Тихвинская икона божьей матери описание

Мы, как и многие другие гости Тихвина, посетили город ради того, чтобы своими глазами увидеть известную чудотворную икону Тихвинской Божьей матери. Несмотря на будний день, пришлось постоять в очереди, чтобы взглянуть на это чудо. Удивительна история спасения иконы — в годы войны ее, чтобы уберечь от фашистов, вывезли в США, и только совсем недавно она вернулась на Родину.
Монастырь живописен, расположен на берегу озера. Как и всегда в таких святых местах чувствуешь благодать, покой и умиротворение.
Территория красивая и ухоженная, монастырский обед и замечательная выпечка по очень демократичным ценам ждали нас в монастырской столовой.

Приехали в Тихвин на перезахоронение своего без вести пропавшего в 1941 г. двоюродного деда, которого нашли местные поисковики.
В монастыре в память всех погибших воинов за Родину помолились и поставили свечи.
Рад, что монастырь приходит в себя после долгих лет гонений.

Тихвинский Богодичный Успенский монастырь обязательное для посещения место всем гостям Северо-запада. Территория, занимаемая монастырем, небольшая, очень уютная, благоустроенная. Здания и внутри и снаружи украшены древними фресками,что создаёт неповторимую русскую атмосферу. Сама церковь, в которой храниться икона впечатляет. Разительно отличается от убранства христианских храмов- не так много золота, стены исписаны фресками, приглушённый свет. На территории монастыря есть чайная. Она заслуживает отдельного упоминания, так как там можно вкусно пообедать. Помещения сделаны как горница, иконы развешаны на стенах, деревянная мебель. Общее ощущение от монастыря- очень благостное, почувствовал себя именно на Руси

На мой взгляд, данный монастырь является основным объектом и целью посещения города Тихвин, поскольку здесь находится чудотворная икона Божьей матери Тихвинская. К ней обычно есть очередь. это нужно учитывать при планировании времени.
На территории монастыря много лавок, где можно приобрести и сувениры, и мед, и напитки, и большой выбор икон и церковной утвари, по приемлемым ценам. Есть трапезная, где выбор блюд невелик, качество их весьма посредственное, при достаточно не низких ценах. Но перекусить можно. Правда, на удивление не вежливый персонал, что странно для такого места как монастырь.

Именно в этом монастыре находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии, которой уже более 600 лет. Святейшее место, обязательно к посещению.

Приходили несколько раз. Восстановленный монастырь радует своим видом и атмосферой. Вокруг него, правда, много торгующих, ориентированных на туристов, но это можно не замечать. Если хочется не стоять в больших очередях на поклонение к иконе Тихвинской Божьей Матери, то лучше приходить рано утром или ближе к вечеру, когда поток организованных туристов не велик. Известно, что можно попасть на колокольню, если приехать с паломнической или организованной поездкой, но индивидуальных посетителей не пускают, а жаль. Единственное, что не очень соответствовало духу монастыря, довольно резковатая особа, работавшая в монастырской чайной. Кстати, рекомендую купить в монастырских лавках местный глинтвейн и сбитень — очень вкусно!

Паломники посетят места явлений иконы Тихвинской Божией Матери

Тихвинская икона божьей матери описание

Многодневный крестный ход по местам явления иконы Тихвинской Божией Матери «Путь Богородицы» пройдет по благословению митрополита Санкт‑Петербургского и Ладожского Варсонофия и епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава с 30 июня по 9 июля. Паломники посетят святые места Ленинградской области, в которых, согласно приданию, в 1383 году люди видели чудотворный образ Богоматери.

30 июня в 10.00 крестоходцы соберутся на литургию в Кронштадтском Никольском Морском соборе. Символично, что в этом году «Путь Богородицы» начнется в Кронштадте или, как его еще называют, «Новом Царьграде», ведь именно в Константинополе (Царьграде) икона хранилась до чудесного появления на русских землях.

Из Кронштадта паломники на автобусе отправятся в Волховский район Ленинградской области, откуда начнется пешая часть крестного хода. За десять дней им предстоит преодолеть более 200 километров. Согласно маршруту, крестный ход начнётся от деревни Сторожно (Киприано — Стороженский Никольский мужской монастырь), крестоходцы посетят храмы и монастыри в Волховском, Лодейнопольском и Тихвинском районах, в том числе Церковь преподобного Александра Свирского, Введено-Оятскийженский монастырь, Церковь святителя Василия Великого, Скит иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», Покровскую церковь в деревне Горка. Закончится крестный ход в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре в день празднования явления Тихвинской иконы Божьей Матери.

Первый крестный ход «Путь Богородицы» прошел в 2016 году, в нем принимали участие около 200 человек. В прошлом году к паломничеству присоединились уже 300 верующих.

Организатором крестного хода выступает Тихвинская епархия совместно с Санкт‑Петербургской епархией и Правительством Ленинградской области, при поддержке Дома молодежи Санкт‑Петербурга и РОО «Пермское землячество.

Регистрация на крестный ход и дополнительная информация для паломников на сайте www.waypalmer.ru, в группе в социальной сети ВКонтакте vk.com/waypalmer и по номерам телефона 8-911-813-29-79 протоиерей Сергий Филонов и 8-911-232-42-97 Ольга Чебыкина.

Духовник крестного хода игумен Антоний (Кузнецов), настоятель храма Рождества Христова, деревня Надкопанье.

Координатор Крестного хода — протоиерей Сергий Филонов,
настоятель церкви св. Иова Многострадального г.Тихвина.

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

Перенесение Тихвинской иконы Божией матери из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор в Тихвине 9 июня 1798 года

  • Холст, масло . 283 х 254
  • Ж-5797

Пост. в 1898 из Академии художеств

Изображенное событие – религиозная процессия в стенах Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, посвященная переносу после зимы иконы Божьей матери, получившей имя Тихвинской. Успенский собор – основное хранилище и реликварий для иконы.

Тихвинская икона Божьей Матери (Тихвинская Одигитрия) – издавна почитается на Руси благодаря ее чудесному перемещению из Константинопольского храма в пределы Северной Руси, многочисленным чудесам исцелений и защиты монастыря от неприятеля, она считается одним из образов Богоматери, созданных, по преданию, апостолом Лукой.

Многофигурная картина отличается большой топографической и иконографической точностью. В церемонии перенесения иконы принимают участие император Павел I и наследник-цесаревич Александр Павлович, которые держат образ. Рядом – императрица Мария Федоровна им великий князь Константин Павлович. На картине запечатлены многие реальные лица – граф А. А. Безбородко, рядом с великими князьями – предводитель уездного дворянства П. В. Римский-Корсаков, дед композитора. Заказчик картины – архимандрит Тихвинского монастыря Герасим (в миру Князев), его фигура в митре заметно выделяется среди прочих священнослужителей. На переднем плане, обернувшимся к зрителям, запечатлен сам художник, который держит свиток с надписью: «Писал сию картину сей Василей Истомин, с 20-о мая кончил 2 дня ноября 1801го года». Изображенное на полотне событие описано в газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 28 июня 1798 года (№ 52, с. 1242–1243).

Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:

Тихвинская икона божьей матери описание

Тихвинская икона божьей матери описание

Фильм создан на основе ряда артефактов XVIII века и картины В. Истомина из собрания Русского музея «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор в Тихвине 9 июня 1798 года» 1801 года.

Тихвинская икона божьей матери описание

Фильм посвящен важному событию в истории России и Русской Православной церкви – перенесению 9 июня 1798 года особо почитаемой реликвии – чудотворной иконы Тихвинской Божией матери из церкви Рождества Богородицы Тихвинского монастыря в Успенский собор в Тихвине после окончания его ремонта и обновления росписей. Картина художника Василия Истомина, исполненная в 1801 году, запечатлела это торжественное событие, подробно описанное в «Санкт-Петербургских ведомостях».

Как сообщает пресс-служба Екатеринбургской епархии, в Ново-Тихвинском монастыре Екатеринбурга находится один из чтимых списков этой иконы. Специально к празднику в обители приготовили для прихожан более 5 тыс. подарков и угощений.

Накануне торжеств, 8 июля, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, викарий Австралийско-Новозеландской епархии епископ Канберрский Георгий и епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий совершили всенощное бдение в соборе Александра Невского Ново-Тихвинской обители.

В сам праздник, 9 июля, правящий архиерей Екатеринбургской епархии возглавил богослужения в Александро-Невском Ново-Тихвинском монастыре, которые начались в 9:00. По завершению праздничной службы в 11:00 состоится крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери. Затем пройдёт большой концерт, на который приглашены духовой оркестр «Созвездие», хоры «Вдохновение» и «Горлица», а также квартет из монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме.

Напомним, как ранее сообщала «Областная газета», самая древняя чудотворная Тихвинская икона находится в городе Тихвине в Санкт-Петербургской епархии. В монастыре Екатеринбурга хранится список с этой иконы. Это главная святыня Ново-Тихвинского монастыря, очень почитаемая прихожанами. В праздники очередь к иконе может составлять более часа.

Тихвинская икона божьей матери описание

Тихвинская икона Божьей Матери — одна из почитаемых чудотворных икон в православной церкви. По преданию, ее написал святой апостол и Евангелист Лука. В V веке икону перенесли из Иерусалима в Константинополь, где для нее построили Влахернский храм. В 1383 году икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Чудского озера, вблизи города Тихвин. На месте явления иконы возвели деревянный храм в честь Успения Богородицы. Позже по велению великого князя Василия III вместо деревянного построили каменный, а в 1560 году по приказу царя Ивана Грозного при храме устроили мужской монастырь. В 1613–1614 годах шведские войска, захватив город Новгород, не раз пытались уничтожить этот монастырь, но заступлением Божией Матери обитель спасли. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, где заключали мир со шведами. Впоследствии список принесли в Москву и поставили в Успенском соборе. Затем его направили в Новгород и поставили в Софийском соборе.

По инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи в 1910 году древнюю икону раскрыл из-под поздних записей реставратор, иконописец и коллекционер Григорий Чириков. После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах икона стала экспонатом местного краеведческого музея. До 1941 года она находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года немцы вынесли икону из собора и отправили в Псков.

Тихвинская икона божьей матери описание

«С нашим городом связано много тайн, — пишет член Ейского общества историков-архивистов Александр Дорошенко. — Одна из самых интригующих связана с эвакуацией в Ейск Петроградской Ссудной казны. Как известно, вместе с ней прибыла риза (оклад) Тихвинской иконы Божией Матери, удивительный исторический артефакт. Судьба иконы непроста, а история ризы таинственна».

Тихвинская икона божьей матери описание

Оклад с 4 тысячами бриллиантов

По преданию, чудотворная Тихвинская икона была написана святым апостолом и Евангелистом Лукой и была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима и находилась в Царьграде (Константинополе). В 1383 году икона необъяснимо исчезла из храма и… в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Домом для иконы стал деревянный храм, построенный у реки Тихвинки. Вскоре он сгорел, причем икона осталась невредимою. Была она значительных размеров: длиной 1 аршин 2 вершка (80,02 см), шириной 14 вершков (62,5 см). Одна из рук Богоматери отличалась необыкновенной теплотой, «ощутимой для губ при прикладывании». В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме основали мужской монастырь. Поток паломников, жаждущих поклониться святому образу, туда не иссякал. Многие оставляли щедрые дары, украсившие ризу (оклад иконы).

В книге Александра Башуцкого «Тихвинские монастыри» дано такое описание: «В ней 21 фунт чистого золота, она укреплена на сребропозлащенной раме в 14 фунтов. Дары эти уже весьма богаты, но вера выразилась здесь приношениями еще несравненно драгоценнейшими… Императрица Анна Иоанновна пожаловала в 1734 году редкий изумруд по огромности и резьбе. Великая Княгиня Екатерина Павловна, посетив обитель с супругом своим в 1809 году, положила к иконе превосходный бразильский топаз в 66 1/2 карат и дорогие бриллианты; ею же были привезены от Императрицы Марии Федоровны бриллианты и голубой сапфир в 80 карат. Вообще на ризе сей 4804 бриллианта (368 карат), роз бриллиантовых 594, изумрудов 4, алмазов 141 (42 карата); яхонтов 5, топаз 1, сапфир 1, рубин 1, восточного жемчуга 5962 штуки…».

В 1917 г. икону и ризу разлучили. Ризу, как великую ценность, поместили на хранение в Петроградскую Ссудную казну. В этом ломбарде государственного значения хранились вклады в монетах из драгметалла, ювелирные украшения и коллекции антиквариата. В октябре 1917-го временное правительство решило вывезти ценности в Москву и в Ейск, подальше от неспокойной столицы. К весне 1918-го беспорядки начались и в курортном местечке. Имущество кассы снова пришлось спасать. Ящики с сокровищами погрузили в эшелон и повезли в Екатеринодар. По пути на эшелон было совершено нападение, и часть ценностей разграбили. По некоторым сведениям, белым удалось вывезти сокровища в Сербию, и там они были проданы. Якобы уникальные ценности превратили в лом, чтобы бывшие владельцы не могли опознать их. Но большая часть имущества кассы осталась в Ейске. Для эвакуации просто не хватило вагонов. Так утверждают в Ейском историко-краеведческом музее. Сокровища не нашли до сих пор.

Тихвинская икона божьей матери описание

Осталась в городе или вывезена нацистами?

Неожиданное развитие эта история получила в годы Великой Отечественной. До 1941 года икона оставалась в Тихвине, переехав из монастыря в музей. Оттуда была изъята оккупантами, и в числе прочих предметов искусства оказалась в Германии, а после войны — в Чикаго. Советское руководство хлопотало о возвращении похищенных гитлеровцами ценностей и реликвий, и иконы в том числе (но возвращена в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь она была лишь в 2004 году). Логично, что судьбу ризы также пытались проследить.

Тихвинская икона божьей матери описание

Об этом сообщается в письме председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Карпова (от 16 февраля 1949 г.) заместителю министра иностранных дел СССР Зорину. Отметим, Карпов был генералом КГБ. А в то время комитет госбезопасности был всемогущ. И генерал пишет, что сведений об эвакуации из Ейска ризы нет! До сегодняшнего дня ни сама риза, ни драгоценности, которыми она была украшена (повторимся, одних только бриллиантов — 4804 штуки), никогда ни в каких каталогах не упоминались и ни на каких аукционах не выставлялись. Это также может служить подтверждением того, что риза остается в городе, в каком-нибудь тайнике. Но есть, однако, любопытные факты, позволяющие строить и другие версии.

Как известно, во время оккупации Ейск посетил Альфред Розенберг, входивший в первую десятку руководителей фашистской Германии (Уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием, рейхсминистр по делам оккупированных территорий, глава оккультной разведки СС). Возможно, штаб Розенберга обнаружил и вывез из Тихвина икону Божией Матери. Быть может, и в Ейск он приезжал именно в поисках ризы? И неспроста во время оккупации в городе активно работала и Зондеркоманда «К(авказ)», организованная под руководством «Аненэрбе» для исследования региона. Работы эти Розенберг курировал лично.

Позже, покинув Ейска, он прибыл в Пятигорск. Через годы из советских архивов всплыли интересные факты, странным образом связанные с этим городом и с именем Лермонтова. Стало известно о непонятных ритуалах, совершавшихся «эсэсовцами» в парадной форме под музыку большого оркестра на месте гибели поэта — у подножия горы Машук, с прекрасным видом на Эльбрус: нацисты специально для этого вырубили там все деревья.

Тихвинская икона божьей матери описание

«Место силы»

Спрашивается, причем тут риза, причем икона? Сверкающая риза иконы не просто символизирует исходящий от нее небесный свет. Икона без оклада — это неокладный образ. В христианских традициях оклад никогда и никоим образом не воспринимался как нечто отдельное от иконы — она всегда была «образ окладной». В драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память, в благодарность после каких-либо удачно завершенных событий, по данному Богу обету. Говоря по-простому, икона, благодаря богатому окладу, становилась «сильнее». Могла ли занимать нацистских оккультистов мысль о воссоединении иконы и оклада с тем, чтобы использовать в каких-то своих целях? Корни фашизма и его идеология глубже, серьезнее и опаснее, чем кажется. Это гибрид достижений науки и техники с примесью астрологии, мистики, практики каббалы. Эльбрус в их понимании являл собой священной Горой Ариев (людей арийской расы), так называемое «место силы», или Врата Шамбалы — «страны счастья». Гитлер верил в особое предназначение нордических (северных) арийцев и их прямую связь со стихиями Космоса. Набор средств и методов для достижения целей был самый причудливый.

О событиях возле Эльбруса ходит много легенд. Местные жители уверяли, что во время войны там совершали тайные ритуалы два десятка лам-священнослужителей из Тибета, и был где-то секретный аэродром гитлеровцев, куда регулярно летали самолеты-разведчики. Видели и пассажиров, среди них были бритоголовые люди странного вида в белых одеяниях. Сразу после освобождения в 1943 года территория северного Приэльбрусья была объявлена режимной зоной. До конца 60-х не пускали туда даже чабанов с отарами, не говоря о туристах. Советские спецслужбы засекретили все, что было связано с деятельностью «Аненэрбе» на Кавказе.

Новгородские летописи об иконе Тихвинской Божьей Матери говорят следующее. На берегу реки Тихвинки в разных местах являлась икона рыбакам и исчезала. На пятый раз они нашли ее по яркому золотому свечению, шедшему от нее. Источники утверждают, что это именно та икона, которая хранилась некогда в Византии и чудодейственным способом попавшая в эти места.

Дмитрий Донской повелел строить на этом месте храм для иконы. В первый же день было сделано несколько венцов церкви. Но когда наутро строители проснулись, то обнаружили, что сруб и даже щепки были перенесены на другой берег Тихвинки. Там был и достроен храм.

До 1510 года строение сгорало и восстанавливалось несколько раз, пока не было отстроено в камне. При этом икона оставалась невредима.

Тихвинскую святыню еще называют иконой Божьей Матери Одигитрии (в переводе с греческого языка «указующая путь»). Образ Божьей Матери на этой иконе очень похож на Смоленский образ, разница только в небольшом наклоне головы.

Ныне икона хранится в Богородичном Успенском Мужском монастыре Тихвина. Дата почитания иконы – 26 июня (9 июля).

Тихвинская икона божьей матери описание

Икона «Богоматерь Тихвинская» в окладе. Вторая половина XVIII века. Центральная Россия

Дерево, металл белый, левкас, темпера, чеканка. 90х65 см.

Тихвинская икона Божьей матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина, давшего название чудотворному образу. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы, а в 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь. Чудотворный образ спас монастырь от шведов, захвативших Новгород в 1613-1614 годах.

Илья Сергеевич Глазунов ушел из жизни 9 июля 2017 года, в день Тихвинской иконы Божией Матери. Эта икона висела долгие годы в мастерской Ильи Сергеевича Глазунова.

Ссылка на основную публикацию