Можайск николай чудотворец

Магазин на Большой Ордынке, 60/2

(495) 778-37-36, 959-12-88

Отдел продаж, Варшавское ш., 37А

(495) 721-88-58, 971-76-24

Магазин на Чайковского, 22

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо.

Николай Чудотворец — самый почитаемый в христианском мире святой — родился в городе Патаре (Малая Азия) в III веке. Став священником, все полученное от родителей богатство он отдал вдовам, нищим и сиротам. Будучи архиепископом города Миры в Древней Ликии, святитель прославился не только своими чудесами, но и необычайной добротой, милосердием, справедливостью и скромностью.

Спустя семь столетий после смерти, нетленные мощи святого в 1087 году с великими почестями были перенесены в итальянский портовый город Бари, в специально построенный собор, где они пребывают и поныне, источая многоцелебное миро и являясь местом всеобщего поклонения христиан всего света.

«Правилом веры и образом кротости» объявила его Православная Церковь.

Чудотворцем и Николой-Угодником называет его наш народ. Память святителя и чудотворца отмечают два раза в году:

— 22 мая день Николы Вешнего (весеннего);

— 9 декабря праздник Николы Зимнего.

Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что западный мир считает мирликийского чудотворца русским святым.

Николай-Угодник издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия.

И не было на Руси дома, будь то царские чертоги, боярские хоромы или жилище бедняка, где не стоял бы любимый образ. «Микола — тот же Бог», — часто говорили крестьяне. Особенно известна помощь Cвятителя Николая «по морю плавающим» и всем путешествующим. Он же «защититель от нашествия «супостата» и один из покровителей Российского Военно-Морского Флота. Cвятителю Николаю — покровителю флота и русских морских побед посвящен и главный морской собор Санкт-Петербурга — Никольский, освященный 20 июля 1762 года в присутствии Екатерины II.

О глубокой вере русского солдата в помощь и покровительство святого поборника в ратных делах свидетель­ствуют носившиеся на груди и найден­ные на полях сражений медные образки-обереги с изображением Николы-Угодника.

Среди разнообразных иконописных ликов образ Божьего угодника легко узнаваем. Седовласый старец с высоким крупным лбом, небольшой бородой и одновременно строгими и милостивыми глазами. Одетый в церковные ризы с крестами, он держит раскрытое Евангелие, как бы приглашая нас обратиться к вере, свету и добру.

Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором.

Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можаеск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.

Почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу Св. Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град.

Редкая на Руси скульптура была предметом гордости. В древнем Можайске находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху.

Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси.

Из глубины веков дошли до нас свидетельства помощи святого поборника православному воинству. Явление иконы святителя Николая Великому князю Дмитрию Донскому произошло накану­не Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии». После победы Дмитрий Донской велел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и монастырь, названный Николо — Угрешским, ставший одной из святынь русского народа.

Храм Николая Чудотворца на площади Белорусского вокзала. Храм Николая Чудотворца на площади Белорусского вокзала в Москве. Построен в 1910-1921 гг. по проекту архитектора И.Г. Кондратенко.

Множество храмов, часовен и монастырей построено на Русской Земле в честь святого праведника. В одной дореволюционной Москве существовало более 125 Никольских храмов и церквей, большинство из которых были сме­тены могучим ураганом безбожного «окаянного» времени. Один из них, построенный на площади Белорусского вокзала в начале XX века, пережив войны и революции, уцелел, став свидетелем возвращения на Родину солдат-победителей в мае 45-го. Подобно былинному богатырю, в шлеме из чеканного золота, он снова радует наш взор, напоминая о святом покровителе ратного подвига и русской воинской славы!

И сегодня, в наше тревожное время, самый любимый народный святой — наш русский Никола — Угодник — неспешно обходит просторы необъятной страны, совершая добрые дела, помогая всем, кто обращается к нему за помощью и спасением.

«Святый Отче Николай Чудотворче, моли Бога о нас! Огради и сохрани нас своими молитвами от междоусобной брани и напрасной смерти. Спаси нас от всяких врагов, губительства, труса, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных. И во всяких бедах и скорбях наших подавай нам руку помощи. Отвори дверь милосердия Божия и укрепи сердце наше в православной вере», — говорится в «Акафисте» святителя и чудотворца.

К этим проникновенным словам удивительно точно подходит суровое, решительное и строгое изображение Николая Можайского — оградителя, пастыря и воина. Он и сегодня — ревностный защитник Православной веры, бесстрашный воитель за Русскую Землю и мужественный, скорый помощник в самые трудные минуты жизни нашего Отечества. Держа в руках храм-ковчег и грозно сжимая свой меч, он снова встает на защиту веры, правды и добра, в который раз, оправдывая имя Николай, означающее — «ПОБЕДИТЕЛЬ»!

alt=»Никола Можайский, возможно, был доставлен в Пыскор из центральных регионов, куда доходили веяния из Европы и Украины тоже. Фото: Константин Долгановский» /> Можайск николай чудотворец

Разговор происходит в городской художественной галерее, в зале с уникальной коллекцией пермской деревянной скульптуры, в которой собрано более 300 объемных изображений Христа и православных святых, созданных с конца XVII по начало XX века.

"Дедушка" — это Николай Чудотворец (Можайский) — защитник многих русских городов, приходящий на помощь православным в лихую годину войн и междоусобиц. В одной руке он держит меч как символ защиты военной, в другой тот самый "домик" — Успенский собор Киево-Печерской лавры.

Можайск николай чудотворец

По легенде, в XII веке святитель Николай спас от разрушения город Можай. Жители его, долгое время находящиеся в окружении, обратились за спасением к Господу. В ответ на мольбы в небе появилась фигура святого Николая, держащего в правой руке сверкающий меч, а в левой как бы град Можай. Увидев знамение, враг в страхе отступил от города.

Юный исследователь прекрасного вскоре направил свой интерес на деревянных ангелов с крыльями, держащих в руках то дудочку, то молоток. Спрашивал у отца, почему у "этого дяденьки" кровь на лбу, а "у этого нет пальцев".

А мне стало интересно: почему в руках у "пермского бога" — так иногда называют экспонаты деревянной коллекции — оказался макет храма, отстоящего от уральской деревеньки на расстоянии почти в две с половиной тысячи километров?

Как поясняют искусствоведы, с момента совершения "можайского" чуда каждый православный город хотел иметь "своего" Николая. Поэтому икон с изображением этого святого очень много. И в каждом отдельном случае на иконах изображаются разные храмы. Как правило, это святыни той или иной местности, знакомые ее жителям и давно намоленные места.

Куда логичнее было бы такую скульптуру сделать с изображением какого-либо пермского храма. Кстати, в пермской коллекции деревянных богов фигур святителя Николая несколько. Но только один держит в руках храм из столь далеких от Прикамья земель.

Как и большинство экспонатов коллекции, этот Николай Можайский был найден и привезен в Пермь первым директором галереи Николаем Серебренниковым.

Местный исследователь и искусствовед в 20-е годы прошлого века совершил несколько экспедиций по городам и селам Прикамья, в заброшенных церквях и часовнях по крохам собирая единственные в своем роде деревянные православные скульптуры.

Есть легенда, что богов вырезали коми-пермяки, живущие на севере края, которые еще долгое время после принятия христианства оставались язычниками. Несмотря на то что попытка официальной церкви запретить создание объемных изображений святых была предпринята еще в XVII веке, местные мастера-пермяки продолжали вырезать деревянные изваяния.

Николай с Успенским собором в руках был найден в деревне Зеленята, что на юго-западе Прикамья. По каким соображениям местный художник выбрал именно эту Киевскую святыню? Ведь на Урале, в той же Чердыни, храмов было огромное количество? И вообще, что связывает киевскую и пермскую земли?

Можайск николай чудотворец

За ответами на эти вопросы я обратилась в пермскую епархию, но там мало что знали про историю этого памятника религиозной культуры и особенно помочь не смогли.

— Возможно, художник, который создавал эту скульптуру, просто когда-то бывал в главном киевском храме и решил, что это лучшее, что может оградить православных пермяков от искушений внутренних и внешних, — предположил иконописец отец Алипий. — А может, и не знал художник, что за храм он изображает.

Впрочем, искусствоведы склоняются к тому, что выбор художника все же был осознанным. В качестве аргумента они приводят тот факт, что в XVII-XVIII веках в храмах и церквях пермских земель служило очень много выходцев из южнорусских земель. Страна была едина, а Успенский храм — всеобщая святыня.

Две территории одного государства, как бы далеко ни находились друг от друга, имели между собой прямые контакты. Как духовные и культурные, так и торгово-экономические. У тех же солепромышленников Строгановых, например, во владении которых находились пермские земли, были весьма обширные связи с южными регионами России.

По мнению хранителя коллекции пермской деревянной скульптуры Ксении Зубакиной, фигура Николая Можайского из Зеленят могла быть выполнена не художником-любителем, а иконописцами Пыскорского монастыря, находящегося во владениях Строгановых.

— Когда в конце XVII века Пыскорский монастырь закрылся, часть утвари, церковных облачений и храмового убранства передали в Пермь, в Спасо-Преображенский собор, — рассказывает Ксения Зубакина. — Но деревянную фигуру Николая Можайского оставить в главном городском соборе, видимо, побоялись. Ведь тогда по указу Синода нахождение скульптур в храмах было запрещено. Потому ее отправили с глаз долой в деревню Зеленята.

Зато там скульптуру почитали как главную святыню. В день Николы летнего в Зеленятах образовывалось целое паломничество: с окрестных сел и деревень люди шли поклониться святыне.

Поговаривают, что после того как скульптуру забрали в музей, деревня стала потихоньку приходить в упадок, а сейчас в ней уже вообще почти никого не осталось. Как тут не задуматься и не поверить в силу чудотворца, призванного всячески охранять поселение.

Впрочем, у доктора изобразительных искусств Ольги Власовой есть другая версия появления этой фигуры в Пыскорском монастыре. Она предполагает, что Никола Можайский, возможно, был доставлен в Пыскор из центральных регионов страны, куда современные европейские — в том числе и киевские — веяния в части скульптурно-религиозной "моды" доходили без особых помех.

Можайск николай чудотворец

— Украинские тенденции вполне могли проникать на Урал через Москву, потому что в XVII веке в Оружейной палате работало много выходцев из южнорусских земель, — говорит она. — Да и сам иконописец Симон Ушаков — не остался в стороне от живоподобной манеры письма и влияния европейских пластических тенденций.

По ее словам, такой западный стиль в иконописи и церковном зодчестве был просто адаптирован к пермским храмовым комплексам. Однако прямых доказательств этой версии у историков тоже нет.

Но доказательством того, что связи между Киевом и Пермью в те времена были достаточно тесные, служит другой факт, на этот раз задокументированный. Когда в XIX веке в Успенском соборе Киево-Печерской лавры проводилась последняя масштабная реконструкция, обновлением храмовых росписей руководил уроженец Перми живописец Василий Петрович Верещагин.

Жаль только, что работы его не сохранились. В 1941 году храм был полностью разрушен. И по большому счету пермская версия Успенского собора весьма раритетна, ибо исторически это аутентичное изображение храма. Одно из немногих сохранившихся.

Можайск николай чудотворец

Икона «Святой Никола Можайский» из коллекции художественного музея Ханты-Мансийска была создана на рубеже XVII–XVIII веков. На ней святитель изображен в полный рост. В одной его руке меч, в другой — миниатюрный город. Такой образ святого Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских, стали почитать в память о чудесном спасении Можайска от нападения врагов. Этот иконографический тип известен в древнерусской иконописи с XIII века и сложился под влиянием западной традиции.

По легенде, Можайск был спасен во время татаро-монгольского нашествия. Когда город осадили враги, жители принялись молиться святому Николаю Чудотворцу. Внезапно в небе возник грозный образ святителя с поднятым клинком вверх мечом в одной руке и городом, который он защищал, в другой. Враги в страхе бежали, осада с города была снята.

Икона довольно точно повторяет деревянный образ Николы Можайского. Мощь святого заступника подчеркнута изображением его во весь рост. Часть нимба Николая написана за пределами ковчега на полях иконы — это усиливало впечатление от фигуры святителя и словно приближало его зрителю.

Согласно иконографической традиции, в правой руке Никола Можайский держит меч, но в XVI–XVII веках его часто писали с саблей. И на иконе из собрания художественного музея в правой руке святого Николая — укороченная широкая сабля. В XVII веке ее использовали чаще, чем длинный прямой меч.

Святой Николай написан в епископских одеждах. На нем зеленый подризник, украшенный орнаментированными светлыми кругами и желтой каймой, расшитой драгоценными камнями. Сверху надета ярко-красная фелонь — богослужебное облачение священника и широкий белый омофор с тремя черными крестами и тремя черными параллельными линиями. Из-под омофора видна серовато-серебристая епитрахиль с разноцветными кистями — длинная лента православного священника и епископа, часть облачения, без которой невозможно совершать обряды.

На шее Николы на красном шнурке висит крупная панагия — богато украшенный образ Богоматери. На правом боку иконописец изобразил красную с желтой окантовкой палицу, декорированную по углам кистями и с белым орнаментом по центру.

Святитель Николай – святой, почитаемый во всём христианском мире. Он родился спустя три столетия после рождения Христае и был епископом в одном из греческих городов. Изображения этого святого обычно похожи. Николай изображается на иконах в образе старца в церковных одеждах, одна рука которого сложена в жесте благословения, а другая держит книгу Евангелия. От распространённого изображения отличается образ Святого Николая Можайского взявшим свою иконографическую особенность из города Можайска при чудесных обстоятельствах спасения города от иноземных захватчиков.

Обычно Николай Угодник считается добрым помощником нищих, бродяг и сирот. В Можайском же его образе вооруженный мечом святой приобрел грозный и воинственный вид. Появление необычного для иконографии Николая Чудотворца облика связывают с преданием о чудесном спасении. Можайск был осажден врагами, а жители города стали молиться Николаю Чудотворцу, и вдруг в небе над собором возник Святитель Николай в грозном виде — В одной руке он держал меч, а в другой – крепость и церковь. Враги в страхе бежали, а жители Можайска в благодарность за чудесную помощь святого вырезали из дерева икону, на которой запечатлели Николая Чудотворца в том виде, каким запомнили его в видении. На самой первой скульптуре Николы Можайского, вырезанной в пятнадцатом веке из дуба, Святой Николай получил в руки вместо Евангелия град с церковью и меч.

В советские годы полутораметровую скульптуру пятнадцатого века перевезли из Можайска в Третьяковскую галерею.
Святой Николай Можайский нередко именуется Никола Ратный и покровительствует воинскому сословию.

Николай Чудотворец — самый почитаемый в христианском мире святой — родился в городе Патаре (Малая Азия) в III веке. Став священником, все полученное от родителей богатство он отдал вдовам, нищим и сиротам. Будучи архиепископом города Миры в Древней Ликии, святитель прославился не только своими чудесами, но и необычайной добротой, милосердием, справедливостью и скромностью.

Спустя семь столетий после смерти, нетленные мощи святого в 1087 году с великими почестями были перенесены в итальянский портовый город Бари, в специально построенный собор, где они пребывают и поныне, источая многоцелебное миро и являясь местом всеобщего поклонения христиан всего света.

«Правилом веры и образом кротости» объявила его Православная Церковь.

Св. Николай Можайский XVII век Пермская художественная галерея

Чудотворцем и Николой-Угодником называет его наш народ. Память святителя и чудотворца отмечают два раза в году:

— 22 мая день Николы Вешнего (весеннего);

— 19 декабря праздник Николы Зимнего.

Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что западный мир считает мирликийского чудотворца русским святым.

Николай-Угодник издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия.

И не было на Руси дома, будь то царские чертоги, боярские хоромы или жилище бедняка, где не стоял бы любимый образ. «Микола — тот же Бог», — часто говорили крестьяне. Особенно известна помощь Cвятителя Николая «по морю плавающим» и всем путешествующим. Он же «защититель от нашествия «супостата» и один из покровителей Российского Военно-Морского Флота. Cвятителю Николаю — покровителю флота и русских морских побед посвящен и главный морской собор Санкт-Петербурга — Никольский, освященный 20 июля 1762 года в присутствии Екатерины II.

О глубокой вере русского солдата в помощь и покровительство святого поборника в ратных делах свидетельствуют носившиеся на груди и найденные на полях сражений медные образки-обереги с изображением Николы-Угодника.

Среди разнообразных иконописных ликов образ Божьего угодника легко узнаваем. Седовласый старец с высоким крупным лбом, небольшой бородой и одновременно строгими и милостивыми глазами. Одетый в церковные ризы с крестами, он держит раскрытое Евангелие, как бы приглашая нас обратиться к вере, свету и добру.

Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором.

Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можаеск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.

Почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу Св. Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град.

Редкая на Руси скульптура была предметом гордости. В древнем Можайске находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху.

Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси.

Из глубины веков дошли до нас свидетельства помощи святого поборника православному воинству. Явление иконы святителя Николая Великому князю Дмитрию Донскому произошло накануне Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии». После победы Дмитрий Донской велел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и монастырь, названный Николо — Угрешским, ставший одной из святынь русского народа.

Множество храмов, часовен и монастырей построено на Русской Земле в честь святого праведника. В одной дореволюционной Москве существовало более 125 Никольских храмов и церквей, большинство из которых были сметены могучим ураганом безбожного «окаянного» времени. Один из них, построенный на площади Белорусского вокзала в начале XX века, пережив войны и революции, уцелел, став свидетелем возвращения на Родину солдат-победителей в мае 45-го. Подобно былинному богатырю, в шлеме из чеканного золота, он снова радует наш взор, напоминая о святом покровителе ратного подвига и русской воинской славы!

И сегодня, в наше тревожное время, самый любимый народный святой — наш русский Никола — Угодник — неспешно обходит просторы необъятной страны, совершая добрые дела, помогая всем, кто обращается к нему за помощью и спасением.

«Святый Отче Николай Чудотворче, моли Бога о нас! Огради и сохрани нас своими молитвами от междоусобной брани и напрасной смерти. Спаси нас от всяких врагов, губительства, труса, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных. И во всяких бедах и скорбях наших подавай нам руку помощи. Отвори дверь милосердия Божия и укрепи сердце наше в православной вере», — говорится в «Акафисте» святителя и чудотворца.

К этим проникновенным словам удивительно точно подходит суровое, решительное и строгое изображение Николая Можайского — оградителя, пастыря и воина. Он и сегодня — ревностный защитник Православной веры, бесстрашный воитель за Русскую Землю и мужественный, скорый помощник в самые трудные минуты жизни нашего Отечества. Держа в руках храм-ковчег и грозно сжимая свой меч, он снова встает на защиту веры, правды и добра, в который раз, оправдывая имя Николай, означающее — «ПОБЕДИТЕЛЬ»!Список литературы

Можайск николай чудотворец

Великолепный собор Святителя Николая завораживает своей красотой, и удивляет своей историей.
Частенько бывая в нём, решила про этот собор написать.

Можайск николай чудотворец

В окончательном виде, дошедшем до наших дней, собор был воздвигнут в 1804-1814 годах.
Созданный в стиле псевдоготической архитектуры (предположительно школы Казакова), его можно считать выдающимся произведением русского зодчества.

Можайск николай чудотворец

Зрительную легкость мощному массиву здания придают вытянутые окна и декоративные детали, изготовленные из белого камня.

Можайск николай чудотворец

Красный цвет стен в сочетании со всем этим придаёт храму величественный и Боголепный вид.

Можайск николай чудотворец

Мощные стены вызывают чувство защищённости от врагов.

Можайск николай чудотворец

Есть мнение, что превращению крепостных ворот в надвратный храм способствовал сам Николай Чудотворец.
А именно: Образ Святителя Николая был чудесно явлен над Можайском, который оказался во вражеской осаде.
Жители молились святому о спасении. На радость молящихся возникло удивительное знамение- Святитель Николай показался стоящим в воздухе над собором в грозном облике,
держа в одной руке поднятый меч, а в другой — изображение крепостных стен, свидетельствуя, что он принял Можайск под свой покров.

Можайск николай чудотворец

Враг был так напуган этим небесным видением, что быстро снял осаду и убежал.
В благодарность за чудесную помощь благочестивые жители Можайска вырезали из дерева Святителя Николая согласно явленному образу во весь рост в древнеегипетском облачении, а в память о чудесной истории в народе закрепилось название — «Образ Святителя Николая Можайского».
Резная икона была установлена на Никольских воротах крепостной стены (позже её перенесли в храм).
С тех пор Можайск ни разу не был покорён врагом, и захватили его лишь после того, как образ Николая Можайского в 1618 году поляки вынесли из города.
В 1619 году икону удалось вернуть, и снова наступили мирные времена.
Во время нашествия Наполеона Чудотворный образ и другие ценности храма удалось спрятать. После изгнания французов обнаружили хищение церковного имущества, но образ Чудотворца был нетронут- Святитель Николай не допустил её поругания.
Значимость явленного «Святителя Николая Можайского» особа, ибо представляет промысел Божий, согласно которому в Благословляющую руку Николая Мирликийского вложен меч, а в другую — крепость (державу, которую надо защищать!).
В течение нескольких веков к Можайскому чудотворному образу Святителя Николая было массовое паломничество людей от простых и нищих, до царских особ.
Здесь были: Иоанн Грозный, Алексей Михайлович и Фёдор Алексеевич, есть предположение о посещении собора Петром 1, в 1837 году посещал собор будущий император Александр Николаевич.

Можайск николай чудотворец

Находясь внутри собора, чувствуешь свою ничтожность и осознаешь греховность человеческой природы. Так и хочется упасть и со слезами просить, ударяя себя в грудь как евангельский мытарь: «Боже, милостив буди, мне, грешному».
У иконы совершались и совершаются исцеления, она оказывает помощь в бедствиях.
Образ явленного Святителя Николая Можайска установлен в нише иконостаса справа.
Этот образ с Божией помощью вырезан из дерева и является копией древней скульптуры, передавая её духовную значимость.(Подлинник находится в Третьяковской Галерее)

Можайск николай чудотворец

В храме также есть список с древней иконы приснопамятного Святого князя Фёдора с сыновьями, и ковчежец с частицами их святых мощей.
Особо почитается Животворящий Крест, выполненный из дерева, расположенный слева от входа.
На стенках собора-фрески 15-16 веков.

Можайск николай чудотворец

На них изображены Богородица, Спаситель и Святитель Николай.

Можайск николай чудотворец

Лампада перед образом Спасителя освещает вход в притвор храма.

Можайск николай чудотворец

Мозаика переливается и вызывает восхищение всех, присутствующих на богослужении.
Рядом с Никольским Собором (на территории бывшего городища) стоит церковь, построенная в 1849-1852 годах и освященная в честь апостолов Петра и Павла.

Можайск николай чудотворец

Она является копией древней церкви, ранее находившейся на этом месте.

Можайск николай чудотворец

Богослужения проводятся каждый день.

Можайск николай чудотворец

Также есть библиотека.

Можайск николай чудотворец

Благочестивые прихожане ухаживают за цветами, летом собор утопает в изобилии красок.

Можайск николай чудотворец

Духовенство храма-настоящие Священники, и с большой буквы.

Можайск николай чудотворец

А вот, дамы и господа, фотография постоянных жителей данного собора.
Меньшего из них мне удалось подержать на руках.
Кошка-единственное животное, которое может находится в православном храме, и спокойно перемещаться по нему, даже заходить в алтарь.

Можайск николай чудотворец

Рассказ мой подходит к концу.
Будете в Можайске, обязательно посетите Собор Святителя Николая.

Памятник небесному покровителю города Можайска Святому Николаю Можайскому был открыт в 1998 году. Часовня над ним возведена позже для лучшей сохранности памятника. Естественно, что часовня — это новодел, но он никогда и не претендовал на право считаться древним памятником архитектуры. Часовня носит символический характер. Никола Можайский считается небесным покровителем Можайска. Сохранилось предание, что в 1341 году, когда литовский королевич Ольгерд со своими рыцарями, продвигаясь к Москве, осадил Можайский кремль, над кремлем высоко в небе появился образ Николая-Чудотворца, который грозно потрясал мечом, который он держал в правой руке. А в левой руке он держал «Град Можай» (как бы модель собора, олицетворящего город). В страхе королевич Ольгерд отступил. Так был спасен Можайск. В таком виде Никола был изображен на деревянном образе, который стал святыней Можайска и хранился он на территории Можайского кремля до начала 20 века. Существовало поверье, что пока образ находится в городе, его не захватит ни один враг. По сути, так это и было. В начале 17 века образ увезли из города, и тогда город был захвачен и сожжен поляками. После революции 1917 года образ был перевезен в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках до настоящего времени. Хотя в своё время, особенно в период расцвета Можайска в 15-16 веках, к образу Святого собирался народ со всей Руси. Именно в таком виде изобразил скульптор Вячеслав Клыков образ Святителя Николая-Чудотворца в своей статуе, установленной на Никольской площади города Можайска ( к сведению: Вячесла́в Миха́йлович Клы́ков — советский и российский скульптор, президент Международного фонда славянской письменности и культуры, лауреат Государственной премии СССР (1982), председатель возрождённого Союза русского народа (2005—2006). Святой Николай считается и ныне покровителем Можайска и очень почитается в городе. В День святого Николая весеннего — 22 мая — традиционно в Можайске отмечается День города, очень многолюдный и интересный праздник. Памятник Святому Николаю стоит при въезде в город со стороны Бородино, он как бы защищает город от врагов, которые всегда приходили на Русь с запада, и благословляет путешественников, ибо расположен рядом со Старым Смоленским трактом (ныне улица Московская).

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

Можайск николай чудотворец

Никола Можайский

Вологда (?). XVII век

  • Дерево, резьба, темперная роспись, живопись . 67 × 42 × 13
  • ДРД-476

Пост. в 1897 из МАХ; до 1852 — в собрании М. П. Погодина

  • Период Древнерусское искусство
  • Категория Библейский сюжет
  • Ключевые слова Святой Николай | Собрание М.П.Погодина
  • Виртуальные выставки и 3D-туры
    • Осень русского Средневековья

    Круг основных сюжетов и образов северной деревянной скульптуры сформировался еще в XVI веке. Это в первую очередь киотные резные иконы Николая Чудотворца, Параскевы Пятницы, святой Екатерины и святого Георгия. В XVI–XVII веках на Севере повсеместно строились тябловые иконостасы. По традиции, киотная скульптура размещалась в местном ряду. В середине — второй половине XVII века в крупных городах Русского Севера возводятся высокие многоярусные иконостасы, в которых наряду с орнаментальной резьбой появляются деревянные рельефные изображения. Они помещаются на створках врат и сени.

    С 1667 года обязательным становится резное распятие, венчающее общую композицию Царских врат. Именно в северных иконостасах возникают и первые отдельно стоящие группы фигур, в которых можно отметить влияние «живоподобия» барочной формы.

    При этом в Холмогорах мастера продолжают создавать традиционные киотные иконы, не обращая внимания на новые тенденции. Киотная скульптура изымается из местных рядов иконостасов, перемещается на стены и в ризницы. В однотипных образах холмогорских резчиков проявились приемы, определяющие своеобразие местного искусства, особенно ощутимое в использовании поморских орнаментов.

    Традиционно художественное решение двух вологодских деревянных резных икон конца XVII века, «Никола Можайский» и «Святой Георгий». Эти образы, имеющие «иконописный» характер, подкупают непосредственностью и выразительностью. По иконографическим, художественным и техническим признакам (роспись цветными лаками по серебру) памятникам Русского музея близок резной образ Николы из Вологодского музея конца XVII века.

    Рест. в 2014 в ГРМ А. В. Кондратьевой.

    И. А. Антропова, О. В. Клюканова, Т. А. Петренко. «Небес удобрение и земли украшение». Север и Северо-Запад // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 161.

    Произведений художественной резьбы этой эпохи до нас дошло значительно меньше, нежели икон. Худшая сохранность деревянной скульптуры не в последнюю очередь связана с непростой историей ее бытования, в частности с борьбой против идолопоклонства, а в XVII веке — против “латинянства”.

    В начале XVIII века, когда возник интерес к европейской скульптуре, резко изменилось отношение к старому искусству. Резные иконы были запрещены указами Синода 1722 года, при этом отмечалось, что резные образы не противны благочестию, однако не всегда исполнены с должным мастерством. После этих указов многие резные иконы и скульптуры были вывезены из храмов, переданы для освидетельствования в Синод, многие попали в кладовые или оказались утраченными.

    В XVII веке, в связи с мощным московским влиянием на традиционные культурные региональные центры, в резьбе, так же как в иконописи и архитектуре, происходят процессы унификации формы. Возрастает роль водного пути в Архангельск. На Север приглашаются мастера из Москвы, Ярославля, Ростова Великого, Новгорода. Не остаются без внимания и новые европейские веяния. Формируются два направления в резьбе: стилизация и натурализм, однако местные особенности характера и стиля не исчезают. Резное убранство северных храмов создавалось прежде всего руками местных мастеров. Основными заказчиками резных иконостасов и икон были крупные торговые центры: Вологда, Холмогоры, Великий Устюг, Кирилло-Белозерский, Спасо-Прилуцкий, Соловецкий монастыри, известные своими художественными традициями. В городах и монастырях Северного Поморья продолжали резать киотные иконы, небольшие образки и кресты.

    И. А. Антропова, О. В. Клюканова, Т. А. Петренко. «Небес удобрение и земли украшение». Север и Северо-Запад // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 161.

    Можайск николай чудотворец

    Святыня храма: в соборе поставили резную икону Николы Можайского. Она сделана по подобию древней чудотворной, находящейся в Третьяковской галерее.

    Из истории

    Можайский Никольский собор готической архитектуры стоит на высокой крутой горе. Храм двухэтажный. Первый его этаж, сложенный из огромных глыб дикого камня, — это ворота крепости XIV в. Здесь в надвратной церкви хранился чудотворный образ Николы Можайского, вырезанный из дерева в том виде, в каком святитель явился когда-то над осажденным городом.

    Храм на городских воротах существовал с древнейших времен и первоначально не был соборным. В документах1596—1598 гг. он именовался Воздвиженским и имел придел в честь чудотворной иконы святителя Николая. Соборным в то время назывался иной Никольский храм, также весьма древний, обрушившийся в 1844 г., а в 1852 г. замененный новым — Петропавловским.

    В Можайск часто ходили на богомолье цари и патриархи, чтобы поклониться святыне. В былые времена образ стоял в иконостасе и украшался драгоценными дарами усердных почитателей, принесенными в благодарность за полученные исцеления.

    В первой четверти XVII в. храм на городских воротах носил уже название Никольского. В 1626 г. по государевой грамоте в нем исправили наружные повреждения, причиненные ему при нашествии поляков. 14 марта 1683 г. Патриарх Иоаким приказал сделать новый иконостас. На плане Можайска от 1756 г. у него значится придел в честь Воздвижения Креста Господня.

    До начала XIX в. собор имел пять глав, колокольня его находилась на трапезе, а паперть — на арках.

    В 1804—1812 гг. придел, колокольня и паперть разобрали за ветхостью и устроили вновь; ворота крепости заделаны с обеих сторон, пять глав уничтожены, и вместо них сделан большой купол с четырьмя башенками. Собор приобрел тот вид, который имеет теперь.

    В 1812 г. французы сожгли иконостасы, расхитили и уничтожили церковное имущество. После их изгнания был обновлен придельный храм и освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а затем в 1816 г. возобновлен и сам собор. Колокольню построили весною 1814 г. В 1829 г. в куполе устроили церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

    Последний настоятель собора до его закрытия — священник Константин Некрасов в 1937 г. был расстрелян на Бутовском полигоне; ныне прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память совершается 15 декабря.

    В 1933 г. собор закрыли. Во время Великой Отечественной войны разрушили ротонду. В послевоенные годы проводились частичные ремонтно-восстановительные работы. В 1960-егг. в храме разместили трикотажную фабрику. В 1980-хгг. Никольский собор и другие здания Можайского кремля перешли к Государственному Бородинскому военно-историческому музею.

    В 1994 г. в соборе возобновились богослужения по воскресным и праздничным дням. Ведутся занятия детского хора. При храме действует ежедневная благотворительная столовая. Клирики храма духовно окормляют исправительные учреждения города Можайска. Строится храм в воспитательной колонии для подростков.

Ссылка на основную публикацию