Структура православной церкви

  • В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 56-57

    Скопировать библиографическую ссылку:

    РУ́ССКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ (РПЦ; Мо­с­ков­ский пат­ри­ар­хат), од­на из ав­то­ке­фаль­ных по­ме­ст­ных пра­во­слав­ных церк­вей. Назв. «Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь» офи­ци­аль­но ста­ло упот­реб­лять­ся с 1943, ра­нее ис­поль­зо­ва­лись на­зва­ния «Рос­сий­ская пра­во­слав­ная цер­ковь», «Гре­ко-вос­точ­ная рос­сий­ская цер­ковь» и др.

    Органами власти в православной церкви являются соборы епископов — лиц высшей церковной иерархии, которые получают свои полномочия при посвящении. В осуществлении своей власти они руководствуются священными канонами и церковными правилами (церковными законами), присягу в верности которым каждый епископ дает при своем рукоположении в сан. Присягнувший не имеет права изменять, отменять или нарушать церковные законы, что считается основным условием сохранения чистоты православной веры.

    Таким образом, соборность является важным принципом церковного правления. Это религиозно-богословское понятие («единый во множестве», «всеединый»), которое означает единство и целостность церковного организма. Объявляя себя соборной, церковь стремится быть единой и единственной в экумене во вселенной, а значит, она стремится стать вселенской.

    Каноническая соборность осуществляется в форме ежегодных поместных соборов епископов митрополичьего округа. Церковь такого округа называется поместной. Вселенскими же считаются только те соборы, которые состоят из епископов и митрополитов всего христианского мира (всех поместных церквей).

    Для заведования церковными делами митрополит и епископы имеют помощников — духовных и светских лиц. Духовные лица служат в кафедральных соборах и составляют клирос — орган епархиального управления (гр. eparchia — церковно-административная территориальная единица). Во главе епархий стоят митрополиты, архиепископы и епископы. Епархии включают в себя благочинные округа, которые делятся на приходы, являющиеся первичными церковными организациями.

    Православная церковь, в отличие от католической, никогда не имела единого центра управления, подобного Ватикану. Формально, вследствие возникшего в начале XX в. движения за объединение всех христианских церквей, Патриарх Константинопольский носит титул патриарха экуменического (вселенского), но никто в среде православного духовенства всерьез это не воспринимает.

    На сегодняшний день существует 15 официально признанных автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская (под ее юрисдикцией находится Японская автономная православная церковь), Кипрская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Элладская (Греция), Румынская, Польская, Чехословацкая, Американская, Финская. Кроме того, существует множество не признанных официально автокефальных национальных церквей.

    Степень самостоятельности автокефальных церквей определяется соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей автономию. Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим утверждением их патриархом автокефальной церкви. В административном отношении автокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викариаты, благочиния и приходы. Так, Русская православная церковь имеет 5 экзархатов (Белорусский, Украинский, Западной Европы, Средней Европы, Центральной и Южной Америки).

    Без сомнения, самой мощной и влиятельной среди православных церквей на сегодняшний день является Русская православная церковь, которая считала и считает себя правоприемни-цей Византийской православной церкви. Во главе РПЦ стоит Патриарх Московский и всея Руси, который избирается пожизненно Поместным собором. При патриархе учреждается Синод, состоящий из 6 постоянных и 2 временных членов.

    Под юрисдикцией Московской патриархии находятся многие православные приходы за границей: во Франции, США, Германии, Англии, Аргентине, Канаде и др.

    Подготовка кадров православных священнослужителей осуществляется в духовных учебных заведениях — академиях и семинариях.

    Православное духовенство делится на белое (приходские священники) и черное (монашество). Среди белого обет безбрачия дают только представители высшего духовенства – иеромонахи. Монахи проживают и служат в монастырях, самые известные из которых – Троице-Сергиевская лавра, Кие-во-Печерская лавра, Александро-Невский, Почаевско-Успен-ский, Жировицкий.

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Взгляд евангельского христианина на Восточное Православие

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

    Всеобщая структура Православной Церкви

    В отличие от Католической Церкви, халкидонские православные Церкви организованы в поместные общины (см. десятую главу). Некоторые из них за их древность, численность или значимость почитаются более других, но это вовсе не означает, что такие Церкви получают какую-то власть над другими. Шмеман следующим образом поясняет, как Вселенское Православие может быть организовано в иерархию без того, чтобы какая-либо определенная Церковь подчинялась другой Церкви:

    Отсутствие «юрисдикционного» подчинения одной Церкви другой, одного епископа другому не значит, что не существует иерархичности и порядка. В раннем каноническом Предании этот порядок соблюдался разными уровнями первенства, т.е. епископских и церковных центров, или очагов единства. Но опятьтаки, первенство не есть «юрисдикционный» принцип. Если, согласно известному 34-му апостольскому правилу, епископы повсеместно должны признавать первого среди них, то же правило, утверждая это первенство, ссылается на Святую Троицу, в которой есть «порядок», но отнюдь не «подчинение». Функция первенства — выражать единство всех, быть его проводником и глашатаем.

    Поэтому, так же как епископы выражают единство Церкви без подчинения мирян самим себе, так же и более почитаемые Церкви выражают единство всей Церкви, но при этом ни они, ни их епископы не стоят «над» другими Церквами или епископами. Как говорит Шмеман, такое понимание иерархичности основано на порядке в Троице, в Которой Бог-Отец занимает первенствующее положение как Источник Божества и объединяющая Первопричина, но при этом Бог-Сын и Бог-Дух не находятся у Него «в подчинении».

    Согласно такому пониманию, первенство старшинства и чести среди православных Церквей принадлежит четырем древним патриаршествам, которые были центрами восточного христианства в Ранней Церкви: Константинопольское, Александрийское, Антиохийское и Иерусалимское. Помимо них, существует также одиннадцать Церквей, которые называются «автокефальными» и являются национальными, кроме Афонского монастыря. Следующими по старшинству идут шесть Церквей, которые называются «автономными», но которым еще не присвоен статус «автокефальных». И, наконец, Церковные области в православном «рассеянии» (главным образом состоящие из иммигрантов, живущих за пределами исторически православных регионов), каждая из которых находится под юрисдикцией одной из автокефальных Церквей. Итак, всеобщая организационная структура Православной Церкви выглядит следующим образом:Древние патриаршества: Константинопольское, Александрийское, Антиохийское, Иерусалимское

    Автокефальные Церкви:

    Русская (Московский патриархат), Румынская,

    Сербская, Греческая, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Чешская, Словацкая, Польская, Албанская и Афонский монастырь

    Финская, Китайская, Японская, а также три Русские Православные Церкви (Зарубежная Русская Православная Церковь, Русская Православная архиепископия в Западной Европе и Русская Православная греко-католическая

    Здесь необходимо обратить внимание на то что, несмотря на утверждение, что ни одна Церковь не имеет власти над другой Церковью, все же «юрисдикционная» борьба в Православии присутствует. Существует несколько Церквей, которые официально находятся под юрисдикцией одной из автокефальных Церквей, но в то же время требуют присвоения им автономного статуса. Такими Церквами являются Украинская Автономная Православная Церковь и Македонская Православная Церковь.

    Православное духовенство

    Иерархия Православной Церкви называется «трехчинной», поскольку состоит из трех основных церковно-иерархических ступеней: епископ, священник и диакон, которые относятся к высшей степени клира. В зависимости от отношения к браку, духовенство подразделяется на две категории — «белое» и «черное», имеющие соответствующего цвета одежды. Представители «белого» духовенства обычно являются приходскими священниками и состоят в браке. «Черное» духовенство в брак не вступает и имеет право посвящаться в епископский сан. Никто из духовенства после посвящения в духовный сан права на женитьбу не имеет. Поэтому решение относительно женитьбы необходимо принять еще до посвящения в сан диакона, т.е. заранее выбрать категорию духовенства — «белую» или «черную». Если у священника из «белого» духовенства умирает жена, то он также не имеет права жениться во второй раз. К низшей степени клира относятся церковнослужители (причетники): иподиаконы и диаконисы, чтецы, певцы и пономари, находящиеся в непосредственном подчинении настоятеля церкви.

    Среди православного духовенства существует структура церковных званий. К сожалению, использование их в Православии не всегда является последовательным. Ниже в виде таблицы представлены церковные звания и их значение в Греческой и Русской Православных Церквах:

    Церковное звание в Греческой Православной Церкви в Русской Православной Церкви

    Патриарх Глава группы автокефальных Церквей То же

    Митрополит Почетное звание епископа Епископ столичного города или автокефальной Церкви

    Архиепископ Епископ столичного города или автокефальной Церкви Почетное звание епископа

    Архимандрит Почетное звание священникамонаха То же

    Игумен Настоятель монастыря Почетное звание, которым может быть награжден любой священник-монах

    Архиерей Почетное звание, равное званию архимандрита, которым награждается священник не монах То же

    Протопоп То же что и архимандрит То же

    Иеромонах Священник-монах То же

    Иеродиакон Монах-диакон То же

    Архидиакон Почетное звание иеродиакона То же

    Протодиакон Почетное звание диакона не монаха То же

    Православный литургический календарь

    В третьей главе мы говорили об основных православных праздниках. Однако, для того, чтобы в праздниках было легче ориентироваться, лучше будет представить их в виде таблицы. Первая дата соотносится с григорианским календарем, а вторая — с юлианским, которого придерживается Православная Церковь в Иерусалиме, России и Сербии.

    Название праздника Дата Значение праздника

    Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября Православный христианский год начинается с праздника Рождества того, кто родил Иисуса

    Воздвижение Креста Господня 14 (27) сентября Празднуются важные исторически события, относящиеся к Кресту

    Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря) Празднование полного посвящени Марии Богу и ее готовности исполнить свое призвание

    Рождество Христово 25 декабря (7 января) Празднование воплощения Христа

    Крещение Господне. Богоявление 6 января ( 1 9 января) Празднование крещения Иисуса Христа

    Сретение Господне 2 (15) февраля Празднование принесения Иосифом и Марией младенца Иисуса в храм

    Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля) Празднование благой вести архангела Гавриила Марии о том, что она родит Мессию

    в Иерусалим За неделю до Пасхи Въезд Иисуса Христа в Иерусалим как Царя Иудейского

    Пасха Самый главный праздник

    православного христианского года

    празднование воскресения Христа

    Господне Через 40 дней

    после Пасхи Празднование завершения дела

    Христа на земле и Его вознесения к Отцу и Святому Духу

    День Святой Троицы. Пятидесятница Через 50 дней после Пасхи Празднование рождения Церкви через сошествие Духа Святого

    Преображение Господне 6(19) августа Празднование откровения

    апостолам Божественной славы Христа

    Богородицы 15(28) августа Празднование смерти и

    В отличие от Католической Церкви, халкидонские православные Церкви организованы в поместные общины (см. десятую главу). Некоторые из них за их древность, численность или значимость почитаются более других, но это вовсе не означает, что такие Церкви получают какую-то власть над другими.

    Отсутствие «юрисдикционного» подчинения одной Церкви другой, одного епископа другому не значит, что не существует иерархичности и порядка. В раннем каноническом Предании этот порядок соблюдался разными уровнями первенства, т.е. епископских и церковных центров, или очагов единства. Но опять-таки, первенство не есть «юрисдикционный» принцип. Если, согласно известному 34-му апостольскому правилу, епископы повсеместно должны признавать первого среди них, то же правило, утверждая это первенство, ссылается на Святую Троицу, в которой есть «порядок», но отнюдь не «подчинение». Функция первенства — выражать единство всех, быть его проводником и глашатаем.293

    Поэтому, так же как епископы выражают единство Церкви без подчинения мирян самим себе, так же и более почитаемые Церкви выражают единство всей Церкви, но при этом ни они, ни их епископы не стоят «над» другими Церквами или епископами. Как говорит Шмеман, такое понимание иерархичности основано на порядке в Троице, в Которой Бог- Отец занимает первенствующее положение как Источник Божества и объединяющая Первопричина, но при этом Бог- Сын и Бог-Дух не находятся у Него «в подчинении».

    Согласно такому пониманию, первенство старшинства и чести среди православных Церквей принадлежит четырем древним патриаршествам, которые были центрами восточного христианства в Ранней Церкви: Константинопольское, Александрийское, Антиохийское и Иерусалимское. Помимо них, существует также одиннадцать Церквей, которые называются «автокефальными» и являются национальными, кроме Афонского монастыря.

    Древние пат- Константинопольское, Александрийское, риаршества: Антиохийское, Иерусалимское

    Автокефаль- Русская (Московский патриархат), Румынская, лые Церкви: Сербская, Греческая, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Чешская, Словацкая, Польская, Албанская и Афонский монастырь/’2

    Здесь необходимо обратить внимание на то что, несмотря на утверждение, что ни одна Церковь не имеет власти над другой Церковью, все же «юрисдикционная» борьба в Православии присутствует. Существует несколько Церквей, которые официально находятся под юрисдикцией одной из автокефальных Церквей, но в то же время требуют присвоения им автономного статуса. Такими Церквами являются Украинская Автономная Православная Церковь и Македонская Православная Церковь.

    Ссылка на основную публикацию