Память иконы божией матери

Рождение ребенка — Божественная радость воплощения новой жизни. Именно она отражена на этой удивительной иконе.

На протяжении многих лет икона была одним из символов Николо—Угрешской обители (ныне г. Дзержинский Московской области). История создания обители связана с именем святого благоверного князя Димитрия Донского. Во время похода святого князя на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы, в ветвях деревьев, неожиданно явилась икона святителя Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появившийся образ, князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадовано воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» — и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь.

Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» явилась 7 ноября (по старому стилю) 1795 года. По традициям Русской Православной церкви празднование в честь иконы по новому стилю происходит 20 ноября.

«Взыграние» — русская икона древнего письма, писанная с греческого образца. В Византийской империи этот образ почитался древней чудотворной святыней. Иконы Богоматери того же имени имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедской обители на Афонской горе. Богоматерь на этой иконе изображена с сидящим на Ее руках Богомладенцем, прильнувшим Своей щекой к Ее щеке. Образы Богоматери и Младенца Спасителя передают всю глубину доверительности и нежности отношений Матери и Сына, которые заповеданы существовать между всеми матерями и детьми.

После революции, во время разорения обители, икона исчезла. До наших дней сохранился список чудотворной иконы 1814 года. В настоящее время этот древний образ является частью собрания Московского Государственного объединенного музея-заповедника. В 90-х годах XX века с него было выполнено несколько списков, один из которых был передан Николо-Угрешскому монастырю и ныне находится в музее-ризнице обители.

Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» — одна из самых любимых икон на Руси. Издревле считалось, что она отвечает за полноту материнства, поэтому перед этой иконой молились женщины, желающие иметь детей. Также в православном христианстве было принято перед родами служить молебен с акафистами Божией Матери в честь Ее икон «Взыграние Младенца» и «В родах помощница».

День памяти иконы Божией Матери «Знамение» отмечается православными верующими 21 марта. Икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои. На груди ее, на фоне сферы — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода.

Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

День памяти иконы Божией Матери «Благодатное Небо» отмечается православными верующими 19 марта. По старому стилю дата праздника приходится на 6 марта. Икона Пресвятой Богородицы, по преданию, была привезена в Москву в конце XIV века из Литвы супругой великого князя Василия I Софией Витовтовной в качестве родительского благословения.

Ранее образ находился в Смоленске. Название восходит к тексту богородична 1-го часа, написан на иконе внутри края сияния: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». По привезённому Софьей образцу иконописцами Оружейной палаты в 1678-1680 годах был сделан список иконы для Архангельского собора Московского Кремля, в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат. В 1682 году мастер Василий Познанский написал икону-аппликацию для храма Воздвижения Креста Господня Теремного дворца Кремля.

Иконография воспроизводит видение Иоанном Богословом Жены, облечённой в солнце. Богоматерь изображена в полный рост, с Богомладенцем на левой руке. Её фигура окружена солнечной мандорлой, под ногами — серп луны. Головы Марии и Иисуса увенчаны коронами. Местночтимые списки образа имеются в московских храмах Троицы на Воробьёвых горах и Архангела Гавриила на Чистых прудах.

Иконе Божией Матери «Благодатное Небо» молятся об исцелении от душевных и физических болезней. К ней обращаются, когда просят о наставлении на путь христианской веры тех, кто ведёт неправедный образ жизни. Некоторые этот образ Богоматери называют по словам молитвы «Что Тя наречем». Икона Матери Божией «Благодатное Небо» пользуется особым почитанием в Москве, так как издревле находится в Архангельском соборе Московского Кремля.

Именины:

Аетий, Анфим, Аркадий, Васой, Еввул, Евфросин, Елена, Иисус, Иов, Каллист, Конон, Константин, Максим, Мелиссен, Феофил, Фёдор, Юлиан

25 июля Православная Церковь празднует память чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица» (VIII в.).

История этого образа Богородицы тесно связана с жизнью одного из известных святых отцов Церкви преподобного Иоанна Дамаскина (+ ок. 780 г.).

В IX веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон святой Иоанн был оклеветан императором Львом III Исавром (717-740) перед Дамасским калифом в государственной измене. Правитель Дамаска приказал отсечь кисть руки у преподобного и повесить ее на рынке.

