МОНИТОРИНГ СМИ: Церковь объявила мобилизацию. РПЦ МП начинает пилотный проект по подготовке православных молодежных лидеров

Русская православная церковь начинает пилотный проект по подготовке православных молодежных лидеров. Подготовка православного актива начнется уже на следующей неделе в московском Свято-Даниловом монастыре, настоятелем которого является сам патриарх Московский и всея Руси. О необходимости подготовить квалифицированные кадры для работы с молодежью в приходах патриарх Кирилл говорил еще в феврале на архиерейском совещании в Москве . Весной в одной из духовных школ — Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете —открылся факультет, который будет готовить социальных работников, педагогов и молодежных лидеров.
Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре уже несколько лет готовит миссионеров для работы с молодежью. Теперь здесь начинается программа экспресс-подготовки специалистов по работе с подростками. Как пояснил глава Патриаршего центра игумен Иоасаф, курс включает в себя не только богословские дисциплины, но и основы социологии и психологии.Помощь в подготовке церкви окажет Российский государственный социальный университет (РГСУ), в частности разработает учебно-методические пособия и предоставит своих преподавателей.
Школа молодежного служения далеко не единственный проект РПЦ, направленный на духовное окормление «отроков и отроковиц». По словам и.о. председателя Синодального отдела по делам молодежи Юлии Павлюченковой, особый упор будет сделан также на развитие скаутского движения, «аффилированного» с церковью.

21 МАЯ 2010, 19:06 Александр Верховский, Центр «СОВА» :

Сама по себе идея обучать молодых социальных работников, которые работали бы потом под руководством или хотя бы под патронатом Церкви, — очень удачная идея для самой Церкви. При нынешнем явно недостаточном уровне социальной работы любая прибавка важна. Т.е. каков бы ни был КПД нового проекта, результат будет заметным по церковным масштабам.

КПД заранее трудно оценить, но шансы на отличный от нуля результат есть: есть уже какой-то опыт, есть надежда на государственную грантовую поддержку.

Конечно, хотелось бы знать, какого рода деятельностью будут заниматься в будущем «молодые лидеры» и чем они будут заниматься в ближайшее время. Меня, в частности, интересует, будет ли какой-то идеологический или даже политический аспект у этого проекта. Упоминание «Селигера» наводит на такие мысли. Но, думаю, делать прогнозы, не имея информации хотя бы о том, кто будет вовлечен в обучение этих молодых людей, преждевременно.

21 МАЯ 2010, 14:57 Роман Лункин, Институт Европы РАН:

У Церкви фактически нет своих кадров для осуществления грандиозных социальных инициатив патриарха Кирилла, в особенности молодых, которые для этого и нужны. Прошедшие полтора года с момента избрания нового патриарха – это время, когда РПЦ ставила задачи, а глава Церкви, иногда на грани эпатажа, создавал имидж энергичного привлекательного православия. Печать православия поставлена на всем, церковное одобрение или неприятие коснулось всего, прежде всего политики, социальных проектов и вопросов имущества.

Церковная «партия» поставила задачи по созданию новой православной страны, а исполнять эти задачи будут комсомольские командиры наших дней – православные бригады. Молодежные команды нужны каждой епархии в России, активисты нужны большинству приходов РПЦ, где социальной работы вообще не ведется и без указания сверху даже и не предполагается. Без организации системы православного лидерства среди мирян — команды «Ц» — все проекты патриархии так и останутся на бумаге или их с натугой, преодолевая общественное возмущение и конфликты, будет исполнять государство.

Безусловным плюсом в начале осуществления большой молодежной программы РПЦ является то, что пилотный проект по подготовке православных молодежных лидеров запущен под эгидой Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при московском Свято-Даниловом монастыре на базе РГСУ. Именно у этого центра накоплен огромный опыт как работы с подростками в рамках скаутских лагерей, разного рода организаций, так и социальной работы, в частности, по профилактике наркомании и алкоголизма (этим занимается игумен Иона (Займовский), созданию клубов по интересам (театральной студии, шахматного клуба) и т.п. Патриарший центр – единственное церковное подразделение, которое столь комплексно решает социально-миссионерские задачи. В России больше такого нигде нет, и опыт Даниловского центра может помочь наладить работу в епархиях.

В Церкви уже есть масса небольших православных молодежных организаций, таких как «Колокол», «Сретение», «Георгиевцы!», команда Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, молодежный центр при Марфо-Мариинской обители. Самое крупное и живое движение – Братство православных следопытов, в рамках которого развивается скаутское движение. Братство создано в 1991 году, но лишь в марте 2010 года Синод РПЦ впервые обратил на него внимание и рекомендовал развивать его деятельность в епархиях. На этом же Синоде было решено создать при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Совет православных общественных объединений, которых в реальности в России почти не существует. То есть гражданскую активность Церкви все равно должна инициировать та же молодежь.

Православное молодежное движение, еще толком не родившись, уже страдает коренными пороками. Прежде всего, все создается сверху, при поддержке государства, без расчета на какую-либо приходскую демократию и активность снизу. А поэтому и молодежь приходит в православные организации не из приходов и не из Церкви, и воспитывается попутно, а часто просто, как движения «Георгиевцы» или «Наши», молодых людей привлекают как статистов. Кроме того, существует опасность превращения молодежи в политизированный «церковный комсомол», как в православном корпусе движения «Наши». И наконец, в особенности, в епархиях православная молодежь часто служит совсем не социальным целям – она становится гвардией для акций по праздникам и боевой дружиной по борьбе с другими верующими в России – с «сектантами».

Российские монастырские хозяйства хотят заняться импортозамещением и предлагают торговым сетям продукты питания собственного производства — рыбу, овощи и сыры сортов моцарелла, качотта и рикотта. До этого РПЦ проявляла свою позицию другими методами: молебнами в помощь фермерам о развитии импортозамещения в России. «Секрет» выяснил, какие ещё бизнес-модели развивает церковь.

Православный банкинг

«iТребы»

Летом 2014 года разработчики Мария Подоляк и Денис Забашта из Нижнего Новгорода создали мобильное приложение «iТребы», которое позволяет заказать и оплатить молебен, сорокоуст, панихиду в Печёрском Вознесенском мужском монастыре в Нижнем Новгороде. Минимальная стоимость одной требы в приложении — 33 рубля, в среднем же цена колеблется от 100 до 400 рублей. По словам Подоляк, самая дорогая услуга — молитва о вечном поминовении за 4 490 рублей, которую будут читать до тех пор, пока существует храм. Все заработанные средства идут в монастырь, а разработчики пока ищут модель монетизации.

Официальную позицию РПЦ высказал Всеволод Чаплин: «В самом по себе этом действии никакого греха нет. Но если человек, вполне способный прийти в храм и помолиться, будет пытаться ограничить своё общение с Богом одним кликом на странице этого сервиса, то это, конечно, убьёт его духовную жизнь и не останется без вопроса на Страшном суде».

Также у монастыря есть свой интернет-магазин, где продаются православные открытки и духовная литература.

Православная косметика

«Первая монастырская здравница» стала первым интернет-магазином, который реализует косметику, созданную в православных монастырях под своим брендом. Среди товаров православной марки — мыло, шампуни, скрабы, ректальные свечи, фитоворонки для ушей, а также настои и сборы трав. Судя по отзывам на сайте, особой популярностью у клиентов пользуется мускус «Бобровая струя» (800 рублей за 100 мг) и монастырские шампуни (от 300 рублей).

Как рассказала «Секрету» основательница «Первой монастырской здравницы» Ульяна Назаренко, интернет-магазин открылся пять лет назад и в основном сотрудничает с Саввино-Сторожевским монастырём в Звенигороде и храмом Петра и Павла в Волгограде. Помимо интернета косметика бренда продаётся в храме Христа Спасителя.

Православный интернет-магазин

В этом году храм святителя Николая Чудотворца в селе Озерецкое Московской области запустил свой интернет-магазин «Правжизнь», который реализует более 26 000 товаров «лучших производителей православного сегмента в одном месте». Кроме духовной литературы, икон и церковных сувениров в магазине можно купить одежду, ювелирные украшения и подарки. Например, комплект паломницы обойдётся в 1500 рублей, а православный женский клатч — в 3 890. Священники могут заказать в «Правжизни» церковную утварь — от аналоев и кадил до жертвенниц и раки для мощей. Магазин обещает, что каждый покупатель получает подарок — икону, молитву и освящённое маслице.

Православные отели

Ещё один популярный источник заработка для православных монастырей и храмов — гостиницы и хостелы для паломников. Такие существуют практически при каждом монастыре, но самые заметные — при Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде и при Донском и Даниловском монастырях в Москве. Средняя цена за номер на одного человека в гостинице при лавре начинается от 2 700 рублей в сутки. Цена также варьируется и в зависимости от комфортности — в гостинице можно снять номер «Стандарт», «Полулюкс», «Люкс» и целые апартаменты. Паломники могут воспользоваться услугами библиотеки, бесплатного интернета и чистки обуви.

В четырёхзвёздочной гостинице при Даниловском монастыре в Москве цены за номер начинаются уже от 6 400 рублей. Апартаменты обойдутся паломникам в 13 000 за сутки, зато туристы могут воспользоваться услугами салона красоты и химчистки. Есть в гостинице и сауна с джакузи, а также «бассейн с водопадом, из которого бьёт ионизированная вода».

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 февраля 2016 г. в Гаване состоится первая в истории встреча глав Русской православной и Римско- католической церквей — патриарха Кирилла и папы римского Франциска. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку, содержащую основные сведения об истории и структуре Русской православной церкви.

МОНИТОРИНГ СМИ: Церковь объявила мобилизацию. РПЦ МП начинает пилотный проект по подготовке православных молодежных лидеров

Русская православная церковь Московского патриархата (РПЦ МП) — самая крупная из ныне существующих автокефальных (самостоятельных) поместных православных церквей. В официальном списке исторического старшинства поместных церквей (диптихе) занимает пятое место из 15-ти.

История

В 988 г. состоялось крещение Руси. Первоначально глава русской церкви назначался из греческого духовенства Византии, в 1051 г. Иларион стал первым русским митрополитом Киевским и всея Руси. В 1448 г. Поместный собор русской церкви принял решение о ее автокефалии (самоуправлении) и самостоятельно избрал митрополита Московского и всея Руси Иону. В 1589 г. был избран первый патриарх, которым стал Иов, после чего самостоятельность русской церкви была признана Константинопольским патриархатом. В 1666 г. русская церковь пережила раскол в результате реформ патриарха Никона.

При императоре Петре I православная церковь в России была подчинена государству, патриаршество ликвидировано. С 1721 г. по 1917 г. церковь возглавлялась Святейшим Правительствующим Синодом. Его члены назначались императором, управляли Синодом государственные чиновники — обер-прокуроры.

МОНИТОРИНГ СМИ: Церковь объявила мобилизацию. РПЦ МП начинает пилотный проект по подготовке православных молодежных лидеров

В ходе Поместного собора православной церкви, проходившего в 1917-1918 гг., было восстановлено патриаршество. Первым патриархом в ХХ в. был Тихон (Белавин; 1865-1925).

После Октябрьской революции 1917 г. пришедшие к власти большевики начали борьбу с религией. 2 февраля (20 января по старому стилю) 1918 г. вступил в силу декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым русская церковь была лишена прав юридического лица, земель и собственности. В период с 1917 г. по 1939 г. большинство церквей и монастырей было принудительно закрыто, большая часть священнослужителей — репрессирована. После смерти патриарха Тихона избрание нового главы церкви было запрещено властями.

В 1914 г. в российской православной церкви было более 55 тыс. храмов, по состоянию на 1915 г. в них служили 168 архиереев, более 66 тыс. священнослужителей. К 1939 г. осталось четыре архиерея, около 300 священников и столько же храмов.

В 1920-х гг. была создана Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ), объединившая русских православных эмигрантов, оказавшихся в изгнании в результате революции 1917 г. и Гражданской войны (1917-1922). В годы Великой Отечественной войны государство смягчило антирелигиозную политику. В 1943 г. с разрешения советского правительства состоялся Архиерейский собор, на котором был избран новый патриарх Сергий (Страгородский). Тогда же официально было закреплено современное название — Русская Православная Церковь.

Либерализация политики по отношению к православной церкви в СССР началась во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. 30 мая 1991 г. на основании закона «О свободе совести и религиозных организациях» церковь получила официальный статус религиозной организации и права юридического лица. В мае 2007 г. РПЦ воссоединилась с РПЦЗ.

Устройство

РПЦ зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.

МОНИТОРИНГ СМИ: Церковь объявила мобилизацию. РПЦ МП начинает пилотный проект по подготовке православных молодежных лидеров

Фото Reuters

Роль Русской церкви как главной защитницы прав русских людей в очередной раз стала предметом дискуссии. После инцидента с мальчиком, которого избивали в детском лагере в Киргизии из-за его нетитульной национальности, и серии других националистических эксцессов в ближнем зарубежье зампред Управления делами Московского патриархата епископ Савва (Тутунов) предложил создать специального уполномоченного по правам русских. А патриарх Кирилл пригласил обиженного ребенка в Москву. «Мы призваны действовать так, чтобы каждый человек нашей веры, крови и культуры чувствовал себя защищенным, а не брошенным на произвол судьбы», – прокомментировал это приглашение председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. На днях духовный лидер «Преображенского братства» священник Георгий Кочетков призвал верующих настаивать на том, чтобы «в Русской церкви было больше русского», а также «расколдовать русского человека», который «за советское время привык стесняться своей национальности».

Однако большой кампании не получилось, дискуссия затухла после заявлений руководства Киргизии и Казахстана, что с националистическими эксцессами идет борьба. Впрочем, соседи отреагировали скорее на грозные замечания из властных органов РФ, чем на слова религиозных деятелей. У РПЦ, которая распространяет свое духовное влияние на сопредельные страны, нет существенных рычагов давления на местную политическую элиту. Московский патриархат слишком зависит от властей, особенно в не очень демократичных странах. Скажем, в Азербайджане патриотизм местной епархии в дни войны в Карабахе был настолько демонстративным, что причинил некоторые неудобства духовной метрополии.

Показательно обласканный мальчик скоро исчез из информационного поля. Не следует забывать, что Киргизия – союзник России в СНГ. А в других странах ассоциации с национальными интересами русского народа вообще могут вызвать большие проблемы у Московского патриархата. Прежде всего в Украине, где говорят о церкви как проводнице «имперских» притязаний Москвы. Местную религиозную организацию, находящуюся в духовном и административном единстве с РПЦ, стараются не идентифицировать как «русскую» и «московскую», хотя в наименовании «Русская церковь», которое ей присвоил Сталин в 1943 году, это слово имеет значение духовной традиции, а не этничности.

Что касается позиционирования РПЦ внутри России, то и здесь все не так просто. Церковь даже после неоднократных прозападных, по сути, реформ воплотила в себе глубинные национальные черты. Однако патриарх Кирилл некогда протестовал против того, чтобы РПЦ воспринималась как «этнографический заповедник». Церковь хочет влиять на современную жизнь, а в такой большой стране уклон в этническую составляющую грозит превращением церкви как раз в музей под открытым небом. Наконец, как и всякое христианское сообщество, РПЦ претендует на универсальную истину, на «вселенский» масштаб. В Московском патриархате даже не используется русский язык, а сохранение церковнославянского как языка богослужения подчеркивает его наднациональный характер.

Не все православные верующие в России – русские, но и не все русские – православные. Протестанты научились не хуже традиционной церкви демонстрировать приверженность национальным устоям и своими предтечами называют отечественных духовных христиан XVIII и XIX веков. А ведь есть еще и атеисты, и русские люди с разными, подчас экзотическими убеждениями.

Наиболее продуктивно защищать соотечественников, разлученных с родиной после зигзагов истории XX века, может только Российское государство. Если будет на то политическая воля. А развивать национальную жизнь и культуру внутри страны граждане имеют все возможности и сейчас.

14 сентября 2018 года Русская православная церковь Московского патриархата приостановила молитвенное поминовение Константинопольского патриарха Варфоломея за богослужением и прервала свое участие во всех богословских и административных структурах под его председательством. Этот демарш стал возмездием Варфоломею за выступление на соборе Константинопольской церкви 4 сентября 2018 года, в котором он оставил за собой право единолично решить вопрос о независимости украинской церкви для преодоления болезненной ситуации на Украине, ответственность за которую возложил на Россию.

Причина обиды патриарха Кирилла и Священного Синода РПЦ на Константинопольского патриарха известна: всего за пару лет — стремительно по церковным меркам — Варфоломей отказался от нейтралитета в вопросе канонической принадлежности украинских приходов и заявил о намерении в одностороннем порядке, без одобрения всех поместных церквей, предоставить Украинской православной церкви независимость от РПЦ.

Нынешний церковный кризис — редкий случай в русской истории, когда российское государство не только не может помочь своей церкви, но само является первопричиной нынешнего раскола. Может ли этот конфликт разрушить симфонию церкви и государства в современной России? То есть втолкнуть Россию в современность, предполагающую подлинную сепарацию духовной и мирской властей?

Церковь пока не обнаруживает готовности видеть в российском государстве источник своих нынешних проблем. В этом есть своя логика, вернее, зависимость. Нынешняя Патриархия не может существовать без государства. Без его благосклонности и покровительства РПЦ лишится права скрывать от общества свои доходы и расходы (в 2000-е годы ежегодный доход РПЦ оценивался в 500 млн долларов США), будет вынуждена сделать явной свою обширную коммерческую империю, потеряет поддержку финансовых властей в отстаивании своих банковских интересов (санация принадлежащего РПЦ банка «Пересвет» обошлась ЦБ почти в 100 млрд рублей). Государственный курс на преследование отдельных религиозных организаций и неизменная поддержка РПЦ в имущественных спорах, будь то реституция или конфликты с другими конфессиями или светскими организациями (например, спор вокруг принадлежности Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, вопрос о возвращении иконы Торопецкой Божьей матери Русскому музею, передача кирхи Арнау в Калининградской области), ставят Русскую православную церковь в позицию особо приближенной к государству церкви и облегчают конкуренцию за паству. Наконец, близость к государству позволяет РПЦ почувствовать обаяние власти — регулярно приветствовать на службах и в поездках первых лиц государства, пользоваться государственной охраной, летать на правительственном самолете, превращать монастыри, находящиеся в непосредственной близости от правительственных резиденций, в закрытые для паломников зоны.

МОНИТОРИНГ СМИ: Церковь объявила мобилизацию. РПЦ МП начинает пилотный проект по подготовке православных молодежных лидеровФото: Ilya Naymushin / Reuters

Российское государство в свою очередь также заинтересовано в церкви. Прежде всего, Кремлю нужна такая церковь, которая поддерживала бы в населении не только веру, но и традиционно связанную с ней покорность воле высших небесных и заодно земных сил. Годами пестуемая церковью чувствительность к вопросам чести и достоинства «православных» была с готовностью подхвачена властями, когда после всплеска свободомыслия и неповиновения 2011–2012 годов понадобилось осадить либеральную общественность. Дело Pussy Riot поставило РПЦ на одну доску с пренебрегшим правом судом, отправившим участниц панк-молебна в колонию за «хулиганство, мотивированное религиозной ненавистью». Наконец, церковь нужна верховной власти как уникальная площадка для регулярной, при этом вполне органичной демонстрации национальной «особости», приверженности исконным русским ценностям и идеалам нравственности. Публичное появление на литургии намного дешевле организации «прямых линий».

С обострением конфликта между церквями стало понятно, что токсичность украинского кризиса намного глубже, чем считалось: он проник в поры самого российского государства, подточив силы и влияние главного его союзника — церкви. Молчание РПЦ в те моменты, когда Россия «возвращала» Крым и «помогала» борцам за независимость Донбасса, было понято на Украине однозначно — как поддержка политики светской власти, партии войны и сепаратизма. Утратив авторитет и доверие части украинского общества, РПЦ неожиданно оказалась на «передовой» духовной войны, а кризис ударил в финансовое средостение РПЦ: украинские храмы составляют более трети всех ее приходов и генерируют осязаемый поток наличности. Информация об объемах епархиальных сборов, поступающих с Украины в Москву, не известна. Но, если судить по количеству незадекларированных наличных средств, которые священнослужители РПЦ незаконно вывозят с Украины в Россию, получаются весьма значительные суммы.

Отторжение православной Украины от Московского патриархата станет мощнейшим ударом не только для РПЦ, но и для Кремля. Это сокрушит не только идею «русского православного мира», но в более широком смысле подорвет идею русской империи, обнимающей всех русскоязычных и православных, где бы они ни жили.

Может ли РПЦ переломить ситуацию? Вероятно, для этого потребовалось бы нарушить молчание, возвысить голос и показать свое отношение к вопросам войны на Донбассе, легитимности отторжения Крыма, права украинцев на идентичность и, наконец, государственность. Однако в Кремле подобный шаг наверняка воспримут как личное предательство патриарха и измену государственным ценностям. Допустить, что Русская православная церковь решится на столь отчаянный шаг, пусть даже в стремлении защитить свое каноническое право (или же собственное финансовое благополучие), как когда-то поступил Иосиф Волоцкий и его последователи, сегодня почти невозможно. А это значит, что церковь отныне не союзница российского государства, а его жертва. Впрочем, в зазеркальной логике российской политики это ли не лучшее подтверждение, что государство в России полностью отделено от церкви?

Екатерина Кузнецова, кандидат политических наук, автор готовящейся к изданию книги «Кремлевский парадокс: сила и слабость русских правителей» (в соавторстве с Э. Люттваком)

Состоявшееся недавно в Москве собрание православных мирян приняло обращение к Архиерейскому Собору РПЦ.

Собрание прошло еще 31 октября, но полный текст обращения обнародован только сейчас.В нем отмечается, что ситуация с коронавирусом лишь ускорила те тревожные процессы, которые уже протекали. Последней каплей стала совместная молитва епископа Амвросия (Мунтяну), викария экзарха РПЦ в Западной Европе, с римским папой Франциском и экуменическим патриархом Варфоломеем, с которым РПЦ прервала евхаристическое общение из-за его ухода в раскол (а с папой его нет уже тысячу лет).

Миряне просят созвать Архиерейский Собор и, в частности, вынести на нем решение по поводу гаванской встречи патриарха Кирилла с римским папой, которая готовилась втайне, хотя, согласно Уставу РПЦ, в отношениях с инославными конфессиями высшая власть принадлежит именно Архиерейскому Собору. Также необходимо дать оценку совместной молитве с папой и Варфоломеем (согласно священным канонам, это уход в раскол).

Миряне требуют выйти из экуменического Всемирного совета церквей, подтвердить решение Собора РПЦЗ 1983 года о том, что экуменизм является ересью. Отдельно нужно рассмотреть вопрос о соответствии митрополита Илариона (Алфеева) должности председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а епископа Амвросия (Мунтяну) – должности викария экзарха РПЦ в Западной Европе.

Необходимо также начать широкую дискуссию о возрождении соборности в Церкви с участием всех желающих священнослужителей, монашествующих и мирян. Участники убеждены, что это может упредить расколы в РПЦ, уберечь от накапливающихся противоречий и опасных тенденций.

Сам факт проведения подобного мероприятия свидетельствует о том, что многие православные недовольны некоторыми действиями руководства РПЦ, но не желают раскола.

"Если миряне, в том числе редакторы разных информационных порталов, объединяются под знаменами таких жестких заявлений, то игнорирование этих вещей из-за либерального курса определенных церковных деятелей может привести к расколу. Думаю, что руководству Патриархии стоит прислушаться к этим сигналам, если оно не хочет чтобы "схимонахов Сергиев" появлялось все больше", — пишет эксперт по церковно-политическим вопросам Александр Вознесенский.

Он напоминает, что в требованиях бывшего схиигумена было и здравое зерно — отвергнуть экуменизм, который продвигают некоторые иерархи, в частности митрополит Иларион. Возможно, молчание по ряду актуальных вопросов отчасти и способствует появлению "зерен раскола". Но пойдет ли на диалог руководство РПЦ, в котором митрополит Иларион практически является вторым лицом после патриарха?

Ру́сская правосла́вная це́рковь (РПЦ, другое официальное наименование [комм. 1] — Моско́вский патриарха́т [21] (МП)) — самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире [22] [23] [24] [25] . Занимает пятое место в диптихе автокефальных поместных церквей мира [26] [27] . Самая крупная и влиятельная религиозная организация в России [25] . Крупнейшая религиозная организация также на Украине (на 2011 год по числу приходов, духовенства [28] [29] и культовых сооружений [30] , но, по некоторым опросам на начало 2015 года [31] , не по количеству верующих), в Белоруссии, Молдавии [32] [33] (включая Приднестровье) [34] .

Рассматривает себя в качестве единственной канонически легитимной православной административно-независимой церкви на территории бывшего Советского Союза, исключая Грузию (в границах Грузинской ССР [35] ), признанную канонической территорией Грузинской православной церкви, а также в Японии, Китае [36] и Монголии [37] ; считает себя единственной законной преемницей поместной Российской православной церкви [38] , синодальной российской церкви и Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата. Кроме того, согласно её Уставу, юрисдикция РПЦ «простирается на добровольно входящих в неё православных, проживающих в других странах» [39] . Однако её исключительная юрисдикция в КНР, Монголии, Эстонии и Японии [13] оспаривается Константинопольским патриархатом, на территории Украины — Православной церковью Украины [40] [41] , в Молдавии — Румынской православной церковью, в Армении — Грузинской православной церковью [7] [прим 18] .

Название «Русская православная церковь» применялось издавна [42] , но было принято как официальное лишь осенью 1943 года [38] . Ранее использовались названия «Российская православная церковь», «Греко-восточная российская церковь» и другие. РПЦ как централизованная организация до 1991 года не имела статуса юридического лица [43] , который обрела в полном объёме на территории РСФСР 30 мая 1991 года при регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава Русской православной церкви [44] на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях». Канонические подразделения, находящиеся на территории иных, нежели Российская Федерация, государств, могут быть зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц под иными названиями в соответствии с действующим в каждой стране законодательством.

Таким был его ответ на вопрос РИА Новости о возможности выхода РПЦ из состава ВСЦ.

Всемирный совет церквей был создан путем слияния нескольких протестантских движений в 1948 году. Сегодня он объединяет свыше 330 церквей, конфессий и общин более чем в 100 странах мира. В состав ВСЦ входят, в основном, различные протестантские конфессии (англикане, лютеране, кальвинисты, методисты, баптисты и другие), а также ряд поместных православных церквей, в том числе РПЦ. Римско-католическая церковь не является членом ВСЦ, хотя сотрудничает с Советом.

МОНИТОРИНГ СМИ: Церковь объявила мобилизацию. РПЦ МП начинает пилотный проект по подготовке православных молодежных лидеров

"Сегодня экуменическое движение совсем не то, каким было в момент его основания, — признал Легойда. — В момент образования экуменического движения был принят принцип: не вводить никаких новшеств, которые будут отдалять церкви друг от друга.

Однако впоследствии появилось женское священство, были признаны однополые браки и принят ряд других решений, которые идут вразрез с общепризнанными христианскими принципами".

Легойда признал, что демонстративно выйти из организации несложно, но он выразил мнение, что сам факт присутствия Русской православной церкви в ВСЦ "вносит другую тональность в эти отношения, позволяет сохранить христианскую основу деятельности организации".

МОНИТОРИНГ СМИ: Церковь объявила мобилизацию. РПЦ МП начинает пилотный проект по подготовке православных молодежных лидеровПовсеместное богохульство по приказу лжп.Кирилла с растворением Крови Христа в спирте и сжигании Её, замена лжиц, символизирующих Пресвятую Богородицу, на одноразовые ложки, запрет на целование святых икон, крестов, мощей и т.д. — привели к тому, что сердце и ум церковников так помутился, что не может отличить уже черное от белого, зло от добра.

Оскудение благодати Божией в храмах можно видеть, в том числе, и по фотоотчетам архиерейских богослужений. Вспомните, если раньше где-то служил правящий епископ, то народ из других городов приезжал, чтобы поучаствоать в литургии. Храмы, как правило, были полны народом, желающим благословиться у своего архипастыря.

И посмотрите на то, что происходит сейчас. Пусто! В храмах звенящая пустота! Но более всего поражает даже не это, т.к. это объяснимо оскудением благодати, а то, что епископат этим вполне доволен и чувствует себя вполне комфортно. Ни тени смушения на лицах всего этого батальона священников. Но вы же пастыри! Где ваш народ, где ваша паства, где овцы Божьего стада? Что вы ответите Господу на Страшном суде?

Ссылка на основную публикацию