Конфликт православной церкви

Конфликт православной церкви

15 октября войдет в историю православия как одна из самых черных дат. Вчера в Минске на заседании Священного синода Русской православной церкви было принято решении о полном прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Это означает разрыв отношений между православными церквями — самой статусной (первой по чести) Константинопольской и самой крупной — Русской.

Конфликт православной церкви

До этого в христианстве было два великих раскола. Первый произошел в 1054 году, когда папа римский издал буллу о разрыве общения с Константинопольским и всеми другими патриархатами. В результате христианская церковь разделилась на западную и восточную ветви — католиков и православных. А в 1517 году западное христианство раскололось на католиков и протестантов. Как сейчас будут развиваться отношения между поместными православными церквями, выяснится в ближайшее время. Каждой из них придется выбирать, с кем она — с Константинополем или с РПЦ.

«Угроза разрушения единства мирового православия»

По плану заседание Священного синода Русской православной церкви должно было закончиться в понедельник около шести часов вечера. Но оно затянулось еще на полтора часа, из чего можно было предположить, что решение далось непросто.

Вышедший к журналистам председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата, постоянный член Священного синода митрополит Волоколамский Иларион заявил, что «на сегодняшнем заседании Священного синода было принято решение о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Это было вынужденное решение, но иного решения не мог принять наш Священный синод, поскольку к этому вела вся логика действий Константинопольского патриархата».

Митрополит Иларион напомнил о событиях, которые подтолкнули Синод к такому жесткому шагу.

— Несколько дней назад на заседании Синода Константинопольского патриархата были приняты решения о том, что Константинопольский патриархат восстанавливает в священном сане отлученного от Церкви лидера украинского раскола Филарета Денисенко и лидера еще одной раскольнической группировки, — заявил глава ОВЦС. — Было принято решение об отмене Акта Константинопольского патриархата 1686 года о включении Киевской митрополии в состав Московского патриархата, а также принято решение об учреждении ставропигий Константинопольского патриархата на Украине. Все эти решения с точки зрения Русской православной церкви являются беззаконными и канонически ничтожными. Русская православная церковь не принимает этих решений, не будет им следовать, раскол остается расколом, лидеры раскола остаются лидерами раскола, а так Церковь, которая, признав раскольников, вступила с ними в общение, тем самым исключила себя из канонического поля православной церкви. Именно это является главной причиной, по которой мы вынуждены прервать общение с Константинопольским патриархатом как с полностью идентифицировавшим себя с расколом.

Конфликт православной церкви

15 октября в Минске на заседании Священного синода Русской православной церкви было принято решение о полном прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом

Украина и церковь там — лишь повод для обострения давнего конфликта, а не его причина. У двух церквей исторически немало противоречий. Константинополь не скрывает своих обвинений РПЦ в цезарепапизме, то есть в преклонении перед правительством. Нынешний патриарх Константинопольский Варфоломей (на троне с 1991 года) не раз осуждал саму концепцию «Москва — Третий Рим».

Москва — самая сильная церковь по мирским понятиям (деньги и поддержка российского правительства). Константинополь — самая сильная церковь по понятиям духовным. Первое место в списке почитания — не пустая формальность.

Плюс за Константинополем остается святая гора Афон, где живут и молятся монахи-исихасты. Исихазм, мистическое направление православия, которое развилось в XIV веке из трудов Григория Паламы, в мирских терминах стал основой политической философии многих православных стран. К примеру, исихастом был Сергий Радонежский, благословлявший воинов на Куликовскую битву. Даже если Россия будет готова оторваться от Афона, не факт, что на это согласятся сербы, болгары и другие народы, имеющие там свои монастыри и скиты.

Москва же подозревает Константинополь в криптопапизме, то есть в желании занять первое не по чести, а по власти место в православном мире (то есть быть «православным Ватиканом»). Очевидно, что Москва этому сопротивляется, понимая, что занимает символически более скромное место в православном мире. Именно на этом фоне происходили конфликты последних 25 лет на окраинах бывшего СССР, прежде всего в Прибалтике и Украине. Помимо духовной стороны вопроса, речь и об объектах недвижимости и финансовых потоках.

Первое место Константинополя — это главенство в диптихе православных поместных церквей. То есть в порядке чести равных при этом православных церквей. Диптиха сейчас два (один у Константинополя, другой у Москвы), и в общем и целом они похожи.

Первые четыре позиции совпадают — это исторические патриархии (Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим). На пятом месте стоит Москва, которая получила статус патриархии лишь через сто с лишним лет после падения Византии.

Претензии Москвы к статусу Константинополя уходят корнями в историческое прошлое. Конфликт тлеет с 1922 года. Здесь необходимо небольшое историческое отступление. Через полгода после поражения Османской империи в Первой мировой войне Греция, воодушевленная «великой идеей» (желанием восстановить Византийскую империю), ввела войска в Малую Азию, где жили миллионы этнических греков. Это привело к ситуации, похожей на Смутное время в России, только вместо Минина и Пожарского был Мустафа Кемаль (в будущем Ататюрк). Если коротко, турки устроили резню греков и построили моноэтническую Турцию.

Во время этой войны архиепископ Афинский Мелетий, бежавший из Турции в 1916 году и пробывший некоторое время в США, приплыл в Стамбул на корабле с (!) византийским орлом на флаге. Прибыл он туда, так как был избран на пустовавшую три года кафедру Константинопольского патриарха. Османское правительство не давало согласия на его приезд в страну, но город и проливы были заняты войсками Антанты, и архиерею никто не помешал.

Конфликт православной церкви

В 1922 году, когда еще продолжалась война греков и турок в Малой Азии, патриарх Мелетий развернул активную деятельность на патриаршей кафедре. Сначала он вернул в подчинение Константинополя все греческие приходы в США. А потом и вовсе принял по сути революционный томос (акт) о том, что у Константинополя есть право на «непосредственный надзор и управление всеми без исключения православными приходами, которые находятся вне пределов поместных православных Церквей, в Европе, Америке и других местах».

Вскоре после поражения греков в войне, в 1923 году, патриарх Мелетий удалился на Афон. Но его томос уже произвел эффект разорвавшейся бомбы. Формально в Турции почти не осталось греков: после войны и резни произошел обмен населениями. Но теперь Вселенский патриархат стал проводить действительно глобальную политику, вмешиваясь в дела других православных церквей. Русская церковь никогда не соглашалась с томосом 1922 года. Именно из него вырастают современные конфликты.

Политику Мелетия продолжил и другой Константинопольский патриарх Афинагор (1949-1972). Он к глобальным претензиям Константинополя на первенство в православном мире добавил еще и свой экуменизм. Например, он говорил, что ереси не существуют, снял вековую анафему с Ватикана и встретился с Папой Римским.

И как это отразится на жизни верующих

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

15 октября 2018 года в Минске заседал Священный Синод Русской Православной Церкви. Главная тема — посягательство Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви. Синод пошел на крайнюю меру — признал невозможность продолжать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Что это значит и почему он это сделал — читайте в «Слайдах».

Что значит «евхаристическое общение»?

Это значит, что служащие из разных Поместных (самостоятельных) Православных Церквей могут вместе совершать Евхаристию и вместе причащаться из одной чаши. Миряне могут причащаться в храмах любой Поместной Церкви, которая находится в евхаристическом общении с их родной Церковью. Например, миряне Русской Церкви могут участвовать во всех таинствах Иерусалимской Церкви и наоборот.

Почему Синод счел невозможным продолжать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом?

Это было вынужденное решение в ответ на заявление Константинополя после Синода в Стамбуле 9-11 октября 2018 года. В нем говорилось, что Константинопольский Патриархат восстанавливает глав раскольников («УПЦ КП» и «УАПЦ») до прежних званий и возвращает их прихожан в церковное общение. Также Константинополь «отзывает» акт XVII века, который подтверждает нахождение Киевской митрополии в составе Московского Патриархата.

Русская Церковь считает эти постановления Константинопольского Патриархата антиканоническими: Церковь, которая признает раскольников и отлученных от Церкви, исключает себя из канонического поля Православной Церкви. Константинопольский Патриархат своими действиями ассоциировал себя с расколомэто главная причина невозможности евхаристического общения.

Посягательство на чужую каноническую территорию, отказ от собственных исторических решений и обязательств — это нарушение церковных канонов.

Что решение Синода значит для верующих?

Оно значит, что теперь верующим Русской Православной Церкви нельзя причащаться или участвовать в других Таинствах на приходах и в монастырях Константинопольского Патриархата, а иерархам и клирикам Русской Церкви нельзя служить вместе с иерархами и клириками Константинопольской Церкви.

Так патриарх же Вселенский. Разве он не вправе решать дела всей Церкви?

Нет, только в своей — Константинопольской. Вселенское Православие — это 15 Церквей, каждая из которых управляется самостоятельно. Административный глава у Вселенского Православия отсутствует, а обязательные для всех Церквей решения принимаются соборно. «Вселенский патриарх» — исторический титул, но не обозначение его «вселенской» власти. Он — «первый среди равных» ему глав самостоятельных Церквей. Титул «Вселенский» (Οἰκουμενικὸς) возник в V веке и обозначал территорию Римской империи, церковное управление на которой осуществлял тогда Константинопольский патриарх.

«Турецкое нашествие»

В церкви раскол. Такой, говорят, случается раз в тысячу лет. Вот случился.

11 октября Синод Константинопольского патриархата (в Стамбуле) принял решение «о восстановлении Киевской митрополии Константинопольской патриархией и о начале процесса предоставления украинскому православию автокефалии».

На самом деле этой сухой фразой заявлены страшные грядущие события. «Мирным, судя по всему, этот процесс не будет», — мрачно резюмирует сайт Украина.ру. И добавляет, что в Киев выдвинулись 40 тысяч украинских радикалов-националистов. Они, кстати, действительно туда пришли. И провели свое торжественное факельное шествие – в лучших традициях последних лет.

Конфликт православной церкви

И что же дальше?

В принципе, состоялась авантюра чистой воды. Константинопольский патриархат, равный среди всех остальных, публично проигнорировал тот факт, что уже более пятисот лет Киевская митрополия является субъектом Русской православной церкви. То есть авантюристы в рясах из Стамбула с чьей-то подачи (хотя совершено понятно, с чьей) с авосистой простотой и непосредственностью вторглись на чужую духовную территорию.

А на Украине – миллионы верующих. И русских, и украинцев, и всех остальных. И далеко не все они будут бесконечно счастливы от факта этого «турецкого нашествия» (как его уже прозвали на Украине). Для миллионов людей с этого момента вход в храмы, где они молились всю жизнь, будет закрыт. Смириться, пойти осенять себя крестом у нового хозяина твоей души? Грех церковного предательства. Это как душу продать. Не ходить вообще? Для истинно верующего человека это – тоже Голгофа. Выбор – врагу не пожелаешь.

Брат на брата, сын на отца

Мало того. В 42-миллионной стране может сложиться ситуация «брат на брата, сын на отца». И вот тогда земля украинская от края до края багряной кровью окропится. Писатель Эдуард Лимонов вообще пророчит Украине новую Варфоломеевскую ночь, в кровавую историческую воронку которой будут втянуты все – и те, кто истово верует, и те, кто не верует вообще. По мнению писателя, война будет не церковная, а гражданская, и никого не минует чаша сия, ни у кого не получится отсидеться. «Кто такой верующий? – вопрошает Лимонов. – Это непременно активист. Это человек, выросший в групповой идеологии…»

Кто-то возразит, что все верующие в массе своей – люди смирные, смиренные. Ходят, молятся, поклоны бьют, свечи ставят, песни церковные поют. Ну чисто овцы, которые без пастыря жить не могут, что с них взять… Проглотят, мол, не подавятся.

Все не так просто. Эти ребята смирные, пока их не трогают и на их святыни не покушаются. Но тот, кто это сделает, пожнет бурю. В душе этих «смирных» тоже спят вулканы, тайфуны, цунами и самумы. И за покушение на свои святыни они могут спросить по полной.

Вспомните, как всколыхнулся весь полуторамиллиардный мусульманский мир после карикатуры в скандальном «Шарли Эбдо» на пророка Мухаммеда. Дело, между прочим, закончилось большой кровью. Кто обещал, что сейчас будет иначе?

Ведь что думает после уже свершившегося раскола среднестатистический украинский верующий? Вы хотите сказать, что теперь какие-то неучтенные эмигранты в рясах, которым турки из жалости сдают в аренду несколько домишек на побережье, будут учить меня молиться? Вы это серьезно? Ничего не попутали, нет?

В конце концов, все крестовые походы тоже проходили под святыми знаменами. И это была отнюдь не невинная прогулка с ветерком по морскому побережью.

По всем церковным законам за или против автокефалии будут голосовать сами верующие. И необходимо, чтобы две трети высказались за духовное размежевание. Тогда голосование будет легитимным и имеющим силу. Это говорит о том, что массовые побоища гарантированы уже в процессе голосования. Уже здесь пахнет большой кровью. А что будет дальше?

Нет принципов – есть обстоятельства…

Президент Украины то ли по своей злой воле, то ли по воле опытных кураторов явил всему миру театр абсурда одного актера и массы зрителей. И театр этот только начинается с вешалки. А заканчивается вешанием и кровавой баней, в которой примут участие миллионы зрителей.

Пусть никого не обманывает нелепый внешний вид главного украинца, его манера поведения. Президент Украины – матерый, коварный, искушенный и опытный враг. Весь его путь, начиная с майдана, пахнет смертью. Его руки в крови по локоть (причем от самых пяток). И кровь эта и его сограждан тоже. Но ему нужны жертвы еще большие. Потому что по всем законам жанра у таких, как он, каждое последующее преступление по ужасу, наводимому на людей, и по общественному резонансу должно перекрывать предыдущее. На майдане он навсегда купил себе билет в один конец, а спрыгнуть с поезда на полном ходу ему никто не позволит – даже если в конце летящий на всех парах локомотив ожидает зияющая пропасть. Сегодня он встал на путь разрушения еще одной святыни – традиционного православия.

Судя по всему, украинскому президенту хорошо известны неписаные правила Талейрана: «Нет законов – есть события. Нет принципов – есть обстоятельства». Так и здесь. Ничего личного – есть только желание энергично обслужить интересы заокеанского хозяина, насолить России, разъять русский мир.

Будут попытки захвата храмов. Будут попытки защиты храмов. За прах своих отцов и храмы своих богов люди будут биться до последнего.

А Кремль молчит. Кремль ждет. Кремль, похоже, надеется, что мудрость восторжествует, и интересы Русской православной церкви будут соблюдены. Сдается мне, зря. На нынешней Украине нет мудрости, а есть хитрость. Нет совести, а есть лицемерие. Они и восторжествуют. Уже торжествуют.

Незадолго до смерти мне мой дед (между прочим, этнический украинец) говорил мне: «Два якоря есть в жизни человека, внучок, – язык и вера. Вот за них и держись». Вот за них и держусь. Очень помогает.

Порошенко покусился и на то, и на другое. Он решил выбить у русского мира обе эти опоры, оборвать оба этих якоря, вызвать у православных вселенский шторм возмущения. Надо отдать ему должное – у него это получилось.

Святитель Феофан Полтавский в своей книге «Духовник царской семьи» опубликовал свое знаменитое пророчество, в котором есть слова: «Великие старцы говорили, что Россия возродится, сам народ восстановит православную монархию.

Возможно, это уже начало происходить. Пусть откалываются все безбожники и раскольники. Пусть получают свою самостоятельность и проповедуют своим, таким же… Того православия, что было в России прежде, уже не будет. Но истинная вера не только возродится, но и восторжествует…»

Карфаген православного мира противопоставил себя Третьему Риму. И этот Карфаген должен быть разрушен. Кем, когда и как, вопрос обсуждаемый. Сдается мне, что произойдет это на наших глазах и в предельно сжатые сроки. Нас ждут большие события. Готовьтесь.

Константинополь утратил право считаться координирующим центром для православной церкви. Об этом заявил председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

15 октября РПЦ разорвала отношения с Константинопольским патриархатом в ответ на его действия по предоставлению автокефалии неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата.

«Мы сейчас встали перед новой церковной реальностью: у нас больше нет единого координирующего центра в православной церкви — и мы должны это очень ясно сознавать. Константинопольский патриархат в качестве такового центра самоликвидировался», — подчеркнул Иларион.

На протяжении десятилетий Всеправославный собор, на который съезжались поместные церкви, организовывал Константинопольский патриархат, напомнил митрополит.

«Но, вторгшись в канонические пределы иной поместной церкви, легитимизировав раскол, он утратил право именоваться координирующим центром для православной церкви», — отметил он.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что в Кремле озабочены тем, как развиваются отношения между РПЦ и Вселенским патриархатом.

«Мы надеемся на то, что всё-таки мудрость восторжествует, но в то же время мы, конечно, надеемся, что все интересы Русской православной церкви будут соблюдены», — сказал Песков.

Храмы на Афоне и Благодатный огонь

После решения Священного синода прихожане Русской православной церкви не смогут причащаться в храмах на горе Афон в Греции и других храмах Константинопольской церкви, отметил секретарь отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук.

«За отказ следовать такого рода запретам для духовенства предусмотрены наказания (прещения), а для мирян — покаяние на исповеди в непослушании Церкви», — цитирует Якимчука Интерфакс.

Он напомнил, что многие храмы расположены на популярных туристических направлениях. В частности, к Константинопольской церкви относятся все действующие храмы Стамбула, единственный действующий храм в Анталье, ряд храмов в Греции, например на Крите и Родосе.

«Конечно, есть ещё Афон, который также в юрисдикции Константинополя, но отдыхать туда не ездят», — заявил представитель Московского патриархата.

Полный разрыв евхаристического общения с Константинопольским патриархатом также означает, что архиереи и священники не смогут участвовать в совершении совместной литургии.

В то же время прихожане смогут поклоняться любым святыням Афона, несмотря на разрыв отношений, уточнил заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

«Решение Священного синода не лишает нас возможности поклонения святыням, где бы они ни находились. Мы ведь почитаем и те общехристианские святыни, которые находятся сегодня в ведении католиков. Достаточно вспомнить мощи святителя Николая Чудотворца в итальянском городе Бари», — цитирует Балашова ТАСС.

Пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков уточнил, что сложностей с принесением в Россию Благодатного огня и других святынь поместных церквей, за исключением Константинопольской, не возникнет.

«Благодатный огонь приносится из Иерусалима, от Патриарха Иерусалимского. И здесь нет никаких связей с ситуацией, сложившейся между Московским и Константинопольским патриархатом», — отметил он.

«Вселенского патриарха постигло искушение»

Решение Священного синода Русской православной церкви прокомментировал президент Украины Пётр Порошенко.

«Такая реакция духовной и светской власти РФ на стремление украинцев и решение Вселенского патриархата означает, что мы на правильном пути», — написал он в Twitter.

Подібно до того, як Росія протиставила себе усій світовій спільноті своєю агресивною імперською політикою, тепер на шлях самоізоляції та конфлікту із світовим православ’ям стає російська церква.

По его словам, Русская православная церковь становится «на путь самоизоляции и конфликта с мировым православием». При этом многие в православном мире уже поддержали позицию РПЦ.

Патриарх Сербский Ириней назвал катастрофическим решение Варфоломея признать раскольнические церкви на Украине и предоставить им автокефалию.

«Сегодня наша церковь в большом искушении. Искушении, которое постигло нашего первого иерарха, Вселенского патриарха: принимать решение, которое может оказаться катастрофическим для церкви, учинять нечто, на что он не имеет права — признавать раскольническую церковь и даже давать ей автокефалию»,— цитирует Иринея РИА Новости.

Он выразил надежду, что остальные церкви укажут на катастрофичность решения. «Надеемся, Господь спасёт нас от этого искушения», — добавил Ириней.

Православная партия Ливана «Хезб Аль-Машрек» также поддержала решение РПЦ. Об этом сообщил глава партии Фади Дейри.

«Мы поддержали изначально намерения прервать отношения с так называемой Константинопольской церковью, так как впредь мы не признаём патриархию, которая получает инструкции извне с целью раздробления православной церкви», — сказал он.

Эстонская православная церковь также поддерживает решение Священного синода, заявил ТАСС член синода ЭПЦ Сергей Мянник. Он напомнил, что ранее синод ЭПЦ выразил озабоченность решением Константинопольского патриархата направить двух экзархов для реализации проекта создания автокефальной церкви на Украине.

«Это наша позиция, и ясно, что ЭПЦ будет поддерживать решение синода Московского, поскольку мы его часть, и мы будем следовать этим курсом», — подчеркнул Мянник.

Польская и Болгарская православные церкви, в свою очередь, заявили, что дадут комментарии после получения официальных писем из РПЦ.

«Патриарх Варфоломей часто именуется «духовным лидером 300-миллионного православного населения планеты», но из этих 300 миллионов как минимум половину нужно сейчас вычитать: он не является духовным лидером ни для Русской православной церкви, ни для тех поместных православных церквей, которые, как я думаю, не поддержат его разбойнических действий. Именно поэтому я и говорю, что он утратил сейчас право именоваться координирующим центром для Православной церкви», — отметил Иларион.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Украинские православные христиане отдаляются от Москвы, несмотря на то, что Русская православная церковь считает своей канонической территорией всю Украину. В этой стране действуют три православные церкви, и то, что самая крупная из них по количеству приходов и подчиняющаяся Московскому патриархату Украинская православная церковь требует отделения, возмущает российское православное духовенство. Константинопольская церковь, «первая среди равных» православных, решила признать независимость украинских верующих, утвердив за ними статус «поместной церкви».

Два посланника патриарха Константинопольского Варфоломея прибыли в Киев для подготовки предоставления автокефалии для Украины. 14 сентября в Москве на внеочередном заседании Святейшего синода под председательством патриарха Кирилла Русская православная церковь назвала миссию посланников «грубейшим нарушением церковного права» и «вторжением одной поместной церкви на территорию другой».

Конфликт между православными Украины и Москвы имеет глобальное политическое значение, поскольку Киев — это точка отсчета и место рождения Русской православной церкви. Именно Киевскую Русь — средневековое государство, возникшее в результате объединения восточнославянских племен — крестил в 988 году князь Владимир Великий, почитаемый как в России, так и на Украине.

Три существующие на сегодняшний день украинские православные церкви образовались в силу различных исторических обстоятельств. Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) насчитывает 12 тысяч приходов, во главе ее стоит митрополит Онуфрий. На втором месте по количеству приходов (6 тысяч) находится Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), под руководством Филарета, который в начале девяностых при поддержке националистических украинских сил вступил в противостояние с РПЦ. Филарет, бывший епископ Русской православной церкви, был избран патриархом УПЦ КП в 1995 году, за что Москва объявила его раскольником. Третье место (тысяча приходов) занимает Украинская автокефальная православная церковь, возникшая в двадцатых годах прошлого века.

Признание независимости Украинской православной церкви, которое готовит Константинополь, способно «переформатировать» существование православия на территории всей страны. Президент Петр Порошенко на недавнем выступлении в Верховной Раде сообщил об инициативах по «созданию единой поместной украинской православной церкви», которая станет «гарантией духовной свободы и залогом общественного согласия». «Формулой современной украинской идентичности», по словам президента, являются армия, язык и вера. «Армия защищает нашу землю, язык защищает наше сердце, церковь защищает нашу душу», — сказал он. Война в шахтерском Донбассе, в которой Москва поддерживает пророссийских сепаратистов, ускорила процесс дистанцирования украинских православных от РПЦ, которая из Киева воспринимается как инструмент имперской политики Кремля.

В соответствии с византийской традицией, отождествляющей церковь и государство, светские власти Украины с Порошенко во главе обратились прошлой весной к Константинопольскому патриарху с просьбой предоставить автокефалию украинским православным.

Российские православные мобилизовались против раскола. В конце августа патриарх Кирилл побывал в Стамбуле для беседы с Константинопольским предстоятелем Варфоломеем. Визит успеха не имел, и в начале сентября Константинопольская церковь ускорила разрыв между украинскими православными и главой РПЦ.

Критика в адрес Константинополя

Конфликт православной церкви

РПЦ утверждает, что ее юрисдикция над Украинской православной церковью, предоставленная Константинополем в 1686 году, не может быть предметом спора и не имеет временных рамок. «Точка зрения Москвы связана больше с геополитикой и имперской политикой государства, чем с церковными правилами, которые греки знают лучше, чем славяне», — считает Григорий Коваленко, священнослужитель Украинской православной церкви (Московского Патриархата). Коваленко в 2014 году из-за войны в Донбассе перестал молиться за Патриарха Кирилла и поддерживает проект Единой поместной украинской церкви.

Бывший пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ МП, протоирей признает, что сложно предсказать, как пойдет процесс создания поместной церкви, однако полагает, что это будет происходить в форме глобального разделения, когда каждый приход будет сам решать свою дальнейшую судьбу. Священнослужитель надеется на «более цивилизованную эволюцию», чем та, что имела место в начале девяностых, когда различные религиозные конфессии Украины, включая униатов и греко-католиков, дрались за приходы и занимали их самовольно. Коваленко — сторонник совместного использования разными конфессиями храмов, где службы идут по очереди, и уверен, что настал момент, чтобы православие на Украине повернулось лицом к обществу и современности.

«Долгий путь к разделению»

Около 70% населения Украины считают себя православными, и внутри этой группы существуют три подгруппы, которые на протяжении многих лет оставались верны своим предпочтениями, будь то в пользу Киевского патриархата (около 30%), Московского патриархата (более 20%) или просто как православные (30%). В настоящее время отмечается увеличение влияния Киевского патриархата и ослабление Московского, по словам протоирея Георгия Коваленко. Он полагает, что возможный компромисс между теми и другими может быть найден благодаря тем, кто не признает ни одну из юрисдикций и говорит о себе как о «просто православных». По мнению священнослужителя, процесс разделения будет длительным. Десять украинских епископов из УПЦ ПМ присоединились к требованию автокефалии у Константинополя. Для Коваленко положение православной церкви, зависимой от Москвы, сравнимо с зависимостью от СССР и КПСС, которая завершилась исчезновением обоих в 1991 году. «Кто до этой даты мог предположить, что Украина станет независимым государством?» — сказал он.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Русская православная церковь прервала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Решение принято на заседании священного синода РПЦ, которое прошло 15 октября в Минске.

Конфликт православной церкви

В качестве причины указаны «антиканонические действия Константинопольского патриархата, вступившего в общение с раскольниками в Украине и посягающего на каноническую территорию Русской православной церкви», пишет «Медуза».

Константинопольский патриархат — «первый по чести» среди всех поместных церквей. Официальный титул патриарха Варфоломея звучит так: Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх. Как рассказывал в интервью «Медузе» церковный публицист и бывший ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин, все поместные православные церкви признают первенство патриарха Константинополя — в том числе его право отменять решения глав других поместных церквей и давать независимость новым кафедрам.

«Самое серьезное соперничество и призывы не признавать особый статус Константинополя исходят только из Москвы», — объяснял Чапнин.

Разрыв евхаристического общения — едва ли не крайняя мера в межцерковных отношениях. Разрыв предполагает, что духовенство Русской православной церкви не сможет совершать совместные богослужения с иерархами и клириками Константинопольского патриархата. Православные верующие из России не смогут причащаться в храмах, входящих в юрисдикцию Константинополя и участвовать в других таинствах. Обычно при разрыве евхаристического общения патриархи поссорившихся церквей перестают поминать друг друга за литургией, но со стороны РПЦ такое решение было принято еще до полного разрыва: патриарх Кирилл уже месяц не поминает предстоятеля Константинопольской церкви Варфоломея. Поминовение начинается сразу с патриарха Александрийского Феодора.

Конфликт православной церкви

РПЦ уже составила для туристов список храмов, где нельзя молиться. Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук отметил, что храмы Константинопольского патриархата расположены, в частности, в Стамбуле, в Анталии, на Крите и на Родосе. Протоиерей также напомнил, что «за отказ следовать такого рода запретам для духовенства предусмотрены наказания (прещения), а для мирян — покаяние на исповеди в непослушании Церкви».

В РПЦ говорят, что гора Афон теперь тоже закрыта для православных из России. Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков напомнил, что гора Афон входит в юрисдикцию Константинопольского патриарха «со всеми вытекающими отсюда последствиями». Позже в отделе внешних церковных связей пояснили, что разрыв отношений не означает запрета на поклонение святыням в Афоне — как и запрета на принесение в Россию святынь оттуда.

Гора Афон — это самоуправляемая территория в составе Греции, на которой располагается 20 монастырей. Эта гора — одна из главных православных святынь, куда стремятся попасть многие паломники, в том числе из России. Это популярное место паломничества российских политиков, чиновников и бизнесменов. Владимир Путин здесь бывал дважды, в 2005 и 2016 годах.

Конфликт православной церкви

Решение РПЦ поддержали Белорусская и Украинская церкви, подчиняющиеся Москве. Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион заявил, что Предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий «участвовал сегодня в заседании от начала до конца и, как и все члены Синода, поддержал его решение», а также что к решению присоединяется Белорусская православная церковь. В Украинской православной церкви Киевского патриархата, в свою очередь, назвали решение РПЦ «самоизоляцией в ответ на законные решения международного сообщества».

РПЦ не впервые разрывает отношения с Константинопольским патриархатом. В феврале 1996 года тот же патриарх Варфоломей объявил, что Константинопольский патриархат принимает под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь. Через три дня РПЦ прервала евхаристическое общение с Константинополем, но через несколько месяцев оно было восстановлено. Сейчас в Эстонии две эстонских православных церкви — Константинопольского патриархата и Московского.

Конфликт православной церкви

Конфликт с Константинополем начался из-за Украины. Крупнейшая каноническая православная церковь в Украине — УПЦ Московского патриархата. Еще две православные церкви — УПЦ Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь — ни от кого не зависят, но и никем не признаны, они неканонические. После революции 2014 года и начала конфликта на востоке Украины в Киеве стали активнее обсуждать создание новой, канонической Украинской православной церкви, которая будет автокефальной — то есть самостоятельной. Константинопольский патриархат решил предоставить автокефалию новой церкви, которую планируется создать на основе УПЦ Киевского патриархата, УАПЦ и примкнувших приходов УПЦ МП. Московская патриархия выступает категорически против, потому что не хочет терять своего влияния в Украине.

Читайте также на ForumDaily:

stdClass Object ( [term_id] => 1 [name] => Разное [taxonomy] => category [slug] => no_theme )

stdClass Object ( [term_id] => 2220 [name] => церковь [taxonomy] => post_tag [slug] => tserkov )

stdClass Object ( [term_id] => 13334 [name] => На родине [taxonomy] => category [slug] => novosti-rodini )

stdClass Object ( [term_id] => 26698 [name] => патриархат [taxonomy] => post_tag [slug] => patriarxat )

stdClass Object ( [term_id] => 26708 [name] => Константинополь [taxonomy] => post_tag [slug] => konstantinopol )

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира
  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду по новопреставленному насельнику Валаамского монастыря архимандриту Мефодию (Петрову)

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной насельника Валаамского монастыря архимандрита Мефодия (Петрова)

Святейший Патриарх Кирилл встретился в Казани с мусульманскими религиозными лидерами

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым

Святейшему Патриарху Кириллу вручена государственная награда Республики Татарстан орден Дружбы («Дуслык»)

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

20 ноября 2020 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были рассмотрены последствия поминовения Предстоятелем Кипрской Православной Церкви раскольнической структуры, действующей на Украине (журнал № 77).

24 октября 2020 года за Литургией в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы (близ г. Пафос) Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II помянул в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу раскольнической группы на Украине. Позднее Архиепископ Хризостом признал, что свое решение с членами Священного Синода Кипрской Церкви он не обсуждал, и о предстоящем поминовении они не знали.

Митрополиты Лимассольский Афанасий, Киккский Никифор, Тамасосский Исаия и епископ Амафунтский Николай в совместном заявлении осудили деяние Архиепископа за «грубое нарушение соборного, коллективного и демократического устройства нашей Православной Церкви и способа функционирования Кипрской Православной Церкви на основании этой системы», призвали его «немедленно отменить свое антиканоническое и не имеющее силы деяние». В Заявлении подчеркивается, что предоставление Константинопольским Патриархатом «автокефалии» украинским раскольникам «является действием самочинным, антиканоническим и антицерковным, поскольку Украинская Православная Церковь относится к юрисдикции Московского Патриархата».

Митрополит Морфосский Неофит на архипастырской встрече с верующими в Морфосской митрополии заявил, что «каноническим епископом города Киева был, есть и, надеюсь, будет митрополит Онуфрий», отметив, что «даже если большинство епископов поддержат Архиепископа, это не сделает Епифания каноническим архиереем».

Участники заседания Синода Русской Православной Церкви выразили глубокое сожаление в связи с произошедшим антиканоническим поминовением в диптихах Православных Предстоятелей руководителя одной из украинских раскольнических групп, что свидетельствует о вступлении Архиепископа Хризостома в общение с раскольниками.

На заседании подчеркивалось, что указанное решение было принято Архиепископом Хризостомом единолично, без согласования с членами Священного Синода Кипрской Православной Церкви и, следовательно, не имеет соборного характера.

Было принято во внимание, что Священный Синод Кипрской Православной Церкви на состоявшемся под председательством Архиепископа Хризостома заседании 18 февраля 2019 года выразил законные «сомнения в отношении возможности узаконения задним числом рукоположений, совершенных извергнутыми из сана, отлученными и анафематствованными епископами», имея в виду «епископат» новосозданной раскольнической структуры на Украине.

Отмечалось также, что нынешнее решение Архиепископа Хризостома противоречит его неоднократным официальным заявлениям по украинскому вопросу, в частности, письму на имя Предстоятеля Русской Православной Церкви от 26 июля 2018 года, в котором Архиепископ Кипрский заверял, что «Кипрская Церковь никогда не отступит от своей позиции, которую мы Вам многократно излагали, то есть что всеми своими силами будет поддерживать позицию Русской Православной Церкви в вопросе так называемой автокефалии на Украине» и отмечал, что «эту позицию она считает справедливой и во всем оправданной».

Священный Синод Русской Православной Церкви констатировал невозможность поминовения имени Архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним, а также сослужения с теми иерархами Кипрской Церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола.

Вопрос духовнику обители

Вопрос: Здравствуйте, батюшка! Я учусь в университете на кафедре психологии. Пожалуйста, ответьте на такие вопросы: как Православие относится к конфликтам в целом и к внутриличностным и межличностным конфликтам в частности? Как Православие относится к насилию во всех его проявлениях? Как Православие относится к войнам? Как необходимо поступать в ситуации конфликта?

Ответ: Первый конфликт, который произошел во Вселенной, — когда Люцифер не устоял в любви, в доверии к Богу, в той славе и красоте, которую Господь ему дал, и решил, что ему не стоит подчиняться, захотел сам стать «богом». И треть ангелов, как учит Церковь, отпала от Бога. Но добро победило, и Архангел Михаил — воин Христов — низверг Люцифера в преисподнюю.

Бог не в силе, а в правде. И поэтому конфликт неизбежен в мире, который отступил от Бога. Это второй конфликт, когда человек не устоял в любви и обвинил во всем Бога — Творца своего. Но победа, конечно же, за Богом. Потому что зло не имеет силы. Зло — это самообман или обман другого, это разрушение и опустошение, осквернение. Поэтому мы должны бороться с грехом. Для этого нужно понуждать себя, потому что грех живет внутри, природа заражена грехом, и нам нужно всё время себя заставлять, делать усилия — Царство Божие усилием берется.

О конфликтах с другими людьми. Если есть враги Отечества, если есть враги, которые пытаются лишить нас веры, нужно бороться. Мы знаем, что преподобный Сергий Радонежский двух своих схимников дал в войско Димитрия Донского, и они взяли мечи и погибли. Мы знаем, что Церковь благословляет защиту своих рубежей, своей веры, своей Родины, своей земли. Солдаты, которые погибли во время Великой Отечественной войны и погибают на службе своего Отечества, попадают в Царствие Небесное. Сама по себе война, само по себе убийство, насилие — это грех. Поэтому у нас нет толстовского непротивления злу насилием. Есть зло, принимать которое и быть пассивным Церковь не допускает.

Сейчас идет духовная борьба за каждого человека. В этой борьбе Церковь должна участвовать и делать всё, чтобы помочь людям найти Бога и начать новую, христианскую жизнь — от этого зависит будущее всего мира. И всё, что происходит в мире, — это борьба, которая началась с первого конфликта. Дьявол делает всё, чтобы увести людей от Бога, разделить, таким образом лишив их возможности жить в Царствии Небесном и служить своему Творцу. Вот это и есть суть конфликта — внутри себя. Апостол Павел говорит: «Живет во мне два человека» (См.: Рим. 7: 17‒23). Значит, эти два человека воюют между собой. И нам нужно разобраться, на чьей мы стороне. Федор Михайлович Достоевский говорил, что сердце человека — это поле битвы, где дьявол воюет с Богом за это сердце. И человек не может быть пассивным: он или прячется от Бога и живет по своим грехам, по своим похотям, по своим желаниям и, в общем-то, становится марионеткой в руках врага нашего спасения, или борется — падает, встает, но идет за Христом всю свою жизнь, понимая, что это путь в Царство Небесное.

Нужна помощь Божия, чтобы человек понял, в чем суть конфликта. Если каждый доказывает свою правду — это грех, а если человек защищает других, если он защищает свою веру, свои основные принципы, то это, конечно же, необходимо делать каждому христианину. Принимая христианство, принимая Крещение, мы становимся воинами Христовыми. И война наша не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной, как говорит апостол Павел. И эта война, невидимая брань, идет на земле до последней минуты жизни человека.

Ссылка на основную публикацию