Новомученикам и исповедникам русской православной церкви

Новомученикам и исповедникам русской православной церкви

Собор новомучеников и исповедников Российских ― празднуется 7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает ― то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.

Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).

Среди пострадавших за веру в ХХ веке ― святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных.

Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Состоит образ из средника, деисиса и 15 клейм, размер иконы 167х135 см. Описание иконы издано отдельной брошюрой: «Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе» (49 страниц).

Икона «Собор святых, прославленных в лето двухтысячное от Рождества Христова» была создана в Иконописной школе при Московской духовной академии. Размер иконы 95х71 см. На ней изображены 57 подвижников.

Гонения на РПЦ начались сразу же после октябрьского пере ворота.
Придя к власти и понимая значение Церкви в государстве, ее
влияние на верующих, большевики в первую очередь наносят удар по
Церкви, духовным устоям народа. Объявив свой главный лозунг —
«Религия-опиум для народа» они начинают действия.
20.01.1818г. «Известия» публикуют «Декрет об отделении церкви от
государства и школы от церкви».13 ноября (31 октября по ст.ст.)
в Царском селе красноармейцами во время крестного хода и молебна
об умиротворении Родины зверски убит протоиерей Иоанн Кочуров.
19 января 1918года престарелый настоятель церкви святых
страстотерпцев Бориса и Глеба в Санкт-Петербурге Петр Скипетров
обращается к насильникам с просьбой не осквернять святыни. В
ответ прозвучали выстрелы, и он был смертельно ранен.7.февраля
1918года убит митрополит Киевский Владимир (Богоявленский)
17 июля 1918 года этот список пополняется именами членов царской
семьи. Узнав о казни царской семьи, Патриарх Тихон произнес: —
«На днях совершено ужасное дело-расстрелян бывший государь
Николай Александрович. И высшее правительство одобряет это, и
признало законным. Но наша христианская совесть не может
согласиться с этим. Мы должны осудить это. Иначе кровь
расстрелянных падет и на нас, а не только на тех, кто совершил
это».1918 год отмечен в истории РПЦ как год расстрелов
многочисленных крестных ходов. Столкновения происходили в Нижнем
Новгороде, Саратове, Вятке, Владимире. В Туле во время расстрела
крестного хода был ранен епископ Корнилий (Соболев) будущий
архиепископ Вязниковский.
Серьезным потрясением для Церкви стало повсеместное вскрытие
мощей. За 1919-1920г.г. было произведено 68 публичных
осквернений мощей святых угодников Божиих.
Следующий этап-изъятие под видом борьбы с голодом, церковных
ценностей. И снова льется кровь верующих, выступивших против. По
некоторым сведениям было изъято ценностей на сумму более 48
миллиардов в золотых рублях, но голод в России не прекратился.
С 1923года начинается следующий этап гонений, направленный на
раскол Церкви, частично это удается.
Обнародование в 1927 году Декларации митрополита Сергия (Страгородского)
положило начало следующему этапу.8 апреля 1929 года ВЦИК и СНК
РСФСР принимают закон «О религиозных объединениях». Создается
Союз воинствующих безбожников, на втором его съезде принимается
решение о том, что следующая пятилетка будет проведена как
«безбожная». Полагалось, что к 1 мая 1937 года имя Бога должно
будет забыто на всей территории СССР. Вопреки этому перепись
населения 1937 года показала, что люди не потеряли веру в Бога.
Более половины опрошенных показали себя верующими.
Работа против уничтожения Церкви потерпела крах. После этого
было заявлено: «религиозные организации — единственно легальные
реакционные вражеские организации в стране». Этим церковь была
объявлена объектом прямого преследования.
1937 год — год нового, самого жестокого гонения на РПЦ. Было
закрыто 8тысяч храмов, ликвидировано 60 епархий и викариатств,
расстреляно 60 архиереев. Всего за годы советской власти
пострадало свыше 300 архиереев, 250 из них были казнены или
погибли в заключении. К концу 1919года из
360000священнослужи-телей РПЦ в живых осталось 40000
священников. После изъятия ценностей было расстреляно белого
духовенства 2691, монахов 1962, монахинь и послушниц-3447.Без
суда погибло не менее 15000 белого и черного духовенства. В
последующие годы эти цифры пополнятся, особенно в 1937году.
Россия во главе со своим Патриархом вступила на свою Голгофу. В
очень короткий период Русская Православная Церковь пополнила
Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и
исповедников.
По решению Поместного собора 1917-18г.г. об открытии в каждой
епархии викариатств, в Вязниковском уезде открывают в 1918г.
единоверческое викариатство в слободе Мстера и в1920 году в
Вязниках.
Епископы Мстерские: еп. Амвросий (Сосоновцев)1918-1926г.г. В
1926году сослан в Туркестан, по возвращении из ссылки в 1928
году скончался.
Еп. Иов (Рогожин) 1927-1930г.г. сослан в Северный край, 20.04
1933г. скончался в заключении.

Вязниковское викариатство
1921-1926г.архиеп. Корнилий Соболев 16 апреля 1933г. убит в
ссылке.
1926-1927г.еп. Василий Преображенский умер в заключении 13
августа 1945г.
05.1927-09.1927г. еп. Нифонт Фомин арестован в 1928г.,дальнейшая
судьба неизвестна.
09.1927-04.1928г. еп. Николай Никольский вернувшись из ссылки,
умер 4мая 1928г., похоронен в Москве на Даниловском кладбище.
26.06.1928-14.12.1928г. еп. Герман Ряшенцев15 сентября 1937г.
расстрелян в Сыктывкаре.

За годы репрессий в Вязниках было репрессировано более 70
священнослужителей, монашествующих и мирян.
Вязниковский синодик насчитывает 56 человек погибших за веру.
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
13-16 августа 2000года и последующих Соборах было прославлено
более 1118 святых новомучеников и исповедников Российских.

Канонизированные новомученики и исповедники земли Владимирской:
Сщмч. Николай (Добронравов) архиеп. Владимирский и Суздальский
Сщисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский
Сщисп. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский.
Сщмч. прот. Иоанн Бороздин-уроженец слободы Мстера.
Сщисп. прот. Петр (Чельцов)
Сщмч. Герман (Ряшенцев) еп. Вязниковский.
Сщмч. прот. Константин Твердислов

Новомученикам и исповедникам русской православной церкви

В главном храме благочиния — Троицком соборе Литургия проходила по архиерейскому чину — службу возглавил архиерей Русской православной церкви Константин, епископ Зарайский, викарий Московской епархии.

Перед вратами Троицкого собора архиерея Русской православной церкви встретили отец благочинный Евгений Мальков, глава округа Алена Сокольская, владыке были преподнесены цветы. Во время богослужения в соборе многократно звучали песнопения, прославляющие новомучеников и исповедников клинских.
По окончании Божественной Литургии владыка Константин сказал нашему корреспонденту, что молитвами новомучеников и исповедников клинских и трудами жителей города, православных верующих в благочинии восстанавливаются храмы, и в этом поступке есть покаяние за грехи наших предков.

В Клинском благочинии строится храм в честь священномученика Иоанна Фроловского, который станет вторым храмом на земле Клинской, освященным в честь нашего земляка, новомученика, канонизированного Русской православной церковью. Храм, освященный в честь Серафима Клинского, уже много лет действует в Клин-9.
Владыка Константин посетил православную гимназию «София». Хор «Юность», составленный из учащихся школы, исполнил несколько православных и светских песнопений. Высокий гость осмотрел выставку «Красота Божьего мира», на которой были представлены картины, графика и даже мини-книжки, созданные руками детей; посетил школьные кружки; ознакомился с работой трапезной. Пояснения владыке давала директор гимназии «София» Наталья Бордиловская.
Гимназия существует уже более 20 лет, сейчас в ней обучается 170 детей, здесь каждый школьник может найти себе занятие по душе.

Екатерина Иванова, руководитель хора «Юность» православной гимназии «София»:
— Архиереи Русской православной церкви бывают у нас в гостях не реже одного раза в год. Мы рады таким гостям! Участникам нашего хора долго будет памятен и этот знаковый концерт. Дети волновались, но все прошло отлично. Гости во главе с владыкой Константином, кроме православных песнопений, услышали также и народные песни, произведение И-С. Баха и даже современное джазовое произведение.

Поделиться

Новомученикам и исповедникам русской православной церкви

Собор новомучеников и исповедников

В двухтысячном году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в лике святых были прославлены более тысячи священников, архиереев, монахов и мирян. В годы советской власти их приговорили к смерти исключительно из-за вероисповедания или сана. Когда-то первыми христианскими святыми стали мученики, те, кто пролил за Христа кровь. Но Русская Православная Церковь, за несколькими исключениями, не знала мучеников за веру. Их время пришло в двадцатом веке. Гонения начались вскоре после октябрьского переворота тысяча девятьсот семнадцатого года. В восемнадцатом году в России было сто пятьдесят тысяч священнослужителей, из них к сорок первому году сто тридцать тысяч было расстреляно. Очень часто народное почитание новомучеников возникало сразу же после их смерти. Как и христиане первых веков, новомученики шли на пытки и казнь без колебаний, а перед смертью молились за своих палачей. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, незадолго до расстрела писал: «Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо».
Сегодня Церковь также совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

В Неделю 35-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, 7 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, епископы Кронштадтский Назарий, Ардатовский и Атяшевский Вениамин, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Златоустовский и Саткинский Викентий, Петергофский Силуан, протоиерей Богдан Сойко, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, протоиерей Александр Пелин, клир собора и другие священнослужители. Среди молящихся были губернатор Александр Беглов, председатель Заксобрания Вячеслав Макаров, настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова). На заупокойной ектении были вознесены молитвы о упокоении душ рабов Божиих, в годы гонений за веру Христову пострадавших. В связи с 30-летием архиерейской хиротонии владыке Варсонофию было пропето многолетие. Епископ Назарий зачитал поздравление Святейшего Патриарха Кирилла, передал правящему архиерею присланную памятную панагию. Митрополиту были подарены старинный образ святителя Николая Чудотворца от клира Казанского собора, а от братии Александро-Невской лавры — образ праведного Иоанна Кронштадтского. Митрополита Варсонофия приветствовал Александр Беглов. Митрополит обратился к верующим с проповедью.

Богослужение транслировалось в прямом эфире на канале собора в YouTube.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской — праздник в честь святых Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. 5 (18) апреля 1918 года Поместный собор в Москве постановил «установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января (7 февраля) или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников»: 25 января (7 февраля) было выбрано как дата расстрела митрополита Киевского Владимира (Богоявленского). Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года постановил празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля). На Архиерейском Соборе 2013 года название «Собор новомучеников и исповедников Российских» было изменено на «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» в связи с тем, что каноническая ответственность Русской Православной Церкви простирается на многие государства.
ИА «Вода живая»

МОСКВА, 20 июн — РИА Новости, Ольга Липич. Число пострадавших за веру в XX веке в базе данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) превысило 31 тысячу, а Русская православная церковь канонизировала за последние 20 лет больше святых, чем за всю свою историю.

Как сообщила РИА Новости пресс-служба ПСТГУ, крупнейшая сегодня база данных "Новомученики и исповедники, за Христа пострадавшие" начала формироваться еще до открытия университета, с 1990 года.

По словам профессора ПСТГУ Николая Емельянова, возглавившего работу по сбору и обработке данных, множество сведений стало поступать к специалистам после обращения к пастве патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, призвавшего сообщать о пострадавших за веру родственниках.

Характерно, что в год поступает 1,5-2 тысячи новых имен — и примерно на столько же ежегодно увеличивается число храмов Русской православной церкви. Сегодня Московский патриархат имеет более 28300 приходов и 750 монастырей (с учетом Русской зарубежной церкви). Если считать, что в каждом монастыре в среднем по три храма, то их общее число будет соответствовать 31 тысячи новомучеников.

Профессор Емельянов полагает, что в будущем можно собрать более 70 тысяч имен пострадавших за веру в XX веке. Для этого необходимо проведение масштабных исторических исследований по изучению архивов репрессивных органов, развитие работ по систематизации данных о пострадавших и широкое представление их в интернете.

С этой целью в 2008 году в ПСТГУ открыт факультет информатики и прикладной математики.

А в Московском патриархате не прекращается работа по канонизации новомучеников. Решения о прославлении новых святых принимаются практически на каждом заседании Священного Синода.

По словам Емельянова, Русская церковь становится церковью мучеников ХХ века, поскольку до революции в святцах было 450 имен, сегодня — около 2,5 тысяч, и свыше 1,6 тысячи из них — новомученики, канонизированные в последние годы.

"За это 20-летие канонизировано в нашей Церкви святых больше, чем за всю ее тысячелетнюю историю", — сказал председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в интервью сайту Архиерейского Собора Русской православной церкви.

Он особо отметил труды ПСТГУ в подготовке житий новомучеников, многотомные издания общественного фонда "Память мучеников и исповедников Русской православной церкви", издание девяти томов "Житий новомучеников и исповедников Московской епархии" и добавил, что "недостатка в литературе о новопрославленных святых на данном этапе нет".

Восстановление единства с Русской зарубежной церковью, по словам митрополита Ювеналия, не изменило характера работы возглавляемой им комиссии — "все критерии, относящиеся к представляемым на канонизацию лицам, остались без изменения".

"В отношении вопроса выработки единого для всей церковной полноты списка прославленных святых замечу, что данная проблема будет мною поставлена на обсуждение предстоящего Архиерейского Собора", — сказал митрополит.

Только первая волна репрессий против духовенства (1918-20 годы) унесла около 9 тысяч жизней. Более 10 тысяч священнослужителей были осуждены во время кампании по изъятию церковных ценностей, которая началась в 1921 году. 2 тысячи из них были расстреляны.

В целях индустриализации власти повели кампанию по переплавке колоколов. Численность храмов с 1930 по 1934 годы сократилась почти на треть. Естественно, духовенство не могло молча смотреть на это.

Летом 1937 года вышел приказ о расстреле в течение нескольких месяцев всех исповедников, содержавшихся в лагерях и тюрьмах. В этот и последующий 1938 год были репрессированы 200 тысяч верующих, каждый второй был казнен.

Отмечать день памяти новомучеников РПЦ начала в 1991 году. Архиерейский собор 2000 года включил в их сонм сразу около 1 тысячи имен.

Среди поименно прославленных в сонме новомучеников — последний российский император Николай Второй и члены его семьи, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия великая княгиня Елизавета Федоровна и ее сподвижница инокиня Варвара, восстановивший в 1917 году патриаршество святитель Тихон, митрополиты Киевский Владимир, Крутицкий Петр, Петроградский Вениамин, митрополит Серафим (Чичагов).

13-16 августа 2000 года состоялся Юбилейный Архиерейский Собор, в котором приняли участие 144 архипастыря.

Открывая Собор, Святейший Патриарх Алексий II отметил: «Церковь наша пережила в ХХ веке страшные испытания, страдания, гонения, но украшалась и укреплялась кровью мучеников. И одним из деяний предстоящего Архиерейского Собора будет канонизация Собора новомучеников нашей святой Церкви, тех, кто в ХХ веке верно исповедал Христа и засвидетельствовал свою веру в Господа и Спасителя нашего. Даже до уз и темниц, до смерти».

В докладе Святейшего Патриарха Алексия II «Русская Православная Церковь на рубеже веков» была приведена статистика: число приходов ко времени открытия Собора составило 19417, число монастырей — 545. Эти цифры особенно впечатляют, если учесть, что в 1988 году в Русской Церкви был только 21 монастырь, несколько более 6000 приходов, а в черте Москвы 46 храмов. Собор принял новую редакцию Устава Русской Церкви и документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Небывалое, стремительное возрождение церковной жизни стало возможным благодаря подвигу мучеников и исповедников веры XX века.

