Краткие утренние и вечерние молитвы читать

На Светлой Седмице после Пасхи что читают вместо утренних и вечерних правил?

Светлая седмица — совершенно особое время в богослужебной жизни Церкви, а также в обыденной жизни христиан. Многократное повторение на службах слов о победе Христа над смертью как бы погружает человека в состояние радостного возбуждения, которое в каком-то смысле даже мешает сосредоточиться на чем-либо другом. «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь восстание Христово, в немже утверждается»,— это тропарь Пасхального канона, который каждый вечер поется в течение Светлой седмицы.

Читаемые христианами в течение всего года утренние и вечерние молитвы наполнены более покаянными чувствами, прошениями о прощении грехов и ниспослании сил для ежедневной борьбы со страстями и искушениями. Эти чувства, обычные для тех, кто старается жить духовной жизнью, на Пасху никуда не исчезают, но свет Воскресения Христова заполняет собой все — «и небо, и землю, и преисподнюю». Поэтому-то Церковь отлагает на время эти покаянные молитвословия и предлагает христианам и в домашней молитве совершать прославление Христовой победы над смертью.

Начиная с понедельника Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно вместо вечерних и утренних молитв читаются «Часы Пасхи», а вместо правила ко причастию — Пасхальный канон и стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию). Если же человек хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

Что касается поста перед причащением на Светлой седмице, то, несмотря на уставные указания о его отмене, общепринятая практика все же рекомендует поститься один день. Это не является нарушением устава, но необходимой подготовительной аскетической мерой, особенно для тех, кто причащается нерегулярно.

Относительно ежедневного причащения на Светлой седмице, каждый должен решить этот вопрос со своим духовником. Это зависит от степени воцерковленности человека, образа его жизни и многих других причин. Причаститься на Светлой седмице за литургией, совершаемой по пасхальному чину, было бы полезно для теснейшего приобщения к Пасхальной радости.

Почему после Пасхи не читаются молитвы «Царю Небесный» и «Достойно есть»? И какие молитвы надо читать перед едой?

Светлая седмица вносит изменения во внешние правила благочестия, не умаляя их, но как бы давая нам возможность хоть немного прочувствовать слова Христа: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15). Например, отменяются вообще все земные поклоны, как в храме, так и во время домашней молитвы. Это вовсе не означает, что мы не готовы приклониться перед Господом, но напоминает нам о том, к какому общению с Ним мы призваны.

В начале всех молитвословий в период до отдания Пасхи молитва «Царю Небесный» заменяется на троектратное «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Это связано с тем, что, начиная со Страстной седмицы, мы следуем за евангельским повествованием и сопереживаем апостолам, ученикам Христовым. По Воскресении Он многократно являлся ученикам, беседовал с ними и давал наставления, одно из которых звучит так: надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24, 46-49). Здесь Господь говорит о грядущем сошествии Духа Святого на апостолов и рождении Церкви Христовой. Поэтому в период до Троицы мы, вместе с апостолами, не призываем Духа Святого: «прииди и вселися в ны»,— но находимся, по слову Господа, в ожидании «облечения силою свыше».

По окончании всех молитв, как и положено в большие праздники, вместо «Достойно есть» читается или поется задостойник, который на Пасху является ирмосом девятой песни пасхального канона: «Светися, светися новый Иерусалиме…». Также и обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи соответственно.

В течение праздничной Седмицы, которая продолжается от Пасхи до Вознесения, утренние и вечерние молитвы заменяются так называемыми Часами Пасхи. Тексты указаны в церковной книге под названием Триоди. Помимо указаний, как читать священные тексты, в писании перечислены правила поведения дома и в церкви. Верующие соблюдают правила по мере возможностей. Ограничения – это не цель, потому не стоит бросаться в крайности. Большим испытанием для силы духа станет воздержание от плотских утех и мирских страстей.

Соблюдаем церковные каноны

Краткие утренние и вечерние молитвы читать

Самостоятельно молиться от светлой Пасхи до Вознесения необходимо, пребывая в праздничном настроении. Верующие почитают факт победы Господа над силами зла. Пройдя через строгий Великий Пост, человек соблюдает в дома и в церкви на Пасху некоторые правила. Первое говорит, что больше не действуют ограничения в плане приема пищи. Единственная оговорка касается среды и пятницы, когда на столе преобладают постные яства. Второе правило напоминает, что духовная жизнь становится более насыщенной. В храме и дома утром и поздним вечером преобладает торжественность.

Читайте также↓↓↓ Краткие утренние и вечерние молитвы читать

В течение 40 дней, начиная от Христова Воскресенья, верующие приветствуют друг-друга, возвещая о радостном событии. Тексты праздничных молитв, зафиксированных в Триоди, предваряются «Христос Воскрес!». Одна из главных особенностей праздничной недели заключается в том, что вместо утренних и вечерних православных молитв читают специальные тексты. В православной традиции зафиксированы не только сами молитвы, но и порядок их следования. Начинают со священного тропаря, за которым следует Кондак. Оба священных текста произносят лишь в стенах храма.

На протяжении временного отрезка от Пасхи до Вознесения не только традиционные молитвы в храме не читаются, но и не озвучиваются тексты Псалтиря.

Самостоятельно читать утренние и вечерние молитвы от Пасхи до Вознесения нужно с учетом перечисленных ниже правил. Во время подготовки к причастию читают только Канон и Последование. Вначале обязательно читают тропарь и только потом приступают к молитве. Верующие воздерживаются на праздничной пасхальной неделе от земных поклонов дома и в храме. Традиционные утренние и вечерние молитвы можно читать, начиная с первого дня второй недели после Христова Воскресения.

Утреннее молитвенное правило

От Христова Воскресенья и до Вознесения господня не читают дома утреннее правило, а поют. Специально для этого священник выделяет время непосредственно перед литургией. Канонический порядок выглядит следующим образом:

  • трижды поют «Христос Воскрес!»;
  • тропарь;
  • канон;
  • 40 раз произносят «Господь, помилуй»;
  • трижды поют «Христос Воскрес!».

Читайте также↓↓↓ Краткие утренние и вечерние молитвы читать

Прочитав канон и тропарь святой Пасхи, переходят к причастию. В Триоди перечислены соответствующие молитвенные правила. Верующие воздерживаются от еды и от питья, начиная с полуночи и до момента принятия Святых даров на службе в Храме. Менее строгие ограничения действуют в отношении детей, больных и пожилых людей. Это не значит, что после светлой Пасхи и до Вознесения разрешена вседозволенность. Под запретом увеселительные мероприятия и чревоугодие.

Дома готовиться к церковному причастию, читают молитвы, перечисленные для подобных целей в Триоди. Дополнительную информацию предоставит батюшка.

Готовимся к откровению

Краткие утренние и вечерние молитвы читать

Исповедь – это одна из важных таинств в православной традиции. Верующие, которые прошли через него накануне Христова Воскресенья, допускаются к причастию накануне Вознесения. Русская православная церковь делает 2 оговорки. Первая говорит, что верующий не должен грешить во время Светлой Пасхи, начиная от исповеди и вплоть до Вознесения. Если проступок случился, то повторно посещают исповедь. Важно осознанность собственное не благодатное деяние, искренне попросив прощения.

Читайте также↓↓↓ Краткие утренние и вечерние молитвы читать

Вторая оговорка напоминает о необходимости прочитать покаянную молитву в домашних или церковных условиях накануне Вознесение. Правило справедливо в отношении тех, кто не грешил от Пасхи и до Вознесения. В ситуации, когда верующий сомневается, правильно ли он поступает, обращаются к батюшке. Ему рассказывают о содеянном в пасхальную светлую седмицу, а священник потом принимает решение о необходимости повторного проведения таинства исповеди.

Вечернее молитвенное правило

Келейную вечернюю молитву читают каждый день, начиная от дня Христова Воскресенья. Другие вечерние православные молитвы, перечисленные в Триоди, идут следом. Батюшка обратит внимание прихожан на часы Пасхи. Священнослужитель расскажет, как правильно самостоятельно ее читать. Отличие утреннего текста от вечернего кроется в двух словах. Прихожане произносят «Христос Воскрес!» вместо «Царю Небесный».

По мере приближение Вознесения в церквях совершают финальные крестных ходы. Постепенно снимают праздничное убранство в домах и в храмах. В последний раз читается утреннее правило после светлой Пасхи и заканчивают читать практически все тексты, перечисленные в Триоди. Как говорили Оптинские монахи, православный верующий пребывает в торжественном состоянии. Человек верит в победу Господа над смертью. Важно не потерять духовную составляющую торжественного периода. Важно слушать голос церкви, воздерживаясь от плотских радостей.

Перечень молитв, перечисленный выше, не воспринимают в качестве истины в последней инстанции. Православная традиция менее строго относится к погрешностям, связанным с выбором священного текста. Акцент смещен на праведные помыслы и поступки. Христианин должен посвятить себя Господу в течение всей седмицы.

Православное вечернее и утреннее молитвенное правило после Пасхи до Вознесения зафиксировано в Триоди. Верующие и служители церкви в течение праздничного периода меняют перечень молитв и отказываются от земных поклонов. Важно наполнить душу светом и христианской верой. Человек проходит через таинство исповеди и причастия, которое предшествует Вознесению. На протяжении седмицы важно воздержаться от греховных мыслей и поступков.

Через сорок дней после Пасхи отмечается двунадесятый православный праздник – Вознесение Господне. Верующие вспоминают о том, что после Своего воскресения Иисус в течение сорока дней являлся ученикам. Он наставлял их проповедовать Его учение всем народам, а после этого вознесся на небо.

О порядке проведения церковных служб в период от Воскресения Христова до Вознесения говорится в Триоди – церковной книге трехпесенных канонов. Обряды храмовой службы наполняются в это время новым содержанием; вместо мольбы о прощении грехов звучат слова о торжестве Спасителя над смертью…

Многие православные верующие интересуются, какие молитвы нужно читать от Пасхи до Вознесения в 2020 году. В эти 40 дней, в 2020 году – 19 апреля по 28 мая –молитвослов предусматривает следующие правила.

В Светлую седмицу – первую неделю после Пасхи – до утра субботы читаются пасхальные Часы. Это многократно пропеваемая часть пасхального православного богослужения, которая включает тропарь и кондак (краткие песнопения, в которых раскрывается сущность праздника).

Какие молитвы читать после Пасхи до Вознесения утром и вечером?

Пасхальные Часы заменяют в это время собой Первый час, Третий час, Шестый час, Девятый час, Повечерие, Полунощницу, утренние и вечерние молитвы.

Часы Святой Пасхи
Начинаются пасхальные Часы с призыва священника прославить Бога: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». Далее хор отвечает: «Аминь», и следует пение тропаря Пасхи трижды.

Тропарь
«Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в». (Трижды)
«Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению: се бо прии́де Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, пое́м Воскресение Его: распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши». (трижды)

Ипакои
«Предвари́вшия утро я́же о Марии, и обре́тшия камень отвале́н от гроба, слы́шаху от Ангела: во свете присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что ищете яко человека? Видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий».

Кондак
«Аще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.
Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Яко Живоносец, яко рая́ красне́йший, воистинну и черто́га всякаго ца́рскаго показа́ся светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь:
Вы́шняго освяще́нное Божественное селение, радуйся: Тобою бо даде́ся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в жена́х еси, Всенепоро́чная Владычице.
Господи помилуй». (40 раз)
«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:
Честнейшую Херувим и сла́внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу, Тя величаем.
Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в». (трижды)
«Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь».

Как читать утренние и вечерние молитвы от Пасхи до Вознесения?

Все молитвы, в том числе благодарственные по причащении, нужно предварять, троекратно читая тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Псалмы и молитвы, начиная с Трисвятого («Святый Боже…») по «Отче наш…», а также тропари после него в это время не читаются.

Какие молитвы читать от Пасхи до Вознесения в 2020 году? Начиная с понедельника первой седмицы по Пасхе до Вознесения Господня вместо молитвы Святому Духу («Царю Небесный…») нужно трижды читать тропарь Пасхи («Христос воскресе из мертвых…»).

Вместо молитвы «Достойно есть» читается кондак Пасхи:
«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же , Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».
А затем, от Вознесения до Троицы, молитвословия начинаются с Трисвятого («Святый Боже…»).

По окончании всех молитв вместо «Достойно есть» читается или поется задостойник, который на Пасху является ирмосом девятой песни пасхального канона: «Светися, светися новый Иерусалиме…».

Верующие, которые готовятся к причастию от Пасхи до Вознесения, вместо покаянного канона ко Господу Иисусу Христу и канона ко Пресвятой Богородице должны читать канон Пасхи и Последование ко Святому Причащению.

До праздника Вознесения обычные молитвы перед вкушением пищи и после этого заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи соответственно. После еды вместо «Благодарим Тя» читается кондак «Ангел вопияше».

Продолжим наш рассказ о молитвах от Пасхи до Вознесения. Со второй седмицы после праздника Воскресения Христова верующие снова читают обычные утренние и вечерние молитвы.

Они возвращаются к соблюдению утреннего молитвенного правила, включающего три текста: трижды читают «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», один раз – Символ веры.

Вечернее правило от Пасхи до Вознесения включает обращение ко Пресвятому Духу, в то время как «Царю Небесный» заменяется на тропарь «Христос воскресе».

Когда после Пасхи начинают читать «Царю небесный»?

Молитву Святому Духу («Царю Небесный…») не читают и не поют до праздника Троицы. Согласно Евангелию, Святой Дух сошел на апостолов только через 50 дней после Воскресения Христова – на Троицу. До этого времени, согласно церковному уставу, также не следует класть земные поклоны – ни во время службы в церкви, ни во время молитвы дома.

На Вознесение Господне читаются следующие молитвы:

Тропарь Вознесению Господню, глас 4
«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира».
Перевод:
«Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обрадовав учеников обещанием Святого Духа, после того, как Твое благословение утвердило их в вере, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира».

Кондак, глас 6
«Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Перевод:
«Исполнив весь замысел о нашем спасении, и соединив земнородных с небожителями, Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, не оставляя земли, но пребывая неразлучно с нею и взывая к любящим Тебя: «Я с вами, и никто не одолеет вас!»

Далее, с Вознесения до Троицы, все молитвословия начинаются с Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Эту молитву всегда произносят трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.

Надеемся, что наша статья поможет вам должным образом соблюдать все правила от Светлого праздника Пасхи до Вознесения Господня, и вы проведете эти дни так, как следует православным христианам.

христианские молитвы на все случаи жизни

Рубрика: Краткие молитвы

Краткие молитвы

Краткие молитвы утренние и вечерние — это короткие молитвы, которые может произносить каждый, и будучи искренне произнесенными обладают исключительной силой.

Часто спрашивают: как нужно молиться, какими словами, на каком языке? Некоторые даже говорят: “Я не молюсь, потому что не умею, не знаю молитв”. Для молитвы не нужно никакое специальное умение. С Богом можно просто беседовать. На богослужении в Православной Церкви мы употребляем особый язык — церковнославянский. Но в личной молитве, когда мы остаемся наедине с Богом, нет нужды в каком-то особом языке. Мы можем молиться Богу на том языке, на каком говорим с людьми, на каком думаем.

Молитва должна быть очень простой. Преподобный Исаак Сирин говорил: “Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна. Одно слово мытаря спасло его, и одно слово разбойника на кресте сделало его наследником Царства Небесного”.

Ссылка на основную публикацию