Надеюсь, что запись — Понятие и виды православных храмов, поможет лучше понять величие, многообразие и богатство культуры и истории России. С учётом тематики данного блога считаю логичным знакомство с публикациями в данном блоге начать с определений некоторых понятий. В частности, речь идёт о таких понятиях, как «храм», «церковь», «собор», «часовня». Постараемся уточнить, чем эти понятия отличаются друг от друга.
Понятие «храм»
Опубликованная запись «Понятие и виды православных храмов» — первый шаг в знакомстве с данным блогом. П опытаемся кратко разобраться, что же означает понятие «Храм» и чем оно отличается от понятий «Церковь», «Собор».
Православный храм — это здание или помещение, предназначенное для проведения Таинств и богослужений, в первую очередь главного из них, Литургии (Таинства Причастия Богу). Причём Храм может представлять собой как отдельным здание, так и помещение внутри строения с другим основным предназначением, к примеру, так называемые домовые храмы. Во времена появления первых христианских общин храмом могли быть и жилые дома, и даже пещеры. Подтверждением могут служить сохранившиеся в ряде стран и функционирующие поныне пещерные храмы и монастыри.
Существует множество видов храмов:
- кафедральный (главный храм в епархии);
- дворцовый (к примеру, сюда же относятся кремлёвские церкви, например, Успенский собор в Москве);
- приходской;
- монастырский;
- храм-подворье;
- домовой или келейный храм;
- храм-усыпальница;
- кладбищенский;
- больничный;
- войсковой;
- тюремный;
- единоверческий (вид старообрядческих храмов) и другие.
Каждый из упомянутых храмов посвящён либо Господу Богу или Божьей Матери, а также иконам в Их честь, либо святому, православному празднику, ангелам или ангельским силам.
Понятие «церковь»
Слово «церковь» (как сооружение) является синонимом храма. На раннем этапе истории Православия церковью также называли городские православные общины, например, Константинопольская церковь или Римская церковь. Впоследствии понятие «церковь» стало применяться и к помещению, в котором собираются верующие, совершаются Таинства и богослужения.
Церковь как сообщество верующих
Это значение слова “церковь” по происхождению схоже с предыдущим. Однако ныне оно обозначает не городскую православную общину, а собрание избранных в духовном смысле христиан. В этом и главный ответ, чем отличается храм от церкви.
Часто к этому понятию добавляют определённое направление внутри христианской конфессии, например: Русская Православная Церковь. Чем же отличается Храм от Церкви?
Ответ прост: понятие “церковь” шире, чем “храм”. Если храм — это культовое здание (сооружение), то церковь может быть как зданием, так и сообществом верующих в масштабах города, страны и даже всего мира. Примером может служить Вселенская Православная Церковь.
Виды православных храмов (как сооружений)
Среди храмов, как культовых сооружений, можно выделить три основных, таких, как Собор, Церковь, Часовня. Попробуем раскрыть эти понятия чуть подробнее.
Собор
Знаменитый Собор Василия Блаженного
Что такое Собор и чем он отличается от храма? Собор относится к одному из видов храма. Статус Собора обычно получают самые крупные или значимые храмы монастыря, города. В больших городах может быть несколько Соборов. Например, в Санкт-Петербурге действуют более пятнадцати соборов. Также статус Собора имеют и те храмы, в которых располагаются или когда-либо располагались епископские кафедры. Ещё к соборам относят крупные мемориальные (имеющие определённую значимость) храмы. Примером может служить Собор Василия Блаженного в Москве.
По своим размерам Собор может совсем не отличаться от обычного приходского храма. Его особенностью является то, что Собор рассчитан на богослужение, совершаемое собором духовенства во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Собор – это, как правило, храм с несколькими престолами. Поэтому службы в них могут проводить параллельно, собирая большое количество верующих.
Церковь
Церковь Покрова Богоматери в Филях
Понятие Церковь, как сооружение (синоним храма) — это основной и самый распространённый вид культовых христианских сооружений. По форме основание может быть в виде:
- Восьмиугольника (восьмиконечной звезды) – символизирует путеводную Вифлеемскую звезду;
- Корабля – храм является «ковчегом» спасения верующих людей;
- Креста – он символизирует основу Церкви и спасения людей;
- Круга – символа бесконечности, вечности и нерушимости Церкви.
Три части церкви
Церковь обязательно имеет три части: алтарь (где во время богослужения находится духовенство), центральная часть (где молятся прихожане) и притвор (некое преддверие церкви). Три части храма собой олицетворяют Небо или Рай (алтарь), Землю тварную (центральная часть) и землю греховную, еще не обновленную (притвор). Алтарная часть всегда обращена на восток. Алтарь от центральной части отделена иконостасом.
Часовня
Часовня Князя Даниила Московского (Москва)
Есть ещё один вид православного храма – Часовня. Чем же часовня отличается от храма и церкви? Часовня — это малый храм (небольшое строение), где в отличие от церкви, как правило, нет алтаря. В ней есть лишь иконы, место для установки свечей и лампад. Несмотря на то, что Часовня предназначена для молитв, здесь невозможно на постоянной основе совершать Литургию. Именно эти обстоятельства являются главным отличием Церкви от Часовни.
Чаще всего часовни используются для служения молебнов и панихид, чтения акафистов или часов. Отсюда и название “часовня”. Также как и храмы, часовни освящаются в честь праздников, особо чтимых икон или святых.
Где располагаются часовни
Часовни расположены в самых разных местах. Их устанавливают:
-на местах, обладающих историческим и духовным значением (чаще всего здесь устанавливают памятные часовни, призванные увековечить важное событие);
-над святыми источниками (такая часовня называется водосвятной);
-рядом с монастырями;
-на кладбищах (чтобы молиться об упокоении умерших);
-в больницах (чтобы молиться о здоровье пациентов);
-в крупных аэропортах и т.д.
Желаете продолжить знакомство с храмами?
С некоторыми дополнительными данными по указанной теме, при желании, вы можете ознакомиться в записи под заголовком Внешнее устройство православного храма (общие сведения) .
Храм в Православии — здание или помещение, особо посвященное Богу. В храме совершается общественное богослужение, Таинства и требы.
Первые христианские храмы стали возводиться в Византии в правление императора Константина Великого (III — IV вв.). До этого богослужения совершались тайно — в домах христиан, в пещерах и катакомбах; гласно — в общественных собраниях (базиликах) и синагогах. На Руси первая каменная церковь была возведена в Киеве в 996 году, во время правления святого равноапостольного князя Владимира. Называлась она Десятинной, так как на ее возведение и поддержание святой Владимир выделил десятую часть своих доходов — десятину.
Внешний вид православного храма
Храмы могут иметь некоторые отличия во внешнем устройстве, однако в любом случае в каждом из них должны соблюдаться общие принципы храмостроительства.
1. Апсида. Выступ с восточной стороны храма, как бы пристроенный к нему. Чаще всего имеет полукруглую форму. В апсиде размещается алтарь.
2. Куб. Основная часть храма.
3. Закомара. Особенность русской храмовой архитектуры. Полукруглое или килевидное завершение части наружной стены храма.
4. Барабан. Верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. Как правило, барабаны имеют форму цилиндра или многогранника.
5. Купол. Глава с барабаном и крестом, увенчивающая храм. Чаще всего в русской традиции купол имеет форму луковицы. Количество куполов может быть разное, но каждое из них имеет свой смысл: два купола означают два естества в Иисусе Христе — Божественное и человеческое, три — три Лица Святой Троицы, пять -Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь — семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять — девять чинов ангельских, тринадцать — Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Редко, но бывает и большее количество куполов.
6. Колокольня. Особая высокая пристройка к храму (как правило, над притвором), наверху которой располагается звонница.
7. Портал. Архитектурно оформленный вход в храм.
8. Крыльцо с папертью. Открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
Типы православных храмов
Существует несколько типов храмовых зданий — по форме фундамента, каждый из которых имеет свое символическое значение.
Имеет в основании крест символизирующий Крест Христов, которым человечество избавлено от власти греха.
В преддверии большого праздника Введения Богородицы во Храм хотелось бы поговорить о центре нашей духовной жизни — о храме.
Икона Введение во храм
Пресвятой Богородицы
В воскресные дни и в дни церковных праздников, а у кого есть возможность и чаще, православные люди посещают храм. Здесь на Божественной литургии совершается великое Таинство причащения. Здесь же мы исповедуемся, венчаемся, крестим детей, отпеваем усопших, соборуемся во время болезней. Храм является основой и центром нашей духовной жизни. Неслучайно это место называют «Божиим домом», ведь оно наполнено удивительной благодатью, находясь здесь, человек духовно очищается и укрепляется.
Стоя в православном храме или находясь вблизи него, мы невольно восхищаемся красотой и величественностью таких сооружений. Но, наверное, не все знают, как устроен храм, а потому давайте побеседуем на эту интересную тему.
К слову, первый храм-палатку (скинию) соорудил пророк Моисей за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Таким образом, многое в обустройстве храма было дано свыше и основывается на многовековой традиции.
Скиния — походный храм у древних евреев
Формы православных храмов.
— в форме Корабля. Церковь, как Корабль, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном;
Храм Святого Равноапостольного князя
Владимира в Сочи
Храм Христа Спасителя в Москве
Собор Покрова Пресвятой
Богородицы
(храм Василия Блаженного)
в Москве
Церковь Рождества Богородицы в
с. Подмоклово Московской области
Церковь Покрова на Нерли
Архитектурное устройство православного храма.
Итак, перед нашими глазами храм. Какие архитектурные составляющие мы можем увидеть? Нужно сказать, что не все храмы имеют одинаковое устройство и не у всех есть те или иные элементы, тем не менее, расскажем обо всех по порядку.
Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, строится на некотором возвышении от земли, обычно к нему ведут ступени.
Вход в соборный храм святого благоверного
великого князя Игоря Черниговского и
Киевского в Переделкине
Над входом в храм, а иногда рядом с ним, строится колокольня или звонница, башня, на которой висят колокола. Испокон веков благовестом, совершаемым одним большим колоколом, созывали верующих на молитву и сообщали о важных событиях. Перезвоном (когда звонят поочередно в разные колокола, начиная от самого большого) и трезвоном (когда звонят во все колокола сразу) возвещают о праздниках.
Трапезная — часть храма, пристройка с западной стороны церкви, ранее служила местом проповеди, общественных собраний, а также местом, где братия принимала пищу. Сегодня обычно стоит в стороне от храма и находится в отдельном здании.
Куб — основной объем храма.
Портал — архитектурно оформленный вход в здание.
Неф — часть здания, ограниченная с одной или с обеих сторон рядом колонн или столбов.
Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный продольный выступ на поверхности стены. Часто выполняется в виде колонн.
Фронтон (фриз) — завершение фасада здания, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания. Обычно повторяет очертания расположенного за ней свода.
В прошлый раз мы рассказывали о том, какие бывают храмы и об их внешних архитектурных особенностях. Сегодня же давайте поговорим о том, как устроен храм внутри.
Вот мы перешагнули порог храма, и теперь давайте разберемся, как называются части храма.
Сразу у входа, у двери, находится притвор (притвор по-славянски и значит «дверь»). Здесь обычно располагается свечной ящик, где мы можем взять свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать молебен или панихиду. В некоторых храмах притвор отгорожен от средней части храма.
Пройдя дальше, мы окажемся в средней части храма, ее еще называют «корабль». Эта часть означает землю, все земное пространство. Здесь мы стоим на богослужении, молимся перед иконами, здесь же в специально отведенном месте проводится исповедь.
В средней части храма, по центру на аналое (столик со скошенной крышкой) находится икона дня, это может быть образ святого, день памяти которого отмечается в этот день, или икона праздника. Зайдя в храм, прихожане обычно первым делом идут приложиться к этой иконе, поставить около нее свечку.
Свечи о здравии ставятся на подсвечники возле икон, а о упокоении усопших — на канун — четырехугольный подсвечник с изображением Распятия.
Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма не отделялся, лишь иногда там устанавливали низкую решетку, чтобы воспрепятствовать толпе. Впоследствии, на решетке стали закреплять особо чтимые иконы, обращенные ликами к молящимся. Это свидетельствовало о том, что в нашей молитве участвуют и святые. Впоследствии количество икон в иконостасе стало умножаться. На Руси появляются иконостасы в 5 и более рядов икон вверх. Традиционный русский иконостас имеет 4 или 5 рядов.
Первый ряд – иконы, называемые «местные», это главные иконы иконостаса: образы Спасителя и Божией Матери, они всегда располагаются по бокам от центрального входа в алтарь (царских врат). Здесь же располагается икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм, а также иконы особо почитаемых святых.
Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые, предстоящие Христу в благоговейной молитве.
Третий ряд: (обычно) праздничный, это самые главные праздники Православной Церкви.
Четвертый ряд: библейские пророки со свитками, в которых написаны их пророчества.
Пятый ряд: ветхозаветные праотцы, среди которых, Адам и Ева, Ной, Авраам, Моисей и другие.
Завершается иконостас обычно иконой Распятия или Крестом Спасителя.
Традиционный русский иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он говорит о том, что мы в своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников, которые молятся вместе с нами, помогают нам достичь спасения.
Но храм может иметь иконостас и с меньшим количеством рядов. Собственно, обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией Матери (из первого ряда), а остальные иконы устанавливаются по возможности.
Иконостас располагается на некотором возвышении, на солее, центр которой перед Царскими вратами образует полукруглый выступ, который называется амвон. Это место знаменует собой гору, с которой проповедовал Сам Господь Иисус Христос. И сегодня с амвона священнослужители обращаются к народу с проповедью, здесь произносят ектении и читают Евангелие. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.
Справа и слева по краям солеи, устраиваются клиросы, где поют певчие. Также петь могут и на хорах сверху. Клиросы и поющие на них знаменуют собой хоры ангелов, воспевающие славу Божию.
Теперь надо сказать о главной части храма — об алтаре. Слово «алтарь» переводится с латинского как «высокий жертвенник». Алтарь расположен в восточной стороне храма, поскольку Спаситель в Священном Писании называется Солнцем правды (Мал. IV, 2) и Востоком (Зах. III, 8), в церковных песнопениях Его называют «Восток востоков» (светилен праздника Рождества Христова).
В летописных описаниях говорится, что при строительстве храма сначала намечалось место алтаря, и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца. Таким образом, алтарь должен быть ориентирован на восход солнца, чтобы люди, стоя напротив иконостаса, были обращены лицом к востоку. Так строят храмы и сегодня.
Главный вход в алтарь по центру называется Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. Слева и справа от Царских врат есть так называемые диаконские врата (иначе — северная и южная дверь иконостаса), через них чаще всего проходят диаконы.
В особые моменты богослужения через Царские врата входят и выходят священнослужители. В остальных случаях вход и выход в алтарь происходит только через диаконские врата. Вне богослужения и без полного облачения входить и выходить через Царские врата имеет право только архиерей (епископ и выше).
Внутри алтаря за Царскими вратами находится специальная завеса (по-гречески катапетасма), открываемая в установленные моменты богослужения. Она символизирует отваленный Ангелом от Гроба Господня Камень, тем самым приобщая всех стоящих в храме людей к тому, что происходит в алтаре.
За Царскими Вратами в алтаре, на столе, который называется престол, происходит таинство Евхаристии.
![]() |
Престол в алтарной части храма |
Здесь же, налево от престола, стоит жертвенник — небольшой стол, на котором приготавливаются Дары для таинства Причащения.
За престолом в восточной части алтаря располагается Горнее место («горний» по-славянски значит «возвышенный»). На Горнем месте обычно находится кресло для архиерея.
Вот так устроен храм внутри. Следует еще сказать о том, что роспись и убранство храмов могут быть различными. Обычно в росписях присутствуют сюжеты Ветхого и Нового заветов.
![]() |
Росписи на стенах |
![]() |