История и традиции празднования Масленицы в России

История и традиции празднования Масленицы в России

Масленица – древнейший народный праздник проводов зимы и встречи весны. Древний славянский праздник пришел из языческой культуры и сохранился после принятия христианства.

История и традиции празднования Масленицы в России

В 2017 году Масленица пройдет с 20 по 26 февраля.

Масленица, Масленая неделя – просторечное название Сырной седмицы – последней перед Великим постом недели. Это подготовительная неделя к Великому посту. В христианском смысле она посвящена одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. В продолжение Масленицы православные христиане по церковному уставу не едят мясо, но употребляют в пищу рыбу и молочные продукты.

Первое упоминание о Масленице известно с XVI века.

Как и любое традиционно значимое народное действие, складывавшееся на протяжении не одного столетия, она представляла собой сложный, многоплановый, регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих. Наиболее важными ритуальными элементами были поминальные обряды, связанные с поминовением усопших родителей и родственников; обычаи, связанные с молодоженами; масленичные развлечения и проводы Масленицы.

Масленица издавна была общенародным праздником, не имевшим каких-либо возрастных, социальных, семейных или гендерных ограничений. Неучастие в празднике могло быть оправдано только увечьем, немощью или болезнью человека. Ее радостно встречали как население сельских окраин, так и жители столицы, больших губернских и малых уездных городов России.
К Масленице начинали готовиться еще с середины предыдущей недели. В это время хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома — от чердака до погреба: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили к использованию праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами. Закупали для праздника большое количество продуктов: муку разных сортов для блинов, пряженцов и пирогов, соленую рыбу, пряники, конфеты и орехи для детей, собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло.

Суббота накануне Масленой недели называлась «маленькой Масленицей». В этот день принято было поминать умерших родителей. Для них пекли специальное угощение — блины — и клали его на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, раздавали в церквях нищим.

Праздновать Масленицу начинали с понедельника следующей недели. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Каждый из них имел собственное название: понедельник – «встреча»; вторник – «заигрыши»; среда – «лакомка»; четверг – «разгул», «перелом», «широкий четверг»; пятница – «тещины вечерки»; суббота – «золовкины посиделки»; воскресенье – «проводы», «прощенье», «прощеный день».

Самыми важными считались последние четыре дня праздника, называвшиеся «широкой» или «разгульной Масленицей». Накануне их следовало вымыться в бане, «очистив» себя от тягот и несчастья прошедшего года. В домах прекращали постоянную работу, начинали ходить в гости к родственникам и знакомым.

На Масленицу накрывали обильные сытные столы из мучной и молочной пищи, а также из яиц, рыбных блюд, пирогов, кваса, пива. В праздничной трапезе обязательно присутствовали блины – языческий символ солнца и обязательный атрибут поминок.

В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.

К Масленице приурочивалось исполнение большого количества обрядов, связанных с чествованием «новоженов» – молодых супругов, вступивших в брак в этом году. Их валяли в снегу, катали с гор на примороженных шкурах животных и санях, сажали на перевернутые бороны.

Повсеместно главным праздничным действием было катание с горок – на санях, шкурах домашних животных, перевернутых скамейках, обледенелых корытах и решетах. На севере и в приволжских деревнях на возвышенных местах на масленичную неделю прокладывали параллельные жерди для катания молодежи парами. Также нарядная молодежь каталась на лошадях, переезжая из деревни в деревню с шумом, песнями и игрой на гармошке. Лошадей при этом украшали лентами, цветами и звонкими колокольчиками.

Во время масленичной недели в казачьих поселениях Сибири, Урала и Красноярского края, а также в Симбирской, Пензенской и Тульской губерниях была распространена игра «Взятие снежного городка». Традиция строительства крепостей или городков из утрамбованного снега известна с начала XVIII века. Первоначально это развлечение было характерно только для служилого населения, но позже их примеру стали следовать и сельские жители. Городки возводили на открытых и доступных местах — на льду рек и озер, на площадях в крупных селах и городах.

В последний день недели в губерниях России совершались проводы Масленицы. В одних местностях ритуал бытовал в форме сожжения масленичного чучела, в других – в виде проводов-похорон.

В северных, центральных и поволжских губерниях Масленица в последний день праздника подвергалась сожжению на специальном костре. Символ праздника участники масленичного поезда привозили или приносили насаженным на шест сразу после гуляния и объезда деревни, ближе к сумеркам. При этом все сопровождавшие громко пели, смеялись и кричали.

Масленичный поезд насчитывал в некоторых местах несколько сот лошадей. Участники процессии часто обряжались в соломенные колпаки и кафтаны, которые также бросали позднее в костер. Масленица могла иметь различные воплощения – в виде соломенной или деревянной куклы; снопа с нарисованным лицом, надетого на жердь; сосновой или еловой ветки, украшенной лентами, платками и бубенцами.

В сожжении масленичной куклы принимало обязательное участие все население данного села или деревни, но главным исполнителем ритуала являлась молодежь.

Хотя к ХIХ — началу ХХ века большая часть обрядов утратила свое ритуальное значение и стала носить развлекательный характер, Масленица по-прежнему символизирует собой рубеж зимы и весны, сытой веселой жизни в течение масленичной недели и аскетизм, голодание и покаяние Великого поста.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Из реализации народного творчества складывается культура, питающаяся соком из поколения в поколение передаваемой традиции. Поэтому-то столь важно соблюдение традиций и, главное, их понимание, ибо в мире греха легко извратить добрые истоки. Одним из самых сложных в этом плане праздников является масленица. Что это — остатки язычества, нарядившегося в христианские одежды, или простонародное христианское мироощущение?

Остановим наше внимание на Великом посте. Задолго до поста мы уже чувствуем его «дыхание». За три недели до его начала открывается Постная Триодь, впервые звучит «Покаяния отверзи ми двери. » и читается Евангельская притча о мытаре и фарисее — так Церковь начинает подготавливать нас к покаянным дням поста. На следующей воскресной службе прибавляется печальное пение 136 псалма «На реках Вавилонских. » и вспоминается притча о блудном сыне. Еще через неделю мы слышим грозные слова о Страшном Суде. А воскресение перед самым постом называется Воспоминанием Адамова изгнания (иначе — Прощеное воскресение). Затем следует сам Великий пост, отличающийся продолжительностью и строгостью, весь наполненный покаянным чувством и ожиданием светлого и радостного Воскресения Христова. Наконец, приходит Страстная седмица, в которой мы страдаем и умираем вместе со Христом, а за ней наступает пасхальное ликование: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!».

Таким образом, перед нами предстают три периода: 1) предпостовой, 2) постовой и 3) пасхальный. Богословски это можно трактовать следующим образом. Великий пост — это жизнь человечества на земле после грехопадения. Соответственно, до того жизнь протекала в раю, которая, с одной стороны, еще не была обременена горьким плачем и человек был еще свободен в своих делах — это и отражено в двух сплошных предпостовых неделях (вторая касается только молочной пищи), — а с другой, уже имела привкус предстоящего грехопадения — отсюда и первые покаянные нотки в богослужении. И вот, грехопадение свершилось. Человеку была дана свобода (сырная седмица) и он не смог достойно нести ее. Наступает изгнание человека из рая (Прощеное воскресение) и последующие скорбь, тяготы и покаяние нашей наполненной грехом жизни (Великий пост). Но Христос пришел и умер за нас (Страстная седмица), воскрес и даровал нам жизнь вечную (Пасха). В итоге путь от предпостовых дней через пост к пасхальному торжеству означает путь от Адама ко Христу.

Масленица празднуется в период сырной седмицы, когда последний раз можно вкушать молочные продукты — молоко, сыр, сметану, масло. Казалось бы, название народного праздника и празднование его непосредственно перед Великим постом указывают на его тождественность с церковной сырной седмицей (В. Даль так и пишет: «Масляная неделя, сырная неделя до Великого поста»), казалось бы, народный фольклор порой прямо указывает на связь народного праздника с Великим постом, а ни с чем иным, однако находилось и находится немало этнографов и фольклористов, которые утверждают, что масленица — праздник отнюдь не христианский и берет свое начало в языческой традиции празднования дня весеннего солнцеворота. И это несмотря на то, что весенний солнцеворот определен конкретным числом, а масленица, привязанная к Великому посту, может праздноваться как зимой, так и весной, как около дня весеннего солнцеворота, так и задолго до него (более чем за месяц). На чем же тогда зиждется подобное мнение? На обрядовой стороне праздника, на его атрибутике. Указывают на разгульность праздника, на сопутствующие масленице игрища, которые, кажется, никак нельзя признать христианскими.

Однако чтобы правильно понять атмосферу праздника, надо понять его метафоричность, надо вспомнить о пути от Адама ко Христу, — тогда станет ясно, что этот разгул, это веселье являются метафорой состояния Адама в раю и его грехопадения. Это мистерия, в которой народное сознание как бы пытается возродить состоявшуюся в раю трагедию. Ведь каждый человек — новый Адам, которого в конечном итоге приходит спасти Христос.

Например, масленичные «новожены» напоминают нам о чете Адама и Евы. Тогда и катание с горы прообразовано ни чем иным, как грехопадением, — не случайно сначала катается девушка, а затем девушка вместе с юношей: так пала первой Ева, которая повлекла за собой и Адама. Масленичное чучело — это символ «ветхости», греховности. Его сжигание — преодоление «ветхого человека» и смерти. Материал чучела — солома — тоже символизирует ветхость, так как легко поддается тлению («яко трава бо огнем будете иссохше. «). Кроме того, само по себе сжигание тоже неслучайно, так как огонь — важное составляющее христианской символики. Огонь — это плотское, греховное («огонь страсти»), адское («огонь неугасаемый»). Он противоположен воде — очищению, победе над грехом (всемирный потоп, таинство Крещения).

Что же касается таких известных масленичных игр, как взятие снежного городка и кулачные бои, то борьба и сражение, которые в них заложены, превращаются из шутливой забавы в борьбу между жизнью и смертью, если смотреть на эти игры с точки зрения христианской символики. И неслучайно победителя снежного городка награждали. купанием в проруби! Эта парадоксальная награда вполне естественна и закономерна именно в христианской трактовке игры; взявший приступом снежный городок преодолел барьер-смерть и получил крещение в жизнь вечную.

А игра в «царя»? В ней стираются все сословные границы, а ведь мы помним, что пред Богом все равны — «нищий и убогий ныне предстоят в равном достоинстве». К тому же только тот, кто обнищал, кто стал последним — тот станет первым, «царем», и наоборот, — опять-таки вполне обычный христианский парадокс.

И все-таки, как быть с тем разгулом, доходящим до безобразия, как быть с разнузданным кутежом, который оборачивался пьянством, набиванием животов, драками и даже убийствами? Не язычество ли это?

Да, можно найти в праздновании масленицы элементы язычества. Однако большая ее часть по сути дела является обычным проявлением греха «ветхого человека» вне зависимости от его религиозной принадлежности, а другая — действительно наследие язычества, которое можно увидеть, в частности, в некоторых песнях явно языческого содержания. Что касается блинов, то они, как пишет фольклорист В.Я. Пропп, «древнейшая форма мучной еды. Когда еще не умели печь хлеб, муку смешивали с водой, делали жидкое тесто и порциями выплескивали его на горячие камни. Таким образом, блины по происхождению — не магическая еда, как кутья, а древнее, архаическое блюдо, средство насыщения, получившее обрядовое применение».

Сущность же масленицы, думается, все-таки христианская. Можно отвергать, не принимать народного видения, народного переживания христианских событий, но зачем же называть это мироощущение народа тем, чем оно не является — язычеством? И наша задача состоит именно в том, чтобы отделять пшеницу от плевел, чтобы не дать сорнякам загубить доброе семя христианской традиции. Если это не делать в наше время, когда после почти векового мракобесия преемственность поколений основательно разрушена, когда утрачены и искажены и продолжают утрачиваться и извращаться культурные традиции народа, идет «европеизация» и секуляризация нашей страны, — если это не сделать сейчас, то нас и наших детей захлестнет такая волна бездуховности и псевдодуховности, с которой мы справиться уж будем не в силах.

Масленица является не только ожидаемым и любимым в народе праздником, но и одним из самых долгих. Даты Масленой недели подвижны и зависят от Пасхи: Масленица начинается за 56 дней до христианского праздника. В 2021 году Масленицу празднуют с 8 по 14 марта.

История и название праздника

Древний славянский праздник уходит корнями в языческую культуру и связан со сменой времен года и встречей весны. С приходом на Русь христианства языческий праздник осуждался церковью. Однако в XVIII веке церковь сделала Масленицу частью православной культуры. В календаре Русской православной церкви Масленица называется Сырной седмицей, которая предшествует Великому посту. Согласно церковному обычаю, верующие за это время могут подготовиться к 40-дневному посту и примириться с ближними.

Единой версии о происхождении названия праздника нет. Одно из объяснений связано с маслом. Именно весной на Руси начинали телиться коровы, молоко появлялось в каждом доме. Масло, как символ достатка в семье, и круглый горячий блин — олицетворение солнца, были обязательными атрибутами праздника.

В народе Масленицу всегда ждали, ласково и кратко называли «пеpебуха», «объедуха», «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «веселая», «честная масленица», «пеpепелочка», «ясочка».

Масленичная неделя

Неделя делится на два периода. Узкая Масленица — понедельник, вторник и среда, и широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься делами по хозяйству, а с четверга все работы прекращались. Каждый день праздничного цикла имеет свое название и предназначение.

Понедельник — встреча. В этот день заканчивали постройку снежных гор, качелей, балаганов, из подручных материалов сооружалось чучело Зимы, которое насаживали на кол и возили по улицам. По традиции свекор со свекровью отправляли невестку к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости и обсуждали время и место гуляний, определялся состав гостей. В первый день уже начинали печь блины, первый испеченный блин в понедельник отдавался малоимущим и на помин усопших.

Вторник — заигрыши. Многие масленичные обряды связаны со сватовством. Во вторник проводили смотрины. Если все складывалось удачно, то сразу после Пасхи, на Красную горку, игралась свадьба.

Среда — лакомка. Третий день Масленицы отличался богатыми столами с угощением для гостей. По традиции в этот день зять приходил к теще на блины, которые она пекла. У каждой хозяйки на Руси был особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Блины пекли из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

Четверг — разгул. В первый день широкой Масленицы хозяйственные работы прекращались, и начиналось празднование: катались на санях и санках, устраивали кулачные бои и битвы за снежные города, пели колядки, жгли ритуальные костры и прыгали через огонь. Главным действием в четверг был штурм и дальнейший захват снежного городка.

Пятница — тещины вечерки. Этот день проводили в кругу семьи и близких. С ответным визитом теща приходила в гости к зятю.

Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали к себе золовок и других родственников мужа.

Воскресенье — прощеный день. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные за год обиды. Кульминация Масленицы — сжигание на костре соломенного чучела, олицетворяющего уходящую зиму, под веселые возгласы и песни. Вечером поминали усопших и ходили на кладбище.

Традиции

Традиции Масленицы направлены на то, чтобы проводить зиму и встретить весну. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник. В этот день обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Многие масленичные традиции связаны с темами семьи и брака: в эти дни чествовали молодые семейные пары, а юноши и девушки, не вступившие в брак в течение прошедшего года, претерпевали шуточные «наказания» в форме различных обрядов-испытаний.

Масленичный фольклор

С днями Масленицы связано много шуток, песен и пословиц: «Без блина не масляна», «На горах покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масленица», «Масленица объедуха, деньги приберуха», «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить», «Не все коту масленица, а будет и Великий пост».

МАСЛЕНИЦА – один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России. Он отражает вековые традиции русского народа, бережно хранимые и передаваемые им из поколения в поколение.

Сегодня мы предлагаем Вам познакомиться с некоторыми удивительными фактами из истории возникновения этого явления, о которых Вы, возможно, не знали.

История и традиции празднования Масленицы в России

1. Русская православная Церковь никогда не жаловала языческие праздники, но Масленица представляет собой исключение. Праздник был признан ею на официальном уровне. А до ХVIIвека он был известен как «сырная» или «мясопустная» седьмица (неделя). В дальнейшем праздник получил своё нынешнее название – Масленица. Название Масленица пришлось в пору этому видоизменённому празднику, потому что в этот период времени (последняя неделя перед Великим Постом) Церковный Устав запрещает верующим есть мясо, но разрешает вкушение сливочного масла, молочных продуктов, яиц и рыбы.

История и традиции празднования Масленицы в России

2. Масленица – это не женщина, а мужчина. Чтобы помочь весне прогнать зиму, устраивали весенние гуляния и славили Ярила – языческого бога солнца и плодородия. Он представлялся древним русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умирающего и вновь воскресающего. Воскреснув, он дарил людям весеннее тепло и надежду на новый обильный урожай. До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него.

История и традиции празднования Масленицы в России

3. В России на Масленицу всегда гуляли с размахом. ПетрIне отказывал себе в удовольствии прокатиться по Санкт-Петербургу на запряженном лошадьми корабле, а его дочь Елизавета, по словам очевидцев, с большим энтузиазмом участвовала в застольях, съедая по две дюжины блинов. В годы правления ЕкатериныIIв большом почете были трехдневные маскарадные шествия, состоявшие из 200 – 400 человек.

История и традиции празднования Масленицы в России

4. Праздник блинов и безудержного веселья начинался за 56 дней до Пасхи и длился ровно неделю (с понедельника по воскресенье). Раньше он совпадал с днем весеннего равноденствия, а значит отмечался в одно и то же время 20 или 21 марта. Наши предки знали, что в это время пробуждается природа от зимнего сна. От яркого света Ярила — солнца тают сугробы.

История и традиции празднования Масленицы в России

5. Оказывается, знаменитая поговорка «первый блин комом» дошла до нас в искаженном виде и приобрела совершенно другой смысл, позволяющий начинающим хозяйкам списывать свои неудачи в приготовлении первого блина на русские традиции. На самом деле, поговорка должна звучать — «первый блин комАм». «Комами» наши предки называла медведей, а праздник весеннего равноденствия называли «Комаедицей». Когда – то, отмечая Масленицу или Комаедицу, наши предки по утру шли в лес и оставляли подношение медвежьему богу Коме на пеньках. От этой традиции и пошло выражение «первый блин Коме». Со временем «Комаедица» превратилась в самостоятельный белорусский праздник, посвященный пробуждению медведя от зимней спячки, встрече весны, который отмечается в этой стране 6 апреля.

История и традиции празднования Масленицы в России

6. То, за что мы любим Масленицу, – вкусные, пышные блины – никогда не были символом праздника. Блины всегда считались поминальным блюдом, которым нужно было обязательно «умаслить» предков в земле, чтобы они сделали землю плодородной, а значит, почтить их память блинной трапезой. Статус «символа солнца» и главного атрибута Масленицы появился лишь вXIXвеке из-за ошибки некоторых исследователей от культуры. Угощаясь блинами, наши предки верили в то, что получают частичку могущества небесного светила.

История и традиции празднования Масленицы в России

7. Сжигание чучела в последний день масленичной недели символизирует не проводы зимы, а жертвоприношение. Чучело считалось символом плодородия: сжигая его, люди передавали плодородие земле. А пепел, который оставался от сжигания чучела, развеивался над полями.

История и традиции празднования Масленицы в России

8. В некоторых уголках России процесс сожжения чучела вообще полностью повторял похоронный обряд: до сожжения чучело носили по деревне в специальном корыте, имитирующем гроб.

История и традиции празднования Масленицы в России

9. У Масленицы есть ещё одно название: «Бабья неделя». В Масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть. Они могли в это время только ходить в гости друг к другу и угощать блинами.

История и традиции празднования Масленицы в России

10. В католических странах существует прямой аналог Масленице – «Карнавал», который также отмечается перед Великим Постом Название «Карнавал» образовалось от латинского «carnevale» — что в переводе означает «прощай мясо».

История и традиции празднования Масленицы в России

11. В Словении празднуют «Курентованье». Его главная цель – изгнание зимы (аналог привычному «сожжению чучела»). Праздник сопровождается традиционными танцами в вывернутых наизнанку тулупах и масках. Происходит это действо в последний день праздничной недели.

История и традиции празднования Масленицы в России

12. «Звончары» в Хорватии – обряд, напоминающий словенское «Курентованье». Молодые парни надевают шкуры, маски с рогами и расхаживают по улице, издавая страшные и громкие звуки, чтобы спугнуть зиму.

История и традиции празднования Масленицы в России

13. «Вастлавка» у датчан, норвежцев, эстонцев и латышей или «скандинавский карнавал» (популярен в Прибалтике) – это праздничные гуляния, предшествующие началу Великого Поста. Одним из главных атрибутов праздника являются сладкие сдобные булочки с разными начинками.

История и традиции празднования Масленицы в России

14. «Марца Гра» у франкоязычных европейцев и американцев. Во время «Марца Гра» («жирного вторника») проводится шумный и веселый карнавал, который возглавляют импровизированные «король» и «королева».

История и традиции празднования Масленицы в России

15. Известно, что до половиныXIXвека соду в приготовлении блинов не использовали – в то время её не так-то было легко достать. Пышность и воздушность блинам придавалась, благодаря простой и небольшой хитрости хозяек: в тесто они добавляли немного снега.

История и традиции празднования Масленицы в РоссииНачинается последняя неделя перед Великим постом, Масленица…

Церковь не сделала Масленицу своим праздником, но переосмыслила этот период года – дни, предшествущие Великому посту. Именно под влиянием христианства этот языческий праздник стал Масленицей в том виде, которой мы ее знаем уже многие века. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего языческого значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья. В разных странах у этого праздника есть свой национальный колорит.

Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся – Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Первый интересный Масленичный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели? Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу?

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время – линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников.

Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.

Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине (особенно в традициях народов Украины и Беларуси), и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил:

– Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.

Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.

Масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будут активные возлияния, «объедуха» (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них грешно.

История и традиции празднования Масленицы в РоссииСырная седмица — преддверие Великого поста (Фото: Art Konovalov, Shutterstock)

Сырной седмицей или масленицей называется седмица, следующая за Неделей мясопустной. В ее продолжение не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия.

За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Молитва святого Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Сырная седмица — преддверие Великого поста. Святая Церковь называет ее «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния», поэтому не подобает истинным чадам Церкви Христовой предаваться в масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям.

В сырную субботу Церковь воспоминает всех преподобных отцов, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия», напоминая нам тем самым о предстоящем подвиге Великого поста и указуя примеры добродетельной жизни в лице великих постников — святых жен и мужей. Особенно важным, знаковым настроением этой недели можно считать примирение с ближними.

Другие праздники в разделе «Православные праздники»

В разгаре Масленица — единственный праздник в году, который «миряне» и православные отмечают сообща. На блины усиленно «налегают» как батюшки, готовящиеся к посту, так и обыватели, никогда его особо не соблюдавшие. Причем активнее всего отмечать масленицу призывает сама церковь. Тогда насколько же масленица «мирская» или … «православная»?

Масленица, как праздник, в православном календаре не числится. В церковных книгах она называется Сырною неделею, подобно «всей предшествующей седьмице, на коей в среду и пяток едят сыр и яйца в отвращение предания Яковитской и Гетрадитской ериси». В Сырную неделю церковь воспоминает об изгнании Адама из рая. «Для нас православных это время — неделя о «страшном суде» — предпоследняя неделя из подготовительных к Великому Посту недель. Мы уже не едим мясо, но вкушаем молочную пищу. В это время принято печь блины, отсюда и название — сырная неделя», — говорят священнослужители.

Ранее начиналась Сырная неделя по окончании так называемых Свадебных недель. Молодые пары стремились к началу масленицы пожениться, иначе во время недельных гуляний «беснующиеся» привязывали к их ногам палки и заставляли выкупать свою свободу. Жениться в Великий Пост запрещали каноны Православной церкви.

Всю неделю священнослужители читали молитвы, морально и физически готовились и готовили паству к 48 постным дням. А православные миряне жгли чучела, ели, пили до беспамятства, веселились до упаду. В каждом их действе был глубокий языческий обрядовый смысл. Например, катание с ледовых гор у предков означало путем соединения с землей заставить ее плодоносить.

На масленицу еще стоят морозы, а русская душа и тело уже требуют весны. Поэтому к празднику «приурочили» и проводы зимы. Это сочетание весенней и зимней обрядности, переходный характер праздника – фирменный стиль масленицы. Кстати, этот год нарушил все масленичные «каноны»: по православной пасхалии Сырная неделя должна приходиться не на середину февраля, а на начало марта /по новому стилю/. Да и обывателям даже по нынешней «аномальной» погоде провожать зиму 22 февраля как-то рановато.

В последнее воскресенье перед постом по обычаю церкви принято прощать друг другу все грехи и обиды. А затем, по старинной традиции, дружно идти на кулачные бои – самую популярную забаву на Руси. «Бог простит».

Фирменное блюдо масленицы во всех ее ипостасях — блины. В старину, пожалуй, никакое другое блюдо русской кухни не могло сравниться с их популярностью. Блин сопровождал человека всю жизнь — от рождения /роженицу кормили блином/ и до самой смерти /обязательное блюдо во время поминальных обрядов/. Никто не знает, когда блины впервые появились на нашем столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов. Их круглая форма олицетворяла солнце.

Блины как праздничное яство встречается в книгах Святого Писания под именем млинов. Царь Давид раздавал их народу по случаю празднества при перенесении кивота Господня: «Даяше по млину сковородному».

У русских слово млин означало изделие из гречневой молотой муки, пекущееся на сковороде, подмазанной маслом, позднее переменилось в блин.

Печь блины издревле начинали по сигналу церкви – в соответствии с православным расписанием праздников и христианской арифметикой. При этом масленица — единственный крупный дохристианский праздник, который не приурочили ни к одному христианскому торжеству и не дали нового истолкования. Вероятно, это и способствовало сохранению архаических элементов масленицы. Да и самой «недели обжорства» как праздника.

Хотел было патриарх в конце XVII века уничтожить это бесовское разгулье, но не успел. Единственное, чего достиг — проклял все карнавальные действа и сократил праздник на 8 дней, тогда как прежде народ веселился все 14. Возможно, церковные отцы не выдержали конкуренции с одним из самых широких гуляний славян. При этом последние также пошли на компромисс. Не раз нарушая православные каноны, они добровольно голодали все 48 дней. Закрома к масленице пустели, домашняя живность готовилась к приплоду — русичам приходилось соизмерять свои аппетиты со скромными возможностями. Вот и всеобщность великого поста весьма кстати. Праздники, подобные масленице, было у всех славянских народов. Они также носили «аграрный» характер и гулялись на пороге зимы и весны. В русской масленице есть сходные черты с южнославянскими, болгарскими праздниками.

Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: «У Власия и борода в масле».

Совместными усилиями церкви и мирян обычаи 1000-летней давности — масленица – дошли до ХХI века. Конечно, каждый внес в нее свой вклад, «усовершенствовал» по-своему разумению. Масленица менялась совместно со временем, возможно, поэтому она до сих пор один из самых любимых и широких праздников страны. Гуляют все.

В разгаре Масленица — единственный праздник в году, который «миряне» и православные отмечают сообща. На блины усиленно «налегают» как батюшки, готовящиеся к посту, так и обыватели, никогда его особо не соблюдавшие. Причем активнее всего отмечать масленицу призывает сама церковь. Тогда насколько же масленица «мирская» или … «православная»?

Масленица, как праздник, в православном календаре не числится. В церковных книгах она называется Сырною неделею, подобно «всей предшествующей седьмице, на коей в среду и пяток едят сыр и яйца в отвращение предания Яковитской и Гетрадитской ериси». В Сырную неделю церковь воспоминает об изгнании Адама из рая. «Для нас православных это время — неделя о «страшном суде» — предпоследняя неделя из подготовительных к Великому Посту недель. Мы уже не едим мясо, но вкушаем молочную пищу. В это время принято печь блины, отсюда и название — сырная неделя», — говорят священнослужители.

Ранее начиналась Сырная неделя по окончании так называемых Свадебных недель. Молодые пары стремились к началу масленицы пожениться, иначе во время недельных гуляний «беснующиеся» привязывали к их ногам палки и заставляли выкупать свою свободу. Жениться в Великий Пост запрещали каноны Православной церкви.

Всю неделю священнослужители читали молитвы, морально и физически готовились и готовили паству к 48 постным дням. А православные миряне жгли чучела, ели, пили до беспамятства, веселились до упаду. В каждом их действе был глубокий языческий обрядовый смысл. Например, катание с ледовых гор у предков означало путем соединения с землей заставить ее плодоносить.

На масленицу еще стоят морозы, а русская душа и тело уже требуют весны. Поэтому к празднику «приурочили» и проводы зимы. Это сочетание весенней и зимней обрядности, переходный характер праздника – фирменный стиль масленицы. Кстати, этот год нарушил все масленичные «каноны»: по православной пасхалии Сырная неделя должна приходиться не на середину февраля, а на начало марта /по новому стилю/. Да и обывателям даже по нынешней «аномальной» погоде провожать зиму 22 февраля как-то рановато.

В последнее воскресенье перед постом по обычаю церкви принято прощать друг другу все грехи и обиды. А затем, по старинной традиции, дружно идти на кулачные бои – самую популярную забаву на Руси. «Бог простит».

Фирменное блюдо масленицы во всех ее ипостасях — блины. В старину, пожалуй, никакое другое блюдо русской кухни не могло сравниться с их популярностью. Блин сопровождал человека всю жизнь — от рождения /роженицу кормили блином/ и до самой смерти /обязательное блюдо во время поминальных обрядов/. Никто не знает, когда блины впервые появились на нашем столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов. Их круглая форма олицетворяла солнце.

Блины как праздничное яство встречается в книгах Святого Писания под именем млинов. Царь Давид раздавал их народу по случаю празднества при перенесении кивота Господня: «Даяше по млину сковородному».

У русских слово млин означало изделие из гречневой молотой муки, пекущееся на сковороде, подмазанной маслом, позднее переменилось в блин.

Печь блины издревле начинали по сигналу церкви – в соответствии с православным расписанием праздников и христианской арифметикой. При этом масленица — единственный крупный дохристианский праздник, который не приурочили ни к одному христианскому торжеству и не дали нового истолкования. Вероятно, это и способствовало сохранению архаических элементов масленицы. Да и самой «недели обжорства» как праздника.

Хотел было патриарх в конце XVII века уничтожить это бесовское разгулье, но не успел. Единственное, чего достиг — проклял все карнавальные действа и сократил праздник на 8 дней, тогда как прежде народ веселился все 14. Возможно, церковные отцы не выдержали конкуренции с одним из самых широких гуляний славян. При этом последние также пошли на компромисс. Не раз нарушая православные каноны, они добровольно голодали все 48 дней. Закрома к масленице пустели, домашняя живность готовилась к приплоду — русичам приходилось соизмерять свои аппетиты со скромными возможностями. Вот и всеобщность великого поста весьма кстати. Праздники, подобные масленице, было у всех славянских народов. Они также носили «аграрный» характер и гулялись на пороге зимы и весны. В русской масленице есть сходные черты с южнославянскими, болгарскими праздниками.

Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: «У Власия и борода в масле».

Совместными усилиями церкви и мирян обычаи 1000-летней давности — масленица – дошли до ХХI века. Конечно, каждый внес в нее свой вклад, «усовершенствовал» по-своему разумению. Масленица менялась совместно со временем, возможно, поэтому она до сих пор один из самых любимых и широких праздников страны. Гуляют все.

История и традиции празднования Масленицы в России

С 8 марта православные жители ЛНР начнут отмечать Масленичную неделю. Корреспондент сетевого издания МИА «Исток» собрал традиции и историю этого когда-то языческого праздника.

История праздника

История и традиции празднования Масленицы в России

Масленица – праздник языческий. По некоторым версиям, изначально её праздновали, прославляя бога солнца Ярилу. В это день радовались скорому теплу и прогоняли надоевшую уходящую зиму. Гуляния всегда сопровождались огнём – горящие костры, колёса и чучело были главными атрибутами Масленицы и отзвуками культа солнца, царившего на Руси.

После принятия христианства Церковь освятила этот языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Масленичная неделя стала последним этапом подготовки к Великому посту. В христианской традиции за время Масленицы верующие должны приблизиться к прощению всех обид, покаянию, примирению с ближними.

В древние времена Масленичную неделю называли Сырной седмицей. Разрешалось есть только молочные продукты и рыбу. Мясо же было под строгим запретом.

Масленичная неделя длилась с понедельника по воскресенье, но праздновать её начинали даже раньше. Известно, что наши предки перед Масленицей отмечали Пёструю, или Мясопустную неделю. Называли её так, потому что постные дни и дни, когда можно было употреблять в пищу мясо, чередовались – получался такой «пёстрый» период. Жениться на этой неделе считалось недобрым знаком, и свадьбы переставали играть вплоть до Пасхи.

Конец Пёстрой недели – время активной подготовки к Масленице. В субботу устраивали поминальные обеды, а в воскресенье все отправлялись друг к другу в гости, чтобы пригласить родственников, друзей и близких отпраздновать вместе.

Традиции Масленицы

История и традиции празднования Масленицы в России

По традиции, Масленичная неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье сжиганием чучела. Каждый день этого праздника уникален и наполнен глубоким смыслом. У каждого из них своё название и ритуалы, которые непременно нужно было исполнять.

Понедельник – встреча. В этот день заканчивали подготовку развлечений, ходили по гостям и выпекали первый праздничный блин. Его, традиционно, отдавали беднякам – за помин душ усопших.

Вторник – заигрыши или, по-простому, сватовство: в деревне в этот день устраивали смотрины. Время выбрано неспроста. В Великий пост свадьбы играть было нельзя, а вот уже после Пасхи, на Красную горку, можно было и отметить создание новой семьи. Поэтому молодёжь знакомилась на Масленичной неделе с далеко идущими целями.

Среда – лакомка. Про день тёщиных блинов слышали? Так вот, в масленичную среду мать жены печёт блины и угощает ими зятя. Считается, что чем богаче её стол, тем больше теща благоволила к мужу своей дочери. Именно от традиций этого дня возникло крылатое выражение «к тёще на блины».

Четверг – разгул. В четверг с размахом начиналась Широкая Масленица. И, конечно же, ни одна праздничная неделя не проходила без игр: хороводы, песни всем двором, катания с горки, прыжки через костёр, кулачные бои, всё это в сопровождении песен и плясок . Но главная традиция – взятие снежного городка. Дети и взрослые строят снежную крепость, делятся на две команды – пехоту и конницу – и начинают игру. Пехота, как правило, защищает крепость, конница же пытается её разрушить.

Пятница – тёщины вечёрки. В этот день, наоборот, мать дочери сама наведывается в дом к зятю, и тот так же должен досыта накормить её. Причём приходит тёща не одна, а с «товарками» – подружками, чтобы похвастаться перед ними, какое уважение ей оказывает зять.

Суббота – золовкины посиделки. В предпоследний день Масленичной недели молодые невестки приглашали к себе в гости родственников мужа, в первую очередь, золовок. Если золовки были незамужние, то приглашались также холостые подруги невестки. А если уже семейные, то и подруги приглашались те, что замужем.

Воскресенье – проводы. Народ начинал подготовку к Великому посту. Просили прощения у близких, поминали усопших. Всю еду доедали, а что оставалось – сжигали. Тщательно мыли посуду, а затем шли в баню. Завершало праздник торжественное сожжение чучела Масленицы, а оставшийся от него пепел развеивали над полями, чтобы грядущий год был урожайным.

Как сделать чучело на Масленицу своими руками

История и традиции празднования Масленицы в России

Сожжение чучела во время праздничных гуляний на городских площадях носило глубокий сакральный смысл. Таким образом наши предки прогоняли зиму и приветствовали весну. Вместе с зимой символически сгорало всё старое и ветхое, наступало время перемен и обновления.

Для чучела понадобятся:

  • две деревянные палки – одна длинная, другая поменьше;
  • гвозди с молотком;
  • верёвка;
  • старые журналы, газеты;
  • солома;
  • платок на голову и старая одежда;
  • пуговицы;
  • помада.

Палки необходимо соединить между собой крестом и прибить гвоздями. Да так, чтобы короткая стала руками чучела, а длинная – туловищем. Далее их нужно перемотать соломой, а сверху верёвкой для большей прочности. Теперь голова: сомните старые газеты в ком и обмотайте его платком. Можете сшить овал в виде головы из материи и набить его соломой. Вместо глаз пришиваем пуговицы, а нос, рот и румяна рисуем помадой. Голову к туловищу привязываем тоже веревками. Одеваем наше создание в старую одежду.

Важно помнить, что сжигать соломенную куклу необходимо на открытом пространстве, а детей держать под присмотром. Тогда это будет безопасно.

© miaistok.su
По материалам Комсомольской правды

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector