Сколько существует икон Божьей матери?
Издавна иконописцы писали лик Святой Богородицы. Прошли века, но и сейчас есть мастера иконописи.
Так что сосчитать сколько существует икон Божьей матери нереальная задача.
А вот по типу можно различить три вида Богородицы: Оранта, Одигитрия, Елеуса.
На иконах этого типа Богородицу изображают с поднятыми руками вверх. Самой древней Орантой из того, что я знаю находится в Софие Киевской.
На иконе Богородица с младенцем на руках, младенец благословляет Богородицу.
Самой распространенной является изображение Казанской Божьей Матери.
На иконе лики Богородицы и Младенца прильнули друг к другу.
О чем молиться иконам? Каждый человек находит утешение в своем. Кто-то просит о спокойной и беспроблемной дороге, кто-то молит о здоровье и благополучии, а некоторые обращаются к Богу за помощью в бизнесе, учебе и работе. Предназначение православных икон — особый вопрос, который требует всестороннего изучения.
Икона Матери Божией Муромская
На сегодняшний день до сих пор не выяснено, сколько существует икон Божией матери. В предании о жизни Богородицы написано о том, что их столько же, «сколько звезд на небе, а точно число икон известно лишь Царице Небесной».
Несмотря на многочисленность священного образа, одной из самых почитаемых считается икона Божией Матери Муромская. Лик Богородицы особо почитается в двух регионах Российской Федерации: Муроме и Рязани. Образ попал на территорию России из Византии вначале XII века. После этого Муромский князь Константин переместил Божий лик из Киева в Муром. Хранилась в городском соборе, что стало основной причиной подобного названия.
В чем заключена чудотворность иконы?
Икона Божией Матери Муромская считается чудотворной. В истории запечатлены два весомых факта, которые позволяют сделать данный вывод. Первое событие связано с принятием христианства. Князь Муромский убеждал поселение принять христианство, однако язычники противились данному факту. После этого князь взял образ Богородицы и вышел к народу. Икона Божией Матери Муромская сотворила чудеса: язычники переменили решение, приняв христианство.
Второе чудотворное явление связано с именем епископа рязанского Василием I, В частности, речь идет об удивительном плавании по реке Обь. Василия I разгневанная толпа, попутанная бесом, обвинила в постыдном поведении. Это послужило причиной для назначения смертного приговора епископу. Василий I помолился, после чего раскинул епископскую мантию, встал на нее и поплыл по реке. В его руках была Икона Божией Матери Муромская. Спустя 6 часов он добрался до Старой Рязани.
В чем помогает образ Богородицы?
Чтобы попросить помощи, достаточно прочесть молитву Пресвятой Богородице в том месте, где установлена Икона Божьей Матери Муромская. В чем помогает святой образ? Ответить на этот вопрос поможет сам текст молитвы. Во-первых, просящие молятся о том, чтобы у градоправителей была сила и мудрость вести правильную политику. Именно поэтому лик является покровителем Мурома и Рязани. Во-вторых, православные верующие просят даровать разум и ум, справедливость и правду, любовь и согласие, послушание и терпение. Всем болящим — выздоровления, тем, кто обидел — страх Божий, а заблудшим — праведного пути.
Когда в православном календаре день памяти?
На сегодняшний день существует три памятных даты.
- 12 апреля проводятся службы преподобного Василия исповедника. В этот день священнослужители читают кондак преподобного Василия.
- 21 мая, когда было осуществлено первое чудотворное деяние иконы.
- 3 июля — в день памяти епископа Василия I, который проплыл на мантии в Рязань.
Владимирская икона Божией Матери
Список «Чудотворные иконы России» невозможно представить без указанного лика. История образа до сегодняшнего дня полна тайн и загадок. В том числе под завесой тайны находится и появление лика на Руси. В летописях и преданиях существуют различные легенды, как попала на территорию государства Икона Богородицы. Фото лика можно увидеть далее в статье, а оригинал хранится в Успенском соборе, который находится во Владимире.
Именно данный факт стал причиной наименования лика — Владимирская. Во все века цари, князи, священнослужители и современное мирское население молятся на чудотворные иконы России и в том числе и на образ Богородицы, прося спасти от войны, раскола, болезней, пожаров и грабежей.
Казанская икона Божией Матери
«Великая заступница России» — именно такое название в быту имеет икона Богородицы. Фото лика Божией Матери Казанской можно увидеть в данной статье.
Казанская икона имеет уникальную, удивительную историю, наполненную тайнами, чудесами и загадками. Данный образ окутан массой чудотворных явлений, побед и восхождений русских царей, славой и радостью. Считается, что образ Богородицы должен находиться в доме каждого православного христианина. Мольба о помощи перед иконой обязательно найдет ответ со стороны Пресвятой Богородицы.
Икона Божией Матери Казанская в первую очередь символизирует собой окончательную победу Российской империи над Смутой. Согласно легенде, в 1579 году отроковице Матроне во сне пришла сама Пречистая. Она указала место своего пребывания. Кроме того, русская армия при любом походе и перед важными битвами (например, Полтавское сражение) молились на лик Богородицы. Во время Отечественной войны образ Богородицы стал духовной водительницей бойцов и населения России.
В честь иконы Божией Матери Казанской строятся соборы и церкви. Собор на Красной Площади построен после изгнания поляков с территории России в XVII веке. Казанский Собор (1649 год), расположенный в Санкт-Петербурге, стал памятником, а лик Пресвятой Богородицы — хранителем русской армии как в прошлом, так и на современном этапе.
На сегодняшний день в истории известны чудотворные исцеления, которые происходили после мольбы о помощи Пресвятой Богородицы. Слепые обретали зрение, умирающие получали шанс на исцеление, а грешники становились на путь праведный.
Икона Божией Матери Муромская, Владимирская, Казанская — священные лики, которые покровительствуют населению России и самому государству.
О чем молиться иконам? Каждый человек находит утешение в своем. Кто-то просит о спокойной и беспроблемной дороге, кто-то молит о здоровье и благополучии, а некоторые обращаются к Богу за помощью в бизнесе, учебе и работе. Предназначение православных икон – особый вопрос, который требует всестороннего изучения.
Икона Матери Божией Муромская
На сегодняшний день до сих пор не выяснено, сколько существует икон Божией матери. В предании о жизни Богородицы написано о том, что их столько же, «сколько звезд на небе, а точно число икон известно лишь Царице Небесной».
Несмотря на многочисленность священного образа, одной из самых почитаемых считается икона Божией Матери Муромская. Лик Богородицы особо почитается в двух регионах Российской Федерации: Муроме и Рязани. Образ попал на территорию России из Византии вначале XII века. После этого Муромский князь Константин переместил Божий лик из Киева в Муром. Хранилась в городском соборе, что стало основной причиной подобного названия.
В чем заключена чудотворность иконы?
Икона Божией Матери Муромская считается чудотворной. В истории запечатлены два весомых факта, которые позволяют сделать данный вывод. Первое событие связано с принятием христианства. Князь Муромский убеждал поселение принять христианство, однако язычники противились данному факту. После этого князь взял образ Богородицы и вышел к народу. Икона Божией Матери Муромская сотворила чудеса: язычники переменили решение, приняв христианство.
Второе чудотворное явление связано с именем епископа рязанского Василием I, В частности, речь идет об удивительном плавании по реке Обь. Василия I разгневанная толпа, попутанная бесом, обвинила в постыдном поведении. Это послужило причиной для назначения смертного приговора епископу. Василий I помолился, после чего раскинул епископскую мантию, встал на нее и поплыл по реке. В его руках была Икона Божией Матери Муромская. Спустя 6 часов он добрался до Старой Рязани.
В чем помогает образ Богородицы?
Чтобы попросить помощи, достаточно прочесть молитву Пресвятой Богородице в том месте, где установлена Икона Божьей Матери Муромская. В чем помогает святой образ? Ответить на этот вопрос поможет сам текст молитвы. Во-первых, просящие молятся о том, чтобы у градоправителей была сила и мудрость вести правильную политику. Именно поэтому лик является покровителем Мурома и Рязани. Во-вторых, православные верующие просят даровать разум и ум, справедливость и правду, любовь и согласие, послушание и терпение. Всем болящим – выздоровления, тем, кто обидел – страх Божий, а заблудшим – праведного пути.
Когда в православном календаре день памяти?
На сегодняшний день существует три памятных даты.
12 апреля проводятся службы преподобного Василия исповедника. В этот день священнослужители читают кондак преподобного Василия.21 мая, когда было осуществлено первое чудотворное деяние иконы.3 июля – в день памяти епископа Василия I, который проплыл на мантии в Рязань.
Владимирская икона Божией Матери
Список «Чудотворные иконы России» невозможно представить без указанного лика. История образа до сегодняшнего дня полна тайн и загадок. В том числе под завесой тайны находится и появление лика на Руси. В летописях и преданиях существуют различные легенды, как попала на территорию государства Икона Богородицы. Фото лика можно увидеть далее в статье, а оригинал хранится в Успенском соборе, который находится во Владимире.
Именно данный факт стал причиной наименования лика — Владимирская. Во все века цари, князи, священнослужители и современное мирское население молятся на чудотворные иконы России и в том числе и на образ Богородицы, прося спасти от войны, раскола, болезней, пожаров и грабежей.
Казанская икона Божией Матери
«Великая заступница России» — именно такое название в быту имеет икона Богородицы. Фото лика Божией Матери Казанской можно увидеть в данной статье.
Казанская икона имеет уникальную, удивительную историю, наполненную тайнами, чудесами и загадками. Данный образ окутан массой чудотворных явлений, побед и восхождений русских царей, славой и радостью. Считается, что образ Богородицы должен находиться в доме каждого православного христианина. Мольба о помощи перед иконой обязательно найдет ответ со стороны Пресвятой Богородицы.
Икона Божией Матери Казанская в первую очередь символизирует собой окончательную победу Российской империи над Смутой. Согласно легенде, в 1579 году отроковице Матроне во сне пришла сама Пречистая. Она указала место своего пребывания. Кроме того, русская армия при любом походе и перед важными битвами (например, Полтавское сражение) молились на лик Богородицы. Во время Отечественной войны образ Богородицы стал духовной водительницей бойцов и населения России.
В честь иконы Божией Матери Казанской строятся соборы и церкви. Собор на Красной Площади построен после изгнания поляков с территории России в XVII веке. Казанский Собор (1649 год), расположенный в Санкт-Петербурге, стал памятником, а лик Пресвятой Богородицы — хранителем русской армии как в прошлом, так и на современном этапе.
На сегодняшний день в истории известны чудотворные исцеления, которые происходили после мольбы о помощи Пресвятой Богородицы. Слепые обретали зрение, умирающие получали шанс на исцеление, а грешники становились на путь праведный.
Икона Божией Матери Муромская, Владимирская, Казанская — священные лики, которые покровительствуют населению России и самому государству.
Тихвинская икона Божией Матери. Галерея икон.
Одна из особо почитаемых на Руси святынь. Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина.
В древних летописях описано, как в 1383 году над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руках, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина.
С радостью приступил народ к строительству храма на месте, окончательно выбранном Богородицей для пребывания Её иконы. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь.
Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений, не раз спасала она Тихвинскую обитель от шведов, осаждавших монастырь в течение трёх лет, с 1613 по 1615 год. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников Пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство в несколько раз превышающие силы противника. С тех пор икона считается покровительницей северо-западных земель России.
В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) и мирянин по имени Сергий (впоследствии его приёмный сын), спасая чудотворный образ, увезли его в Европу, а затем – в США. Перед своей кончиной в 1982 году архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну, протоиерею Сергию Гарклавсу, заботиться об иконе и вернуть её России тогда, когда в стране изменится отношение светской власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский монастырь. Торжественное возвращение святыни произошло в июне 2004 года.
День празднования: 9 июля (26 июня по старому стилю).
Еще о Тихвинской иконе Божией Матери
Тихвинская икона Божией Матери (Одигитрия) — одна из самых почитаемых в России чудотворных икон Богоматери. Согласно сказанию, составленному на основе местного предания в конце 15 века, икона чудесным образом явилась в северных русских землях, остановившись «на воздухе» над рекой Тихвинкой в Новгородской области, где для нее была сооружена церковь Успения. Год явления иконы, по сказанию — 1383 (княжение Дмитрия Донского, при митрополите Пимене), был выбран, вероятно, потому, что в 1380-е годы на Русь было привезено несколько икон Одигитрии. Предыстория Тихвинской иконы общая с константинопольской Одигитрией. В повесть на Сретение чудотворной Владимирской иконы (середина — вторая половина 16 века) включен рассказ о явлениях Богоматери на Русской земле, в котором Одигитрия Лиддская (Римская) отождествлена с явившейся на реке Тихвинке иконой. На протяжении 16-17 веков сказание о Тихвинской иконе обогащалось новыми историческими сведениями и чудесами (построение трижды сгоравшей Успенской церкви на Тихвинке, посещение Тихвина великими московскими князьями Василием III в 1526 и Иваном Васильевичем в 1547, основание монастыря Иваном Грозным в 1560, осада монастыря шведами в 1613 и т. д.), которые изображались в клеймах икон Богоматери Тихвинской с чудесами (икона из Благовещенского собора Московского Кремля середины 16 века с изображением в клейме Ивана Грозного и новгородского архиепископа Макария, аналогичные иконы 16-17 веков из Тихвинского монастыря и др.).
По иконографии Тихвинская Одигитрия напоминает Иверскую, от которой отличается изображением скрещенных ног Младенца Христа с развернутой к зрителю подошвой. В 19 веке Тихвинская икона почиталась по всей России, особенно к ней прибегали при болезнях детей. В Тихвинском монастыре ежегодно совершалось 24 крестных хода с чудотворной иконой. В начале 20 века на иконе был массивный драгоценный оклад, перед ней висела золотая лампада. Списки иконы многочисленны; имеются местночтимые чудотворные образы. Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время хранится в Чикаго в США.
Празднование — 26 июня (9 июля).
Тихвинская икона Божией Матери, начало XXI века — изображение со страницы «Тихвинский храм» книги «Храмы Соборной площади Коломны».
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, 2004 год — изображение со страницы Храм во имя святителя Николая (Николы на Подозерке) книги Рождества Богородицы женский монастырь в Ростове Великом.
Явленная чудотворная Тихвинская иконы Пресвятой Богородицы, находящаяся в Тихвинском монастыре — изображение со страницы Тихвинская икона Пресвятой Богородицы — святыня Богородице-Рождественской женской обители книги Рождества Богородицы женский монастырь в Ростове Великом.
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. 1680 год. Собрание музея имени прп. Андрея Рублева. Изображение со страницы Тихвинская икона Пресвятой Богородицы — святыня Богородице-Рождественской женской обители книги Рождества Богородицы женский монастырь в Ростове Великом.
Икона Богоматери «Неупиваемая чаша» глубоко почитается в православном мире. 18 мая 2019 года каждая молитва перед чудотворным образом обретет огромную силу.
Существует большое количество икон Богородицы, свято почитающихся православными верующими. Но есть образы, которые обладают целительной силой и заслуживают особого внимания. Одна из таких икон — «Неупиваемая чаша», найденная несколько веков назад и с первых минут проявившая свои чудотворные свойства.
18 мая 2019 года православная церковь отпразднует день иконы Богородицы «Неупиваемая чаша», воздав тем самым почести данному образу. Редакция сайта dailyhoro.ru предлагает узнать о главных традициях дня.
Как празднуют день иконы «Неупиваемая чаша» в 2019 году
Дата празднования иконы «Неупиваемая чаша» каждый год остается неизменной и выпадает на 18 мая. В этот день священнослужители проводят особую праздничную литургию. Во время службы священники обязательно упоминают о моменте появления чудотворного лика, а также вспоминают все самые главные чудеса, исполненные святым образом.
Перед иконой Богоматери читаются молитвы об исцелении от пагубных привычек, главным образом от алкоголизма, и различных болезней. Каждый, кто страдает любым видом зависимости, может прийти в храм и помолиться за себя или за близкого человека об избавлении от дурных пристрастий или недугов. Именно в этот день молитва перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая чаша» обретает особую силу и способна творить настоящие чудеса.
В день памяти иконы строго запрещается употреблять алкогольные напитки, поддаваться любым пагубным пристрастиям, а также заниматься непристойными вещами, которые противоречат канонам церкви.
Молитвы перед иконой Богородицы
В субботу 18 мая необходимо помолиться несколько раз, желательно перед образом Богородицы «Неупиваемая чаша». Если по каким-то причинам посетить храм не получается, можно вознести молитву и дома. Самое главное, чтобы слова шли от чистого сердца. Неважно, какую молитву вы будете читать, имеет значение только то, сколько души вы вложите в каждое слово, обращенное к Пресвятой Деве. Пример молитвы:
«О, великая Владычица Небес! Пресвятая Дева, Матерь Господа! К Тебе обращаюсь в молитве и молю Тебя о прощении. Прости меня, Богородица, за все мои деяния греховные, за все злые слова, за мысли нечистые. Каюсь я и молю о Твоей милости и благословении. Прошу Тебя, Пресвятая Дева, перед образом Твоим: избавь меня от привычек пагубных, от зависимостей и болезней. Пусть в душе моей наступит покой и ничто не терзает меня изнутри. Пусть разум мой очистится, и освобожусь я от оков зла и гибельных пристрастий. Услышь меня, Богородица, и окажи мне Свою помощь и поддержку. Во веки веков. Аминь».
Перед чудотворной иконой можно молиться не только за себя, но и за своих родственников и друзей, которым вы желаете исцеления от недугов и избавления от пагубных привычек. Слова молитвы звучат так:
«О, святая Богородица! Обращаю к Тебе молитву свою и прошу Тебя: помоги наставить душу грешную (имя) на путь истинный. Избавь его, прошу, от зависимостей, от всех привычек пагубных, укрепи его здоровье и не дай болезням поработить тело его и душу. Стань заступницей его, покажи ему дорогу к свету и счастью, облегчи страдания его и подари радость в жизни. Да восславлю я имя Твое, Пресвятая Дева Мария! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
18 мая 2019 года постарайтесь найти время для того, чтобы посетить храм. Обязательно помолитесь перед чудотворным образом, ведь в этот день каждая молитва непременно будет услышана, и помощь Богородицы не заставит себя долго ждать. Мы желаем вам счастья, крепкого здоровья,
Проповедь иерея Феодора Лукьянова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Успение Пресвятой Богородицы 28 августа 2020 года. Публикуется по благословению протоиерея Димитрия Смирнова.
Предста царица одесную Тебе – как говорит святой псалмопевец Давид – ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44, 10). Так святая великая Псалтирь говорит о Той, кому Господь уготовал быть Своей Пречистой Матерью на земле. В земной Своей жизни Пресвятая Богородица отличалась простотой нрава, немногословием, любовью к труду. При этом слова Её были исполнены такой благодатью, что святой Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, свидетельствует: «Когда я пришёл в Иерусалим, чтобы поклониться Матери Спасителя, то сердце моё изнемогло от благодати, которая исходила от Неё».
Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38) – это слова Её доброй воли, Её согласия на исполнение Промысла Божия. Они должны быть словами путеводными для каждой души человеческой. Ибо к каждому стучится Господь, ибо в каждом в крещении рождается Христос. Пока душа не скажет: «Се, раба Господня», доселе не придёт к ней та полнота благодати Божией, которая делает ненужными многие слова, многие действия, но всецело обращает и разум, и помышление, и всю жизнь Творцу Небесному, Отцу нашему. Такова была Пресвятая Дева.
Наступил день Её Успения, а ведь слово «успение» означает фазу перехода от засыпания ко сну. В день Её Успения Господь чудным образом собирает Своих учеников, ближайших учеников Господних, которые знали и любили Божью Матерь, Своих апостолов. Святой Игнатий Богоносец сравнивает их с орлами, которые слетаются на торжество. Оно и печальное, но более радостное, потому что Божья Матерь идёт к Тому, Кто с радостью принимает Её святую душу в Свои руки, к Своему Сыну. Свидетелем торжества, страдания, крестной смерти и Воскресения Которого Она была всю жизнь. И вот Она возвращается к Своему Сыну. Господь принял Её душу на Свои пречистые руки видимым образом, так, чтобы все ученики видели это и засвидетельствовали это в последующем Предании. Через три дня по просьбе апостолы Фомы, который опять пришёл позже по особому Промыслу Божию, апостолы, открыв Её гроб, не увидели тело Божьей Матери. Как мы знаем из Священного Предания, Господь воскресил Её на третий день, как Сам воскрес, и взял Её вместе с пречистым телом на небо. Погребена Она была в своё время на горе Елеонской, там же, где были погребены Её родители. Никакие старания фарисеев омрачить эту торжественную похоронную процессию, которая шла с телом Божьей Матери, не увенчались успехом. Не сумели эти люди совершить никакого кощунства, никакого беззакония, потому что ангельские силы присутствовали при погребении Божьей Матери. Все злоумышленники были наказаны Богом.
Божья Матерь при жизни Своей была Ходатаицей пред Сыном Своим. Помните свадьбу в Кане Галилейской, когда Она говорит Сыну Своему: вина нет у них (Ин. 2, 3). С первого чуда Господня и до самого Его Воскресения Божья Матерь всегда была Ходатаицей, Заступницей. К Ней обращались те, кто хотел быть с Иисусом из Назарета, с Тем, Кто нарушал законы привычности и обыденности Своей Божественной любовью. Она приводила людей ко Христу и во время Своей земной жизни, приводит и сейчас. Сколько во всём мире чудотворных икон Божьей Матери, сколько народов поклоняются Её пречистому образу! Во многих странах мира – Греции, Сербии, Грузии, Латинской Америке – люди чтут Божью Матерь. Чтут Её не как историческую личность, а как живую Заступницу пред Сыном Своим. Почему люди приходят к Ней молиться? Потому что они чувствуют эту помощь. Мы все с вами знаем, сколько образов Божьей Матери, в том числе в престольном граде Москве, украшены приношениями и дарами от тех, кто получил по Её предстательству и молитвам. Сколько таких образов, величайших святынь на Святой Горе Афон! Сколько по всему миру этих удивительных икон, этих окон, через которых мы видим образ Божьей Матери! Обратимся же к Ней всем сердцем нашим, чтобы и нам стяжать то смирение, которое Она пронесла через всю Свою жизнь: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Аминь.
Всех вас, дорогие мои, поздравляю с праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! Желаю вам духовной радости, всегда в радости и печали обращаться в нашей Заступнице небесной. Помогай вам всем Господь!
Икона — это книга о вере… И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.
Монахиня Иулиания (Соколова)
Чудотворными именуются иконы, через которые явным образом подаются видимые знаки благодати Божией — например, исцеление больных.
Молясь перед иконой, мы молимся Первообразу, изображённому на ней. Произойдет чудо или нет, зависит от силы нашей веры. «Вера же, — как писал святой апостол Павел, — есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Имей мы крепкую веру — могли бы помолиться у любой иконы, на всяком месте, и сразу бы получили просимое. Но милости, явленные через чудотворную икону другим, укрепляют нашу веру и помогают нашей немощной молитве.
Первые иконы Божией Матери были написаны святым апостолом и евангелистом Лукой. Дошедшее до нас предание повествует о том, что апостол Лука был искусным художником и врачом и написал три разных образа Богоматери. Увидев их, она произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сими иконами да пребудет!» На одной из тех икон Богородица изображена одна, без Предвечного Богомладенца. На ней Матерь Божия, умоляющая Сына Своего о милости ко всем нам.
На другой иконе Пресвятая Дева держит Богомладенца с левой стороны. Её называют Одигитрией, или Путеводительницей, потому что Она ведёт нас по верному духовному пути и помогает в земных нуждах.
Третий образ, где Богомладенец изображён с правой стороны, именуется сегодня «Милостивой Киккской» — по названию монастыря Киккос на северо-западе Кипра, где и находится эта чудотворная икона.
Одна из тех первых икон, Милостивая, зовётся ещё Филермской. По преданию, святой апостол Лука передал её египетским христианам-подвижникам. С этого и начались её странствия по всей земле. Сначала Иерусалим, потом Константинополь, острова Родос и Мальта… В XVIII веке Мальтой овладела армия Наполеона. Спасая святыню от рук французских вольнодумцев, магистр Мальтийского ордена перевозил её с места на место по всей Европе. Так она оказалась в Австрии.
Австрийский император Франциск II искал пути союза с Российской империей против восставшей и поражённой хаосом Франции. Чтобы расположить к себе Государя императора Павла I, Франциск отослал Филермскую икону Божией Матери вместе с частью Животворящего Древа Креста Господня и десницей Иоанна Предтечи в Гатчину. А уже оттуда она была перенесена в Санкт-Петербург, в церковь Зимнего Дворца.
Вторая икона, Одигитрия, находится сейчас в монастыре Сумела в Македонии. Туда её перевезли из Турции. Сегодня она именуется Сумельской и прославлена множеством чудес. Именно там, близ города Трабзона (тогда Трапезунда), произошло её явление. На том месте, прямо на горе, в VI веке основали монастырь.
Третья икона, Милостивая Киккская, также была послана святым апостолом Лукой египетским христианам. В 980 году она была перенесена в Константинополь, где оставалась до времени правления императора Алексия, царствовавшего с 1082 по 1118 годы. По повелению Божией Матери, явившейся императору, икона была перенесена на остров Кипр.
Чудотворная икона пребывает на Кипре до сих пор, однако с некоторого времени она до половины закрыта пеленою так, что лик Богоматери и Младенца теперь никто не может видеть. Запрещение снимать пелену наложено Самой Божией Матерью, и многие из тех, кто самовольно пытался поднимать пелену, подвергались тяжкому наказанию.
Чудотворный список с Киккской иконы Божией Матери до революции находился в Свято-Успенской Флорищевой пустыни Владимирской епархии. Затем он был утрачен. Новый список, также прославившийся чудесами, пребывает сейчас в Рязанской епархии, в Свято-Милостиво-Богородицком женском монастыре.
По образу этих трёх икон было написано большинство из существующих ныне образов Божией Матери. Они получили свои названия по месту их явления или прославления. Сам апостол и евангелист Лука, по преданию, написал ещё около семидесяти икон Пречистой Девы.
Трудно сказать, сколько всего на земле икон Богоматери и сколько из них чудотворных. Это знает лишь Сама Царица Небесная.
Содержание статьи
- Какие есть иконы Божьей матери
- Что обозначают 7 мечей на иконе Богоматери
- Почему на иконах Богородицы изображаются три звезды
В Русской православной церкви Богоматерь всегда почиталась особо – как покровительница России. Количество богородичных икон исчисляется десятками. Одни из них более известны, другие менее – например, копия Владимирской или Казанской иконы есть практически в каждом храме, а об Азовской или Барской иконе знает не каждый христианин.
Все разнообразие икон Богородицы подразделяется на три типа – Елеуса, Одигитрия и Оранта.
Елеуса
Греческое слово «елеуса» переводится на русский язык как «умиление» или «милующая». На таких иконах Богоматерь представлена в трогательном единении с Божественным младенцем, которого она держит на руках. Лики матери и Иисуса-младенца соприкасаются, а нимбы соединяются.
Такое изображение символизирует неразрывное единство Земного и Небесного, Творца и Творения, бесконечную любовь Бога к человеку.
Одигитрия
На иконах типа Одигитрия Богородица тоже изображена по пояс и с младенцем на руках, но от умиления образ отличается большей строгостью.
Младенец, восседающий на левой руке Богоматери, не прижимается к ней, а несколько отстранен от нее. Его левая рука поднята в благословляющем жесте, а правая опирается на свиток – Закон. Правая рука Богородицы направлена на младенца, как бы указывая верующим путь к Нему. Отсюда и название иконы – Одигитрия, в переводе с греческого – Путеводительница.
Оранта
Латинское слово «оранта» означает «молящаяся». На таких иконах Богоматерь изображается в полный рост, с воздетыми в молитве руками и чаще всего без младенца. Впрочем, изображение Божественного младенца может присутствовать на лоне Богоматери, такая икона называется «Великая Панагия («Всесвятая»). Поясное изображение Великой Панагии именуют «Знамением».
В этом типе икон Богоматерь предстает как святая заступница, вечно молящая Бога о снисхождении к людям.
Данная классификация представляет собой лишь отдаленный взгляд на огромное многообразие богородичных икон. Существует множество изображений, принадлежащих к каждому из этих типов.
На некоторых иконах Богоматерь изображена в окружении других библейских героев – «Богородица с пророками», «Богородица и пресвятые девы».
Названия определенных икон отсылают к каким-либо городам, но это не значит, что иконы были там написаны. Например, Владимирская икона, согласно преданию, была написана евангелистом Лукой, в 450 г. перенесена из Иерусалима в Константинополь, в 12 веке ее копия была послана в Киев князю Юрию Долгорукому, а впоследствии сын князя Андрей Боголюбский увез ее на север Руси. Сама Богоматерь явилась князю во сне и повелела оставить икону в городе Владимире, после чего икона и была названа Владимирской.
Федоровская икона знаменита тем, что именно с ней костромские священнослужители вышли навстречу посольству, которое привезло юному Михаилу Романову весть об избрании на царство. Так, икона стала покровительницей дома Романовых, а иностранные принцессы, вступая в брак с русскими царями, получали не только православные имена, но и отчество Федоровна.
Многим богородичным иконам посвящены специальные молитвы. Перед некоторыми иконами принято молиться в определенных жизненных ситуациях, об этом говорят их названия: «Всех скорбящих радость», «Взыскание погибших», «В родах помощница».
Рассказать обо всех богородичных иконах невозможно – их множество, и за каждой стоит важная часть христианского духовного опыта.
Проповедь 28 июля 2020 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, после Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. И, как установилась в течение последних десятилетий некая традиция, в этот же день мы празднуем и вспоминаем величайшее событие в истории нашего народа — Крещение Руси.
Святой князь Владимир всем сердцем воспринял новую веру. Если почитать светских историков, то обычно факт крещения князя Владимира в Корсуни обставляется различными политико-идеологическими причинами и предпосылками. Мол, нужно было заручиться мощными союзниками, нужно было постараться войти в культурное пространство Византии, нужно было сделать то-то и то-то, что было бы полезно и для князя Владимира, и для его страны — вот потому он и принял крещение.
Но следует вспомнить, кем был князь Владимир. Он был убежденным язычником, он с языческой верой соединил всю свою жизнь, на его душе десятки загубленных человеческих жизней — измученных,
обезглавленных. Кровь соединяет человека с убеждениями, как ничто иное. Давайте посмотрим на историю XX века. Разве кто-то из тех, кто убежденно творил беззаконие, кто убивал других, раскаялся просто так, под влиянием того, что им было предложено нечто взамен их страшного кровавого прошлого? Никто по-настоящему не раскаялся. Посмотрите съемки Нюрнбергского процесса — разве это раскаявшиеся преступники? Они с улыбкой встречали речи обвинителей, они ни в чем не раскаивались, они были убеждены в правоте своего дела.
А князь Владимир? Почему он раскаялся, и под влиянием чего это произошло? Никакого Нюрнбергского процесса над ним не было и быть не могло, никто его ни в чем не обвинял, он мог бы спокойно жить с великой славой могущественного правителя Руси, но он перечеркивает свое прошлое, он отказывается от этой славы, раскаивается сам, без чьей-либо помощи, во всем том, что совершил, и в Корсуни принимает святое крещение. А потом, всем сердцем почувствовав силу благодати Божией, принимает решение крестить весь свой народ, и действительно совершает это удивительное деяние. Казалось бы, все против логики, все против обычаев того времени, все против характера самого князя Владимира, и это первое чудо привело к величайшему изменению в жизни самого князя и всей страны.
И второе Божие чудо. Люди столетиями жили, поклоняясь идолам, языческим богам. Это сейчас мы снисходительно смотрим на все эти изваяния, на изображения деревянного Перуна, — с высоты XXI века, зная всю последующую историю. А если поместить нас в ту атмосферу, когда все поклонялись Перуну, и ведь наверняка какие-нибудь чудеса от него происходили, так что никому и в голову не приходило сомневаться в могуществе русского бога! Перед его изваяниями молились, чтобы одержать победу! А когда возвращались с победой, приносили в жертву Перуну, в том числе, человеческие, живые тела! Какая же была мощная религиозная убежденность! И что происходит? Крестившись, князь почти без реального сопротивления крестит весь народ.
Опять-таки, у светских исследователей той эпохи могут найтись свои человеческие объяснения. Но давайте спросим самих себя: возможно было вот так, в одночасье, круто развернуть всю общественную, политическую жизнь, государственную жизнь и личную жизнь людей так, как это удалось сделать великому князю Владимиру? Конечно, Крещение Руси было великим благодатным Божиим даром, а благодать «немощная врачует и оскудевающая восполняет». И там, где у князя Владимира не хватало, может быть, способности, разумения и власти, сила благодати его вразумляла, укрепляла, и он практически без всякого употребления силы крестил свой народ.
Крещение Руси, выражаясь современным языком, — несомненно революционное событие. Более того, по последствиям его нельзя сравнить ни с какой последующей революцией, потому что Крещение радикально изменило жизнь народа, его культуру, его систему ценностей. Мы знаем, как самая грозная революция начала XX века в нашей стране пыталась изменить систему ценностей, пыталась разрушить веру православную. Но в XXI веке, в возрожденном Храме Христа Спасителя, мы вспоминаем о мечтаниях революционеров с некоей снисходительной улыбкой, потому что ведь у них ничего не получилось, и прекрасно организованная, мощная политическая акция, сопровождавшаяся насилием, не искоренила веры православной из нашего народа.
Действительно, прививка к благодатному телу Вселенской Церкви крещеного русского народа стала величайшей духовной силой, которая, я глубоко убежден, помогает народу нашему проходить через столь сложные перипетии исторического пути, сохранять веру князя Владимира, укрепляться в этой вере и воспитывать в ней следующие поколения нашего народа. Все, что произошло с нами от времен Крещения доныне — это яркий и очень убедительный аргумент в пользу того, что человеческая история совершается не только человеком, не только его разумом, его волей, его силой, но благодать Божия, присутствуя в человеческой истории, не изменяя самой человеческой свободы, таким образом влияет на род человеческий, что вера живет и действует, несмотря на ожесточенную борьбу с ней. Кто только не посягал на нравственные начала человеческой жизни, — и революционеры, и философы-агностики, — кто только не ставил под сомнение «устаревший» нравственный кодекс человеческого общежития, как он представлен в Слове Божием! Сколько было усилий, но ничего не получилось, и каждый живет, в конце концов, по совести, в которой и отображается этот Божественный нравственный кодекс. А если совесть сгорает, тогда Господь порой и силу употребляет, если уж человек не совсем пропащий, чтобы вернуть его на путь истины.
Сегодня мы празднуем событие особого значения, которое не потеряло своего смысла и не потеряло своей силы даже до сегодняшнего дня. Мы все наследники князя Владимира, мы все его ученики. Наша Церковь Русская Православная, мученица и исповедница, кровью своею запечатлевшая верность выбору святого Владимира, и сегодня продолжает со смирением нести свое служение. Но мы очень нуждаемся, каждый из нас в отдельности и все вместе, вся наша Церковь, в помощи свыше. И сегодня особый день, когда мы возносим свои молитвы об Отечестве нашем, о народе нашем, о Церкви нашей, о властях и воинстве, о всем том, что сохраняет нашу национальную жизнь, что оберегает нашу Родину — Россию.
Поздравляю всех вас с этим знаменательным праздником. Молитвами святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира да благословит Господь дальнейший исторический путь нашей Родины и дальнейшее историческое движение нашего народа по этому пути. И особая молитва — о том, чтобы верность князю Владимиру, верность избранному им пути, верность вере православной и Церкви Божией не оставляла наш народ. Не дай нам Бог сойти с этого пути, определенного волей князя Владимира, его мудростью и, конечно, Божественным Промыслом. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Проповедь 28 июля 2020 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, после Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. И, как установилась в течение последних десятилетий некая традиция, в этот же день мы празднуем и вспоминаем величайшее событие в истории нашего народа — Крещение Руси.
Святой князь Владимир всем сердцем воспринял новую веру. Если почитать светских историков, то обычно факт крещения князя Владимира в Корсуни обставляется различными политико-идеологическими причинами и предпосылками. Мол, нужно было заручиться мощными союзниками, нужно было постараться войти в культурное пространство Византии, нужно было сделать то-то и то-то, что было бы полезно и для князя Владимира, и для его страны — вот потому он и принял крещение.
Но следует вспомнить, кем был князь Владимир. Он был убежденным язычником, он с языческой верой соединил всю свою жизнь, на его душе десятки загубленных человеческих жизней — измученных,
обезглавленных. Кровь соединяет человека с убеждениями, как ничто иное. Давайте посмотрим на историю XX века. Разве кто-то из тех, кто убежденно творил беззаконие, кто убивал других, раскаялся просто так, под влиянием того, что им было предложено нечто взамен их страшного кровавого прошлого? Никто по-настоящему не раскаялся. Посмотрите съемки Нюрнбергского процесса — разве это раскаявшиеся преступники? Они с улыбкой встречали речи обвинителей, они ни в чем не раскаивались, они были убеждены в правоте своего дела.
А князь Владимир? Почему он раскаялся, и под влиянием чего это произошло? Никакого Нюрнбергского процесса над ним не было и быть не могло, никто его ни в чем не обвинял, он мог бы спокойно жить с великой славой могущественного правителя Руси, но он перечеркивает свое прошлое, он отказывается от этой славы, раскаивается сам, без чьей-либо помощи, во всем том, что совершил, и в Корсуни принимает святое крещение. А потом, всем сердцем почувствовав силу благодати Божией, принимает решение крестить весь свой народ, и действительно совершает это удивительное деяние. Казалось бы, все против логики, все против обычаев того времени, все против характера самого князя Владимира, и это первое чудо привело к величайшему изменению в жизни самого князя и всей страны.
И второе Божие чудо. Люди столетиями жили, поклоняясь идолам, языческим богам. Это сейчас мы снисходительно смотрим на все эти изваяния, на изображения деревянного Перуна, — с высоты XXI века, зная всю последующую историю. А если поместить нас в ту атмосферу, когда все поклонялись Перуну, и ведь наверняка какие-нибудь чудеса от него происходили, так что никому и в голову не приходило сомневаться в могуществе русского бога! Перед его изваяниями молились, чтобы одержать победу! А когда возвращались с победой, приносили в жертву Перуну, в том числе, человеческие, живые тела! Какая же была мощная религиозная убежденность! И что происходит? Крестившись, князь почти без реального сопротивления крестит весь народ.
Опять-таки, у светских исследователей той эпохи могут найтись свои человеческие объяснения. Но давайте спросим самих себя: возможно было вот так, в одночасье, круто развернуть всю общественную, политическую жизнь, государственную жизнь и личную жизнь людей так, как это удалось сделать великому князю Владимиру? Конечно, Крещение Руси было великим благодатным Божиим даром, а благодать «немощная врачует и оскудевающая восполняет». И там, где у князя Владимира не хватало, может быть, способности, разумения и власти, сила благодати его вразумляла, укрепляла, и он практически без всякого употребления силы крестил свой народ.
Крещение Руси, выражаясь современным языком, — несомненно революционное событие. Более того, по последствиям его нельзя сравнить ни с какой последующей революцией, потому что Крещение радикально изменило жизнь народа, его культуру, его систему ценностей. Мы знаем, как самая грозная революция начала XX века в нашей стране пыталась изменить систему ценностей, пыталась разрушить веру православную. Но в XXI веке, в возрожденном Храме Христа Спасителя, мы вспоминаем о мечтаниях революционеров с некоей снисходительной улыбкой, потому что ведь у них ничего не получилось, и прекрасно организованная, мощная политическая акция, сопровождавшаяся насилием, не искоренила веры православной из нашего народа.
Действительно, прививка к благодатному телу Вселенской Церкви крещеного русского народа стала величайшей духовной силой, которая, я глубоко убежден, помогает народу нашему проходить через столь сложные перипетии исторического пути, сохранять веру князя Владимира, укрепляться в этой вере и воспитывать в ней следующие поколения нашего народа. Все, что произошло с нами от времен Крещения доныне — это яркий и очень убедительный аргумент в пользу того, что человеческая история совершается не только человеком, не только его разумом, его волей, его силой, но благодать Божия, присутствуя в человеческой истории, не изменяя самой человеческой свободы, таким образом влияет на род человеческий, что вера живет и действует, несмотря на ожесточенную борьбу с ней. Кто только не посягал на нравственные начала человеческой жизни, — и революционеры, и философы-агностики, — кто только не ставил под сомнение «устаревший» нравственный кодекс человеческого общежития, как он представлен в Слове Божием! Сколько было усилий, но ничего не получилось, и каждый живет, в конце концов, по совести, в которой и отображается этот Божественный нравственный кодекс. А если совесть сгорает, тогда Господь порой и силу употребляет, если уж человек не совсем пропащий, чтобы вернуть его на путь истины.
Сегодня мы празднуем событие особого значения, которое не потеряло своего смысла и не потеряло своей силы даже до сегодняшнего дня. Мы все наследники князя Владимира, мы все его ученики. Наша Церковь Русская Православная, мученица и исповедница, кровью своею запечатлевшая верность выбору святого Владимира, и сегодня продолжает со смирением нести свое служение. Но мы очень нуждаемся, каждый из нас в отдельности и все вместе, вся наша Церковь, в помощи свыше. И сегодня особый день, когда мы возносим свои молитвы об Отечестве нашем, о народе нашем, о Церкви нашей, о властях и воинстве, о всем том, что сохраняет нашу национальную жизнь, что оберегает нашу Родину — Россию.
Поздравляю всех вас с этим знаменательным праздником. Молитвами святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира да благословит Господь дальнейший исторический путь нашей Родины и дальнейшее историческое движение нашего народа по этому пути. И особая молитва — о том, чтобы верность князю Владимиру, верность избранному им пути, верность вере православной и Церкви Божией не оставляла наш народ. Не дай нам Бог сойти с этого пути, определенного волей князя Владимира, его мудростью и, конечно, Божественным Промыслом. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси