Николай чудотворец виртуальная

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

Николай чудотворец виртуальная

Святой Николай Чудотворец, с житием в 16 клеймах

Начало XIV века

  • Дерево, паволока паволока, левкас, темпера . 107,5 х 75 х 2,6
  • ДРЖ-3032

Пост. в 1966 из с. Озерево во время экспедиции Русского Музея Новгород.

Святой Николай епископ Мирликийский относится к числу наиболее почитаемых на Руси святых. Его многочисленные житийные образы сохранились в новгородском искусстве, начиная с XIV столетия. Изображение святого в среднике иконы из Озерева относится к древнему иконографическому типу, получившему в XVI в. наименование «Никола Зарайский». По сторонам от фигуры святителя представлены братья-врачи Козьма и Дамиан, прославившиеся безвозмездным лечением многих болезней. Их считали также покровителями кузнецов и ювелиров. Культ святых врачей, как и культ святителя Николая, был широко распространен на Севере. Изображение Николы, Козьмы и Дамиана в среднике иконы может отражать посвящение престолов храма, для которого она была написана. Возможно также, что святые были соименниками членов семьи заказчика образа. Икона из Озерева входит в группу старейших среди сохранившихся икон с житийным циклом Николая Чудотворца. В 16 клеймах представлены композиции рождества, детства, поставления Николы в церковную иерархию и многочисленные чудеса святого. Развернутый состав клейм свидетельствует о сложившейся традиции иконописного изображения жития Николы, известного на Руси по письменным источникам с конца XI века.

1 декабря 2016 года сотрудником информационно-библиографического отдела в комплексном центре социального обслуживания «Исток» была проведена виртуальная экскурсия из раздела «Мировые сокровища культуры» «Турция знакомая и незнакомая».

В процессе экскурсии библиогид рассказал об объектах всемирного наследия ЮНЕСКО (в Турции их 16), показал красоты Памуккале, развалины легендарной Трои, церковь Святого Николая в Демре, где был похоронен Николай Чудотворец и многое другое.

Поэт, лауреат Нобелевской премии — Иосиф Бродский в своем эссе «Путешествие в Стамбул» сказал: «Существуют места, где история неизбежна, как дорожное происшествие, – места, чья география вызывает историю к жизни».

В Турции есть секреты, которые стоят того, чтобы их раскрыть. Эта страна, если кому-то не нравится её современный азиатско-исламский характер, может предстать для путешественника в совершенно новом свете.

На территории Малой Азии вы можете найти следы цивилизаций Древнего Рима и Древней Греции, канувших в лету Хеттского, Ликийского, Анийского царства, христианских святынь.

Таким образом, слушатели узнали о культуре и обычаях страны, совершили путешествие по Стамбулу вместе с Иосифом Бродским.

В минувшее воскресенье участники встречи с путешественником, геологом Татьяной Антоновской прикоснулись к миру света — Татьяна Владимировна рассказала о поездке в Турцию, к местам проживания Николая Угодника (г. Демре).

Как известно, 19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День Святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей, является одним из самых почитаемых святых во всем православном мире. На Руси икону Николая Чудотворца можно было встретить почти во всех православных домах. Русский человек перед ней молился о помощи во всех трудных обстоятельствах своей жизни.

В своей презентации Т. Антоновская осветила этапы жизненного пути Николая Чудотворца. Святитель Николай Чудотворец родился в III веке в приморском городе Патары в Ликии, на окраине Византийской империи. Николая воспитали богатые и знатные родители. В юношестве он вместе с семьей переехал в портовый город Миры, где и прожил свой век. Николай совершал чудеса еще при жизни, был сердечен и милосерден к окружающим его людям. Был священником, активно занимался проповедованием христианства.

Успевая в учении, Николай успевал также и в благочестивой жизни. Он был единственный сын богатых родителей, но рано осиротел. Много добрых дел совершил Николай для бедных горожан, оставаясь при этом незамеченным – втайне приносил в дома людей игрушки и теплые вещи для детей, лекарства для больных, деньги для нуждающихся.

Николай Чудотворец считается прообразом Санта Клауса (российский Дед Мороз). По легенде, один богатый, но обанкротившийся человек, отчаявшись, чуть не продал трех своих дочерей в публичный дом. Узнав об этом, святитель тайно подбросил в окно его дома три мешочка с золотом и тем самым спас семью от разорения. По легенде, один из этих мешочков случайно угодил в чулок одной из девушек, лежащий на полу. Именно после этого в Европе зародилась традиция вешать у изголовья чулки в ожидании, что святой Николай положит в них подарки.

По словам Т. Антоновской, храм, в котором служил св. Николай, в настоящее время имеет статус музейного комплекса и длительное время находится на реставрации. Состояние храма удручающее – работы ведутся крайне медленно. Несмотря на это, в храме-музее чувствуется энергетика покоя и умиротворения. Мощи Николая Чудотворца покоятся в г. Бари (Италия).

Следующая встреча с Татьяной Антоновской запланирована на февраль 2020 года, следите за нашими новостями.

Николай чудотворец виртуальная

Во всех православных храмах Николаевского района в этот день будут совершены праздничные Божественные литургии.

В этот день принято делать добрые дела, помогать нуждающимся, раздавать сладости, деньги, одежду, книги, канцелярские товары сиротам, детям из многодетных семей.

Вот и у нас в честь покровителя нашего посёлка в 14-00, состоится благотворительный концерт в большом зале Николаевского МКДЦ.

В этом мероприятии планируется участие Епископа Барышского и Инзенского – Владыки Филарета .

Все собранные средства от концерта будут переданы на лечение тяжелобольных детей Николаевского района.

Святой Николай родился в 258 году в городе Патаре. Его родители Феофан и Нонна были благочестивыми христианами, но долгое время были бездетны, о чем очень горевали и постоянно молились Богу, чтобы он послал им ребенка.

Господь услышал их молитвы и послал им сына, а они дали обет посвятить единственного ребенка служению Богу. При рождении ему дали имя Николай, что значит победитель народов.

Первое чудо святой Николай явил при самом своем рождении, исцелив свою мать от тяжелой болезни. Затем новорожденный еще в купели во время крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. В постные дни ребенок самопроизвольно принимал материнское молоко всего один раз, по вечерам.

Когда Николай научился читать, то практически сразу занялся изучением Святого Писания и других духовных книг, ходил в церковь и молился Господу. Видя такое усердие в служении Богу, его назначили чтецом, а затем и вовсе возвел его в сан священника.

После смерти родителей Николаю досталось хорошее наследство, которое он раздал бедным, и остался на служении церкви. Многие, кто знал Николая лично, говорили о том, что это был очень кроткий и милостивый человек. Но его спокойный характер не мешал ему прославиться также и как ярым противником язычества.

За свою земную жизнь он совершал множество добрых дел во славу Божию. Он исцелял людей своими молитвами, творил чудеса, помогал нищим и нуждающимся, чем мог, ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. Николай Чудотворец один из немногих христианских святых, которые умерли своей смертью в глубокой старости. После его смерти люди молятся перед его образом, а основным местом паломничества являются мощи Николая Чудотворца.

Состоялось творческое мероприятие в День святителя Николая Чудотворца.

19 декабря в научной библиотеке ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» состоялось мероприятие, посвященное празднованию Дня святителя Николая Чудотворца, участие в котором приняли учащиеся 1-Б класса МБОУ «Гимназия» г. Бахчисарай.

Сотрудники культурно-просветительского и информационного отдела музея-заповедника подготовили для ребят познавательный час, повествующий об истории православного праздника, рассказали первоклассникам об отроке Николае, родившемся в далёком III веке в городе Патара, причисленном за множество добрых дел к лику святых, являющемся покровителем детей и ставшем впоследствии прототипом современного Деда Мороза. С энтузиазмом юные участники мероприятия отгадывали шуточные загадки на зимнюю тематику.

Продолжением мероприятия стал занимательный мастер-класс по созданию панно «Волшебство зимы». Под руководством методиста по музейно-образовательной деятельности БИКАМЗ Ю. Клятенко каждый из ребят из разнообразных материалов для творчества сделал яркую аппликацию в виде заснеженного зимнего города.

Посетил мероприятие и сам святитель Николай Чудотворец, он остался незамеченным, но за прилежное поведение, хорошие оценки и проявленное на мастер-классе усердие подарил каждому из ребят сладкий подарок.

Всё началось в конце 2002 года,когда в газете ,,Труд” было опубликовано объявление о проведении конкурса,на проект нового надгробия над мощами Св.Николаю Чудотворцу.Не знаю почему,но эта тема меня заинтересовала.Прочитав объявление,я сел,немного подумал,каким бы могло быть надгробие и буквально сразу у меня родилась основная идея проекта.Но затем,после некоторых размышлений,меня одолели сомнения,мне ли это делать и зачем я лезу не в своё дело.И тогда я отложил все это и решил немного слукавить,сказав себе,вот если опубликуют второе объявление,тогда я приму участие в конкурсе.Хотя если исходить из условий конкурса,никакого второго объявления не должно было быть,поскольку все работы принимались только до Нового Года.И вот после Нового Года,в январе,я открываю газету и к своему удивлению вновь вижу объявление о проведении конкурса,и что работы принимаются до марта месяца.Поскольку я дал слово,то как говорится,мне пришлось его держать и я стал думать каким бы могло быть новое надгробие над мощами Святому Николаю Чудотворцу…

Как то раз,дома,я читал Акафист Святителю Николаю Чудотворцу,на столе стояли иконы,горела свеча.Во время чтения,я поднял глаза и смотрю от свечи отделился огонёк и стал медленно подниматься вверх,хотя на самой свече огонёк продолжал гореть,было два огонька.Я замер.Второй огонёк медленно поднялся вверх,сантиметров на двадцать и внезапно исчез…..

Базилика Св.Николая. Крипта. Надгробие где покоятся мощи Николая Чудотворца.

Внутри надгробия,в центре пола,видна звездица,под этой звездицей и покоятся мироточащие мощи Св.Николая.Миро полностью покрывает мощи святого.Перед входом в надгробие горят неугасимые лампады.Внутри надгробия на задней стене видна икона Успения Святителя Николая.

Все фото взяты с сайта http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/ на этом сайте вы более подробно можете ознакомится с житием Св. Николая,прочитать о чудесах сотворенных в России,в том числе и о Стоянии Зои.Посмотреть иконы посвященные святому.Но для начала я рекомендую вам совершить фотопутешествие в город Бари,где в Базилике Св.Николая покоятся мощи.Для этого кликните по картинке внизу и вы чудесным образом перенесётесь в Италию,в город Бари,посмотрите фотографии с видами города,пройдетесь по улицам Бари,осмотрите достопримечательности,затем подойдете к Базилике Св. Николая,осмотрите её со всех сторон,зайдете внутрь,в верхний храм,посмотрите внутреннее убранство храма.Потом зайдете в Реликварий,где хранятся различные реликвии со всего света,в том числе мощи многих святых.Все фото можно увеличивать и рассматривать при большом разрешении.После спуститесь в нижний храм или иначе называемый крипта,здесь и увидите надгробие где покоятся мироточивые мощи Святого Николая Чудотворца.

Базилика Св. Николая. г.Бари. Италия.

Виртуальная часовня Св. Николая Чудотворца,чтобы войти в часовню кликните по картинке,здесь вы можете поставить свечку,прочитать молитву или просто постоять перед ликом святого.

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

Настал день светлого торжества, / град Барийский радуется, / и с ним вся вселенная ликует / с гимнами и песнями духовными; / ибо в сей день священное торжество / перенесения досточтимых и многоцелебных мощей / святителя и чудотворца Николая: / как бы солнце незаходящее воссияло светозарными лучами / и отгоняет тьму искушений и бед / от взывающих с верою: / «Спасай нас, как заступник наш, великий Николай!»

Прошли, как звезда, от востока до запада / твои мощи, святитель Николай; / море освятилось шествием твоим, / и град Барийский твоим ходатайством принимает благодать; / ибо для нас явился ты, / чудотворец благодатный, предивный и милостивый.

Так каким,будет,новое надгробие Святителю Николаю Чудотворцу или ничего не будет.Господи,помоги им определится.Видимо не ты Господи,решаешь этот вопрос,а люди.

Николай чудотворец виртуальная

В первом ряду расположено 14 икон: «Снятие со креста» (между 1741 и 1764 гг.); «Сошествие во ад» (XVIII в., ранее 1741 г.); «Архангел Михаил» (икона на двери) (XVIII в.); «Преображение» (1736–1738 гг.); «Богоматерь на престоле» (София – киевский извод) (1736–1738 гг.); «Богоматерь Одигитрия» (1641 год, копия); «София Премудрость Божия» (1618 год, копия); Царские врата (XIX в.); «Христос с припадающими Корнилием Комельским, Димитрием Прилуцким, Зосимой и Савватием Соловецкими» (около 1657 года, копия); «Успение Богоматери с клеймами земной жизни и сказания об Успении Марии» (первая четверть XIX в.); «Троица Ветхозаветная» (1736–1738 гг.); «Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов» (XVIII в.); «Архидиакон Стефан» (икона на двери) (XVIII в.); «Николай Чудотворец» (1736–1738 гг.); «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (начало XVIII в.).

В местном ряду размещались разновременные образа. Несколько старейших из них, сохранившихся от предшествующих иконостасов, в интересах обеспечения сохранности в конце ХХ века заменены копиями. Подлинники икон представлены в экспозиции музея-заповедника в Вологодском кремле.

Николай чудотворец виртуальная Снятие со креста. Между 1741 и 1764 гг. 255×93.5 см. Устюжские иконописцы под руководством Емельяна Петрова Шушниных (?). (ВОКМ 16428/10) Николай чудотворец виртуальная Сошествие во ад. XVIII в. (ранее 1741 г.) 240×121 см. Вологодские живописцы Иван Иевлев и Яков Швецов (?). (ВОКМ 16428/5) Николай чудотворец виртуальная Архангел Михаил (икона на двери). (XVIII в.) 255×100,5 см (ВОКМ 16428/6) Николай чудотворец виртуальная Преображение. 240×143 см. Максим Искрицкий. 1736–1738 гг. (ВОКМ 16428/4)
Николай чудотворец виртуальная Богоматерь на престоле (София – киевский извод). 244×125 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг. (ВОКМ 16428/1) Николай чудотворец виртуальная Богоматерь Одигитрия (1641 год, копия) Николай чудотворец виртуальная София Премудрость Слова Божия (1618 год, копия) Николай чудотворец виртуальная Спас Всемилостивый с припадающими Корнилием Комельским, Димитрием Прилуцким, Зосимой и Савватием Соловецкими (около 1657 года, копия)
Николай чудотворец виртуальная Успение Богоматери с клеймами земной жизни и сказания об Успении Марии. Первая четверть XIX в. 194×152 см. Василий Медведев (с. Тейково Ивановской губ.) (ВОКМ 16428/2) Николай чудотворец виртуальная Троица Ветхозаветная. 238×142.8 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг. (ВОКМ 16428/3) Николай чудотворец виртуальная Архидиакон Стефан (икона на двери). XVIII в. 255×93.5 см. (ВОКМ 16428/7) Николай чудотворец виртуальная Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов. XVIII в. 255×93.5 см. (ВОКМ 16428/9)
Николай чудотворец виртуальная Николай Чудотворец. 255×93.5 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг. (ВОКМ 16428/8) Николай чудотворец виртуальная Усекновение главы Иоанна Предтечи. Начало XVIII в. Алексей Жданов (?). 255×93.5 см. (ВОКМ 16428/11)

На выставке представлены произведения декоративно-прикладного искусства, экспонировавшиеся в башне Громовой Смоленской крепостной стены. Вашему вниманию представлены произведения искусства, выполненные в технике литья и чеканки, украшенные эмалью и полудрагоценными камнями. Экспонаты выставки расскажут о традициях русского ювелирного искусства, истории и быте наших предков.

Николай чудотворец виртуальная

Мы начнем наше виртуальное путешествие с обращения к древнейшей святыне Смоленщины. Чудотворная Смоленская икона Божией Матери, хранившаяся в Успенском Соборе Смоленска, имеет устойчивую иконографию. На нашей выставке представлены две литые иконы рубежа XVIII–XIX веков. Иконы выполнены из медного сплава.

Образ Одигитрии неразрывно связан с личностью легендарного князя Владимира Мономаха, который перенес её в 1095 в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы.

Икона Одигитрия Смоленская. Конец XVIII века. Медный сплав, литье. 12,7х8,9 см.

Икона Одигитрия Смоленская с Троицей и Образом Нерукотворным и двумя херувимами. XIX в. Медный сплав, литье, золочение. 13,8х7,95 см.

Николай чудотворец виртуальная

На следующем стенде представлены более архаичные литые иконы. Подобные произведения в благодарность за исцеление или удачу в торговых делах могли быть использованы как привесы к чудотворным или чтимым иконам.

Икона Чудо Георгия о змие. XVII в. Медный сплав, литье. 6,65х5,25 см.

Икона Одигитрия Смоленская. XVII в. Медный сплав, литье. 5,35х5,85 см.

Икона Николай Чудотворец. Конец XVII в. Медный сплав, литье. 7,3х4,9 см.

Николай чудотворец виртуальная

В конце XVII века литые иконы все чаще начинают декорироваться эмалью. Благодаря эмалевому фону четче выделяется фигура Святого Николая Можайского. Святого считали защитником западных рубежей Руси.

Икона Никола Можайский. Конец XVII в. Медный сплав, литье, эмаль. 7,9х5,7 см. Великий Устюг (?).

Николай чудотворец виртуальная

Представленная икона является средником литого складня, створки которого не сохранились. В среднике изображена Богоматерь Знамение, в верхней части херувим и два ангела, в нижней – московские митрополиты Иона и Макарий.

Средник трехстворчатого складня Богоматерь Знамение. Праздники. Москва. XVII в. Медный сплав, литье, эмаль.8,4х4,45 см.

Николай чудотворец виртуальная Николай чудотворец виртуальная

Наперсная икона как знак отличия священнослужителей является особым типом произведения декоративно-прикладного искусства. Наперсные иконы нередко украшались камнями, редкими металлами и костью.

Икона наперсная «Богоматерь Знамение». Конец XVII в., Сольвычегодск. Медный сплав, литье, эмаль, пайка, золочение, монтировка. 5,6х5,2 см.

Икона наперсная «Спас Вседержитель с припадающими Прокопием и Иоанном Устюжскими чудотворцами». Конец XVII в., Великий Устюг. Медный сплав, литье, эмаль, медь, железо, стекло, монтировка. 6,2 х 5,45 см.

Николай чудотворец виртуальная Николай чудотворец виртуальная

Украшением икон служили драгоценные оклады, покрывавшие в некоторых случаях икону полностью. Для декорирования ликов использовались особые изделия – венцы, оформлявшие нимбы и выделявшие лики сверху, и цаты, размещаемые снизу. На нашей виртуальной выставке представлен гравированный венец и украшенная эмалью цата – ровесник Смоленской крепостной стены.

Венец. XVII век. Серебро, гравировка, канфарение,золочение. 15,0х15,5 см.

Цата, XVI–XVII вв. Новгород (?). серебро, скань, канфарение, золочение, пайка, эмаль по скани. 10,6х18,5 см.

Николай чудотворец виртуальная

Продолжим знакомиться с коллекцией литья. Перед нами несколько наперсных крестов. Как правило, такие кресты, имевшие значительные размеры, использовались священнослужителями при торжественных богослужениях.

Крест Распятие Христово. XVII в. Медный сплав, литье. 8,3х6,6 см.

Николай чудотворец виртуальная

Крест наперсный. XVII в, серебро, литье, гравировка, эмаль, альмандины. 6,7х4,64 см.

Николай чудотворец виртуальная

Крест наперсный. XVII в. Сольвычегодск. Серебро, литье, эмаль. 5,56 х3,34 см.

Крест наперсный. XVII в., Сольвычегодск. Серебро, литье, эмаль, золочение. 6,1х3,94 см.

Николай чудотворец виртуальная

Наперсный крест на цепи. Конец XVII в. Великий Устюг. Серебро, литье, золочение, пайка, перламутр, монтировка. 7,32х6,47 см.

Наперсный крест на цепи. XVII в. Великий Новгород (?). Серебро, литье, золочение. 8,15х7,0 см.

Николай чудотворец виртуальная

Сосуды и емкости для богослужений

Для проведения богослужений также использовались различные сосуды и емкости. К примеру, для хранения ладана. Эти изделия часто оформлялись изображениями на религиозные сюжеты.

Коробочка. Конец XVII в. Медный сплав, литье, монтировка. 6,33(без крышки)х6,5х6,35 см. На стенках изображение суда царя Соломона, на ножках — лев и единорог, птички. На литой крышке в круге – изображения животных.

Николай чудотворец виртуальная

Коробочка. Конец XVII в. Медный сплав, литье, монтировка. 6,2(без крышки)х7,03х6,9 см. На стенках изображение сцены «Cуд царя Соломона», на ножках – лев и единорог, птички.

Ссылка на основную публикацию