Старинная икона божьей матери

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • Православие (1365)
  • иконы (751)
  • Святые (358)
  • иконы Божией Матери (358)
  • храмы соборы монастыри (228)
  • Церковные праздники (161)
  • притча (75)
  • проповедь (52)
  • Рождество (21)
  • православные сайты (19)
  • Поминовение усопших (16)
  • монахи и монахини (14)
  • День Ангела (12)
  • Молитва (10)
  • о сектах и псевдоиконах (9)
  • Живопись, искусство (8)
  • Просьба о помощи, просьба молитв (7)
  • о постах (3)
  • живопись (686)
  • художники (557)
  • живопись-портреты (318)
  • живопись-пейзажи (133)
  • Пасха (3)
  • страны (407)
  • Россия (153)
  • Европа (15)
  • Азия (2)
  • Израиль (1)
  • Евроазия (1)
  • музыка (382)
  • любимые исполнители (227)
  • Елена Ваенга (96)
  • Стас Михайлов (60)
  • духовные песни (47)
  • шансон (21)
  • романсы,классическая музыка (20)
  • Евгения Смольянинова (7)
  • Жанна Бичевская (6)
  • Валентина Толкунова (6)
  • города (350)
  • Санкт — Петербург (74)
  • Москва (28)
  • Мичуринск (15)
  • Сергиев посад (14)
  • Киев (6)
  • Тверь (5)
  • Тобольск (3)
  • декоративно — прикладное искусство (322)
  • фарфор (102)
  • ювелирное искусство (78)
  • история вещей (53)
  • национальная одежда (20)
  • русский костюм (19)
  • Федоскинская миниатюра (13)
  • Иконы (4)
  • Палех (4)
  • Майолика (2)
  • финифть (1)
  • лаковая миниатюра (1)
  • архитектура (289)
  • замки (23)
  • мечети (1)
  • история (264)
  • фотография (251)
  • Иконы Божией Матери (226)
  • Казанская (25)
  • Покров Пресвятой Богородицы (22)
  • Владимирская (14)
  • Иверская (11)
  • Скоропослушница (11)
  • Феодоровская (10)
  • Милостивая — Киккская (9)
  • Всех скорбящих радость (8)
  • Млекопитательница (8)
  • Нечаянная Радость (8)
  • Всецарица (7)
  • Неопалимая купина (7)
  • Призри на смирение (7)
  • Державная (6)
  • Споручница грешных (6)
  • Взыскание погибших (5)
  • Похвала Пресвятой Богородицы (4)
  • Отрада и Утешение (4)
  • Утоли моя печали (4)
  • Боголюбская (4)
  • Троеручица (4)
  • Албазинская (3)
  • В скорбех и печалех Утешение (3)
  • Неупиваемая Чаша (3)
  • Достойно есть (3)
  • Знамение (2)
  • Целительница (2)
  • Живоносный Источник (2)
  • Тихвинская (2)
  • Колочковская и Кипрская (2)
  • Леснинская (2)
  • Чирская (Псковская) (2)
  • Воспитание (1)
  • Коневская (1)
  • София — Премудрость Божия (Новгородская) (1)
  • Новоникитская (1)
  • Акафистная (1)
  • Почаевская (1)
  • Смоленская икона Божией Матери Одигитрия (1)
  • Ильинская (Черниговская) (1)
  • Тамбовская (1)
  • Ярославская (1)
  • полезная информация (162)
  • для дневника (116)
  • компьютер (36)
  • информация для школьников (4)
  • Полезные советы для дома (1)
  • поэзия (159)
  • дети (150)
  • История России (148)
  • Династия Романовых (84)
  • Народные обычаи, традиции, нравы (37)
  • День Победы (18)
  • История (16)
  • Исторические личности (10)
  • История храма (3)
  • духовный мир (139)
  • исторические личности (137)
  • природа, пейзаж (114)
  • ангелы (92)
  • актеры и актрисы (69)
  • цветы (59)
  • натюрморты (50)
  • музеи (44)
  • певцы и певицы (43)
  • скульптуры (36)
  • Дева Мария (35)
  • Поздравительные открытки (33)
  • пасхальные открытки (9)
  • Новогодние (8)
  • Открытки с именинами или Днем Ангела (5)
  • Рождественские открытки (4)
  • Татьянин день (3)
  • 8 марта (2)
  • животные (32)
  • известные личности (31)
  • интересно (22)
  • птицы (22)
  • мужчина и женщина (18)
  • кулинария (17)
  • витражи (16)
  • Поиск пропавших людей (15)
  • геральдика (12)
  • Поздравления (11)
  • славяне (9)
  • русские женщины (4)
  • славянки (3)
  • славянские дети (1)
  • Праздники (6)
  • Крещение (6)
  • Украина (3)
  • психология (1)
  • Афоризмы (0)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Старинные иконы. Иконография Богородицы Гликофилусса.

Гликофилусса (Γλυκοφιλοῦσα) — это собирательное название всех таких икон, где младенец Иисус прижимается щекой к матери, так икона Владимирской Божией матери тоже относится к этому же разряду икон.

Хотя существует отдельная икона с таким названием.
“Сладкое Лобзание” (Гликофилусса), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Именуется так потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей младенца Христа, принадлежит, по преданию, к одной из 70 икон, писанных евангелистом Лукой. Находится в Филофеевском монастыре на Афоне. Икона прославилась во времена иконоборства. Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория, с опасностью для жизни, чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше пустить ее в море — и пустила. Икона явилась на берегу пред Филофеевским монастырем. Игумен и братия внесли ее в соборный храм. С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы. Чудеса и поныне совершаются от сей иконы.

Старинная икона божьей матери

Практически каждый день, в наш салон звонят клиенты из задают практически одни и те же вопросы: Как определить стоимость старинной иконы Божьей матери? Из чего складывается цена старинной иконы? Как долго происходит оценка старинной иконы? Поэтому мы решили написать очередную статью на примере одного из самых популярных библейских сюжетов Богоматерь с Младенцем. В этот раз на экспертизу предоставлена храмовая старинная икона последний четверти XVIII века.

Характеристики иконы:
Материал и техника: дерево, левкас, темпера, масло, золочение, серебрение.
Размер большой старинной иконы: 97 х 48 х 3 см.
Факт №1. Если при написание иконы использовали золочение, это первый признак, что Ваша икона может стоить дорого.

Далее рассмотрим лицевую и оборотную сторону иконы. Оборотная сторона: щит иконы состоит из двух сосновых досок, скрепленных двумя узкими (2 — 2,5 см) шпонками, из-за коробления основы сильно вышедшими из пазов. В пяточной части шпонки выбраны заподлицо с доской, пятки выступают на 1 — 1,3 см. Ребра шпонок стесаны. По центру каждой шпонки видно углубление от стяжки. При реставрации шпонки были надпилены в поперечном направлении и изогнуты соответственно кривизне доски. Стык досок проклеен при реставрации. Древесина имеет мелкие сколы. На обрезах — бороздки от гвоздей, крепивших икону в киоте или иконостасе. Лицевая сторона храмовой иконы: доска без ковчега. (Факт №2.Цена иконы с ковчегом намного выше чем без). Богоматерь представлена в полный рост, стоящей на розовато-коричневых облаках. Ее глава склонена к Младенцу, сидящему на ее левой руке, правая рука поднесена к персям. Дева Мария облачена в синюю ризу и темно-розовый мафорий холодного оттенка, схваченный на персях круглой застежкой; обувь коричневая. Младенец Христос склонился к матери, благословляя именословно, левой ручкой придерживает на колене синюю державу, увенчанную крестом. Он в розовом хитоне и светло-зеленом гиматии. Пробела на мафории золотые, на ризе Богоматери — серебряные, на одеждах Младенца — белильные.

Лики овальные, с довольно крупными правильными чертами. Личное написано по серо-оливковому санкирю, вохрение сильно разбеленное, с неяркой подрумянкой. Глаза исполнены по санкирю, с алыми слезниками и корпусными белильными мазками с одной стороны от радужек. На охристых радужках лежат белильные блики. Персты Божьей матери имеют цилиндрическую форму, суставы обозначены белилами. Персты Богомладенца тонкие, изящные, верхняя губа протянута киноварью. Нимбы позолочены сусальным золотом по оранжевому полименту. В нимбе Христа белильное девятичастное перекрестье с буквами «owн» (сущий).

Фон бледно-голубой (небо) с размытыми розоватыми облаками. Справа от нимба Христа размещена Его теонимограмма «IИС ХС». Над нимбом Богоматери Ее теонимограмма: МР OY. Буквы выполнены красно-коричневой краской. Поля заменены коричневой опушью.

Сохранность старинной иконы божьей матери: хорошая. (Факт №3. Сохранность иконы серьезно влияет на цену иконы, чем икона старее и целее, тем дороже). Восполненная утрата грунта в верхней части фона, треугольной формы, сходящая на нет к нимбу Богоматери. Реставрационные тонировки по линии стыка досок, проходящей через правый (левый от зрителя) глаз Богоматери. Мелкие локальные тонировки на одеждах и фоне. Повсеместный естественно образовавшийся кракелюр.

Старинная икона божьей матери

Датировка и атрибуция: высветленное личное письмо, насыщенный холодный колорит в сочетании с золотыми и серебряными пробелами, бледно-голубое небо с клубящимися размытыми облаками являются признаками «золотопробельной» иконописи последней четверти XVIII в. В это время барочные тенденции (хорошо видны в иконе Ф. Колокольникова) трансформируются под влиянием эстетики классицизма: цветовая гамма строится на холодных розовых и синих тонах; белильные пробела, отмечающие ребра складок одежд, образуют самостоятельные орнаментальные узоры (поэтому выходит из употребления «парчовая» орнаментация барокко); фоны теряют интенсивность. Аналогии отрибутируемой иконе обнаруживаются в иконописи Великого Устюга (Козьма Волков — Богоматерь «Жена, облеченная в солнце», 1782, Великоустюжский музей — заповедник; Алексей Колмогоров) и Тотьмы (Федор Никоновский — «Распятие», 1786, собрание галереи «Дежа вю», Москва). О северном происхождении памятника говорит так же характер основы — сосновая доска с узким рельефными шпонками.

Атрибутируемая старинная икона «Божья Матерь с Младенцем» отличается красотой колорита и изяществом фигур, поэтому цена такой иконы на рынке может достигать свыше 500 000 рублей. Над нимбом Богоматери и по обе стороны от Ее фигуры остановлено значительное пространство, отчего Богоматерь выглядит по-девически хрупкой. Легкая фигурка Младенца словно парит над Ее рукой, касающейся только складок Его одеяний. Исключительно благородно выглядит сочетание темно-синей ризы, пробеленной серебром, винно-красного мафория с золотыми пробелами т бледно-розового хитона Христа. Разнообразие в эту гамму вносит зеленый гиматий, который благодаря блекло-серому оттенку не вносит диссонанс в общее цветовое решение. Такое письмо в XVIII в. считалось «греческим» и официально предписывалось для православных храмов. Любопытно, что в данном случае буквы в нимбе Христа расставлены именно по греческому образцу: греки писали эпитет «owн» слева направо, а русские — по ходу крестного знамения («owн»).

Старинная икона «Божья Матерь с Младенцем» является незаурядным произведением русской иконописи XVIII в., обладающим, помимо художественного, безусловным коллекционным и музейным значением. А следовательно цена такой старинной иконы может достигать сотни тысяч рублей.

Двусторонняя икона «Умягчение злых сердец» и «Святой Иоанн Креститель»

№ 014964

Старинная икона «Иоанн Креститель» в окладе

№ 014437

Старинная икона «Огненное восхождение Ильи пророка»

№ 012768

Старинная икона «Богоматерь Корсунская (Эфесская)»

№ 014538

Старинная икона «Благоверный князь Александр Невский»

№ 013954

Старинная икона «Святой Георгий Победоносец» в окладе

№ 014670

Старинная икона Божья Матерь «Знамение»

№ 012761

Старинная икона Божией Матери «Огневидная»

№ 014556

Старинная икона «Николай Чудотворец» с предстоящими Спасителем и Пресвятой Богородицей в серебряном окладе с эмалью

№ 014780

Мастер Иван Тарабров
Антикварная икона «Господь Вседержитель» (Спаситель) в серебряном окладе в стиле модерн

№ 014445

Старинные иконы купить на дереве 16,17, 18 и 19 века в Москве Вы можете в нашем антикварный магазин старинных икон в Москве «Кентавр» . Где КУПИТЬ АНТИКВАРНУЮ ИКОНУ ? — такой вопрос часто возникает у коллекционеров и любителей старинной иконы. Русские АНТИКВАРНЫЕ ИКОНЫ на дереве являются особым товаром антикварной галереи «Кентавр», ведь они имеют религиозную, культурную и историческую ценность. КУПИТЬ СТАРИННУЮ ИКОНУ – важное событие, как для коллекционера или любителя старины, так и для верующего человека. Эта покупка, кроме основного духовного значения и смысла еще является и весьма выгодной инвестицией.Продать старинную икону— с таким запросом часто обращаются в наш магазин антикварных икон. Покупка, продажа старинных антикварных икон важное направление деятельности нашего антикварного магазина. Скупка старинных икон в Москве также производится в нашем магазине старинных икон, которая подразумевает срочный выкуп старинных икон и Вы можете получить деньги сразу, в случае, если икона будет представлять для нас интерес. Старинные иконы цены растут из года в год на протяжении многих десятилетий как на нашем антикварном рынке, так и на западном.

АНТИКВАРИАТ ИКОНЫ в магазине в Москве. Продажа покупка старинных икон. Для того чтобы написать икону, нужно быть искренне верующим человеком. Старая икона, на которой изображены лики святых, создаётся по особым канонам, которые не менялись в течение многих столетий. Купить антикварные иконы — с таким запросом часто обращаются в наш магазин старинных икон коллекционеры старинных икон и любители старины, а также представители русской православной церкви, которые собирают старинные храмовые иконы 17, 18, 19 века для восстановленных и отреставрированных церквей. А также для вновь построенных православных храмов, монастырей, церквей и соборов.

АНТИКВАРНАЯ ИКОНА – прекрасный подарок. Она несёт мощный позитивный заряд и оберегает от беды. С ней дом вашей семьи будет наполнен счастьем и любовью. Магазин старинных икон в Москве «Кентавр» имеет обширную коллекцию. Старинная икона святых, именные иконы, редкие сюжеты икон . Купить старую икону 17 18 19 века. У нас Вы можете выбрать на нашем сайте в интернете и купить старинные иконы. Вершина творчества русских ювелиров на рубеже 19- 20 веков старинные иконы в эмалевых окладах. В этом направлении ювелирного искусства прославились ведущие фирмы Москвы и Петербурга — Фаберже, Болина, братьев Грачевых , Овчинникова, Хлебникова, Губкина, Оловянишникова. Антикварный магазин икон в Москве «Кентавр» имеет виртуальный интернет-магазин старинных икон, где, не выходя из своего офиса или квартиры, вы можете купить антикварную икону в интернет-магазине, а так же купить или продать дорогие антикварные иконы, которые будут будут приносит свет Вашему дому. Цены на антикварные иконы Вы можете узнать на нашем сайте . Скупка и оценка икон — одно из направлений деятельности нашего магазина старинных икон.

Страшный Суд Божий, Спас Лоза Истинна, Неопалимая Купина, Живоносный источник, Древо Иессеево.

Перейти к Оглавлению.

Внимание: изображения кликабельны.

Старинная икона божьей матери

Старинная икона божьей матери

Страшный Суд Божий.

Духовный образ на данной иконе — один из самых весомых и значимых в православии. Сюжет данной иконы отображает Библейское предсказание о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, о воскресении мертвых и страшном суде Господнем, на котором грешники и праведники будут разделены, каждому воздастся по делам его и будет определена его дорога, кому в рай, а кому в ад. Данный духовный образ поражает своею гениальностью, красотой, количеством крупных и мелких деталей, а также задействованными лицами, о которых говорится в Святом Писании. Христианские летописи донесли до наших дней сведения, в которых говорится, что данный образ появился примерно в IV веке от Рождества Христова. Многие историки уверяют, что первый образ был не столь насыщенный, как современный, поэтому он постоянно усовершенствовался, и только в VIII веке, икона «Страшный Суд Божий» — стала канонической. Согласно церковному поверью, данная икона попала в Святую Русь примерно в X веке, и сразу стала значимой для русских православных верующих, так как жители Руси всегда почитали Писание и изображенные образы из него. Пред духовным образом на иконе «Страшный Суд Божий» — пристало возносить молитвы в первую очередь о прощении грехов, совершенных осознанно и неосознанно, а также, просить о вразумлении, и о помощи для противостояния мирским соблазнам. Образу на донной иконе принято молиться о покаянии, так как только покаяние может спасти душу и открыть для верующего Царствие Небесное. Церковь Христова вспоминает о страшном суде Господнем целую неделю, которая начинается за четырнадцать дней до Великого православного поста.

Старинная икона божьей матери

Спас Лоза Истинная.

Сюжет иконы основан на словах Господа нашего Иисуса Христа из Святого Писания: « — Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь». Виноград — это символ мудрости и величия, а главное, это символ жизни, поэтому Господа на данной иконе окружает виноградная лоза символизирующая вечную жизнь, а значит — бессмертие души. Спаситель знает все и обо всех, он всегда слышит молитву верующего, поэтому посылает свою благодатную помощь. В то же время, Христос помогает понять и осознать, что какие бы не были земные ценности и богатства собранные людьми, все они тленны и пусты, по сравнению с ценностями духовными, поэтому пред данной иконой пристало возносить молитвы о покаянии и укреплении в христианской вере. Кроме этого, пред иконой Иисуса Христа «Спас Лоза Истинная», можно молиться о всех трудностях и проблемах, которые тревожат душу и сердце, и, конечно же, об исцелении телесных недугов, душевных ран, и о добром здоровье на многие лета, ведь во время своего земного жития, Спаситель продемонстрировал людям, что для него нет ничего не возможного и показал многие чудеса. Для икона Господа «Спас Лоза Истинная», не установлен специальный день ее почитания, так как Господа нужно помнить всегда, молитвенно обращаться к его образу со своими проблемами и чаяниями, благодарить за оказанную помощь, и за то, что имеем, и тогда Спаситель пошлет то, в чем человек по-настоящему нуждается.

Старинная икона божьей матери

Старинная икона божьей матери

Божия Матерь «Неопалимая Купина».

Неопалимая Купина — ознаменовывает собой нетрадиционное зачатие Спасителя мира сего от Духа Святого, а также, показывает и обозначает Матерь Божию родившуюся на грешной земле, но не подвластной греху. Данный духовный образ Богородицы необычный и своеобразный, он отличается от привычных для христиан образом Матери Божией. Согласно сохранившимся летописям, этот живописный образ впервые увидел свет на греческой земле, в далеком 1100 году. Мастер, или мастера, создавшие эту икону, к большому сожалению остались неизвестными. Пред данной иконой, можно молиться также, как и пред привычными образами Матери Божией на иконах «Неопалимая Купина», а именно: Молить Богородицу о помощи в делах житейских, просить укрепить в вере и послать доброе здоровье. Данная икона защищает от пожаров, грома и молний, оберегает жилища христиан от проникновения в них злоумышленников, злодеев и нечистой силы. В России икону почитают, как небесную покровительницу русских пожарных. Церковные празднования в честь иконы Богородицы «Неопалимая Купина» — совершаются 17 сентября.

Старинная икона божьей матери

Божия Матерь «Живоносный источник».

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» — обрела всемирную славу после того, как даровала всем немощным исцеление от самых сложных телесных недугов и душевных ран. Название иконы говорит само за себя, и олицетворяет собой спасение души человеческой, как в буквальном, так и философском смысле, ведь сама Матерь Божия стала для всех верующих Живоносным источником. Пред данной иконой пристало возносить молитвы об избавлении от страстей и зависимостей, в особенности алкогольной и наркотической. К духовному образу Матери Божией обращаются в скорби и печали, которые отягощают душу, что непременно приводит к лишению жизненных сил. Матерь Божия всегда услышит молитву верующего просящего заступничества от мирских соблазнов и земных искушений, оградит христианина от злых бесов, которые всеми силами пытаются завладеть душою верующего человека, дабы отвернуть его от почитания Господа. В России есть более ста православных храмов, много часовен и монашеских обителей, именуемых во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Православной Церковью совершаются празднования в честь данной иконы в каждую пятницу Пасхальной седмицы.

Старинная икона божьей матери

Древо Иессеево.

Уникальная и в чем-то необычная икона Пресвятой Богородицы «Древо Иессеево» — очень редкая икона, на которой, по линии Пресвятой Богородицы Девы Марии, изображена родословная Господа нашего Иисуса Христа. Пророчество из книг Святого Писания говорит нам, что Спаситель мира сего будет происходить из царского рода Давида, сына Иессеева. Образ на этой иконе показывает нам лежащего на земле Иессея, от которого произрастает его древо, где изображены предки Иисуса Христа. Считается, что икона «Древо Иессеево», была создана неизвестным иконописцем в Греции, ее оригинальное название «Мировлитиса». В настоящий момент оригинал иконы находится в монашеской обители Святого Николая Чудотворца, которая находится на греческом острове — Андрес. Пред духовным образом на данной иконе, пристало возносить молитвы об укреплении в вере, и о помощи в делах житейских. В честь иконы Матери Божией «Древо Иессеево», Церковью Христовой совершаются празднования один раз в год — 15 июля.

Старинная икона божьей матери

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы понимаем под словом «икона».

В широком смысле слова иконой называют любое изображение Христа, Богородицы, ангелов или святых. Самые ранние из дошедших до нас священных христианских живописных изображений относятся ко II веку. В римских катакомбах, где молились первые христиане в эпоху гонений, на стенах сохранились росписи, в которых можно видеть самые ранние примеры христианской иконографии. Широко известны изображения креста или пастуха, который несет овечку, — символ Христа.

Если же считать иконой строго переносное изображение, то древнейшие дошедшие до наших дней образы относятся к VI веку. Это знаменитые иконы из египетского монастыря святой Екатерины на горе Синай.

Старинная икона божьей матери

Существует предание, что первым иконописцем был апостол Лука, написавший на доске образ Марии — Матери Христа. Однако ни одна из икон, приписываемых апостолу и евангелисту Луке, не сохранилась. А чтимые и чудотворные образы, автором которых считается святой евангелист, относятся к более позднему времени.
Объяснение этому «противоречию» дал знаменитый исследователь иконописи Леонид Успенский: «В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом».

Иконопись — разновидность художественного искусства. Но, в отличие от других его видов, она несет в себе гораздо больше смыслов и значений. Миссия священного произведения кардинально иная, нежели у картин, пусть и духовного содержания. Немногие из православных иконописцев известны, более того — часто святые образы писались коллективно: мастер рисовал лик, а помощники — всё остальное. Вот пятерка, пожалуй, самых знаменитых икон в православном мире.

Старинная икона божьей матери

Икона Владимирской Божьей Матери

Один из наиболее почитаемых образов в русском православии — Владимирская икона с изображением Божьей Матери. По легенде она принадлежит кисти евангелиста Луки. Изображение, как гласит та же легенда, нанесено на деревянную столешницу, у которой собрались на трапезу Спаситель с Пречистой Девой и праведником Иосифом.

Старинная икона божьей матери

В Россию образ попал в 1131 году — его прислали в подарок Юрию Долгорукому. С тех пор он защищает Русь от иноземцев и являет чудеса. Так, рассказывают, что икона спасла землю русскую от Тамерлана, в 1480-м — от разорения Руси золотоордынским предводителем Ахматом, а в 1521-м избавила Москву от разгрома казанским ханом Мехмет-Гиреем.

«Троица» Андрея Рублева

В зале Третьяковки находится одна из известнейших икон православного мира — «Троица», написанная Андреем Рублевым — самое знаменитое произведение мастера. Она создавалась в начале 15 века (точную дату специалисты назвать затрудняются) для белокаменного величественного Троицкого собора.

Старинная икона божьей матери

Предполагалось, что икона будет стоять справа от Царских врат. Изображение многогранно и многослойно, исполнено символами и смыслами. А потому сюжету этого шедевра посвящено немало научных исследований.

Икона Казанской Божьей Матери

Чудотворная каноническая икона была обретена в середине лета 1579 года, через четверть века после покорения Казанского ханства Иваном Грозным. Патриарх Гермоген писал, что накануне 8 июля — дня обретения реликвии — в Казани приключился сильный пожар, из-за которого выгорело полгорода, в том числе и часть Кремля. Татары злорадствовали — дескать, высшие силы покарали нечестивцев, посягнувших на мусульманские земли. Стрелец Даниил Онучин собрался построить на месте сгоревшего новый дом, однако ему помешала десятилетняя дочка Матрона.

Старинная икона божьей матери

Девочка поведала, что в сновидении явилась к ней Божья Матерь и велела найти образ на месте будущей стройки. От малышки отмахнулись, но она снова и снова настаивала на том, что пожарище нужно раскопать.

В конце концов девочке уступили и принялись разгребать пепел и остатки сгоревшего здания. Так на пепелище и был найден образ Казанской Божьей Матери. Чудотворная икона излечивала болезни и вдохновляла воинов, перед ней накануне великих походов молились Петр I и Михаил Кутузов. В начале прошлого века икона была уничтожена, но многочисленные списки с нее разошлись по всему свету. Самый ранний можно увидеть в зале Третьяковской галереи.

«Спас Нерукотворный» Симона Ушакова

Наиболее, пожалуй, интересная старинная икона — «Спас Нерукотворный» — написана в 1658 году в мастерской Симона Ушакова, царского иконописца 17 века. Интересна она своей неканоничностью и реалистичностью — до этого образы писались по строжайшим правилам. Лицо Спасителя на убрусе выглядит человечным и доброжелательным, тщательно прописаны даже ресницы — это нехарактерно для древнерусской иконописи.

