В чём отличия между Русской православной церковью и старообрядцами

Старообрядчество — религиозное движение, возникшее в России в середине XVII в. во время реформы Православной церкви, которую проводил патриарх Никон с 1653 года.

Старообрядцами (сам термин появился в XIX в.) называют приверженцев старой веры, противников этих реформ. В Церкви в это время возник раскол. Движение старообрядцев возглавил протопоп Аввакум.

В чём отличия между Русской православной церковью и старообрядцами

Собор 1666-1667 годов проклял староверие как «хулу на Господа» и последовательно проводил унификацию обрядов, книг и икон по греческому образцу. Приняв через Византию в X веке христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви и ее богослужение и уставные тексты. За шесть с половиной веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера. За основу для нового славянского текста в ходе реформ были приняты новопечатные греческие книги. Начались жестокие гонения старообрядцев. Приверженцы старообрядчества основывали свои скиты в глухих местах на Севере, Урале и в Заволжье. Само старообрядчество со временем разбилось на различные формации — согласия и толки.

В чём отличия между Русской православной церковью и старообрядцами

В чем различия?

Старообрядцы крестятся двумя перстами (двоеперстие) и двукратно поют «Аллилуйя!», православные крестятся тремя перстами и три раза поют «Аллилуйя!». До реформы Никона совершали земной поклон, после — поясной.

Во время богослужения старообрядцы проходят крестным ходом вокруг алтаря по солнцу (посолонь), а православные — против (навстречу солнцу).

До раскола имя Христа писалось Исус, а после — Иисус.

Отныне церковные книги и иконы исправляли по греческому образцу, ранее это делали и по различным славянским переводам. Неисправленные подлежали уничтожению.

В богослужениях после реформы заменялись отдельные слова.

Старообрядцы считали навязанный Никоном греческий эталонный образец неправильным и чуждым сложившейся на Руси богослужебной традиции, которая пришла к нам от Кирилла и Мефодия. Ее суть была в том, что христианство на Руси усваивалось с учетом национального перевода Святого Писания и богослужений, использующих местные христианские традиции.

В чём отличия между Русской православной церковью и старообрядцами

Наряду с восьмиконечным крестом православные стали признавать и четырехконечный.

Различаются и четки: в православных обычно 33 бусины — по количеству земных лет Христа, а старообрядческие представляют собой лестовку — кожаную ленту со 109 «ступенями», разделенными на неравные группы.

По-разному проводится и обряд крещения. У православных допускается как полное погружение в воду, так и частичное и обливание водой. Старообрядцы признают только полное троекратное погружение в воду.

В чём отличия между Русской православной церковью и старообрядцами

Во время службы у старообрядцев принято складывать руки крестом на груди.

Как современная Церковь относится к старообрядчеству?

Сегодня существует комиссия по диалогу между Московской Патриархией и Русской православной старообрядческой Церковью. Инициатором выступила Русская Православная церковь.

«Отношение к старообрядцам у Русской Православной Церкви особое. Мы никогда не ставим старообрядцев в один ряд с инославными», — говорил председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Иларион (Алфеев) в интервью порталу «Русская вера».

Запрет и проклятие на использование старых обрядов были отменены в 1929 году синодом.

«В целях уврачевания церковных разделений из-за старых обрядов и наибольшего успокоения совести употребляющих их в ограде русской православной церкви» синод 23 апреля 1929 года признал старые обряды «спасительными», а клятвенные запреты соборов 1656 и 1667 гг. «отменил, яко не бывшие».

Поместный собор Русской православной церкви в 1971 году подтвердил решения синода.

Вопросом, требовавшим особого внимания митрополита Кирилла как председателя ОВЦС, было взаимодействие с общинами, придерживающимися старых обрядов. Акт снятия клятв на старые обряды, принятый на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1971 г. и подтвержденный Поместным Собором 1988 г., к сожалению, не внес существенных изменений в отношения между Русской Православной Церковью и различными старообрядческими согласиями. Понимая, что отношения определяются усилиями обеих сторон, Русская Православная Церковь постаралась исключить препятствия для братского сотрудничества и взаимодействия.

В 1998 г. митрополит Кирилл инициировал обсуждение темы старообрядчества на декабрьском заседании Священного Синода. Обсудив доклад митрополита о состоянии православно-старообрядческих отношений, Синод признал важность развития сотрудничества между Русской Православной Церковью и старообрядчеством для укрепления традиционных духовных ценностей в жизни общества. ОВЦС было поручено тщательно изучить формы и перспективы дальнейшего сотрудничества Московского Патриархата и старообрядчества, подготовив соответствующие предложения по развитию диалога между ними. 3 июня 1999 г. митрополит Кирилл принял в ОВЦС делегацию Древлеправославной поморской церкви Латвии, на встрече с которой был намечен «план действий по выработке взаимоприемлемых договоренностей, не вносящих каких-либо кардинальных новшеств в то, что было определено Поместными Соборами Русской Православной Церкви 1971 и 1988 годов в отношении старообрядчества».

В 1999 г. при ОВЦС была создана Комиссия по взаимодействию с представителями разных направлений в старообрядчестве и конструктивной проработке возникающих вопросов.

4 июня 1999 г. Священный Синод Русской Церкви принял определение, в котором призвал епархиальных архиереев и духовенство учитывать в практической деятельности общецерковные решения, отменяющие клятвы на старые обряды. Синод призвал церковные издательства «применять критический подход к переизданию литературы, напечатанной в дореволюционное время, когда под влиянием светской власти старообрядчество критиковалось некорректными и неприемлемыми методами». Синод отметил, что «имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола» стали результатом «вмешательства светских властей в дела Церкви».

19 июля 1999 г. определением Священного Синода при ОВЦС была создана Комиссия по координации взаимоотношений Русской Православной Церкви со старообрядцами.

В комиссию вошли представители разных старообрядческих согласий. Однако, по признанию митрополита Кирилла, «жизнь показала, что комиссия, в рамках которой предполагалось объединить как представителей Русской Православной Церкви, так и представителей различных старообрядческих согласий, встречается с постоянными затруднениями в своей работе. И это затормозило развитие диалога». Как отметил далее владыка Кирилл в докладе на тему «взаимоотношения с Русской Православной Церковью Заграницей и старообрядчеством» на Архиерейском Соборе 2004 г., «диалог со старообрядчеством более успешно развивается отдельно с каждым согласием».

Осенью 2000 г. в связи с 200-летним юбилеем учреждения первых единоверческих приходов в лоне Русской Церкви в Москве состоялась конференция на тему «200-летие канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви». Конференция прошла под председательством митрополита Кирилла и собрала делегатов от единоверческих общин Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Нижегородской, Ивановской, Екатеринбургской и Самарской областей.

11 мая 2004 г. состоялась встреча митрополита Кирилла с новоизбранным старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси Андрианом (Четверговым), положившая начало новому этапу взаимодействия между представителями Московского Патриархата и Русской православной старообрядческой церкви. Темами этой и последующих бесед стали сотрудничество в сферах культурной, информационной и издательской деятельности, общие усилия, направленные на укрепление нравственных основ жизни общества.

В октябре 2004 г. тема диалога со старообрядчеством была обсуждена на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Доклад митрополита Кирилла на Соборе содержал подробный анализ истории старообрядчества, проблем и перспектив диалога. Как отметил митрополит, «проблема старообрядчества не является исключительно церковной, у нее есть и иные аспекты — социальный, политический, культурный. Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию».

Разделение, длящееся веками, становится привычным, отметил митрополит Кирилл. Но «даже если старая рана в какой-то момент почти перестает тревожить, она продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершенным, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского Православия».

Митрополит указал на три причины, по которым он считает своевременным развитие диалога со старообрядцами. «Во-первых, и это самое главное, происшедший в XVII веке раскол, по милости Божией, не привел к появлению иной модели цивилизации, как это произошло, например, в результате великого раскола Востока и Запада. Мы и старообрядцы разделяем одну и ту же веру не только в догматическом, но и в жизненном выражении: у нас одна система ценностей. Поэтому в практическом свидетельстве и служении обществу старообрядцы являются нашими естественными соработниками… Во-вторых, у нас со старообрядцами одно и равно любимое Отечество. Нам одинаково дороги наследие и идеалы Святой Руси… В-третьих, именно теперь — впервые за долгое время — сложились наиболее благоприятные условия для доброжелательного и доверительного диалога. Ушли в прошлое времена, когда «господствующая» Православная Российская Церковь могла фактически рассматриваться как придаток государственной власти, как «ведомство православного исповедания», когда государство в своей заботе об интересах Церкви, как оно их со своей точки зрения понимало, действовало присущими государству методами принуждения, в том числе преследуя старообрядцев и стесняя их религиозную свободу».

Необходимо, чтобы постановления Собора и Синода реализовывались в конкретных деяниях на епархиальном и приходском уровнях. Митрополит Кирилл также напомнил о важности всемерной поддержки единоверческих приходов, они могли бы стать «реально действующими мостами между Русской Православной Церковью и старообрядческими согласиями». Необходимы совместные конференции и семинары, в ходе которых следует «пересмотреть историю нашего разделения, стремясь к наивысшей научной честности, отказавшись от полемических задач и рассматривая проблему церковно-государственных отношений сквозь призму нормы, ныне сформулированной в Русской Православной Церкви».

Архиерейский Собор 2004 г. принял особое определение о взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви, в котором счел необходимым учредить при ОВЦС Комиссию по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Комиссия под председательством митрополита Кирилла была создана в апреле 2005 г. решением Священного Синода, а уже в июне владыка доложил Синоду об итогах первого заседания.

3 марта 2006 г. состоялась встреча митрополита Кирилла с делегацией Русской православной старообрядческой церкви во главе с ее новым Предстоятелем митрополитом Корнилием (Титовым), избранным 18 октября 2005 г., на которой была достигнута договоренность о сотрудничестве в различных церковно-общественных сферах.

Перспективы диалога со старообрядчеством обсуждались на Архиерейском Соборе 2008 г., на нем же деятельность комиссии во главе с митрополитом Кириллом была признана полезной и плодотворной.

Православные христиане нынешнего времени иногда задаются вопросом о том, чем отличаются прихожане старообрядческой церкви от них. Чтобы научиться их различать, необходимо знать не так уж много особенностей.

Что такое старообрядческая церковь

Старообрядческой церковью называют общее количество разных организаций религиозного направления и течений богословья, которые возникли вследствие отделения от православной церкви. Данный раскол произошел во времена правления Патриарха Никона, который в 1650-1660 годах провел ряд богослужебных реформ, с которыми не согласилась часть служителей высокого ранга.

В чём отличия между Русской православной церковью и старообрядцами

Православной церковью считается объединение верующих согласно религии восточной ветви христианства, которые принимают догматы Православной Церкви и подчиняются ее традициям.

Как началась история православной церкви

Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.

Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.

Кроме такого названия, существует и другое, греческое. Ортодоксия. При переводе слово звучит как единомыслие. То есть совокупность людей, которые мыслят и действуют одинаково.

Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.

Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.

В чём отличия между Русской православной церковью и старообрядцами

При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:

  • 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
  • 990 году Ростовская епархия;
  • 992 году Новгородская епархия.

В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.

К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.

Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.

В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.

Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:

  • исправление текста в богослужебных книгах;
  • написание икон, похожих на византийские;
  • вместо Исус появилось написание Иисус;
  • ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
  • земные поклоны были заменены поясными;
  • движение во время служения стало посолонь;
  • стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
  • была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.

Сравнение двух направлений

Казалось бы, и православные, и староверы – христиане одной ветви. И все же, между ними есть разница, которая часто вызывает в прихожанах и священниках негативные эмоции. Ряд отличий этих верований делают Православную Церковь настолько же далекой от старообрядцев, как и от католиков.

Обратите внимание, если вам придется увидеть старообрядческое служение, что для литургии в их церквях не используется агнец, хлеб для проведения Литургии. Православные священники используют его в процессе проскомидии. Обычай достаточно новый, поскольку возник в 19-м веке, соответственно, не может использоваться старообрядцами.

Те, кто следует старой традиции, начинают служение и оканчивают его земными поклонами. Кроме того, в течение всей службы они совершают земные поклоны. В православии начальные поклоны, как и конечные, не используются. Земные поклоны во время служения были заменены на поясные.

Перста

Первое, что отличает православного от староверного христианина, – это крестное знамение. Старовер, совершая его, складывает пальцы (персты) так, что знак этот у него производится всего лишь двумя пальцами. Для православного христианина это недопустимо. Данный символ для него заключает в себе осенение и обращение ко всем трем ипостасям Бога: Отцу и Сыну, и Святому Духу. В связи с этим, крестное знамение у православных производится тремя пальцами.

Образ Иисуса

Изменения касаются также образа Спасителя. В книгах и на изображениях Христа вместо Исус (как у староверов) стали использовать другую, более современную форму, которая выглядит как Иисус. При этом изменились и начертания, которые изображаются на кресте в верхней части. На иконах староверов данная надпись выглядит как ЦРЬ СЛВЫ (что должно обозначать Царь Славы) и ИС ХС (Исус Христос). Православные иконы на восьмиконечном кресте имеют надпись ИНЦИ (что расшифровывается как Иисус Назарей Царь Иудейский) и ІИС ХС (Иисус Христос).

Сами иконы могут тоже выглядеть по-разному. Старообрядцы продолжают творить их в стиле, который сформировался в Древней Руси и Византии. Образы Православной Церкви немного отличаются, приняв веяния иконописцев запада.

Еще одна особенность иконописного мастерства – литье образов. В православии это категорически запрещено. Староверы же нередко пользуются данным методом обработки материалов для создания икон.

Символы веры

«Символ Веры» – одна из главных православных молитв. Читая ее ежедневно, христиане открывают душу свою и помыслы о Вере своей, дабы быть ближе к Нему. Как оказалось, данная молитва у православных христиан несколько отличается от того варианта, который привычен для старообрядцев.

Православная «Верую» звучит намного мелодичней, ее слова не мешают друг другу, не спотыкаются. Противопоставление понятий происходит без лишних связок. В старообрядческой форме данные связки присутствуют. Не заметить их невозможно. Понятия «рожденна, несотворенна», как это использовано в православной молитве, у староверов звучит как «рожденна, а не сотворенна».

Кроме этого, староверы не принимают утверждение православных о необходимости исповедоваться Духу Святому, поскольку он – истинная суть. Православный вариант указывает лишь на «Бога истинна от Бога истинна», что говорит лишь об Отце и Сыне.

Старообрядчество возникло во второй половине XVII в. в результате раскола в Русской Православной Церкви, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу патриарха Никона (1652-1666), осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича (1645-1676). Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение «аллилуйи» — тройным, хождение «по солнцу» вокруг крещальной купели — хождением против солнца, написание имени Исус — на Иисус.

Историки Русской Церкви Николай Каптерев и Евгений Голубинский убедительно доказали, что реформы патриарха Никона, так называемые «никоновы новины» были малообоснованны, и старообрядцы во многом, хотя и далеко не во всём, были правы в своём несогласии с ними. Однако эта формальная правота оборачивается нравственной неправотой в отношении старообрядцев к самой Церкви. Эта огромная нравственная неправота заключается в том, что для ярых приверженцев протопопа Аввакума форма нескольких богослужебных обрядов, почти бытовая традиция, оказалась важнее самой Церкви.

Раскольники подвергались преследованиям, в 1685 году указом царевны Софьи были объявлены вне закона.

Трагедия раскола состояла в том, что с самого начала в их рядах не было ни одного епископа, за исключением Павла Коломенского, умершего ещё в 1654 году и не оставившего себе преемника. Но по каноническим правилам Православная Церковь без епископа существовать не может, так как только епископ имеет право посвятить священника и диакона. Священники дониконовского поставления очень скоро умерли.

Старообрядчество разделилось на два основных толка: поповский (признающий необходимость священников при богослужении и обрядах) и беспоповский (отрицающий возможность существования «истинного» духовенства).

Наиболее крайняя часть старообрядцев решила, что после реформ Никона благодать полностью исчезла из Церкви и следует смиренно ожидать гибели мира и Страшного Суда. Эти отвергнувшие священство старообрядцы получили название беспоповцев. Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Керженец в Нижегородских землях. Впоследствии, в беспоповском движение возникли новые разделения и образовались новые согласия: даниловское (поморское), федосовское, часовенное, спасово, аристово и другие, более мелкие и экзотические, вроде средников, дырников и бегунов.

Другая, более практичная, часть старообрядцев решила, что по нужде можно прибегать к священникам, получившим поставление в «Никонианской Церкви», если они проклянут «Никоновы новины» и получат надлежащую исправу. Эти старообрядцы стали называться поповцами или беглопоповцами, так как принимали «беглых», то есть покинувших своего епархиального епископа священников. У старообрядцев-беглопоповцев всегда была жива мечта о собственном епископе, но заиметь его они смогли только в середине 19-го столетия. Причем и среди этих приемлющих священство старообрядцев нет литургического единства, так как одна часть из них признаёт иерархию, восстановленную в 1846 году находившимся за штатом Константинопольского Патриархата боснийским митрополитом Амвросием, а другая принимает иерархию, основанную в 1923 году перешедшим в старообрядчество викарным епископом Саратовской епархии Николаем (Поздневым), который разорвал общение с Московским Патриархом по причине своего уклонения в обновленчество.

  • Беглопоповское согласие (Древлеправославная Старообрядческая Церковь);
  • Белокриницкое согласие (Русская Православная Старообрядческая Церковь);
  • Единоверие.

В 1864 году император Александр II утвердил «Правила» о старообрядцах. Старообрядческим толкам, лояльным к светской власти, дозволялось свободно отправлять богослужение, открывать школы, занимать общественные должности, выезжать за границу. По существу произошла легализация «раскола» и прекратились гонения на старообрядцев, происходившие при Императоре Николае I.

Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1971 году, признал неправоту Московского Собора 1656 и Большого Московского Собора 1667 года, «узаконивших» раскол. Анафемы на приверженцев старых обрядов, произнесенные на этих соборах, были признаны «яко не бывшими», а сами старые обряды равночестными с принятыми в Русской Православной Церкви. Следует помнить, что взятые в отдельности обряды нимало не спасительны.

По приблизительным оценкам последователей старообрядчества насчитывается около двух млн. человек.

История старообрядчества – одна из самых трагических страниц в истории не только Русской Церкви, но и всего русского народа. Торопливая реформа патриарха Никона разделила русский народ на два непримиримых лагеря, привела к отпадению от Церкви миллионов верующих соотечественников. Раскол разделил русский народ на два класса по самому важному для русского человека признаку религиозной веры. На протяжении двух с лишним столетий люди, искренне считавшие себя православными, испытывали друг к другу недоверие, вражду и не желали никакого общения.

Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов, благодаря чему были сохранены многие элементы древнерусской культуры: пение, духовные стихи, речевая традиция, иконы, рукописные и старопечатные книги, утварь, облачения и т.д.

3002 / / Далее.

В чём отличия между Русской православной церковью и старообрядцами

2811 / / Далее.

В чём отличия между Русской православной церковью и старообрядцами

2279 / / Далее.

В чём отличия между Русской православной церковью и старообрядцами

3885 / / Далее.

В чём отличия между Русской православной церковью и старообрядцами

2706 / / Далее.

Сегодня отсутствуют препятствия для того, чтобы Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ) воссоединилась с Русской православной церковью (РПЦ), считает глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Илларион.

В чём отличия между Русской православной церковью и старообрядцами

"С моей точки зрения, ничто не должно было бы препятствовать нам воссоединиться в лоне единой церкви, — цитирует слова митрополита Иллариона агентство ТАСС. — Потому что Русская православная церковь уже полвека назад отменила клятвы (проклятия — прим. Ред.) на старый обряд".

При этом он подчеркнул, что "у нас … есть единоверческие приходы, где богослужение совершается старым чином", что также свидетельствует, что "причина, из-за которой возникло разделение, сейчас устранена".

"Я, конечно, надеюсь, что рано или поздно эти причины [раскола] будут устранены и мы все воссоединимся в лоне единой церкви", — сказал митрополит Илларион.

По его мнению сейчас между Русской православной и Русской православной старообрядческой церковью существует взаимодействие по вопросу возможности признания или непризнания иерархии старообрядческой церкви. Но пока ни православная церковь, ни старообрядцы не признают иерархии друг друга.

60 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

Православная старообрядческая община в честь святого пророка Илии поздравляет с престольным праздником Иконы Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим радость» настоятеля о. Игоря (Коростелёва), досточтимых отцов, причетников и всех прихожан общины. Мы очень ценим вашу помощь и братское отношение к нам. По поручению общины с братской о Христе любовью члены Православной старообрядческой общины в честь святого пророка Илии в гор. Минске.

ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ) – с 1989 г. официальное название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев – поморского, вероучение которого, как и вероучение других беспоповских согласий, опирается на представления о воцарении духовного Антихриста и оскудении благодати священства

Сегодняшнее Евангелие представляет нам два образа предельного человеческого горя: вдовства и лишения единственного сына. Женщина, которую встретил Христос во вратах города, потеряла человека, которого в юные годы она так возлюбила, что оставила отца, и мать, и все, чтобы быть с ним; и от их любви родился сын, в которого они вложили, вероятно, всю свою надежду, всю свою ласку, который, как им думалось, успокоит их последние дни, поддержит их старость, утешит их во всяком горе.

Далее читайте и смотрите:

Воскрешение вдовы наинской

В сегодняшнем евангельском чтении Христос говорит о христианской любви не общими словами, а конкретно и очень просто и доступно. Любовь делается христианской, Божественной, когда человек, любя, забывает себя. Забыть себя до конца дано святым, но любить, не ища награды, не прося, не требуя, не вымогая любви за любовь, не вымогая благодарности за ее проявление – начало христианской любви.

Старообрядчество во второй половине 19 – начале 20 в.в. было представлено беспоповцами (федосеевское, филипповское, поморское согласия) и поповцами. Жили они во всех белорусских губерниях, кроме Гродненской, причём их количество постоянно увеличивалось. Так на начало 60-х годов в Витебской губернии проживал 37121 старообрядец, то к 1987 году их количество составляло уже 83022 чел.

Слыша сегодняшний евангельский рассказ об улове рыб и об ужасе Апостола Петра, когда он вдруг узнал и пережил, Кто находится рядом с ним в его утлой лодке, мы испытываем или, вернее, должны испытывать страх за ту легкость, с которой мы приближаемся к Богу, ожидая от Него встречи лицом к лицу.

К Богу мы должны приближаться и идти к Нему всегда, но идти с духом сокрушенным, сердцем смиренным, идти, сознавая, что никакого права мы не имеем на эту встречу и что если она случится, то только по безграничной, непонятной Божией милости.В чём отличия между Русской православной церковью и старообрядцами

В православии праздник относится к числу великих праздников. Празднику предшествует Петров пост с понедельника после Недели всех святых по 28 июня (11 июля) включительно. Стихиры праздника были написаны разными гимнографами: Иоанном монахом, Андреем Пирским, Андреем Иерусалимским, Арсением, Германом, Ефремом Кария, Космой монахом; в VIII веке Иоанн Дамаскин написал два канона этого праздника: первый Петру, а второй Павлу.

Далее смотрите:

Фильм «Слова и дела Апостолов Исуса Христа»

Проповедь настоятеля минского прихода храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Игоря Коростелёва в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в праздник Собора Белорусских святых.

В чём отличия между Русской православной церковью и старообрядцами


Смотрите и читайте далее:

Слово в день Собора Белорусских святых.

По свидетельству Господню, никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух. Но не только дух захватывает: видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию и который может послужить каждому из нас примером и образом, потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим является так часто предтечей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа.

Далее читайте и смотрите:

Иоанн Креститель

Икона Владимирской Божьей Матери православными христианами чествуется 6 июля. Это самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси. Празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году.

16 октября в Москве начнет работу Освященный собор Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) — высший орган ее управления. По информации, оказавшейся в распоряжении газеты «Коммерсант», часть клириков и мирян РПСЦ намерены потребовать на Соборе от высшего церковного органа извергнуть из сана главу РПСЦ митрополита Корнилия. Причиной послужила внешняя политика главы РПСЦ, в частности его контакты с Московским Патриархатом. «Эти частые встречи вызывают опасение, что конечной целью их станет слияние РПСЦ с РПЦ»,- заявил газете экс-пресс-секретарь Московской митрополии Сергей Вургаф.

Старообрядческое движение возникло в России в середине XVII века в результате церковно-обрядовой реформы Патриарха Никона. Патриарх Никон ввел троеперстие, кроме этого, русские богослужебные книги были исправлены по греческим образцам того времени. Эти нововведения внесли раскол в ряды верующих, что привело к появлению официальной церкви (РПЦ) и старообрядческой (РПСЦ).

Напомним, что митрополит Корнилий занял пост главы РПСЦ после смерти в августе 2005 года митрополита Андриана. Покойный митрополит снискал репутацию реформатора, установив тесные связи со светской властью и сделав РПСЦ более открытой для общества. К тому же Андриан стал первым за 350-летнюю историю раскола первоиерархом РПСЦ, который начал диалог с Московской Патриархией о возможном сотрудничестве.

«Если в действиях митрополита Андриана была видна ясность — донести голос старообрядчества, то в действиях владыки Корнилия ее нет,- убежден Сергей Вургаф.- При этом он пользуется сомнительными методами: приватно встречается с представителями РПЦ, что вызывает настороженность». Иными словами, староверы считают, что их глава не отстаивает интересы старообрядчества в диалоге с РПЦ, а ведет соглашательскую политику с официальной церковью, которая может привести к слиянию с ней. Особенно староверов насторожил тот факт, что митрополит Корнилий на заседании Всемирного русского народного собора (организация, учредителем которой является РПЦ) сидел в президиуме и даже допустил целование с патриархом, что, по их мнению, непозволительно для главы староверов.

«Собор должен положить предел неоправданному сближению Московской митрополии с РПЦ; создать постоянный орган церковного управления на период между соборами, наделенный достаточными правами и ответственностью перед собором; предотвратить грозящий раскол РПСЦ»,- говорится в обращении группы недовольных оппозиционеров, которая, по их словам, объединяет до половины прихожан, в адрес собора. По сути, оппозиционеры предлагают ограничить власть митрополита и сделать его подотчетным совету митрополии, который будет корректировать действия главы РПСЦ.

Более того, недовольные предлагают отправить первоиерарха в отставку. Они напоминают, что глава РПСЦ был членом КПСС. «Предлагаем рассмотреть вопрос применимости к лицам, крещенным в младенчестве в РПСЦ и во взрослом возрасте вступившим в КПСС, 9-11-го правил 1-го Вселенского собора и 73-го правила Василия Великого (о невозможности поставления в клир и извержении из сана лиц, без принуждения отвергшихся от веры)»,- говорится в обращении.

«Глупо обвинять Корнилия в членстве в КПСС, ведь в истории церкви были и разбойники, и убийцы, которые впоследствии становились монахами,- считает церковный аналитик-старовер Александр Дугин.- Я убежден, что ультраортодоксам, этаким церковным троцкистам, которые пытаются поднять волну против главы, не удастся сместить Корнилия со своего поста, потому что с точки зрения церковной дипломатии митрополит делает все правильно». «Я думаю, что до радикальных мер не дойдет и митрополит сохранит свой пост,- согласился с ним Сергей Вургаф.- Но если он (митрополит Корнилий.- Прим. ред.) не найдет в себе мужества пойти на компромисс с недовольной частью верующих, то вполне возможно, что после собора произойдет раскол в старообрядчестве, то есть появится еще одна Церковь».

Сам митрополит Корнилий вчера от каких-либо развернутых комментариев воздержался, сказав только, что знает о претензиях, которые хотят ему предъявить на соборе.

В Московской Патриархии известие о готовящемся перевороте восприняли с недоумением. «Для меня удивительно слышать обвинения, которые выдвигаются в адрес митрополита Корнилия,- заявил «Коммерсанту» зампред Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк.- Печально, что люди восприняли нормальные межцерковные отношения как измену».

Старообрядцы опровергают сообщения о предстоящем расколе в своих рядах

Между тем, в РПСЦ опровергли сообщения о подготовке раскола на ее Освященном Соборе, который откроется во ближайший вторник.

«Я абсолютно уверен, что внутри нашей Церкви никто не хочет раскола. Наоборот, мы молимся о том, чтобы в ходе Освященного Собора никакого разделения не произошло, а было бы братское, пусть нелицеприятное, но выяснение мнений, как и положено», — сказал сегодня агентству «Интерфакс» руководитель информационно-издательского отдела Московской митрополии РПСЦ Александр Антонов.

А. Антонов заявил, что определенная напряженность, возникшая в среде верующих в связи с активизацией внешней деятельности Старообрядческой церкви в последние годы, учащением контактов с другими конфессиями и светскими властями, вызвана, в первую очередь, непроясненностью «вопросов этикета».

К примеру, по его словам, такие факты, как особо теплое проявление митрополитом Корнилием приветствия Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II на открытии последнего Всемирного русского народного собора как нехарактерное для старообрядческого этикета вызвало «настороженность и раздражение» среди некоторых верующих.

Подобные вопросы и предстоит обсудить делегатам Собора, заявил собеседник агентства, вновь подчеркнув при этом, что в РПСЦ, «независимо от партий и направлений, людей, которые желают церковного раскола, нет».

«Старообрядческая церковь, при всей ее небогатости материальными и человеческими ресурсами, тем не менее сохранила главную традицию древней Церкви — соборность. На Собор приглашаются священники и миряне от каждой епархии, и каждый имеет право высказать все, что он думает», — добавил А. Антонов.

Он также расценил как совершенно необоснованные страхи среди некоторых верующих РПСЦ по поводу возможности скорого объединения с Московским Патриархатом, возникшие на почве недавнего воссоединения Русской православной церкви в Отечестве и за границей.

Подчеркнув, что в случае с РПЦЗ причины раскола были только историко-политическими, А. Антонов заметил, что причины отделения старообрядцев от Русской православной церкви были «куда более глубокими».

«Стоглавый собор, в который мы свято верим, еще за 100 лет до раскола под страхом анафемы утвердил те обряды и тот тип устава и благочестия, которые мы неизменно храним. Мы стоим на камени этого святого собора, и какие-либо отмены его постановлений для нас просто немыслимы», — отметил представитель РПСЦ.

Тема прояснения церковных отношений старообрядцев с Московским Патриархатом, по его словам, «требует серьезнейшей проработки», и сегодняшние обвинения некоторых верующих в стремлении митрополита Корнилия поскорее подвести РПСЦ к объединению с Русской православной церковью представляются ему «безосновательными».

Вчера Синод РПЦ среди прочего обсуждал и старообрядцев. Сохраним здесь текст на память.

Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного разделения XVII века.

Руководствуясь стремлением к преодолению пагубных последствий церковного разделения XVII века и учитывая итоги изучения обстоятельств его возникновения, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года принял деяние «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их». Собор постановил признать «яко не бывшими» клятвенные запреты, ранее наложенные Соборами 1656 и 1666-1667 годов, утвердил равночестность старых и новых церковных обрядов и засвидетельствовал, что «спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения».

Закономерным продолжением этого соборного деяния явилось исполненное христианской любви и желания способствовать развитию процесса воссоединения «Обращение ко всем держащимся старых обрядов православноверующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», принятое Поместным Собором Русской Православной Церкви 1988 года, а также постановление Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года «О взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви».

В целях достижения единообразия церковной практики возникает необходимость уточнения норм, действующих в случаях присоединения старообрядцев к Русской Православной Церкви.

Проект соответствующего документа был подготовлен комиссией Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, а затем доработан редакционной комиссией Межсоборного Присутствия.

Для общецерковного обсуждения проект документа был опубликован 11 сентября 2013 года. Текст был также направлен во все епархии Русской Православной Церкви на отзыв. Замечания по содержанию документа, в том числе и представленные Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, были рассмотрены на заседании редакционной комиссии Межсоборного Присутствия под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

По благословению Его Святейшества содержащиеся в проекте документа предложения с учетом поступивших отзывов переданы на рассмотрение Священного Синода.

1. Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за № 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной Церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания.

2. Поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов, после чего представить тексты чинопоследований на утверждение Священному Синоду.

3. Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею.

4. В случае присоединения к Русской Православной Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве.

5. Рекомендовать при изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений.

Ссылка на основную публикацию