Рерих сергий радонежский

Рерих сергий радонежский

Николай Константинович Рерих крайне неординарная личность. Он известен как философ, публицист, мистик, историк, путешественник и, конечно же, как ученый. Такая многогранность и неоднозначные взгляды на мироустройство не могли не повлиять на его произведения.

Николай Рерих и его супруга любили путешествовать по миру в поисках «мест силы». В начале XX века семья Рерихов начала масштабную поездку по русским землям. Чуть позже они совершили экспедицию в Центральную Азию, где на них повлияли разнообразные восточные духовные практики. Так начался особый период в творчестве мастера.

Картина «Святой Сергий Радонежский» написана в 1932 году. Полотно уникально в стилистическом аспекте. Его невозможно отнести к конкретному жанру. Здесь проскальзывают средневековые рублевские мотивы, восточный мистицизм и модерн.

Характерными чертами творений художника является темперная техника и экспериментальный подход к колористике. Это проглядывается и в «Сергие».

На первый взгляд традиционная фигура святого выполнена в абсолютно неканонической цветовой гамме. Внимание зрителя акцентировано на синих и розовых оттенках. Николай Константинович считал, что передать настроение на изображении можно только смелым сочетанием цветов. Мастер, увлеченный синкретическими духовными учениями, также легко сочетал разные художественные стили.

На изображении Преподобный Сергий Радонежский покровительственно держит православный храм. Русские люди, и в частности сам Рерих, считали святого защитником родной земли, которую по преданиям он неоднократно защищал. Сам Рерих со временем заявлял, что святой Сергий оберегал картину, что была передана Русскому музею в Праге. Музею был нанесен существенный урон из-за нападения войск нацистов, но само полотно Рериха чудом уцелело.

Рерих сергий радонежский

Картина «Сергий Строитель» создана Н.К.Рерихом в Кашмире.

Сергий Радонежский (1314?–1392) – один из самых значительных образов в творчестве Н.К.Рериха. «Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры, – писал о нем Н.К.Рерих. – <. > И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его» [2, с. 101]. Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря (Троице-Сергиевой лавры), в устав которого было заложено глубокое понимание Общины; церковный и государственный деятель, укрепивший основы русской государственности, поддерживавший начинания Дмитрия Донского, которого благословил на Куликовскую битву.

Преподобный Сергий Радонежский – это много больше, чем русский святой, чем деятель только одной славянской культуры. Это Имя Водителя ко Благу, того, кто предвосхитил новый этап духовной эволюции всего человечества. «. Это священное Имя, так объединяющее, так зовущее от дня вчерашнего перейти к светлому завтра» [2, с. 102], – писал Н.К.Рерих.

Важнейшая черта образа Сергия Радонежского – его ежедневный, непрестанный труд, труд равно и физический, и духовный. В.О.Ключевский, цитируя древнерусские тексты, приводит слова Сергия, обращенные к пришедшим: «Хотите ли и можете ли терпеть труды места сего, голод и жажду. Знайте, что вам предстоит здесь, будьте готовы терпеть скорби, беды, печали, всякую тугу и нужду, приготовьтесь не к покою. но к трудам. и подвигам духовным» [3, с. 276]. Из жития Сергия известно, что «он сам носил дрова из лесу и колол их, носил воду из колодезя и ставил ведра у каждой кельи, сам готовил кушанье на всю братию. одним словом, служил всем» [4, с. 597].

О духовном подвиге Сергия Радонежского Н.К.Рерих писал: «Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. <. > Этими трудами положил Преподобный Сергий краеугольный, нестираемый камень русской духовной культуры, внеся его в сокровищницу мирового почитания [2, с. 101].

В картине «Сергий Строитель» Н.К.Рерих воплотил единство труда физического и духовного, изобразив подвижника, воздвигающего Троицкий монастырь, как символ строительства русской духовной культуры.

Невдалеке от Сергия неподвижно сидит медведь, похожий на огромный камень. Е.И.Рерих в своем очерке о Сергии писала: «Однажды Сергий увидел у порога келии своей огромного медведя, ослабевшего от голода. Пожалел его и принес из келии краюшку хлеба. Мохнатый пришелец мирно съел, и потом часто стал навещать его. Сергий делился с ним скудным запасом своим, и медведь стал ручным; так закалялся Дух Преподобного к предстоящему ему подвигу Воспитателя духа народного и Строителя Земли Русской» [1, с. 39].

Рерих сергий радонежский

Картина Николая Рериха «Святой Сергий Радонежский», написанная в 1932 г., изображает преподобного Сергия. Любовь к образу этого чудотворца Рерих пронес через всю свою жизнь.

Святой Сергий стоит на переднем плане, на холме цвета, напоминающего цвет необожженной глины. Его фигура высокая и статная, гармоничная во всем, лик величествен и добр, а нимб, одежда и знак триединства дают нам понять его высокое положение, подчеркивают его мощь и значимость. В руках он держит прекрасный храм – символ храма души человеческой. Чудотворец

Шлемы воинов, идущих на ратный подвиг, видны за холмом. Они шагают ровными рядами, гордо неся красные знамена. Они идут в бой храбро и достойно, осознавая силу помощи преподобного Сергия и русской церкви, стоящей вдалеке и раскрашенной удивительно сочетающимися цветами. Даже в небе видны проявления небесной помощи: оно необыкновенно синее и переходит в белоснежно-желтые оттенки, будто от яркости нимба и духовного света Сергия. Да и грязные облака очищаются, становясь белее, что символизирует очищение земли от разных пороков

Всевидящее Око, ясно проступающее сквозь густые черные облака – это глаз Создателя, который далек и невидим для людей, но все же постоянно наблюдает за ними и хранит их. Вообще, на ранних русских иконах часто можно увидеть Око, но в таких поздних работах оно появляется довольно редко.

Все полотно пропитано духовностью, справа снизу даже вина икона с Ликом Христа-Спасителя.

Величайший подвижник Русской земли Святой Сергий – это образ воспитателя, учителя и заступника для всего народа и во все времена. При жизни этот человек всеми силами стремился объединить Русь и добиться ее нравственного возрождения. Он сплачивал воинов перед многими походами, и именно в таком образе он предстал перед нами на этой картине.

Рерих сергий радонежский

Перед нами произведение Н. К. Рериха «Святой Сергий Радонежский» созданное в 1932 г., это холст, темпера. В 1931 г. был создан эскиз по этой теме, несколько отличающийся по наполнению.

На переднем плане мы видим Святого Сергия в полный рост на возвышении, на холме. Над Святым Сергием Всевидящее Око. Справа снизу – Лик Христа-Спасителя. За Сергием видны шлемы уходящих на ратный подвиг воинов.

30 декабря 1945 года, за два года до ухода с земного плана, Н. К. Рерих сообщает А. Хейдоку, одному из своих учеников: «Под моей картиной в Праге имеется скрытая надпись «Трижды дано Преподобному спасти Землю русскую. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь от немцев. Ведь дошли они до самой Троице Сергиевой Лавры, и там ждал их удар» (сб. «Листы Дневника», т.3). Исследователи отмечают, что надпись сделана старославянской вязью.