Вечером того же дня святой Иоанн выпросил у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и стал молиться перед иконой Божией Матери. Он просил Богородицу исцелить руку, писавшую в защиту православия.

После долгой молитвы святой Иоанн задремал и увидел во сне, что Божия Матерь пообещала ему скорое исцеление. При этом Она повелела ему без лени трудиться этой рукой. Проснувшись, преподобный Иоанн увидел, что рука снова на месте и невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица».

По преданию преподобный Иоанн также написал благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая является частью Литургии святого Василия Великого.

Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в сербской Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону.

Во время нашествия турок на Сербию христиане поручили икону попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который самостоятельно пришел в Хиландарский монастырь на Афоне. С тех пор, чудотворный образ пребывает в этой обители, причем занимает игуменское место.

До сих пор в монастыре избирается только наместник, а монахи, по обычаю, получают от иконы благословение на все послушания.

Каждый год 6 сентября православная церковь чтит память Петровской иконы Божией Матери, одной из главных московских святынь. В 2023 году празднование выпадает на среду. О том, какие чудеса связаны с этим образом и о чем просят перед ним верующие, читайте в материале «Известий».

Праздник Петровской чудотворной иконы Божией Матери в 2023 году — история

Икону святитель написал, когда был игуменом на Волыни. Позже он подарил ее митрополиту Максиму, который с благодарностью принял образ. Он привез его во Владимир, украсил драгоценными камнями, золотом и каждый день совершал перед ним молитву.

После кончины митрополита некий игумен Геронтий решил занять его место. Он взял святительскую утварь и Петровскую икону, а затем отплыл в Константинополь, чтобы получить сан. Однако народ и князь Юрий Галицкий были против его назначения, поэтому князь отправил следом за игуменом Петра, чтобы митрополитом стал он. Святитель долго отказывался, но в итоге подчинился воле правителя.

На протяжении всего плавания Геронтия преследовали неудачи. Его корабль попал в сильный шторм, из-за чего путешествие затянулось. В одну из неспокойных ночей ему во сне явилась Богородица в том же виде, который изображен на иконе. Она сказала, что путешествие Геронтия напрасно, ведь сан получит тот, кто написал ее икону.

Петр же добрался до Константинополя без проблем, сильно опередив своего соперника. Патриарх Афанасий радушно встретил его и посвятил на служение. Когда Геронтий всё же прибыл в город, он был вынужден рассказать о своем видении. После этого патриарх забрал у него святительские одежды и икону, вернув их настоящему пастырю. В 1325 году Русская митрополия переместилась в Москву, и святитель Петр перенес написанную им икону в Успенский собор.

Петровская икона Божией Матери считалась чудотворной и очень почиталась как простыми людьми, так и русскими правителями. Перед ней возносил молитвы князь Иван III, а в конце XVI века ее взял с собой патриарх Иов, чтобы упросить Бориса Годунова стать царем. С этим же образом приглашали на царствование и первого представителя династии Романовых Михаила Федоровича. Икону также называли покровительницей Москвы, в летописях она упоминается как чудесная защитница города.

На рубеже XIX и XX веков Петровская икона Божией Матери пропала. В Успенском соборе же остался только небольшой образ Богородицы неизвестного происхождения. Ученые определили, что он относится к концу XIV–началу XV веков. По одной из версий, это и есть чудотворная икона. В пользу этого предположения косвенно свидетельствует то, что в 1614 году Назарий Савин сделал с этого образа список, повторяющий его до мельчайших деталей. На нем также есть надпись «Петровская».

Праздник Петровской чудотворной иконы Божией Матери в 2023 году — значение

Петровская икона Божией Матери относится к типу Одигитрия, то есть Указующая Путь. На ней Богородица изображается вместе с младенцем Христом. Правой рукой она указывает на сына как на спасителя человечества. Иисус же, сидя на коленях у матери, держит в левой руке свиток, а правой благословляет.

Одигитрия — наиболее древний тип изображения Девы Марии. По легенде, первую такую икону написал евангелист Лука. Она посвящена явлению на свет Спасителя и Небесного Судии Христа. Жест Богородицы в сторону сына можно трактовать как указание на того, за кем должны следовать верующие.

Праздник Петровской чудотворной иконы Божией Матери в 2023 году — о чем просить

Перед образами Божией Матери верующие могут просить о помощи в любых ситуациях, так как Богородица считается главной заступницей людей перед Богом. Тем не менее перед Петровской иконой чаще всего молятся об исцелении от болезней, благополучии в семье, рождении детей и о легких родах. К ней также обращаются за защитой от недоброжелателей и за восстановлением справедливости.

Ранее «Известия» рассказали, какие чудеса являла Донская икона Божией Матери и что нельзя делать во время праздника, посвященного этому образу.

10 августа Православная Церковь празднует память чудотворной Смоленской иконы Божией Матери.

По Преданию образ был написан святым евангелистом Лукой и первоначально пребывал в Иерусалиме, откуда позднее попал в Константинополь.

Изначально икона называлась «Одигитрией», т. е. «Путеводительницей». По одной из версий свое название она получила потому, что Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Ее храм, где они в итоге и исцелились.

По другой версии «Одигитрией» икону назвали из-за того, что она сопровождала византийских императоров в их военных походах.

В 1046 году византийский император Константин Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну, которую выдал замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. С того момента икона Богородицы стала родовым образом русских князей.

В XII веке сын князя Всеволода и княгини Анны Владимир Мономах перенес икону в храм Успения Пресвятой Богородицы в Смоленск, после чего ее и стали называть «Смоленской».

В 1237 году, когда на Русь пришли полчища татаро-монголов, икона явила себя как чудотворная. Так, когда в 1239 году отряды хана Батыя подошли к Смоленску, по молитвам жителей к этому образу произошло чудо – объятые ужасом от явления им Самой Богородицы захватчики отступили от города.

Известно, что Смоленскую икону очень чтил преподобный Сергий Радонежский, а в его келье был ее список.

В XIV столетии, впервые со дня принесения в Смоленск, икона покинула город – ее перенесли в Москву. На новом месте чудотворный образ поместили в Благовещенском соборе Кремля. Однако в Москве икона пребывала недолго, уже в следующем XV веке ее вернули обратно в Смоленск.

На месте расставания москвичей с иконой в 1524 году Великим князем Василием III был основан Новодевичий монастырь. В новой обители был поставлен ее список и установлены праздник и крестный ход в честь Смоленской иконы.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля (10 августа) было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Известны многочисленные списки с этой чудотворной иконы.

18 марта – День памяти иконы Божией матери «Воспитание». Название иконы говорит само за себя. Перед ней родители молятся за своих детей, прося у Пресвятой Богородицы взять их под её покров, послать им разум и наполнить сердце премудростью. Проявление гуманного отношения к старшим, оказание необходимой помощи и поддержки нуждающимся, являются важными человеческими поступками, к которым следует приучать детей, начиная с их раннего возраста.

Всегда стоит помнить, что забота о детях – это жизненно важная обязанность, которую предстоит осуществлять родителям. Однако, на жизненном пути подрастающего дарования может случиться то, что порой бывает неподвластно контролю и вниманию со стороны родителей. И только тогда, единственным спасением оказывается молитва перед иконой «Воспитание», которую необходимо произносить с подлинной верой в истинное благополучие.

Именно поэтому, икона Божией Матери «Воспитание», является одной из самых почитаемых священных образов.

Согласно сохранившимся историческим сведениям, главным местом зарождения иконы принято считать крупнейшее государство – Византию. Оттуда, уже позднее, она была доставлена прямиком в Россию, заняв своё место в Казанском соборе. Позднее, после осуществления ряда губительных и неправомерных действий во время революции 1917 года, здание собора было сильно разрушено. А вместе с этим, подлинный образ иконы Божией Матери был полностью утерян. Впоследствии, его так и не удалось найти.

На иконе, именуемой «Воспитание», Божия Матерь изображается с Предвечным Младенцем, сидящим на её левой руке. Правая рука Христа простерта вверх к лику Пречистой Девы.

Икона Божией Матери «Воспитание», при помощи своих уникальных чудотворных свойств, помогает людям правильно воспитать своё молодое дарование.

Согласно церковным верованиям, она наделяет каждое юное создание такими моральными и высоконравственными качествами, как способность к пониманию, любовь, сопереживание и сочувствие. В дальнейшем, их отражение будет непосредственно проявляться в совершении добрых и значимых для общества поступков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector