Новейшая история русской православной церкви

Страницы, схожие по тематике

Новейшая история русской православной церкви

Новейшая история русской православной церкви

Новейшая история русской православной церкви

Новейшая история русской православной церкви

  • Библия, молитвословы, акафисты
  • Богослужебные книги и ноты
  • Православные книги
  • Художественная литература
  • Детские книги
  • Образовательная литература
  • Календари и журналы
  • Иконы Спасителя и праздников
  • Иконы Божией Матери
  • Иконы святых
  • Складни
  • Венчальные иконы
  • Иконы и утварь в машину
  • Натуральная косметика
  • Монастырский чай и сладости
  • Товары для здоровья
  • Лампады и ладан
  • Свечи и подсвечники
  • Благовония
  • Подарки
  • Утварь и текстиль
  • Четки и аксессуары

ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Достоинства: Сразу же позвонили, уточнили информацию по доставке. Есть отслеживание доставки и быстрое информирование о поступлении в пункт выдачи.

Недостатки: Не нашла

Комментарий: Хорошая продукция на сайте. Знакомая рекомендовала также таблетки для горла с натуральными ингридиентами.

2.Политика Временного правительства по отношению к Русской Церкви.

3.Поместный Собор 1917-1918 гг. Восстановление патриаршества. Обзор других важнейших постановлений Собора.

4.Первые антицерковные мероприятия советской власти (кон. 1917 — нач. 1918 г.) Декрет об отделении Церкви от государства и реакция на него Церкви.

5.Большевистский террор против Русской Церкви в годы Гражданской войны (1917-1920 гг.). Наиболее известные новомученики этого периода.

6.Послания и обращения святителя Тихона периода Гражданской войны (1917-1920 гг.).

7.Карловацкий Собор 1921 г. и его решения.

8.Кампании по изъятию церковных ценностей. Цели большевистского руководства и достигнутые результаты.

9.Арест св. Патриарха Тихона и образование обновленческого ВЦУ в мае 1922 г. «Меморандум трех» и его последствия.

10. Наиболее видные обновленческие деятели. Расколы в расколе (1922-1923 гг.).

11. Обновленческий лжесобор 1923 г. и его решения.

12. Освобождение св. Патриарха Тихона в 1923 г. Его причины, обстоятельства и последствия.

13. Попытки властей скомпрометировать св. Патриарха Тихона в глазах верующих в 1923-1924 гг. (поминовение властей, новый стиль, «покаяние» В. Красницкого, «предсмертное завещание»).

14. События церковной жизни при Патриаршем Местоблюстителе св. митр. Петре в 1925 г. Второй обновленческий лжесобор. Арест сщмч. Петра.

15. Возникновение григорианского раскола и борьба с ним митрополита Сергия в кон. 1925 — нач. 1926 г.

16. События церковной жизни весны-осени 1926 г. Спор о местоблюстительстве между митрополитами Сергием и Агафангелом. Попытка проведения тайных выборов Патриарха и ее результаты.

17. Изменение церковной политики митрополита Сергия в 1927 г. Причины смены курса, конкретные выражения перемены и последствия.

18. «Правая» церковная оппозиция митрополиту Сергию. Основные представители и их взгляды. Св. митрополит Кирилл Казанский.

19. Мученический подвиг св. митрополита Петра Крутицкого в 1926-1937 гг. Его отношение к деятельности митрополита Сергия.

20. Внутренние конфликты в Русском церковном зарубежье в 1920-1930 гг.

21. Взаимоотношения Московской Патриархии с Русским церковным зарубежьем в 1920-1930-е гг.

22. «Безбожные пятилетки» и их итоги.

23. Политика немецких властей в отношении Православной Церкви на оккупированных территориях СССР.

24. Изменение политики советских властей по отношению к Русской Церкви в годы II Мировой войны и его причины. Архиерейский Собор 1943 г.

25. Ликвидация обновленческого раскола. Поместный Собор 1945 г.

26. Русская Церковь во внешней политике СССР в 1940-е гг. Борьба с Ватиканом. Православное Совещание 1948 г. в Москве и его решения.

27. Хрущевское гонение на Русскую Церковь. Его характер и результаты.

28. Архиерейский Собор 1961 г. Обстоятельства проведения и постановления.

29. Русская Церковь и экуменическое движение в 1960-70-е гг.

30. Основные выступления «церковных диссидентов» в 1960-80-е гг.

31. Основные события церковной жизни в Америке после II мировой войны. Дарование автокефалии Американской Церкви.

32. Русская Церковь при Патриархе Пимене. Поместные Соборы 1971 и 1988 гг.

33. Возрождение церковной жизни при Патриархе Алексии II. Архиерейские Соборы 1990-х гг.

1.Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация.

СХХ век для РПЦ стал временем небывалым по интенсивности и сложности исторических событий: революционные перевороты 1917 г., превратившие крупнейшую православную империю в страну, где правили безбожники, восстановление патриаршества после двухсотлетней «синодальной» зависимости от Власти и ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление православных и полное уничтожение Церкви; сонмы мучеников и исповедников веры Христовой; Великая Отечественная война и разгром фашизма; новые гонения после короткого периода патриотического и духовного подъема; крушение тоталитарного атеистического режима, возрождение Церкви и духовной жизни в обнищавшей и раздираемой на части России; попытки извне и изнутри разделить единую Церковь, ее противостояние усилившимся в конце столетия соблазнам сектантства, еретических уклонений и просто пропаганде насилия и разврата — все это в неполные 80 лет. В то же время эти события создают единую уникальную эпоху в судьбе Русской Церкви, которая до сих пор еще не завершена: мы все время обращаемся к постановлениям Собора 1917–1918 гг. как к действующему источнику церковного права, до сих пор боремся с обновленчеством, принимающим иные формы, чем в 20-х гг. Периодизация. Новейший период Истории РПЦ начинается с 1917 г. – переломный период, крах Империи, Собор 1917-18 гг., избрание патриарха. Период Патр-шества Тихона, до 1924 -1925 г. – сов. власть становится на путь непримиримого уничтожения религии, гражданиская война, обновленцы, вскрытие мощей, изъятие церк. ценностей. Период митр. Петра Полянского. — 1925-1937 гг. – массовое закрытие ц-вей, раскулачивание и коллективизация, массовые аресты архиереев, попытки расколов (Григорьевцы и т.д.), поиск компромисса с Властью, «безбожные пятилетки». Период Патриарха Сергий — 1937-1943 гг. — массовые репрессии продолж-ся, возвращение епархий, Отечественная война, патриотический порыв Ц-ви, гос-во начинает использ. ц-вь в своих интересах, выборы Патриарха. Период Патриарха Алексия 1 — в 1945-1970 гг. – использ. Ц-ви гос-вом во внешне политических целях, Хрущевские гонения. Период Патр-ха Пимена – 1970-1990 гг. – Ц-вь в борьбе за мир, кадровые проблемы, диссидентство в Ц-ви. Период Патр-ха Алексия II – 1990-2008 гг. – Ц-вь освобожд. от диктата гос-ва, проблемы церковного сепаратизма, возвращ. разрушенных храмов и монастырей, и т.д.

Все дисциплины учебного плана программы носят проблемный характер. Преподавание истории церкви в рамках христианского вуза, включенного в государственную систему образования, предполагает обращение к современным методам понимания и изучения истории, но в то же время учитывает, что подходы к изучению истории церкви могут отличаться от сугубо светского исторического знания. Изучение истории Русской церкви в XX веке строится по хронологическому и проблемно-тематическому принципу. Понимание событий XX века невозможно без осмысления проблем Синодального периода, анализа краткого предреволюционного периода церковного возрождения и изучения истории Поместного собора Российской Православной Церкви. Послереволюционная история Русской церкви изучается в единстве двух ее ветвей, возникших в результате революции и вызванной ею эмиграции. Основные дисциплины курса освещают жизнь церкви в один из самых драматических периодов ее существования и посвящены наиболее важным проблемам, определившим жизнь Русской церкви в XX веке. На формирование профессионального знания направлены дисциплины по теории и методологии исторической науки, историографии и источниковедению. Дисциплины по выбору призваны детализировать более общие проблемы, обозначенные в вариативной части, задать общеисторический контекст изучаемых церковных явлений, познакомить студентов с наиболее актуальными для истории XX века методами изучения источников. Формирование практических профессиональных навыков и умений обеспечивают практики.

Список изучаемых дисциплин:

Методология исторического исследования
Концепции истории в философской и религиозной мысли
Историография гражданской и церковной истории XIX-XX вв.
Основные проблемы церкви Синодального периода
Церковное возрождение начала XX века
История общин и братств в России
Предсоборное движение и Поместный собор 1917/1918 гг.
Обновление и обновленчество в истории Русской православной церкви XX в.
История «новой» святости в период советских гонений на церковь
Основные проблемы жизни церкви в XX веке
История духовных школ русской эмиграции
Русская церковная диаспора: основные направления, тенденции и проблемы
Проблемы изучения устной истории
Источники по церковной истории XX века
Автодокументальная литература как исторический источник
Современные концепции высшего образования
Методика преподавания теологических дисциплин в высшей школе
Специальный курс иностранного языка
Информационные ресурсы и технологии в науке и образовании
Педагогика и психология высшей школы

Дисциплины по выбору:

Опыт духовного сопротивления в России в XX веке / Современные подходы к канонизации и изучению опыта новомучеников
Истоки и эволюция тоталитарных режимов / История антисоветского движения в России и за рубежом
Церковь и революция: 1917-1920 гг. / Православная церковь и межконфессиональные отношения в СССР
Духовные движения в католической церкви после II Ватиканского собора / Коммунотарные движения в России в XIX-XX вв.
Российское общество в предреволюционный период (1880-е – 1900-е гг.) / История советской повседневности

Практика:

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (Учебная практика) (Научно-исследовательская практика)
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Производственная практика) (Источниковедческая практика)
Научно-исследовательская работа (НИР)
Преддипломная практика

Объем общей нагрузки по программе 4320 академических часов (120 зачетных единиц), в том числе объем аудиторной нагрузки – 688 академических часов.

Продолжительность обучения: 2 года (очная форма).

Новейшая история русской православной церквиИстория Русской православной церкви охватывает огромный период от образования миссийной русской митрополии (861 г.) по сегодняшний день.

В истории Русской православной церкви принято выделять домонгольский, монгольский, московский, петербургский, советский и современный периоды.

Домонгольский период истории Русской православной церкви

Монгольский период истории Русской православной церкви

Московский период истории Русской православной церкви

Петербургский период истории Русской православной церкви

Советский период истории Русской православной церкви

В августе 1917 г. в Москве открылся Поместный собор Русской православной церкви, на котором было принято решение о восстановлении патриаршества. Патриархом был избран митрополит Московский Тихон (Белавин). 23 января 1918г. Советом народных комиссаров был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь лишалась прав юридического лица, ее имущество становилось собственностью государства. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. духовенство было лишено гражданских прав. Православная церковь пыталась найти линию взаимоотношений с новой властью. В духе лояльности к Советской власти было составлено «Завещание» патриарха Тихона. После смерти патриарха Тихона власть в церкви переходит к митрополиту Сергию (Страгородскому). В 1922 г. возникает обновленческий раскол. Обновленцы ввели женатый епископат, разрешили повторный брак духовенства, стремились изменить литургическую практику церкви, согласовать Евангелие с коммунистической идеологией, объявили Иисуса Христа первым революционером. Однако программы обновленцев не разделялись большинством верующих.

Против консенсуса церкви с Советской властью выступила часть русского епископата в эмиграции, которая в Сремских Карловцах (Югославия) в 1923 г. образовала Временный Синод, ставший во главе Русской православной церкви за границей. Это событие стало именоваться «карловацкий раскол».

К 1939 г. на территории СССР оставалось около 100 действующих православных храмов и 3 находящихся на своих кафедрах епископа. Во время Великой Отечественной войны положение церкви изменилось. Желание использовать церковь в политических интересах побудило И. В. Сталина провести в 1943 г. совещание с руководством РПЦ, на котором было согласовано избрание патриарха Московского и Всея Руси, каковым стал митрополит Сергий. Началось открытие храмов и освобождение духовенства из лагерей. После кончины патриарха Сергия на Поместном соборе в феврале 1945 г. патриархом был избран митрополит Алексий.
Начиная с 1958 г. в связи с изменением идеологической обстановки в стране положение церкви вновь ухудшается. Атеистическая кампания, начатая при Н. С. Хрущеве, имела целью «преодоление религиозных пережитков». К 1961 г. были закрыты 7000 из 14 000 приходов, 5 из 8 семинарий, 31 из 47 монастырей. На Поместном соборе 1971 г. патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Пимен (Извеков). В его правлении давление советских властей продолжилось, количество церковных приходов продолжало сокращаться. Важнейшим событием стало празднование 1000-летия крещения Руси в 1988 г. На посвященном юбилею соборе был принят Устав об управлении церковью.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Три основных точки зрения на периодизацию истории Русской Церкви: Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского, Макария (Булгакова), митрополита Московского и Е. Е. Голубинского, профессора Московской Духовной Академии.

Филарет: 1) нашествие монголов (1237); 2) разделение Русской Митрополии на две части, которое он датирует 1410 годом; 3) учреждение Московского Патриархата (1589) и 4) учреждение Святейшего Синода (1721). Поэтому он разделяет всю историю на пять периодов: 988–1237, 1238–1409, 1410–1588, 1589–1720 и 1721–1825. Это разделение основано на фактах, которые имели место внутри истории Русской Церкви или Русского государства. Но Филарет кладет в основу своего разделения явления неравного исторического значения и не пытается связать влияние извне на собственно церковное развитие с церковной историей.

Десять лет спустя вышел первый том истории Русской Церкви епископа Макария (Булгакова), позднее Митрополита Московского (†1882). Макарий рассматривает историческое развитие русской церковной жизни извне и в связи с отношением Русской Церкви с Константинопольским Патриархом. Исходя из этих отношений, он делит всю историю Русской Церкви на три главных периода: 1) зависимость Русской Церкви от Церкви Константинопольской (988–1240); 2) постепенный переход от этой подчиненности к самостоятельности (1240–1589) и 3) время самостоятельности (1589–1867).
В 1880 году вышел первый том труда Е. Е. Голубинского (†1912) “История Русской Церкви”, который охватывает только время до 1563 г. Е. Голубинский делит всю историю Русской Церкви на основании топографического принципа на три периода: Киевский (до 1240), Московский (1240–1700) и Петербургский (с 1700), по месту нахождения церковного руководства. Топографическая периодизация Е. Голубинского наименее обоснована. Он не находит внутри и извне процесса развития Русской Церкви никаких явлений, которые каким-либо образом повлияли бы на русскую церковную жизнь.

Но всё же в настоящее время придерживаются следующей периодизации:

1) Киевский или домонгольский период

2) Московский период до разделения русской митрополии 1469 г.

3) Московский период до учреждения патриаршества в 1587 г.

4) История Русской Юго- Западной Церкви от года разделения 1469 г до Брестской унии 1596 г.

5) Патриарший период (1589-1700гг.) и параллельно- Киевская митрополия в тот же период

6) Синодальный период (1700- 1917 гг.)

7) Новый- пореволюционный период (с 1917 по настоящее время)

1) Предыстория христианства Руси (до Крещения). НА территории Древнерусского гос-ва, так до государственности. До 10 в.;

2) Период становления с крещения. «Домонгольский» (10-13 в.в.);

3) «Монгольский» (от внешнего события отталкиваемся). Ударило нашествие по русским землям, по Церкви. Многие процессы стали развиваться иначе (в монашестве и др. сферах.). 13-середина 15 в. Зависимость в средине 15 в. слабая. Важнейшее событие — собор во Флоренции, РПЦ отделяется от КП. Наступает автокефалия. А с ней — разделение русских епархий на две части, надолго закрепленное. Отделение Киевской митрополии от московской. НЕ просто административная реформа, а конкурирующие центры, подчиняются разным силам. Москва никому не подчиняется, а киев — КП, испытывает в определенные моменты влияние католического мира, ибо Речь посполитая подчинила.

5)т Неканонично — конец 16 в., принятие патриаршества. Но это как кому нравится. Есть мнение — 13 — конец 16 в., автокефалию проходят мира, большее внимание — повышению статуса. Г.М.: важнее именно автокефалия, а что митрополит стал патриархом — некое следствие, не столь кардинальное. Условность;

6 2 половина 17 — начало 18 в.в. Реформы Никона, Раскол, появление старообрядчества, эпоха, резко изменившая приоритеты. Все большая часть верхушки до Петра смотрит на Европу, 17 в. — поворот к Европе. Кульминация — Петр 1, резко обращается к Европе.

7) Синодальный период, модель, подчиненная гос-ву. Не патриархат в о главе, а ведомство, святейший Синод, подчиняющийся императору. Начало 18 в. — 1917 г. (хотя Святейший синод официально упразднен в феврале 1918 г., хотя последние месяцы явно доживал). Революция нынешние условия жизни РПЦ изменила, а во внутренней — Поместный собор 1917-1918 г.г., восстановил традиционную систему управления — через созываемые Соборы и Патриаршество (1917 г.). новый период.

8) микроскоп — период Временного правительства (власть пыталась создать особую либеральную модель, Церковь отделена от гос-ва и существует параллельно, гос-во и РПЦ не вмешиваются в дела друг друга(). Пытались насадить, но фейл.

9) С большевиков — Советский период. 1917 — конец 1980-х г.г. НЕ 1991, не 1993 г.г. На волне перестройкой отношения изменились. Рычаги контроля гос-во отпустило, предоставило возможность развиваться самостоятельно. РПЦ начала стихийно возрождаться;

10) С конца 1980-х г.г, последних лет советской власти — современный период.

Ссылка на основную публикацию