Старинная икона божьей матери

Сюжетом иконы послужила библейская легенда. Однажды Спаситель омыл лик, утерся полотенцем и образ его остался на ткани. Он и стал первым изображением Иисуса. Нерукотворный лик — один из наиболее сакральных и почитаемых в христианстве. И именно его неоднократно воспроизводил Симон Ушаков в своих творениях. Самый известный убрус авторства Ушакова сегодня бережно хранится в Третьяковке.

«Спас в силах» Рублева

Очень символична икона «Спас в силах» знаменитого Андрея Рублева. По замыслу создателя, она представляет собой образ Христа, находящегося в центре Мироздания. Фактически, это наглядная схема христианского мироустройства со всеми его атрибутами.

Старинная икона божьей матери

Икона «Спас в силах» — важнейшая из реликвий в православии, и поэтому ее всегда помещают в центре храмового иконостаса, над Царскими вратами. Изображение авторства Андрея Рублева сегодня находится в Третьяковской галерее, в стеклянном саркофаге, где созданы особые условия для его хранения.

История возникновения староверческих икон берет свое начало с нашумевшей реформы в религии, провести которую решил Патриарх Никон. Это была середина XVII века, когда Русская Православная Церковь была шокирована предстоящими изменениями. Даже то, что реформа не затрагивала вопроса религиозной догматики, а лишь предполагала внесение неких замен во внешней обрядовой стороне богослужения, не остановило процесс, приведший к расколу. Отделение от официальной церкви из-за возникнувших противоречий стало решающим моментом в истории возникновения старообрядческих икон.

  1. Школы и особенности старообрядческих икон
  2. Значение икон
  3. Помощь староверских икон

Школы и особенности старообрядческих икон

Староверские иконы в целом разделены на пять крупных школ: Ветковская, Поморская, Навьянская, Сибирская и Сызранская. Так для ветковской школы основным мотивом (от названия) служат цветы, ветви с листьями, часто изображается образ эдемского сада. А вот сибирские иконы славятся своим различием в представлении одних и тех же образов, находя свою особенность в непохожести.

Характерной чертой икон старообрядцев считается изобилие надписей по краям, на полях. Славятся данные образы и так зваными темными ликами, с едва различимыми контурами, что сливаются с цветом деревянных досок. Также, нельзя не отметить, что в XVIII веке официальная церковь запретила старообрядческие литые иконы, кои были еще одной отличительной чертой староверческих образов, которые отливались из меди или олова, неким образом напоминая современное штампование.

Одной из принятых староверами икон, на которой изображен Иисус Христос, является икона Спас Благое Молчание. Она встречается только лишь у старообрядцев, ведь каноны официальной церкви не принимали и в кой-то мере запрещали отображать Христа в обличии ангела, каким он запечатлен на иконе Благого Молчания, что в свою очередь делиться на Спаса Мокрая Брада и Спаса Ярое Око.

Старинная икона божьей матери

Не менее важным образом в христианской религии остается образ Девы Марии. Не лишены и староверческие иконы обличия Божьей Матери, хотя и с некоторыми отличиями. Наибольшей популярности у старообрядцев приобрела икона Богородица Огневидная. Из-за цветового оформления (яркий красный, оранжевый алые тона) икона получила название «Огневидная». Изображена Пресвятая Дева без Младенца на руках, как это привычно для официальной церкви, и голова Ее повернута в правую сторону.

Самой непонятной и не воспринимаемой иконой для православной церкви можно назвать икону мученика Христофора-Псеголовца (Псеглавца).

На данной иконе изображается святой, чья голова – это голова собаки. Официально икона была табуирована 21 мая 1722 года, когда Святейший Синода за «противные естеству, истории и самой истине» запретил несколько икон в числе которых оказалась и эта. Множество старинных икон со Святым Христофором со временем были уничтожены, однако старообрядцы сохранили значительную часть, продолжая чтить Псеголовца даже после запрета.

Старинная икона божьей матери

Икона Никола Отвратный являет образ Николая Чудотворца, косящего влево зрачками. Приблизительно она появилась в конце XVII века, распространившись в староверской среде. Икона Святого далека от православной церкви и была бы ею не принята через использование таких приемов, как крупные глаза, голова неестественных размеров (больше, чем полагается), усиливающие психологическое напряжение при рассмотрении иконы. Значение иконы Никола лежит в самом названии и одним своим изображением отвращает молящегося от греха.

Старинная икона божьей матери

Значение икон

Сложно дать общую характеристику тому, какое значение несут старообрядческие иконы в общем, ведь это зависит от конкретного образа, изображенного на ней. Например, икона Спаса Ярое Око носит охранительный смысл, а икона Богородицы Огневидной служит защитой от невзгод и бед.

Ошибочным есть мнение тех, кто считает грехом, хранение дома иконы староверов, если сами хозяева не относятся к старообрядцам. На самом деле это не является чем-то «криминальным» и иконы продолжают нести свое значение несмотря на этот фактор «несоответствия».

Помощь староверских икон

Касательно вопроса, как и чем помогают старообрядческие иконы, то ответ мало чем отличается от того «чем помогают православные иконы». Так или иначе иконы не ограничены народностью или временными периодами, поэтому каждая староверческая икона помогает по мере своей предназначенности.

Старинная икона божьей материОдной из самых почитаемых икон Богоматери в наше время считается Армянский Образ Богородицы, который также называют Каменец-Подольским. Эта святыня относится к древнейшим реликвиям, сохранившимся до наших времен. Согласно преданию она была завезена в этот город приблизительно в конце 14 столетия армянами с Крымского полуострова и поставлена в иконостасе церкви Святого Николая.

История и предания

Такая старинная икона не может быть окутана одним-единственным преданием, поэтому существует несколько легенд и мнений, когда и кем святой Армянский Образ Богоматери был завезен в Каменец-Подольский. Первое предание гласит, что она была куплена армянами в Крыму на обычном рынке. Второе, что она была написана ориентировочно в 10 веке и привезена из города Ани.

После этого во время набега турецких захватчиков на город, чудотворную икону выкрали и вывезли в Македонию, где святая реликвия служила обычной кухонной доской для замеса теста. Купцы-армяне, проживающие в Каменце-Подольском, приехали в Македонию специально и выкупили реликвию обратно.

Устные легенды, передающиеся местными жителями, рассказывают о том, что чудотворный лик неоднократно спасал город от захватчиков, поэтому ей часто молятся о сохранности дома, мира в стране.

Отличительные особенности

С 1920 года Армянская икона Богоматери считается утраченной, хотя многие отмечают ее сходство с образом пречистой Девы Марии «Одигитрия» (или Путеводительница), написанным в 16 столетии и находящимся сейчас в Национальном музее искусств.

Отличить оригинальную святыню от других можно было по нескольким характерным признакам:

  • кипарисовая доска, на которой был написан лик;
  • восточная стилистика написания;
  • наличие черной повязки на голове Богоматери;
  • лучезарность лика;
  • восседающий на левой руке Богородицы Богомладенец, пальцы правой руки которого сложены так, будто при перекрещивании;
  • книга с крестом в руке маленького Иисуса Христа;
  • наличие надписей на обороте и самой иконе;
  • Богородица, облаченная в темные одеяния;
  • риза, покрытая серебром и усыпанная драгоценностями.

Дата почитания чудотворной Армянской иконы Богородицы приходится на 27 июня по новому стилю. С момента ее появления она глубоко почиталась и почитается по сей день богомольцами любого вероисповедания.

От возраста иконы зависит ее конечная цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся все коллекционеры мира. Хотите узнать, насколько стара ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом нелегком деле.

Подписи на иконе

Иконописцы довольно часто подписывали и датировали свои иконы. Встречаются иконы с владельческими, авторскими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст иконы.

Проба и клеймо мастера на окладе

На окладах из драгоценных металлов ставили клеймо мастера и пробу. По ним с максимальной точностью определяется время изготовления данного оклада. Но и тут есть небольшой нюанс — встречаются иногда иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на икону или подбирали оклад из уже готовых.

Способ обработки

На Руси доски для икон вытесывали только топором. Начиная с XVII века, начали использовать продольную распиловку бревна для икон. Различные инструменты оставляли свой характерный след на дереве — по ним и определяют ориентировочный возраст иконы. Но бывало и так, что при поновлениях иконы тыльную часть доски стесывали, иконописцы писали на очень старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением другого подходящего инструмента.

Виды и способ крепления шпонок

С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.

Тип красок

Для древнерусских икон иконописцы использовали темперные краски, а с XIX века в обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону максимально похожей на картину, так как присутствует тщательная проработка, тени, полутени мазки, подрисовки.

Сюжет

Для примера, икона с Преподобным Серафимом Саровским никак не могла быть написана в XVII–XVIII веках — так как он был прославлен в лике преподобных в 1903 году. А иконы Царственных мучеников стали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.

Печать

Иконы, напечатанные на бумаге и жести вошли в обиход только с XIX века

Ссылка на основную публикацию