Канонизация Собора всех новых мучеников и исповедников Российских, ведомых и неведомых, но известных Богу, готовилась в Синодальной комиссии по канонизации святых (СККС) к Юбилейному собору, посвященному 2000-летию пришествия в мир Господа Иисуса Христа, как «плод красный спасительного сеяния Христова», который Церковь Русская приносит своему Спасителю. В этой подготовке активно участвовал Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ, в скором будущем — ПСТГУ) в лице ректора, протоиерея Владимира Воробьева, вошедшего в состав СККС в конце 1998 г., и сотрудников соответствующих подразделений института. Институту было поручено создание иконы этого Собора. На факультете церковных художеств (ФЦХ), в иконописных мастерских, под руководством ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева и декана ФЦХ протоиерея Александра Салтыкова была разработана иконография Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, а иконописцы ПСТГУ воплотили ее в большой иконе, расположенной в правой стороне храма Христа Спасителя.

С самого начала 90-х годов в ПСТБИ была создана компьютерная база данных «За Христа пострадавшие», в которой накапливались сведения о жертвах репрессий советского времени в отношении православных священнослужителей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви. При подготовке к канонизации Собора новомучеников и исповедников нужно было получить сведения от всех епархий РПЦ, но такие материалы в подавляющем большинстве епархий отсутствовали, так как архивы только еще открывались и работа в них была не налажена. Исследование следственных протоколов – дело весьма трудоемкое, но эти протоколы ВЧК/ОГПУ появились только в 1922-1923 гг., а до тех пор казнь тысяч священников-мучеников имела характер внесудебной бандитской расправы, чинимой большевистскими шайками. Таким образом, данные базы «За Христа пострадавшие» стали основой епархиальных списков новомучеников для канонизации на Юбилейном соборе.

Большой вклад дали труды научных сотрудников институтского Отдела Новейшей истории Русской Церкви (ОНИРЦ). Практически все благочиния Московской (областной) епархии имели в это время договора о сотрудничестве с ПСТГУ в подготовке материалов к канонизации. В то и последующее время ОНИРЦ проводил консультации, делился архивными материалами и собранными фотографиями со множеством епархиальных и индивидуальных исследователей, трудившихся над восстановлением памяти о подвижниках веры XX века.

Заседание Юбилейного Собора, посвященное канонизации Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, проходило в особенно благодатной атмосфере. В абсолютной тишине звучал доклад митрополита Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. Решение о церковном прославлении Собора новомучеников и исповедников Российских XX века было принято единогласно. Был прославлен и сонм святых дореволюционного периода, включавший Оптинских старцев и многих других подвижников.

19 августа Святейшим Патриархом Алексием был освящен вновь построенный храм Христа Спасителя, а 20 августа 2000 г. состоялось прославление Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. После Божественной Литургии Высокопреосвященный митрополит Ювеналий зачитал Деяние собора о канонизации, протоиерей Владимир Воробьев и протоиерей Александр Салтыков вынесли из алтаря икону Собора новомучеников при пении тропаря, написанного к акту канонизации. Святейший Патриарх Алексий II вместе с главами и представителями всех автокефальных Православных Церквей и всем епископатом Русской Православной Церкви, весь присутствовавший в храме народ молитвенно участвовали в небывалом торжестве. Многие участники этого великого события свидетельствовали об ощущении явного веяния благодати Божией в храме, о чувстве восторга в этот момент торжества мученического подвига над злом, воздвигшим страшное гонение на Церковь и на Христа.

Теперь находятся люди, заявляющие, что прославление новомучеников было совершено по политическому расчету. Это совершенно не соответствует действительности. Никакие расчеты тогда не приходили в голову инициаторам этого торжества. Непосредственные участники подготовки этой канонизации со всей ответственностью и по долгу совести свидетельствуют, что единственным движущим мотивом прославления новомучеников и исповедников Российских было горячее стремление воздать славу и благодарение подвижникам, которые отдали свою жизнь за веру во Христа и тем утвердили ее, удостоверили мир в ее непреложной истине и красоте. Совершенно естественно, что подвиг новомучеников и исповедников, победивший, казалось, несокрушимую мощь гонителей, победил вражду и разделения, спровоцированные теми же гонителями веры. Именно поэтому 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Алексием II и Высокопреосвященным митрополитом Лавром был подписан Акт объединения между Русской Православной Церковью на Родине и епархиями Зарубежного Синода.

1 ноября 2019 года в Тронном зале Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал Патриаршую и Синодальную грамоту о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью. Хотя это воссоединение совершилось в связи с ликвидацией Западноевропейского экзархата в составе Константинопольского патриархата, вряд ли можно сомневаться в том, что прославление новомучеников и исповедников Российских способствовало стремлению эмигрантских приходов вернуться в лоно Матери-Церкви.

Сегодня Церковь и народ нашей страны сталкиваются с новыми испытаниями, и именно новомученики и исповедники Церкви Русской могут научить нас сохранять в сердце мир Христов, со смирением и кротостью терпеть скорби и трудности, указывать путь веры окружающим нас людям и следовать стойкости страстотерпцев на указанном нам крестном пути.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 года Собор новомучеников и исповедников Российских) — праздник в честь святых Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после октябрьской революции 1917 года.
В этот день совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Гонения на Церковь, подобных которым не было в отечественной истории, начались сразу же после прихода большевиков к власти. Сообщения об убийствах и арестах архиереев, священников, монахов и мирян помещались в церковной периодике 1918–1919 годов, выходившей на территории, не контролируемой советской властью, неоднократно звучали на заседаниях Поместного Собора. 31 марта (13 апреля) 1918 года Святейший Патриарх Тихон с членами Собора совершил в храме Московской духовной семинарии заупокойную Литургию. На ектениях и за панихидой поименно поминались убиенные за Церковь и веру и, кроме того, неизвестные по имени. Список открывался именем митрополита Киевского священномученика Владимира (Богоявленского) В тот же день протоиерей Павел Лахостский произнес слово, в котором прямо назвал пострадавших священнослужителей «священномучениками, кровью которых обновляется Русская Православная Церковь». Собор принял Определение, в котором, в частности, указывалось: «Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за Православную Веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках».

После окончания гражданской войны открытое поминовение за богослужением имен убиенных за веру практически прекратилось, поскольку деятельность всех погибших в предыдущие годы православных христиан стала признаваться контрреволюционной. Но, несмотря на это, память о них хранилась в церковном народе. Многие священники и епископы тайно поминали их имена за проскомидией.

Первые материалы отечественных исследователей, посвященные подвигу новомучеников и исповедников, появились в 1970-е годы. Первоначально эти исследования имели хождение в «самиздате», затем некоторые из них были опубликованы за границей. Авторы этих книг, не имевшие в те годы возможности работать в закрытых фондах советских архивов, допустили в них большое количество неточностей и фактических ошибок. Лишь в конце 1980-х — начале 1990-х годов политические изменения, произошедшие в нашей стране, позволили отечественным исследователям начать изучение соответствующих архивных материалов. Были опубликованы многочисленные статьи и книги, повествующие о русских новомучениках. Большая часть священнослужителей и мирян, подвергшихся репрессиям, реабилитированы судебными органами и Прокуратурой Российской Федерации. На Архиерейском Соборе 1989 года состоялось прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Это была первая канонизация святого, жившего в послереволюционное время и подвергшегося репрессиям со стороны советского государства.

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года было прославлено 813 новомучеников и исповедников Российских, свидетельства о подвигах которых были получены из 35 епархий. Кроме того, в Собор новомучеников и исповедников Российских были внесены для общецерковного почитания имена 112 ранее прославленных местночтимых мучеников и исповедников. В настоящее время продолжает работать Синодальная комиссия по канонизации святых.

Определением Архиерейского Собора 1992 года установлено совершать празднование Собора новомучеников 25 января/7 февраля нов. ст. (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в предшествующий воскресный день, если 25 января/7 февраля — понедельник, вторник или среда; в последующий воскресный день, если 25 января/7 февраля — четверг, пятницу или суббота.

Тропарь новомучеников, глас 4-й

Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

Кондак новомучеников, глас 3-й

Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Агнцу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию