Как православная церковь относится к кремации

Смерть — это естественное окончание жизненного пути любого человека и каждый с ним столкнется. У каждого народа были и существуют разные обряды погребения умерших, но сегодня становиться особенно популярна кремация. Что говорит об этом Русская православная церковь? Некоторые священники крайне отрицательно отзываются о процедуре и отказываются присутствовать на таком погребении мертвых.

Процедура кремации и ее история

Прежде чем узнать, что по этому поводу думает Русская православная церковь, необходимо разобраться в самом этом процессе.

По сути, это просто сжигание трупа при очень больших температурах так, что в итоге от человека остается лишь горсть пепла. После процедуры прах помещают в погребальную урну и ее хоронят на кладбище либо же (сегодня это модно) пепел рассеивают над землей.

С экономической стороны городским управлениям процедура выгодна, ведь не нужно отделять места под кладбища, а даже если и надо, то погребальных урн на одну и ту же площадь влезет больше, нежели полноразмерных гробов. С точки здравоохранения процесс также положительный: не надо хоронить инфицированные тела, они не выделяют трупный яд, не заражают землю и пр.

Православие о смерти:

Исторически так сложилось, что предки предпочитали также сжигать умерших, а не хоронить их. Процедура кремации была распространена в Древней Греции и Риме. Сжигали мертвых и викинги, отправляя горящие ладьи с телами в море. Однако делали они потому, что не верили в вечность и воскресение мертвых. Считалось, что душа человека перерождается в новом теле, поэтому старое можно уничтожить.

С приходом христианства эту традицию отнесли к языческим и постарались полностью забыть — в Европе до XVIII века она была запрещена под страхом казни. Но в те времена число умиравших вследствие эпидемий и моров серьезно увеличивалось, а выделять места под захоронения было невозможно и начали появляться братские могилы. Тогда правительство решило пересмотреть отношение к сжиганию тел.

На сегодняшний день разрешают сжигание умершего:

  • буддизм;
  • индуизм;
  • джайнизм;
  • синтоизм;
  • различные языческие ветви;
  • свидетели Иеговы.

Отрицают эту процедуру и запрещают ее:

  • ислам;
  • иудаизм;
  • греческая православная церковь.

Касательно последнего пункта: в Греции церковь не отделена от государства и поскольку она запрещает сжигание, то на территории государства (также острова Кипр) нет ни одного крематория. Что касается основных христианских конфессий, то они придерживаются слов Минуция Феликса, который сказал, что «христиане не боятся этой процедуры и вреда от сжигания покойников нет, но лучше придерживаться древнего обычая захоронения, который более полезен и назидателен».

Отношение православия

Традиция сжигать тела относиться к язычеству, а для православного человека могила — это символ воскресения. Бог помещает Духа Святого в тело человека, и оно становится Его сосудом, поэтому в послании Коринфянам Павел пишет заботить о своем теле. Во время смерти и процесса захоронения телу отдают почести, как сосуду Божьему и засыпают в землю для последующего воскресение.

Господь сохраняет элементы плоти, чтобы в день Воскресения даровать им новую жизнь. Иисуса Христа после смерти также погребли в гробнице, так и христианам следует погребать своих умерших.

На Архиерейском соборе Русской православной церкви не было признано кремацию нормой для погребения, но при этом церковь не будет лишать поминовения тех христиан, которые были не погребены в землю, а сожжены. Более подробно о соборе и его решениях можно прочитать в документе «О христианском погребении усопших».

Также Священный синод издал еще один документ, призвав священство не осуждать кремацию и людей, которые предпочли такой способ захоронения, но относиться к нему как к нежелательному.

Важно! Православная Церковь (как и католическая в этом вопросе) не запрещает кремировать умерших, но рекомендует выбирать традиционный способ погребения.

Этот вопрос решает сам человек в своем завещании, либо его родственники после его смерти, но священники могут упоминать и читать панихиды за таких покойников.

В Библии есть лишь одно обязательное условие для погребения — чтение молитвы по усопшему, поэтому на кремацию, как и на панихиду следует призывать священников для проведения погребальной службы. При этом, обязанностью священников является напоминание прихожанам об отношении Церкви к этому процессу. После кремации прах должен быть захоронен в земле.

Читайте о похоронах:

Священники о кремации

Мнение священства полностью совпадает с общими церковными положениями о кремации. При этом они говорят:

  1. Митрополит Смоленска Кирилл уточняет, что кремация не является православной традицией, а христиане верят в воскресение мертвых. Кремируя человека, люди как бы разрушают эту веру. Речь тут, скорее, о символах, нежели о реальных предметах, ведь тело, погребенное традиционным путем в земле также подвержено разложению. Кремация же выступает как осознанное разрушение тела и отказ от спасительной веры в Господа. Поэтому следует избегать сжигания мертвого тела, если есть такая возможность.
  2. Диакон Андрей Кураев, цитируя древнего христианского мыслителя Минуция Феликса также утверждает, что Господь имеет силу воскресить любое тело, как бы оно не было погребено. Но при этом традиционное захоронение является более гуманным и человечным, нежели сжигание. Этот процесс насыщен библейской символикой и более утешительно для близких. Именно поэтому Церковь рекомендует уклоняться от сжигания тел, ведь это умершему уже безразлично, но ранит провожающих его в тот мир.
  3. Протоиерей Владислав Цыпин согласен с церковными положениями о кремации и говорит, что этот процесс является неуважением к телу покойного. Но при этом подчёркивает, что Церковь не категорична в этом вопросе и допускает такой способ погребения.

Таким образом, кремировать православного христианина возможно и допускается Церковью. Но обязательно должны быть перед этим проведены традиционные погребальные панихиды.

Совет! Если есть возможность похоронить человека привычным способом, то лучше придерживаться традиции.

Как православная церковь относится к кремации

Как православие относится к кремации

Православие не запрещает кремирование усопших, не отказывает в поминальной службе, но настоятельно советует выбрать захоронение в землю. Считается, что полное уничтожение тела при его сожжении противоречит учению о Воскресении из мертвых. И дело здесь не в том, что Господь не может воскресить из праха – считается, что Бог восстановит тело из любой стихии: по мнению церкви, люди должны должным образом отнестись к останкам покойного. Немаловажную роль играет и соблюдение традиций, а кремация в представлении православных верующих – опасный отход от них.

Отношение православной церкви к кремации

Официально Русская Православная Церковь не препятствует кремации под угрозой отлучения от Причастия, но не признает кремирование нормой погребения. Кратко отношение РПЦ к кремации можно сформулировать следующим образом: церковь не будет критиковать и запрещать сожжение тела, но настоятельно рекомендует родственникам покойного выбрать традиционный способ захоронения в землю.

Церковь учитывает, что бывают самые разные обстоятельства, препятствующие трупоположению: например, в Японии разрешено только кремирование. С пониманием относится к трудностям с захоронением в больших городах (новые кладбища очень далеко) и выбору кремации из-за финансовых проблем, учитывает и другие возможные ситуации, например, человек скончался из-за какой-то опасной заразы, учитывается и желание самого усопшего. В целом РПЦ снисходительно относится к кремации, но не одобряет её. При этом настаивает, чтобы были проведены все традиционные погребальные обряды.

Кремация или погребение: что лучше для души

Для души человека не имеет значения, каким образом было захоронено его тело: сожжено или предано земле. Что стало с его физической оболочкой, умершего не должно волновать, ведь только праведные дела в течение всей его жизни открывают усопшему ворота в Рай. В жизни ведь бывают разные ситуации, когда тело нельзя захоронить: пожары, катастрофы, просто не нашли: Господь всё равно воскресит тело.

Некоторые считают, что сожжение тела очистит грешную душу, но христианство отрицает это. Единственный путь очищения от грехов – покаяться перед смертью на исповеди. Если же по каким-то причинам человек скончался без покаяния, тем родственникам, которые беспокоятся за его душу, надо молиться в церкви и ставить там свечи за упокой души.

Последствия для живых

Если покойный настоял на кремации, на его близких это никак не отразится – им не о чем беспокоиться. Если же все же сомнения остались, лучше зайти в церковь и поговорить со священником: он выслушает, объяснит, успокоит.

Что делать с прахом

Правила православия настоятельно советую захоронить урну с прахом в земле. При этом не требуется присутствие священника: отпевание проводится перед кремацией.

Как православная церковь относится к кремации

Отпевание перед кремацией

Хотя церковь и отрицательно относится к кремированию, священник всё равно проведет погребальную службу, если этого пожелают родственники покойного. Для церкви важнее молитва по покойному, прощение его грехов и подготовка к воскрешению. Но при этом церковнослужитель обязан напомнить об отношении православия к кремации. Если не удалось провести панихиду перед самой кремацией, отпевание можно заказать позднее заочно в церкви. Учтите, что заносить урну с прахом в церковь нельзя.

Бывают, правда, случаи, когда конкретный священник отказывает отпевать перед кремацией: это его личная позиция и вы должны с пониманием отнестись к ней. Всегда можно обратиться к кому-нибудь другому, объяснить, почему выбрана именно кремация: вам не откажут в помощи.

Поминки после кремации

Зависимо от способа захоронения, погребальные традиции в целом остаются неизменными, в том числе и поминки: они ничем не отличаются от тех, которые проводятся после захоронения в землю Важен же не обряд, а его суть, назначение: близкие усопшего провожают его душу, это день памяти.

Официальные документы

Состоявшееся в мае 2015 года заседание Священного Синода РПЦ выпустило меморандум по вопросам погребения усопших: его можно считать главным руководством по выбору способа захоронения. Основные положения документа:

  • Тело христианина требует особого отношения, так как оно храм Божий.
  • Обычаю предавать тело земле уже не одна тысяча тел.
  • Хотя Бог может воскресить даже при отсутствии тела, в христианских традициях принято воскрешение в телесной оболочке.
  • Кремация не запрещается, но признается нежелательной. Священник обязан донести это до родственников покойного.
  • Урна с прахом должна быть захоронена именно в земле.
  • Церковь поддержит молитвой кремированных, как она это делает при отсутствии тела по каким-то другим причинам.

Кремация в исламе

Кремация в исламе категорически запрещена. По мнению исламских правоведов, тело мусульманина должно одинаково оберегаться как при жизни, так и после смерти, а в хадисе сказано: «ломать кость умершему подобно тому, что ломать её живому». На основании хадиса они пришли к выводу, что запрещено как-то портить тело, уничтожать или сжигать его, даже если так захотел сам умерший. Не допускаются вообще любые посягательства на тело покойного, даже бальзамирование: тело надо как можно быстрее предать земле, лучше в течение суток.

Исключение могут составлять только эпидемии, но в любом случае надо получить разрешение мусульманских властей.

Отношение других религий

Христианство

В целом кремация не рекомендуется, но и не запрещена. Но в христианстве имеется много ответвлений, каждое из которых может иметь на этот счет свое мнение. Например, католицизм последовательно выступал против кремации, но в 1963 году запрет был снят. Протестантство к вопросу кремации относится в целом спокойно, предоставляя выбор способа погребения на усмотрение усопшего и его родственников.

Есть среди христианских концессий и те, которые не приемлют кремацию ни при каких условиях: к таким ортодоксальным ответвлениям относится, в частности, греческая церковь.

Иудейство

Еврейские традиции категорически запрещают кремацию, так как еврейская вера гласит, что душа и тело воссоединяются после смерти: получается, что тело священно и должно быть предано земле.

В то же время допускаются надлежащие похороны праха, если усопший не был воспитан в еврейской вере и был кремирован против своей воли.

Буддизм и индуизм

Испокон веков в Индии предпочитали сожжение трупов их захоронению в земле, более того, многими она считается обязательным этапом прощания с усопшим.

Другие вероисповедания

В большинстве других, не столь многочисленных религиях в наше время кремация разрешена или, по крайней мере, не преследуется: различные языческие верования, синтоизм, джайнизм, свидетели Иеговы.

Как православная церковь относится к кремации

МОСКВА, 12 сен — РИА Новости. Межсоборное присутствие Русской православной церкви подготовило и вынесло на широкое всецерковное обсуждение проект документа «О христианском погребении усопших», в котором, в частности, определяется отношение Церкви к распространившейся в последнее время практике кремации, сообщил в четверг РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

«Тема, связанная с погребением усопших, иногда возникает в обществе в связи с практикой кремации. Собственно, изначально тема, предложенная к рассмотрению, касалась как раз отношения Церкви к кремации. Но комиссия Межсоборного присутствия немного ее расширила, и в итоге получился тот проект документа, который сейчас опубликован на сайте Русской православной церкви и направлен в епархии для получения отзывов», — сказал Тутунов.

Как говорится в проекте документа, погребальные обычаи христиан определяются тем, что «на основании Божественного откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших» и «относится к телу христианина как к храму Божию».

«Исходя из свидетельств церковного предания, Архиерейский собор не может признать кремацию нормой обращения с телами почивших христиан, соответствующей вере Церкви, и призывает пастырей в подобающей форме разъяснять это верующим», — говорится в опубликованном проекте.

Вместе с тем, отмечается в нем, «Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии». И многие мученики, причисленные Церковью к лику святых, «не получили христианского погребения… что не лишило их вечного спасения и славы Небесного Царства».

«Памятуя об этом, Русская православная церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции. Это особенно относится к странам, где кремация является частью преобладающих обычаев местной культуры, как, например, в Японии, где организация захоронения в земле для большинства граждан крайне затруднительна», — говорится в документе.

О чем еще высказывалась РПЦ

Об алкоголизме и наркомании. «Алкоголизм — одна из самых страшных болезней современного общества, и не только в России, но и во всем мире. Чуть меньше года назад Священный Синод принял аналогичный документ (проект концепции РПЦ по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма — прим. ред.), касающийся наркотической угрозы. Тема алкогольной угрозы не менее актуальна, и здесь предпринята попытка обобщить нашу практику, практику борьбы Русской православной церкви с этим злом в обществе», — заявил заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов). Читайте подробнее >>

Об абортах. «Аборт это убийство, это однозначная, определенная позиция Церкви, но это не значит, что нам нужно расстреливать и подводить «под статью» тех, кто его сделал», — сказал глава синодального информационного отдела Владимир Легойда. Читайте подробнее >>

Об электронном учете. «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями, — говорится в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», — Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством…Церковь, участвуя в дискуссии о методах учета, не оправдывает тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели, но защищает право граждан жить в обществе в соответствии со своими убеждениями и принципами».

Об ЭКО. «Применение этой технологии нужно соотносить с нравственными ценностями — ценностями супружеской верности, целостностями семьи и личности, уважения к эмбриону, то есть развивающему человеку», — заявил глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

Как православная церковь относится к кремации

О феминизме. «Считаю очень опасным явление, которое называется феминизмом, потому что феминистические организации провозглашают псевдосвободу женщин, которая в первую очередь должна проявляться вне брака и вне семьи. В центре феминистской идеологии — не семья, не воспитание детей, а иная функция женщин, которая нередко противопоставляется семейным ценностям. Наверное, неслучайно, что большинство лидеров феминизма — это незамужние женщины», — заявил патриарх Кирилл. Читайте подробнее >>

Как православная церковь относится к кремации

О ювенальной юстиции. «Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран. Показательно, что в национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность», — сказано в «Позиции РПЦ по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции».

Об однополых браках. «Если люди выбирают такой стиль жизни (однополые союзы), это их право, но ответственность церкви — сказать, что это грех перед богом… Нас беспокоит не сам факт существования этого греха — он существовал всегда, нас беспокоит то, что впервые за всю историю человеческого рода грех оправдывается посредством закона», — сказал патриарх Кирилл. Читайте подробнее >>

О гей-пропаганде. «Полагаю, что этот закон (о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних) нужен, что он принят весьма своевременно. Более того, я думаю, что такие же законы нужно было бы вводить и в других странах вместо тех норм, которые вводятся в целом ряде стран Европейского союза, где однополым парам дается право усыновлять детей», — заявил митрополит Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион. Читайте подробнее >>

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Смерть – одно из самых страшных событий в жизни каждого человека. Многие говорят о том, что можно исправить любую ошибку до тех пор, пока еще ты жив. Данное событие приносит немало горя родным и близким тех, кто покидает нас. У разных народов есть свои традиции обряда погребения. Христианство также сформировало свои традиции. Но в современном мире есть определенные реалии, которые диктуют свои условия. Так как цены на традиционное захоронения достаточно высоки, а также количество мест не так уж велико, то распространенно такое явление как кремация. Что говорит церковь о том, можно ли кремировать православного человека?

Как православная церковь относится к кремации

Что значит кремировать

Данной процедурой называют сожжение трупов в специальных печах. В основном его проводят перед погребением. После кремации прах помещают в специальную погребальную урну, после чего она может быть захоронена различным путем.

Первые воспоминания о кремации были зафиксированы еще в эпоху древнего палеолита. В Европе кремация была широко распространена в Древней Греции. Затем она перенеслась в Древний Рим.

В христианстве кремацию считали признаком язычества. Именно поэтому погребение в землю получило большое распространение. До 18 века кремация была запрещена в Европе под угрозой смертной казни. Со временем количество смертей росло и городским властям было сложно справляться с числом умерших. Начали появляться братские захоронения перед домами.

Такие кладбища вызывали эпидемии и смертность росла. После открытия микроорганизмов было определенно, что это является источником опасности для людей. Именно поэтому вспомнили о кремации. Только эту процедуру необходимо было проводить таки образом, чтобы не оскорбить усопшего или его родственников. Обычные костры не подходили, а потому начали строить крематории.

Отношение православия к кремации

Кремировать или хоронить православного зависит исключительно от решения родственников или последнего желания умершего. В настоящее время современные христианские конфессии принимают такое явление как кремация.

Они основываются на словах раннехристианского церковного писателя о том, что он не видит никакого вреда в сожжении, но как и ранее привыкли зарывать трупы в землю. Но православные священнослужители говорят о том, что при выборе кремации или захоронения, стоит выбрать вариант сохранения тела в гробу.

Ответ христианской церкви на вопрос почему нельзя кремировать заключается том, что кремирование не даст возможности родственникам усопшего на утешение и молитву. Хоть это также спорный вопрос. Все зависит от необходимости проведения данной процедуры. Церковь не отрицает проведения данного процесса и не запрещает его, она просто терпимо относится к такому проявлению.

Почему православных не кремируют

Такой вопрос является неправильным. Церковь не запрещает сжигать тело умершего человека. Так, например, Русская православная церковь относится неодобрительно к кремации, но тем не менее не запрещает священникам проведение всех служб по умершим перед сожжением.

В Библии сказано что должна быть прочтена молитва об усопшем после смерти, но конкретно ничего не указано о том, как проводить захоронение тела усопшего. Часто в священных письменах говорилось о захоронении тел в пещерах или в земле. А фраза «из праха вышел и в прах превратится» говорится не о способе погребения, а о том, во что превращается тело после смерти.

Разное отношение к кремации прежде всего обусловлено различным пониманием предназначения человеческого тела или смерти. Это и может вызвать боязнь того, что таким образом мы можем причинить боль или неуважение к телу усопшего.

Погребение после отпевания

На вопрос, можно ли кремировать православного христианина после отпевания можно положительно ответить. Церковь разрешает проводить все обряды после смерти перед сожжением тела. Именно поэтому можно не задумываться о том, что православные погребальные обряды не будут проведены.

По поводу способа погребения есть как минимум два различных толкования:

  • Одни рассматривают сжигание тела как веру в мир неба, куда душа с помощью огня перемещается вместо захоронения в землю.
  • Вторые же говорят, что погребение мертвого тела в землю имеет отношение к языческим обрядам. Тем самым христиане, которые приходят на могилы, чтобы почтить память усопших, также взяты из язычества.

Какой способ захоронения выбрать зависит от желания умершего или его родственников. Но необходимо помнить, что важнее всего будет та память, которую Вы будете хранить в своем сердце о них.

Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.

Как православная церковь относится к кремации

Данный вопрос напрямую связан с другим вопросом, который в свое время (да и сейчас, кстати, тоже) очень волновал многих верующих: как относиться к практике кремации, которая весьма популярна на Западе? Отвечая на такой вопрос, прежде всего нужно понимать, что практика кремации уже не сможет никак навредить умершему, ведь к бессмертной душе человека она отношения не имеет, а каждое тело, по православному вероучению, так или иначе воскреснет в обновленном виде при Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. И, по сути, неприятие практики кремации связано лишь с тем, что она может навредить не умершим, а как раз живым. Каким образом? Тем, что человеческое тело, хоть и бездыханное, обесценивается и представляется чем-то «утилитарным», причем забываются слова святого апостола Павла, который говорит о телах более чем возвышенно: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1 Кор. 6:19).

В отношении к телу, между прочим, проходит очень четкая и явная грань, которая отличает христианство от прочих религий – в основном восточных – и религиозно-философских систем. Так, еще со времен античной философии многие мудрецы полагали, что в человеке важна лишь его душа, а тело – это только некая обуза души. Данная точка зрения, вероятнее всего, своими корнями уходит в дуализм, который противопоставляет душу и тело как доброе и злое начало в человеке. Пожалуй, самый известный античный философ Платон отзывается о теле следующим образом: «Тело подобно могильной плите, скрывающей погребенную под ней в этой жизни душу».

Христианский же взгляд на тело, как мы уже отметили выше, абсолютно противоположен. И это можно подтвердить следующими аргументами: во-первых, сам факт Боговоплощения, то есть то, что Сам Бог принимает человеческую природу, уже показывает важность и значимость тела, ведь если бы тело было злом, как это полагают те же античные философские системы, то неужели Бог, как Высшее благо, его принял? Во-вторых, в самом Новом Завете, повествующем о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, есть немало свидетельств исцелений именно человеческого тела. Да и самое главное событие, которое произошло в нашем мире – Воскресение из мертвых Христа Спасителя – это также еще одно подтверждение ценности человеческого тела в очах Божиих.

Таким образом, христианство – это, пожалуй, единственная религия, которая столь высоко ценит в человеке не только его душу, но и тело, ведь, по словам святых отцов, только полноценный человек представляет собой высшее в этом мире творение – образ и подобие Божие.

Кремация пугает многих православных христиан, поскольку, якобы, противоречит их религии. Так ли это на самом деле?

В мире свирепствует пандемия коронавируса. В странах, стоящих на первом месте по количеству зараженных, трупы людей, умерших от COVID-19, кремируют. В России же пока не выработано единых рекомендаций. Родственникам предлагается два варианта — захоронение в цинковом гробу или кремация.

Кремация с точки зрения логистики и религии

Кремация — это разрушение тела умершего человека под воздействием критически высоких температур. После сожжения трупа остается только горстка пепла. Прах помещают в урну и закапывают в землю, устанавливают в колумбарий или развеивают над землей. Это вполне рационально, с точки зрения логистики. С каждым годом количество свободной земли уменьшается, кладбища закрываются, найти место бывает непросто. В то же время, даже если урну с прахом зарывают в землю, на одной и той же площади урн поместится больше, чем гробов. Здесь все вполне очевидно.

С точки зрения религии, все сложнее. Сожжение тела — языческий обряд. Он практиковался в Древней Руси, Греции и Риме. Существовала подобная традиция и у викингов, которые отправляли своих умерших по воде на горящей ладье. С приходом христианства кремацию запретили под страхом смертной казни. Погребение в землю практиковалось до XVIII века. Но тогда в Европу пришли моровые поветрия, людей, умиравших от эпидемий, стало слишком много. Не было возможности выделять отдельные места на кладбищах, стали образовываться братские могилы. И Европейские правители решили пересмотреть свое отношение к кремации.

В настоящее время сожжение тел умерших разрешено в следующих религиях:

  • буддизм;
  • синтоизм;
  • джайнизм;
  • индуизм;
  • Свидетели Иеговы;
  • различные языческие направления.

Ислам, иудаизм и Греческая православная церковь категорически запрещают этот обряд. Так, в Греции и на Кипре до сих пор нет крематориев. А что говорит Русская православная церковь?

Как православная церковь относится к кремации

РПЦ и кремация

Все, кто хотя бы поверхностно знаком с Библией, знают, что тела хоронят в земле со вполне определенной целью. Тело считается сосудом Божьим, в который помещен Святой Дух. Оно остается таковым даже после смерти, поэтому с телом надлежит обращаться почтительно.

Есть здесь и некая перспектива. В Судный День мертвые должны восстать и предстать пред Богом. Ожидание и подготовка к этому дню лежит в основе православной веры. Но если тело уничтожается навсегда, и от него остается лишь прах, человек уже не предстанет перед Божьим Судом. То есть, кремация, по мнению некоторых священников, разрушает саму основу веры.

Впрочем, не все так категоричны. Многие поддерживают точку зрения Минуция Феликса, который жил в III в. н.э. Он говорил, что сожжение тела не является желательным, но верующие не должны его бояться. Примерно к такому же выводу пришел Священный Синод, состоявшийся 5 мая 2015 года. Тогда был принят документ «О христианском погребении усопших». Кремация по-прежнему не признается нормой. Но она является допустимой, если нет возможности поступить иначе. И желательно все-таки зарыть урну с прахом в земле.

При этом Синод издал еще один документ, который призывает не обвинять людей, выбравших кремацию по тем или иным причинам. Духовники только должны напомнить родным, что погребение в земле предпочтительнее. Однако и в крематории можно служить церковную панихиду. Кроме того, священникам не запрещается упоминать и молиться за кремированных усопших.

В Библии говорится, что при погребение главное — вознести молитву за покойного. Поэтому родственникам нечего опасаться, что они нарушают какие-то церковные каноны. Церковь не одобряет, но не запрещает кремацию, особенно в таких исключительных случаях, как пандемия смертельно опасного вируса. Но пока нет четких инструкций от властей, каждый сам решает, как именно стоит хоронить близкого человека.

Как православная церковь относится к кремации

В Беларуси кремация становится всё более востребованным способом погребения. Особенно это качается крупных городов, где существует дефицит свободных мест на кладбищах, и совсем не редки случаи, когда прижизненным волеизъявлением становится просьба о кремации после смерти, «чтобы было меньше хлопот с захоронением». Такие пожелания высказывают и прихожане христианских церквей. Ритуальные агентства, со своей стороны, готовы обеспечить похороны с кремацией в любом городе республики, организовав доставку покойного в Минск, где действует единственный в Беларуси крематорий.

Как православная церковь относится к кремации

Христианское вероучение о посмертных судьбах души и тела

На первый взгляд, сожжение тела умершего в корне расходится с христианской традицией, с теми способами захоронения, которые упоминаются в Священном писании, и с библейским отношением к человеческому телу. В Книге Бытия сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». Допустимо ли сожжение, едва ли не полное уничтожение такого подобия?

Особое внимание христиан к обращению с телом покойного связано с основополагающими представлениями о посмертии. Согласно им, душа усопшего обретает временное, райское или адское пристанище в соответствии с земными деяниями, а тело пребывает в земле. Настанет День, когда умершие будут призваны на Суд Господень воскрешёнными телесно и духовно.

Поэтому более естественной для христиан представляется неприкосновенность тела покойного.

Однако прихожане Японской православной церкви, насчитывающей 30 000 человек, не имеют возможности хоронить своих единоверцев в земле, так как этот способ погребения в Стране Восходящего Солнца запрещён законом.

Пытливые умы тем временем задаются вопросом, может ли Бог воскресить умершего из пепла, и приходят к выводу, что может, так как Он всемогущ.

Кремация и католицизм

Как православная церковь относится к кремации

Современная католическая церковь допускает кремацию с определёнными и существенными условиями.

В частности, Катехизис Католической Церкви постулирует почтительное и любовное обращение с телами усопших, в вере и надежде на грядущее воскресение. Погребение считается актом телесного милосердия, выражением «почтения к Божиим чадам, тело которых — храм Духа Святого».

Кремация дозволена в том случае, если она не является выражением неверия в воскресение тела, то есть, не предпринята из следующих соображений:

  • стать актом полного исчезновения человека, слияния с матерью природой или вселенной;
  • быть этапом в процессе реинкарнации;
  • окончательно освободиться из «тюрьмы тела».

Кремация и православие

В мае 2015 года Русская православная церковь, к которой относится и Белорусский экзархат, определила отношение к кремации в документе «О христианском погребении усопших». Он был подписан на заседании Священного Синода.

Нормой по-прежнему признаётся захоронение почивших христиан в земле, кремация же считается явлением нежелательным и не одобряемым. Однако Церковь может отнестись к факту кремации тела со снисхождением, если:

  • захоронение в земле не разрешено местным светским законодательством;
  • для традиционного христианского захоронения необходима транспортировка тела на большое расстояние;
  • есть объективные причины, по которым возможна только кремация.

После кремации прах должен быть обязательно захоронен в земле.

Таким образом, при определённых обстоятельствах кремацию допускает и восточная, и западная ветвь традиционного христианства. При этом способе погребения, и даже после того, как кремация проведена, могут быть совершены заупокойные службы.

По телефону +375 (44) 782 97 76 можно узнать о том, как провести кремацию и организовать отпевание покойного. Линия связи ООО «Городская Ритуальная Служба» доступна в любое время суток, информационные услуги бесплатны.

Вопрос и ответ

Кремация христиан-католиков была решительно осуждена Церковью в 1886 году. Вето, наложенное на такой способ похорон, сохранялось до 1963 года и было после глубокой и длительной полемики снято на II Ватиканском Соборе.

Конгрегация вероучения Католической церкви в 2016 году издала специальную инструкцию «Ad resurgendum cum Christo», которая касается захоронения умерших и сохранения праха в случае кремации. Согласно этому документу, «не надо позволять развеивать прах в воздухе, на суше или в воде, или любым иным образом, или также использовать кремированный прах для изготовления сувениров, бижутерии или других предметов».

Этот способ похорон принят ими с 1898 года. Проповедь-прощание произносится как над телом покойного перед отправкой гроба в печь крематория, так и над полученной урной с прахом.

Отношение Православной Церкви к кремации

Вопрос о кремации мало обсуждался в Русской Православной Церкви. На государственном уровне его поднимали в период развития революционного движения 1905–1906 гг., а в 1909 году обсуждали даже в Медицинском совете Министерства внутренних дел, где вырабатывался новый законопроект о погребении умерших, устройстве кладбищ и крематориев. В нем говорилось, что «мертвые должны быть погребаемы на отведенных для сего кладбищах или подвергаться сожжению в особо устроенных крематориях, причем сжигание трупов в крематориях разрешается при условии, если об этом выражено письменное желание при жизни самим покойным (если он совершеннолетний), или родственниками покойного или лицами, на обязанности которых лежит устройство его похорон, если не имеется ясных указаний, что сам покойный был при жизни против сожжения своего трупа». Но это было утилитарное отношение к данной проблеме института государственной власти (пытавшейся решить таким образом «земные» задачи), а не позицией Церкви.

Православной же богословской мыслью вопрос о кремации неизменно разрешался в отрицательном смысле, хотя никакого прямого общецерковного постановления по этому вопросу не было. Прямых канонов, осуждающих сжигание трупов, не существует, но введение такого обычая противоречит церковным правилам, поскольку оно идет вразрез с установившейся с первых веков христианской практикой и церковным Преданием.

Значение же церковного Предания как неписанного законодательства Церкви не может подвергаться никакому сомнению. Как пишет в 91-ом правиле Василий Великий: «Из догматов и проповеданий, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но и те, и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше сказать, обратили бы проповедь в пустое слово».

Из последования отпевания видно, что по окончании последнего тело предается земле: «И тако вземше мощи отходим ко гробу последующым всем людем, предыдущем же священником… И пологаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь персть лопатою, крестовидно мещет сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней… и тако покрывают, яко обычно гроб».

Следует лишь избегать другой крайности по отношению к виду погребения. Если вдруг тело усопшего по каким-либо независящим от него причинам окажется кремировано, нельзя рассматривать этот факт как признак отверженности его пред Богом и выносить над ним свой «приговор». Ведь над кремируемыми, перед тем как тело будет сожжено, Церковь не запрещает совершать отпевание. Противоположное мнение, бытующее среди некоторых христиан – суеверие.

Вот что пишет о кремации в своей книге «Оккультизм в Православии» диакон Андрей Кураев: «Древнехристианский писатель Минуций Феликс: “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”[26]. Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель…».

Таким образом, Церковь не лишает своих чад дальнейшего попечения из-за способа погребения. В случае кремации надо помнить, что когда отпевание будет совершено, икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевание совершается заочно, и урну подхоранивают в могилу, нужно землю, данную священником после совершенного чинопоследования, крестообразно рассыпать на ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать на могиле любого православного христианина. Венчик и разрешительная молитва из гроба не вынимаются и сжигаются вместе с телом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ГЛАВА V. Символы и святыни Русской православной церкви

ГЛАВА V. Символы и святыни Русской православной церкви Символы и символика Русской православной церкви отличаются от символики нашего государства. Ибо государство порой живет по законам насилия и принуждения, в которых не всегда есть место для любви и милосердия.

Положение православной церкви

Положение православной церкви В конце XV–XVI в. наблюдается противостояние церковной и княжеской власти. В середине XV в. перед Русской церковью стояла задача добиться независимости от византийской церкви. В 1439 г. была заключена Флорентийская уния, по которой

Иерархи Русской православной церкви

Иерархи Русской православной церкви Митрополиты до введения патриаршества в 1589 году Леонтий (до 1015); Иоанн (1015–1037); Феопемпт (1037–1048); Илларион (1051–1062); Георгий (1062–1080); Иоанн II (1080–1089); Иоанн III (1089); Ефрем (1089–1097); Николай (1097–1104); Никифор (1104–1122); Никита (1122–1130); Михаил

ГЛАВА XIV. Ордена и медали Русской православной церкви

ГЛАВА XIV. Ордена и медали Русской православной церкви Как говорилось ранее, с победой Октябрьской революции клирикам Русской православной церкви перестали вручать государственные награды, и потому для духовенства была разработана специальная наградная система, но

Патриархи Русской православной церкви

Патриархи Русской православной церкви ИОВ (1589–1607). Первому русскому патриарху, несмотря на всю его деятельность, не все планы удалось претворить в жизнь. Во время его патриаршества было установлено множество праздников в честь русских святых. Кроме того, Иов много

«КАТЕХИЗИС ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

«КАТЕХИЗИС ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» (1823) 115 Един Бог есть в трех лицах. «Пространный христианский катехизис Православной кафолической Восточной Церкви», ч. 1, § 93 ? Отд. изд. – М., 1995, с. 27 Катехизис был составлен в 1823 г. архиепископом (с 1825 г. митрополитом) Филаретом (Дроздовым). В

3.4. Наиболее известные монастыри Русской православной церкви в России и на Украине

3.4. Наиболее известные монастыри Русской православной церкви в России и на Украине 1. Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Основана Сергием Радонежским в 1337 г. (Московская область).2. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в

Акты Русской православной церкви о народной физической культуре. Новый взгляд

Акты Русской православной церкви о народной физической культуре. Новый взгляд Одной из важнейших предпосылок возникновения олимпийского движения является определенный уровень развития спорта. Между тем известно, что современный, академический спорт возник на основе

Отношение

Отношение «Только идиот празднует приближение собственной смерти». – Бернард Шоу о твоём дне рождения. Большинство известных нам цивилизаций, славно живших до нас, относились к смерти с почтением, и только мы почему-то ссым от одного упоминания о ней. Раньше было как:

Хроника кремации
Православный подход к кремации
Суждение батюшек о кремации
Гибель — считается непосредственным действием, в котором завершается подход лица на нашей планете. Люди разных государств, обладают собственными ритуалами и устоями об погребении погибшего. В настоящий период, кремация мертвого, считается зачастую необходимым действием. Весьма немаловажно, суждение РПЦ. Необходимо отметить, то что имеется батюшки, которые отрицательно откликаются об ходе кремирования тела.

Для Того Чтобы осознать суждение РПЦ согласно кремации, следует понять, то что с себе подразумевает эта процедура. В собственной сущности, данный процедура предполагает собою сжигание тела погибшего лица, в высоком температурном режиме. Во следствии чего, с покойника остается только лишь горстка пепла. Затем, останки погибшего лица, придают захоронению. Этот прах переходит членам семьи либо близким, умершего лица, с намерениями дальнейшего захоронения. Многие избегают операции захоронения, рассеивают пепел надо землей, либо помещают урну с прахом в колумбарий.

С финансовой позиции, процесс кремации, считается положительным. Так как места с целью захоронения урны с прахом, необходимо существенно меньше, нежели с целью захоронения всего тела.

С концепции здравоохранения — данное процедура благоприятная. Останки лица никак не наносят ущерба нашей планете, равно как тело, выделяющее ядовитое вещество. С точки зрения экологии, данный процедура никак не сопоставим с иным.

Если сказать о события кремации, то необходимо выделить, то что она существовала в Риме, также в Античной Греции. Викинги, таким образом сжигали тела скончавшихся и посылали в ладьях их останки в океан. Данное совершалось вследствие того,что общество основательно веровало в наличие постоянного существования и оживление усопших.

Православие данный обычай не признало и причислило к языческим ритуалам. В Европе, вплоть до окончания 18 столетия, данному обычаю существовать было не разрешено. Однако, непосредственно в данный промежуток, преобладали эпидемии, также количество скончавшихся существенно росло. Зон, с целью захоронения покойников никак не хватало и начали формировать дружеские кладбища. В то время, подход к сжиганию покойников существенно пересмотрелся.

Иудейство, мусульманство также православный храм Греции и в настоящее время никак не поддерживают данную операцию. В наш период в языческих отраслях, непосредственно индуизме, буддизме, синтоизме также иных, кремирование обладает своей ролью. В Греции вы никак не отыщете ни 1-го крематория. Тут сберегается традиция захоронения погибшего, что рассматривается как нравоучительный процесс.

Кремация в православии

Идолопоклонство породило обычай сжигания туловища, но с целью православных, непосредственно гробница — знак воскресения. Классическое погребение учитывает почести мертвого, равно как Божий сосуд. Уверенность в оживлении предоставляет человеку силы, пережить гибель ближнего лица.

В православном Архиерейском храме, кремацию никак не утвердили нормой с целью захоронения. Однако необходимо выделить, то что храм никак не отбирает поминовения христианин, какие существовали. Наиболее детальные сведения о решениях Российского православного храма, вы сможете прочесть в акте «О христианском погребении усопших».

Возможно заключение, то что православные храмы,четко, как и церковные, советуют метод захоронения классический. Однако кремация категорично никак не воспрещается. Непосредственно человек, еще при жизни, способен найти решение, как поступить со своим телом после кончины.

Если прибегнуть ко Библии, то вы заметите требование, захоронения тела. По этой причине, в панихиду и кремацию, необходимо позвать священнослужителя, для того чтобы осуществить похоронную работу. Как принцип, священнослужитель обращается к прихожанам с просьбой захоронения праха.

Отношение православной церкви к кремации тела умершего

Духовенство свидетельствует о том, что процесс кремации никак не принадлежит к обычаям православия, так как христиане верят в оживление усопших. Кремирование, рушит верование лица во данное действие. Кремирование, а именно осознанное сжигание тела, это процедура противостоящая религии Всевышнего. Если имеется возможность не сжигать тело, то православный храм советует его захоронить согласно христианским обычаям.

Многочисленные батюшки оценивают кремацию, равно как пренебрежение к людскому телу. Какой бы не был выбран способ, останки человекам, по православным понятиям, нужно придать земле.

Ссылка на основную публикацию