Рождения православной церкви

Более двух тысяч лет минуло с того времени, когда мир воспринял тайну Триединого Бога. До Рождества Христова люди знали Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви. Сын Божий, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета, в которой мы пребываем; Дух Святой Своим сошествием исполнил Церковь славой Пресвятой Троицы, и эта слава стала для Церкви ее дыханием, ее светом и славой.

Из истории праздника Святой Троицы мы знаем, что на десятый день после Вознесения Христова, в пятидесятый день после Пасхи, апостолы, Богоматерь и некоторые жены-мироносицы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где «единодушно пребывали в молитве и молении». Утром, в девятом часу, вдруг «внезапно сделался шум с неба», и над головою каждого апостола появилось по огненному языку – это был Дух Святой, сошедший на них. Исполненные Божественною силою апостолы заговорили на разных языках мира.

Исходивший с неба необычный шум привлек к Сионской горнице всеобщее внимание. Скоро у дома апостолов собралась огромная толпа народа, пришедшего в Иерусалим на еврейский праздник Пятидесятницы. Среди них находились иноземцы из пятнадцати стран. Как же удивились эти люди, когда ученики Христа — простые рыбаки – вышли к ним и стали говорить на разных языках. Каждый из пришедших неожиданно услышал обращенные к нему слова апостолов на понятном ему родном языке.

Но еще больше, чем разнообразие наречий, слушателей поразило содержание речей апостолов, которые рассказывали, что Дух Святой, сошедший на них, даровал им силу и благодать и в мгновение научил их разным языкам. В этот день было положено начало евангельской проповеди: о Рождестве Христа, Его распятии и Воскресении. Проповедь апостолов в считанные минуты привела к увеличению числа верующих до трех тысяч человек.

В воспоминание этих исключительных событий и был установлен праздник Святой Троицы, который отмечается и днем рождения Церкви Христовой, о Которой Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». Распространители Православной веры по всей вселенной — святые апостолы — поставили себе помощников и преемников в лице унаследовавших от них благодать епископов и священников. Так преемственность посвящения священнослужителей, не прерываясь, дошла до наших дней. Это преемство благодати Святого Духа неразрывно хранится только здесь — в Церкви Христовой. Для ее получения и спасения души необходимо быть верным и преданным членом этой Церкви.

Многие современные люди рассуждают: «Не все ли равно, в какую церковь ходить? Ведь Бог – один!». Да, Бог один, но ведь Он и дал нам одну веру, создал для нас одну Церковь, а не много разных вер и разных «церквей». Так и сказал об этом святой апостол Павел: «Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех», а поэтому и мы, православные, должны составлять «едино тело и един дух».

— Да, именно так. Во Христе спасается вся полнота человечества. Все мы спасены во Христе. Чтобы спасение через благодать Святого Духа, через Крещение, через миропомазание, которое есть печать дара Духа Святого, через Таинства Церкви стало реальностью для конкретного человека, для каждого из нас, требуется наш личный труд, личная вера, жизнь во Хрис­те. Словом, наш собственный хрис­тианский подвиг. Но без благодати Духа Святого спасение невозможно. Причастными к этому спасению мы становимся через благодать Духа, пребывающего в Церкви.

Господь в Евангелии неоднократно говорит о Себе как Источнике воды живой. Источник живой воды — источник благодати, а благодать есть действие Божие в человеке. И каждый человек, верующий во Христа, сам становится источником воды живой, текущей в жизнь вечную. Христос говорит самарянке: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Чуть позже, в главе 7, святой апостол и евангелист Иоанн приводит слова Христа, сказанные в Иерусалимском храме: Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин. 7, 37–39). По сути, Христос говорит здесь о том, для чего Он пришел: чтобы люди могли быть причастны благодати — Божественной жизни. И это исполняется в день Пятидесятницы.

— Потому и называют этот день днем рождения Церкви?

— Как неоднократно говорит в своих Посланиях апостол Павел, Церковь есть Тело Христово (см.: Еф. 1, 23; Кол. 1, 24). Понятие «тело Христово» подразумевает единство человеческого и Божественного. Человеческая составляющая — это все мы, верующие во Святую Троицу, молящиеся и приходящие в храм, а Божественную являет Собой Святой Дух. С момента сошествия Духа Святого на апостолов благодать Божия действует в Церкви, спасает, просвещает нас, о чем свидетельствует опыт святых Божиих. О том, как это происходит и что это такое, можно узнать, прочитав, например, беседу преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым «О цели христианской жизни», когда преподобный не только на словах, но и своим видом показал, что значит пребывать в Духе Святом: «Лицо его как бы вышло из-под молниеносного света, и свет остался только кругом лица его, на далекое пространство».

Дух сошел — Церковь родилась. Святой Дух являет нам в Церкви всю полноту домостроительства — замысла Божия о спасении мира и человека, и всю полноту Божественной жизни.

— А с чем связан обычай украшать в этот день церкви зеленью: свежескошенной тра­вой, полевыми цветами?

— Это обычай, по всей видимости, древний, ведь у иудеев Пятидесятница была праздником урожая, Богу в благодарность приносили начатки плодов. Но в христианской Церкви этот обычай переосмысляется: Дух Святой все животворит, всему дает жизнь. Он действует не только в человеке: все бытие мира поддерживает живительной благодатью Божией. Свежескошенная трава, цветы, веточки — это напоминание о действии благодати Божией в мире. Но есть и иные символические толкования этого обычая: у некоторых авторов можно прочитать, что зеленые ветки напоминают о Мамврийском дубе, под которым Авраам и Сарра встретили Троицу в виде трех путников, трех Ангелов (см.: Быт. 18) — все мы помним Троицу преподобного Андрея Рублева.

— Некоторые прихожане стремятся унести пучки, а иногда и целые охапки травы, которой устлан храм, к себе домой: они уверены, что трава обладает целительной или некоей иной благотворной силой. Кто-то ее заваривает и омывает больные места, кто-то даже детей в этом отваре купает. То же и с березками: «А можно веточку, ну хоть листочек…». Что бы Вы сказали этим людям?

— Живая зелень на Троицу — это традиционное украшение церкви в праздничный день, но не святыня. Трава и ветки на Троицу не освящаются, нет такого чинопоследования. То, что трава, принесенная из храма домой, обладает какой-то целительной или иной благотворной силой — всего лишь околоцерковное поверье, каких много. Есть, конечно, и добрые традиции, связанные с Троицей, например, спать в ночь накануне праздника на подушке, набитой свежей травою, вдыхая ее запах. Когда-то эти обычаи прочно входили в быт, в уклад жизни, особенно жизни крестьянской: люди старались, чтобы все было «по-Божьему» устроено. Но сейчас этот уклад жизни утрачен, и мы чаще сталкиваемся не с добрыми обычаями, а с такими вот перекосами, как заваривание принесенной из храма травы.

— Почему в День Святой Троицы вечерня с ее коленопреклоненными молитвами совершается сразу после Литургии и почему именно этот день становится днем усиленной длительной коленопреклоненной молитвы?

— Мы не переносим в этот день вечерню на вечер, потому что смысл ее молитв неразрывно связан с самим содержанием церковного торжества. Люди в этот день всегда хотели приобщиться к празднику во всей его полноте. А сугубая молитва с земными поклонами, которых не было со Страстной седмицы, обусловлена тем, что это день, когда благодать Духа Святого пришла в мир, и мы молим о благодати, о том, чтобы и нам дары Святого Духа стали доступны; чтобы мы были едины с апостолами и первыми христианами: «…услыши ны, воньже аще день призовем Тя, изряднее же в день сей пятдесятный, воньже (…) низпосла Святаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы». В переводе: услышь нас в любой день, но особенно в этот, пятидесятый, когда «…весь род человеческий боговедение своим языком в слух уха приимше, светом Духа просветихомся, и прелести якоже тмы изменихомся (т. е. избавился от мрака заблуждений), и чувственных и огненных язык раздаянием, и преестественным действом, еже в Тя веры научихомся, и Тебе богословити со Отцем и Святым Духом, во едином Божестве, и силе, и власти озарихомся». В этот день мы испрашиваем милости для всех, в том числе и для тех, кто умер и не достиг вечного блаженства: «…о иже во аде держимых (…) великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн, и утешению Тобою низпослатися».

— Сразу за Троицей следует еще один праздник — Духов день. У него свое неповторимое обаяние: меньше становится в храмах народу, вянет трава, распространяя сладковатый запах, наступают некая особая тишина и мир… Но с какой целью установлено празднование Святому Духу?

— Это день почитания ипостаси Духа Святого как одного из Лиц Пресвятой Троицы. Святой Дух — это не какая-то вспомогательная или служебная ипостась, это не функция Бога, не безличная сила, посредством которой Бог действует, это именно Личность, Лицо, и мы именно так Его почитаем. Это тот самый Дух Святой, который открывался и говорил через пророков Ветхого Завета, который повелевал апостолам отделить Варнаву и Савла (Павла) на дело, к которому Он их призвал (см.: Деян. 13, 2). Католическое толкование Святого Духа как исходящего от Отца и Сына, а не от одного только Отца, как сказано в православном Символе веры, приводит именно к такому Его восприятию: некая вспомогательная субстанция. Любое догматическое изменение приводит к искажению духовной жизни, и именно с этим, возможно, связано преобладание чувственного, душевного над духовным в католичестве. Потому с вероучительной точки зрения очень важно, что день этот идет следом за днем Пресвятой Троицы.

Во время Своего земного служения Господь Иисус Христос многократно предупреждал учеников и апостолов о Своем отшествии, но при этом обещал послать им Утешителя, исходящего от Отца. После Распятия и Воскресения Господа апостолы часто собирались вместе для молитвы. В пятидесятый день после Воскресения Господа, когда они собрались в Сионской горнице, был слышен сильный шум – на апостолов сошел Святой Дух в виде огненных языков. В Иерусалиме в это время было много паломников-иудеев из рассеяния, некоторые из них проживали в других странах, и их родными наречиями были языки этих стран и провинций Римской империи. Когда евреи собрались, услышав шум, все они слышали апостолов говорящими на родном для них наречии. Это было удивительным знамением для иудеев, показывающим присутствие Божие в собраниях христиан.

Источником сведений об этих событиях является книга Деяний святых апостолов. Церковная традиция говорит, что вместе с апостолами в это время была и Матерь Божия. На многих иконах Пятидесятницы можно видеть Ее среди Апостолов.

Значение сошествия Святого Духа чрезвычайно велико. Он участвовал в человеческой истории и до этого события. Ветхозаветные пророки говорили по внушению Святого Духа. Но это было лишь предварением присутствия Святого Духа в жизни Церкви. После же сошествия Святого Духа, произошло необычайное преображение апостолов. До этого апостол Петр, страшась, отрекся от Христа, теперь он смело выходит на проповедь, и, благодаря Божественной силе, сразу же обращает к вере три тысячи человек. Апостолы становятся пламенными проповедниками, они уже не боятся никаких трудностей и человеческих угроз, наоборот, с радостью принимают скорби и гонения за имя Христово. Благодаря их усилиям, все больше людей обретает истинную веру, Церковь начинает чрезвычайно быстро распространяться в разных странах. День Святой Троицы по праву называется днем рождения Церкви.

Повествование книги Деяний показывает явные проявления действия Святого Духа в первом поколении христиан. Верующие живут единодушно, так что в Священном Писании сказано, что у них была «одна душа». Они имели большое сострадание к нуждам ближних, так что среди них не было ни одного нуждающегося. Все время они пребывали в молитве и в учении апостолов. Каждый день верующие собирались в храме и прославляли Бога. Особенные дары Святого Духа получили апостолы: они совершали исцеления, узнавали волю Божию через духовные видения.

Преподобный Серафим Саровский называл стяжание Святого Духа целью христианской жизни. Всякое доброе дело, всякий труд и воздержание, даже сама молитва угодны Богу лишь тогда, когда совершаются с целью приобретения Святого Духа. По своей природе человек стремится к общению с Богом, без связи с Богом он не может найти подлинного покоя в земной жизни и спасения в жизни вечной. Осуществляется же общение с Богом только в Православной Церкви и только благодаря действию Святого Духа в человеке.

Праздник Пятидесятницы имеет ветхозаветные корни. Еврейский народ праздновал пятидесятый день после начала сбора урожая. Впоследствии пятьдесят дней стали отсчитывать со дня ветхозаветной Пасхи. Уже в христианскую эпоху иудеи стали связывать Пятидесятницу с дарованием законодательства на горе Синай.

В своем слове на день Пятидесятницы святитель Филарет Московский противопоставляет ветхозаветный закон, который приносил человеку дух рабства и страха смерти, и новозаветный закон свободной, благодатной жизни во Христе.

Действие Святого Духа в человеке Священное Писание объясняет при помощи видимых образов. Святой Дух – нематериальный огонь, который приносит свет веры и тепло любви. Он сжигает в человеке всякую привязанность к земным вещам и делам, все плотские страсти, разгоняет тьму неведения и сомнений. Но все это происходит не против воли человека, а лишь при его произволении. В то же время, человек не может контролировать присутствие Святого Духа в себе, Дух приходит и уходит. Поэтому еще один образ Святого Духа в Библии – ветер, который мы замечаем по его влиянию на другие предметы, но не можем увидеть тех движений, которые составляют его самого.

Если человек твердо решится отвернуться своей воли и покориться воле Божественной, то сам Господь поведет его тесным путем страданий и скорбей, сочетающихся с духовным утешением. Постепенно совершенствуясь в подвиге, в отвержении страстей, христианин все больше исполняется Святого Духа. Смиренный человек, ставший носителем Святого Духа, испытывает неизреченное блаженство. Благодать Божия, пребывающая в нем, делает драгоценным все, к чему он прикасается. Апостол Павел поэтому говорит о некоторых подвижниках, что их не был достоин весь мир. Такой человек во всем ищет повод к смирению, при всем своем духовном величии полон сознания своего недостоинства.

В наше время некоторым людям, принимающим православную веру, чуждо понятие о действии Святого Духа. Они либо вовсе его отрицают, либо относят к далеким от нас временам и лицам. Такие люди как на средство своего спасения надеются либо на свою порядочность, либо на дело искупления, совершенное Христом. Порядочность состоит в том, что человек исполняет основные обязанности гражданина, члена общества, не делал в жизни чрезмерно беззаконных поступков. Однако, этого недостаточно для спасения. Сам Господь начал Свою проповедь с покаяния, оно является основой христианской жизни. Но покаяние состоит в том, что человек старается жить святой жизнью, не совершать никакого греха. При этом он все больше начинает видеть свои грехи, свою неспособность с ними справиться и свою нужду в помощи Спасителя. Тогда и Господь приходит на помощь человеку и дает ему новые силы для борьбы со страстями. Все это становится возможным благодаря дару Святого Духа. Если же человек не хочет менять свою жизнь, и успокаивает себя, говоря, что он не хуже окружающих, то соединиться с Богом он не сможет.

Столь же пагубно надеяться лишь на подвиг Христов. Христос принес в мир семя, зародыш нашего спасения. Но мы должны взращивать его в себе, а не пренебрегать им. Людей, которые духовно почивают, надеясь на дело Искупителя, святитель Филарет сравнивает с иудеями, которые были уверены в своей праведности из-за знания Закона. Такое неоправданное успокоение обязательно будет разрушено бурей.

Божественные дары Святого Духа могут показаться редкими, но это не означает, что они даются лишь исключительным, избранным людям. Но это не так. Не все верующие могут изрекать пророчества или совершать исцеления, но это и не нужно. Такие необычайные дарования Бог дает в тех случаях, когда это необходимо по Его Промыслу, их не следует искать самому. Но все люди призваны к стяжанию даров Духа, помогающих в борьбе с грехом, в помощи своим ближним, в стремлении ко спасению. Поэтому событие Пятидесятницы лежит в основе нашей духовной жизни.

До праздника Пятидесятницы христиане, как совоскресшие Христу, не совершают коленопреклонений, радуясь о Воскресении Спасителя. По наступлении же праздника, после литургии в самый день Святой Троицы совершается вечерня, на которой читаются коленопреклонные молитвы. Церковное предание приписывает их составление святителю Василию Великому, жившему в IV веке. В этот день верующие впервые после Пасхи становятся на колени. Такое положение при молитве символизирует наше смирение. Мы надеемся сохранить смиренное состояние, чтобы, по примеру апостолов, принять дары Святого Духа, получить силу к совершению богоугодных деяний. Коленопреклонные молитвы, однако, не скорбные, напротив, они весьма торжественны. В этот великий праздник Церковь с дерзновением обращается к Богу. В молитвах мы исповедуем перед Богом Отцом наши прегрешения и просим Его помиловать нас ради Крестной Жертвы Его Сына, Господа Иисуса Христа, просим о даровании нам Духа Святого и об упокоении всех усопших православных христиан.

На Троицу храмы убраны изумрудной зеленью – травами, ветками берёз и цветами. Христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова.

День Святой Троицы – это один из двунадесятых праздников, 12 главнейших после Пасхи праздников в православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа, напомнили в пресс-службе Екатеринбургской епархии.

На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как можно прочесть в Новом Завете, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).

После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке. Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днём рождения Церкви – сообщества верных Христу, объединённых Таинствами в Единое Тело Христово.

Обычай украшать храмы на Троицу ветвями берёз и травой имеет несколько объяснений. Во-первых, берёзы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трёх ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы.

Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошёл на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. На пятидесятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно, отсюда в древней церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Напомним, вчера, 19 июня, была Троицкая родительская суббота – день всеобщего поминовения усопших перед праздником Святой Троицы, Пятидесятницы. Этот день является основным и наиболее важным для души умершего человека.

Это православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на 51-й день после Пасхи, на следующий день после праздника Святой Троицы. Духов день продолжает празднование, начатое накануне.

Духов день считается днем рождения христианской церкви. Праздник посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа, объясняет «Правмир».

В праздник вспоминают о том, как на 50-й день после Пасхи на апостолов сошел Святой Дух в виде огненных языков пламени. После этого они заговорили на разных языках и впоследствии разошлись проповедовать христианство по другим странам.

Когда на учеников Христа сошел Святой Дух, людям была явлена третья божественная сущность Троицы.

Христиане верят, что Бог един в трех лицах.

По преданию, ирландский святой Патрик объяснял этот догмат на примере трилистника – три листка, которые одновременно являются один целым. Это Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог-Дух Святой.

В православной молитве «Символ веры» этот догмат выражается в строчке:

«Верую… в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки», – цитирует издание «Фома».

В иконографии Святой Дух изображается в виде пламени или белого голубя.

7 июня Православная церковь отмечает один из самых важных, так называемых Двунадесятых праздников – День Святой Троицы. У этого праздника есть особый смысл, который не повторяется ни в одном другом торжественном дне. Торжества во имя Святой Троицы – это своего рода День рождения Церкви, память того удивительного дня, когда следовавшие за Христом ученики, апостолы получили силу проповедовать, а само их собрание стало первой христианской церковью.

Проповедь на всех языках

Произошло это не случайно, а потому, что именно в тот день на апостолов снизошел Дух Святой, и тем самым совершилось обещанное им Иисусом. Ведь перед тем, как принести свою крестную жертву, Спаситель так сказал своим апостолам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел к Пославшему Меня; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». На сороковой день после воскрешения, прежде чем вознестись на небеса и прощаясь с апостолами, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Утешителем, о котором говорил Иисус, и стал Дух Святой, снизошедший на апостолов на пятидесятый день после воскрешения Христа. Собственно, поэтому праздник носит второе название – Пятидесятница (хотя у него есть и второе происхождение, связанное с таким же названием совпадающего по времени иудейского праздника первого урожая). Согласно Новому Завету, снисхождение Духа Святого на апостолов совершилось в виде языков огня, который освещал, но не обжигал. В пятидесятый день после Пасхи ученики Христа собрались в доме на горе Сион, где встречались все предыдущие дни, чтобы вновь и вновь читать Святое писание и возносить молитвы. И вдруг «сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

Внезапное это событие потрясло многочисленных свидетелей, которые ничего не поняли. Часть из них даже начала насмехаться над апостолами, обвиняя их в пьянстве. В ответ апостол Петр произнес первую в истории Христовой Церкви проповедь. Людям, пораженным тем, что апостолы внезапно заговорили на всех известных окрестных языках, Петр сказал, что это есть дар Духа Святого ради проповеди Евангелия по всему миру.

Рождения православной церкви

В этот момент осененные Святым Духом апостолы вместе с Богоматерью вышли из дома на горе Сион, держась за руки – и это было первым явлением новой церкви ошеломленным свидетелям чуда. Потому-то праздник Святой Троицы отмечается не только как день, когда раскрылось таинство единства Святой Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, но и как день рождения всей православной церкви.

«Пятидесятница – это день рождения Церкви Христовой. Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей – тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть, – говорит протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади. – Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное».

Как относиться к народным традициям, связанным с этим днем

День Святой Троицы – не только один из самых важных годовых церковных праздников, но и один из самых красивых. По давней традиции, в этот день православные храмы убраны свежей зеленью, прежде всего свежескошенной травой и березовыми ветвями. Они напоминают, с одной стороны, о дубе из дубравы Мамвра, под которым некогда Святая Троица в виде трех ангелов явилась Аврааму, а с другой, наследует традиции иудейской Пятидесятницы, когда было принято в честь первого урожая украшать дома свежей зеленью. Особые одежды цвета летней зелени надевают и священники.

В праздник Святой Троицы сразу же после Литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа и читаются три особых молитвы – Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, в том числе и ввергнутых в ад, а на утренней службе в храмах поются два канона Троицы. Во время этих служб и священнослужители, и прихожане впервые после Пасхи становятся на колени и бьют земные поклоны – считается, что от Пасхи и до Троицыного дня этого нельзя делать. «Мы не встаем на колени в период от Пасхи до Пятидесятницы, потому что это время радости, – говорит иеромонах Константин (Симон). – Мы очень часто стоим на коленях в молитве во время Великого поста, так как это время покаяния. Пасха – это особое время, это время торжества Иисуса Христа над смертью. В эти дни мы живем специальным, особенным способом, мы живем пасхальной благодатью. И эта благодать не позволяет нам стоять на коленях. А в день Святой Троицы на Великой вечерней мы впервые после Пасхи становимся на колени, снова можем просить Бога о прощении наших грехов, можем покаяться».

С наступлением воскресного вечера праздник не заканчивается. Следующий, 51-й день после Пасхи празднуется как день Святого Духа, когда также служится особая служба.

На Руси праздник Святой Троицы и день Святого Духа хронологически совпали с языческими праздниками, посвященными дню сотворения земли. Отсюда ведут свою историю многие традиции, которые с точки зрения церкви не имеют никакого отношения к сути и смыслу праздника.

Рождения православной церкви

В частности, в древности считалось, что в «день рождения земли» на ней нельзя работать, что со временем превратилось в суеверный запрет работы на Троицу. В действительности никакого такого запрета нет, тем более что праздник Святой Троицы всегда приходится на выходной день – воскресенье. Но если обстоятельства сложились так, что работа не позволяет верующему прийти в этот день на службу в храм, то стоит выкроить время для молитвы дома или даже на рабочем месте. В церковь же можно прийти и на другой день – в понедельник, в день Святого Духа, или в другие дни, поскольку отдание Троицы происходит только в следующую субботу.

С Духовым днем связано еще несколько суеверий, имеющих силу традиций, никак не связанных с церковными представлениями о смысле праздника. В частности, распространено поверье, что в это время нельзя купаться, причем в любом водоеме – от моря до домашней ванны. Ничего подобного в церковных правилах нет, хотя священники и не рекомендуют отправляться на пляж вместо храма – да сейчас это и невозможно из-за ограничений. То же касается и народного обычая отправляться на Троицу на кладбище, которая ведет историю с языческих обычаев Духова дня. Для того, чтобы помянуть своих усопших, церковь отводит день накануне – Троицкую родительскую субботу, а в воскресенье предписывает быть в храме, а не на погосте. Или, если это невозможно, посмотреть трансляцию службы и помолиться дома.

День рожде́ния — ежегодная дата — определённое число определённого месяца, — соответствующая дате рождения человека.

Цитаты о дне рождении

«День рождения почему-то считают не тем праздником, который христианин должен отмечать. Но мы же отмечаем рождество Матери Божией, рождество Иоанна Крестителя, Господа нашего Иисуса Христа, – то есть дни рождения и Господа и великих святых.
Каждый наш день рождения в жизнь временную являет собой одновременно и рождение в жизнь вечную. Ведь всякий человек рожден на спасение, а не на погибель. И поэтому можно отмечать свой день рождения, как благодарение Богу за то, что Он даровал нам жизнь.
В этот день, вполне осознаваемый как праздник христианский, в храме причащаются, заказывают благодарственные молебны, и конечно же отмечают праздник вместе со своими друзьями. В этом нет ничего языческого».
прот. Алексий Уминский

«Не должно в Четыредесятницу заключать браки или праздновать дни рождения».
Правило 52 Лаодикийского собора

«Рождение человека в мир есть предмет радости, потому что каждое новое рождение есть расширение бытия и жизни и как бы новое, наглядное, ощутительное доказательство всеблагого о тварях Промысла Божия или всемогущества, премудрости и благости к нам Творца, рекшего некогда первозданной чете: «плодитесь и размножайтесь» ( Быт.1:28 ). Рождение человека в мир есть предмет особенно великой радости потому, что человек есть отменное величественное творение Божие на земле по образу и подобию Его, предназначенное к вечной жизни в светлых обителях Неба, хотя и падшее и растлившееся грехом, ибо падшее создание это восстановлено, растленное обновлено вочеловечившимся Сыном Божиим. А отсюда высшая причина радости во дни рождения человека-христианина есть та, что рожденный женой возрождается вскоре высшим, духовным, небесным, таинственным рождением водой и Духом, через которое усыновляется Богу, делается членом Церкви Христовой и наследником Небесного Царствия.
И мы все обыкновенно стараемся встретить и проводить день рождения и наипаче тезоименитства, день духовного рождения, – эти дни безмерной благости к нам Божией, в которые мы узрели этот свет и сопричислены к Церкви первородных, – в особенной радости».
праведный Иоанн Кронштадтский

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector