Список великих христианских святых

  • Это список прославленных Великих христианских святых, разделённый по ликам святости: Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Преподобные.

В списке в первую очередь находятся святые прославленные с приставкой «Великий».

Но так же и самые почитаемые, в нескольких Христианских конфессиях (как в Восточном христианстве, так и в Западном христианстве), святые — по почитанию равные Великим святым.

Этот список может быть использован для развития статей: Христианство и Православие, а также для создания новых статей на эту тему, например таких как: Великие библейские пророки, Великие христианские святые.

В каждом разделе имена выстроены по алфавиту.

Связанные понятия

Цели́тель — устарелое именование врача, употребляется в основном в религиозных текстах относительно лечения, осуществленного мистически-божественными средствами. В религиозных и магических представлениях целитель — это личность, которая избавляет от болезни чудесным образом (творит чудо).

Благове́рные (греч. εὐσεβής, лат. pius) — лик православных святых из монархов, прославляемых церковью за праведную жизнь и не относящихся к мученикам и страстотерпцам. Изначально этот лик святости возник в Константинопольской церкви в период Вселенских соборов и применялся исключительно при канонизации византийских императоров и их жён, затем стал использоваться и в других православных церквях, в том числе и Русской церкви.

Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ОсениныРождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (др.-греч. Γενέθλιον τῆς ὑπεραγίας δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ἀειπαρθένου Μαρίας, церк.-слав. Ржⷭ҇тво̀ прест҃ы́ѧ влⷣчицы на́шеѧ бцⷣы и҆ прⷭ҇нод҃вы мр҃і́и, Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны, праздник в исторических церквях. В православных церквях относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы.

Сборник житий святых Православия, их иконы, молитвы, акафисты и каноны святым ..

"Пойте Господу, святые Его,
славьте память святыни Его. "
Пс.29:5

"Но вы — род избранный, царственное священство,
народ святой, люди, взятые в удел,
дабы возвещать совершенства Призвавшего
вас из тьмы в чудный Свой свет. "
1Пет.2:9

"Разве не знаете, что святые будут судить мир?"
1Кор.6:2

"Потом примут царство святые Всевышнего
и будут владеть царством вовек и вовеки веков"
Дан.7:18

Святые — это люди, принадлежащие истинной Церкви Христовой — Православной Церкви, служащие Богу и ближним, при жизни своей духовными подвигами, соблюдением евангельских заповедей победившие страсти и соделавшиеся храмами Святого Духа: "Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор.6:16)

Святые — это яркий пример пророчества Господа Иисуса Христа: "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит. " (Ин.14:12).

"Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13:7)

  • Почитание святых и их мощей — раздел публикаций с обоснованием почитания святых в Христовой Церкви.
  • Мученические акты (сборник документов) — Азбука веры
  • Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Репринтное издание 1904 года
  • Симфония на жития Святых — Игнатий Лапкин

"Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей" (Мф. 10:40-42).

1 января- Прп. Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах.

1 января — Мученик Вонифатий Тарсийский

2 января — Священномученик Игнатий Богоносец

21 января — Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах

22 января — Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца

24 января — Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника

29 января — Блаж. Максима, иерея Тотемского

31 января — Прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского

Февраль

1 февраля — Прп. Макария Великого, Египетского

2 февраля — Прп. Ефимия Великого

4 февраля — Ап. Тимофея

5 февраля — Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела

6 февраля — Преподобной Ксении Римляныни

7 февраля — Свт. Григория Богослова

7 февраля — Прп. Анатолия (старшего) Оптинского

10 февраля — Преподобного Ефрема Сирина

13 февраля — Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского

17 февраля — Прав. Кирилла Новоезерского

18 февраля — Мч. Агафии

21 февраля — Пророк Захария Серповидец из 12-ти малых пророков

21 февраля — Вмч. Феодора Стратилата

25 февраля — Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца

1 марта — Св. Макария митр. Московского и Коломенского

2 марта — Вмч. Феодора Тирона

9 марта — Первое (IY) и второе (452) обретение главы Иоанна Предчети

19 марта — Обретение Честного Креста и гвоздей царицей Еленой в Иерусалиме

Время Великого поста

Апрель

2 апреля — Мученицы Фотины (Светланы), самаряныни

8 апреля — Собор Архангела Гавриила

9 апреля — Мц. Матроны Солунской

13 апреля — Свт. Ионы, митр. Киевского, Московского и всея России, чудотворца

15 апреля — Прп. Тита чудотворца

19 апреля — Св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского, первоучителя славян

28 апреля — Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима

3 мая — Мч. младенца Гавриила Слуцкого (Белостокского)

8 мая — Апостола и евангелиста Марка

15 мая — Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского

16 мая — Мч. Павла Вильнюсского

19 мая — Прав. Иова Многострадального

20 мая — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

23 мая — Апостола Симона Зилота

26 мая — Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного

30 мая — Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской

Недели по Пятидесятнице

2 июня — Собор уфимских святых

3 июня — Равноапп. царя Константина и его матери царицы Елены

5 июня — Прп. Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой

6 июня — Преподобного Симеона столпника

7 июня — Третье обретение главы Иоанна Предчети

8 июня — Мчч. Аверкия и Елены

10 июня — Прп. Елены Дивеевской

12 июня – Исаакий – дерзкий монах (исповедник Исаакий Долматский)

12 июня — Мч. Наталия

17 июня — Свт. Митрофана, 1-го патриарха Константинопольского

18 июня — Блгв. кн. Феодора Ярославича (брата св. Александра Невского), Новгородского

21 июня — Вмч. Феодора Стратилата

22 июня — Прп. Кирилла, игумена Белоезерского

24 июня — Апостолов Варфоломея и Варнавы

25 июня — Прп. Онуфрия Великого

28 июня — Святого Ионы, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца

2 июля — Апостола Иуды, брата Господня

3 июля — Святителя Мины, епископа Полоцкого

4 июля — Мч. Иулиана Тарсийского

10 июля — Прав. Иоанны мироносицы

11 июля — Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев

12 июля — Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

14 июля — Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших

15 июля — Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

17 июля — Память свв.Царственных Мучеников : Царя — Мученика Николая II

24 июля — Равноап. Ольги, вел. кн. Российской, во святом Крещении Елены

26 июля — Собор Архангела Гавриила

30 июля — Вмц. Марины (Маргариты)

Август

2 августа – Пророк Илия

4 августа — Мироносицы равноап. Марии Магдалины

6 августа — Мц. Христины.

12 августа — Прп. Анатолия Отптинского

15 августа — Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

22 августа — Апостола Матфия.

23 августа — Блж. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского

26 августа — Преставление, второе обретение мощей свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца.

27 августа — Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского.

29 августа — Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа.

Сентябрь

1 сентября — Мч. Андрея Стратилата и с ним 2593 мучеников

2 сентября — Пророка Самуила

3 сентября — Прп. Аврамия, чудотв. Смоленского

6 сентября — Сщмч. Евтихия, ученика ап. Иоанна Богослова

9 сентября — Прп. Пимена Великого

10 сентября — Прп. Моисея Мурина

14 сентября — Начало индикта — церковное новолетие.

18 сентября — Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей св. Иоанна Предтечи

21 сентября — Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской)

23 сентября — Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

Октябрь

2 октября — Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта

6 октября — Зачатие Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

7 октября — Первомц. равноап. Феклы

10 октября — Прп. Савватия Соловецкого

11 октября — Прп. Харитона Исповедника.

12 октября — Прп. Кириака отшельника

13 октября — Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении

14 октября — Прп. Романа Сладкопевца

15 октября — Сшмч. Киприана и мц. Иустины.

16 октября — Сщмчч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона

18 октября — Мц. Харитины

21 октября — День памяти преподобной Пелагии

22 октября — Ап. Иакова Алфеева.

22 октября – Рыцарь веры (память праведного Авраама праотца и племянника его Лота)

24 октября – Святые Зинаида и Филонилла

25 октября — Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя.

27 октября — Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия

29 октября – Святой центурион (св. мученик Лонгин Сотник)

30 октября – Пророк милосердия (пророк Осия)

Ноябрь

2 ноября — Вмч. Артемия

3 ноября — Сшмч. Павлина, архиеп. Могилевского

5 ноября — Апостола Иакова, брата Господня.

5 ноября — Прп. Елисея Лавришевского.

7 ноября — Прав. Тавифы

9 ноября -«День Историка» (память прп. Нестора Летописца Печерского)

10 ноября — Прп. Иова, игумена Почаевского. Свт. Димитрия, митр. Ростовского.

11 ноября — Прмц. Анастасии Римляныни

13 ноября — Мч. Епимаха Александрийского

13 ноября – Первый российский новомученик (священномученик протоиерей Иоанн Кочуров)

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их

Это список Reputed мучеников в христианство . В него входят только известные люди со статьями в Википедии. Не все христианские конфессии принимают каждого человека из этого списка как мученика или христианина; см. связанные статьи для более полного обсуждения. Во многих конфессиях христианства мученичество считается прямым путем к святости, и многие имена в этом списке считаются святыми в одной или нескольких деноминациях.

Все угодившие Богу и прославленные церковью последователи Христа подразделяются на чины (лики). К тому или иному лику святых относят по определенным признакам: церковная степень, род занятий. Тот праведник, который угодил Богу в чине архиерея, будет относиться к лику святителей.

И действительно, эти угодники Божии в основе своей деятельности буквально занимались тем, что освящали новые храмы и просвещали умы и сердца народа Божьего. Многие из них оставили на века свои письменные труды.

Список великих христианских святых

Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов
Двусторонняя икона-таблетка
Школа или худ. центр: Новгород
Конец XV — начало XVI вв.
Иконы Великого Новгорода 2008: Конец XV в. (1484–1504 годы)
Трифонова 2013: Конец XV в.
24 × 19.5 см
Новгородский гос. историко-архитектурный
и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия
Инв. 3099
Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.

Первые святители Церкви

Кто же был самым первым святителем в истории? Это был предстоятель Иерусалимской церкви, по преданию, поставленный на эту должность самим Христом, который явился ему после Воскресения. Его звали Иаков, сын того человека, с кем была обручена Дева Мария.

Иаков был апостолом от 70-ти и был уважаем за добродетели целомудрия. Он председательствовал на апостольском соборе в Иерусалиме уже как глава поместной церкви. Известны его послания, которые включены в канон Нового Завета.

Полезные материалы

В 10 веке началось распространение христианства на Руси. Князь Владимир привез из Византии епископа Михаила, который стал первым митрополитом Киевским. Он был послан патриархом цареградским (Константинопольским) на Русскую землю для утверждения христианства в помощь Киевскому князю. По приезде новый митрополит стал поставлять священников и диаконов, освящать церкви, истреблять идолов. Святитель Михаил скончался в 932 году, его останки поместили в Десятинную церковь.

Известен всему миру святитель Николай, архиепископ города Миры Ликийской, воссиявший своей святостью в 4 веке.

Три вселенских святителя

Великими просветителями и «учителями вселенной» считаются святители Василий, Григорий, Иоанн. Первого зовут Великим, второго Богословом, а третьего Златоустом, за его «златые уста». Они жили в 4-ом и 5-ом веках. После их смерти среди почитателей возникли споры о том, кто из них имеет большее достоинство.

Народ долгое время не мог определиться, кому воздать первенство. Возникли три группы почитателей, каждая из которых превозносила своего святого. Конец вражде был положен после того, как. Святители сами явились во сне одному благочестивому старцу и объяснили, что нет среди них ни первого, ни последнего. С тех пор в православной церкви стали отмечать их совместное празднование 12 февраля.

Василий Великий (330-379)

Был родом из Каппадокии. Его родители Василий и Эмилия, были знатными и образованными. Они дали сыну самое лучшее образование. Доброе христианское влияние на него оказала его бабка Макрина.

Святой известен всему миру своими книгами. Самая популярная из них «Беседы на Шестоднев» рассказывает о творении всего мироздания. Все его труды отличаются глубиной мысли, а так же высотой духа. Василий был архиепископом города Кесарии Каппадокийской.

Григорий Богослов так отзывается о творениях Василия Великого:

Память его чтится в церкви 14 января.

Григорий Богослов (329-389)

Его родители Григорий и Нонна были почтенными людьми. Отец был из неверующей семьи, а мать – благочестивая христианка. Она выпросила у Бога сына, дав обещание посвятить его на служение церкви. Она же привела к Христу и своего мужа, который стал впоследствии епископом Назианзским и заставил сына принять священство.

Дарованный Богом мальчик отличался от сверстников целомудрием, стремлением к иночеству. Во время учебы в Афинском университете Григорий сблизился с Василием Великим, после они жили долгое время в одном монастыре. Всю жизнь Григорий отдал на борьбу за чистоту христианской веры. Написал множество сочинений, дожил до преклонных лет и, оставив по болезни святительскую кафедру, куда он был назначен вопреки своей воле, вскоре предал душу Богу.

Иоанн Златоуст (349-407)

Известен составлением чина литургии, названного его именем. Его родителей звали Секунд и Анфуса. Они были благочестивыми и благородными. Отец, служивший на почетной воинской должности, умер рано. Воспитанием будущего святителя занималась мать, которая, оставшись вдовой в молодом возрасте, не стала выходить замуж повторно, а полностью отдала себя воспитанию сына. Она утвердила его в христианской вере, отдала на обучение философии и другим наукам. Иоанн учился в Афинах, где превзошел всех студентов, а так же многих известных философов своим умом и красноречием.

Завершив учебу, Иоанн хотел сразу уйти от мира, но послушал мать и прослужил церковным чтецом три года, пока она не умерла. После похорон, раздав все имущество, Иоанн ушел в монастырь, где написал первые сочинения. Там же он совершал многочисленные чудеса исцелений, и даже спас окрестные селения от свирепого льва.

Позже св. Иоанн был поставлен в священники. Он начал проповедовать так, что все жители Антиохии бросали свои дела и с радостью шли, чтобы слушать его. Одна женщина назвала его Златоустым, это меткое прозвище осталось с ним навсегда. В тоже время Иоанн продолжал исцелять больных, приводить к истинной вере множество еретиков и язычников.

Когда умер Константинопольский патриарх Григорий, Иоанна избрали на его место. Здесь святой Иоанн много потрудился для церкви, в частности очистил город от еретиков, впервые установив Крестные ходы. Им было написано множество сочинений, составлен чин Божественной Литургии, по которому служат в церкви по сей день.

Своим обличительным словом Иоанн Златоуст нажил множество врагов. После долгих интриг и ложных обвинений им удалось изгнать святого. В бесчестии и тяжких страданиях он достиг места своей ссылки в Малой Армении, но и там его слово произвело благотворное действие на местное население. Тогда смиренного страдальца с издевательствами и мучениями повезли в более удаленное и пустынное место. По пути туда святитель скончался. Память его 26 (13) ноября.

Святительское звание, как видим, заслуживается самоотверженным несением тяжелого Креста. Всецелая преданность Богу, острый ум, забота о простых людях — вот основные условия для достойного прохождения этого призвания.

Список великих христианских святых

Святые – это люди, освященные Богом. Что это, быть освященными? Это означает быть призванными и избранными Богом людьми, через которых Бог действует на мир: исправляет заблуждения, врачует пороки, утешает и вдохновляет на жизнь чистую и честную, поднимает на подвиг; кратко говоря – предлагает пример для подражания. Святой, в буквальном значении слова, есть «отделённый» от всего прочего для исполнения особой миссии.

Миссия святых – являть Бога словом и образом жизни. Просто говорить языком правильные вещи – совсем неубедительно. Говорить надо всей жизнью. И молчанием тоже.

Святыми не рождаются – ими становятся. Постепенно, терпеливо, но с большим желанием и возрастающей благодарностью: святыми становятся, развивая в себе таланты любви и верности Богу. Святые как будто раздувают в себе искру этой любви, и в конце концов свет пламени, просветивший однажды их душу, не меркнет со временем, сияет в веках. Поэтому святые – мученики (по-гречески: свидетели любви Божией), монахи, праведные священники и монархи, отцы и матери, мужественные исповедники веры – составляли всегда особый предмет почитания в Церкви.

Святые люди, сосредоточенностью и постоянством, умножают в себе духовные силы, Божию благодать. Тот, кто приобщается благодати, начинает, неведомо для себя, обнаруживать признаки святости. Что к ним относится? Во-первых, это скромность, смирение, незнание и отрицание своей святости, особенных дарований. Ещё: самокритичное отношение к себе. Далее: безгневие. Также любовь к правде, справедливости, стремление к истине во всём.

Святые сострадательны, у них сердце болит за всех; они – ходатаи за всех скорбящих перед Богом. Святой бежит от пошлости и разврата, он оберегает свою внутреннюю чистоту. Ему дурно, душно в глупости и распутстве. Святой бесстрашно идёт против ненависти и вражды, имея оружием мир и правду. Его гонят за всё это, презирают, лгут на него, но он не может приспособиться ко лжи. Радость побеждает в нём возможную горечь от непонимания и злобы, потому что он видит, сердцем, Бога, Которого полюбил и Которому верен.

Список великих христианских святых

Святость многообразна, как многообразны те благодатные дары, которыми Бог наделяет своих угодников в разных странах и в разные эпохи. В православных традициях сложилось несколько основных форм Святости, в соответствии с которыми всех святых подразделяют на чины — разряды. В первые века христианства Святыми считались ветхозаветные праотцы, ветхозаветные пророки, апостолы и мученики.

Канонизация Святого свидетельствует о глубокой вере в Христа, стойкости духа и благих делах за веру. Святые становятся нашими помощниками в житейских невзгодах. Мы обращаемся к ним за помощью через молитву.

Сонм православных Святых многочислен. Каждый из них имеет свой чин в зависимости от того, кем он был и какими делами прославился в земной жизни. Чин мы видим на иконах в кратком написании перед именем Святого.

Выделяют следующие чины:

  1. Апостолы (ап.) — 12 ближайших учеников Иисуса (Иоанн Богослов, Петр Кифа, Варфоломей, Иуда Фаддей, Иуда Искариот и др.) и апостолы от семидесяти, распространявшие православие в 1 в. н.э. Имена последних озвучены спустя несколько столетий после событий Евангелия.
  2. Бессребренники (бесср.) — врачеватели болезней и другие мастера, не бравшие платы за свой труд (Пантелеймон, Ермолай, Косма и Дамиан).
  3. Благоверные (блгв.) — правители, укреплявшие веру своего народа в Господа и Небесные Силы (Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, Александр Невский, Андрей Боголюбский).
  4. Блаженные (блж., блаж.) — юродивые и некоторые другие святые (Блаженная Матрона Московская, Августин Блаженный).
  5. Исповедники (исп.) — христиане, которые во времена религиозных гонений, отстаивали веру и распространяли ее среди других. В списках РПЦ исповедники появляются только в 20 в. (Николай Могилевский, Амвросий Полянский, Виктор Островидов, Иоанн Оленевский).
  6. Мученики (мч., мц.) — умершие насильственной смертью за распространение веры (Феодосия Морозова, Павел Коломенский). Мученики, имевшие церковный сан, называются священномучениками (сщмч., сщмц.) — Кукша Печерский, патриарх Гермоген. Новомученики (нмч., нмц.) — погибли во времена советской власти (Иоанн Кочуров, Петр Полянский). Великомученики (вмч., вмц.) — христиане, погибшие за веру в особо тяжких муках (Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат, Екатерина Александрийская). Преподобномученики (прмч., прмц.) — монахи (Андрей Критский, Григорий Печерский).
  7. Праведные (прав.) — священнослужители и простые миряне, жившие праведной жизнью (Феофан Затворник, старец Силуан).
  8. Преподобные (прп.) — монахи, распространявшие веру (Иоанн Лествичник, Антоний и Феодосий Печерские, Евфросиния Полоцкая, Никита Переяславский).
  9. Пророки (прр., прор.) — участники библейских событий, несшие народу Божью волю (Иоанн Креститель, Иезекииль, Иеремия, Исайя, Даниил).

Для всех чинов, как и для отдельных Святых написаны церковные чтения и песнопения. Существуют иконы, на которых Святые изображаются группами, объединенными по лику святости, например, Три Святителя, Мученики и Новомученики Государства Российского.

Оцените материал

Список великих христианских святых

СВЯТЫЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Владимир (ум. в 1015) — великий князь, в святом крещении Василий, в 988 году им совершено крещение Руси.

Антоний (ум. в 1073) и Феодосий (ум. в 1074) Печерские — основатели Киево-Печерской лавры, первого российского общежительного монастыря, центра духовного просвещения.

Алипий (ум. в 1092) — древнейший русский иконописец. Им написаны Владимиро-Ростовская икона Успения Пресвятой Богородицы и икона Божьей Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими (Свенская).

Агапит Печерский (ум. в 1095) — монах Киево-Печерского монастыря, врачеватель. Полностью отвергал плату и подарки. Среди исцеленных — князь Черниговский (впоследствии — великий князь Киевский), Владимир Мономах.

Нестор Летописец (ум. ок. 1114) — историк, основоположник русского летописания, автор "Повести временных лет".

Илия Муромец (ум. ок. 1188) — часто отождествляется с русским богатырем. Завершил свою жизнь в монашеском звании Киево-Печерского монастыря.

Александр Невский (ум. в 1263) — великий князь, государственный деятель и полководец. Перед кончиной принял постиг с именем Алексий.

Даниил (ум. в 1303) — великий князь, сын Александра Невского. Положил начало возвышению Московского княжества, основатель первого монастыря в Москве.

Петр (ум. в 1326) — митрополит, чудотворец. Перенес митрополичью кафедру из Владимир в Москву. Заложил Успенский собор в Московском Кремле.

Алексий (ум. 1378) — митрополит Московский, церковный и государственный деятель, регент при малолетнем великом князе Димитрии Донском. До нас дошел в факсимильном издании его перевод Нового завета с греческого языка.

Димитрий Донской (ум. в 1389) — великий князь. В 1380 г. разгромил монголотатар в Куликовской битве.

Сергий Радонежский (ум. в 1392) — основатель и игумен Троицкого монастыря. Государственный деятель, ввел общежитийный устав в русских монастырях. Благословил Димитрия Донского и русское воинство на Куликовскую битву.

Стефан (ум. в 1396) — епископ, просветитель зырян, составил азбуку зырянского языка и перевел на этот язык ряд церковных книг.

Евфросиния, в миру Евдокия (ум. в 1407) — супруга Димитрия Донского, после его смерти приняла монашество. Строительница храмов и монастырей, в том числе Вознесенского монастыря в Московском Кремле. По ее указанию написан архангел Михаил, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля.

Андрей Рублев (ум. ок. 1430) — иконописец. Создатель иконостаса и росписей Благовещенского собора Московского Кремля (совместно с Феофаном Греком), собора Успения Пресвятой Богородицы во Владимире, Троицкого собора Сергиевой обители (оба совместно с Даниилом Черным).

Иона (ум. в 1461) — митрополит, государственный деятель. Боролся против Флорентийской унии с римско-католической церковью.

Геннадий (ум. в 1505) — архиепископ. Составитель Библии, получивший название "Геннадиевской", — первого на Руси полного свода священного писания.

Иосиф Волоцкий (ум. в 1515) — церковный писатель. Основатель и игумен Успенского Волоколамского (Иосифо-Волоцкого) монастыря.

Максим Грек (Михаил Триволис, ум. в 1556) — богослов и переводчик. Перевел с помощниками Толковую Псалтирь, составил толкования на Священные книги, а также "Исповедания православной веры".

Макарий (ум. в 1563) — митрополит Московский. Составитель "Великих Четьих-Миней", "Стоглава". Под его руководством составлены "Лицевой летописный свод" и "Степенная Книга царского родословия", начато книгопечатание. В честь победы над Казанским ханством построил в Москве собор Покрова Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного).

Филипп (ум. в 1569) — митрополит Московский. Обличитель жестокостей Иоанна IV Грозного. Создатель гидротехнической системы сооружений в Соловецком Спасо-Преображенском монастыре. Принял мученическую смерть от руки Малюты Скуратова.

Иулиания Лазаревская (ум. в 1604) — известна своей благотворительностью. Совершила многочисленные дела милосердия.

Ермоген (ум. в 1612) — патриарх Московский и всея Руси, священномученик. Поборник независимости русского государства в Смутное время. Находясь в плену, принял мученическую смерть в подземелье Чудова монастыря.

Димитрий (ум. в 1709) — митрополит, известный богослов, церковный писатель, историк. Составил полный годовой круг Четьих-Миней (житий святых православной церкви).

Иоанн Русский (ум. в 1730) — русский воин, попавший в 1711 году в плен к туркам и проданный в рабство. Находясь до конца своей жизни в рабстве, сохранил верность христианской вере. Прославился праведной жизнью, честностью и делами милосердия.

Тихон Задонский (ум. в 1783) — епископ, духовный писатель. Автор трудов "Сокровище духовное, от мира собираемое", а также "Об истинном христианстве".

Паисий Величковский (ум. в 1794) — архимандрит Нямецкого монастыря. Создатель славянского свода "Добротолюбия". Возродил в монашестве подвиг старчества; с жизнеописания старца Паисия начиналось воспитание монахов Оптиной пустыни.

Иннокентий Вениаминов (ум. в 1879) — митрополит, апостол Америки и Сибири. 45 лет жизни посвятил делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии Хабаровского края. Составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на этот язык, а также на якутский, Евангелие и другие богослужебные книги.

Амвросий Оптинский (ум. в 1891) — старец Введенской Оптиной пустыни. После кончины старца иеросхимонаха Макария (1860) становится духовным наставником братии. К нему приезжали за советом и для беседы Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, М.П. Погодин и мн. другие.

Николай Касаткин (ум. в 1912) — архиепископ Японский. Миссионер, основатель Японской автономной православной церкви. Перевел Библию на японский язык.

Прежде чем начинать говорить о первых святых, следует вообще понять, кем является святой. Как правило, святым становится какая-то историческая личность, которая проявила себя в деле веры. При этом достижения могут быть совершенно разными и люди тоже могут быть разными о чем подробнее скажем далее.
Тем не менее, есть некоторые объединяющие факторы, отличающие святого от не святого. Например, чудеса, происходящие и при жизни святого и после того как он отходит в другой мир, но оттуда может являться во снах, либо наяву и давать какие-то блага, помогать. Помимо этого святой нередко страдает за собственную веру и совершает различные духовные подвиги.

Почитание святых

Почитание святых, как правило, идет из низов общества. Этот процесс наблюдается и в первые века развития римско-византийского христианства и в начале развития русской православной церкви. Суть заключается в обретении фигуры святых как великих заступников, помогающим тем слоям общества, которым более никто помочь не может.
К примеру, почитание часто распространялось из среды бедняков, заключенных и других несчастных. Многие истории нередко говорят о банальной материальной помощи, как история Николая Чудотворца, или исцелении от недугов благодаря какому-то святому. Власти в свою очередь (в том числе и церковные) просто перенимают такую традицию, стандартизируют и, так сказать, ставят на поток.
Кстати, именно поэтому на протяжении довольно длительного времени в русской церкви в разных регионах почитались разные святые. Где-то епархия принимала одних подвижников, где-то других и использовала эти образы для паствы. Собственно, даже сейчас есть святые особо почитаемые в отдельных областях страны.

Как становятся святыми

Стать святым на самом деле не трудно, для этого требуется, по сути, решение церкви. Таким образом, становится понятным – во многом звание святого является номинальным и может как-то отличаться от подлинных духовных достижений и церковь тоже принимает этот факт. В православной традиции есть такие люди, которые почитаются, но не известны особенно пастве и формально не считаются святыми, но они, согласно доктрине церкви, занимают положение на Небесах равно положению святых, в общем, там довольно трудная концепция, куда следует отдельно углубляться.
Так или иначе, для принятия решения о канонизации церковь имеет специальную комиссию. Решения могут быть приняты разными органами. Например, ранее на заре русской православной церкви канонизировать могли в отдельной епархии, но решающим всегда было слово киевской митрополии, далее более высокое значение приобрел московский митрополит, потом священный Синод, сейчас снова решения принимаются в столичной митрополии.
Если говорить о первых святых, то они могли быть и локальными, даже почитаться только в каком-то одном монастыре или небольшом городе, но могли быть и общеизвестными. Характерным примером тут являются первые православные князья и мученики. Нередко канонизировались и отшельники и духовные подвижники, но многие из них по понятным причинам были меньше известны простому народу и больше оставались в рамках закрытой церковной культуры.

Самые известные первые святые

Теперь, пожалуй, настал черед рассказать про самих первых святых и наиболее ярких подробностях биографий этих людей.
•Борис и Глеб. Одни из первых русских православных святых, которые в дальнейшем стали незримыми защитниками русского воинства и приходили на помощь многим последующим князьям. К примеру, они упоминаются в житии Александра Невского. Вывод о святости этих князей был сделан после вскрытия мощей, источавших благовония и остались без признаков разложения.
•Феодосий Печерский. Он действовал на заре развития Киево-Печерской лавры и стал довольно значимым святым для православного мира 11-12 веков. Был учеником Антония, основавшего лавру, но основную часть времени он провел в затворе, поэтому был не известен пастве. Феодосий в свою очередь вел в том числе и публичную деятельность и проповедовал, поэтому и стал почитаемым святым практически сразу.
•Авраам Смоленский. Проживал в Смоленске в 12 веке, родился в довольно богатой семье, с детства был набожным, много посещал церковь, прославился как искушенный проповедник. Помимо этого известен прижизненными чудесами, написал пару икон, более всего интересовался темой Страшного суда Божия.
•Стефан Пермский. Не многие знают этого святого, а он вполне достоин почитания, так как вел весьма трудную работу – проповедовал у язычников. Стефан не просто давал язычникам новые знания и обучал христианской любви, но и сам подстраивался под нравы этого народа. Он обращал языческие народы поблизости от Перми, создавал для них собственную удобную письменность на основе рун, переводил книги.
•Сергий Радонежский. В отличие от предыдущего святого этот преподобный, неверное, является одним из самых известных вообще во всей стране и православной культуре в целом. Отличительной заслугой Сергия Радонежского стало развитие отшельничества и пустынножительства. Такая традиция позволила преобразить монашеский труд, сделать его немного более суровым, но при этом и получить более высокий эффект от духовной работы.
Также следует отметить сонм святых, относящихся к Киево-Печерской лавре. Они во многом стояли у истоков русского православного монашества, в традиции особенно упоминаются 118 святых, мощи до сих пор остаются в лавре.
Отдельной группой являются и святые князья, ставшие яркими представителями русской православной традиции. Для многих может быть странным факт канонизации князей как таковых, ведь князья, как известно, захватывают земли, эксплуатируют подданных и уничтожают представителей других княжеств. Тем не менее, нужно сказать о роли православия в судьбах русских князей, нередко выбиравших довольно нетипичный и благостный христианский путь.
Например, Дмитрий Донской известен не только как освободитель земель, но и как невероятно мирный князь. Когда другие правители русской земли дрались за территорию, использовали подлость и даже нанимали татар, чтобы расправиться с конкурентами, Донской действовал иначе, он всегда старался решить ситуацию мирно и избежал множества сражений только для того чтобы сберечь народ.
Отмеченные выше Борис и Глеб пострадали именно за православную веру, более того, они знали о предательстве собственного брата, решившего погубить младших ради власти и богатства, но не стали восставать против него и приняли свою участь.

Помимо этого следует отметить и других русских князей, канонизированных впоследствии:
•Ольга;
•Владимир;
•Михаил Черниговский;
•Федор Ярославский и сыновья;
•Михаил Тверской;
•Александр Невский

Нужно сказать, эти князья, как вообще любые князья, отмечались церковью только за духовные заслуги, но не за какие-то политические дела или нечто подобное. Как читатели могут помнить из начала данного материала, святость определяется по ряду параметров и просто хороший человек в понимании обывателя совсем не равен святому, который может быть даже не совсем понятен для обывательского понимания нормы и морали.

Ссылка на основную публикацию