Саны в православной церкви

Автокефалия (гр.-самоглавенствование) — независимость, самоуправление Православных Церквей (Константинопольской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Греческой, Кипрской, Болгарской, Румынской и других).

Архиепископ (греч.) – старший епископ.

Архиерей (греч.) – старший над иереями (священниками). Лицо высшей (третьей) степени священства: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

Архимандрит (греч.) – высший монашеский сан. Монах, имеющий этот сан, может быть посвящен в архиереи.

Батюшка – традиционное для православной Руси именование священника.

Благословение – осенение кого-либо крестным знамением.

Благочинный – священник, назначенный помогать архиерею в наблюдении за деятельностью духовенства и жизнью приходов во вверенной ему части епархии – благочинии. Благочинные есть и в монастырях.

Викарий (от лат. — заместитель)– епископ, помогающий архиепископу или митрополиту в делах управления епархией.

Диакон – первая степень священнослужения от времен апостольских. Диаконы являются помощниками священников при совершении богослужения

Духовенство – служители Церкви, имеющие духовный сан, полученный ими при посвящении (рукоположении), дающий право и благодать совершать богослужения и таинства Церкви. Имеет три степени (см. Степени священства): диаконат, пресвитериат и епископат. Духовенство делится на белое и черное. К белому духовенству относятся диаконы и священники, состоящие в браке; к черному духовенству — диаконы и священники, принявшие монашество (они именуются соответственно: иеродиакон и иеромонах). Архиереем (епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом) может стать только представитель черного духовенства.

Епархия – территория в церковном отношении подчиненная архиерею. Разделяется на благочиния, каждое из которых состоит из нескольких приходов.

Епископ (греч. – надзирающий) – архиерей, главный пастырь епархии (См. Степени священства). Может совершать все таинства, включая таинство рукоположения во диакона и во иерея.

Игумен (греч. – ведущий) – монах в сане священника, званием выше иеромонаха, но ниже архимандрита.

Игуменья – настоятельница женского православного монастыря.

Иерарх (греч. – священноначальник) – представитель высшего духовенства, архиерей: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

Иерархия (греч. – священноначалие) – общее название для всех трех степеней священства: диакона, пресвитера (священника) и епископа (см. Степени священства).

Иерей (греч.) – священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения во иереи.

Иеродиакон – монах в сане диакона.

Иеромонах – монах в сане иерея.

Иподиакон – служитель Церкви, по положению ниже диакона. При архиерейском богослужении иподиаконы облачают епископа, подкладывают ему под ноги орлецы – специальные половики, на которые он должен становиться, передают ему дикирий, трикирий, жезл и т.д.

Миряне – рядовые верующие.

Митрополит – архиерей очень крупной церковной области.

Настоятель – старшее духовное лицо в монастыре, храме.

Неофит (греч. – новообращенный) – новокрещенный, новоначальный член Церкви.

Патриарх (греч. – родоначальник) – первосвятитель, высший священноначальник (архиерей) страны. Патриархи Русской Православной Церкви

Пресвитер (греч. – старший) – древнейшее название священника, духовного лица, посвященного во вторую степень священства (см. Иерархия).

Приход – церковная община, объединенная вокруг одного храма.

Протодиакон – первый или главный диакон в епархии.

Протоиерей – старший иерей (священник), обычно настоятель храма. Звание жалуется как почетное за заслуги перед Церковью.

Святитель — архиерей.

Священник – служитель Церкви, посвященный во вторую степень священства и имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение.

Семинария (лат. – рассадник) – учебное заведение для подготовки священнослужителей.

Синод Русской Православной Церкви – совещательный орган при Патриархе, состоящий из высших иерархов.

Синод Святейший Правительствующий – орган церковного управления, учрежденный Петром I после ликвидации патриаршества в 1721 году. Во главе его стоял правительственный чиновник – обер-прокурор, который фактически руководил всей деятельностью Церкви. Сделано это было для подчинения Церкви государственной власти. Синод просуществовал до 1917 года, когда было восстановлено патриаршество.

Степени священства — установленные апостолами три степени священной иерархии: диаконская, пресвитерская (священническая) и епископская. Диаконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут. Служение диакона украшает службу, но не является обязательным — священник может служить и один. Диакон из монашествующих называется иеродиаконом. Первый диакон, служащий при епископе, называется протодиаконом (или архидиаконом, если он из монашествующих). Пресвитеры (священники, по-гречески — иереи) при рукоположении получают благодать совершать богослужения и таинства (кроме таинства рукоположения новых священников). Старшие иереи называются протоиереями. Священники-монахи называются иеромонахами, старшие среди них — игуменами, а самые старшие — архимандритами. Епископы (архиереи) получают высшую степень благодати. Епископы равны между собой по степени благодати, но по своим административным обязанностям подразделяются на епископов, викариев, архиепископов, митрополитов и патриархов. Архиереи, кроме совершения всех богослужений, могут рукополагать диаконов и пресвитеров, освящают миро, антиминсы, храмы; управляют церковными делами во вверенных им епархиях. В современной церковной практике кандидатов в епископы выбирают исключительно из монашеского звания, а рукоположение во епископы совершается несколькими епископами. (См.также Вопросы о церковной иерархии и Вопросы о церковном этикете)

Экзарх – архиерей, облеченный властью управлять особо крупным церковным округом.

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви.

При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей. В него входят:

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из Писания. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью – бархатную шапочку.

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу.

ЦЕРКОВНЫЕ САНЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Священнослужитель, который должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси. Это высший сан в белом духовенстве.

Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни. В него входят:

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить Таинства и совершать службы.

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные Таинства.

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма.

Это один из самых высоких санов в православии. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня: «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Саны в православной церкви

В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).

Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.

Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.

Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.

Саны в православной церкви

Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.

Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).

Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.

Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.

За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.

Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.

Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.

Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.

На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.

На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.

Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.

Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.

Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».

К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»

Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector