. А стремление увязать эти слова «где двое или трое» именно и преимущественно с практикой, установленной в г. Болгар, являются произвольным и неверным толкованием.

Также меня насторожило то, что в видео, размещенном на сайте, о. Владимир говорит слова, которые выглядят как обещание того, что все, просимое на молитве по соглашению, сбудется. Вот, дословно: «Вникнем: чего бы ни попросили. Без вариантов. Всегда только один результат: будет! Сильно! А если проверить? За 2000 лет бессчетно проверяли. Других вариантов пока не было» (07:12-07:28). Его защитники мне говорили, что где-то в других видео о. Владимир говорит иначе, но вот на сайте этой молитвы приведено именно такое видео. С произвольным толкованием о. Владимиром Мф. 18:19. Полагаю, что ему следовало бы учитывать также слова «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 4:3). Так что были, были другие варианты. А как два места Писания соотносятся друг c другом можно привести слова святого Луки (Войно-Ясенецкого): «Противоречия нет. Дело в том, что слова Господа были обращены к Его святым апостолам; им Он сказал, что все, чего они ни попросят, Он даст им. А к кому были обращены слова святого апостола? К тем, кому говорил он: Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? (Иак. 4:4) (Проповедь от 11 февраля 1948 г.). Явно, что в молитве по соглашению участвуют не только апостолы и равные им по духу люди, но и те, о которых говорит ап. Иаков.

Что такое молитва?

Даже у не слишком воцерковленных людей, далеких от духовной жизни и привыкших во всем полагаться на себя, возникает насущная потребность обратиться к Богу. За помощью, защитой, утешением. Обычно такое происходит во время беды. Когда человек понимает, что он не в состоянии своими силами справиться с проблемами. Словесное обращение к Господу и есть молитва, в том числе молитва по соглашению. Для верующих — это беседа с Богом, Пресвятой Богородицей, небесными силами и святыми. И каждое сказанное слово находит отклик в сердце человека.

Апостол Павел призывал христиан молиться непрестанно (Первое Послание апостола Павла к Фессалоникийцам, 5:17), находиться постоянно в общении с Богом.

«В основе христианства лежит не сумма каких-то отвлеченных знаний, но живой опыт общения с Богом как с Отцом Небесным. Молитва устанавливает именно эти отношения. Поэтому не молящегося христианина невозможно себе представить. Именно молитва позволяет почувствовать радость присутствия Бога в нашей жизни. Для молящегося человека Бог – не абстрактная идея, но знакомая и любимая личность, идущая с человеком по жизни» (священник Константин Пархоменко).

Соборная молитва

Большое значение для духовной жизни христиан имеет совместная молитва. Сам Спаситель сказал:

«Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Евангелие от Матфея, 18:19).

Поэтому с первых времен христианства верующие собирались вместе для исследования апостольского учения, совершения богослужения и совместных соборных молитв (Деяния апостолов, 2:42). Эта традиция сохранилась до сегодняшнего дня.

«Господь любит и слушает более молитвы, когда мы не в одиночку и не от себя лишь и не о себе одних молимся, а вместе, от всех и за всех» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).

Во время совместной молитвы христиане Святым Духом связываются вместе в узы сообщества. Этого невозможно достичь никаким другим образом. По свидетельству протопресвитера Александра Шмеман (1921-1983), соборная молитва — это уже не молитва

«человека или группы людей, а молитва Самого Христа Отцу Своему, нам дарованная… Мы молимся во Христе, и Он Духом Своим Святым молится в нас, собранных во Имя Его».

Что такое молитва по соглашению и для чего она нужна

В Православной Церкви имеется такое понятие как “молитва по соглашению”. Смысл этой молитвы определяется самим названием. Верующие «единомышленники» договариваются об исполнении одного и того же молитвенного правила. Однако собираться в одном месте не всегда удобно для участников. Поэтому они могут молиться каждый у себя дома, предварительно договорившись об определенном времени суток. Но если нет возможности молиться строго по утвержденному времени, в этом нет ничего страшного. Ведь для Бога времени не существует.

Впервые понятие » молитва по соглашению» стали использовать в пастырской практике опытные духовники. Такие, как протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908), митрополит Антоний Сурожский (1914-2003), архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910-2006). Она предлагалась для чтения, когда какой-нибудь человек находился в тяжелом положении. Тогда ему советовали собрать несколько единомышленников, чтобы за него молились вместе о конкретной просьбе. Это может быть молитва по соглашению о здравии, для решения житейских проблем.

Как читать молитву по соглашению

Как читается молитва по соглашению? Прежде всего необходимо взять благословение у священника для совершение такого молитвенного труда. Существует несколько вариантов молитв по соглашению. По смыслу они одинаковые. В молитве перечисляются имена молящихся и сама просьба. Например, «о здоровье того-то», «о благополучии в семье», «о помощи Божией в таком-то предприятии» и тому подобное. Согласуется и время совершения молитвенного подвига.

Молящиеся могут находиться в разных местах, их могут разделять не один десяток километров. Объединяет их общее прошение ко Господу и, по возможности, одно время. Большое значение здесь имеет искренность и внимание при молитве. Молитву по соглашению можно приурочить к утреннему или вечернему правилу.

Сила молитвы по соглашению

Про силу и действенность молитвы по соглашению праведный Иоанн Кронштадтский писал:

«На личном опыте убедился, как скоро слышит Бог молитву двоих и троих, молящихся от всего сердца».

Протоиерей Константин Ровинский (1862-1943) в своей книге «Беседы старого священника» описывал случаи из своей приходской жизни, когда молитва по соглашению помогала верующим. Так, чудесное исцеление получила молодая мать, которую врачи уже приговорили к смерти. Другая женщина получила восстановление зрения.

Когда просьба не исполняется

Не всегда наши желания согласуются с Промыслом Божиим. Поэтому не следует воспринимать молитву как некое заклинание, после прочтения которого все просимое должно исполниться. В молитвах есть слова «Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя». Они как раз и говорят, что необходимо прежде всего уповать на Божью волю.

«Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями – это просто говорит о том, что наши представления искаженные, – но ты готов идти этим путем, – это и значит доверие Господу» (протоиерей Александр Ильяшенко).

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) прекрасно описал свой горький опыт четырехлетней каторги: «Подумаешь – горе; присмотришься – воля Господня».

Опасности при чтении молитвы по соглашению

Сила молитвы по соглашению заключается в духовном единстве и любви верующих, согласившихся просить о чем-то одном. А также в их живой связи с Господом, в послушании Церкви. Но такая молитва не должна заменять церковные молитвы (Литургию, молебны, панихиды) и противоречить Уставу Церкви. Пренебрегая этим можно отдалиться от Церкви и даже впасть к сектантство.

Существуют примеры опасного увлечения молитвой по соглашению. Например, появившееся несколько лет назад в России движение «соборной молитвы по соглашению с Болгаром». Ее участниками под руководством протоиерея Владимира Головина (Чистопольская епархия, город Болгар, Татарстан) настойчиво продвигалась идея чудодейственной силы молитвы по соглашению. В итоге их трактовка соборной молитвы была признанной искажением учения Церкви о молитве.

В феврале 2019 года Епархиальный суд Чистопольской епархии лишил Головина священного сана. Архиепископ Иов (Смакоуз), ректор Почаевской духовной семинарии, так комментировал произошедшее:

«К сожалению, этого батюшку «духовно занесло» в его на первый взгляд очень полезной пастырско-просветительной деятельности. И при отсутствии «духовных тормозов» – личного смирения, подлинного опыта, знаний и духовного советования с духовно-опытными собратьями – привело к духовной катастрофе. То есть каноническому запрету в священнослужении».

Пример молитвы по соглашению

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: “Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Моего, Иже на Небесех: где же два или трое собрались во имя Мое, ту есмь Аз посреде их”. Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (имена), согласившимся просить Тя (просьба), исполнения нашего прошения. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя. Аминь.

Ссылка на основную публикацию