Во Франции местные жители проявляют все больший интерес к русской культуре, традициям и православию. В этой связи в октябре 2016 года в Париже открыли Русский духовно-культурный центр, а при нем — кафедральный собор Святой Троицы Корсунской епархии Русской Православной Церкви.
Корреспондент Царьграда взял эксклюзивное интервью у пресс-атташе Корсунской епархии, иерея Георгия Шешко. Он рассказал о значимости Русского центра в сердце Парижа и о том, почему французы все больше интересуются православной духовностью и нашими традициями.
Русский духовно-культурный центр: Люди рады, что в сердце Парижа открылся православный храм
Дарья Платонова: Несколько месяцев назад в Париже открылся Русский духовно-культурный центр. В чем значимость открытия этого центра, и какие мероприятия, помимо богослужебных, проходят здесь?
о. Георгий Шешко: Ценность этого центра, на самом деле, познается с течением времени.
Конечно, мы изначально знали, что центр будет очень важен для местных православных христиан, для русской диаспоры, для обычных парижан. Но со временем мы видим то, что даже немного недооценили важность центра. Потому что многие люди приходят ежедневно, и каждый день в храме присутствует священник. Он отвечает на самые различные вопросы, связанные и не связанные с верой.
И в этом смысле, конечно, православная миссия превосходит все наши ожидания. Очень многие люди пишут добрые отзывы, радуются тому, что здесь, в сердце Парижа, был открыт православный храм. Помимо богослужений здесь проходят совершенно разные события, мероприятия — выставки, концерты, встречи, конференции, презентации книг.
Как видите, спектр деятельности достаточно широк и выходит за рамки исключительно богослужебной деятельности.
Дарья Платонова: Насколько было важным для русских православных христиан Франции воссоединение Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за рубежом?
о. Георгий Шешко: Безусловно, это важная веха, важный момент церковной истории. В Париже есть несколько общин Русской Православной Церкви за рубежом, с которыми мы, конечно же, дружим, с которыми мы общаемся. У нас есть теперь и евхаристическое общение, и мы постоянно встречаемся на самых разных площадках. Конечно же, служим и общаемся с приходами.
Поэтому для нас это воссоединение сыграло очень важную и позитивную роль.
Дарья Платонова: Сохраняется ли в современной Франции духовное наследие русского зарубежья — первой волны русской эмиграции?
о. Георгий Шешко: Да, сохраняется. Мы, конечно, пытаемся сохранить и ту традицию, которая здесь появилась после трагических событий октября 1917 года.
Естественно, мы привлекаем представителей русской диаспоры к богослужебной деятельности, тех людей, которые прибыли сюда сто лет назад. И, конечно же, они тоже откликаются на наши призывы, активно участвуют не только в богослужениях, но и в культурной, и в общественно-просветительской деятельности. И мы этому рады, и всячески приветствуем.
Французы очень интересуются русской культурой и православием
Дарья Платонова: Если посмотреть на современную Францию, то можно заметить тенденцию — многие французы ищут выход из духовного кризиса именно в православии. На службе присутствовало очень много представителей франкоязычного населения, и служба тоже велась наполовину на французском, наполовину на русском языке.
Существует ли такая сильная тенденция — обращения французов в православие?
о. Георгий Шешко: Говорить о какой-то сильной тенденции пока еще не приходится. Наш храм еще достаточно молодой. Он всего несколько месяцев как открыл свои двери, но уже сейчас к нам поступают просьбы о крещении, о венчании, о смешанных браках — даже обычный интерес к православию французы выказывают очень активно.
Нужно еще раз сказать о том, что присутствие храма как доминанты этого центра очень важно. И мы видим, как французы интересуются православной духовностью, как они интересуются русской культурой, как они интересуются вообще православием как таковым.
Поэтому можно сказать, что пока, наверное, тенденций мы не наблюдаем, но очень ярко выраженный интерес по отношению к православию среди людей, конечно, присутствует. Половина людей, которых вы сегодня видели — это французы. Многие из них — не православные. Однако же они приходят сюда и молятся вместе с православными, потому что у них есть этот живой интерес по отношению к православию.
Дарья Платонова: А что посоветуете современному христианину? Русским, которые живут во Франции, и являются свидетелями кризиса, духовного и политического?
о. Георгий Шешко: Что может посоветовать священник? Конечно, в первую очередь, молитву. Молитва — она врачует. Молитва создает эту связь с Богом. Когда мы с Богом, когда мы молимся Господу Богу, когда мы возлагаем на Него наши упования и наши проблемы, то нам становится намного легче. Мы находим утешение в молитве, мы находим духовную радость и духовное обогащение. Поэтому в дни Великого Поста кроме как о молитве, наверное, ни о чем другом не приходится думать…
Есть в Париже русский квартал или как его еще иногда называют — «русский уголок». Здесь можно пройтись по улицам Петра Великого или Невской, посетить ресторан «Петроградъ», полюбоваться березками. Но настоящим «сердцем» этих мест является собор Александра Невского (Cathédrale Saint-Alexandre-Nevsky), главный православный храм французской столицы.
История собора
Русские начинают селиться в Париже с XVIII века, и уже в XIX веке их было около 1000 человек. Весной 1717 года Петр I посещает Париж во время своего европейского путешествия, после чего здесь открывается представительство России. В 1816 году учреждена церковь греко-православного вероисповедания. Сначала эту роль выполнял один из залов русского посольства, потом богослужения совершались в арендованном особняке.
Идея строительства собора принадлежала настоятелю русской православной миссии Иосифу Васильеву, который появился в Париже в 1846 году.
После отказа Святейшего Синода и Правительства выделить денежные средства, было принято решение построить храм на общественные пожертвования. Начало положил царь Александр II, затем подключились купцы, военные, простые люди. Среди них были православные других национальностей, внесли свой вклад католики и протестанты. На купленном участке земли началось строительство храма. Автором проекта стал Р.И. Кузьмин, который до этого занимался возведением сооружений в Гатчине. Надзор над строительством собора был поручен архитектору И. В. Штрому, известному по проекту Владимирского собора в Киеве. К 1859 г. относят начало строительства, освящение собора состоялось 11 сентября 1861 года. Долгие годы собор был местом притяжения православных жителей Парижа. В 1983 году здание признано историческом памятником Франции.
Архитектурный облик и внутреннее убранство храма
Наполеону III приписывают слова, сказанные при одобрении проекта храма – «странный, оригинальный, но очень красивый». Католический аббат Гетте называл его одним из самых красивых украшений Парижа.
Считается, что храм из белого камня построен в русско-византийском стиле. При описании его архитектурного облика обычно упоминают Константинопольский Софийский собор и подмосковный Коломенский храм XVI века. Главный купол храма (высота 48 метров) окружают четыре башни-колокольни с золотыми куполами. Пол в церкви каменный – белые и черные плиты уложены в шахматном порядке. Внутри церковь украшена яркой, сияющей золотыми красками, настенной живописью прекрасного исполнения, над которой работали русскими художники Е. С. Сорокин, А. Е. Бейдеман, М. Бронников, Г. Васильев, А. П. Богомолов.
На главном фронтоне храма А.Е. Бейдеман выполнил фреску, являющуюся копией мозаики из итальянской Равенны (храм Святого Аполлинария). В середине 50-х годов XX века нижняя церковь была расписана художниками А.А. и М.А. Бенуа. В это же время фреску на фасаде заменили мозаикой мастера М. Герцели.
Собор и известные россияне
С собором оказалась тесно переплетена жизнь многих русских знаменитостей. Здесь прощались с Иваном Тургеневым, Федором Шаляпиным, Антоном Деникиным. Уже в наше время здесь отпевали Тарковского (в 1986), Окуджаву (в 1997).
К светлым событиям, происходившим в стенах храма, можно отнести венчание в 1918 году русской балерины Ольги Хохловой и гениального живописца Пабло Пикассо. В 2007 году в соборе обвенчалась русско-французская пара – чемпион мира по шахматам Владимир Крамник и протестантка Мари-Лор Жермон. Жизнь русского писателя Ивана Бунина пересеклась с православным собором дважды – в соборе он венчался, здесь его и отпевали…
Наиболее известная русская православная церковь – Николаевский собор в Ницце. Строительство его длилось девять лет, с 1903-го по 1912-й годы. Собор несколько раз менял подчинение различным веткам православных Патриархатов, пока в 2010-м году по решению суда был признан собственностью РФ. А с 2011 находится в юрисдикции Московского Патриархата.
Собор святителя Николая – самая большая православная церковь Западной Европы и настоящее украшение Ниццы. Он — самая значительная достопримечательность города и центр его православной жизни.
Русская православная церковь в Париже
Храм Всех Святых в Земли Российской Просиявших
75016. Париж, улица Claude Lorrain, 19
В храме хранится одна из величайших реликвий русского православия — Иверская икона Божией Матери, которая была вывезена в 1812-м из Москвы, захваченной Наполеоном. Антиквар, у которого на тот момент хранилась икона, запросил за нее невероятную по тем временам сумму – двадцать пять тысяч франков. После долгих переговоров он согласился снизить цену до пятнадцати тысяч, но поставил жесткое условие – залог следовало внести в течение трех дней. Для обедневшей русской аристократии это тоже казалось совершенно неподъемной суммой, но люди, охваченные невероятным энтузиазмом, несли в церковь все деньги, которые находились в доме. По итогу икона была выкуплена, и сейчас является главной святыней храма.
Русская православная церковь в провинциях Франции
Церковь Святой Троицы и Святого Николая
57240, Нильванж, улица de Verdun, 22
Много русских могил на кладбище
73400, Южин, авеню Paul Girod, 38. Обращаться в общину russe et Ugine. Т.: 0450911271
Церковь Святого Александра Невского
Информация: т.: 0559025846
64000, По, улица Jean-Reveil, 18
Церковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости»
Настоятель церкви — архиепископ Михаил
06500, Ментон, улица Paul Morillot, 12
Собор Святого Николая
Богослужения по воскресеньям
06000, Ницца, авеню Nicolas II
Храм Спаса Нерукотворного
24340, Марёй, Puyloubard, Beaussac
Монастырь иконы Божией Матери Корсунской (женский)
16380, Грассак, Doumerac
Монастырь иконы Божией Матери «Знамение»
Т.: 0471788001, Ф: 0471788468
15190, Марсена, La Traverse
Часовня Покрова Божией Матери
Обращаться на мейл [email protected] или по телефонам 0243356316 и 0630816519
Часовня при русском летнем лагере
Службы во время летних и пасхальных каникул
50590, Отвиль-Сюр-Мер, православная община «Brasserie»
Собор св. Александра Невского в Париже.
Православная жизнь во Франции фактически берет начало в 1816 году, когда после победы над Наполеоном, указом императора Александра I была учреждена церковь греко-российского исповедания при миссии в Париже.
В 1861 году в Париже был построен великолепный храм Святого Благоверного князя Александра Невского. Он и сейчас является настоящим украшением столицы Франции, но до самой революции это был единственный православный храм в Париже.
С середины XIX века во Франции возводятся русские православные храмы в местах, где традиционно в то время отдыхает российская аристократия. Церковь св. Николая и муч. Александры в Ницце, Архангело- Михайловский собор в Каннах, церковь Покрова Богородицы и св. Александра Невского в Биаррице, церковь Пресвятой
Церковь Архангела Михаила в Каннах.
Богородицы и Николая чудотворца в Ментоне. В 1912 году в Ницце был освящен Свято-Николаевский собор, являющийся и на сегодняшний день самым большим православным храмом в Западной Европе.
В XX веке, с его войнами, революциями и социальными потрясениями, русское православие стало путеводной нитью для многих тысяч эмигрантов, лишившихся Родины. Революционные события и гражданская война в России вынудили покинуть родину около двух миллионов русских людей.
В 1921 г патриарх Тихон назначил архиепископа Евлогия (Георгиевского) управляющим русскими православными приходами в Западной Европе. Париж стал духовным и культурным центром русской эмиграции. Сразу же встал вопрос о строительстве церквей, русское население потянулось в церковь, не хватало храмов, не хватало и священников.
В 1925 году вторым приходом в эмигрантском Париже стал Храм преподобного Сергия Радонежского – знаменитое Сергиевское подворье и Свято- Сергиевский Богословский институт . Митрополит Евлогий считал, что нужен не только приход, но нужна богословская школа.
Церковь Трех Святителей была основана в 1931 году в помещении бывшего гаража, оставшимися верными Московской Патриархии священниками и небольшой группой прихожан. Еще один православный приход Московского патриархата иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святой Генофефы Парижской, существующий и по настоящее время связан с чудом, проявленным св. Женевьевой — Покровительницей Парижа. Приход был создан в 1936 году трудами священника Михаила Бельского, прихожан Владимира и Магдалины Лосских, Евграфа Ковалевского, врача Андрея Блума- будущего митрополита Антония Сурожского.
Первые попытки создать в эмиграции монашескую обитель предпринимались уже с 1926 года, когда под Парижем в Гарган–Ливри возникла община » Нечаянная Радость». Осенью 1932 г. возникло «Православное Дело» м. Марии Скобцовой. В 1933 г. Екатерина Любимовна Лихачева основала в г. Аньер (Франция) близ Парижа при храме Христа Спасителя дом призрения для пожилых русских эмигранток. В 1934 г. была пострижена в мантию с именем Мелания. А в 1935 г. основала монашескую обитель Воскресения Христова в селении Розэ-ан-Бри в 50 км от Парижа. Но это было скорее монашество в форме «монашества в миру», осуществляющего «социальное христианство», миссионерское по своей цели, — поставившее себе задачей христианизацию мирской жизни.
1933 году возник Свято-духов скит в Ле Мениль Сен-Дени. Приблизительно в тоже самое время возникает скит Всех святых в Земле российской просиявших в Мурмелон Ле Гранд, это был первый скит основанный по афонскому уставу о. Алексием (Киреевским). В 1938 году митрополит Евлогий благославляет основние скита Казанской иконы Божией Матери в Муазене в 70 км от Парижа.
И тем не менее в своих воспоминаниях относящихся к 1938 году владыка Евлогий с горечью писал, что «монашество в эмиграции не расцвело». Буквально накануне своей кончины летом 1946 года митрополит Евлогий благословил создание Покровского монастыря в местечке Бюсси-ан-От, куда переехали монахини Евдокия, Бландина, Феодосия и Глафира. Первой игуменией стала монахиня Евдокия ( Куртен -Мещерякова).
Афонские подворья во Франции основали три французских насельника монастыря Симонопетра: иеромонахи Плакида (Дезей), Серафим (Пиотт) и Илия (Раго). Эти небольшие обители расположились в южной Франции: мужской монастырь св Антония Великого в горном массиве Веркор со скитом св. Марии Египетской на острове Поркероль, Покровский женский монастырь в Солане ( департамент Гар) и Преображенский женский монастырь у города Террасон в Аквитании.
Монастырь святого Силуана Афонского смешанный православный монастырь, расположенный в местечке Сен-Марс-де-Локене примерно в 200 км на юго-запад от Парижа, основан 1 августа 1990 года иеромонахом Симеоном (Коссеком) духовным сыном архимандрита Софрония (Сахарова), ученика Силуана Афонского.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
- Культура
- История
- Религия
- Спорт
- Россия глазами иностранцев
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
- Фото
- Инфографика
- ИноВидео
- ИноАудио
Русское православие во Франции прошло долгую эволюцию от подпольных церквей до устремившихся в небо храмов с куполами-луковицами.
В городском пейзаже Парижа недавно появилась новая достопримечательность. 4 декабря патриарх московский Кирилл освятил новый православный собор в Париже, находящийся неподалеку от Эйфелевой башни. Сделал он это на фоне высокопарных заявлений о долгой и непростой истории русской диаспоры во Франции.
Для светских обозревателей это был очередной успех российской мягкой силы, показывающий, что даже в период охлаждения межгосударственных связей духовные отношения могут развиваться. В октябре патриарх Кирилл повторно освятил русский храм в Лондоне и провел краткую встречу с верховным правителем церкви Англии королевой Елизаветой. Беседа между ними была намного более теплой и сердечной, чем переговоры последнего времени между политическими руководителями Британии и России.
Новый храм в Париже в определенном смысле стал одновременно и результатом, и заложником светской политики. Согласие на его строительство за счет российских средств дал бывший президент Франции Николя Саркози. Было это в 2007 году, и решение расценили как жест доброй воли в сторону России. План превратить церемонию открытия храма в момент дипломатического единения в присутствии президентов двух стран потерпел неудачу по причине обострения спора из-за Сирии. Но ничто не помешало патриарху Кириллу освятить новый собор в присутствии деятелей французской культуры, таких как певица Мирей Матье.
El País 17.10.2016
Для любителей истории церкви грандиозное сооружение стало очередным событием в длинной саге, пережившей немало сюжетных поворотов. Начиная с 1920-х годов Париж стал главным местом, куда стекались бежавшие от большевиков русские. Многие из них были людьми высокообразованными и эрудированными, но разоренными и сильно нуждающимися. В результате этого столица Франции превратилась в место сосредоточения блестящих, склонных к спорам и диспутам русских богословов, которые оказывали влияние на своих католических и протестантских коллег. К числу тем, вызывавших яростные споры в среде русской эмиграции, относился вопрос о взаимоотношениях с церковью в Советском Союзе, которая подвергалась гонениям, но умудрялась как-то существовать под опекой государства.
Некоторые изгнанники присоединились к консервативной белоэмигрантской русской церкви, которая отвергала все, что существовало на советской земле. Остальные поддерживали отношения до 1930 года, когда живший в Париже епископ разгневал московское начальство своим присутствием в Лондоне на молитвах о гонимых советских христианах. (Предстоятели церкви в Москве были вынуждены делать вид, что никаких гонений на них нет.) В результате самая большая группа русских во Франции перешла под крыло жившего в Стамбуле константинопольского патриарха, который по традиции считается «первым среди равных» архипастырей восточного христианства.
Однако немногочисленная группа людей (вначале их было всего шестеро, но это были люди выдающиеся), решила остаться под началом своих московских властителей. Видимо, они понимали, что архиереям в России приходится лгать, чтобы выжить. Базой для этой крошечной, но преданной группы стал первый этаж скучного дома в парижском переулке, где они могли молиться при условии, что на улице ничто не будет выдавать наличие в здании храма. Между тем, величественный русский храм в Париже возле Триумфальной арки продолжал действовать, и до сих пор находится под управлением Константинополя, являясь центром процветающей и весьма либеральной русско-французской общины.
В последние годы между константинопольским и московским патриархатами идут напряженные правовые споры по вопросу русской церковной собственности во Франции. Российскому государству удалось вырвать из-под контроля Константинополя величественный храм в Ницце, который был построен для царей.
Между тем, в Париже заметно усилилось влияние «москвичей», поскольку там была недавно построена новая русская семинария (соперничающая со старым парижским заведением, находящимся в подчинении Константинополя), а теперь еще и собор у берегов Сены. Но «константинопольцы» во главе с выдающимися французскими семьями, чьи предки прибыли из России три или четыре поколения тому назад, по-прежнему стоят на своем.
Теперь многое изменилось. В 1930 году, когда во Франции произошел внутриправославный раскол, Советский Союз был атеистическим государством. Если ты был православным любого толка, независимо от места проживания и того, какому епископу подчинялся, то это воспринималось как вызов. Но в наши дни Россия представляет себя в качестве оплота традиционных ценностей, который доблестно пытается остановить процесс дехристианизации в Европе.
Но есть одна вещь, которая вряд ли сильно изменилась. Жизнь у рядовых православных священников, разбросанных по всей Франции и ведущих службу в разных храмах, всегда была непростой, каким бы епископам они ни подчинялись. Многим приходится работать, и они получают лишь небольшое материальное вознаграждения за свое церковное служение (если вообще что-то получают). Похоже, что деньги, выделенные на строительство величественных зданий на берегах Сены, до них не доходят. Несмотря на грандиозную и помпезную церемонию, прошедшую на прошлой неделе, светская Франция это по-прежнему не самая благодатная почва для христианских священников любого толка, и обрабатывать ее чрезвычайно сложно.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Там надо строить красиво, а здесь как получится или как нарисует лояльный архитектор.
Надо было прикрепить ссылку на видео от Варламова. Он хотя бы пояснил почему это красиво.
Без мнения Варламова уже не разобраться почему что-то красиво, а что-то нет?
Комментарий удален по просьбе пользователя
Хрущевки тоже архитекторы изобрели.
так-то он фотограф)
Комментарий удален по просьбе пользователя
Хорошо, субъективная оценка. Как минимум, это не так однообразно, как везде у нас.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Их строят не только в провинциальных городах, уже точно.
Просто бездарностей на разных должностях больше. Приоритеты несколько иные
Вопрос вкуса. Для меня например это не красиво. Но речь ведь не о красоте. А о выборе между светским и советским.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Не думаешь, что если так рассуждать, то ничего нового в архитектуре не появится?
Комментарий удален по просьбе пользователя
Согласен. Но я не про это говорил. Я говорю, что, пожалуй, не стоит считать это красивым. Функциональным- да, вписывающимся в общую стилистику- да.
это всегда компромисс.
/деловито одевает кудрявый парик/
ситуация, когда архитектору можно проектировать не оглядываясь на сеттинг почти фантастическая. Тут как раз компромисс между устоявшимся архитектурным стилем, с элементами без которых храм — не храм и городской средой.
Хорошо. Это можно принять. Это логично. Но только в этом случае не стоит говорить о какой-то эстетике. Потому что кубик с полосками это скорее функция чем эстетика. И в этом плане Парижу можно только посочувствовать (как и большинству городов мира) , а не приводить это в пример как нечто красивое.
так и не стоит задача сделать «красиво». Хорошая архитектура, это когда ты идешь по улице и понимаешь что это за улица (самобытность, все дела..), понимаешь, что вот это ресторан, а вот это храм. и на этой улице комфортно и тебе и мне (хоть мы и разных конфессий и я успешный бизнесмен, а ты коменты на ТЖ про красоту пишешь). За красотой в лувр — там каждый для себя красоту найдет.
А я уже подумал тут можно что-то обсудить без перехода на личности. Но нет.
Просто не стоит это воспринимать на свой счёт))
Суть на только во вкуса. Архитектура. Здание. Оно выражает мысль. Идею культуры, времени, художника.
Тебе могут нравится романские храмы или нет, но от этого они не будут «хорошими», они не перестанут выражать то, что выражают.
Ок. И что выражает этот кубик?
Для меня русский православный храм всегда был неким прообразом целого города. Вокруг него мы создадим церковный сад. В этом романтическом саду мы посадим березы, рябины, вербы, клены, липы. Сад начнется перед храмом, а потом поднимется вверх по террасам административных зданий религиозно-культурного центра. Собор будет белокаменным. Такой камень можно найти и во Франции, но я предложил привезти его из России. Это, с моей точки зрения, важно. В России отольют и колокола. Стеклянный покров накроет все сооружение, включая собор. Это идея — от покрова Божьей Матери Наш покров будет находиться как бы в подвешенном состоянии над храмом и садом. Стекло будет самоомывающимся — по всей поверхности пойдёт тончайшая пленка воды. На фасаде здания разместятся солнечные батареи для подогрева воды зимой.
Притянуто за уши. По факту это куб с куполами. Остальное рассказ автора, а не то что мы видим.
А это не рендер часом?
А, там ссылка есть. Соре обосрался
Нет, видел у Варламова
Архитектура странная, но несомненно привлекающая внимание. Как по мне, архитектору стоило поработать с куполами, так как они выглядят несколько чужеродным элементом.
Но в целом, глядя на этот храм, с сожалением думаю, что в России нормальной храмовой архитектуры просто не существует.
Варламов хвалит лит этот храм, и приводит его в пример.
Боец последней сотни
В прошлое воскресенье удалось побывать на службе в храме Трех Святителей, единственном парижском храме, принадлежащем Московской Патриархии и имеющем статус патриаршего подворья. Храм находится в 15 районе Парижа на улице Петель.
Из-за того, что не переводил часы, приехал на целый час раньше, когда храм был еще закрыт. У входа в храм стоял один соотечественник и читал правило ко святому причащению, а рядом на ступенях сидел француз-попрошайка.
В воскресенье Париж оживает не раньше 11 часов, а до этого времени улицы пустынны. Пока ждал открытия храма, прогулялся к расположенному неподалеку памятнику французам, павшим в годы Первой мировой войны. У памятника еще относительно свежие цветы — две недели назад во Франции широко отмечалась очередная дата окончания Первой мировой войны.
Храм Трех Святителей на улице можно легко пройти не заметив — он располагается в совершенно небольшой пристройке к зданию.
В Википедии есть фото, как он выглядел до 1958 года, когда основное здание было снесено.
В этом храме хранится один из чудотворных списков Иверской Божией Матери, вывезенный французами из России в 1812 году и выкупленный православными Парижа из антикварного магазина.
Последний раз на воскресной службе мне довелось побывать в этом храме 7 лет назад. Тогда на службу собралось от силы человек 30.
Вот и в этот раз, войдя в храм сразу после его открытия, я не рассчитывал на обилие прихожан, заняв место в левом углу, напротив чудотворной иконы. Здесь совсем не ощущается, что ты находишься во Франции, наоборот, как будто ты попал на службу в один из храмов российской глубинки, где все друг друга знают. Такой хороший дружный приход. Разве только несколько негров прихожан вносят чисто французский колорит.
Храм совершенно небольшой, в плане — прямоугольной формы, прихожане могут размещаться в комнате размером всего где-то 6 на 12 метров. Поместиться здесь может максимум человек 200. Постепенно на службу стали приходить люди: сначала на исповедь, затем на службу. Уже к началу службы в храм зашло около 70 человек, что было для меня достаточно неожиданным. Во время службы Евангелие читали на русском и на французском языке.
Каково же было мое удивление, когда к концу службы протиснуться в храме стало тяжело, а в некоторых местах люди стояли, почти касаясь друг друга. Насчитал в итоге около 150 человек. Здесь были и пожилые эмигранты, и туристы, и молодежь. В России идет процесс возрождения Православия, но с удивлением для себя обнаружил, что и в Париже, в среде наших соотечественников, он также идет, и не в меньшей степени.
Так что, если есть желание, то родную веру и культуру можно и в Париже найти, и окунуться в дружную атмосферу заграничного прихода Русской Православной Церкви. И вот что еще подумалось: раз храм Трех Святителей уже практически не вмещает всех желающих, то время начала строительства нашего храма в центре Парижа неумолимо приближается! С радостным чувством от всего увиденного пошел после службы гулять по улицам Парижа.
ПАРИЖ, 14 марта. /Корр. ТАСС Дмитрий Горохов, Сергей Щербаков/. В Париже завершается строительство кафедрального собора Русской православной церкви. В субботу, 19 марта, на здании будут установлены купола.
Храм станет частью Российского духовно-культурного центра, который будет расположен на набережной Бранли неподалеку от Эйфелевой башни. В его состав войдут начальная франко-русская школа, рассчитанная на 150 учеников, библиотека, выставочные залы, помещения православного прихода, семинария.
Стоимость земли под центр — около €70-75 млн
Комплекс общей площадью 4,2 тыс. кв. м строится на территории, которая ранее принадлежала французской метеорологической службе Meteo-France.
Участок на левом берегу Сены, напомнили корреспонденту ТАСС в мэрии 7-го округа, Россия приобрела в 2010 году. Условия приобретения были конфиденциальными. По экспертным оценкам, стоимость участка в этом историческом районе Парижа составляет около €70-75 млн. Оценить затраты на возведение духовно-культурного комплекса эксперты готовы после завершения строительства.
В 2011 году в присутствии Владимира Путина и Франсуа Фийона, возглавлявшего тогда правительство Франции, был подписан контракт на возведение духовно-культурного центра.
Традиции и современность
По словам мэра 7-го округа Рашиды Дати, перед авторами проекта стояла сложная задача — вписать новое здание в исторический архитектурный пейзаж. В этом районе расположены дворцы, музеи и Эйфелева башня, являющиеся частью всемирного наследия ЮНЕСКО.
Выбор архитектурного проекта занял несколько лет. На конкурсе в 2011 году победил макет испанского зодчего Мануэля Нуньес-Яновского. Но его концепция не устроила мэрию Парижа. Власти города пришли к выводу, что в таком виде проект будет диссонировать с градостроительным ансамблем.
Окончательный вариант был утвержден в январе 2014 года. Его автором стал известный французский архитектор Жан-Мишель Вильмот, список знаменитых работ которого включает реставрацию Института королевских профессоров Колле́ж де Франс в Латинском квартале Парижа и художественного музея Рейксмюсеум в Амстердаме. В своем проекте Вильмоту удалось гармонично соединить традиции и современность.
Возведение центра было поручено крупнейшей французской строительной группе Bouygues. Ее глава Мартен Буиг заверил, что компания считает «честью участвовать в столь важном проекте, который имеет международное значение». «Мы приложим все усилия, чтобы это стало безусловным и неоспоримым успехом для России и Франции», — обещал предприниматель.
Для исторического проекта был избран бургундский известняк, из которого построены Лувр и Нотр-Дам.
С установкой 12-метрового центрального купола строительство комплекса выйдет на «финишную прямую». Здание храма вырастет сразу на треть, достигнув высоты более 36 метров. Четыре малых шестиметровых купола будут установлены позже. Завершение строительства ожидается летом. «Новый православный храм на левом берегу Сены будет торжественно открыт в этом году», — сообщил посол РФ во Франции Александр Орлов.
Традиционные для православной архитектуры купола «луковичной» формы были изготовлены в Бретани французской фирмой «Multiplast» из композитных материалов – пакет из нескольких слоев стекловолокна и пенополимера, пропитанный под вакуумом эпоксидной смолой. Эта технология, широко применяемая сегодня в судостроении и авиа-космической технике, для строительства остается пока уникальной. Ее использование позволило не только существенно ускорить ход работ, но и более чем в пять раз снизить вес конструкции. При использовании традиционного деревянного или металлического каркаса вес 12-метрового главного купола превысил бы 42 тонны, композитный же весит 8 тонн.
Все пять куполов покрыты тончайшим слоем золото-платинового сплава, имеющего светлый и чуть матовый оттенок, известный специалистам как «Лунное золото». Для их позолоты потребовалось более 90 тыс. листочков, размером 8х8 см., каждый из которых наносился вручную.
Огромное событие для православной общины во Франции
Идея строительства комплекса родилась еще в середине 2000-х годов. Уже тогда стало понятно, что заметно выросшей русской епархии необходим новый храм, который стал бы центром притяжения Русской православной церкви после восстановления канонического единства в 2007 году.
По словам Рашиды Дати, православная культура оставила значительный след в мировой культуре. «В понимании европейцев она ассоциируется именно с Россией, так же как и великая русская литература, музыка, театр», — заявила глава столичного округа.
Глава Корсунской епархии Русской православной церкви епископ Нестор напомнил, что православие присутствует во Франции с XIX века. «Здесь были замечательные представители русской эмиграции, выдающиеся богословы, открывавшие православие для французов», — отметил он.
По словам владыки, жизнь приходов во Франции в последнее время заметно активизировалась. «Сейчас происходят процессы, связанные с диаспорой, которые по своим масштабам и значимости, наверное, превосходят все, что было раньше, — считает епископ. — Мы ощущаем постоянную необходимость отвечать на духовные потребности людей, которые посещают территорию стран, входящих в Корсунскую епархию. Эти потребности неуклонно возрастают, и мы должны делать все для того, чтобы эти люди не чувствовали себя оторванными от родной культуры».
По мнению иерарха, открытие Российского духовно-культурного центра в Париже является огромным по своей важности событием в жизни православной общины во Франции.
Памятник погибшим за свободу Франции
Новый храм станет памятником россиянам, отдавшим жизнь за свободу Франции. Сто лет назад, в разгар судьбоносного для Франции сражения Первой мировой войны — битвы под Верденом, на помощь Парижу пришла Россия. В марте 1916 года русская армия начала наступление на Восточном фронте. Нарочская операция, в которой Россия потеряла убитыми и ранеными 78 тыс. человек, помогла ослабить натиск на Францию. Германии пришлось срочно перебросить на русский фронт дивизии из Восточной Пруссии и Бельгии, которые она планировала задействовать под Верденом.
Месяцем позже в Марсель после 70-дневного морского перехода с Дальнего Востока прибыла первая бригада Русского экспедиционного корпуса, отправленного по просьбе Франции для участия в боевых действиях на Западном фронте. «Наши солдаты пришли на помощь союзнику, — отметил Александр Орлов. — Они погибли за свободу Франции».
После Февральской революции 1917 года в России соединение расформировали, но сотни добровольцев продолжили службу в войсках Франции. «Своей доблестью русские солдаты заслужили звание «Легиона чести», — отметил французский историк Жан-Пьер Арриньон.
«Да здравствует дружба России и Франции!»
Диалог между Францией и Россией никогда не прерывался на протяжении современной истории. Находясь в Москве с государственным визитом летом 1966 года, президент Французской Республики генерал де Голль закончил свое знаменитое обращение к москвичам эмоциональной здравицей на русском языке: «Да здравствует Москва! Да здравствует Россия! Да здравствует дружба России и Франции!».
Новый центр призван стать еще одной связующей нитью между Францией и Россией.
Символично, что одной из сторон православный комплекс в Париже будет выходить на Франко-Российскую авеню.
Иньяки Пардо Торрегроса | La Vanguardia«Собор Святого Владимира» — новая русская православная церковь в Париже«В минувшую среду, в самом разгаре дипломатических трений с Францией из-за сирийского вопроса, Россия открыла в Париже новую православную церковь», — сообщает La Vanguardia. Журналист Иньяки Пардо Торрегроса подчеркивает, что на открытии отсутствовал президент Путин, «меценат и вдохновитель проекта», как выражается издание. «Я довольна тем, что собор и российский культурный центр нашли себе место в Париже. Это место демонстрирует дружеские чувства», — заявила на торжественном открытии храма мэр Парижа Анн Идальго. Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал храм «свидетельством прочности двусторонних российско-французских отношений». «Собор освящен в честь Святой Троицы, но в народе его прозвали «собором Святого Владимира», — пишет газета, поясняя, что о строительстве религиозного комплекса договорились президенты Николя Саркози и Владимир Путин в 2010 году. В конкурсе проектов участвовали 444 архитектора из разных стран. «Победил проект испанца Мануэля Нуньеса-Яновски — грандиозное пространство, покрытое величественным стеклянным сводом, который одновременно был бы внушительным куполом и источником солнечной энергии», — говорится в статье. По словам автора, в Москве проект Нуньеса расхвалили. Но после жалоб министерств культуры и иностранных дел Франции в 2012 году, при новом президенте Олланде, проект был пересмотрен, и начались прямые переговоры между Кремлем и Елисейским дворцом. «Все эти годы я потратил на борьбу с французскими властями, которые отняли у меня проект, надавив на Путина, и это мне тоже не понравилось, я-то думал, что он жестче. Он бросил мой проект, хотя мог от него только выиграть. Мой проект победил на конкурсе без всяких козней, без коррупции, без малейшего нажима, его одобрили российские и французские граждане в соцопросах по интернету», — сказал Нуньес-Яновски в интервью газете. По мнению испанского архитектора, Путин мог бы добиться осуществления его проекта, подав в суд на Олланда и мэра Парижа. Тогдашний мэр Парижа Бертран Деланоэ назвал проект Нуньеса «пастишем», а также утверждал, что золотые купола загораживают вид на Эйфелеву башню. «Этот проект был отброшен из-за разногласий между Путиным и Олландом на их встрече в июле 2012 года, особенно в отношении сирийского конфликта», — уверяет Нуньес-Яновски. Франция усилила давление, и Москва пошла на уступки, пишет газета. Итоги конкурса были отменены, а строительство поручили французскому архитектору Жану-Мишелю Вильмотту, который смог подогнать свой замысел под новое требование мэрии, настаивавшей на более простом стиле. Теперь Нуньес-Яновски заявляет: «Париж и русский народ заслуживают чего-то лучшего, чем постройка, которая напоминает не православный храм, а торговый центр из Саудовской Аравии», которому, на его взгляд, «не хватает только полумесяцев вместо крестов на куполах». В Париже несколько сотен церквей, но есть такие, которые мы знаем чуть ли не с детства. Про Собор Парижской Богоматери нам рассказал Виктор Гюго, про церковь Святой Женевьевы мы читали у Александра Дюма, а Сен-Сюльпис стал центром действий в романе «Код да Винчи». Мы выбрали для вас 10 самых известных и самых красивых церквей Парижа, которые стоит посетить. Cобор Парижской БогоматериNotre-Dame de Paris- самый известный собор Парижа и всей Франции. Его строительство было начало в 1163 году под руководством епископа Мориса де Сюлли и закончено только в 1345 году. Архитектура собора объединяет два стиля – раннюю и высокую готику. Высота собора составляет 35 метров, а высота колоколен – 69 метров. Собор находился в центре многих исторических событий. Здесь в 1239 году Людовик IX передал духовенству терновый венец Христа. В Парижском Нотр-Даме 2 декабря 1804 года короновали Наполеона Бонапарта и воспевали псалмы в честь освобождения Парижа в 1944 году. А в роковом апреле 2019 в соборе произошел пожар. Ныне Собор закрыт на реконструкцию. Адрес: 6 Parvis Notre-Dame — Pl. Jean-Paul II, 75004. Базилика Сакре-КёрBasilique du Sacré-Cœur или Базилика Святого Сердца была построена на Монмартре в 1875-1914 годах. Поражение Франции в войне с Пруссией 1870-1871 годов многие представители духовенства объяснили моральным упадком общества. Это и стало одной из причин возведения базилики. Ее решили сделать символом памяти жертв войны. Высота колокольни базилики – 83 метра. До строительства Эйфелевой башни это была самая высокая точка Парижа. Портик украшен большими конными статуями Жанны Д’Арк и Людовика IX. Винтовая лестница из 237 ступеней ведет к галерее, из которой в хорошую погоду открывается прекрасный вид на 30 км в даль. Архитектура здания вобрала в себя многие черты римского и византийского стиля. Адрес: 35 Rue du Chevalier de la Barre, 75018. Церковь Сен-СюльписL’église Saint-Sulpice – церковь в 6-м округе Парижа. Дата начала строительства точно неизвестна. Предположительно, это 1646 год. Работы были закончены в 1870 году. Адрес: 2 Rue Palatine, 75006. Станция метро: Saint-Sulpice, Saint-Germain-des-Prés, Odéon, Mabillon. Базилика Сен-ДениBasilique Saint-Denis – готическая церковь в парижском пригороде Сен-Дени, в 5 км от столицы Франции. Первая церковь здесь была построена в 1137-1144 годах, на месте гало-римского кладбища. В Аббатстве Сен-Дени погребены почти все французские короли, начиная с умершего в 638 году Дагобера. Адрес: 1 Rue de la Légion d’Honneur, 93200 Saint-Denis. Станция метро: Basilique de Saint-Denis, Saint-Denis — Porte de Paris. Сент-Шапель (Святая Капелла)Sainte-Chapelle – дворцовая часовня, построенная на острове Сите по указанию короля Людовика святого. Сент-Шапель изначально была задумана как реликварий – место священных религий, собранных в разграбленном крестоносцами Константинополе. Главная особенность архитектуры здания – огромные витражи, из которых почти полностью состоят стены. Адрес: 8 Boulevard du Palais, 75001. Станция метро: Saint-Michel — Notre-Dame, Châtelet. Собор Александра НевскогоCathédrale Saint-Alexandre-Nevsky – православная церковь в 8-м округе Парижа, принадлежащая Константинопольскому патриархату. Была построена по инициативе священника Иосифа Васильева, работавшего в русском посольстве. Работы велись с 1847 по 1861 годы. План церкви выполнен в виде греческого креста. Пять куполов символизируют Иисуса Христа в окружении евангелистов. Адрес: 12 Rue Daru, 75008. Станция метро: Ternes, Courcelles, Monceau. Аббатство Святой Женевьевы и ПантеонAbbaye Sainte-Geneviève — один из главных парижских монастырей до Великой Французской революции. Согласно приданию, именно здесь молилась святая Женевьева – покровительница Парижа. В 1758-1790 годах по указу Людовика XV рядом с аббатством был построен новый огромный храм – соборная церковь святой Женевьевы, ныне Пантеон. Позже он был превращен в усыпальницу самых выдающихся французов. От старого монастыря в настоящее время сохранилась башня Хлодвига и ряд других построек. Адрес: 17 Rue Descartes, 75005. Станция метро: Jussieu, Maubert – Mutualité. Русский духовно-культурный центрCathédrale de la Sainte-Trinité de Paris et Centre Spirituel et Culturel Orthodoxe Russe – новый комплекс во главе с храмом Святой Троицы. Также здесь расположены: епархиальное управление, выставочный центр и русско-французская начальная школа. Центр находится на территории, принадлежащей российскому посольству. Комплект был официально открыт 16 октября 2016 года. Адрес: 1 Quai Branly, 75007. Станция метро: Alma / Marceau. Церковь МадленL’église de la Madeleine – один из самых ярких представителей неоклассического архитектурного стиля. Входит в список наиболее посещаемых церквей французской столицы. Строительство храма длилось 85 лет, с 1763 по 1842 годы. Причиной тому были политические изменения, сотрясавшие Францию в то время. Алтарь церкви украшен прекрасной скульптурной группой, изображающей Марию Магдалину в окружении ангелов. Адрес: Place de la Madeleine, 75008. Собор Святого Людовика (Собор Дома инвалидов)Cathédrale Saint-Louis-des-Invalides – часть большого архитектурного памятника, изначально построенного как пансионат для ветеранов войны. В 1676 году военный министр Франции предложил добавить собор к этому комплексу. Храм был открыт в 1679 году. В нем на ежедневной мессе обязывались присутствовать все солдаты, содержащиеся в Доме инвалидов. Собор Святого Людовика – единственный из всех французских храмов, постоянно украшенный национальными флагами. По древней традиции, сюда также привозили знамена поверженных врагов. Адрес: 129 Rue de Grenelle, 75007. Станция метро: Varenne, La Tour-Maubourg, École Militaire, Saint-François-Xavier. Православие во Франции. В I тысячелетии н. э. епархии на территории Франции входили в состав единой Христианской церкви. Однако после раскола Церквей в XI веке вся территория Франции оказалась в юрисдикции Католической церкви. По состоянию на 2017 год во Франции проживает около 500 тысяч православных [1] . Первое упоминание о пребывании православного священника в Париже относится к 1727 году, когда в Париж прибыл иерей Даниил Яковлев, сопровождавший русского посланника. В 1738 году по просьбе посла был назначен постоянный священник иерея Андрея Геневский. 1757 году в Париж послана походная церковь, соответствующая уровню посольства: «утварь серебряная, ризы из дорогой парчи», иконостас на «голубом атласе с самыми лучшими на золоте красками» [2] . В 1820 году в Марселе был основан первый греческий приход во Франции. В 1845 году состоялось освящение греческого храма Успения Божией Матери в Марселе, первого православного храма, построенного на территории Франции [2] . В 1853 году в Париже появилась первая румынская домовая церковь (22, rue Racine, Paris 75006) [2] . По данным «Справочника Православной Церкви», опубликованного во Франции, количество православных во Франции в 2017 году составляет около 500 тысяч. Для сравнения, в конце XIX века во Франции было 20 тысяч православных, а в конце XX века — 200 тысяч [1] . Это объясняется, главным образом, эмиграцией из традиционно православных стран, таких как Россия, Греция, Сербия, Румыния, Болгария и страны Ближнего Востока [3] . В 2017 году заметно преобладание православных, приехавших из России и Румынии. Количество православных приходов во Франции на 2017 год составляет 278, монастырей – 21, епископов – 10, священников и дьяконов – 330 [1] . Как и для многих стран, не относящихся к территории традиционного православия, для Франции характерно сосуществование большого количества юрисдикций, связанное как с различными странами происхождения православных верующих, так и с перипетиями истории XX века. Константинопольская православная церковьГалльская митрополия (греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Γαλλίας , фр. Metropole grec-orthodoxe de France ) — основана в 1963 году для греческих приходов Франции, которые до этого момента входили в состав Фиатирской архиепископии с кафедрой в Лондоне. Глава — митрополит Галльский Эммануил (Адамакис), председатель Ассамблеи православных епископов Франции. 38 приходов. До 2003 года митрополия включала также греческие приходы Испании, Португалии и Канарских островов, 20 января 2003 года выделенные в новую епархию с центром в Мадриде. Украинская епархия Западной Европы в составе Украинской православнаой церкви в диаспоре (фр. Diocèse ukrainien d’Europe Occidentale ) — центр в Лондоне, 3 прихода во Франции [4] . Самостоятельно не представлена в Ассамблее православных епископов Франции. Русская православная церковьКорсунская епархия Патриаршего экзархата в Западной Европе — основана в 1960 году в составе Западноевропейского экзархата РПЦ, просуществовавшего до 1990 года. Объединяет приходы РПЦ во Франции, Монако, Швейцарии и Лихтенштейне. Во Франции — 20 приходов и монастырей. Глава — митрополит Антоний (Севрюк). Лондонская и Западно-Европейская епархия РПЦЗ (фр. Diocèse de Genève et d’Europe occidentale ) — возникла в 1927 году в результате разрыва архиепископа Евлогия (Георгиевского), с Архиерейским Синодом РПЦЗ. Объединяет приходы на территории Великобритании, Бельгии, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции и Швейцарии. Во Франции 8 действующих приходов и 4 «временно не обслуживается» (всего в 10 городах). Кроме того, Каннский приход является ставропигиальным и подчиняется непосредственно Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви. Глава — епископ Ириней (Стинберг). Архиепископия западноевропейских приходов, ранее — Западноевропейский экзархат русских приходов Константинопольской православной церкви. Включает свыше 60 приходов и один монастырь, в том числе 43 прихода во Франции. Bо Франции до упразднения экзархата КПЦ архиепископия являлась крупнейшей православной епархией. Епархия Франции и Западной Европы (серб. Епархиjа Западноевропска , фр. diocèse de France et d’Europe occidentale , англ. Serbian Orthodox Diocese of France and Western Europe ) — основана в 1969 году для сербских приходов во Франции, Бельгии, Нидерландах и Испании. 16 приходов во Франции. Глава — епископ Лука (Ковачевич). Румынская митрополия Западной и Южной Европы (фр. Métropole Orthodoxe Roumaine d’Europe Occidentale et Méridionale , англ. Romanian Orthodox Metropolitanate of Western and Southern Europe ) — основана в 1974 для румынских приходов во Франции, Бельгии, Нидерландах, Испании, Португалии, Италии, Швейцарии, Великобритании и Ирландии. Глава — митрополит Иосиф (Поп). Во Франции — 91 приход [1] . Митрополия Франции, Западной и Южной Европы (фр. L’Archidiocèse Orthodoxe Antiochien d’Europe , англ. Antiochian Archdiocese of Europe ) — основана в 2000 году. 4 прихода во Франции. Западно- и Среднеевропейская епархия (фр. Diocese Orthodoxe Bulgare d’Europe occidentale et Centrale , англ. Bulgarian Orthodox Diocese of Western and Central Europe ) — 3 прихода во Франции (Париж, Лион и Страсбург). Митрополия Западной Европы (Georgian Orthodox Diocese in Western Europe) — центр в Брюсселе. Кроме того, один грузиноязычный приход (святой Нины) есть в составе Греческой митрополии Константинопольского патриархата.
В настоящее время во Франции существует 23 православных монастыря, которые распределены следующим образом по юрисдикциям:
|