Святой Сергий – всенародный Учитель и воспитатель, заступник Земли Русской во все времена. Всеми мерами способствовал утверждению нравственного возрождения Руси, объединению. Он был духовным объединителем Руси. Святой Сергий – великий провидец земли русской, видел великое будущее страны.

Преподобный сплачивал силы Родины для освобождения от татаро-монгольского ига и благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву в 1380 году.

Н. Рерих в статье «Битва» 24 августа 1944 года сообщает: «Одна оборона бессильна, значит приходилось наступать и действовать. … Напутствие Сергия Дмитрию Донскому: «Если испытали все мирные средства – тогда сразись и победишь».

Татаро-монгольская Орда ко времени битвы находилась в состоянии разложения и уже не давала возможности развития народам. Орда была к этому времени уже олицетворением зла, а Русь, поднимаемая Св. Сергием, – как олицетворение Света. Сергий был неумолимым врагом княжеских междоусобиц, препятствующих собиранию народных сил. Сергий был духовным вдохновителем Куликовской битвы.

Мы видим на картине Н. К. Рериха высокую статную фигуру Святого Сергия крепости неимоверной – олицетворение силы и мощи. Всё в нём ладно, гармонично. Одежды подчёркивают достоинство и благородство. Нимб святого – знак высокого духовного посвящения. Облик широкий, сияющий, мощный. Волевые черты лица чёткие, прямые. Черты лица как бы высечены, твёрдости непоколебимой. Лик старца мудрого – величественный. Всё говорит о высоком внутреннем состоянии, о высокой концентрации энергии водителя Земли Русской.

Святой Сергий держит в руках прекрасный храм – прообраз храма для духа человеческого и напутствует войска. Храм как сердце Родины, которая нуждается в защите. Храм покоится на пелене (которая закрывает священные предметы между службами), или на плате – как символе женского начала, со знаком триединности – символе знака Великого Учителя.

Святой Сергий напутствует войска своей сердечной молитвой. Храм и знак триединства, ткань с кантом голубого, небесного цвета встречается на иконах 17 века, посвящённых Сергию. Всё это тоже подчёркивает его высокое положение, силу и мощь. Всем этим Н. К. Рерих усиливает значение Сергия.

Мы видим в верхней части Всевидящее Око, оно встречается на ранних русских иконах. Проникновенное Всевидящее Око. Одну из таких икон разбирает в своём произведении Павел Флоренский.

Всевидящее Око – как глаз Архитектора вселенной из Тайны, несказуемой, непознаваемой, Высшей, неземной Тайны. Непознаваемой – потому выделено сгущением цвета. Может быть, это взгляд всей Иерархии системы Учителей.

Небо синевы необыкновенной, высокой концентрации Помощь Небесная.
Вокруг всё осияно духовным светом Сергия – это символизируется жёлтым, и даже идёт процесс очищения грязно-серых потоков облаков, окутывающих землю мыслями, не подобающими человечеству: раздражения, невежества, злобы.

Светло-жёлтый цвет как бы подчёркивает тон нимба Сергия и насыщенный цвет нимба Христа Спасителя. Икона Христа Спасителя рядом с Сергием, показывает преемственность и усиление действий.

От Сергия исходит благодать, концентрация Праны высокой.

Холм жизнеутверждающего цвета – не серый, не чёрный. У подножия за Сергием – шлемы русских полков, выходящих в поход во славу земли русской под красными знамёнами, цвета творчества, так необходимого человечеству в мире и согласии. Строй, ритм идущих тоже дают ощущение концентрации силы и мощи.

Войско проходит между Сергием и стенами Троице-Сергиевой Лавры, основанной Отцом Сергием. Видим Собор и звонницу за мощными стенами. Чудесно и гармонично сочетаются краски: синие, розовые, жёлтые, зелёные, голубые. Вместе они созвучат давая ощущение радости, чистоты и святости. Очертания строений как бы повторяют очертания двух волн гор – синей волны, голубой волны. Горы – как символ Небесной Обители Света, отражённой в земном, и как символ восхождения духа к этой обители в борении, устремлении, и прообраз на Земле. Это как бы обереги земные, небесные проводимые Сергием и через Христа Спасителя.

В год создания этого произведения Н. К. Рерих в Индийском городе Наггаре, в долине Кулу, занимается научной работой в институте «Урусвати», организует экспедиции местного масштаба, работает по продвижению Пакта Рериха и ежедневно несколько часов проводит за мольбертом.

Н.К. Рерих через всю жизнь проносит любовь к Святому Сергию.

О Н.К. Рерихе на сайте «Культуру в жизнь!»:

Рерих сергий радонежский

Николая Константиновича Рериха как тонкого художника и ценителя красоты притягивали сложные, великие образы, будь то горные вершины или герои духа. В творчестве Рериха присутствует исключительный цикл живописных работ.

Художник создает серии «Святые горы», серии, изображающие подвижников духа, святых. Изображение святых, героев духа показывает, на какую высоту может возвыситься дух человека, какой несокрушимой и сильной может быть вера. Вершины гор и вершины духа человеческого — вот ключевые мотивы творчества Рериха.

Николай Рерих создает немало картин, связанных данной темой, одной из которых по праву можно считать полотно «Святой Сергий Радонежский», написанное им в 1932 году.

Нелегкая задача стояла перед художником — воплотить образ святого. В данной работе художник намеренно отходит от вековых традиций и религиозных канонов изображения. Кроткое спокойствие читается в облике Сергия Радонежского.

Это истинный символ великой духовности и нравственности. Создавая подобные великие полотна, художник помогает нам более вдумчиво и с трепетом относится к образам великих исторических личностей, обратиться к описаниям жизни и дел святых, во имя просветления собственной жизни и поиска истины.

Рерих особенно ценил явление такого святого, как Сергий Радонежский. Этому образу художник посвятил не один картинный сюжет. Полотно «Святой Сергий Радонежский» написано в 1932 году и в настоящее время хранится в Третьяковской галерее.

Художник изобразил Святого Сергия как центральный персонаж, крупно, объемно и во весь рост. Рерих лишь отчасти соблюдает традиционную для иконописи манеру изображения. За тонкой, высокой фигурой святого выписан русский монастырь.

Яркий образ монастыря выписан открытыми, нетрадиционными для ортодоксальной, канонической живописи цветами с использованием оттенков розового и желтого.

Монастырь символизирует радость прославления учения святого, светлое ликование учеников, прославляющих великое слово Сергия Радонежского. Фрагментарно изображены идущие воины с образом святого. Этот образ напоминает нам об исторической встрече святого Сергия и Дмитрия Донского перед Донским побоищем.

Чуть позже Куликовская битва оказалась великой победой, ярким примером силы духовного начала русского народа и его веры.

Изображение Всевидящего Ока на самом верху полотна являет собой древний божественный знак. Вся картина точно подчинена этому великому божьему миропорядку, устройству всего мира подобно святилищу. А сам Сергий Радонежский держит перед собой храм — символ духовного возрождения России.

Россия заключает в себе этот великий образ храма, а знак святой троицы на материи святого призван оберегать и направлять Россию к свету в трех временных измерениях.

В нижней части холста выведена красивым старинным орнаментально-декоративным видом письма надпись, смысл которой показывает силу предчувствия Рерихом приближающихся неизбежных и страшных испытаний для России. Несмотря ни на что художник верил в свою страну, которая не принимала творчество Рериха вплоть до самой смерти художника в 1947 году. Однако он до конца верил в будущее величие России, ценил великое прошлое родной земли.

Рерих сергий радонежский

Николая Константиновича Рериха как тонкого художника и ценителя красоты притягивали сложные, великие образы, будь то горные вершины или герои духа. В творчестве Рериха присутствует исключительный цикл живописных работ. Художник создаёт серии «Святые горы», серии, изображающие подвижников духа, святых. Изображение святых, героев духа показывает, на какую высоту может возвыситься дух человека, какой несокрушимой и сильной может быть вера. Вершины гор и вершины духа человеческого – вот ключевые мотивы творчества Рериха. Николай Рерих создаёт немало картин, связанных данной темой, одной из которых по праву можно считать полотно «Святой Сергий Радонежский», написанное им в 1932 году. Нелёгкая задача стояла перед художником – воплотить образ святого. В данной работе художник намеренно отходит от вековых традиций и религиозных канонов изображения. Кроткое спокойствие читается в облике Сергия Радонежского. Это истинный символ великой духовности и нравственности. Создавая подобные великие полотна, художник помогает нам более вдумчиво и с трепетом относится к образам великих исторических личностей, обратиться к описаниям жизни и дел святых, во имя просветления собственной жизни и поиска истины.

Рерих особенно ценил явление такого святого, как Сергий Радонежский. Этому образу художник посвятил не один картинный сюжет. Полотно «Святой Сергий Радонежский» написано в 1932 году и в настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Художник изобразил Святого Сергия как центральный персонаж, крупно, объёмно и во весь рост. Рерих лишь отчасти соблюдает традиционную для иконописи манеру изображения. За тонкой, высокой фигурой святого выписан русский монастырь. Яркий образ монастыря выписан открытыми, нетрадиционными для ортодоксальной, канонической живописи цветами с использованием оттенков розового и жёлтого. Монастырь символизирует радость прославления учения святого, светлое ликование учеников, прославляющих великое слово Сергия Радонежского. Фрагментарно изображёны идущие воины с образом святого. Этот образ напоминает нам об исторической встрече святого Сергия и Дмитрия Донского перед Донским побоищем. Чуть позже Куликовская битва оказалась великой победой, ярким примером силы духовного начала русского народа и его веры. Изображение Всевидящего Ока на самом верху полотна являет собой древний божественный знак. Вся картина точно подчинена этому великому божьему миропорядку, устройству всего мира подобно святилищу. А сам Сергий Радонежский держит перед собой храм – символ духовного возрождения России. Россия заключает в себе этот великий образ храма, а знак святой троицы на материи святого призван оберегать и направлять Россию к свету в трёх временных измерениях.

В нижней части холста выведена красивым старинным орнаментально-декоративным видом письма надпись, смысл которой показывает силу предчувствия Рерихом приближающихся неизбежных и страшных испытаний для России. Несмотря ни на что художник верил в свою страну, которая не принимала творчество Рериха вплоть до самой смерти художника в 1947 году. Однако он до конца верил в будущее величие России, ценил великое прошлое родной земли.

Рерих сергий радонежский

Картина «Святой Сергий Радонежский», Рерих Николай Константинович. Точная копия картины. Напечатана на художественном холсте. Печать выполнена экологическими чернилами, рекомендованные для использования в жилых помещениях. Подрамник — сосновый. Крепления для повески картины входят в комплект. Товар упакован в защитную пленку и картонную коробку. Доставка осуществляется до пункта самовывоза в Вашем городе — от 390 руб. или курьером до квартиры — от 750 руб. (на выбор). Доставка — по всей территории РФ. Срок — от 1 дня. Оплата — при получении картины. Возможна оплата на сайте. Чтобы купить картину, выберите размер.

Подбор коллекций картин, поиск нужной картины нашим специалистом — бесплатно. Позвоните нам за наш счет: 8(800)222-96-04

Рерих сергий радонежский

На картине есть что-то из этого: литография, люди, текст, человек, средство передвижения, улица, женщина, вуаль, символ, фреска, на открытом воздухе, стена, законопроект.

Кому понравилось

Пожалуйста, подождите

На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.

Нужно авторизоваться на сайте

Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).

Выставка, посвящённая Сергию Радонежскому, открылась в Музее-институте семьи Рерихов. Она рассказывает о жизни и подвиге Святого, о его образах в светском и церковном искусстве. В экспозиции – редкие иконы 16 века, а также одно из главных произведений Николая Рериха – «Святой Сергий Радонежский» из собрания Третьяковской галереи.

В этом году исполняется 700 лет со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, ставшего для русской культуры поистине «Светом неугасимым», как называл его Рерих. Обращаясь к образу Сергия Радонежского, Н. К. Рерих писал: «Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство Преподобный Сергий Радонежский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской».

Образ Святого притягивал иконописцев и художников, он отразился в литературе и философии. Это хорошо видно на выставке, где представлены не только художественные произведения, но и редкие издания из фондов Библиотеки Российской Академии наук. В семье Рерихов этот Святой почитался особо – в экспозиции представлены семейные иконы, которые бережно хранились в их доме. Сам Николай Константинович неоднократно обращался к образу Преподобного Сергия, рассказывает директор Музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко:

«Художником написано множество работ, посвященных Сергию Радонежскому. Это и изображения Святого и храмы, выстроенные в честь него по всему миру. Мы не смогли привезти все работы, но три очень важных картины из Третьяковской галереи мы привезли. Это два изображения Храмов Сергия и одна из главных картин в творчестве Рериха «Святой Сергий Радонежский». Внизу полотна рукой Рериха написано: «Дано св. преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье…». Дальше стоит многоточие, это значит, что Святой Сергий всегда с нами».

Здесь можно увидеть также работы Михаила Нестерова, который также обращался к образу Святого, других художников абрамцевского кружка — Е. Д. Поленовой, С. А. Коровина. Есть и редкие иконы из фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, многие из них показаны публике впервые, рассказывает одна из кураторов выставки Виктория Шуршина:

«Один из наших экспонентов предоставил нам 14 редких икон 16 -19 веков. Среди них есть очень интересные. Например, икона первой половины 19 века, изображающая раку Святого, расположенную в Троицком соборе Троице-Сергиевской Лавры. На первый взгляд, это картина, где изображена сама рака, интерьер Храма. Но написана она по всем канонам иконописи. Специалисты не нашли аналогов этого произведения в русской иконописи».
Пространство выставки украшает необычный арт-объект — над полом парит символ храма, говорит одна из кураторов выставки Анна Савкина:

«Это не какой-то конкретный храм, это образ храма. Мы распечатали на ткани, которая создает образ храма в пространстве, образы святого. Один из них считается самым древним, это 15 век, и самым достоверным. Он сделан с вышивки пелены, укрывающей раку Святого. Еще один образ – поясное изображение Сергия, уже 17 века, а также изображение 16 века. Внутри – символ купола, где изображена Троица Андрея Рублева – символ объединения русского народа».

Этот арт-объект создан петербургским художником Алексеем Позгалевым. Образ преподобного Сергия до сих пор вдохновляет художников – на выставке представлены работы и современных мастеров.

Участники выставки: Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей истории религии, Музей-усадьба «Абрамцево», Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева, Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, Музей-институт семьи Рерихов, Библиотека Российской Академии наук, частные коллекционеры.

В истории мирового искусства имя Николая Рериха занимает особое место. Его, совершенно своеобразная манера живописи, отражает попытку художника соединить культуры Запада и Востока.

Несмотря на глубокое проникновение в культуру Индии и Тибета, художник не утрачивает ценностей своей Родины.

Множество своих картин Николай Рерих посвятил подвижникам и святым Земли русской.

В 1932 году художник пишет картину, посвященную Преподобному Сергию Радонежскому, который был самым почитаемым святым на Руси. Она написана под влиянием встречи

Примечательно, что знаменитая ясновидящая Ванга, никогда не видевшая эту картину, и даже не слышавшая о ней, в подробностях описала это полотно. Пророчица просила, чтобы оно никогда не покидало пределы России. Ванга была уверена, что все картины Рериха – предсказания, содержащие тайный смысл, который прояснится стечением времени.

Картина «Сергий Радонежский» написана Рерихом в свойственной ему иконописной манере.

На переднем плане возвышается величественная

Голову Святого обрамляет золотой нимб, сияющий на фоне неба с облаками нереальной кристаллической формы. Три круга на его одеянии, символизируют предназначение Сергия – Он заслоняет Россию от беды и ведет ее в настоящем, прошлом и будущем.

Рядом с величественной фигурой Сергия воинское знамя с образом Спаса Вседержителя. У подножья холма видны алые стяги русских полков, выступающих в поход. Вдали виднеются купола и звонница Троице – Сергиевой лавры. Их очертания как бы повторяют форму виднеющихся на фоне неба горных вершин.

Особое значение придает художник выбору цветности всех деталей полотна. Смирение, мужество, связь Святого с Высшими силами – подчеркнута темно – сиреневым цветом его одежд. Бело – золотистый цвет ауры символ чистоты и высокой духовности.

Над головой Святителя в фиолетовом треугольнике знак иерархии Сил Света в виде Всевидящего Ока. Это знак того, что преподобный Сергий Радонежский выполняет волю Высших сил.

Святой Сергий стоит на земле объятой пламенем, как бы защищая собою Русь от пожаров и бед.

В нижней части картины была надпись, сделанная на старославянском языке: «Тебе, трижды суждено спасти Россию. Первый раз при Дмитрии Донском; второй раз в Смутное время; третий раз …»

Рерих чувствовал опасность, нависшую над Родиной, и веровал в победу России.

Рерих сергий радонежский Рерих сергий радонежский

Сборник, подготовленный Е.И. Рерих, посвящен одному из самых почитаемых на Руси святых – Преподобному Сергию Радонежскому. В него вошли очерки В.О. Ключевского, Н.К. Рериха и самой Е.И. Рерих (псевдоним Н.Яровская).

Печатается по изданию: Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Рига: Алтаиръ, 1934.

Рерих сергий радонежский

Русский художник Николай Рерих
«Святой Сергий Радонежский»

Николай Рерих в поисках Шамбалы

В начале XX века Рериху удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. В России были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Свами Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII — Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще.

Николай Рерих в Петербурге

Большую часть своей земной жизни Рерих прожил в Петербурге. Здесь он учился в Академии художеств и университете, здесь стал художником, археологом, поэтом, педагогом. В Петербурге он создал свои замечательные живописные работы, принесшие ему известность. Здесь он общался со многими выдающимися деятелями русской культуры — художниками, поэтами, учеными. В городе сохранилось много памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью Рериха.

Рекомендуем посетить сайты:

«Люблю искусство Рериха и бесконечно восхищаюсь им. Это вечность и красота.» (О.Антонов)

Сборник, подготовленный Е.И. Рерих, посвящен одному из самых почитаемых на Руси святых – Преподобному Сергию Радонежскому. В него вошли очерки В.О. Ключевского, Н.К. Рериха и самой Е.И. Рерих (псевдоним Н. Яровская).

Отзывы

Популярные книги

Рерих сергий радонежский

  • Читаю
  • В архив
  • 45296
  • 15
  • 2

Мертвые игры все ближе, попытки убить все изощреннее, а секретов собственной крови открывается все б.

Мертвые игры 3

Рерих сергий радонежский

  • Читаю
  • В архив
  • 42212
  • 3
  • 1

СОТНЯ. После опустошительной атомной войны спасшиеся остатки человечества живут на космических .

Сотня. Трилогия (ЛП)

Рерих сергий радонежский

  • Читаю
  • В архив
  • 47331
  • 15
  • 2

Часть первая Факты Глава первая В экспресс «Тавры» садится значительное лицо Ранним морозным ут.

Убийство в Восточном экспрессе

Рерих сергий радонежский

  • Читаю
  • В архив
  • 80109
  • 25
  • 22

В книге привычным для мужчины понятным и логичным языком описаны и объяснены природа женщин, особен.

Женщина. Учебник для мужчин

Рерих сергий радонежский

  • Читаю
  • В архив
  • 44154
  • 6
  • 10

Казалось бы, прошел всего один длинный и бесконечный день, но для самого Дима пролетели тысячелети.

Враг за спиной

Рерих сергий радонежский

  • Читаю
  • В архив
  • 97943
  • 7
  • 61

Пролог и семь первых глав заключительного романа «Дорога домой».

6-Великие Спящие

Рерих сергий радонежский

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 132
  • 0
  • 0
  • Размещено 30.03.2018
  • Тип размещения: Бесплатно

Новинки

Рерих сергий радонежский

  • 6
  • 0
  • 0

Обычная девушка из современного мегаполиса случайно попала в закрытый клуб, откуда уехала с собств.

Госпожа для эльфа

Обычная девушка из современного мегаполиса случайно попала в закрытый клуб, откуда уехала с собств.

Рерих сергий радонежский

  • 13
  • 0
  • 0

Валентина — обычный учитель русского языка и литературы. Неудачно упав, она приходит в себя в эльф.

Рерих сергий радонежский

Елена Рерих — Знамя Преподобного Сергия Радонежского краткое содержание

Знамя Преподобного Сергия Радонежского — читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Яровская Н. (Рерих Е.И)

Знамя Преподобного Сергия Радонежского

«Знамя Преподобного Сергия Радонежского» — так назывался сборник, вышедший в Риге в издательстве «Алтаир» в 1934 году. Этот сборник лег в основу данной книги, включающей также письма Е. И. Рерих и статьи Н. К. Рериха из его дневниковых собраний: «Держава Света», «Нерушимое», «Врата в будущее», «Твердыня Пламенная», «Священный’ дозор».

Это книга о Сергии Радонежском, знаменитом русском монахе, но также книга о России, ее духовной мощи, ее противостоя чин силам тьмы, ее будущем. Будущем, которое уже успело сегодня стать прошлым, и о том будущем, которое еще предстоит выковать,- провидческий взгляд Рерихов видел далеко.

Вникая в высокий смысл рериховского наследства, вдумчивый читатель найдет подтверждение своим смутным догадкам, а также логике всех Провозвестий,-эпицентр «землетрясений», как в кавычках, так и без них, находится в нас самих — в нашем сердце. И от того, откликается или нет наше сердце на Руководство Великого Космического Сердца планеты, зависят соответственно наши преуспеяния или беды.

Конечно, не все примут величественную идеологию Рерихов. Еще и теперь, несмотря на учащающиеся феномены НЛО и полтергейста, а главное, несмотря на столь очевидное нагнетение космических энергии в атмосфере Земли, еще и сейчас немало несокрушимых адептов «физики твердого тела», для которых Великое Неведомое — пустая абстракция.

Это книга-о физике «тонких» и «огненных» тел, о незримом водительстве Космических Идей и Индивидуальностей.

Уникальность рериховских идей связана не только с гением их авторов. Главное в том, что через Рерихов Космические Иерархи Нашей планеты дали новое Провозвестие, показали реальный выход из тупика, в который забрело человечество. При этом Учение Живой Этики, или Агни Йоги, адресовано в первую очередь народам нашей страны-Новой России. Знакомясь с рериховскими идеями, мы лучше понимаем также историю Родины, в особенности ее советский период. Именно с точки зрения Живой Этики Новая Россия прошла через распятие в поисках лучших путей человечества. И как Спаситель мира, по житейским меркам, выиграла меньше всего сама. Ибо и новое трудовое законодательство в капиталистических странах, и конец колониальной системы, и, наконец, разгром фашизма, и многое другое совершилось под решающим воздействием Советского Союза, ценой его огромных жертв. Сегодня вновь некоторые отечественные и зарубежные «доброхоты» пытаются преуменьшить жертвенный подвиг нашей страны или вообще свести его к нулю. Но мы-то хорошо знаем, что произошло бы с народами и странами, если бы гитлеровская военная машина не увязла в наших жертвах. Арденны показали всю мощь фашистской опасности и уязвимость Запада даже в самом конце войны.

«Других спасал, а себя спасти не можешь»,- кричали фарисеи распятому Христу. Но пошлость торжествовала преждевременно.

Статья Н. К. Рериха «По лику земли» позволяет по-новому взглянуть в на факт «рассеяния» русской интеллигенции в результате Великой революции. Потеря для России обернулась благородным и благодатным оплодотворением всего мира русской мыслью.

Мы включили в эту книгу также философские письма Е. И. Рерих о религии, о Князе мира сего. Зловещая индивидуальность некогда прекрасного Элохима породила вокруг себя немало различных спекуляций. Письма Елены Ивановны помогают лучше разобраться в сущности «падшего ангела», в проблемах Добра и зла на Земле и опятьтаки объясняют, почему на нашу Родину пришелся главный удар Армагеддона с его

наибольшей концентрацией Добра и зла.

Это книга патриотического духа, но, будучи горячими патриотами Отечества, Рерихи решительно отвергали национализм и шовинизм. И действиями подтверждали свою «всемирную отзывчивость», если употребить выражение Ф. М. Достоевского. Свидетельство — письма в Америку, помещенные в этом сборнике.

Живя в Индии, Е. И. Рерих находилась в переписке с Президентом США Ф.-Д. Рузвельтом, точнее, была связной между Гималайскими Махатмами и американским Президентом. С. огромным уважением отзывается Елена Ивановна о Президенте США и руководимой им стране; письма подчеркивают, что США и России отведены решающие роли в судьбах будущего мира. В случае, если обе страны примут Советы Махатм, Союз России и Америки может открыть новую прекрасную эру в истории человечества. Это знал Ф.-Д. Рузвельт, и, вероятно, именно этим фактом можно объяснить необъяснимую для многих западных историков уступчивость американского Президента Сталину. Президент уступал не диктатору, но будущему.

Переписка Е. И. Рерих с Ф.-Д. Рузвельтом лишний раз подчеркивает, какое огромное значение для страны имеет принятие Помощи Гималайской Твердыни. Дважды принимала Америка Руководство Махатм, и это надолго обеспечило процветание заокеанской державы. И, наоборот, наша Родина не воспользовалась в 1926 году предложенной Высокой Помощью — отсюда и страшные трагедии ее.

Но Россия тоже знала времена, когда Помощь из Космического Источника была принята своевременно. Это была эпоха Куликовской битвы, положившей начало возмужанию Московской Руси. Как теперь известно, вдохновителем .Куликовского сражения и духовным архитектором победы был Сергий Радонежский, великий подвижник и величайший ум своего времени. Благодаря Е. И. и Н. К. Рерихам мы узнали, что смиренный русский игумен был напрямую связан с Владыкой Шамбалы, который дал импульс собиранию, образованию и возвеличению могучей русской державы, создаваемой на месте разрозненных княжеств, стонущих под игом Орды.

И сегодня Он с нами — «Воевода Богом данный» России, как сказала Е. И. Рерих. Сегодня Знамя Преподобного Сергия — Знамя Учения Живой Этики поднято над нашей Родиной во имя ее прекрасного будущего и процветания всего мира.

Много прекрасных страниц написано лучшими людьми о Благодатном Воспитателе и Заступнике Земли Русской, Преподобном Сергии. Немало и устных преданий хранится еще в памяти народной, особенно среди странников безымянных; немало и пророчеств и видений, связанных с этим Светоносцем, так же как и легенд, возникших со времени расхищения и надругания над великой Святынею Русской.

И решили мы отобрать эти жемчужины, чтобы напомнить сердцу русскому о том Сокровенном и Неисчерпаемом Сокровище, которым оно владеет.

Знали люди русские, что там, где ведут их Заветы и Знамя Преподобного, там и события отмечены будут победою — так оно и было. Но когда в сердце их затуманился Лик Владыки Пресветлого, события грозные обрушились на Землю Русскую — горькую чашу испил русский народ!

Рерих сергий радонежский

«Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого Сергия, не затемнится во множестве других имен — сокровище души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности».

Елена Ивановна Рерих под псевдонимом Н.Яровская написала очерк

“Преподобный Сергий Радонежский»

«Много прекрасных страниц написано лучшими людьми о Благодатном Воспитателе и Заступнике Земли Русской, Преподобном Сергии. Немало устных преданий хранится еще в памяти народной, особенно среди странников безымянных; немало и пророчеств, и видений, связанных с этим Светоносцем, так же как и легенд, возникших со времени расхищения и надругательства над великою Святынею Русскою.

И решили мы отобрать эти жемчужины, чтобы напомнить сердцу русскому о том Сокровенном и Неисчерпаемом Сокровище, которым оно владеет.

Знали люди русские, что там, где ведут их Заветы и Знамя Преподобного, там и события отмечены будут победою — так оно и было. Но когда в сердце их затуманился Лик Владыки Пресветлого, события грозные обрушились на Землю Русскую — горькую чашу испил русский народ!

Люди Земли Русской! Обратимся же снова к Его светлым и суровым Заветам, сплотим сердца наши вокруг Преславного Водителя и Заступника нашего, подымем Знамя Видения Его дивного и, восхитившись духом, устремимся к новому подвигу, к новому строительству Страны Светлой!

Отче Сергий, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!«

Ж.Сент-Илер. КРИПТОГРАММЫ ВОСТОКА

ИЗ ЖИЗНИ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

«Криптограммы Востока», вышедшие в Париже под фамилией Ж.Сент-Илер, в действительности принадлежат перу выдающегося мыслителя Елены Ивановны Рерих.

ПРОВОЗВЕСТИЕ ВЛАДЫЧИЦЫ

Пришло время указать главное о сияющем видении Владычицы. Неужели великое предуказанное видение было молчаливо? Неужели потрясение духа и седина волос не были следствие Провозвестия?

Владычица сказала: «Придет время Мое, когда небесное Светило Мое к земле устремится, и тогда придешь ты исполнить волю сроков.

И ненавистные будут спасителями, и побежденный будет вести победивших. И три корня, разделенные проклятием, сростутся любовью, и вести их будет посланный не из их племени. До срока проклянут татар и евреев и они проклянут землю русскую.

Когда же твои кости будут преданы уничтожению, трем проклятиям исполнится срок. И невидимо видимый станет у престола, облеченный Венцами и Перстнем,

И где приложишь Перстень, там будет Рука Моя и Владык».

НАСТАВЛЕНИЕ СЕРГИЯ

«Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется». Так говорил Сергий. «И ушедший в леса не может слышать речь людскую. И на ложе уснувший не услышит птичек солнца возвестников. И чуду явленному молчащий откажется от глаза. И молчащий на брата помощь, занозу из ноги своей не вынет».

Так говорил Сергий.

К Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом — что делать?

Сергий ответил: «Помоги земле Русской».

Когда Сергия спросили крестьяне — что делать? Он ответил: «Помогите земле Русской».

Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: «Помоги земле Русской!»

ТРУДЫ СЕРГИЯ

Вот уже борода седая. Вот уже Дух Пламенный в сослужении. Вот уже Князь поклонился, но стоит возу с хлебом запоздать, и братия возлюбленная не верит ни на час.

Стоит временно оскудеть кошелю и братия достойная и избранная готова променять чудесную Благодать на чужой грош. Еще скажут — «что-то Угодники твои оскудели».

И днем, и ночью нужна не Благодать, а благоденствие тела.

Говорили о Сергии, что Игумен часто глухою ночью обходил кельи и, находя спящих, он шел дальше, не тревожа.

Может быть, он надеялся найти бодрствующего.

ПРЕДВИДЕНИЕ СЕРГИЯ

Также Сергий говорил иногда о Белой Горе, но никогда не указывал место ее.

Когда кто-то стучался неожиданно, братия говорила: «Не Игумен-ли?»

Сергий говорил: «На Белой Горе живут разные твари. Когда им нужно о двух головах и о пяти ногах. На наших непохожи. Сани там без коней и для скорости могут летать».

РЕ́РИХ (Рё­рих) Еле­на Ива­нов­на [31.1 (12.2).1879, С.-Пе­тер­бург – 5.10.1955, Ка­лим­понг, Ин­дия], рус. мис­тик, пи­са­тель­ни­ца; ос­но­ва­тель­ни­ца уче­ния Жи­вая Эти­ка ( Аг­ни-йо­га ) в рам­ках вос­точ­но-эзо­те­рич. тра­ди­ции. Же­на Н. К. Ре­ри­ха , мать Ю. Н. Ре­ри­ха и С. Н. Ре­ри­ха (1904–93). Ро­ди­лась в се­мье ар­хи­тек­то­ра И. И. Ша­пош­ни­ко­ва и Е. В. Ша­пош­ни­ко­вой. С дет­ст­ва про­яв­ля­ла не­за­уряд­ные спо­соб­но­сти, в 7 лет чи­та­ла и пи­са­ла на 3 язы­ках. Окон­чи­ла Ма­ри­ин­скую жен­скую ги­ма­на­зию (1895) и муз. шко­лу И. А. Бо­ров­ки (1899). По­сле за­му­же­ст­ва в 1901 под­дер­жи­ва­ла творч. за­мыс­лы и куль­тур­ные про­ек­ты Н. К. Ре­ри­ха, ко­то­рый счи­тал её вдох­но­ви­тель­ни­цей и со­ав­то­ром мн. сво­их про­из­ве­де­ний. В 1903–04 со­вер­ши­ла совм. с му­жем пу­те­ше­ст­вие по др.-рус. го­ро­дам, сде­ла­ла бо­лее 500 фо­то­гра­фий па­мят­ни­ков ста­ри­ны. С сер. 1900-х гг. об­ра­ти­лась к изу­че­нию вос­точ­ных ре­лиг.-фи­лос. уче­ний и тео­со­фии Е. П. Бла­ват­ской . В 1916 се­мья пе­ре­еха­ла в Фин­лян­дию, в 1919 – в Лон­дон, где в 1920 Ре­ри­хи всту­пи­ли в ос­но­ван­ное Бла­ват­ской Тео­соф­ское об-во. В том же го­ду се­мья пе­ре­еха­ла в США, в 1923 – в Ев­ро­пу, за­тем в Ин­дию. В 1924–28 уча­ст­во­ва­ла в ор­га­ни­зо­ван­ной её му­жем Цен­траль­ноа­зи­ат­ской экс­пе­ди­ции. В 1928 Ре­ри­хи по­се­ли­лись в до­ли­не Ку­лу (Зап. Ги­ма­лаи), где ос­но­ва­ли Ин-т ги­ма­лай­ских ис­сле­до­ва­ний «Урус­ва­ти» («Ут­рен­няя звез­да» – са­краль­ное имя са­мой Р.), поч. пре­зи­ден­том-ос­нова­те­лем ко­то­ро­го она ста­ла. В нач. 1930-х гг. уча­ст­во­ва­ла в под­го­тов­ке Пак­та Ре­ри­ха (1935). В 1934–36 в пе­ре­пис­ке Р. с Ф. Д. Руз­вель­том об­су­ж­да­лись, в ча­ст­но­сти, ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ния США и Рос­сии. По­дан­ное в 1948 про­ше­ние о воз­вра­ще­нии в СССР ос­та­лось без от­ве­та. С 1949 жи­ла в Ка­лим­пон­ге.

Рерих сергий радонежский

В основу книги лёг сборник «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», собранный Еленой Ивановной Рерих и вышедший в свет в 1934 году. Издание оформлено аналогично изначальному изданию 1934 года.

К 700-летию Преподобного Сергия Радонежского.

Книга посвящена Великому Светочу Земли Русской Преподобному Сергию Радонежскому. Собранные здесь жемчужины русской литературы призваны «напомнить сердцу русскому о том Неисчерпаемом Сокровище, которым оно владеет».

Издание оформлено аналогично изначальному изданию 1934 года.

Предыдущее издание СибРО 2005 года (см. дополнительное фото) было дополнено разделом, включившим в себя статьи Н.К. Рериха, стихотворение Б.Н. Абрамова, выступления, сказы и стихи Н.Д. Спириной, посвященные Преподобному Сергию. (ISBN: 5-86091-210-2, страниц: 160, формат: 84х108/32).

С 24 марта 2021 в Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов (Васильевский Остров, 18-я линия, д.1) работает выставка «Чаша неотпитая. Русь», посвященная 800-летию со дня рождения св. Александра Невского.

Художник обращался к национальной идее в художественном и литературном творчестве. С синтез различных форм народного и религиозного искусства, духовных исканий русского народа интересует его на протяжении всего жизненного пути.

Н. К. Рерих посвящает русской теме студенческие работы и символические произведения зрелого периода, обращается к образам русских святых. В США и Индии он пристально следит за судьбой Родины, чутко откликаясь на повороты её исторического пути. Н. К. Рерих, изучая историю в философском и этическом аспектах, развивает тему государственности в художественных образах. В собрании Музея-института семьи Рерихов хранится работа «Царь» (1905) -воплощение абсолютной власти.

К образу Св. Александра Невского Н. К. Рерих обращается неоднократно – как к историческому персонажу, «поражающему ярла Биргера» (1904), и как к воплощению русского духа – «Александр Невский (Русская война)» (1942).

Источником духовных сил для возрождения русской государственности стал св. преподобный Сергий Радонежский. В семье Рерихов почитание св. Сергия Радонежского было личной традицией. Программным произведением для Н. К. Рериха является триптих, объединяющий святых Сергия и Франциска с мадонной Орифламмой в центре (1932). Завершающий выставку образ богатыря Святогора символизирует силу духа, преодолевающую все преграды.

Выставка открыта с 24 марта по 23 мая 2021 г.

Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов (Васильевский Остров, 18-я линия, д.1).

Справки по тел.: +7 921 906 91 60

Пресс-центр Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов — для «Нового пенсионера»

Илл.: Н.К. Рерих. Сергий Радонежский. 1932. Холст, темпера. Третьяковская галерея

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.

Рерих сергий радонежский

Н. Яровская (Е.И. Рерих)

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Скачать в формате: .rtf .epub

Аудиокнига

Текст читает Ирина Ерисанова (Издательство Ардис).

  • Назад
  • Вперёд

Елена Ивановна Рерих

Рерих сергий радонежский

Е.И. Рерих — аудиокниги

©: Из открытых источников, 2019-2022

Контакты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

24 декабря в 18.00 в Бат-Яме в Украинском Культурном Центре состоится выставка копий работ Николая Рериха, выполненных на холсте цифровой печатью.

Рерих сергий радонежский

Серия представленных в экспозиции работ создавалась художником с 1922 по 1947 гг. и отражает пантеон христианских святых, главное место в котором отведено Сергию Радонежскому. 2015 год — год 140-летия со Дня рождения Николая Рериха и 700-летия Сергия Радонежского. Мир нов и вечен. И качества святого сподвижника, отмеченные Рерихом на полотнах 1920-1940-х гг. оказываются более актуальными сегодня. Это, прежде всего, любовь к труду во имя общего блага, нестяжание власти, формирование высоких духовных качеств, как пример для собравшихся вокруг него монахов и простого люда, правителей и князей. При этом Рерих подчеркивает разносторонний труд: физический, душевный и духовный, как преобразующее начало в каждом человеке независимо от его национальной и религиозной принадлежности. Недаром многие представленные картины составили серию «Знамена Востока», в которую вошли строители общего блага: еврейского народа — «Моисей Водитель», китайского — «Конфуций Справедливый» и «Лао-Цзе», мусульман — «Магомет на горе Хира», славянского — «Святой Сергий Радонежский» и другие.

Рерих сергий радонежский

Несколько вариантов картин представляют «Сергий Строитель». Очевидно, что подвижник Сергий прекрасно владеет древним топором — секирой, благодаря которому он сложил первый храм. Когда человеку предстоит сделать правильный выбор в своей жизни, ориентиром ему может служить «Часовня Святого Сергия на перепутье». Преображателями сознания человеческого, ориентирами в хаосе жизни встают «Святой Сергий Радонежский» и «Святой Франциск», «Ярослав Мудрый» и «Моисей Водитель» на полотнах Рериха. Нужно отметить, что Сергий Радонежский явился продолжателем славных традиций средневекового киевского монашества, древней Киевской Руси — Преподобных Антония и Феодосия Печерских — основателей Киево-Печерской лавры, памятника архитектуры древнего Киева. Как известно, Рерихом-студентом была задумана серия работ: «Начало Руси. Славяне». Первая картина этой серии «Гонец» явилась дипломной работой, приобретенной Павлом Третьяковым для своей галереи. Данный цикл связан непосредственно с Киевской Русью. И работа «Гонец» также представлена на выставке.

Рерих сергий радонежский

Идея сохранения и охраны Культуры, предложенная Николаем Константиновичем Рерихом, завершившаяся подписанием международного Договора в Вашингтоне, в Белом Доме, президентом США Рузвельтом в 1935 г., наиболее мощно воплощена в картине «Мадонна Орифламма». Следующий год очередной Памятной даты — мир будет отмечать 80-летие Пакта Рериха. Представлены на выставке и архитектурные работы Рериха, и картины из серии «Святые» («Санкта»), которые связаны с именем Сергия Радонежского. В заключение приводим слова Николая Рериха:

«Святой Сергий… Каждое упоминание этого священного имени повелительное зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонялся бы перед образом Преподобного, когда вы расскажите о трудах Его».

То, что выставка проводится в помещении Украинского культурного центра, не случайно. Связи с Украиной в семье Рериха начались, когда будущий художник был отроком. Его отец, Константин Федорович Рерих, известный петербургский нотариус, был одним из основателей и автором юридического устава Петербургского Общества Т. Г. Шевченко. На Украине находятся православные храмы с уникальной художественной мозаикой Н. К. Рериха. Один из храмов — Покрова Пресвятой Богородицы находится в селе Пархомовка, под Киевом, второй — Троицкий храм, на территории Почаевской лавры, под Тернополем. Именно из детства завязались крепкие связи с Украиной, многие очерки и картины, наброски и этюды Рерих посвятил Украине.

Рерих сергий радонежский

Девятого октября 2014 года во всем мире отмечали памятную дату — 140-летие со дня рождения Николая Рериха. Выдающийся, всемирно известный художник, писатель, учёный, философ, археолог, путешественник, автор Международнго договора об охране культурных и научных ценностей (Пакта Рериха) написал более семи тысяч картин. К юбилею Национальным банком Украины была выпущена монета номиналом две гривны, в серии «Выдающиеся личности Украины». На аверсе — Покрова Пресвятой Богородицы, по мотиву мозаики Рериха. На реверсе — портрет Николая Рериха с книгой «Кобзарь» в руке Тараса Шевченко.

Рерих сергий радонежский

Выставка организована Одесским Домом-Музеем им. Н. К. Рериха и его филиалом в Израиле, а также журналом «Лига Культуры» — совместным изданием Одессы и Израиля. Выставка открывается 24 декабря и будет работать в течение месяца.

Рерих сергий радонежский

Картина написана в 1932 году, посвящена Спасителю Земли Русской Преподобному Сергию Радонежскому. На переднем плане величественная фигура Сергия. Он стоит на Земле, объятой пламенем, возвышаясь, как бы защищая Русь собою от пожара, заслоняя её от беды. Символ трех кругов в общем круге вечности на Его одежде говорит о том, что Он спасает, охраняет и ведет Россию и в прошлом, и в настоящем и в будущем. Этот знак указывает также на Его Высшие Знания. Знак всевидящего Ока в фиолетовом треугольнике над головой святителя в тревожном небе означает, что преподобный Сергий осуществляет свою миссию по высшей воле.

Художник Святослав Николаевич Рерих (1904—1993) был сыном известного живописца Николая Константиновича Рериха. В 1978 году он был с официальным визитом в Болгарии по линии культурных связей между Болгарией и Индией, так как после смерти своего отца, всемирно известного художника Николая Рериха, он продолжил жить и творить в Индии. При встрече с Вангой он от нее услышал:

«Вижу Тибет и Гималаи. Там, в тех местах, зародилась древнейшая история человечества… Твой отец был неземным человеком. Не только художником, но и пророком. Все его картины — прозрения. Ты должен продолжить его дело».
(Сказано Вангой в 1978 году. Цитата по книге «Истина-то за Ванга» К. Стояновой.)

Ванга о картине:
Преподобный Сергий – большой пророк. Он не простой святой, а главный русский святой.
Картину рисовали четыре души, которые пришли из Иного Мира. Мало знают об этой картине. Надо, чтоб о ней знали многие, чтоб знали все. Как зеницу ока берегите картину. Это большой документ, это самое большое богатство России.
Не посылайте ее в другие страны. Она предназначена лишь для России.
Тот, кто был святым Сергием, сейчас является самым большим Святым. Он – водитель всего человечества. О, как Он помогает сейчас человечеству! Он превратился в свет, его тело из света…

О России Ванга говорила: «Нет силы, которая смогла бы сломить Россию. Россия будет развиваться, расти и крепнуть. Все растает, словно лед, только одно останется нетронутым — слава Владимира, слава России. Слишком многое принесено в жертву. Никто не сможет остановить Россию. Все сметет она со своего пути и не только сохранится, но и станет властелином мира. «

И приведу еще слова Ванги: «В России много святых мест… У реки Дон есть один холм… Он особенный. По нему надо ходить босиком, чтобы почувствовать его воздействие. Там растут лекарственные травы, есть и ключ с целебной водой. На этом холме трижды бывал святой Сергий и трижды его благословил. На этом месте он воздвиг крест. Поэтому здесь человек чувствует себя, как в церкви. Получает прилив сил и уходит окрыленным. Святой Сергий — выдающийся пророк. Он сейчас самый главный святой… Как он помогает людям! Превратился в свет и шлет, шлет его на землю…
Я вижу, как он держит Россию словно на ладони. Вижу высокую церковь. Вижу людей в шлемах и с копьями»
.

Этот холм находится в Воронежской области. Святое место, холм на реке Дон — город Семилуки.
Спустя 5 лет, после слов, сказанных Вангой, в 1984 году, археологическая экспедиция под руководством профессора Пряхина обнаружила на этом холме развалины древнерусской крепости, а внизу, под холмом, действительно струился целебный родник».

О месте на горе рядом с Доном Ванга говорила:

«А что за памятник на холме?», «военным летчикам» — ответили ей
«А почему около него вижу космонавтов?» (В его открытии принимал участие космонавт Береговой).

Рерих сергий радонежский

Завершает Рерих свой цикл работ, как уже говорилось, в 1932 году картиной «Святой Сергий Радонежский». Позднее художник также будет обращаться к этому облику, но, как правило, произведения подобного рода являют собой варианты уже когда-то найденного образа Сергия-строителя. Исключение составляет его работа «Тень Учителя», написанная в том же 1932 году, но об этом будет сказано далее.

Как и Нестеров, в том же 1932 году, за девять лет до начала Великой Отечественной войны, Рерих думает об обороне родины, защитником которой ему, как и Нестерову, представляется святой Сергий Радонежский. Куда более чем красноречива надпись, сделанная Рерихом на картине «Святой Сергий Радонежский»: «Дано Св. Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую: первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье. »

Как и Нестеров, Рерих в своем образе опирается на народные предания и поверия. Но если Нестеров решает образ святого Сергия всецело в рамках реалистической живописи второй половины XIX века, лишь вводя в композицию отдельные элементы иконописи, [22] то Рерих, опираясь на глубокое знание древнерусского искусства, создает образ в свойственной ему синтетической живописной манере, где условности иконы гармонично соединяются с трехмерностью формы и пространства. Это позволяет Рериху разработать собственную иконографию и фактически создать картин-икону, наполненную символами. Мы не будем здесь подробно останавливаться на значении этих символов, о них мы уже писали, остановимся лишь на тех нюансах, которые вызывают ассоциации с творчеством Нестерова.

Так, детализируя лик святого, Рерих все-таки опирается на историю: созданный им образ вызывает в памяти облик святого Сергия, воспроизведенный на плащанице XV века, которую, вероятно, художник видел в Троице-Сергиевой Лавре. [24] Нестерова также волновала проблема исторической достоверности облика святого. По этому поводу он писал: «Но чего я особенно боялся – это лица Сергия. одно для меня было ясно, что Сергий был русый. Позднее, в «Трудах» я написал его с рыжеватой бородкой, и чутье меня тогда не обмануло. В 1920 году, когда мощи Преподобного Сергия были вскрыты, я своими глазами убедился в том, что не ошибся. Оставшиеся на черепе волосы были русые с легкой проседью, с проседью же была и рыжеватая борода Сергия». [25]

Вслед за Нестеровым, опираясь на иконописную традицию, Рерих вводит в картину такой композиционный прием, как изображение войска в виде предельно сближенных пик и щитов, за которыми неразличимы лица воинов. Нестеров использовал этот прием в своем, к сожалению, так и не осуществленном замысле картины «Прощание святого Сергия с князем Дмитрием Донским» (1897). С.Глаголь по этому поводу отмечал: «В этом эскизе он один из первых, очень удачно использовал обычное на образах изображение воинства в виде тесно стоящей толпы с лесом вздымающихся над ней копий». [26]

Хорошо знал Нестеров и такую иконописную деталь, как знак в виде трех кругов на епитрахили святого Сергия, этот знак художник изобразил в левой части триптиха. В эскизе к картине «Святая Русь» (1890) эта деталь в изображении Преподобного Сергия была сохранена художником, но в законченном варианте картины она исчезает. [27]

Для Рериха этот символ имел не только историческое, но и общекультурное, и философское значение, поэтому он изображает этот знак в картине «Святой Сергий» (1922), но переносит его с епитрахили на плат в руках Преподобного. [28]

Здесь нельзя не коснуться философских представлений Рериха, которые тесно связаны с созданным художником образом святого Сергия.

Если Нестеров в своем видении образа святого Сергия опирался на личную веру, на иконописную традицию, на народные предания, то Рерих, помимо всего этого, глубоко впитал основные положения древней восточной философии. Краеугольным камнем представлений Рериха является идея перевоплощения духовной сущности человека в разные облики на земле. Для Рериха облик святого Сергия – это одно из проявлений Духовной Сущности, которая в различные века человеческой истории водительствовала разными народами и разными цивилизациями, – как до воплощения Сергия Радонежского, так и после этого воплощения. При этом Рерих был глубоко убежден, что по сей день эта Величайшая Духовная Сущность остается покровителем России. [29] В этой связи в живописном наследии Рериха появляется такая картина, как «Тень Учителя» (1932), где вновь возникает облик Преподобного Сергия в Гималаях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector