Как научиться читать молитвы

Читаем главу 48-ю книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань» вместе с настоятелем храма святителя луки Крымского протоиереем Анатолием Куликовым.

Глава сорок восьмая. Как научиться молиться сим образом

Полагаю, что по прочтении сказанного у тебя родился вопрос: как научиться такой молитве? И вот тебе ответ: учись так именно всегда молиться, т.е. не словом только, но и умом, и сердцем – и научишься. Как научился ты читать? Стал над сим трудиться и научился. Как научился писать? Стал писать и научился. Так научишься и молиться, как показано, если станешь молиться именно таким образом.

Слова молитвенные ты знаешь, конечно, – тебя сызмальства им учили. Они содержатся в наших молитвенниках и церковных богослужебных книгах. Они суть молитвенные излияния, из сердец святых мужей и жен исторгавшиеся, когда, Духом Божиим движимые, они изрекали пред Богом желания сердца своего. В них заключен дух молитвенный; сим же духом преисполнишься и ты, если будешь прочитывать их как должно, как дух какого-нибудь писателя сообщается тому, кто читает его с полным вниманием. Это все испытывают; я думаю, и ты испытывал.

Словеса сии молитвенные собраны в наших молитвенниках, и не предстоит тебе трудиться над собиранием их. Итак, имей молитвенник и в определенные времена для молитвы, обыкновенно утром и вечером, читай положенные там молитвы, вникая в каждое слово, помышляя так, как там изображено, и те же в сердце воспроизвести стараясь чувства, какие движутся в читаемой молитве. Вот и вся премудрость! Так обычно все и делают.

Так обычно делают все – это правда, скажешь. Но отчего же не все имеют молитву достодолжную? Оттого, что делать так делают, т. е. берут молитвенник, становятся пред иконами и читают, но ума и сердца своего сюда не прилагают: ум бродит не зная где, и сердце услаждается своим чем, а не молитвенным. А ты, молясь, и ум свой заключай в слова молитвы, и сердцем своим воспринимай изрекаемое ими – и тотчас ощутишь плод от такого молитвословия.

Итак, словеса молитвенные имеешь, что значит понимать их и чувствовать, знаешь, и это в твоей власти. Стало быть, молитва и успех в ней – в твоих руках. Трудись неленостно, и успеешь. Предложу, однако ж, нечто в руководство к удобнейшему успеху.

1) Потрудись не в молитвенный час, а в другое свободное время, обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе все содержание читаемой молитвы; даже лишь только начнешь какую молитву, ее мысли и чувства предстанут сознанию твоему, и ты будешь произносить молитвенное слово, как бы оно было твое собственное и исходило из твоего сердца, в нем порождаясь, а не влагаемо будучи в него.

2) Потрудись, обдумав и прочувствовав молитвы, заучить их на память. Сделав это, ты будешь молитвы носить в себе. Пока они в молитвеннике, они вне тебя; а когда заучишь их, они станут внутрь тебя, и ты, в каких бы обстоятельствах ни находился, всегда будешь иметь с собой молитвенник свой. К тому же, заучивая молитвы, ты глубже напечатлеешь в себе мысли и чувства молитвенные, нежели как просто только обсудив их и обчувствовав. От такого изучения в тебе образуется молитвенный строй, если будешь не слова только заучивать, но и в мыслях тех и чувствах быть, которые содержатся в молитве. А это наилучший путь к успеху в навыке достодолжной молитвы.

3) Когда настанет время для молитвословия, не вдруг, как только оторвешься от обычных дел, начинай молитвословить, а наперед приготовься к тому: «Постой мало молча, дóндеже утишатся чувства», как учит тебя молитвенник, и воспомяни, к чему приступаешь и что имеешь совершить, кто ты, имеющий молиться, и кто Тот, пред Кем будешь изрекать молитвы твои, и что именно должен ты изречь и как. Такое приготовление делают необходимым – утром одебеление души от погружения в сон и нападение забот о предлежащих делах дня тотчас по пробуждении, а вечером – многообразные впечатления дня и особенно случаи выдающиеся и поразительные, приятные и неприятные. Постарайся все выпроводить из сознания, чтоб дело молитвы заняло потом все твое внимание и ей одной исключительно мог ты посвятить предлежащее время. Случаи поразительные, если не успеешь управиться с ними, обращай в предмет молитвы или благодарения, или испрашивания помощи и избавления, или предания их и себя, и всего своего в волю Божию.

4) Пред самым началом молитвословия поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог видит и слышит тебя, что Он не отвращается от молящихся, но благоволительно взирает на них и на тебя в час молитвы сей, и окрылись упованием, что Он готов и исполнить, и действительно исполнит прошение твое, если оно душеполезно для тебя.

5) Настроясь так, изрекай молитвы свои, всеусильно углубляясь в них и всячески заботясь о том, чтоб они исходили из сердца как твои собственные, хотя они заученные. Не дозволяй вниманию своему отклоняться инуды и мыслям твоим улетать на сторону. Как только осознаешь, что это случилось, возврати мысли свои внутрь и начинай опять молитвы с того пункта, с которого внимание твое отклонилось на другое что. Заметь, что внимание не рассеивается, когда сердце бывает в чувствах молитвенных. О сих чувствах потому и пекись паче всего. Не дозволяй себе спешить в молитвословии, а все его благоговейно, как священное дело, с терпением доводи до конца.

6) Если среди молитвословия в таком настроении и порядке какой-нибудь предмет молитвы особенно падет тебе на сердце, окует твое внимание как по обстоятельствам близкий к тебе и вызовет у тебя собственное молитвенное слово, не попускай сему случаю пройти мимолетно, но остановись на нем и молись своим словом, пока удовлетворится породившееся молитвенное чувство или потреба.

7) Если потрудишься так совершить молитвословие, то вынесешь из сего молитвенное настроение, которое позаботься сохранить сколько можно в силе. Для сего не тотчас кидайся на обычные дела и никогда не думай, что, совершив свое молитвенное правило, ты все кончил в отношении к Богу и что тебе можно теперь дать волю своим мыслям и чувствам. Нет, ты и во весь день должен стараться держать себя так, как был на молитвенном правиле. Чтоб это поддержать, не забывай, что пред Богом ходишь и Его десницей держим еси над бездной ничтожества, и содержа сие в мысли, всякое дело свое, и большое, и малое, совершай, как Бог того хочет, у Него испрашивая на то благословения, и ко славе имени Его обращай все. Действуя так, ты до самого вечернего своего молитвословия дотянешь в добром молитвенном настроении. Совершив и вечернее правило таким же образом, ты ночь проспишь добре. И вот у тебя сутки доброго молитвенного настроения. Проводи так день за днем, и в несколько месяцев, а может быть, и недель, сделаешься сильным молитвенником, и молитва, как неугасимая лампада, начнет непрестанно теплиться в сердце твоем.

8) Приложу и еще одно правильце, именно – непрерывность такого делания молитвенного, от начатия его до преуспеяния в нем… Если же ныне ты хорошо помолишься и подержишь себя в молитвенном настроении, а завтра дашь себе волю и проведешь день распущенно, то, так действуя, никогда не успеешь в молитве. Это будет то же, что строить и разорять… И можно дойти до того, что молитва совсем заглохнет и душа сделается негожею для нее. Начавши, надо терпеливо пребывать в молитве, не ослабевая и себе не поблажая льготами и вольностями.

Как научиться читать молитвы

Вы можете молиться дома или на улице, но как правильно молиться Богу, чтобы Он услышал и помог в твоей нужде? Говоря простым языком, молитва — это обращение к Богу. Бог хочет, чтобы мы с Ним общались и разговаривали. Точно так же, как и наши разговоры друг с другом, разговор с Богом может быть разным. Молитва может быть благодарственной, в которой человек благодарит Бога за что-то. В молитве человек может просить что-то у Бога — защитить его от чего-то, дать ему что-то, избавить его от чего-то. Молитва может быть в виде вопроса, когда человек просит Бога показать ему что-то или объяснить что-то. Библия является великолепным примером различных молитв!

Молиться о хлебе насущном

Однажды ученики Христа подошли к Иисусу с просьбой научить их правильно молиться. Вот эта история:

Однажды Иисус молился в уединённом месте. После того как Он кончил, один из Его учеников сказал Ему: «Господи, научи нас молиться, как Иоанн научил своих учеников». И сказал им Иисус: «Когда молитесь, говорите: Отец, да святится имя Твоё, да наступит царство Твоё. Хлеб наш насущный дай нам каждый день, и прости нам грехи наши, как мы прощаем тем, кто должен нам. И не подвергай нас искушению». (Евангелие от Луки 11:1-4)

Если хотите, чтобы Бог услышал вашу молитву, возьмите эту молитву за образец. Не надо повторять ее или заучивать. Нигде больше в Библии Иисус не молился таким образом. Другими словами сила молитвы никогда не заключалась в определенных словах, произнесенных определенным образом. Нет никаких молитв, произнеся которые, можно смело надеяться на определенный результат. Поэтому не верьте тем, кто говорит, что есть какие-то особые молитвы, чтобы Бог услышал, на каждый особый случай. Есть только вы, Бог и то, что у вас на сердце.

Бог смотрит на сердце молящегося, а не на слова, которые он произносит. Лучше всего это объяснить на примере общения детей и родителей. Или сына и Отца. Как бы вы хотели, чтобы ваши дети общались с вами — заученными стихами, в надежде на то, что благодаря этому вы исполните их просьбу? Или вы хотите, чтобы они говорили простыми словами, от сердца, обо всем, что у них на сердце? Вот так и с Богом. Нигде в Библии Бог никогда не учил о том, что надо заучивать определенные виды молитв и повторять изо дня в день перед Ним.

В этой молитве Иисус Христос учит о том, что мы должны призывать Царство Божье, чтобы оно пришло и наступило. Молиться за Его волю, а не за свою. Она учит о том, чтобы мы в скромности своей просили о том, что нам необходимо на текущий день. Она учит о том, что мы должны просить прощения у Бога в молитве и должны прощать тех, кто причинил нам боль. В целом эта молитва о скромности, если посмотреть внимательно.

Молиться Богу и не болтать попусту

И когда молишься, не болтай попусту, как язычники, которые считают, что будут услышаны благодаря своему многословию. (Евангелие от Матфея 6:7)

Библия говорит, что лучше сказать от сердца пару предложений Богу, чем наговорить ему много красивых и правильных слов. В Библии есть пример молитвы законника и мытаря. Первый очень сильно восхвалял себя, а второй сказал лишь пару слов, зато каких:

А сборщик налогов стоял в стороне и, не осмеливаясь даже глаз поднять к небу, молился со всем смирением перед Богом, говоря: «О Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» (Евангелие от Луки 18:13)

Интересно, что кажущийся более праведный законник не угодил Богу своей молитвой. И произошло это не из-за слов, которые он говорил, а из-за сердца, которое у него было. А вот мытарь ушел из храма угодившим Богу своей молитвой, состоящей всего из нескольких слов. Хотите, чтобы Бог вас услышал? Хотите научиться правильно молиться, молитесь как мытарь, тогда Бог вас услышит.

Где правильно молиться Богу?

И когда молишься, не уподобляйся лицемерам, которые любят стоять в синагогах и на углах улиц и молиться напоказ перед людьми. Истинно говорю: им уже дана награда полная. Ты же, когда молишься, скройся в задней комнате и, закрыв плотно дверь, молись Отцу своему тайному, и Отец твой, видящий тайное, вознаградит тебя. (Евангелие от Матфея 6:5-6)

Если вы хотите, чтобы Бог вас услышал, то можете не думать об особом месте молитвы. Молиться можно в любом месте, где вам удобно. Неправильно молиться напоказ. Бог все равно видит ваше сердце, для кого вы это делаете. Не надо ходить в специальные места для молитвы. Бог находится повсюду! Чтобы Бог услышал молитву и помог, не надо идти в какое-то особое место. Нет особых мест, где Бог слышит вас лучше или хуже. Бог слышит вас везде, если вы обращаетесь к Нему искренне и с верой! На улице, дома, в автомобиле, лежа в кровати, вставая утром, на работе и в любом другом месте.

Если вы хотели больше узнать о молитве, напишите нам через раздел контакты.

Как научиться читать молитвы

Многие знаю, что нужно молиться, обращаться к Богу в своих мыслях полезно, иногда необходимо, но не все знаю, как именно это делать. Иногда мы просим Бога помиловать, то есть отпустить своих согрешения, спасти и сохранить своих родственников, любимых. Возникает так, что заучив какую-либо конкретную текстовую молитву, произнося ей, не молиться душой, не впускает Бога в жизни. Большинство людей, заходя в Храм, обращаясь к Богу, не знают, с чего начать. Есть ситуации, при них даже мало верующие начинают подобие молитв, отчаянии, непростых ситуациях, как говорили в войну, с молитвой, в атаку безбожники поднимались.

Что такое Молитва

Есть понятия, на их примере, возможно, выявить определение, молитва – особая частица духовной жизни верующих людей, обращение к святым в словесном или мысленном формате. При первой форме, даёт право на фиксацию, прочитать, выучить текст.

Как научиться читать молитвы

Есть много познавательной литературы, содержащей различные форматы. Не будем углубляться, если только пришли к желанию познать духовность, правильно общаться с Богом, не перезагружайте себя информацией. Возможно, появится вопрос, допускается ли молитвы своими словами, не по тексту, безусловно, да, но не перебарщивайте. Дело в том, что нам сложно просить истинное необходимое, по этому лучше молиться текстами, написанными святыми мудрецами. С точки зрения развития, лучше употреблять грамотно составленную молитву.

С чего начать молитву

Сам процесс обращения, диалога со Святыми не доклад, а беседа, просьба. Многие не знаю, как начать, не понимают, с чего лучше, это не страшно, было бы искреннее желание. Психологи, изучая силу молитвы, пришли к выводу, как благоприятно она может влиять на человека. Они выявили некую методику, о том, с чего начать и научиться делать это верно. Решение принять Бога, общаться с ним, нужно принять не от страха и тому подобного, оно должно прийти само, с добрыми побуждениями, на всю жизнь. Важно не совершать распространённую ошибку – перестать молиться, когда, кажется, что ничего не получиться и делается это в пустую. Вера, вот истинный помощник в этом. При первых действиях знакомства с Духовным миром, очиститесь от плохих мыслей. Эти эмоции сложат преградой на пути к счастью, успеху, продолжая молиться, несмотря не на что, негатив сам уйдёт из Вашей жизни. Любой страх, можно преодолеть с помощью молитвы, главное верить.

Как научиться читать молитвы

Когда именно это делать, не серьёзных правил. Молитесь при первом же возникновение желания. Но нет необходимости произносить каждые пять минут Отче наш, лучше всего, делать это два раза в день, утром, сразу после пробуждения и вечером, перед сном. Этим Вы сформируете правильную привычку, это не сложное занятие и можно приучать даже детей. Как сказано в Евангелии, что попросите в молитве, верьте, что получите и будет вам.

Как молиться дома

Встав с пастели, утром, поблагодарите Господа за возможность просыпаться, за дни покоя, да просто за сон даже. Спокойно приведите себя в порядок, расположитесь перед иконой, зажгите лампаду от свечи, всех простите, и только так, Вы можете начать утреннее чтение молитвослова. При достаточном времени, прочтите любую главу из Евангелия. Всегда помните золотое правило, эффективнее прочитать одну молитву, но сердечно, искренне, нежели при напряжённой идеи, скорее закончить и побежать дальше. Уходя, произнесите краткое прошение – «Отрицаю тебя, сатана, гордыне твоей и служению и сочетаюсь Тебе, Христе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». На протяжение всего дня, больше вспоминайте Бога, при возникновении негативных помыслов, обратитесь мыслями к Нему.

Как научиться читать молитвы

Перед сном, поблагодарите за всё случившееся и покайтесь за всё недостойное. Вечернею молитву следует начинать аналогично, важно чтобы Вы, Ваши мысли дух были спокойны, и чтобы никто не помешал Вам.

Какие есть молитвы

У новичков возникают такие вопросы, каким образом произносить текст, на каком языковом наречье. На богослужениях, используется особый язык – церковнославянский. Конечно в своём обращении, нет необходимости в этом знании, Вы можете общаться с Богом на том диалекте, котором привыкли говорить.

Не достаточно знать, как верно это делать, принимать счастье в жизнь, Вам необходимо исключить вредные привычки.

Как научиться читать молитвы

Церковь не поддерживает, принимающих наркотики, алкоголь, никотин. Вы сами должны понять, как сильно это ограничивает, неся негатив. Молитвенное обращение, бывает предельно кратким. При первых этапах знакомств с ней, сделайте свой выбор с предельно простых, в которых Вы сможете сконцентрироваться. Господу нет нужды в словах, Ему нужна душа, слова вторичны. Одной из достаточно сильных и простых молитв, является Отче Наш. Её текст можно произносить всегда, где бы не находились. Главное понять саму молитву и её смысл, если текст её не понятны Вам, то к Бога не дойдёт. По этому, весомо вникнуть в текстовый смысл, для глубокого переживания. Возможно, пока сложно понять длинный текст, находящийся в Библии, пробуйте краткие, к примеру: «Господи, помилуй», «Господи, спаси и сохрани», «Боже, милостив, буди мне, грешному».

Зачем молиться

Некоторые из-за страха не знаний, пренебрегают приобщением к церкви, идут туда в крайнем случаи, прибывая в отчаяние. Да, конечно церковь может Вам помочь, но стоит её посещать и без таких необходимость, просто в любое время, без повода. Лучше приходить туда в радостном настроении, не бойтесь, Вас за отсутствие знаний, как молиться, никто не осудит.

Как научиться читать молитвы

Само действие молитвенное является не только монологом, прошение, обращение, а ещё и получением ответов. Исходя из этого, важно уметь и молчать, вслушаться в тишину, открывающееся нам при помощи молитв. Произнося обращение, необходимо быть искренним, честны, естественным по природе своей, для общения с Господом, нет нужды выдумывать, оправдываться, не нужно подбирать тематику. Просите помимо за себя, и о родственниках, близких, даже о врагах. Обращаться можно не обязательно исключительно к Богу, также к Божией Матери, Ангелам Хранителям все они наши заступники. Вспоминая покинувших нас, близких людей, молимся за умерших, для того, чтобы Господь дал им мир и покой.

Учите тексты молитв, вникайте в глубину смысла, и верьте, чтобы они проникая через наше сердце, достигали Бога.

Напишите свой комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Многие люди, только начинающие свой путь в Церкви, только встающие на путь, ведущий к спасению, не сразу принимают многие правила, которые существуют в православной церкви. Они задаются вопросом, зачем, например, нужно молиться утром и вечером, читать непонятные молитвы? Ведь можно обратиться к Богу коротко, своими словами? Об этом сегодняшний разговор.

  1. Смысл утренних и вечерних молитв
  2. Как научиться молиться?
  3. Можно ли молиться своими словами?
  4. Почему нужно молиться на непонятном церковнославянском языке?

Смысл утренних и вечерних молитв

Молитвенное правило в православной Церкви – это не самостоятельные, исключительные действия. Их можно сравнить с частями единой системы, например, часового механизма. Отказывает крутиться одна, самая малая шестеренка, и все – часы не работают, они не выполняют своей функции – показывать правильное время. Так же происходит и с утренними и вечерними молитвами. Если их исключить из своей жизни, то главная цель её – спасение души – не будет достигнута, функция не будет исполнена.

Стоит обратиться и к своей совести, а она у человека, который задается вопросом необходимости молитв, обязательно есть, ведь он, хотя бы, знает об их существовании! И у совести спросить – если я малознакомому соседу каждое утро желаю «Доброе утро», а вечером говорю ему «Добрый вечер», то почему я Богу не обращаю приветствия, пожелания и благодарность? Пусть они подлиннее, чем обращенные к человеку. Но и роль Господа в моей жизни, куда как более значительна, чем роль соседа по подъезду. И что ответит совесть? Она ответит: «Да, к Богу также нужно обращаться утром и вечером».

Как научиться молиться?

Ни один человек в современном мире не может похвастаться тем, что он умеет приносить Господу самые совершенные молитвы. Их умели творить только Святые, которые даже после смерти творят чудеса, даря людям через свои образы и мощи исцеление и помощь. А люди лишь пытаются достичь высот богообщения и искренности своих молитв, полного поглощения и взаимосвязи в беседе с Ним. Нужно учиться и тренироваться в постижении этого искусства, которым владели Святые – общаться с Богом.

А раз мы учимся, то это значит, должны тренироваться, как художники, музыканты, спортсмены — повторять одно и то же действие, пока оно не станет совершенным, отработанным до мелочей.

Так происходит и с молитвой. Читая тексты, которые составлены самыми великими богословами и святыми православия, мы постепенно постигаем их. В какой-то момент, вдруг, открывается истинный смысл ранее привычного текста, снисходит откровение, которое может поразить до слез: «Как можно было раньше этого не понимать?»

Можно ли молиться своими словами?

Не только можно, но и нужно, если нет в памяти нужного текста, то, разумеется, на каждый случай найдется простой человеческий язык, понятный Богу.

Но все время молиться своими словами – это неверно. Ведь в таком случае не на что ориентироваться. Нет эталона, с которым можно себя сравнить. А так ли молился Иоанн Богослов, Василий Великий? Так ли они обращались к Богу, так ли благодарили его? Качественно ли творим мы свои молитвы?

И когда сравниваешь свои простые слова с их текстами, то понимаешь, что лучше и невозможно сказать, чем написано в утреннем и вечернем правиле – полно, всеобъемлюще, красиво и достойно Самого Бога.

Почему нужно молиться на непонятном церковнославянском языке?

Встречный вопрос – почему медики и биологи используют латынь для терминологии? Почему песни Битлз звучат уникально только на английском, а в переводе – уже совсем не то?

Так и церковнославянский язык – именно его красота и уникальность способна выразить всю величественность и незыблемость богослужений.

Церковнославянский – это древний русский язык, и большинство слов в нем понятны и созвучны современным. А те пара сотен уникальных слов, которые сегодня не входят в русский язык – это разве преграда для современного человека? Да мы ежедневно осваиваем десятки новых иностранных слов в повседневной жизни. Неужели так трудно освоить и слова, которые входят в сердечную молитву? Нужно пару раз заглянуть в словарь, и все встанет на свои места, текст откроется во всей полноте своего смысла. И после этого перевод на русский язык будет казаться вам грубоватым и не достойным Того, к кому он обращен.

А время, которые люди тратят на чтение утренних и вечерних молитв – по 20-30 минут, это та жертва, которую мы приносим Богу. Что еще люди способны Ему дать, кроме молитвы, если все, что они имеют, это дано им от Него?

Молитесь, учитесь — настойчиво и терпеливо. И Господь отблагодарит вас.

Религиозные люди молятся. Молятся в храме, молятся дома. Молятся утром и вечером. Перед началом и завершением своих дел. Молитва привычна для церковных людей. И все же каждый раз, когда возникает разговор о молитве, всегда возникает много вопросов, недоумений. Особенно от людей малоцерковных или вовсе нецерковных можно услышать: зачем молиться по молитвослову; зачем молиться написанными молитвами, когда я могу молиться своими словами?

Как научиться читать молитвы

Сама постановка вопроса, предполагающего противопоставление молитв «готовых» и молитв своими словами, является изначально неверной. Молитва по молитвослову и молитва своими словами не являются взаимоисключающими.

То есть, если молимся по молитвослову, это не значит, что нельзя или не нужно молиться своими словами, и наоборот: если молимся своими словами, то это не подразумевает, что не следует молиться по молитвослову.

Однако те, кто задает вопрос о том, зачем молиться по молитвослову, когда я могу молиться собственными словами, как раз предполагают, что молитвослов, или, как часто говорят, готовые молитвы, не нужны.

Так ли это? Прежде чем ответить на этот вопрос, напомним, что такое молитва. Об этом написано и сказано очень много, но мы обратим внимание на то, что есть практически во всех молитвах: просьба. Приведем пример из Писания. Единственная молитва, данная Господом Иисусом Христом, «Отче наш» содержит прошения: о хлебе насущном, об избавлении от искушений и лукавого. Прп. Максим Исповедник так определяет, что такое молитва: «Молитва есть испрашивание того, что Бог, свойственным Ему образом, обыкновенно дарует людям». Как видно, святой отец характеризует молитву как испрашивание, то есть просьбу.

И что же, спросите вы, нельзя просить о чем-то Бога своими словами? Конечно, можно. Только вот в чем вопрос: о чем должно просить Вседержителя? И как это делать?

У апостола Павла есть такие слова: «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).

Итак, по апостолу, оказывается, что мы не знаем, о чем молиться. Как понимать эти слова? Ведь все мы вроде как знаем, о чем нам молиться. Прп. Ефрем Сирин, толкуя это выражение апостола, пишет, что мы не знаем, о чем молиться, в том смысле, что не ведаем, что нам полезно, что нужно просить в молитвах. Мы, замыленные страстями и будничностью, будем наполнять молитвы теми просьбами, о которых, по сути своей, не нужно говорить, «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:7–8).

Бог и так знает, в чем мы имеем нужду в этой земной жизни, и каждый раз, когда мы будем просить у него здоровье, благополучие и т. п., то наши молитвы ничем не будут отличаться от молитв нехристиан. В каком-то смысле молиться об этом естественно для человека, но для любого, даже для язычника.

Господь Иисус Христос перед тем, как дать ученикам молитву «Отче наш», говорит: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6:7). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что это многословие есть не что иное, как просьба о вещах мира сего: богатстве, удаче, успехе и т. п.

Пусть каждый сторонник того, что достаточно молиться только своими словами, честно ответит на вопрос: о чем он молится своими словами?

Уверен, что молитва будет сведена к прошению о вполне земных, или, правильнее сказать, приземленных вещах. Но ведь сказано: не будьте как язычники… не смотрите на Своего Бога как на исполнителя желаний. Бог не исполнитель наших желаний, а домостроитель нашего спасения.

Я далек от мысли, что христиане не должны просить о чем-то посюстороннем, например, о здоровье, о мире, о благополучии. В конце концов, даже в церковных молитвах есть прошения об этом.

Нет, суть в другом: христиане должны молиться не столько об этом, сколько о спасении, о покаянии, об изменении жизни. Вот в чем смысл христианской молитвы, которая, по слову апостольскому, должна быть постоянной: «Будьте постоянны в молитве» (Кол. 4:2).

И все же: неужели нельзя молиться о спасении своими словами? Самый короткий ответ: попробуйте. Проведите эксперимент: молитесь о спасении своими словами утром и вечером хотя бы 10 минут. И посмотрите, каков результат. Вы бросите так молиться на второй-третий день потому, что для 10 минут молитвы у вас не хватит слов, образов, выражений. Именно так.

Молитва, конечно, не только слова. И даже не столько. «Молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18), – сказано у апостола Павла. Свт. Феофан Затворник пишет: «Молитва есть возношение ума и сердца к Богу».

И все же это возвышение должно с чего-то начаться. С чего же? С видимой стороны молитвы, со слов и постоянства молитвенного правила.

Написанные молитвы учат, как и о чем нужно молиться. Они написаны святыми, которые молились в пустынях и лесах десятилетиями и научились, как и о чем молиться. И этот опыт зафиксирован ими в молитвах, именующихся пренебрежительным словом «готовые», как будто речь идет о каком-то полуфабрикате.

Опыт жизни свидетельствует в пользу правильности рекомендации молиться по молитвослову. Представим себе, что-то кто учится на факультете журналистики и хочет научиться хорошо писать. Или юрист желает научиться выступать в суде. Или студент литературного института стремится к овладению красивым художественным стилем. Что посоветует ему преподаватель? Конечно же, больше читать признанных классиков в каждой из этих областей! Это даст возможность в процессе обучения понять и перенять уже имеющиеся достижения в конкретной сфере. И только после этого можно начинать писать речи, выступления.

Таким образом, исходя из практики жизни, каждый, кто хочет научиться молиться, должен начать с классики: читайте молитвы, написанные святыми.

Как научиться читать молитвы

Как научиться молиться Богу?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Что нужно сделать, чтобы молиться внимательно? Какие силы души должны быть включены в молитву? Как сохранить свое сердце для молитвы? Что в нашей жизни несовместимо с молитвой?

Отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):

«Отреши свои мысли от обычных житейских дел, затем посвяти несколько минут размышлению как приготовлению к молитве. Вспомни о времени, которое определено нам для нашей земной жизни. Оно бежит, как раскручивающаяся нить, и наступает неизбежный конец: может быть – сегодня, может быть – через месяц, может быть – через десятки лет. Конец неизвестен, но неизбежен. За этот период мы должны подготовиться к вечности, которая не имеет конца.

Затем подумай о смерти – итоге нашей жизни, – за которой следует суд, а за ним ад или рай; подумай о Промысле Божием в твоей жизни, который ведет тебя к спасению, а ты постоянно сопротивляешься ему.

Затем скажи: «Душа моя, надо спешить, время проходит скоро, остановить или возвратить его невозможно. Надо собрать сокровище, с которым ты отправишься в свой последний путь, это сокровище – имя Иисуса Христа, которое станет в будущем веке для тебя всем: светом, дыханием, пищей, питием и одеждой благодати, в которую облечены святые; оно станет для тебя неисчерпаемым источником жизни.

Вложи это имя в свое сердце, как драгоценные камни в сокровищницу». Скажи душе своей: «Все видимое рушится и исчезает, только невидимое вечно. Диавол под тысячами предлогов отнимает время жизни, чтобы твоя душа оказалась в час смерти пустой». Затем начни молитву.

Первое условие: произноси молитву так, как будто говоришь ее первый раз в жизни.

Второе: произноси ее так, как будто ты раньше не знал ее, а теперь должен запомнить навечно.

Третье: мысленно возвратись к своему детству. Вспомни себя малым ребенком, который только начинал знакомиться с миром: все, окружающее его, казалось ему тайной. Но он чувствовал своей душой в видимом мире присутствие мира невидимого. Молись так, как молился бы малый ребенок.

Четвертое: не предпочитай никакое дело молитве, никакие блестящие мысли – имени Иисуса Христа. Если ты станешь глубоко молиться, как сказал один старец, «круто» молиться, то демон начнет отвлекать тебя от молитвы целым фейерверком «блестящих мыслей», но ты предпочти бедность со Христом. Во время молитвы демон будет предлагать тебе различные планы, обещая успех в земных делах. Но ты задай самому себе вопрос: «А каков конец всего этого?». И увидишь, что все на земле рассыпается, как горы песка, что богатство, успех и слава остаются у порога смерти, а чаще оставляют человека еще при жизни, как коварные друзья.

Как научиться читать молитвыПятое условие молитвы: это послушание, оно освобождает ум от помыслов. Когда человек предоставлен себе, то при решении вопроса один помысл противостоит другому, душа находится в неуверенности и сомнении, а в своем сердце человек не может различить притаившиеся там страсти. Послушание вносит в душу человека мир и высвобождает ее силы для молитвы.

Какие силы души должны быть включены в молитву? Воля, которая удерживает молитву в сознании, ум, который вникает в слова молитвы, чувства, которые согревают молитву и сливают ее с душой.

Трем силам души соответствуют три силы духа: воле соответствует внимание; рассудку – внутренний логос и способность проникновения в глубь явлений и предметов, видение причин и конечных целей, способность интуитивного познания духовного мира; эмоциям – особое религиозное чувство, как переживание общения с духовным миром, как познание благодати Божией, как внутреннее удостоверение в истине. Духовные способности и силы пробуждаются через молитву. В молитве происходит единение духа и души, их сил и свойств. В молитве тройственность сил духа и души становится единым познанием Бога, образно говоря, единым «локатором», улавливающим Божественный свет. Из трех сил души наименее поражен грехом рассудок: хотя он и бывает пленяем страстями и эмоциями, но по временам возвышается над ними и вступает с ними в борьбу.

В молитве рассудок первенствует, он призывает себе на помощь волю. Воля удерживает слова молитвы перед очами рассудка и собирает рассеявшиеся мысли воедино, как пастух собирает овец, отбившихся от стада. Рассудок как бы высвечивает слова молитвы, и чувство наконец начинает откликаться на них. Молитва становится переживанием человеческого сердца.

Иногда сильные жизненные потрясения пробуждают чувства и включают их в молитву. Но обычно нужен труд. Слова молитвы действуют на наше затвердевшее сердце, как струя воды, которая падает на камень и постепенно пробивает его. Были люди, которые сразу же получали дар непрестанной молитвы, но это исключение. Обычно то, что легко приобретается, легко теряется. Поэтому Господь по мудрости и милости Своей не тотчас дает нам дары, чтобы мы вскоре же не потеряли их.

Тот, кто занимается Иисусовой молитвой, со временем начинает чувствовать, что это – высшее делание человека, что обычная речь по сравнению с молитвой груба и пуста, что мирские занятия несут в себе холодную мертвенность, что без молитвы само человеческое бытие ничтожно. Он начинает любить молчание, в котором слышит песнь вечности. Любя людей, он прячется от них, перестает интересоваться делами и новостями мира, чтобы они, проникнув в его сознание, не нарушили молитву, не заглушили ее своим шумом. Он бережет молитву от соприкосновения с миром, как мать бережет младенца от палящего солнца и дыхания зимней бури.

Есть вещи, совершенно не совместимые с молитвой. Это чтение современных журналов и газет; это телевизор, который стал хозяином дома. Дух Святый – это Дух чистоты и целомудрия. Молитва делает сердце человека храмом Божиим, а в этот храм человек впускает, словно приглашенных гостей, убийц и непотребных женщин и наслаждается зловонием греха. Благодать Божия покинет такого человека. В душе, распаленной страстями, в уме, где водворяются образы насилия и разврата, как может пребывать Христос? Поэтому тот, кто не имеет решимости выбросить телевизор из своего дома, никогда не сможет приобрести Иисусову молитву. Это будет не молитва, а сочетания звуков без внутреннего смысла. Такой человек будет похож на хозяина, который провел в свои комнаты канализационные трубы и затем приглашает туда гостей.

Как сохранить свое сердце для молитвы? Спрашивай себя во всех случаях жизни: «Как мой поступок, дело, решение отразятся на молитве?». Когда садишься за трапезу, задавай вопрос: «Сколько мне надо поесть, чтобы не угасить молитву?». Когда вступаешь в беседу, думай: «Как мне надо говорить, чтобы не рассеять молитву?». Когда берешь читать книгу, то пойми для себя: поможет ли она молитве или, наоборот, вытеснит ее из памяти. Так проводи весь день.

Есть притча. Царский сын спросил отца:

– Расскажи мне, как ты научился управлять огромным государством?

Царь ничего не ответил. Но через некоторое время сделал вид, что разгневался на сына за какой-то поступок и приговорил его к казни. Сын бросился к ногам отца, умоляя о пощаде, и клялся, что он невиновен. Тогда царь сказал:

– Хорошо, я испытаю тебя.

Он наполнил чашу доверху водой и сказал:

– Обойди с этой чашей городские стены, а за тобой будет следовать палач: если ты прольешь хоть каплю воды, то он тотчас отрубит тебе голову на том же месте.

Царевич обеими руками взял чашу, взошел на городскую стену и начал медленно обходить город, осторожно ступая по плитам. Долго продолжался этот путь. Наконец к вечеру царевич вернулся во дворец и принес отцу чашу, полную воды: он не пролил ни капли.

Как научиться читать молитвы

Несколько человек обратились с вопросом о молитвах от заикания.

Какой‑то особой молитвы от заикания не встречала. Я знаю, что молятся тем же святым, что в списке святых угодников‑помощников в учебе (смотрите в статье), они были хорошими ораторами при жизни.

А еще, советуют от заикания молиться святому Симеону Богоприимцу, великомученику Георгию Победоносцу, целителю Пантелеймону, мученице Анастасии Римляныни, преподобному Антонию Великому, преподобному Агапиту Печерскому.

Мне кажется, я даже уверена, что само чтение молитв улучшает речь. Причем на старославянском языке эффективнее, но если тяжело с непривычки, стоит начинать с молитв на современном языке.

У меня был интересный случай. Несколько лет назад я навещала больную знакомую женщину. После тяжелого инсульта она совсем плохо говорила. У нее была страшная депрессия, любому гостю она сразу начинала жаловаться на родных. От этого ей становилось хуже: горло перехватывало, рот совсем перекашивался, она задыхалась.

Я придумала, как проводить с ней время, предложила читать молитвы по молитвослову. Я читаю, а она повторяет. К моему восхищению, она так быстро их выучила и произносила громко и четко.

Она говорила, что после молитвы у нее на весь день расслабляется горло, улучшается речь и поднимается настроение. Но стоило нам пропустить несколько дней, всё возвращалось обратно.

Сила молитвы огромна. А в ситуации, которая вызывает волнение и страх, когда начинаешь плохо соображать и говорить, любому человеку обращение к Богу в помощь.

Я привыкла читать от страха псалом 90 (на старославянском), краткую молитву от страха, «Богородице Дева радуйся…», «Да воскреснет Бог…».

Многие из тех, кто первый раз обращается с молитвой к Богу, бывают невероятно поражены приятным результатом. Часто такое обращение приводит к вере. Человек начинает молиться, а потом без молитвы уже не представляет своей жизни, он чувствует, что Бог рядом, и становится увереннее в себе.

Однако, темные силы всегда пытаются помешать нашим устремлениям к Богу. Все слышали такое выражение «молитвенный подвиг», а начинают понимать его суть, когда сами начинают молиться регулярно.

Нам всегда что‑то мешает и приходится преодолевать свою лень и обстоятельства. Даже не помню, где читала и кто именно из святых отцов сказал: «Надо понуждать себя к молитве». То есть эта борьба с собой как подтверждение нашей веры в Бога.

С чего начать? Купить молитвослов в храме или церковной лавке. Самый распространенный под названием «Молитвенный щит православного христианина».

Мне этот молитвослов когда‑то подарили. Он долго лежал без моего внимания, пока не случилась беда, тогда я о нем вспомнила, неистово читала, убедилась в силе молитвы, с тех пор очень редко ее пропускаю.

Конечно, со всеми бывает, что нет возможности помолиться как должно. Для этих случаев есть краткое молитвенное правило Серафима Саровского.

У многих появляется тяга к молитве после паломнических поездок по святым местам. Впереди лето, их сейчас повсеместно устраивают православные организации. Знаю людей, которым это очень помогло.

Многие сильно заняты учебой, работой, детьми, им очень не хватает времени, но если отнестись к молитве как к важному делу и постараться найти для нее время, воздастся обязательно. Утренние и вечерние молитвы по молитвослову занимают около 15 минут.

У священника Александра Меня есть интересная история по этому поводу:

В стародавние времена один священник спросил у сапожника, почему тот не ходит в храм на службу в воскресенье?

Сапожник ответил: «Я не успеваю. У меня много работы, я должен кормить семью. Денег, что я зарабатываю, едва хватает. Как я могу вместо работы пойти в храм?»

Тогда священник ему предложил: «Я буду давать тебе столько денег, сколько ты зарабатываешь за день, а ты будешь ходить в храм».

Договорились. Через время сапожник сказал священнику: «Не надо мне больше давать деньги. После того как я стал посещать службу, мои дела пошли в гору, с Божией помощью появились дорогие заказы и я стал больше успевать».

И еще, меня научила монахиня из монастыря: если от какого‑то человека зависит разрешение вашего вопроса, будь то учитель, врач, чиновник или сосед, подайте за него записку о здравии на молебен в храм, и он отнесется к вам по милости. Это помогает, проверено на себе и моих друзьях.

Как научиться правильно молиться?

Здравстуйте!
Уважаемый о.Олег,
слушая Ваши проповеди и читая святых отцов о молитве (на сайте http://www.ioann.ru/?partid=19) — понимаю, что не умею молиться и, значит, никогда не молился по-настоящему. Всегда мешают посторонние мысли. И чем больше пытаюсь читать внимательно, тем более отвлекаюсь.
Как быть? Дайте, пожалуйста, практический совет — как побороть маловерие, рассеянность, невнимание, холодность и т.п.
Спасибо.

Ответ отца Олега Моленко:

Научиться правильно молиться есть дело многотрудное. Кроме правильных теоретических познаний и руководства опытного наставника, нужно долго практиковать. Бог дает молитву молящемуся — говорят святые отцы.

То, что всегда мешают посторонние помыслы — есть последствия нашего общечеловеческого падения и лютая греховная болезнь!

Ради исцеления именно этой болезни пришел на землю Господь Иисус Христос и пострадал на кресте до смерти!

Когда новоначальные смущались непрестанным нашествием помыслов, преподобные отцы выводили их на гору и просили остановить ветер. По невозможности этого они объясняли, что так же невозможно остановить нашествие помыслов, ибо это не во власти человека. Во власти человека — смириться, признать эту лютую болезнь и вопиять к могущему спасти — Иисусу Христу, ибо Он Спаситель!

Бог вменяет человеку не пришествие греховных помыслов, а принятие и собеседование с ними. Принятие страстных помыслов или побеждение ими есть признак нахождения человека под адом! Если он умрет в таком состоянии, то его ждут вечные соразмерные мучения в аду. Он должен или принести соразмерное покаяние, или понести вечную соразмерную муку.

В кратком ответе невозможно научить молитве и раскрыть все тонкости этого великого пожизненного делания. Я говорю об этом в проповедях, ставлю (и буду еще много выставлять) материалы в библиотеке сайта. Должно внимательно изучать эти сокровища и применять на практике.

Главное в молитве новоначального — это ВНИМАНИЕ! Внимание — это душа молитвы и первый благодатный дар Бога кающемуся человеку. Без внимания человек не может преуспеть ни в молитве, ни в духовной жизни. Вот почему в начале все сводится к битве за внимание. Здесь решается жизнь или смерть души!

Благодатное внимание (дар Божий) достигается понудительным вниманием. Понудительное внимание — это особого рода труд над собой во время молитвы или чтения писаний, когда человек заставляет и понуждает себя заключать ум в слова молитвы или читаемого. По началу должно делать это по слогам: Гос-по-ди. И прилагать усилие, чтобы при этом ни один посторонний помысел не вошел в ум.

Важно при этом помнить, что мы не просто учимся складывать слова по слогам, но предстоим перед великим Богом и молимся (по-детски, по слогам) Ему! Очень важно вырабатывать в себе это предстояние перед Богом в каждой своей молитве. Надо уверить себя, что Бог, как Вездесущий, находится здесь и внимательно смотрит на меня и мою молитву. Надо предстоять пред Ним и возносить молитву Ему так, как бы мы говорили присутствующему перед нами человеку.

Важно так же приучать себя стоять вниманием в области (на поверхности) сердца, примерно два пальца выше левого сосца. Именно в этом месте (а не в голове) должно сосредоточивать молитву, прислушиваясь к отклику или движению сердца (духа). У новоначального таким откликом или чувством должно быть ПОКАЯННОЕ чувство.

Внимание ума при покаянном чувстве сердца и есть правильная и богоугодная молитва новоначального и Богом принимаемое покаяние.

При том должно усердно испрашивать у Бога благодатного внимания и сокрушения (т.е. сильного покаянного чувства).

Такая практика Иисусовой молитвы с прошением внимания и сокрушения, при должном трезвении, которое заключается в том, что молящийся отвергает все без исключения помыслы, заключая ум в слова Иисусовой молитвы (ум как бы убегает в молитву и закрывается в ней), обязательно приведет к получению благодатного внимания и усилению сокрушения. А это и есть Богом требуемое покаяние. Пребывание в нем до смерти, при хранении правой веры, доставит спасение!

Итак, против рассеянности, кружения ума и невнимания действуем собиранием ума внутри себя, заключением его в слова Иисусовой молитвы, понуждением себя внимать этим словам, отвергая все прочие помыслы, предстоянием пред Богом, поставлением себя пред Ним с обращением молитвенных слов Ему, как здесь Находящемуся, хранением внимания в области сердца с прислушиванием к нему.

Придет внимание — придет и сокрушение, а за ними последует плач, который есть закрепленное чувство сокрушения (выводящий от нечувствия и холодности), страх Божий, благоговение, мир Божий в душе и тишина помыслов.

Но до этого блаженного состояния будет лютая брань от бесов и падшего естества, в основном в мысленной области.

Основное оружие здесь — отвергать все помыслы, заключая ум в слова молитвы именем Иисуса Христа! При насилии от помыслов, должно вставать и делать земные поклоны с молитвой ко Господу избавить от конкретных (блудных, горделивых, осудительных, хульных и т.д.) помыслов. После затишья опять садиться и понуждать к внимательной молитве.

Даже если человек отойдет в борьбе на этом пути — он будет спасен!

Если же Бог продлит его дни, то он может достичь жизни без мучительных помыслов и с непрекращающимся внутренним миром. Тогда только он осознает полностью, в каком безумии и мучении он пребывал, и в каком состоянии находятся прочие (не стяжавшие Божьего мира в себе покаянием) люди. Произойдет коренная духовная переоценка и перемена в самом человеке. Это и есть духовное возрождение. Дух Святый поселяется в человеке и руководит им изнутри.

Дай тебе Господи вступить в истинное покаяние, стяжать внимание и вкусить от благих плодов его!

Как научиться читать молитвы

Сегодня нередко в руках верующих христиан можно увидеть молитвенники — книжки, в которых приведены молитвы Богу на разные случаи жизни. Утром и вечером такие верующие тоже зачастую молятся заученными словами. А многие христиане прямо заявляют, что Богу не молятся, так как не знают молитв. Какие же молитвы необходимо знать, и как правильно молиться Богу?

Ряд богословов учат своих прихожан, что молитва из молитвослова поможет верующему и благоугодна Богу. Например, в книге «Как правильно молиться по учению Святых Отцов» (Москва, 2002) описан процесс утренней и вечерней молитвы: «Молитвенное правило, которое должно совершаться утром и вечером: “Слава Тебе, Боже наги, слава Тебе”; “Царю Небесный”; “Трисвятое”; “Отче наш”; “Господи, помилуй” — 12 раз; “Приидите, поклонимся”; Псалом 50; “Символ веры”; “Богородице Дево, радуйся” — 3 раза. После этого 20 молитв “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя” — при каждой молитве земной поклон. Затем другие 20 таких же молитв и при каждой поясной поклон».

Библия же не выставляет ни таких, ни подобных им требований. Один из учеников попросил Иисуса Христа: «Господи! научи нас молиться» (Луки 11:1). Иисус Христос ответил: «Когда молитесь, говорите…» и дал текст известной каждому христианину молитвы «Отче наш…» (Матфея 6:9-13, Луки 11:2-4). Это единственная молитва Богу, которую желательно знать наизусть. Ведь она в своей немногословности очень универсальна: она раскрывает сущность Бога, указывает на необходимость покаяния, приводит к осознанию нашей зависимости от Господа и содержит важные наставления людям. Но даже эта молитва при изложении в двух Евангелиях имеет различия, которые не дают цитировать её всем верующим одинаково дословно.

Как научиться читать молитвы

Кроме молитвы «Отче наш», Господь через Своё Слово, нигде не даёт примеры молитв, а говорит: «И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матфея 21:22); «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Колоссянам 4:2); «Молитесь друг за друга» (Иакова 5:16); «Всякою молитвою и прошением молитесь…» (Ефесянам 6:18).

Исходя из поучений Иисуса Христа, можно уверенно сказать, что не нужно зачитывать чужие молитвы Богу из молитвенников, учить их наизусть, а необходимо с верой обращаться к Богу своими словами: благодарить Его, просить о чём-то, делиться радостями и чаяниями, то есть находиться в постоянном молитвенном общении со своим небесным Отцом.

Задумайтесь, как можно, к примеру, заученное стихотворение несколько раз подряд, каждый день на протяжении десятилетий прочитывать от всей души. Это невозможно, ведь со временем любое произведение вы устанете декламировать с выражением и перейдёте «на автомат». Так же дело обстоит с молитвой. Через какое-то время, хотите вы этого или нет, заученная молитва Богу приобретёт в ваших устах формальность. А значит, молитва перестаёт быть молитвой. Ведь настоящая молитва — это не мантры и не заклинание, а личное обращение человека к Творцу, общение с Ним. Доказательство тому — псалмы Давида, каждый из которых является абсолютно самостоятельной молитвой — обращением к Создателю.

В Священном Писании очень много и других примеров молитвенных обращений к Богу героев Библии: Моисея (см. Исход 8:30; 32:31, 32), Даниила (см. Даниила 6:10; 9:3-21), Езекии (см. 4 Царств 20:1-3) и другие.

Недостатки в молитвенных устоях ряда церквей признают и некоторые их представители. Так протоиерей Александр Борисов (1939 г.), кандидат богословия, в своей книге «Побелевшие нивы» пишет: «В самом деле, при чтении уже готовых, написанных молитв внимание легко рассеивается — устами человек говорит одно, а голова его может быть занята совершенно другим. Это совершенно невозможно при свободной молитве своими словами. Впрочем, последнее настолько непривычно для нашего сознания, что даже люди, впервые вошедшие в Церковь, чаще всего говорят: “Я и молиться-то не могу — никаких молитв не знаю”. Действительно, войдя в храм, они понимают, что люди там молятся, но молятся “по книгам”, уже готовыми словами, которые к тому же и разобрать бывает нелегко из-за малопонятного церковно-славянского языка и нечёткого произношения. А раз так, то у человека сразу же складывается представление о том, что иначе молиться просто невозможно. Молитва в таком случае воспринимается как некое заклинание, которое, не будучи произнесено определёнными словами в определённом порядке, не будет действенным».

Молиться Богу своими словами призывал и известный богослов, епископ Феофан Затворник (1815 – 1894 гг.) в труде «Четыре слова о молитве»: «Надо… доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедовала, что есть в ней и чего желательно ей. Ибо как из сосуда — переполненного — сама собою изливается вода; так из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начнёт исторгаться своя к Богу молитва».

Вспомните и то, что Бог в Библии называет Себя нашим Отцом, а Иисус — Другом. Теперь ответьте, как будет приятней отцу: если его ребёнок прибежит к нему и будет сбивчиво, иногда бессвязно, но от сердца жаловаться на то, что он ударился или у него что-то не получается, или если дитя будет стараться высказать свою мысль папе заученными чужими цитатами? Или, представьте, каково будет другу, если вы будете делиться с ним своими переживаниями, радостями или проблемами, зачитывая сказанную кем-то речь на аналогичную тему?

Если рассуждать над учением Священного Писания, то можно сделать только один вывод: нужно молиться Богу своей личной молитвой напрямую. И при этом не обязательно для молитвы ходить в храм, думая, что Бог только там тебя услышит. Нужно помнить, что Создатель всё слышит и видит: «Он и недалеко от каждого из нас» (Деяния 17:27). Творец «вникает во все дела» наши (Псалом 32:15) и знает даже наши помыслы, так как Он — Сердцеведец (Деяния 1:24).

Иисус Христос относительно молитвы дал такое наставление: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матфея 6:6). Этот библейский текст очень точно показывает, что молитва Богу является личным, тайным, интимным обращением человека к Творцу в уединённом месте. Именно так поступал апостол Пётр — уединялся, чтобы помолиться: «Пётр около шестого часа взошёл на верх дома помолиться» (Деяния 10:9).

Как было отмечено выше, Библия учит молиться Богу постоянно. Это значит, что несколько раз в сутки верующий должен уединяться для молитвы Богу, выделив для этого время. А остальной день человек всегда должен помнить о Божьем присутствии и поддерживать с Ним молитвенное общение. Так, благодарить Бога за новый день можно, проснувшись, перед тем как встать с постели; советоваться с Ним, находясь в машине или автобусе; общаться с Создателем на рабочем месте, на пару минут закрыв глаза и т.д. Поэтому и позы для молитвы могут быть разные, как и у библейских героев, которые молились и стоя, и сидя, и лёжа, и на коленях.

Конечно, если человек никогда не молился Богу своими словами, то сложно начать. Чтобы легче было переступить этот невидимый барьер, нужно вспомнить, что Господь — ваш Отец, Он любит вас и желает общения с вами. Поняв это, легче изливать свои просьбы, переживания и благодарности перед Небесным Родителем. При этом нужно помнить, что земные отцы могут ошибаться, иметь недостатки, так как являются людьми. Небесный же Отец совершенен, и Его любовь к нам велика и постоянна.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector