Радонежские: святые помощники в воспитании детей

В святцах гораздо чаще встречаются имена преподобных, то есть святых монахов. Но даже самые аскетичные монахи не падают с неба готовыми, а рождаются и воспитываются в семьях. 31 января по новому стилю Русская православная церковь вспоминает преподобных Кирилла и Марию Радонежских — супружескую пару, подарившую миру святого Сергия Радонежского.

Радонежские: святые помощники в воспитании детей

Среди паломников, которые едут в Троице-Сергиеву лавру поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского, существует традиция сначала посетить Покровский монастырь в Хотькове, где были похоронены его родители, преподобные Кирилл и Мария. Считается, что по молитвам благочестивых супругов также совершаются многочисленные чудеса и исцеления.

Кирилл и Мария были богобоязненными людьми, строго соблюдали все церковные предписания, помогали нищим и сиротам. «Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей…» — писал о них автор жития преподобного Сергия Радонежского Епифаний Премудрый.

Будущий великий святой, который до монашества носил имя Варфоломей, был вторым ребенком Кирилла и Марии. Кроме Варфоломея в семье росли еще двое детей — старший сын Стефан и младший Петр. Как повествует житие преподобного Сергия, когда боярыня Мария, беременная вторым сыном, молилась на литургии в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской, и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого чудесного события Кирилл и Мария дали обет посвятить родившегося ребенка Богу.

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. Вместе с Варфоломеем учились и два брата его: старший — Стефан и младший — Петр. Братья учились успешно, а Варфоломей сильно отставал от них. Учение давалось ему с большим трудом, а учитель часто наказывал. Однажды Кирилл послал Варфоломея в поле искать лошадей. В поле он увидел незнакомого благообразного старца и сказал ему, что имеет одно горячее желание — научиться грамоте. Старец помолился об отроке, затем вынул из кармана небольшой ковчежец и подал Варфоломею частицу просфоры. Вкусив ее, Варфоломей чудесным образом без затруднения стал читать книги и понимать все написанное в них. Это событие изображено на знаменитой картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Когда Варфоломею было около пятнадцати лет, родители его из Ростовского княжества переселились в Московское, в город Радонеж. По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр также женился, а Варфоломей был строгим постником, больше всего на свете любил молитву и мечтал о монашестве.

Когда Варфоломею было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения уйти в монастырь. Родители не возражали, но просили подождать только до их смерти: с его уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Сын повиновался и остался заботить о родителях до самой их смерти.

Под конец жизни Кирилл и Мария приняли монашеский постриг в Хотьковском монастыре близ Радонежа. Почти в то же время произошла печальная перемена и в жизни их старшего сына Стефана: жена его умерла, оставив двух сыновей. Похоронив супругу в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив своих детей младшему брату Петру, он здесь же в Хотькове принял монашество. В 1337 году схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Перед кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг иконами Божией Матери Одигитрии и святителя Николая Чудотворца. Дети погребли Кирилла и Марию в Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Летопись Хотьковского Покровского монастыря содержит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей во времена бедствий и эпидемий. Во времена страшной моровой язвы 1770—1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного круглые сутки непрерывно читалась Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии, которые в то время уже считались местночтимыми святыми. Губительные болезни чудесным образом обходили Покровскую обитель стороной, и все, кто молился у гробницы Кирилла и Марии, оставались живы и здоровы.

Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. Существует предание, по которому преподобный Сергий завещал «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей». По преданию, преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей лавры.

«Церковная летопись Покровского Хотькова девичьего монастыря» свидетельствует о многочисленных случаях исцеления тяжелых больных, которые обращались к святым Кириллу и Марии за помощью. Считается, что преподобные особенно помогают младенцам.

В 30-е годы прошлого века, когда монастырь был закрыт, верующие люди спрятали святые останки в склепе неподалеку от Покровского храма, на территории монастыря. Никаких внешних знаков над склепом не было поставлено, но те, кто участвовал в этом событии, запомнили место погребения. В 1987 году, во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, склеп с мощами преподобных был вскрыт. После возобновления богослужений в Покровском храме в 1989 году вновь обретенные мощи перенесли туда. Прославление преподобных для общецерковного почитания состоялось в 1992 году.

Преподобным Кириллу и Марию молятся о том, чтобы встретить благочестивого жениха или невесту. На молебны и акафисты этим святым любит собираться православная молодежь. Этим святым также молятся о мире между супругами, о благополучном воспитании и здоровье детей.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Радонежские: святые помощники в воспитании детей

«Прежде же подобаше почтити и похвалити родителеи его…
…не бе лепо такому детишу от неправедны родитиси родителеи…»
Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего
игумена Сергиа Чюдотворца.
Списано бысть от премудрейшаго Епифания

(18) 31 января – день памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия игумена Радонежского.

Радонежские: святые помощники в воспитании детей
Все, что касается представления о детстве и родителях Варфоломея, в монашестве – Сергия, для нас, по выражению писателя Бориса Константиновича Зайцева «в тумане», только «общий некий дух» можно уловить их жития, вышедшего из под пера Епифания – ученика и первого биографа преподобного Сергия.

По древнему преданию, имение родителей Сергия, бояр Ростовских, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль.

Отец, хотя и «от славных и нарочитых боляр», жил со своей семьей, по-видимому, просто. Он не раз сопровождал в Золотую Орду князей Ростовских, и из-за тяжелых податей (даней) и хлебных недородов жил небогато. Ярким свидетельством тому является то, что отрок Варфоломей в одиночку был отправлен отцом на поиск потерявшегося скота.

О простоте жизненного уклада родителей, получивших наглядное доказательство необычности их еще не родившегося ребенка, трижды вскричавшего в утробе матери во время Божественной Литургии, Епифаний пишет совсем незамысловато: «Встретив рождение младенца, они позвали к себе родных и друзей, соседей и предались веселью, славя и благодаря Бога, давшего им такое дитя».

О нежной любви родителей своему необычному чаду, отказывавшемуся материнского молока в постные среду и пятницу, свидетельствуют слова агиографа о поисках, правда безуспешных, родителями кормилицы для него.

Принципы семейного воспитания троих сыновей – Стефана, Варфоломея и Петра также укладываются Епифанием в простую формулировку: «ихже воспита со всякым наказанием в благочестии и чистоте». Под наказанием здесь, естественно, следует понимать наставление, а не насильственное принуждение.

При этом родители проявляли некоторую снисходительность к затруднениям Варфоломея в обучении грамоте и изучению Священного Писания. От них он, по свидетельству Епифания, «много браним бываше», но более – от своего учителя.

В то же время сам отрок скорбел из-за невнимательности и не прилежания в учении, без неприязни к родителям за их укоры, и с чистым сердцем пригласил встретившегося ему при поисках пропавшего скота старца – странника иеромонаха к себе домой, поясняя, что «родители мои зело любят таковыя, якоже ты, отче».

С присоединением Ростовского княжества к Московскому и возникновении гонений на местные роды со стороны московских ставленников, все семейство было вынуждено переселиться из Ростова в селение Радонеж. Получив в лесистом необжитом краю поселение на льготных условиях от сына Московского князя Ивана Калиты, глава семьи уже не мог управлять им по своей старости. Поэтому он возлагал надежды на своих сыновей, но Стефан и Петр, женившись, вынуждены были в большей степени заботиться о своих семьях. Таким образом родители, спасшие от гонений будущего игумена земли Русской, сами нуждались в его непосредственной поддержке.

И не смотря на непреодолимую тягу к иноческой жизни, Варфоломей со смирением взял на себя заботу о родителях до того времени, как они сами приняли решение уйти в монастырь.

Иноческий выбор родителей святого Сергия представляет особый интерес. Прямого свидетельства, что Кирилл и Мария ушли в Хотьковский монастырь, нет. Но они там были погребены, из чего заключают, что в Хотькове они жили.

Древность знала общие монастыри для монахов и монахинь, только соборное определение 1504 года запретило такую практику. Родителям преподобного Сергия при их предсмертном пострижении в монашество, вероятно, были изменены имена. Какие же имена родителей своего учителя упоминает преподобный Епифаний: мирские или монашеские? Известный историк церкви, автор специального труда о Сергии историк Русской Церкви, академик Евгений Евсигнеевич Голубинский считает, что вернее – монашеские.

До своих последних дней, а скончались супруги почти одновременно в 1337 году, они могли видеться, молиться за своих детей, сопереживать друг другу и уже без трепета смотреть в будущее. Их долг христианских родителей был исполнен.

С XIV века Кирилла и Марию почитали, и паломники, исполняя завет преподобного Сергия, прежде чем идти к нему в Лавру, посещали Хотьково, где в Покровском соборе покоились мощи святой четы.

После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован.

В 1981 году Кирилл и Мария были прославлены в Соборе Радонежских святых, празднуемом 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.

В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы.

В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 3 апреля этого же года, при праздновании 600-летия со дня кончины преподобного Сергия, состоялось общецерковное прославление его родителей, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Молитва
преподобным схимонахам Кириллу и Марии,
родителем преподобнаго Сергия

О раби Божии, схимонаше Кирилле, схимонахине Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему, вы, преподобнии, вкупе с преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующий на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector