«Оранта» икона Божией Матери. Галерея икон.
Оранта – один из древнейших образов Пресвятой Богородицы.
В символике иконы выражены христианские догматы непорочного зачатия и двух природ Иисуса Христа – Божественной и Человеческой.
Образ положил основу одному из типов иконографии Божией Матери, который так и назван – «Оранта». «Оранта» по-латински означает «Молящаяся». Широко известна икона Ярославская Оранта из Государственной Третьяковской галерии, которую называют «Великой Панагией».
Панагия с греческого переводится как Всесвятая.
Святой образ демонстрирует Пречистую Деву с поднятыми и разведенными руками, что символизирует молитву заступничества. В разновидности «Оранты», которое наиболее известно в православии и называется «Знамение», наблюдатель видит Христа Эммануила (Божьего Сына в отрочестве). Православный народ, молящийся святыне, просит Господа о поддержке в тяжелый период, а также об исцелении. «Оранта» помогает встать на истинный путь и обрести стремление к духовному совершенствованию.
Что нужно знать об иконе
Молитвенная поза, в которой Богородица изображена на этом святом полотне, известна человечеству со времен Ветхого Завета. Самые первые образы Пречистой Богородицы встречаются в римских подземельях, созданных древними христианами, в мозаиках церквей Византии, в традициях католицизма и русской иконографии.
Название «Оранта», переводится с латинского языка как «Молящаяся», другое наименование полотна — «Панагия», что значит «Пресвятая».
Иконография
Образ известен с древности, когда был тесно связан с декоративным искусством, которое включает монументальные формы скульптуры, мозаики и разнообразной фрески. Первые экземпляры создавались без лика Христа-Отрока на груди Матери. После иконоборческого периода образ «Молящейся» Девы Марии распространился в традициях оформления византийских и русских церквей.
- В иконографическом типе «Оранта» Богоматерь демонстрируется анфас, в полный рост или же поясно. Сюда относят не только святые образы, но и различные памятники, а также сложные композиции на евангельскую тематику.
- Пречистая Дева, простирающая руки в молитвенной позе — это символ прощения человеческого рода. На рукавах одежды центральной фигуры полотна видны широкие ленты-поручи со шнурками, которые предназначены для стягивания ткани у запястья. Этот элемент церковного одеяния является символом верного служения христианству.
Еще об иконах Богородицы:
Молитва чудотворной иконе
Пречистая Богоматерь всегда является Небесной Заступницей христиан, Покровительницей государств, ведущих правильную политику.
К «Молящейся» Деве Марии, выражающей нескончаемое милосердие, обращаются, чтобы спасти душу от падения в бездну греховности, а также об исцелении от различных тяжелых заболеваний, возникающих от неправильного образа мыслей и действий.
Важно! Если человек с чистым намерением и откровенностью обратится к святому лику «Панагии», он обязательно получит поддержку от милосердной Богородицы.
Икона под названием «Оранта» обладает удивительной силой. Молитвы, обращенные к этому полотну, помогают верующему обрести правильное понимание существующего порядка вещей, прийти к просветлению, приближающему к Господу, а также отстраняют злые намерения неприятелей. Сила «Молящейся» Девы Марии способна покрыть целые государства от нападения.
В непосредственно молитвенном прошении возносится хвала Небесной Покровительнице. Здесь говорится, что главная надежда возлагается людьми именно на Пречистую Деву. Страдающие просят избавления от горестей и печалей, защиты от пагубного воздействия страстей и вдохновения на пути к престолу Всевышнего Творца. Святую Марию умоляют разогнать тьму непонимания и вселить в сердца свет ясного осознания. Наконец, Её просят ходатайствовать за человечество перед Богом и никогда не покидать преданных христиан.
Значение образа
Святой образ «Оранта» или «Панагия» демонстрирует милосердную Деву Марию, которая возносит свои десницы к небесам, прося у Господа прощения за все человеческие грехи. К полотну обращаются в надежде, что Богородица совершит ходатайство перед Богом и поможет избежать страданий.
«Молящая» икона является символом заступничества и спасает каждого, кто искренен в своей нравственности.
Оранта — один из трех типов иконографии Богородицы. В нем заключено два естества Иисуса Христа: образ человека и божества. Сама же Богоматерь изображена в традиционном жесте заступнической молитвы, символизирующем ее покровительство.
Как известно, «Оранта» — одна из разновидностей изображений Богоматери. Ярославская икона Пресвятой Девы — самый известный и почитаемый образ Богородицы из этой группы. Данная святыня также имеет название «Великая Панагия». К Богородичному лику обращаются в молитвах о спасении души, моля о заступничестве и покровительстве Божией Матери.
История иконы Божией Матери
В переводе с латыни «Оранта» обозначает «Молящаяся». Данный образ Богородицы иконописцы изображали еще в древности. Изображение Богоматери «Оранта» берет начало в Римской Империи. Уже тогда святой лик такого типа обрел огромную популярность.
В настоящее время иконы Богородицы «Оранта» украшают храмы и соборы многих государств по всему миру. Православный народ воздает почести данному образу и молится перед иконами «Оранта», прося помощи и поддержки на жизненном пути.
Подлинный смысл, который таит в себе образ Богоматери «Оранта», заключается в единстве народов всех стран и поколений, несущих в себе жизни и судьбы, соприкоснувшиеся с таинством данного святого образа, с источником света и любви, с духовной силой Богоматери.
Знаменитые иконы Богородицы
К святыням иконографического типа «Оранта» относятся знаменитые образы Богородицы, известные по всему миру:
Стоит отметить также знаменитую фреску Богородицы типа «Оранта», названную «Нерушимая Стена». Она располагается в Киевском Соборе Святой Софии. Паломники и простые верующие приезжают в собор, чтобы своими глазами увидеть чудо и прикоснуться к образу, наполненному таинством и величием. Фреска заключает в себе сюжет из сцены Благовещенья. На ней изображены Архангел Гавриил и Пресвятая Дева — верные заступники и покровители Киевских земель.
В чем помогают иконы «Оранта»
Иконы группы «Оранта» заключают в себе неимоверную силу и творят настоящие чудеса.
Перед святынями православные люди молятся о поддержке в трудные минуты жизни, об исцелении от болезней различного характера.
Иконы «Оранта» способны наставить на путь истинный, помочь человеку обрести духовное просветление и наполнить сердце любовью к Господу. Также святой образ «Оранта» отгоняет прочь злых духов, недругов и защищает целые страны от нападок врагов.
Описание святого образа
Традиционно на иконах типа «Оранта» изображена Богородица. Её руки подняты вверх и раскинуты по сторонам. Ладони Богоматери раскрыты и обращены к Небесам.
Божия Матерь может быть изображена как в полный рост, так и по пояс. Обычно на святынях группы «Оранта» присутствует Богомладенец. Возведенные вверх руки Божией Матери символизируют молитву перед Господом за каждую душу, а младенец — Таинство Тела и Крови Христовых, названное также Евхарстией. Изображение поручей на руках Богородицы несет в себе символ покровительства Православной Церкви и служения Небесному Отцу.
Молитва перед святым образом
«О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
Молитвы Богородице помогут вам не сбиться с пути, очистить свою душу и обрести истинное счастье. На свете много икон Божией Матери, и каждая из них словно отдельный вид искусства. Но образы святой группы «Оранта» — не просто красивое изображение Богородичного лика. Это таинство, показывающее нам, как сильна любовь и помощь Богоматери для каждого из нас. Мы желаем вам крепкой веры, берегите себя
Икона «Оранта» – одна из самых известных икон с изображением Богоматери. Особое отношение соединяет русского православного человека с Матерью Божией. Издавна стала она для Руси заступницей и покровительницей. Главные храмы Российского государства были посвящены именно ей, поэтому и образ Богородицы всегда особенно почитаем в русских православных церквях. Во всем пантеоне православных святых нет никого, кому посвящено столько икон и монументальных росписей.
Значение иконы
Иконография Божией Матери складывалась с первых веков христианства, и за это время сложилось несколько типов ее изображения. Одним из самых распространенных и древних типов этой иконографии является изображение, именуемое «Знамение»Ю или икона «Оранта», где Богоматерь одна и изображена в полный рост. Подобные иконы очень большие по размеру, в Древней Руси в храмах они играли ту же роль, что в византийском храме мозаики и фрески. Ярославская икона начала 13-го столетия «Богоматерь Оранта великая Панагия», что значит «Всесвятая» – один из самых известных и почитаемых образов Богородицы. На иконе «Оранта» Пресвятая Дева изображается в молитвенной позе с воздетыми к небу руками. На уровне ее груди в медальоне или сфере помещается младенец Спас Эммануил, как бы пребывающий в лоне матери. Икона представляет молящимся великое таинство зарождения Бога во плоти. Жест поднятых рук Богородицы символизирует неизреченное смирение ее.
История иконы
Описание иконы
Фигура Богоматери Оранты на иконе помещена в сияние золотого фона. Золото, преобладающее в колорите иконы, есть символ горнего мира, вечности, в которой пребывает Богородица. Золотой цвет преобладает и в медальоне с изображением Спаса Эммануила. Медальон, в который оно помещено, представляется непреоборимым щитом, символом несокрушимости христианской веры. В верхних углах иконы «Оранта» расположены медальоны меньшего диаметра с полуфигурами архангелов. Их одежды также щедро покрыты золотом.
Белый цвет – второй по значению в колорите иконы, он символизирует святость и чистоту. Этот цвет использован в нимбах Богородицы, Бога-младенца, а также в нимбах и одеждах архангелов. Лики Пресвятой Девы и Христа выполнены в технике наложения красок несколькими слоями. Это создает четкость и контрастность изображения, так что иконные лики становятся хорошо видны даже со значительного расстояния, с которого пребывающие в храме созерцали Ярославскую «Оранту «– икону Божьей матери.
Новгородская и Курская иконы
Среди иных икон, относящихся к типу «Знамение», можно напомнить чудотворные иконы Новгородскую и Курскую Коренную. Новгородская чудотворная икона спасла в 12 веке Древний Новгород от владимирского войска князя Андрея Боголюбского, о чем позднее было рассказано в уникальной батальной иконе «Битва новгородцев с суздальцами».
«Курская Коренная» получила свое название из-за того, что была обнаружена возле корня дерева. Икона известна своим участием в Крестных ходах, совершавшихся когда-то от Курска к месту ее чудесного обретения, где с тех пор и до сей поры бьет чудодейственный источник и где стоит основанный в древности монастырь. Этот Крестный ход известен всем по знаменитой картине Репина. Курская икона стала единственной святыней, против которой был совершен террористический акт. В начале 20 века местный революционер подложил адскую машину к чудотворной иконе, помещавшейся в главном соборе города. Однако мощный взрыв не причинил ей никакого вреда.
Смирение – основа духовности христиан
Важно уяснить тот сакральный, священный смысл, который заложен в этом изображении Божией Матери. В наше время модно говорить о духовности. Но что такое духовность в православном понимании? Основа духовности, по учению святых отцов церкви, есть смирение. Смирение — это полное принятие человеком воли Божией ради осуществления его спасения. Именно это и явила Пресвятая Дева, изображенная на иконе «Оранта». Об этом должен знать каждый христианин.
Одним из древнейших образов Богоматери считается икона Божией Матери «Оранта» (Молящаяся). Нередко встречается и другое название – икона Божией Матери «Панагия» (Всесвятая). По иконографическому типу икона «Великая Панагия» восходит к знаменитой Влахернской иконе Матери Божьей из Константинополя.
В России наиболее древним таким образом является икона «Ярославская Оранта» («Великая Панагия»), которую написал по преданию первый русский иконописец преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.
Описание иконы
Традиционно на иконе Божией Матери «Оранта» изображается Богоматерь с воздетыми и раскинутыми в стороны руками, с Христом Эммануилом в круге на груди, также раскинувшем руки в благословляющем жесте, что является редкостью: как правило, на иконах Богоматери Младенец или Отрок Христос благословляют одной рукой.
Имя «Эммануил» носит любое изображение Спасителя в отроческом возрасте, в том числе и на иконах Богоматери. Его взгляд исполнен недетской серьезности, а взгляд Богоматери – кротости и смирения перед Волей Божьей.
Впоследствии такой же тип иконографии стал характерен для икон Богородицы «Знамение», «Живоносный источник» и «Неупиваемая чаша».
К несколько иному иконографическому типу относится икона «Панагия Сумела», которая также причисляется к типу «Оранта» («Панагия»). Это поясное изображение Богоматери с Иисусом на коленях.
У этой иконы своя драматическая история. Предание гласит, что этот лик написал сам святой Лука. Чудесным образом икона оказалась на голом уступе скалы, и сама Богоматерь повелела двум греческим монахам возвести здесь православный монастырь, получивший название Сумела. Это произошло в IV веке, и с тех пор он приобрел широкую известность как обитель Богородицы Черной горы.
Значение иконы Божией Матери «Оранта»
В иконографии каждый элемент изображения имеет свое значение. Так, на иконе «Богородица Оранта» воздетые вверх руки Богоматери обращены ладонями к Небесам, что символизирует ее заступничество перед Создателем за каждую, даже грешную, душу.
На рукавах у Богоматери поручи в виде широких лент со шнурами, которые стягивают рукава у запястья.
Этот элемент богослужебного облачения священников символизирует покровительство и служение Православной Церкви
В представлении православных икона «Панагия» выражает основные христианские догматы, к которым относятся непорочное зачатие и две сути Иисуса Христа – Божественная и Человеческая. Здесь Христос Эммануил олицетворяет Евхаристию – главное церковное таинство приобщения к Телу и Крови Христовым.
В чем помогают иконы «Оранта» («Панагия»)
Богородица всегда была Небесной Заступницей, Покровительницей, за этим к Ней и обращаются, молясь о спасении души, об исцелении физических и душевных недугов, о поддержке в минуты тяжких жизненных испытаний, и она действительно помогает.
Иконы «Оранта»-«Панагия» обладают неимоверной силой воздействия: они помогают обрести ясное понимание пути истинного, даруют духовное просветление, защищают от злых помыслов недругов. Сила иконы «Оранта» настолько велика, что способна защищать целые страны от вражеского нападения, недаром Царица Небесная предстает на ней во всем Своем величии и могуществе.
Молитва перед иконой
О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Оранта — один из трех типов иконографии Богородицы. В нем заключено два естества Иисуса Христа: образ человека и божества. Сама же Богоматерь изображена в традиционном жесте заступнической молитвы, символизирующем ее покровительство.
Как известно, «Оранта» — одна из разновидностей изображений Богоматери. Ярославская икона Пресвятой Девы — самый известный и почитаемый образ Богородицы из этой группы. Данная святыня также имеет название «Великая Панагия».
К Богородичному лику обращаются в молитвах о спасении души, моля о заступничестве и покровительстве Божией Матери.
История иконы Божией Матери
В переводе с латыни «Оранта» обозначает «Молящаяся». Данный образ Богородицы иконописцы изображали еще в древности. Изображение Богоматери «Оранта» берет начало в Римской Империи.
Уже тогда святой лик такого типа обрел огромную популярность.
В настоящее время иконы Богородицы «Оранта» украшают храмы и соборы многих государств по всему миру. Православный народ воздает почести данному образу и молится перед иконами «Оранта», прося помощи и поддержки на жизненном пути.
Подлинный смысл, который таит в себе образ Богоматери «Оранта», заключается в единстве народов всех стран и поколений, несущих в себе жизни и судьбы, соприкоснувшиеся с таинством данного святого образа, с источником света и любви, с духовной силой Богоматери.
Знаменитые иконы Богородицы
К святыням иконографического типа «Оранта» относятся знаменитые образы Богородицы, известные по всему миру:
Стоит отметить также знаменитую фреску Богородицы типа «Оранта», названную «Нерушимая Стена». Она располагается в Киевском Соборе Святой Софии. Паломники и простые верующие приезжают в собор, чтобы своими глазами увидеть чудо и прикоснуться к образу, наполненному таинством и величием.
Фреска заключает в себе сюжет из сцены Благовещенья. На ней изображены Архангел Гавриил и Пресвятая Дева — верные заступники и покровители Киевских земель.
В чем помогают иконы «Оранта»
Иконы группы «Оранта» заключают в себе неимоверную силу и творят настоящие чудеса.
Перед святынями православные люди молятся о поддержке в трудные минуты жизни, об исцелении от болезней различного характера.
Иконы «Оранта» способны наставить на путь истинный, помочь человеку обрести духовное просветление и наполнить сердце любовью к Господу. Также святой образ «Оранта» отгоняет прочь злых духов, недругов и защищает целые страны от нападок врагов.
Описание святого образа
Традиционно на иконах типа «Оранта» изображена Богородица. Её руки подняты вверх и раскинуты по сторонам. Ладони Богоматери раскрыты и обращены к Небесам.
Божия Матерь может быть изображена как в полный рост, так и по пояс. Обычно на святынях группы «Оранта» присутствует Богомладенец. Возведенные вверх руки Божией Матери символизируют молитву перед Господом за каждую душу, а младенец — Таинство Тела и Крови Христовых, названное также Евхарстией.
Изображение поручей на руках Богородицы несет в себе символ покровительства Православной Церкви и служения Небесному Отцу.
Молитва перед святым образом
«О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша!
Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах!
Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое!
Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Молитвы Богородице помогут вам не сбиться с пути, очистить свою душу и обрести истинное счастье. На свете много икон Божией Матери, и каждая из них словно отдельный вид искусства. Но образы святой группы «Оранта» — не просто красивое изображение Богородичного лика.
Это таинство, показывающее нам, как сильна любовь и помощь Богоматери для каждого из нас. Мы желаем вам крепкой веры, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и
Происхождение
Копия иконы первой трети XIII века. Ярославль.
Оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Происходит из Спасо-Преображенского собора Спасо-Преображенского монастыря города Ярославля.
Описание
Согласно преданию, икона была создана преподобным Алипием, монахом киевского Печерского монастыря. Эта икона известна как «Оранта Ярославская».
Традиция изображать Богоматерь с воздетыми в молитве руками и Спасом Эмануилом на груди идёт от древнего образа Богородицы из Влахернского храма в Константинополе (ныне Стамбул). Название этого иконографического типа – Великая Панагия.
На Руси этот тип преобразовался в форму «Знамение», поясное изображение Богородицы. Именно этот образ часто помещали на в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии. Отличительной особенностью этой иконы является то, что Христос Эммануил благословляет сразу двумя руками.
Москва в пределах МКАД
1-2 дня
от 4 000 — бесплатно
до 4 000 — 350 руб.
Москва за пределами МКАД
1-2 дня
от 8 000 — бесплатно
до 8 000 — 500 руб.
Петербург
1-2 рабочих дня
от 10 000 — бесплатно
до 10 000 — 440 рублей
Регионы России
3-5 рабочих дней
от 10 000 — бесплатно
до 10 000 — в зависимости от региона
Вы сможете рассчитать стоимость доставки в ваш город, добавив товар в корзину.
Мы мастерская при храме и освящаем каждое изделие перед его поступлением в продажу.
Мирожская икона Божией Матери. Список XVII в. |
Мирожская икона Божией Матери, «Мирожская Оранта».
Мирожская икона написана по чину Оранты — «Молящейся». Пресвятой Богородице предстоят Псковские святые: справа — святой благоверный князь Довмонт-Тимофей, слева — его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Дмитриевна.
Явилась в 1198 году, будучи обретена на берегу реки Мирожи. Икона находилась в Мирожском монастыре.
Поздее на иконе были дописаны изображения святых князя Довмонта и его супруги. Есть предание, что по просьбе благоверного князя он был изображен с супругой, и, скорее всего, нимбов за их головами не было. Нимбы появились на иконе когда святые были канонизированы и благодарные псковичи написали их.
В царствование Иоанна Грозного, во время свирепствовавшего во Пскове морового поветрия, 24 сентября 1567 года, в день памяти преподобного Авраамия от этой иконы, как повествует древнее сказание, «таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня». Икону торжественно перенесли тогда в Троицкий собор и перед ней совершались молебны и Богослужения, люди прикладывались к иконе и получали исцеление и укрепление. После этого царь Иоанн Грозный увёз чудотворный Мирожский образ из Пскова в Москву, а в монастыре остался список «мера в меру» — так называемая «Великая Панагия» из Спасо-Мирожского монастыря. Празднование знамения Мирожской иконы установлено в том же, 1567 году, по благословению архиепископа Новгородского и Псковского Пимена. Этой иконе была составлена особая служба, напечатанная в Минее 1666 года.
Первый список чудотворной иконы находился в Мирожском монастыре до 1920-х годов. Тогда монастырь был закрыт, а ценности и святыни были изъяты. По состоянию на 2006 [1] судьба чудотворной иконы оставалась неизвестной, первый список «Мирожской Оранты» находился в Псковском музее-заповеднике, а для монастыря в 1998 году был написан ещё один список.
Список Мирожской иконы находящийся в Мирожском монастыре. Список 1998 г. |
Молитвы
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтем образ Твой честный, / имже показала еси пречудное знамение.
Яко звезда пресветла возсия в Российской земли / от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево, / из обою очию текущи слезы Твоя, яко река, / и видевше народи псковскии, мужи и жены и с чады, / с плачем молящеся образу Твоему, сице глаголюще: / о, Пресвятая Владычице Богородице, / не забуди грешных раб Твоих, / молящися Христу Богу нашему спастися нам.
Заступнице христианом непостыдная / и Предстательнице граду нашему Пскову, / не презри моления нас грешных / и видящих от Твоего честнаго образа стезы текуща из обою очию, / и молящуся прилежно, / но предвари, яко Блага, на помощь нашу, верно к Тебе прибегающим, / услыши наша моления, Богородице, / и избави нас от нахождения поганых, / ускори же на молитву нашу и потщися на умоление, / заступающи присно, Богородице, чтущих Тя; / радуйся, Дево, христианом похвало.
Рукописные иконы Божией Матери. Православная церковь почитает Богородицу превыше всех Небесных Сил. Сама Богородица чудесным образом явила нам множество своих икон и рассказала в каких жизненных ситуациях и перед какой иконой следует молиться для получения помощи. Через чудотворные иконы Царицы Небесной, Господь подает нам видимые знаки Своей благодати.
По церковному преданию, святой Евангелист и апостол Лука написал три иконы Божией Матери, увидев которые Она сказала: “Благодать Рождшагося от меня и моя с сими иконами да прибудет”. Имея твердую веру мы могли бы помолится перед любой иконой Божией Матери и получить просимое.
Традиционно на иконах и фресках Богоматерь изображается в пурпурном, либо тёмно красном мафории, закрывающем голову и плечи и синей тунике (длинное платье). Мафорий украшают три звезды: одна на голове и две плечах. Эти звезды собою символизируют: чистоту и непорочность Божией Матери и триипостасность Бога. Помимо древнейших изображений на фресках и иконах, до нас дошли Её описания церковных летописцев, монаха Епифания, а так же Никифора Калиста и многих других. Ещё мы можем узнать как выглядела Богородица в земной жизни из дошедшего до нас церковного предания. Из свидетельств о Божией Матери первых христиан, которые передавались из уст в уста.
Как упоминалось выше: по церковному преданию апостол Лука написал самые первые три иконы Божией Матери, от которых впоследствии и зародились три основные иконографические типы икон Владычицы Небесной. Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милующая, позднее на Руси получившая более глубокомысленное наименование Умиление) и Оранта (Путеводительница, или Знамение).
Какие бывают иконы Божией Матери?
Первая икона письма апостола Луки являет иконографический тип Богородицы, именуемый Одигитрия (Путеводительница). Богомладенец сидит на левой руке Богородицы, правой рукой Он благославляет Мать, а в Её лице и всех нас, а левой держит свиток, символизирующий Евангелие. Богородица правой рукой указывает нам на своего Сына, тем самым подсказывая нам верный путь ко спасению. Эту икону Лука передал Египетским христианам подвижникам. Этот образ был распространен и особо почитаем первыми христианами, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней множество изображений Одигитрии второго и третьего века в римских катакомбах.
Наряду с Одигитрией излюбленным сюжетом Византийских иконописцев являлся тип икон Божией Матери Панахранта (Всемилостивая). Где Божия Матерь традиционно изображается восседающей на царственном престоле с Богомладенцем на коленях. Трон в сюжетной линии иконы подчеркивает царственное величие Царицы Небесной.
Наиболее известные иконы относящиеся к типу Одигитрия: Казанская икона,Тихвинская,Смоленская,Ченстоховская, Иверская икона Богородицы.
Второй иконой Луки и одним из трех наиболее распространенных и всеми любимых Богородичных типов икон является Елеуса (Милующая, Умиление). Богоматерь и Младенец Христос прильнули друг к другу ликами. Взор Богородицы устремлен на зрителя, Младенец смотрит на Мать. Голова Марии склонилась к Сыну, а Он ласково обнимает Её рукой за шею. Этот извечный, глубокомысленный сюжет, Образ Матери нежно прильнувшей к Сыну возвращает нас к вечным, неприходящим ценностям. Призывает на путь следования к Богу. Сюжет, характерный этому типу икон, в наибольшей мере соответствовал духовному устремлению и идеалам русского народа.
Тип икон «Умиление» отразил в себе те эстетические идеалы, к которым стремились христиане на протяжении многих столетий. “Елеуса” выражает женственность, трогательную нежность, умиление. Близкий нашему естеству смысл, духовный идеал, который так близок и понятен русскому сердцу.
Этот тип иконы Божией Матери получил наибольшее распространение в поздневизантийский и древнерусский период.
Наиболее известные иконы типа” Умиление” – Владимирская, Донская икона, Федоровская, Почаевская, Ярославская икона Божией Матери.
Третий, по истине Византийский, иконографический тип икон Богородицы именуется Оранта (Молящаяся). Богородица изображается в молитвенной позе, с воздетыми к небу руками. Ладони раскрыты наружу, традиционный жест заступнической молитвы. Этот образ наиболее ярко выражает дух Византии где в строгих и величественных силуэтах, богатых и праздничных одеждах святых, отчетливо выражается торжество православия. Одиночные изображения Богородицы без Младенца, чаще встречаются на древних фресках, мазаиках, чем на более поздних иконах и называются Атиоритисса.
Тип икон Богородицы Оранта отличается особенной величественностью, очертания Богородицы монументальны, поза предельно статична, композиция симметрична. Как и образ Одигитрии (Путеводительницы), иконографический тип Богоматери Оранта встречается на стенах первых христианских катакомб.
Наиболее известные иконы типа Оранта – Знамение, Неупиваемая Чаша, Нерушимая стена.
По образу этих трех икон, было написано большинство икон Божией Матери. Сам же Лука написал еще около 70 икон Богородицы. Так же существуют иконы Божией Матери, сюжет которых основывается на богослужебных текстах, акафистах и церковных песнопениях. Ещё стоит отметить, что к иконографии Богородицы относятся иконы Богородичных праздников.
Более 200 икон Богородицы православная церковь чествует в церковном году, всего же канонизированных изображений Богородицы более 600.
Изображения Богоматери, стоящей с воздетыми в молитвенном жесте руками, известны с древнейших времен. Они встречаются и в мозаиках византийских церквей, и в убранстве католических храмов, и в русской иконописи. Более того, оранта, как называется данный иконографический тип, встречалась у ранних христиан, о чем свидетельствуют росписи в катакомбах древнего Рима. Символ прощения в лице Божьей Матери, простирающей руки в молитве за весь человеческий род, она до сих пор остается в числе наиболее распространенных сюжетов христианского изобразительного искусства.
Оранта, что в переводе с латинского языка означает «молящаяся», объединяет различные типы изображения Богородицы, известные также как «Панагия» (Пресвятая), «Великая Панагия» или «Знамение». Распространенные на Руси изводы, такие как «Неупиваемая чаша» и сложные жанровые композиции, включая изображения праздников Вознесения и Покрова, представляют развитие иконописного типа оранта. Общее что объединяет их все — это сам принцип изображения Богоматери, которая пишется анфас, в рост или по пояс, с руками, воздетыми к небу в молитвенном жесте.
Сам по себе образ оранты известен с древнейших времен и связан более с монументальным и декоративным искусством (фрески, мозаики, скульптура), нежели с иконописью. С окончанием эпохи иконоборчества он получил широкое распространение в оформлении византийских, а позже и русских храмов. Традиционно изображения молящейся Божьей Матери располагаются в верхнем регистре росписей, на алтарных преградах и в конхах апсид и достигают порой внушительного размера. Так, высота мозаичной оранты в Софийском соборе в Киеве, датированной XII веком и почитаемой чудотворной, составляет чуть менее пяти с половиной метров. Интересно, что, несмотря на возраст, превышающий восемь столетий, мозаика, названная «Нерушимой стеной», избежала малейших утрат и сохранилась до наших дней в первозданном виде.
В силу традиции и православной догматики самостоятельные изображения молящейся Божьей Матери мало использовались в иконописи. Значительно чаще встречается здесь разновидность оранты «Знамение», которая отличается тем, что на фоне груди Богородицы располагается изображение Христа Эммануила, который пишется с раскинутыми в молитве руками, полупрозрачно, или же в специальном окружии — картуше. В этой трактовке значение иконы смещается от заступнической молитвы к идее Боговоплощения как основному мотиву иконографии Богородицы в целом.
Композиция молящейся Божьей Матери с Христом происходит из византийской культуры, однако широкое распространение она получила в русской иконописи. Название «Знамение» восходит к легенде о чуде миротечения иконы «Знамение пресвятой Богородицы», которое произошло 27 ноября 1169 года во время штурма вольного Новгорода войсками владимирского князя Андрея Боголюбского. После того, как во время свершения крестного хода одна из стрел попала в старинную икону Божьей Матери, она обратилась ликом к городу и начала источать слезы. По преданию, новгородский епископ Иоанн воскликнул тогда: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред сыном твоим об избавлении града». Воодушевленные чудом новгородцы отбили город, а икона, названная «Знамение», стала почитаться чудотворной и послужила основой для множества списков.
Образ Молящейся Божьей матери с Иисусом Христом является распространенным сюжетом православной иконописи. Знамения Абалакская, Нарвская, Царскосельская, Курская-Коренная известны и широко почитаемы на Руси. Особое место в этом ряду занимает чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», которая отличается тем, что Христос изображается здесь не в картуше, а в золотом кубке. Икона была обретена в 1878 году во Введенском Владычном монастыре города Серпухова и стала основой для двух почитаемых чудотворных списков, дошедших до наших дней. Ежегодно серпуховский монастырь принимает тысячи новых паломников, которые молятся перед «Неупиваемой чашей» об избавлении от алкоголизма и прочих пагубных пристрастий.