На заметку

Запись опубликована · 8 октября, 2014

На заметку

День памяти преподобного Сергия Радонежского

Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля — воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392).

Новые чудеса преподобного Сергия

Статьи о преподобном Сергии

Троице-Сергиева Лавра и другие храмы

Воспоминания некогда лаврского благочинного, ныне митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (Березовского) о Лавре 1970-1980-х гг.

Интервью с архимандритом Силуаном, наместником Троице-Сергиева Варницкого монастыря

На заметку

Преподобный Сергий Радонежский, память которого мы с вами сегодня празднуем, родился в 1314 году. Он прожил 78 лет и в конце XIV века в 1392 году преставился о Господе. Сегодня – день его блаженной кончины. Нужно ли пересказывать житие преподобного, которое нам всем более или менее известно? Нужно ли говорить о его жизни, прошедшей в такое страшное для нашей Родины столетие полного разгрома и русской государственности, и русской культурной жизни, и задержки на многое время не только культуры, а и религиозной, духовной нашей жизни?

Это было очень страшное столетие… Именно в него вписалась жизнь преподобного Сергия. Мы не только слышали, читали о его жизни, о тех страшных условиях, в которых он жил, мы не только помним некоторые обстоятельства, связанные с жизнью государства, с Москвой, с освобождением от татар, с гибелью Мамая… Многие из нас даже видели кое-что о его жизни. Кто из нас с вами, например, не видел и не знает картину нашего знаменитого художника Нестерова – отрок Варфоломей, стоящий перед старцем, благословляющим его на учение грамоте, что отроку так трудно давалось. Повторяю: житие его нам известно. Но не так уж нам известна его святость.

Какие особенные черты были в святости преподобного Сергия, что подняло его на такую высоту?

На заметку

Протоиерей Всеволод Шпиллер

Пятьсот с лишним лет тому назад жил преподобный Сергий. А вот то, чему он нас учил и что он оставил нам, как свой завет, мы, считающие себя духовными детьми преподобного Сергия, совсем забыли. Преподобный Сергий учил о том, что самое страшное зло на земле – это есть рознь, страшная рознь между людьми. Это та самая рознь, которая началась с Каина и Авеля. И он ее назвал «ненавистной рознью мира сего».

Этой самой розни подвергся и стал её жертвой сам преподобный Сергий, изгнанный из монастыря своего. И кем бы вы подумали? Прежде всего – братом своим родным! Родным братом и по монашеству, и по рождению! Эта рознь, о которой говорил преподобный Сергий – основное зло нашей жизни.

Мы просыпаемся по утрам, читаем утренние молитвы. В одной из первых молитв имеется такое прошение к Богу: мы просим сделать нас причастниками Его Божественной вечной славы. Вот что дано человеку! А во что человек превращает этот данный ему от Бога дар? Во что превратил его Каин? Во что его превращаем мы все? В следующей молитве, тоже одной из первых утренних молитв, мы признаем, что в нашей душе есть «семя тли».

Именно из этого страшного семени тли и вырастают огромные деревья невероятной силы, силы той розни, которую преподобный Сергий так клеймил, ненавидел и прямо называл эту злую силу «ненавистной рознью мира сего!»

Что мы с вами делаем для того, чтобы семя тли в себе убить? Так мало… А из этого семени вырастает огромное зло, которое совершенно разрушает человека. Ведь, что такое рознь? Откуда она взялась? На чем она держится и как развивается? – Всегда на страстях, всегда из страстей! И прежде всего – из тщеславия, из честолюбия, из гордости. Именно с этими страстями – с тщеславием, честолюбием, гордостью – связаны и все остальные страсти, и все остальные грехи, и вся страшная рознь, которая родит зло в этом мире. Она делает человека нечистым. Тут всё: и прелюбодеяние, и любодеяние, и всё, всё – из этого тщеславия, из этого честолюбия, из этой гордости. И преподобный Сергий нас учил постоянно бороться с той рознью, которая вырастает из этих страстей, т.е. с этими страстями прежде всего.

Задайте вопрос сами себе и сами же и ответьте на него: как я с этим боролся, что я делаю для этого? Стараюсь ли я быть чистым, прежде всего – чистым? Куда девалось целомудрие? Мы всегда просим у Бога: целомудрие дай нам, Господи. А всегда целомудрие связано с кротостью. А куда девалась кротость?

Вот что мы должны запомнить сегодня, в день праздника нашего небесного покровителя, учителя нашего: более всего бороться с этой страшной рознью, которая происходит всегда из страстей. И главные страсти – тщеславие и честолюбие. (Ведь брат-то выгнал преподобного Сергия из его монастыря именно подчинившись этой страсти…)

Укрепляемые молитвенным заступлением преподобного Сергия, будем бороться! И мы не будем побеждены по молитвам преподобного Сергия, как и он не был побежден, а восторжествовал в конце концов. И будем бороться не унывая, не сомневаясь в том, что кроме семени тли, в нас есть и те силы, которые приведут нас к причастности Божественной вечной славе. Аминь.

На заметку

Ежегодно православный мир празднует важное событие — обретение мощей самого любимого в народе святого Сергия Радонежского. Это событие важно для каждого верующего, ведь молитвы в день праздника помогают каждому, и каждое слово будет услышано святым.

Житие преподобного Сергия Радонежского — это путь добродетели, духовного роста и помощи каждому, кто нуждается в поддержке, наставлении или исцелении. Эксперты сайта dailyhoro.ru рекомендуют провести праздничный день в кругу семьи и обязательно помолиться святому, чтобы привлечь в жизнь позитивные перемены и обрести покровительство свыше.

В чем помогает преподобный Сергий Радонежский

Сергий Радонежский — один из святых мучеников, жизнь которого учит нас добродетели, смирению и умению противостоять любым проявлениям зла. Молятся святому при разных обстоятельствах:

  • для обретения душевной гармонии, избавления от тоски и грусти;
  • для успеваемости во время обучения;
  • для исцеления от душевных и физических недугов;
  • для умения прощать и не отвечать злом врагам и недоброжелателям;
  • для избавления от вредных привычек и поиска выхода из трудной ситуации;
  • для избавления от разрушительных эмоций.

Празднование в честь обретения мощей 18 июля 2021 года

В день праздника во всех церквях и храмах проводят богослужения в честь святого Сергия Радонежского, и священнослужители призывают верующих не оставаться в стороне, обязательно помолиться святому и, если есть такая возможность, поприсутствовать на службе.

В день обретения мощей преподобного Сергия множество паломников устремятся в Троице-Сергиеву Лавру в городе Сергиев Посад, чтобы прикоснуться к святым мощам, помолиться святому и обрести душевную гармонию.

Каждая молитва в день праздника будет услышана, однако верующим необходимо запастись терпением: молящиеся должны помнить о том, что помощь приходит лишь к тем, у кого нет корыстных намерений и кто умеет смиренно ждать поддержки свыше.

Праздничный день — время для размышлений о жизни, молитв, направленных на обретение истиной веры и добродетельных поступков, которые помогают не останавливаться в духовном росте и развитии.

Ярославская областная газета

Культура, Разное

08.10.2017 • 0 Комментариев

На заметку8 октября православная церковь отмечает день памяти великого подвижника Русской земли преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный (то есть прославленный монашеским подвигом).

Он родился на Ярославской земле в селе Варницы под Ростовом 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с двумя его братьями – старшим, Стефаном, и младшим, Петром, – отдали учиться. Братья учились успешно, а Варфоломей отставал, хотя учитель и помногу занимался с ним. Однажды отец послал Варфоломея в поле за лошадьми. По дороге тот встретил под дубом среди поля старца, который совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы. Монах благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: – Всей душой я желаю научиться грамоте.

– Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников. При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: – Возьми, чадо, и съешь, – сказал он. – Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого писания. Столетия спустя той судьбоносной встрече посвятит свою знаменитую картину великий русский художник Михаил Нестеров. Ныне она в собрании Третьяковской галереи.

С тех пор Варфоломей без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного богослужения. Уже в том раннем возрасте он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж.

Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они построили деревянную келью, а потом – небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Варфоломей 7 октября 1337 года принял от игумена Митрофана пострижение в монашество с именем святого мученика Сергия и посвятил жизнь во славу Святой Троицы.

Постепенно Сергий Радонежский стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный всех принимал в лесной пустыньке с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы.

Тяжелый труд преподобный Сергий соединил с молитвой и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Так, он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных отцом Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию – будущему святому благоверному князю Димитрию Донскому.

Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 21 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Достигнув глубокой старости, преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство преподобного Никона, опытного в духовной жизни и послушании ученика. В безмолвном уединении Сергий Радонежский отошел ко Господу 8 октября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился к ней со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

  • Капустник, Курятник — так этот день называли в старину. По погоде 8 октября крестьяне судили о наступлении зимы: по их наблюдениям, первый снег выпадает за 40 дней до начала настоящих холодов.

Народ считал святого Сергия хранителем кур. Теперь уже трудно точно сказать по каким причинам, но многие источники говорят о Радонежском, как о хранителе кур для продажи. Домашняя птица всегда имела большое значение для любой крестьянской семьи.

Народ считал, что через эту птицу с ними говорит сам Бог: яйцо – это начало всех начал, а праздник всех праздников – Пасха, невозможна без этого символа возрождения и обновления.

На Сергия рубят капусту и «солят с первыми заморозками, раньше нельзя – закиснет». Заготавливали этот овощ всей семьей. Дети чистили морковь, старики ее нарезали. Остальные члены семьи очищали кочаны, секли их, засыпали солью, толкли деревянной ступой, перемешивали и трамбовали в бочки.

На капустном листе выпекали хлебные лепешки, а когда сажали их в печку, то обязательно просили благополучия грядущей зимой.

Традиционно пекли капустные пирожки, а чтобы и будущий год был урожайным, первый пирожок закапывали еще теплым на капустной грядке.

В посёлке Восточный

На заметку

На заметку

Сегодня день памяти преподобного Сергия Радонежского. И день этот очень значительный для нашей церкви, для нашей страны и для нашей истории. В сонме святых преподобный Сергий занимает совершенно особое место, ибо его жизненный подвиг во многом преобразовал жизнь не только русской церкви, но и благоприятно повлиял на ход гражданской истории.

Он жил в далеком XIV веке, трудное для страны время. Более чем трудное. Вот нам иногда кажется, что мы сейчас живем в какое-то особое трудное время. Но если сравнить с теми годами, то и никаких сравнений-то и быть не может.

Представьте себе, огромная страна разделена, разделена на междоусобные княжества, родные братья, близкие по крови и по вере люди, находятся не просто во вражде, а вступают в кровавое соперничество, убивают друг друга, и над всем этим иноземное господство иноверных, которые разорили страну, берут с нее дань, препятствуют экономическому развитию, невозможно никакое культурное развитие, скована возможность образования. Под боком Европа, которая развивается, встает во весь рост, а Россия скована, скована иноземным порабощением и внутренними неурядицами. Откуда придет спасение, никто не знает. Власть князей слаба, общество раздроблено и не может оказать сопротивления. Но спасение пришло. И оно пришло от Бога.

Но от Бога оно пришло через людей. И одним из таких людей был святой преподобный Сергий, игумен Радонежский. Он с детства полюбил Господа и, будучи сыном боярина, он оставляет все и уходит в дремучие тогда леса Радонежа под Москвой. Рубит келью, и остается там один. Он долгое время пребывает в молитве, труде и посте.
На заметку
Но вы знаете, добрая молва тоже распространяется, к счастью, по земле. Хотя мы знаем, что злая молва распространяется быстрее, и стоит нам сделать что-то некрасивое или злое, как люди знающие или даже мало знающие нас, сразу же оказываются в курсе дела. А вот если сделать что-то по-настоящему доброе, оторвать от сердца своего или поступиться своими удобствами, то такая добрая молва пойдет медленнее. Поскольку нам, к великому сожалению, куда приятнее распространяться о недостатках других людей, чем о их добродетелях. Ведь когда говоришь о грехах другого, то сам на его фоне возвышаешься.

Но, тем не менее, добрая молва о преподобном Сергии стала постепенно распространяться. И вокруг него стали собираться люди, жаждущие любви, совершенства и восхождения по ступеням этого совершенства. Постепенно возник монастырь, который очень скоро стал знаменитым на всю страну. Монастырь получил наименование в честь Святой Троицы.

Братия избирают преподобного Сергия своим игуменом, поскольку видят в нем духовный авторитет, поддержку и помощь. Но игуменство преподобного Сергия заключалось не в том, что он сидел в кресле и раздавал благословения. Он трудился больше всех, молился больше всех и служил братии своей.

Житие преподобного Сергия наводит на очень многие размышления. Но, пожалуй, первое, что приходит на мысль, когда знакомишься с его житием, это то, что преподобный Сергий Радонежский, подвижник и молитвенник, был удивительно гармоничным человеком.

Все у него было соразмерно. Людей церкви всегда волновал такой вопрос, как соотнести наше отношение к этой жизни, к земле, к отечеству, в котором мы живем, с одной стороны; и наше отношение к Богу, к церкви, к тому вожделенному Небесному Отечеству, гражданином которого когда-то станет каждый из нас. Какие же должны быть соотношения между двумя этими устремлениями человека? С одной стороны, взор на небо, с другой, взор на землю.

Некоторые говорили, что все земное надо отринуть абсолютно, все устремления человека должны быть только к небу: смотри вверх и иди по жизни. Это, конечно, может быть, и очень привлекательно, но вот только вы попробуйте ходить по улице, задрав голову. Далеко не уйдете. Упадете, расшибетесь или машина собьет.
На заметку
Другие наоборот, призывали держаться только за землю, только за сегодняшний день, как будто они и умирать не собираются, и не придется им никогда.

И та, и другая идея, доведенная до крайности, является неправильной и не спасительной для человека. И вот преподобный Сергий удивительно умел сочетать в себе эти два устремления. Да, он полностью посвятил себя Богу, ушел от мира. И, казалось бы, какое ему дело до того, что творится в этом мире, который во зле лежит. Его дело – молитва.

Но ведь земля-то русская под игом стонет, и не первое столетие уже. А беда вся в том, что народ разъединился, князья, вместо того, чтобы объединиться и вместе дать отпор внешнему врагу, интригуют друг друга, и готовы подчиниться иноземцу, иноверцу, чем признать над собой власть родного брата, а иногда даже и отца родного.

И вот не в княжеских палатах и не в государственных советах и не в шумных городах, а в дремучих Радонежских лесах, в монастыре Святой Троицы игумен Сергий начинает пробуждать в сознании людей необходимость объединения. Это объединение началось вокруг города Москвы. И преподобный всячески поддерживает эту тенденцию.

Он отправляется в путешествие, посещает удельных князей, уговаривает их объединиться вокруг Москвы. Когда Рязанский князь Олег выступает против, и заявляет о своей готовности поддержать даже врагов Москвы, то преподобный Сергий запрещает совершать Божественную литургию в храмах этого города. И такого наказания князь Олег, будучи человеком православным, верующим, конечно, не мог вынести. И он смиряется и объединяется вокруг Москвы.

И когда настает время нанести сокрушительный удар по врагу, преподобный Сергий благословляет на подвиг князя Димитрия, названного впоследствии Донским, чтобы он возглавил наше русское воинство на поле Куликовом. И в знак своего благословения дает ему двух монахов, Пересвета и Ослябю, которые должны были бы по всем монашеским канонам быть в кельях и молиться. Но они воссели на боевых коней и вступили в единоборство с врагом.
На заметку
Мы знаем, что битва на поле Куликовом перевернула историю нашей страны. Затем преподобный Сергий способствовал созданию многих и многих монастырей, которые стали центрами духовного и интеллектуального просвещения нашего народа. Именно из этих монастырей началось духовное и интеллектуальное возрождение России.

Мы слышали с вами сегодня апостольское чтение, Послание к Галатам апостола Павла, где кратко вообще сказано об идеале христианина. Сказано о том, что воздействие Святаго Духа на человека не бывает невидимым и не бывает бесплодным. А что оно приносит определенные плоды, которые и перечисляет апостол Павел.

Он говорит: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». И вот преподобный Сергий Радонежский в жизни своей принес все эти вышеперечисленные плоды Духа Святаго. И он действительно явился живым, духоносным источником для окружающих его людей.На заметку

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector